Упражнения тренинги по психологии: Психологические упражнения для тренингов

Психологическое упражнение для тренингов

Чтобы поработать над собой, не всегда нужно обращаться к психологу. В ряде случаев достаточно воспользоваться специальными упражнениями. Они эффективны, если требуется восстановить веру в собственные силы. Не поддаться унынию в сложной ситуации бывает непросто. Цель может состоять в восстановлении психической формы, ясности ума. Подобные занятия достаточно просты, интересны и эффективны. Поэтому хорошее психологическое упражнение позволяет очень быстро настроить себя в нужном направлении.

Как избавиться от стресса

Достаточно интересным и простым является упражнение «Воздушный шарик». Задание выполняется мысленно. Оно состоит в том, чтобы представить шарик, который надувается при каждом вдохе. После его увеличения следует на 30 секунд задерживать дыхание. Это психологическое упражнение нужно повторять 5-6 раз.

Можно положить руки на колени. После этого следует расслабиться, закрыв глаза. В правой руке надо представить лимон, а затем выдавить из него сок полностью. То же самое нужно выполнить и для левой руки. Тем более представить это совсем нетсложно. Затем следует повторить движение одновременно двумя руками.

Психологическое упражнение «Семь свечей» выполняется сидя. Следует удобно расположиться, закрыв глаза. После этого надо представить семь горящих свечей. Следует глубоко вдохнуть. Затем, представляя свечу, задуть её. Эти же действия нужно повторить с оставшимися свечами.

Избавиться от напряжения лица поможет упражнение «Муха». Для этого надо закрыть глаза и представить, что сейчас муха усядется на лицо. Она назойлива и постоянно опускается на разные участки кожи. То есть насекомое приходится прогонять. Глаза открывать не следует.

Если представить лампу на уровне груди, то это также позволяет улучшить самочувствие. Если освещение направлено вниз, это сопряжено с комфортными ощущениями. Затем лампа начинает светить вверх, ослепляя глаза. Следует направить её в своих мыслях вниз.

Повышение самооценки

С помощью простых упражнений несложно приподнять самооценку. Это могут быть психологические упражнения для тренингов и те, которые можно делать самостоятельно. Нужно выявить качества, над которыми будет осуществляться работа. С этой целью предпочтительнее взять обыкновенный листок бумаги и перечислить на нём положительные особенности характера, которые нужно усилить. Следует ежедневно обращаться к этому перечню, работая над указанными чертами.

А вот вечером не нужно грустить или заниматься самобичеванием. Следует составить список пусть даже небольших побед. Перечень должен включать даже незначительные достижения. Здесь каждая победа обладает большим значением. Это задание является очень эффективным для психологической разгрузки.

Индивидуальные психологические упражнения можно осуществлять как ежедневную работу с аффирмациями. Надо выделять для себя положительную установку и заниматься её прочтением с утра. Этот подход очень помогает наладить ситуацию днём. Если что-либо не получается, то нужно лишь вспомнить утреннюю установку и повторить её. Также следует читать книги, написанные успешными людьми. Например, «Самый богатый человек в Вавилоне» Дж. Клейсон, «Подсознание может всё» Дж. Кехо и другие.


Психогимнастика. Определение, особенности и упражнения

Термин «психогимнастика» может обладать широким и узким значением. В узком смысле…

Не стоит полагать, что использование подобных упражнений позволит достаточно быстро добиться явных результатов. Всё зависит от настойчивости и веры в собственные силы. Если двигаться поэтапно, то постепенно будет получаться всё лучше.

Психологические упражнения для группы

Достаточно эффективными являются занятия в коллективе, который может быть сформирован из нескольких человек. Психологические упражнения (групповые) направлены на одновременную работу с несколькими участниками. Лучше всего такие занятия помогают наладить сложности с общением.

Довольно популярной проблемой является следующая: человек чувствует себя не таким, как все. Из-за этого в нём развивается ощущение внутреннего дискомфорта. Также он начинает испытывать одиночество, полагает, что другие не понимают его. В этом случае помогает определённое психологическое упражнение.

Цель его состоит в том, чтобы проявить индивидуальность каждого из присутствующих. Для этого нужно раздать всем участникам по салфетке. Затем следует осуществить ряд действий, не обращая внимания на остальных участников:

  • Сложить листок вдвое.
  • Открыть верхний правый угол.
  • Вновь сложить листок вдвое.
  • Повторить действие с углом.
  • В третий раз сделать то же самое.
  • Повторить всё 4 раза.

После этого каждому участнику нужно развернуть листок и показать снежинку. Участники сравнивают между собой полученные посредством сгибания изображения. И примечательно здесь то, что изначально была использована одна и та же инструкция. При этом получились разные снежинки. Именно таким образом работают лучшие психологические упражнения. Они ненавязчивы и показательны. Рассмотренный тренинг наглядно демонстрирует проявление индивидуальности каждого участника.

Улучшение отношений в семье

Семья, в которой между детьми и родителями отсутствует взаимопонимание, не является счастливой. Следует уметь договориться, объяснить и отстоять свою точку зрения. При этом крайне важно поступить тактично и никого не обидеть своим поведением. Чтобы получалось понимать друг друга как можно лучше, следует также обратить внимание на психологические упражнения для детей и взрослых.

Одним из удачных примеров является упражнение «Стеклянная дверь». Для его осуществления нужно представить вагон метро. Как будто один участник успел в него войти, а другой – нет. Между ними возникли стеклянные двери, которые препятствуют слышимости, но сохраняют обзорность. И вот оставшийся на перроне человек желает рассказать товарищу о том, где состоится следующая встреча. Времени на разговор – 15 секунд, потому что после этого поезд уходит.

Во время упражнения участники должны расположиться на расстоянии 1 метра друг от друга. После этого 15 секунд им нужно потратить на то, чтобы договориться о месте встречи и времени. Затем поезд уходит, и оставшийся на перроне человек рассказывает о том, понял ли он своего напарника.

Психологические упражнения для тренингов в домашней обстановке могут задействовать большее количество людей, чем в паре. Таким образом, отец мог остаться на перроне, а мама и сын – уехать. Или же дочь одна в вагоне, а мама и папа договариваются с ней о месте встречи. Это упражнение следует повторить несколько раз. Чем больше вариантов будет придумано, тем лучше.

Упражнения для самых маленьких

Детям нравится разыскивать спрятанный предмет, выполняя соответствующее психологическое упражнение. Для этого нужно поместить что-либо в комнате и завязать ребёнку глаза. Затем следует давать вслух команды относительно того, как передвигаться по комнате. Они могут звучать в такой форме: «Сделай шаг вправо, повернись, присядь». А после нахождения предмета неплохо изменить роли.

Как подведение итогов следует обсудить с ребёнком сложности выполнения упражнения. Что было делать проще — слушать приказы или командовать?

Большой популярностью пользуется игра «Крокодил». Один участник, используя мимику и жесты, объясняет всем какое-то слово. Им может являться какое-либо существительное или устойчивое выражение. Оно может быть абстрактным или конкретным. Решивший загадку правильно задаёт следующий вопрос.

Упражнения для повышения общительности

При возникновении проблем с коммуникативными навыками также нужно обратиться к ряду упражнений. Это совсем не сложно сделать дома, но лучше всего заниматься в группе. При проведении разного рода тренингов используются разные социально-психологические упражнения. Успешность работы тренинговой группы состоит в том, чтобы улучшить способности индивидуума к межличностному взаимодействию.

Такие упражнения направлены на то, чтобы:

  1. Научиться воспринимать себя и окружающих.
  2. Получить ряд социально-психологических знаний.
  3. Лучше понимать сообщения друг друга.
  4. Ощутить собственную причастность к возникающим ситуациям.
  5. Понять особенности межличностного общения.

Примеры упражнений для тренинга

Немного разрядить обстановку в начале любого тренинга отлично помогает упражнение «Снежный ком». Оно состоит в том, чтобы каждый из участников поочерёдно называл своё имя и эпитет к нему. Но прилагательное должно начинаться на первую букву имени. Это может быть Андрей Адекватный, Сергей Серьёзный, Дарья Добрая и другие. Таким образом, присутствующие получают первое представление о новых знакомых. И, что немаловажно, психологическое упражнение позволяет разрядить атмосферу и сформировать первые контакты между участниками. На проведение упражнения выделяется 10 минут.

Существует ещё одно упражнение под названием «Комплимент». Для его выполнения нужно разделить по парам всех присутствующих. После этого каждый из них должен представиться партнёру, сказав ему комплимент. Другой человек повторяет это действие. Затем пары должны поменяться. Но уже другому партнёру следует назвать услышанный последним комплимент. Игру следует продолжать до полного знакомства присутствующих друг с другом. Упражнение занимает 7 минут.

Варианты для родителей

Каждый взрослый человек ежедневно сталкивается с большим количеством требующих решения вопросов. Это касается рабочей деятельности, проблем в личной жизни, сложностей с воспитанием детей, материальных вопросов.

Чтобы наладить жизнь, нужно взять на себя ответственность за всё происходящее вокруг. В этом виноват не кто-либо, а человек, с которым происходят не устраивающие его события. Поэтому надо осознать важность своего влияния на происходящее. После этого можно делать несложные психологические упражнения для родителей.

Нужно представить, что вся семья является очень маленькой компанией. И для её успешности надо вести себя по аналогии с предпринимателями. Следует ставить цели, заниматься планированием, управлять работниками, осуществлять анализ деятельности, распределять обязанности. Но не стоит приравнивать семью к чему-то производственному, например, предприятию, занимающемуся выращиванием детей.

Теперь нужно описать идеальную в своём представлении семью. Следует поразмышлять об общем состоянии семейных дел. Нужно выявить и записать моменты, в которых родителям удаётся управлять происходящим. Также должны быть отмечены все форс-мажорные ситуации. Таким образом, все слабые места компании становятся выявленными.

Ещё одно упражнение для родителей

В течение дня следует записывать все жалобы, которые возникают. Также надо обращать внимание на обвинения других людей. Такие психологические упражнения очень эффективны. Часто мы даже не подозреваем о том, сколько энергии расходуем на обвинение в своих бедах окружающих.

После того как в голове возникает что-то похожее, надо на эту мысль обращать внимание. Все умозаключения типа «Это случилось, потому что он поступил таким образом», следует заменить на «А что я могу сделать, чтобы ситуация стала лучше?». Надо поработать над собой в течение трех недель. Наградой станет привычка брать на себя ответственность за всё происходящее в собственной жизни.

Если же сложность в решении жизненных проблем продолжает ощущаться, то нужно воспринимать всё как новую задачу для творчества. Следует осознать, что всё происходящее – эксперимент. Также необходимо работать над поиском новых решений, использовать фантазию. Ведь подобный подход к делу является очень интересным в сравнении с тем, который подразумевает плытие по течению.

Упражнение для улучшения отношений в семье

Теперь нужно определиться с мечтаниями и желаниями. Возможно, жена считает, что в первую очередь нужно позаботиться о приобретении хорошего дома. Муж при этом может полагать, что образование для детей имеет большую важность. Практические психологические упражнения также предусматривают обсуждение материальной стороны вопроса. Качества, которые хочется видеть в своей семье, также имеют существенное значение. Притом очень важно, чтобы супруги уважали друг друга.

На этом этапе нужно устроить вечер мечтаний. Он состоит в том, чтобы поведать друг другу свои соображения об идеальной семье. При этом муж и жена должны быть взаимно откровенны. Очень важно здесь подумать о личностном росте, уделив значение детям. Какими видятся отношения с ними через годы? В качестве опорных периодов можно выбрать 5, 10, 20 лет.

Несложные психологические упражнения часто позволяют добиться существенных результатов. Для этого нужно приложить совсем немного усилий и терпения. Возможно, жизнь без стресса – это вполне достижимая цель. Так почему же мы часто игнорируем обыкновенные методики, для воплощения которых не нужны дополнительные расходы? Ведь лучше ситуацию предвидеть или заняться устранением проблемы в самом начале, чем впоследствии обращаться к помощи специалиста.

Психологические упражнения для старших школьников.

МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале

Педагог-психолог: Беркутова Э.М.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Данные упражнения рассчитаны для учащихся 10-11 классов, педагогов.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»

Цель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время: 15–20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

Подведение итогов упражнения:

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель: Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время: 15–30 минут

Размер группы: 12–20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел, — почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д.?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»

Цель: Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Шаг 1.  Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Упражнение «Светофор»

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Упражнение «Вчувствование»

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям, технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Упражнение «Суд»

Очень действенное и «глубокое» упражнение, способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием. Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки, испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Упражнение «Я отлично умею»

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть, как разогревом, так и основным тематическим упражнением.

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов. Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности. Кроме того, упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Упражнение «Вижу цель, не вижу препятствий»

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Ведущий имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Экспертный совет психолога по физической подготовке

от Emma Hogan

переосмыслить свое мышление. Психолог рассказывает о важности принятия, о том, как понять, когда нужно поторопиться, и почему можно плыть по течению.

Эмма Слэйд — австралийский психолог-физкультурист, который работает со всеми: от профессиональных спортсменов и любителей спортзала до людей, борющихся с депрессией и изо всех сил пытающихся встать с дивана.

Она говорит, что когда дело доходит до получения максимальной пользы от физических упражнений, большинство из нас считает хорошее мышление не менее важным, чем физические способности. Тем не менее, скорее всего, мы тратим много времени на погоню за улучшением физической формы и далеко не так много работаем над тем, чтобы привести свое мышление в хорошую форму.

Это не означает, что мы должны отказаться от всех инструментов (или, в данном случае, от штанги) и полностью переключить внимание с мышц на психологическую устойчивость. Но психология упражнений предлагает ключевые моменты, которые следует учитывать, когда дело доходит до создания прочной ментальной основы для любой физической активности, которой вы занимаетесь».0005

Как вам может помочь психология упражнений?

Эмма Слэйд: «Когда люди думают о спорте и психологии физических упражнений, они думают об элитных спортсменах, и в этой области работает много психологов физических упражнений. Но я всегда хотел работать с обычными людьми и помогать им устанавливать свои собственные здоровые отношения с упражнениями. Все знают, что физические упражнения полезны для них. Таким образом, простое забрасывание людей большим количеством этих знаний не обязательно будет способствовать долгосрочным изменениям. «Я просто не могу идти сегодня. Я не мотивирован. Мне не хочется». все утверждения имеют как физические, так и психологические корни. Психология упражнений фокусируется на последнем.

Уверенность в себе, самовосприятие или предыдущий опыт, связанный с физическими упражнениями, — это лишь некоторые из других психологических барьеров, которые мешают занятиям спортом. Многое из того, что я делаю, это работа с людьми, чтобы преодолеть эти барьеры. Это классическое утверждение, что если бы физические упражнения были таблеткой, то это было бы наиболее часто назначаемое лекарство. Однако, несмотря на то, что у нас есть эта прекрасная вещь, которую мы все могли бы использовать в различных целях для общего благополучия, у многих людей ее нет. И тут в дело вступает психологическая составляющая. Не существует конкретной фитнес-формулы, которая будет работать для всех, речь идет о работе один на один и использовании психологии для изучения того, что работает для каждого человека».0005

Будете ли вы получать пользу от психологии только в том случае, если вы имеете дело с «проблемами»?

«Посещение психолога, к сожалению, по-прежнему связано с клеймом, но вы можете работать с психологом по многим причинам. Да, как психолог, вы работаете с людьми, испытывающими проблемы с психическим здоровьем, и помогаете людям преодолеть некоторые из самых трудных и сложных периодов их жизни. Но дело не только в том, чтобы быть на дне. Это также так много о потенциале. Огромная часть психологии заключается в том, чтобы улучшать самочувствие и производительность, которые уже были хорошими, и улучшать их. Не каждый в течение жизни страдает психическим заболеванием, но у всех нас есть психическое здоровье, и психология работает с обоими».

Сегодня у нас настоящая суета. У нас есть доступ ко всем видам инструментов и ресурсов, которые помогают нам быть лучшими и править миром, но должны ли мы стремиться к этому?

Всегда ли важно стремиться к лучшему?

«Важно проверить, откуда исходит ваше желание добиться большего. Если вы целеустремленный человек и у вас реальное мышление роста, когда вы хотите сталкиваться с проблемами и преодолевать барьеры, это здорово. Но если желание приложить усилия, стать лучше и сильнее исходит из места сравнения, места самоосуждения или места наказания, то этого следует опасаться.

Сегодня у нас настоящая суета. У нас есть доступ ко всем видам инструментов и ресурсов, которые помогают нам быть лучшими и править миром, но должны ли мы стремиться к этому? Нет ничего плохого в том, чтобы принять свое положение. И если вы действительно счастливы там, то оставайтесь там».

Вы не сосредотачиваетесь на том, чтобы сбросить 10 килограммов, вы сосредотачиваетесь на процессе, и когда вы вовлечены в этот процесс, высока вероятность того, что вы все равно похудеете.

Значит ли это, что постановка целей не так важна, как мы когда-то думали?

«Исследования показывают, что когда дело доходит до изменения поведения, ключевое значение имеет самоконтроль поведения, а не просто сосредоточение на желаемом результате. Таким образом, цели ценны, но они должны быть основаны на поведении, а не на результатах.

Для многих постановка цели похудеть может стать отличным мотиватором, но важно различие между процессом и результатом. Это означает, что вы не сосредотачиваетесь на потере 10 килограммов, вы сосредотачиваетесь на процессе (хорошее питание, физические упражнения, приоритет сна, управление уровнем стресса). Когда вы участвуете в этом процессе, высока вероятность того, что вы все равно похудеете. Сосредоточив внимание на процессе, вы увеличиваете вероятность того, что найдёте такую ​​форму упражнений, которая не будет казаться вам рутиной, и вы будете делать это, потому что вам это нравится.

Важно отметить, что большинство людей на самом деле очень хорошо худеют. Но если вы были сосредоточены только на результате похудения, и этот процесс не был слишком приятным, значимым или удовлетворительным, то вы, вероятно, снова наберете вес».

Чувство беспокойства по поводу упражнений может проявиться независимо от того, находитесь ли вы в отличной физической форме или только начинаете. Боязнь физической нагрузки — это плохо?

«Вы не хотите исключать беспокойство из всех аспектов жизни, потому что у беспокойства есть цель. Тревога — это наше тело, воспринимающее физически угрожающие или эмоционально пугающие ситуации и предупреждающее вас, чтобы вы могли эффективно справиться с ними. Тревога становится дисфункциональной, когда она говорит вам, что угрожает абсолютно все, даже если нет никаких рациональных причин для беспокойства. Что интересно в беспокойстве и упражнениях, так это то, что физические ощущения, связанные с каждым из них, очень похожи. Ваш сердечный ритм учащается, и вам может быть жарко, вы чувствуете потливость, вы испытываете одышку. Так что, если вы уже испытываете тревогу по поводу упражнений, а затем начинаете тренироваться и в дальнейшем испытываете эти ощущения, может быть трудно различить, что является тревогой, а что — побочным продуктом упражнений. Большая часть работы психолога, занимающегося спортом и физическими упражнениями, заключается в том, чтобы помочь людям научиться различать эти физические ощущения и анализировать мысли и поведение, которые могут вызывать тревогу и влиять на будущие занятия спортом».0005

Как тревога может повлиять на ваши тренировки и результаты, которые вы получаете?

«Есть некоторые, у кого физические упражнения вызывают довольно травмирующие ассоциации. Например, клиентка, которая в подростковом возрасте хорошо плавала. Девиз на стене плавательного клуба гласил: «Иди изо всех сил или иди домой», что внушало идею о том, что, если вы не будете усердно работать, вам лучше не беспокоиться. Итак, когда она думала о физических упражнениях во взрослом возрасте, это вызывало беспокойство и негатив. Для других тревога может возникнуть из-за того, что вы не чувствуете себя комфортно или связаны со своим телом, не уверены в своих навыках или что у вас есть поддержка вокруг вас, чтобы начать заниматься спортом.

Это также работает и на другом конце шкалы, когда кто-то находит что-то, что действительно работает для него, но, как и во многих других случаях, когда вы делаете слишком много, это становится дисфункциональным. Что мы видели в последнее время, так это то, что некоторым, когда кажется, что мир разваливается на части, может казаться, что единственное, что вы можете контролировать, это то, сколько вы едите и сколько вы тренируетесь. Люди, как правило, цепляются за упражнения, чтобы получить некоторый контроль, и это здорово, но тогда это также пространство, где могут проявиться беспокойство, зависимость от упражнений и перетренированность».

У вас есть законные причины, по которым вам трудно заниматься спортом, но вы можете с этим работать и обойти их.

Есть ли лень? Почему мы находим оправдания для занятий спортом? И это плохо?

«Некоторые люди просто более склонны к активности, а некоторые нет. Нам, взрослым, легко сказать: «Я просто ленивый», но это чрезмерное обобщение. Все наши жизни заняты по-разному. Вы можете иметь пятерых детей, заниматься собственным бизнесом, решать финансовые проблемы и вдобавок ко всему этому просто пытаться прожить каждый день. Или у вас может быть, казалось бы, гладкая повседневная работа и рутина, но вы испытываете проблемы с психическим здоровьем, которые занимают много вашего пространства. В обоих случаях легко вычеркнуть упражнение из списка. Дело не в том, что вы ленитесь, вы по понятным причинам заняты другими сферами жизни. У вас есть законные причины, по которым вы не можете тренироваться. Я всегда очень быстро оспариваю «оправдания» клиента за то, что он не занимается спортом — действительно ли это оправдания? Часто это реальные и уважительные причины, иногда это просто отговорки. Но когда мы получаем ясность в этом вопросе, мы работаем вместе, чтобы исследовать мотивацию к изменениям — мы признаем, что процесс становления «тренажером» не обязательно будет линейным, поскольку мы движемся по этому процессу изменений, и это нормально!»

Процесс становления «тренажером» не обязательно будет линейным… и это нормально!

3 ШАГА ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, ПРИЯТНЫХ ПРИВЫЧК ЗАНЯТИЙ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

«Во-первых, примите свое положение. Не сравнивайте себя с другими. Да, вы можете обращаться к другим за мотивацией и вдохновением, но помните, что они могут быть на 100-м дне, а вы только на первом. Эмоционально тяжело, если вы недовольны своим здоровьем, своим телом, своим уровнем физической подготовки, своей жизнью. Но сравнение бесполезно. Нам нужно быть более терпимыми и сострадательными к себе. Это может быть действительно сложной концепцией, если ваша мотивация к изменениям всегда исходила только из негатива или ненависти к себе» 9. 0005

«Если вы думаете, что вам не нравятся упражнения, ничего страшного, но полагайтесь на эту мысль и чувство. И начните изучать то, что вам может понравиться. Идите домой и позвоните в каждый тренажерный зал, студию и предложение упражнений в вашем районе и начните бесплатную пробную версию. Или воспользуйтесь этими бесплатными онлайн-программами или видеороликами и попробуйте их в своей гостиной. Признайте мысль, что да, вам может не понравиться это упражнение, но позвольте тому поведению, которое вы пытаетесь выполнить, действительно прояснить, делаете вы это или нет. Попробуйте все только один раз и подумайте… как вы себя чувствовали до упражнения, как вы себя чувствовали во время и как вы себя чувствовали после?»

«Тогда, если вы действительно не можете найти то, что вам нравится, подумайте об этом с другой точки зрения. Можете ли вы найти тип движения, который вам нравится? Не обязательно любить. Часто мы делаем вещи, которые не приносят нам немедленного удовольствия, например, убираемся в доме, но в конце концов мы отходим в сторону и думаем: «Ого, я рад, что это сделано». Для некоторых из нас физические упражнения являются одной из самых приятных и значимых частей нашей жизни. Но если это не так, то попробуйте подумать о том, как вы можете связать тренировки со значимыми частями своей жизни. Возможно, это активный отдых с семьей или общение с друзьями. Упражнения могут быть источником «личного времени» или средством чувствовать себя компетентным. Обнаружение того, что придает движению смысл и ценность в вашей жизни, способствует пожизненным отношениям с упражнениями».

Эмма Слэйд — австралийский зарегистрированный психолог, психолог по спорту и физическим упражнениям. Ее страстью является психология движения, упражнений и физической подготовки. Благодаря своей практике «Психология движения» она работает с людьми, которые хотят преодолеть психологические барьеры перед физическими упражнениями, с теми, кто занимается повседневными физическими упражнениями, которые хотят вывести свою физическую активность на новый уровень, и с теми, кто хочет достичь максимальной производительности в соревновательных тренировках, упражнениях и т. д. и спортивные домены. Кроме того, она консультирует фитнес-тренеров, спортивные залы и студии, а также представителей фитнес-индустрии о том, как способствовать развитию позитивных отношений между клиентами и физической активностью. В опубликованном исследовании Эммы изучалось, как инструкторы по групповым упражнениям могут использовать лидерство в социальной идентичности, чтобы положительно повлиять на посещаемость занятий и физические усилия участников в классе. Помимо клиентской и консультационной работы, Эмма преподает в Австралийском католическом университете в области упражнений, здоровья и консультирования по образу жизни.

inmotionpsychology.com

Подпишитесь на Fit Planet и получайте свежие новости и советы о здоровье и фитнесе прямо на свой почтовый ящик. Подписаться

Let’s Get Physical: Психология эффективной музыки для тренировок

«Я осмеливаюсь, чтобы они нашли у меня iPod», — сказал Ричи Саис газете New York Times в 2007 году, когда он готовился к марафону морской пехоты. USA Track & Field, национальный руководящий орган по дистанционным гонкам, только что принял решение запретить спортсменам использовать портативные музыкальные плееры, чтобы «обеспечить безопасность и лишить бегунов конкурентного преимущества». Раис решил спрятать iPod shuffle под рубашкой. Многие товарищи по бегу протестовали против нового правила, которое остается в силе и сегодня в измененной форме: теперь оно применяется только к людям, борющимся за награды и деньги.

Для некоторых спортсменов и многих людей, занимающихся бегом, бегом трусцой, ездой на велосипеде, поднятием тяжестей и другими физическими упражнениями, музыка не является лишней — она необходима для достижения максимальной производительности и получения удовольствия от тренировки. Хотя некоторые люди предпочитают аудиокниги, подкасты или окружающие звуки, многие другие полагаются на ритмичные ритмы и волнующие тексты, чтобы сохранять мотивацию во время тренировок. Быстрый поиск в Твиттере обнаруживает множество доказательств: «Пытаюсь дать моему телефону немного зарядиться, прежде чем уйти, потому что, черт возьми, я не могу даже пытаться тренироваться без музыки», — написала @Gianna_h31.

«Я только что заставил маму повернуться, чтобы взять наушники. Я не могу работать без музыки», — признался @Codavoci_Kyle.

За последние 10 лет объем исследований музыки для тренировок значительно увеличился, что помогло психологам уточнить свои идеи о том, почему упражнения и музыка являются таким эффективным сочетанием для многих людей, а также о том, как музыка меняет тело и разум во время физических нагрузок. . Музыка отвлекает людей от боли и усталости, поднимает настроение, повышает выносливость, уменьшает воспринимаемое усилие и может даже способствовать эффективности обмена веществ. Слушая музыку, люди бегают дальше, ездят на велосипеде дольше и плавают быстрее, чем обычно, часто даже не осознавая этого. В обзоре исследования 2012 года Костас Карагеоргис из Университета Брунеля в Лондоне, один из ведущих мировых экспертов по психологии музыки для упражнений, написал, что музыку можно рассматривать как «разновидность легального наркотика, улучшающего работоспособность».

Выбрать наиболее эффективную музыку для тренировок не так просто, как поставить в очередь серию быстрых энергичных песен. Следует также учитывать воспоминания, эмоции и ассоциации, которые вызывают разные песни. Для некоторых людей степень, в которой они отождествляют себя с эмоциональным состоянием и точкой зрения певца, определяет, насколько они мотивированы. И в некоторых случаях ритмы основной мелодии могут быть не так важны, как ритм текста. В последние годы некоторые исследователи и компании экспериментировали с новыми способами мотивации бегунов с помощью слуха, такими как приложение для смартфона, которое поможет слушателю убежать от зомби в постапокалиптическом мире, и устройство, которое выбирает песни на основе частоты сердечных сокращений бегуна.

Пусть ваше тело движется под музыку
Исследование взаимодействия музыки и физических упражнений датируется как минимум 1911 годом, когда американский исследователь Леонард Эйрес обнаружил, что велосипедисты крутят педали быстрее, когда играет оркестр, чем когда он молчит. С тех пор психологи провели около сотни исследований того, как музыка влияет на производительность людей при различных физических нагрузках, начиная от ходьбы и заканчивая бегом на короткие дистанции. Глядя на исследование в целом, можно сделать несколько однозначных выводов.

Двумя наиболее важными качествами музыки для тренировок являются темп, или скорость, и то, что психологи называют реакцией на ритм, то есть то, насколько сильно песня вызывает у вас желание буги-вуги. У большинства людей есть инстинкт синхронизировать свои движения и выражение лица с музыкой — кивать головой, постукивать пальцами ног или танцевать, — даже если они подавляют этот инстинкт во многих ситуациях. Какой тип музыки возбуждает этот инстинкт, зависит от культуры и от человека к человеку. Чтобы сделать некоторые общие обобщения, быстрые песни с сильным битом особенно стимулируют, поэтому они заполняют плейлисты для тренировок большинства людей. Например, в недавнем опросе 184 студентов колледжей самыми популярными типами музыки для упражнений были хип-хоп (27,7%), рок (24%) и поп-музыка (20,3%).

Некоторые психологи предполагают, что у людей есть врожденное предпочтение ритмов с частотой в два герца, что эквивалентно 120 ударам в минуту (уд/мин) или двум ударам в секунду. Когда их просят постучать пальцами или пройтись, многие люди бессознательно настраиваются на ритм 120 ударов в минуту. А анализ более 74 000 популярных песен, выпущенных в период с 1960 по 1990 год, показал, что наиболее распространенным был пульс 120 ударов в минуту.

Однако при беге на беговой дорожке большинство людей предпочитает музыку со скоростью около 160 ударов в минуту. Веб-сайты и приложения для смартфонов, такие как Songza и jog.fm, помогают людям сопоставлять темп музыки для тренировок с темпом бега, рекомендуя, например, песни со скоростью 180 ударов в минуту для семиминутной мили. Но самые последние исследования показывают, что эффект потолка возникает на частоте около 145 ударов в минуту: все, что выше, похоже, не способствует дополнительной мотивации. Иногда скорость и плавность текста заменяют основной бит: некоторые люди, например, тренируются под рэп-песни с плотными, быстро произносимыми текстами, наложенными на относительно мягкую мелодию.

Хотя многие люди не чувствуют необходимости бегать или двигаться точно в такт музыке для тренировки, синхронизация может помочь организму более эффективно использовать энергию.

При ритмичном движении в такт телу может не потребоваться столько приспособлений к скоординированным движениям, как без регулярных внешних сигналов. В исследовании 2012 года, проведенном С. Дж. Бэконом из Университета Шеффилд-Халлам, Карагеоргисом и их коллегами, участникам, которые ехали на велосипеде в такт музыке, требовалось на 7 процентов меньше кислорода для выполнения той же работы, что и велосипедистам, которые не синхронизировали свои движения с фоновой музыкой. Музыка, кажется, может работать как метроном, помогая поддерживать устойчивый темп, уменьшая количество ложных шагов и уменьшая расход энергии.

Развивая эту логику, Шахриар Нирджон из Университета Вирджинии и его коллеги разработали персональный музыкальный проигрыватель, который пытается синхронизировать музыку с темпом и частотой сердечных сокращений бегуна. Акселерометры и крошечный микрофон, встроенные в пару наушников, измеряют темп бегуна и записывают пульсацию кровеносных сосудов. Устройство по беспроводной сети передает собранные данные через смартфон на удаленный компьютер, который выбирает следующую песню.

Мозг бьется
Недавнее исследование проясняет не только то, какой тип музыки лучше всего подходит для тренировки, но и то, как музыка побуждает людей продолжать заниматься спортом. Отвлечение — одно из объяснений. Организм человека постоянно следит за собой. После определенного периода упражнений — точная продолжительность варьируется от человека к человеку — начинает наступать физическая усталость. нужен перерыв. Музыка конкурирует с этой физиологической обратной связью за сознательное внимание мозга. Точно так же музыка часто меняет восприятие людьми собственных усилий во время тренировки: кажется, что легче пробежать эти 10 миль или сделать несколько дополнительных упражнений на бицепс, когда рядом с вами находятся Бейонсе или Эминем.

«Учитывая, что упражнения часто утомительны, скучны и трудны, приветствуется все, что снимает эти негативные чувства», — объясняет Карагеоргис. Польза от отвлечения внимания наиболее заметна при выполнении упражнений низкой и средней интенсивности. В сочетании с высокоинтенсивными упражнениями музыка теряет свою способность подавлять физическое чувство усталости, но все же может изменить то, как люди реагируют на эту усталость. Правильная музыка поднимает настроение и убеждает переждать волны усталости, а не сдаться. Карагеоргис, однако, предостерегает от прослушивания музыки во время бега в местах с интенсивным движением — усталость отлично отвлекает, если это не подвергает вас опасности.

Музыка также увеличивает выносливость, удерживая людей в сильных эмоциях. Прослушивание музыки часто доставляет невероятное удовольствие, а некоторые песни открывают ментальные шлюзы, с помощью которых люди контролируют свои эмоции в повседневных ситуациях. Если кто-то сильно отождествляет себя с эмоциями или точкой зрения певца, песня становится еще более мотивирующей.

Рассмотрим песню из чьего-то любимого музыкального фильма или бродвейского шоу, например, «One Day More» из Les Misérables — ансамблевая песня со сложной мелодией и нарастающей энергией — или «Defying Gravity» из Wicked , в которой Эльфаба, центральный персонаж, клянется преодолеть все ограничения, наложенные на нее другими. Помимо волнующих мелодий и вокала, такие песни сразу вызывают в памяти всю обстановку спектакля и пробуждают воспоминания о конкретных персонажах, являющихся частью сложного повествования. Эта сеть ассоциаций и коннотаций, вплетенных в музыку, обеспечивает не только вдохновляющую перспективу, но и полную альтернативную реальность, в которую можно войти, бегая на беговой дорожке в тренажерном зале. Некоторые разработчики игр экспериментировали с новыми способами бегства людей в вымышленные миры. В 2012 году компания Six to Start, занимающаяся онлайн-играми, выпустила захватывающую беговую игру Zombies, Run! в виде приложения для смартфона, в котором рассказывается о стремлении слушателя пережить зомби-апокалипсис. Следуя голосовым подсказкам, слушатель представляет, как он бегает вокруг, собирая боеприпасы и лекарства для выполнения различных миссий.

Будь то музыка или звуковые эффекты зомби, то, что люди слушают для мотивации, когда они тренируются, воздействует на одну и ту же нейронную схему. «Мы почти запрограммированы на эстетическую оценку музыки», — говорит Карагеоргис. Эмоциональная реакция людей на музыку носит интуитивный характер: она отчасти укоренилась в некоторых из самых старых областей мозга с точки зрения истории эволюции, а не в большой морщинистой коре головного мозга человека, которая развилась совсем недавно. Одна пациентка — женщина, известная в исследовательской литературе как И. Р., — является примером этой первичной реакции. У И. Р. есть поражения слуховой коры, областей коры, которые обрабатывают звук. Когда И. Р. слышит обычную версию песни и версию с ужасной расстройкой, она не может отличить ее, объясняет Джессика Гран, когнитивный нейробиолог, изучающая музыку в Институте мозга и разума Западного университета в Онтарио. Но когда И. Р. слышит веселую песню и грустную песню, она тотчас отличает их одну от другой.

Теперь ученые знают, что, хотя разные области человеческого мозга специализируются на обработке различных чувств — звука, зрения, осязания, — мозг использует информацию, полученную от одного чувства, чтобы помочь ему понять другое. Например, то, что люди видят и чувствуют, слушая речь или музыку, меняет то, что они слышат. Музыка и движение особенно запутались в мозгу. Недавние исследования показывают, что даже если кто-то сидит совершенно неподвижно, прослушивание приятной музыки увеличивает электрическую активность в различных областях мозга, важных для координации движений, включая дополнительную моторную область, мозжечок, базальные ганглии и вентральную премоторную кору. Некоторые исследователи считают, что эти нейронные перекрестные помехи лежат в основе человеческого инстинкта двигаться в такт музыке. «Нам уже давно известно, что между слуховыми нейронами и двигательными нейронами существуют прямые связи», — объясняет Гран, который любит тренироваться под слащавую техномузыку. «Когда вы слышите громкий шум, вы подпрыгиваете еще до того, как осознаете, что это такое. Это рефлекторная схема, и оказывается, что она также может быть активна в отношении не пугающих звуков, таких как музыка».

На самом деле, человеческий мозг, возможно, развивался с ожиданием того, что везде, где есть музыка, есть и движение, хотя эта идея возникает скорее из воображаемых умов спекулятивных психологов-эволюционистов, чем из экспериментальных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *