Урок по психологии для подростков: Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет)

Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет)

Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет)
Коррекционная работа психолога в школе — Программы

2 занятия из книги Е. Е. Смирновой
Познаю себя и учусь управлять собой

Занятие №1

Знакомство.
Введение в мир психологии
Познай самого себя. Фалес Милетский

Цели: создание благоприятных условий для работы, установление контакта с учащимися, информирование о целях занятий, формирование положительной мотивации, обсуждение правил групповой работы.
Приветствие
Придумывается ритуал приветствия. Он может быть как традиционным, так и оригинальным, известным только этой группе. В качестве него обычно используются различные приветственные движения, передача улыбки и радости каждому или др.
Определение целей занятий

Ведущий рассказывает ребятам о целях занятий и об их особенностях.
Дорогие ребята! Выучитесь в школе, у вас много уроков по самым разным предметам. Но в вашем расписании еще никогда не было урока, на котором вы смогли бы лучше узнать и понять как самого себя, так и окружающих вас людей.
Вы приступаете к изучению предмета, который не похож на другие. Это новый, очень необычный и интересный учебный предмет. На наших занятиях вы будете изучать самих себя — все то, что делает вас единственными и неповторимыми. Вы вступаете в увлекательный мир самопознания. На наших занятиях вы научитесь внимательно всматриваться в свой внутренний мир, видеть свои уникальные индивидуальные черты, оценивать свои возможности, анализировать поведение самого себя и других людей. Также вы познакомитесь с тем, как человек может научиться сопротивляться вредному влиянию окружающих людей, и узнаете многое, многое другое. Давайте порассуждаем, что было бы для вас интересно:
Хотите ли вы узнать себя поближе?
Узнать свои сильные и слабые стороны?
Научиться управлять своими эмоциями, контролировать свои мысли и поступки?
Хотите быть уверенными в себе? Лучше разбираться в людях?
Хотите научиться справляться с трудными ситуациями?
В обсуждении выясняется, что каждый человек хочет лучше узнать себя, научиться понимать других людей, использовать свои возможности, чтобы хорошо учиться, уверенно общаться с другими людьми, не бояться сложных ситуаций и быть полезным окружающим. Научиться этому можно с помощью науки — психологии.
Психология — это наука о человеческой душе (психике).
Психология изучает человека, его поведение, мысли и чувства, психологические особенности людей и их отличие друг от друга. Она помогает разобраться нам в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках, учит человека пониманию самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения других людей. Узнавать что-то новое о себе самом — это одно из самых увлекательных занятий.
Работа потребует от вас некоторой отваги, ноя уверена, что, так как вы все любознательные, интересующиеся и настойчивые, у вас обязательно все получится.
Знакомство.
Ритуал принятия правил поведения на занятиях
Так как это первое занятие, то ведущий, возможно, не знает имен учеников. Можно познакомиться с помощью упражнения «Пресс-конференция».
Давайте представим себе, что все вы — очень важные деятели: артисты, бизнесмены, ученые, политики и т. д. Сейчас вам предстоит правильно представиться. Для этого нужно оформить таблички, находящиеся на партах. На листочках, кроме своего имени, которое следует написать крупно и ярко, вы можете при желании нарисовать рисунок, характеризующий вас с определенной стороны.
Учащиеся оформляют таблички и ставят их на парты. В конце занятия ведущий собирает их и хранит до следующего занятия.
Наши занятия несколько необычные, не совсем похожие на обыкновенные уроки в школе. Здесь очень важно, чтобы все могли свободно выражать свое мнение, чувствовали себя свободно и безопасно. Поэтому во время их проведения нам надо придерживаться определенных правил. Какие правила нужно соблюдать, чтобы мы могли себя чувствовать свободно и безопасно?
Ведущий знакомит ребят с правилами поведения на занятиях:
□ Добровольность. В упражнениях участвуют все, но если кто-то не хочет, чтобы выполненное им задание (рисунок или письменные ответы) выносилось на всеобщее обозрение, то он может этого не делать. С этой целью используется прием «запрещающий знак». Ребята придумывают условный сигнал, показав который ученик будет сигнализировать остальным, что он не готов говорить (например, скрещенные руки или рука, закрывающая рот).
□ Искренность. Следует выражать только собственное мнение. Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь на самом деле.
□ Уважение других учеников. Всем предоставляются равные права и возможности.
□ Внимательное слушание. Необходимо воспринимать слова друг друга, не перебивая, не обзывая и не высмеивая, обсуждать только действия, а не самого человека.
□ Безоценочность. На занятиях по психологии не существует правильных или неправильных ответов (в этом отличие от других
уроков). «Правильный» ответ ученика — это тот, который на
самом деле выражает его мнение.
Правила вырабатываются в обсуждении. Очень часто предлагаемые ведущим правила поведения ребята дополняют еще и собственными.
Ведущий обещает сам следовать этим правилам и просит школьников сделать то же самое. Правила принимаются всеми учащимися, записываются на большом листе бумаги или ватмане.
В знак согласия вести себя в соответствии с ними каждый ставит на нем свою подпись. Плакат с правилами вешается на доску или на стену и висит во время проведения всех занятий. При нарушении правил кем-то из учеников у ведущего всегда есть возможность напомнить про них. Ребята записывают утвержденные правила к себе в тетрадь.
Поскольку мы выяснили, что занятия у нас необычные, учебников к ним нет. А есть специальные тетради, которые помогут в работе над собой. В них вы будете выражать свое мнение по разным вопросам, рисовать, придумывать истории и многое другое. Эти тетради — ваша собственная территория, хозяин которой — вы сами.
Ведущий обещает не показывать никому тетради ребят без их разрешения. Тетради будут находиться в личных папках, в которую также будут вкладываться и другие виды работ учащихся. Можно также придумать запечатывать тетради специальными личными печатями, если кто-то из ребят посчитает, что необходимо.
Каждый из нас (как и любой другой человек) обладает собственным самосознанием. Самосознание — это то, как люди видят самого себя. Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе.
Вспомните сказку А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Чтобы получить новую информацию о себе, царица доставала волшебное зеркальце и задавала ему вопрос: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» А как часто вы задаете эти вопросы себе? Как вы думаете, знаете ли вы себя? Вы начинаете большую и серьезную работу над собой. Но для этого надо понять, кто вы на самом деле.

Я словно птичка, потому что…
Я как рыба в воде, когда…
Я превращаюсь в тигра, если… и т. д. (См. Приложение 2.)
Завершение занятия
В конце этого и последующих занятий проходит рефлексия проделанной работы.

Чем мы сегодня занимались? Что узнали о себе и о других? Как работалось сегодня? Что мешало? Что помогало?
Ведущий просит ребят оценить, с каким настроением они заканчивают занятие. Учащиеся выражают свое эмоциональное состояние, рисуя в рабочей тетради в предназначенном для этого кружке рожицу-эмоцию.

Упражнение «Кто Я?»
В рабочих тетрадях в течение 10 минут ребята отвечают на вопрос «Кто Я?», используя для этого 10 слов или словосочетаний. Ответы следует записывать так, как они приходят в голову, не стараясь отобрать удачные или неудачные, важные или неважные характеристики.
По окончании работы ребята анализируют свои ответы. Знак «+» ставят напротив ответов, обозначающих качества и роли, которые им в себе нравятся; знак «—» напротив тех, которые не нравятся, а в случае, если не могут определиться, — знак «?».

Обсуждение. Ребята по желанию могут зачитать свои ответы вслух. Все делятся своими впечатлениями от выполнения задания.
Работа в тетрадях
В рабочих тетрадях у учащихся написаны начала нескольких предложений. Среди них ребята выбирают одно или несколько высказываний, которые близки им, и дописывают окончания.

Занятие №2 Какой я? Что я знаю о себе?

Оценить себя со стороны труднее, чем заглянуть в собственную душу.
И. Н. Шевелев
Цели: содействие в формировании гармоничной Я-концепции, развитие навыка самоанализа, принятия себя.
Приветствие
Упражнение «Какой Я? Чем Я отличаюсь от других людей?»
Ведущий предлагает ученикам подумать над следующим вопросом: «Чем люди отличаются друг от друга?»
За одну минуту (время отслеживается с помощью песочных часов) ребятам надо записать на листочках ответы на этот вопрос.

Затем в обсуждении выясняется, что это: внешность, одежда, черты характера, желания, мечты и др.
После этого учащиеся составляют в тетрадях описание своей внешности, особенностей характера, способностей и интересов. Для этого они выбирают для себя характеристики из числа уже представленных в тетрадях и добавляют в них то, чего не хватает.
Внешность (светлоглазый, темноглазый, высокий, невысокий, тонкий, худой, упитанный, крепкий и др.).
Характер (веселый, задумчивый, неторопливый, спокойный, быстрый, обидчивый, ранимый, уверенный, застенчивый, бойкий, равнодушный, сочувствующий и др. ).
Способности (умею рисовать, умею хорошо считать, умею играть на музыкальном инструменте, умею делать руками разные вещи и др.).
Интересы (люблю мечтать и читать, люблю фильмы о волшебстве, люблю ходить в музеи, театры, люблю, когда в доме много гостей, и т. д.).
Обсуждение. После выполнения задания ученики при желании зачитывают свои записи. Можно поступить иначе: ведущий собирает тетради у тех ребят, кто готов рассказать о себе, и зачитывает по очереди их ответы; остальные учащиеся должны догадаться, чьи это высказывания. При обсуждении полученных ответов делается вывод о том, что все люди отличаются друг от друга, они разные и этим интересны и значимы.
Упражнение «Мой герб»
Ведущий рассказывает о том, что в старину был обычай — изображать на щите рыцаря, а также на воротах его замка родовой герб, в образе которого была заключена главная идея или цель деятельности владельца. Задача учащихся — нарисовать свой герб. В нем нужно отразить то, что символизирует каждого из них, сообщает какую-то важную информацию.
Если кто-то из учеников смущается и говорит, что не умеет рисовать, его надо поддержать, пояснив, что на занятиях не оцениваются способности к рисованию, а важно просто участие (достаточно изобразить контур и какие-то условные знаки). Главное, начать, и тогда все обязательно получится.
На отдельном листе бумаги каждый учащийся рисует свой герб. После завершения рисунков организуется их выставка. Каждый из рисунков получает свой номер. Рисунки раскладываются (или вешаются на доске) так, чтобы всех их было видно. Учащиеся рассматривают нарисованные гербы, пытаясь угадать, где чей рисунок. Их догадки нужно фиксировать на бумаге, записывая номер герба и имя участника, которому, по их мнению, он принадлежит.
После обсуждения и сбора мнений выявляется самый проницательный участник, который смог правильно назвать большинство авторов рисунков. Изображения гербов вкладываются в папки ребят.
В дальнейшем на занятиях следует напоминать ребятам о том, что у каждого них есть свой герб и над его усовершенствованием можно постоянно работать.

Разработки уроков, занятий и т.п. — Психологу

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5. 0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!

Обучение на практике: учащиеся пишут руководство по подростковой психологии

Всегда впечатляет, когда учащиеся берутся за проект и получают возможность руководить им. Они ставят цели, делегируют полномочия, ведут обсуждения и критикуют работу друг друга, как если бы это был нормальный процесс. Я только что видел это у восьмиклассников, изучающих общественные науки в Шанхайской американской школе. Учащиеся моей школы участвовали в проекте в своем классе по теме психологии.

Хотя может показаться, что это выходит за рамки обычной учебной программы по общественным наукам, учителя экспериментируют с принятием рамок колледжа, карьеры и гражданской жизни (C3) для государственных стандартов по общественным наукам. Структура делает упор на запрос и содержание, а также на цитирование источников и передачу идей, чтобы изменить ситуацию. Учителя смоделировали проект ПОО на основе общей структуры. Они углубились в структуру C3 и обнаружили, что психология явно включена только в 9 классы.–12, но что «предпринимаются усилия по лучшей интеграции концепций поведенческих и социальных наук в возрастных группах K-8».

Этот проект может служить введением в этот контент. Что делает его особенно мощным, так это то, что он связывает психологию с мозгом подростка. Перед классом была поставлена ​​задача создать руководства для учителей, родителей и других взрослых, чтобы помочь им лучше понять, почему подростки делают то, что они делают. Почему они сонные? Почему у них могут быть проблемы с концентрацией внимания? Почему они могут быть импульсивными время от времени?

Это лишь некоторые из вопросов, о которых они хотели узнать, а затем сообщить о своих выводах широкой публике. Кроме того, они должны были предложить советы и стратегии поддержки взрослых, работающих с подростками.

Студенты разделились на несколько команд — редакторов, менеджеров социальных сетей, писателей и т. д. — для создания публикаций, публикации обновлений с дескриптором Instagram UnlockingtheTeenBrain.

Взгляд студентов

Вот как студенческая исполнительная команда — главный редактор, два арт-директора, два редактора и два менеджера по социальным сетям — описывают свой проект:

«Мы пишем учебную книгу по психологии, Раскрывая подростковый разум . Было написано четыре выпуска, предназначенных для разных аудиторий (родители, учителя, подростки и общество). Каждый содержит различные подтемы, начиная от интеллекта и заканчивая социальной психологией, и каждая подтема предназначена для того, чтобы помочь конкретной аудитории понять мозг подростка. Например, разделы в издании для учителей содержат советы и рекомендации для учителей. Подтемы были написаны разными группами студентов, которые провели обширные исследования по своим темам.

«Кроме того, у нас была исполнительная команда, которая руководила большей частью класса, авторами контента, в процессе написания книг. Исполнительная команда разделена на четыре отдела или группы. Наш художественный отдел отвечает за создание макета и обложки; наши менеджеры по социальным сетям управляют различными учетными записями в социальных сетях, которые используются для продвижения нашей книги; наши текстовые редакторы следят за тем, чтобы наши статьи были идеальными на всех уровнях; и, наконец, у нас есть главный редактор, большой босс.

«Авторам контента ставились разные задачи, начиная с выбора тем, которые они хотели исследовать. Темы варьировались от мотивации до социальной психологии. После выбора темы авторы работали в группах по четыре человека, чтобы написать статью о том, как эта тема связана с подростковым мозгом.

«Сценаристы и исполнительная команда научились многим вещам, в том числе тайм-менеджменту. Конечно, обе группы узнали о многих аспектах области психологии. Кроме того, обе группы научились тесно сотрудничать со сверстниками, улучшая свои навыки сотрудничества и сотрудничества. Обе команды научились преодолевать такие проблемы, как плохая грамматика и лень товарищей по команде, наращивая свои способности решения проблем. Тем не менее, несмотря на трудности, весь класс в критические моменты смог собраться вместе и действовать как единое целое. Проект помог приобрести необходимые жизненные навыки и дал всему классу то, о чем они могут с гордостью говорить».

Взгляд учителей

Учителя Брэд Эванс и Мэтт Земан также поделились своим мнением:

«Как учителя, мы учились в рамках этого проекта по двум направлениям. Во-первых, нам сразу напомнили, что чем больше ответственности мы перекладываем на наших учеников, тем выше результаты. Наши классные полномочия были переданы нашей исполнительной команде, оставив нас в качестве консультантов. Преимущества создания ситуаций для партнерства были огромными и оставили у нас желание передать больше ответственности в руки класса при любой возможности, которую мы получаем.

«Наш второй урок заключался в том, что все учащиеся значительно улучшили усвоение материала. Чтобы уложиться в сроки, студенты должны были освоить содержание. Если у них возникали проблемы с концепцией, первыми реагировали небольшие группы авторов, а не мы, учителя. Эта отзывчивая среда для совместной работы оказалась гораздо более успешным средством доставки контента, чем более традиционные методы.

«Наши формирующие оценки прошли с ошеломляющим успехом: подавляющее большинство учащихся смогли легко подтвердить свои знания по предмету и продемонстрировать применение. Мы еще раз продемонстрировали возможности проектов по созданию и развитию аутентичной среды обучения, которая удовлетворяет как освоению контента, так и развитию социальных навыков».

Конечные результаты

Я очень горжусь этими учениками. Они потратили много времени на изучение не только содержания, но и процесса и проблем публикации реального продукта. Вы можете узнать больше о проекте здесь, а также просмотреть версию для коллег, версию для учителя и версию для родителей через iTunes.

Рабочие листы по позитивной психологии для подростков

Исследования в области позитивной психологии показали, что люди, которые знают свои сильные стороны и используют их ежедневно, как правило, счастливее, имеют более высокую самооценку и с большей вероятностью достигают своих целей. Упражнения по выявлению сильных сторон используются, чтобы помочь людям определить свои сильные стороны и то, как они их используют. «Три хороших человека» — это упражнение на выявление сильных сторон для подростков и взрослых…

Когда человек осознает и использует свои сильные стороны, он становится счастливее и имеет более высокую самооценку. Для тех, кто изо всех сил пытается признать свои сильные стороны, выявление силы может быть эффективным методом лечения. Помогая клиентам научиться распознавать и использовать сильные стороны, которые у них уже есть, вы можете улучшить свое самочувствие…

Станьте участником Therapist Aid, чтобы разблокировать настраиваемые версии рабочих листов. Наши подписчики используют настраиваемые рабочие листы, чтобы адаптировать примеры для своих уникальных групп населения, добавлять профессиональный брендинг и контактную информацию, а также вносить небольшие изменения, чтобы лучше соответствовать их личному стилю консультирования.

Благодарность означает ценить хорошие вещи в вашей жизни, независимо от того, насколько они велики или малы. Если вы сделаете практику благодарности регулярной частью своего дня, это поможет вам стать счастливее, повысить самооценку и получить другие преимущества для здоровья. В рабочей таблице «Упражнения с благодарностью» перечислены пять упражнений, которые помогут клиентам начать практиковать благодарность…

Люди, которые знают свои сильные стороны и часто их используют, как правило, имеют более высокую самооценку, лучшее настроение и меньше подвержены стрессу. Научиться использовать сильные стороны может каждый. План использования сильных сторон представляет собой двухстраничный рабочий лист, предназначенный для того, чтобы помочь людям определить сильные стороны, которые они хотели бы использовать больше, и составить планы для этого…

Представьте себя в будущем, где все идет как надо. Вы достигли своих целей, и в результате вы стали лучше, насколько это возможно. Как бы выглядела ваша жизнь? Как бы вы провели время? Кто был бы рядом с тобой? Наилучшее самоупражнение — это подкрепленное исследованиями средство улучшения настроения и повышения оптимизма, а также ряд других положительных результатов….

Выражение благодарности может вызывать положительные эмоции и повышать удовлетворенность отношениями. Один из способов практиковать благодарность в паре — это классическое упражнение «Три хороших дела». Используя рабочий лист «Журнал благодарности пары», каждый человек будет писать три хороших отзыва о своем партнере каждый день в течение одной недели. ..

У каждого человека и каждой пары есть сильные стороны, которые их отличают. Но иногда — когда жизнь становится трудной или когда мы сосредоточены на чем-то другом — эти сильные стороны могут быть упущены из виду. Исследования в области позитивной психологии говорят нам, что пары, которые хорошо осведомлены о сильных сторонах своего партнера, как правило, гораздо более удовлетворены своими отношениями и гораздо реже расстаются или разводятся (Kauffman & Silberman, 2009). Co…

В то время как традиционная терапия, как правило, фокусируется на решении проблем и борьбе с патологией, позитивная психология использует другой подход. Цель позитивной психологии — построить счастье и благополучие. Одна из техник, используемых для достижения этой цели, заключается в сознательном усилии распознавать то хорошее, что с нами происходит…

«Три хороших дела» — это классическое упражнение на благодарность, в котором участников просят записать три хороших или маленьких события, произошедших за день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *