Урок самопознания найти себя 11 класс: Открытый урок по самопознанию на тему: Найти себя урок 8

Содержание

План урока «Мир и согласие

Припев :

Дети всей Земли

Если б ваши сны

Мир наш изменить смогли

Жили что б не врозь

Небо что б без слез

В мире без войны

Предательства и вины

Мы все изменить должны, должны

Если будем мы в светлое верить

Станет в мире немножко добрее

Мы не будем жалеть со слезами

Будут в дома папы и мамы

И все дети счастливее станут чуть — чуть

Припев :

Люди всей Земли

Будь те же детьми

Что б мир изменить смогли

Жили что б не врозь

Небо что б без слез

В мире без войны

Предательства и вины

Мы все изменить должны, должны…

Припев:

Люди на Землі

Будьте же дітьми

Щоб світ змінити теж змогли

Жили разом скрізь

Небо щоб без сліз

В світі без війни

People on the Earth

Keep your souls unclosed

Change the world i`m begging please

Hide away your fears

Skies without a tears

Living lasting peace

Без страха и без вины

Мы все изменить должны

этот мир без войны

Групповое пение.

OPEN KIDS — МИР БЕЗ ВОЙНЫ (И ДЕТИ

ЗЕМЛИ)

Музыка и слова — Екатерина Комар.

Что-то в мире случилось такое

Сердце стало у всех ледяное

О любви и мечте забываем

И все чаще близких теряем

За идею слепую не близкую нам

Мы не слышим и спорим друг с другом,

Но опомнись и протяни руку

Ведь не важно какого-то ты цвета

На каком ты конце планеты

Ведь для нас для всех Земля одна

Припев :

Дети всей Земли

Если б ваши сны

Мир наш изменить смогли

Жили что б не врозь

Небо что б без слез

В мире без войны

Предательства и вины

Мы все изменить должны, должны

Если будем мы в светлое верить

Станет в мире немножко добрее

Мы не будем жалеть со слезами

Будут в дома папы и мамы

И все дети счастливее станут чуть — чуть

Припев :

Люди всей Земли

Будь те же детьми

Что б мир изменить смогли

Жили что б не врозь

Небо что б без слез

В мире без войны

Предательства и вины

Мы все изменить должны, должны…

Припев:

Люди на Землі

Будьте же дітьми

Щоб світ змінити теж змогли

Жили разом скрізь

Небо щоб без сліз

В світі без війни

People on the Earth

Keep your souls unclosed

Change the world i`m begging please

Hide away your fears

Skies without a tears

Living lasting peace

Без страха и без вины

Мы все изменить должны

этот мир без войны

урок самопознания | План-конспект урока:

План урока «Самопознание»

Школа:   СШ №9 с. Аухатты,  Кордайский район, Жамбылская область

 

Тема: «Человек и его характер»

Ценность: Праведное поведение

Качества: самопожертвование, бескорыстие, отзывчивость, доброта.

Педагог:  Щимеева Р.Л. Класс: 10(б, в) Кол-во уч-ся: 45

Цель: расширить представление учащихся о значимости ценности праведное поведение в становлении характера человека.

Задачи:

  • Раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;
  • Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;
  • Воспитывать потребность в самосовершенствовании.

Ресурсы:

музыка

«Голоса леса», Песня «Ты — человек»

Ход урока:

  1. Орг.момент.

— приветствие

— проверка отсутствующих

— проверка готовности

Позитивный настрой. Мысленная прогулка в лесу.

Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

Анализ состояния:

— Ребята, расскажите, что вы представляли?

— Что чувствовали?

 2.Проверка домашнего задания

Чтение притчи «Воспитание характера», стр. 20.

Обсуждение.

Поясните значение слова «характер».

Толковый словарь Ожегова.

характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении 
Пример: Сильный, волевой, твердый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твердость, не уступить в чем-н.). В. характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твердым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером).

Сообщение темы урока: «Человек и его характер».

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

посеешь привычку – пожнешь характер,

посеешь характер – пожнешь судьбу.

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Согласны ли вы с ним?

  • Рассказывание истории (беседа)

Притча. Плохой мальчик.

А какими качествами должен обладать человек? Подумаем об этом. Хочу в подарок подарить вам притчу.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется. ..» Не важно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как ты их любишь.

Давай людям больше, чем они ждут от тебя, и делай так со всем. Когда говоришь «я люблю тебя», говори это серьезно. Когда говоришь «мне очень жаль», смотри человеку в глаза. Не смейся над чужими мечтами. Ты можешь получить много душевных ран, но это единственный способ прожить свою жизнь. Не суди людей по их близким. Говори медленно, но думай быстро. Если тебе задают вопрос, на который тебе не хочется отвечать, улыбнись и спроси: «Почему ты хочешь это узнать?» Помни, что величайшая любовь и величайший успех несут очень большую опасность. Когда ты проигрываешь и теряешь многое, не потеряй урока. Помни о триаде: уважение к себе, уважение к другим, ответственность за свои поступки. Не позволяй маленькому различию разрушить большую дружбу. Улыбайся, когда говоришь по телефону. Тот, кто тебе звонит, почувствует это по твоему голосу. Читай между строк. Помни: иногда не получить что-то, когда ты этого хочешь, это удача.

Вопросы к беседе:

  • Почему отец посоветовал сыну вбивать гвозди в садовую ограду?
  • Что понял мальчик, когда стал сдерживать себя?
  • Почему отец предложил мальчику вытаскивать вбитые гвозди?
  • Какой совет дал отец сыну?
  • Что должен помнить человек при общении с друзьями?
  • Что ты должен беречь и дорожить?
  • Как ты понимаешь высказывание :«Иногда не получить что-то, когда ты этого хочешь, это удача».
  1. Творческая деятельность, групповая работа
  1. Игра «Угадай кто». Все учащиеся на отдельных листочках описывают черты характера одного из своих одноклассников. Затем все листочки собираются и по очереди зачитываются учителем. Класс должен угадать, о ком идет речь.
  2. Создайте синквейн к слову «характер».
  1. Групповое пение.

«Ты — человек» — Из фильма «Приключения Электроника»

Куда подует ветер, туда и облака,

По руслу протекает послушная река.

Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой.

Где рельсы проложили, там ходят поезда,

Куда пастух погонит, туда бредут стада.

Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой.

Теперь не доверяют, как прежде чудесам,

На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой.

Текст песни «Ты — человек»

  1. Домашнее задание

Поделитесь мыслями о том, что вы думайте о человеке? Отразите в своих размышлениях ответы на вопросы: что является главным в человеке? Чем красив человек? Что составляет характер человека? Каким человеком вы бы хотели стать?

  1. Заключительная минута тишины.

Учитель:

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.

 

План урока «Самопознание»

Класс: 11 (Б,В)

Школа: СШ №9 с.Аухатты,  Кордайский район, Жамбылская область                                                                                                               Тема: Найти себя 

Ценность: Праведное поведение 

Качества: Искренность, бескорыстность, ответственность 

Педагог:  Щимеева Р.Л. Кол-во уч-ся_48

Цель: Расширить представления у учащихся ценность Праведное поведение, через осмысление своего призвания.

Задачи:

  • раскрыть значение слов «искренность», «бескорыстность», «ответственность»;
  • развить возможность у учащихся найти свое призвание;
  • воспитать способность ориентироваться в выборе жизненного пути.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 11 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой «Концентрация на дыхании»
  2. Проверка домашнего задания. Проверить задание 1 в тетради, на стр. 19. Познакомьтесь со списком «смыслов жизни», который составил Ч.Моррис. Разделите их на три группы: 1) Стремление жить в соответствии с долгом и совестью; 2) В соответствии с установленными законами и нормами; 3) Стремление активно участвовать в строительстве жизни…Анализ: Как справились с данной работой? Смогли разделить список на три группы?
  3. Позитивное высказывание (цитата).

«Годы юности — самые трудные годы. Ибо это — годы выбора» (И. Кант.)

«Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят»    

(Н.Н. Миклухо-Маклай.)

  • Как вы поняли данную цитату? 
  1. Подарок от учителя (рассказ)

С.Садвакасов

Как вы думаете, может, ценность жизни есть в том, чтобы делиться с людьми тем, что любишь. И эта очень простая истина определяет смысл нашей жизни? Помните, как старый безвестный музыкант из повести Л.Толстого «Люцерн» каждый день приходил на площадь и играл. Он не мечтал о наградах, об аплодисментах, он просто делился с людьми тем, что любил -музыкой. И его искренность совершала чудо: люди думали о том хорошем, что они могли бы сделать и не сделали, в их душах рождалось сомнение, их тревожила печаль о несбывшемся в себе. Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать, что моя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни?

Подумайте. Ведь и поэты, и философы, и музыканты, и изобретатели, и художники, и учителя, врачи и инженеры делятся с людьми тем, что умеют.

А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. И люди называют это подвигом. Что же движет человеком?.. Необычайная сила духа, духовность личности?

А что движет человеком, способным забрать жизнь другого человека, других людей?.. Люди дали и этому явлению свое название — преступление. Кто способен преступить запрет, закон, заповедь?

Бездуховный человек — это человек без души. Вот и получается, что смысл жизни определяется нравственным, духовным выбором человека. А в процессе жизни малые поступки перерастают в большие дела, становясь благом для самого человека и других людей или злом для всех, подвигом или преступлением.

Анализ: О каких ценностях жизни размышляет журналист? В чем, по вашему мнению, заключается смысл жизни человека? Что значит «бездуховный человек»?

  1. Творческая деятельность, индивидуальная работа.

Выполните задание 3 в тетради, на стр. 20. Заполните таблицу «Мои способности правильной оценки себя»

  1. Групповое пение. «В каждом маленьком ребенке» (папка «11 класс»)
  2. Опережающее домашнее задание. Выполните задание 2 в тетради, на стр. 20. Подберите синонимы к словосочетанию «жизненное предназначение»
  3. Заключительная минута тишины.

Давайте закроем глаза и положим руку на сердце и попытаемся открыть свое сердце и наполнить ею свою жизнь, мечты, все вокруг. Мысленно начнем посылать всю свою любовь своим близким, друзьям, просто людям, всем! животным и растениям, всей планете! посылаем свою любовь тем кого не взлюбили и кто не взлюбил нас и тогда вы просто станете бесконечным потоком любви! И почувствуйте, как Мир улыбается вам!

 

 

Конспект урока самопознания на тему «В поиске идеала…» (11 класс)

План открыого урока     «Самопознание» Школа КГУ «СОШ №13»   Дата 08.10.18   №20 Тема В поиске идеала. Ценность  праведное поведение         Качества   стремление позитивно мыслить,  понимать разницу между истинными и  мнимыми ценностями, стремление обогащать, развивать свой внутренний мир . Педагог Погодаева Г.В.    Класс  11а   Кол­во уч­ся 16 ч­к Ресурсы: (материалы, источники) Примечания Цель:  Дать представление учащимся о ценности «Праведное  поведение» посредством приобщения к духовному богатству в  поиске идеала. Задачи: 1. Расширение представления учащихся о человеке как носителе  нравственных качеств. Учить понимать разницу между  истинными и мнимыми ценностями;  2. Развивать знания  об Истинных Лидерах, навыки позитивного  мышления. 3. Воспитывать стремление обогащать, развивать свой  внутренний мир.  Ход урока: 1. Орг.момент. оценивание готовности учащихся к уроку. Наличие   учебника, тетради, дневника, ручки, тетради для цитат. Дисциплина.  Позитивный настрой.   Сядьте,   держите   спину   прямо,   не   скрещивайте   руки   и   ноги. Закройте глаза, дышите глубоко и ровно.  Представьте,   что   солнечный   свет   проникает   в   вашу   голову   и опускается в середину груди. В середине груди находится   бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком и наполняется любовью. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.    Представьте, что начинает  все более и более распространяться по вашему телу. Он становится все сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать  только добрые, хорошие действия и будут помогать всем.

 Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом   и   освещаются.   Ноги   будут   вести   вас   только   к   хорошим местам   для   совершения   добрых   дел.   Они   станут   инструментами света и любви.                   Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет   достигает   глаз,   глаза   будут   смотреть   только   на   хорошее   и видеть   во   всем   только   хорошее.   Вся   ваша   голова   наполняется светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.            Свет все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тел, распространяясь   расширяющимися   кругами.   Направьте   свет   всем вашим родным, учителям, друзьям знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты.     Пусть   свет   наполнит   их   сердца.   Пусть   этот   свет распространяется на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду…Посылайте свет во все уголки Вселенной.
Мысленно скажите: «Я в Свете…Свет внутри меня….Я есть Свет» Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…           Теперь поместите этот Свет снова в ваше  сердце.  Вся   Вселенная,   наполненная   Светом,   находится   в   вашем   сердце. Сохраните ее такой прекрасной.  Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.         Анализ состояния: Какие чувства вы испытали?           Тяжело или легко дарить свет людям? Наполняю стеклянную банку грецкими орехами.. Спрашиваю учащихся, полна ли банка? Выслушиваю ответы. Добавляю фасоль и немного трясу банку. Фасоль  занимает  свободное место между орехами.  Еще раз спрашиваю, полна ли банка? Выслушиваю ответы. Тогда насыпаю песок  в банку. Песок занял полностью существующее свободное место и все закрыл. Еще раз спрашиваю, полна ли банка? Выслушиваю ответы. Тогда достаю кружку с водой и выливаю ее в банку, размачивая  песок. ­ А теперь я хочу, чтобы вы поняли, что банка – это ваша жизнь.  Орехи – это вечные общечеловеческие ценности.
 Фасоль – это  ценности, которые стали важными лично для вас – дом, работа, автомобиль. Песок – это все остальные мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться фасоль и орехи. И так же в вашей жизни, если  тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места  для важнейших вещей. Помните, прежде всего, об орехах, то есть о вечных ценностях; определите ваши приоритеты: остальное —  это только песок. Хотите знать, какое значение имеет вода? как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для  праздного безделья. ­ Так кто же такой человек: «глина» из которой можно лепить или  «луковица» в которой все заложено природой? Сегодня мы  постараемся ответить на этот вопрос.  Тема нашего урока: «Человек – венец творения» Позитивное высказывание (цитата).  Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без  нравственности, не имеет никакой цены.                                              Мишель Монтень. (1724 — 1804)                                                       немецкий философ Рассказывание истории (беседа).
 Подарок от учителя: Шакарим Кудайбердиев (1858 – 1931 гг.) Он родился 11 июля 1858 года в Семипалатинской области. В 7 лет,  когда умер его отец,  он напишет свое первое стихотворение. С тех  пор он станет воспитываться у дяди. Он владел кузнечным ремеслом, создавал сложные орнаменты. Скроенная и сшитая им самим одежда  имела индивидуальный стиль, чинил сломанные швейные машинки и  остановившиеся часы. Создавал из дерева музыкальные  инструменты. Был искусным охотником, держал ястреба, скаковых  коней. В двадцать лет назначается волостным управителем. После  сорока лет, всерьез занялся творчеством. Самостоятельно овладел  арабским, персидским, турецким, русским языками. Он избрал  нелегкий путь искателя истины.   На меня большое впечатление произвела философская проза  писателя – она глубоко духовно наполнена. Читая его произведения,  мы становимся проницательнее, мудрее, о многом начинаем  задумываться, осознавать, учимся мыслить. Он непрерывно искал  способы, как сделать лучше себя и других.
 Его волновали и  тревожили вопросы о том, как исправить человеческую природу, как научиться жить в согласии с собой и окружающим миром. Его  нравственно­духовные поиски привели к созданию философских  произведений, которые мы принимаем как духовное завещание  писателя. Его книга «Сады подснежников» – состоит из притчей. Главная идея  – уберечь людей от дурных поступков, призыв к высокому,  осуждение низости.  Современному человеку будет интересен его  философский трактат «Зеркало подлинного счастья». «Как стать  счастливым человеком?», – задает себе вопрос. Размышляя, он  находит формулу счастья. Она не в обретении богатства, власти,  славы, которые скоротечны, преходящи и обманчивы. Счастье в том,  чтобы иметь безупречно чистое сердце и испытать самое  возвышенное из чувств – бескорыстную любовь.  В процесс  воспитания необходимо ввести науку совести. В год установления  Советской власти ему было около шестидесяти лет. Новая власть  потребовала, чтобы поэт писал стихи и воспевал новый строй.
 Он  предпочел уйти из такого общества, жил в горах Чингистау в  совершенном одиночестве. Он размышляет о смысле жизни,  записывая свои мысли, подводя итог сделанному. И наверняка  догадывается, что его жизнь на безлюдной зимовке настораживает  представителей Советской власти. Они действительно подозревают  великого старца в сговоре с врагами страны, учиняют обыск в  зимовке в его отсутствие. В один из пасмурных осенних дней 1931 года без суда и следствия  был расстрелян, его окровавленное тело сбросили в колодезный сруб в Баканасе. Этот колодец тридцать лет носил траур по человеку  великой души, опередившего свое время. Только в июле 1961 года  останки поэта были захоронены, его реабилитировали. Вопросы:  Как вы думаете, о ком я вам рассказала?  Является ли Истинным лидером Шакарим?  Назовите других Истинных лидеров.  Перечислите Известных лидеров.  В чем отличие Истинных Лидеров и Известных?  Как вы планируете прожить жизнь, чтобы вас помнили люди?       5. Творческая деятельность, групповая работа.
­ Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго  индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это  спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая  ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их  поступков будет противоположна, как небо и земля.  Один в критических ситуациях плевать хотел на свою жизнь ради  чужой, а второй – на чужую ради своей. И оба – будут по­своему  правы. И оба будут крутить пальцем у виска, и показывать друг на  дружку пальцем. Поглядите, дескать, люди добрые, на этого  безумца. Для каждой личности значение тех или иных жизненных ценностей  определено им самим.  И для одних – «жить, чтобы есть», а для других – «есть, чтобы  жить». Каждый выбирает сам.  ­ Давайте попробуем определить, что же такое истинные ценности, и  какие ценности являются мнимыми.  (Предлагают свои формулировки истинных и мнимых ценностей).  (Подвести к выводу): Истинные ценности – это те качества, стремление к которым никогда не иссякнет в людях, которые делают счастливым не отдельно  взятого человека, а всех кто его окружает.
 Это истина, праведное  поведение , покой, бескорыстная любовь и ненасилие.  Мнимые ценности – это те, которых сейчас может быть много, а  через минуту от них не останется и следа. Это деньги, власть,  плотские чувства.  Ваше задание – обсудить в группах и изобразить на бумаге ваше  представление об истинных ценностях. Презентация групповых работ. 1. Групповое пение. Видеоклип «Я – герой» 2. Домашнее задание. Чтение «Совершенство мира», учебник. 6. Заключительная минута тишины. Закройте глаза, вспомните все, о чем мы говорили на  сегодняшнем уроке, представьте себе нашу прекрасную планету,  людей, которые населяют Землю. Пошлите им свет своей любви. Ощутите свою ответственность за будущее!  Спасибо за работу. До встречи.

Урок по самопознанию «Найти себя в мире профессий»

Швец Анастасия Геннадьевна
учитель самопознания и старшая вожатая
г. Петропавловск КГУ «Средняя общеобразовательная
инновационная школа № 1 имени М. Айтхожина»

 

11 класс

 

Цель: Выявление учащимися своей профессиональной направленности.

Задачи:

Образовательная: Познакомить с особенностями некоторых профессий.

Образовательная: Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

Развивающая: Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.

Формирующая: Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, диалог, работа в группах, игра, словесно-иллюстративный, работа с учебником.

Оборудование:

  1. ручки,
  2. листочки,
  3. слайды с заданиями,
  4. презентация «В мире профессий»,
  5. наглядный материал для групп,
  6. учебник.

План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Повторение.
  3. Чтение.
  4. Диалог.
  5. Характеристика выбранной профессии.
  6. Игра.
  7. Заключительная часть.

Ход урока

Оргмомент

Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.

Основная часть

Эпиграф: «Мало найти себе надежный источник пропитания, хотя этому поиску многие безуспешно посвящают всю свою жизнь. Самое главное — найти своё высшее, особое предназначение, а это так непросто, так непросто…» (Б. Кригер)

Учитель: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? Каждый ли из вас может ответить на вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?». А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

Учитель: В прошлом году мы с вами делали дифференциально-диагностический опросник профессора Е. А. Климова. Сейчас я напомню вам об основных типах профессиональной деятельности человека.

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа. К такому типу профессий относятся егерь, животновод, зоотехник, лаборант, лесник, агроном, ветеринарный врач, геолог, инженер (геофизик, лесного хозяйства и др.), провизор, фармацевт, физик, химик, эколог, садовник, фермер.

2. Человек-техника. Это люди, использующие технические устройства. К такому типу профессий относятся водитель автомобиля, кондитер, маляр, машинист, механик, монтажник, наладчик, оператор, слесарь, столяр, швея, электромонтер, инженер (механик, стро.итель, технолог и др.), пилот.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся агент (страховой, коммерческий, рекламный, по недвижимости), бармен, бортпроводник, воспитатель, медсестра, милиционер, официант, продавец, санитар, социальный работник, фельдшер, адвокат, врач, коммерсант, логопед, менеджер, психолог, преподаватель, секретарь-референт, следователь, тренер, консультант.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. К такому типу профессий относятся кассир, машинистка, наборщик, налоговый инспектор, операционист, телефонист, аудитор, библиотекарь, бухгалтер, диспетчер, инженер (геодезист, конструктор и др.), маркетолог, нотариус, переводчик, программист, редактор, экономист.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. К такому типу профессий относятся актер, архитектор, дизайнер, музыкант, хореограф, художник.

Учитель: Давайте вспомним, к какому типу деятельности относитесь вы. (Ответы учеников)

Вот приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых — за 50 часов.

Учитель: Но кроме способностей, что, же ещё необходимо учитывать? (Ответы детей)

  • свои интересы;
  • призвание;
  • здоровье;
  • талант;
  • престижность.

Учитель: А ведь, сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня мы попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество — хорошо, а исполнительность — плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т. е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 49. Давайте ознакомимся с учебной информацией о том, кто помогает и мешает выбрать профессию. Затем ответим на вопросы и обсудим прочитанное.

Учитель: — Ребята, что для вас играет решающую роль при выборе будущей профессии? С кем вы советуетесь, где черпаете информацию для себя? (высказывания учащихся)

— Как вы считаете, влияет ли выбор профессии на дальнейшую судьбу человека?

(— думаю, играет огромную роль, ведь от твоего морального удовлетворения своей работой зависит многое: здоровье, эмоциональное состояние, твое материальное состояние;

(— моя мама в молодости выучилась на медсестру по совету родителей, но так и не смогла работать по специальности, т. к. не было, ни желания, ни достаточных знаний. Впоследствии переучилась и стала отличным педагогом. Теперь работает в школе. Я сама решу, кем мне стать;

(— кто-то выучится на экономиста или юриста и так и не найдет работы по специальности и пойдет работать на рынке, а кто-то выучится на штукатура-маляра и будет отлично зарабатывать).

— Должен ли человек подумать о будущей профессии со школьной скамьи? (Высказывания учащихся)

— Нужен ли в школьной программе курс профориентации? (Высказывания учащихся)

— Ребята, поделитесь своими личными и профессиональными планами на будущее. (Ответы детей)

— Как вы думаете, какие школьные предметы помогают нам определиться с будущей профессией? (Ответы детей)

— Какие факторы влияют на выбор профессии? (Ответы детей)

— В каких учебных заведениях можно получить выбранную вами специальность? (Ответы детей)

— Назовите необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии? (Ответы детей)

— Имеются ли медицинские противопоказания в выбранной вами профессии? (Ответы детей)

Учитель: Давайте сейчас проанализируем профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

9. Где можно её получить?

(После того как учащиеся ответили на вопросы, некоторые зачитывают получившиеся результаты и высказывают свою точку зрения).

Учитель: Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 3 команды.

Участникам предлагаются следующие характеристики:

1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
3. самая волосатая (парикмахер)
4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
6. самая смешная (клоун)
7. самая умная (учёный, профессор)
8. самая белая (врач)
9. самая зубастая (стоматолог)
10. самая начитанная (библиотекарь)
11. самая высокая (монтажник-высотник)
12. самая быстрая (гонщик)
13. самая техническая (инженер-конструктор)
14. самая свободная (художник)
15. самая смелая (милиционер)
16. самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
17. самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)

Каждая команда дает свои варианты ответов.

Игра «Профессия на букву»

Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

М: менеджер, массажист, мультипликатор, машинист, маркетолог, мерчендайзер, медсестра, маляр, маникюрша, метеоролог, механик, микробиолог, милиционер, модельер, монтажник, музыкант, музеолог.

О: оператор, оптик, облицовщик, официант, офицер, охранник, оценщик, офтальмолог, обозреватель, овощевод, озеленитель, океанолог, организатор, оформитель, офис-менеджер.

Р: рабочий, радиоведущий, радиомонтажник, радиотехник, регистратор, редактор, режиссер, рекламный агент, репортер, реставратор.

Ч: чабан, часовщик, чаевод, чертёжник, чеканщик, чистильщик.

Ц: цветовод, церковнослужитель, цитолог.

Я: ядерщик, языковед, ямщик.

Заключительная часть

Ребята, в заключении я хочу сказать вам, что профессий в мире очень много. Важно, чтобы из всего этого многообразия вы выбрали правильное решение.

Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:

Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.

Литература

  • Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.
  • Климов Е.А. «Типы профессий и их классификация»
  • Пряжников Н. С. Игровыеx профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  • Пряжников xН. С. Ценностноx-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
  • Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
  • Шевандрин xН. И. Психодиагностикаx, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.
  • Самопознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных школ. Л. А. Саинова, Е. М. Лосева, А. Б. Сапарбаева, Н. И. Харькова, Г. И. Калиева./ Алматы. ННПООЦ «Ббек», 2010.

«Красив тот ,кто красиво поступает» урок самопознания 2 класс урок 11-12

Три очка за старичка А.Барто

Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорошие поступки.

Вся в цифрах классная доска:

— За помощь маме — два очка,

За помощь брату-малышу

Очко Никитину пишу,

А Горчакову три очка —

Водил он в гости старичка.

— За это мало трех очков! —

Кричит Андрюша Горчаков

И вскакивает с лавки.—

Три очка за старичка?!

Я требую прибавки!

Я с ним провел почти полдня,

Он полюбить успел меня.

Стоит Лариса у доски,

Любовь кладет на счеты

И переводит на очки

Вниманье и заботы.

А две подружки в стороне

Ворчат, надувши губки:

— И трех очков не дали мне

За добрые поступки!

—И я не этого ждала,

Когда купала братца.

Тогда за добрые дела

Совсем не стоит браться!

Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорошие поступки.

Ох, даже слушать тяжело,

Не верится, ребята,

Что за сердечное тепло

Нужна кому-то плата.

А если плата вам нужна,

Тогда поступку грош цена!

скажите красивые и добрые поступки нуждаются в таком счете?

-что посоветуем Ларисе?

Самопознание

«Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования»

С.А. Назарбаева

 

Сайты по самопознанию

Адрес сайта: http://www.bala-kkk.kz/ru/samopoznanie/

Название сайта: Комитет по охране прав детей

Раздел сайта: Самопознание

Информация: О ходе эксперимента по апробации и внедрению программы нравственно-духовного образования «Самопознание»

 

Адрес сайта: http://tayana-oniya.com/contact/124

Название сайта: Самопознание

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Самопознание

 

Кабинеты по самопознанию

Адрес сайта: http://www.petropavl. kz/skoipkppk/page5/sampo/1.shtml

Название сайта: Северо-Казахстанский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Раздел сайта: Методист-учителю — Самопознание

Информация: Положение о кабинете самопознания

 

Адрес сайта: http://www.ayalyalakansko.kz/ru/sampo/cabinet/

Название сайта: Департамент по защите прав детей Северо-Казахстанской области Комитета по охране прав детей МОНРК

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Кабинеты по самопознанию

 

Методические разработки. Открытые уроки

Адрес сайта: http://www.petropavl.kz/skoipkppk/page6/sampo/37.shtml

Название сайта: Северо-Казахстанский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Раздел сайта: Творческая мастерская — Самопознание

Информация: Разработки занятий по самопознанию

 

Адрес сайта: http://www. balazan.kz/teen/obrazovanie/detail.php?ID=2719

Название сайта: Департамент по защите прав детей Карагандинской области

Раздел сайта: Мир, пригодный для жизни — Самопознание

Информация: Уроки доброты (разработки упражнений)

 

Адрес сайта: http://www.luchik.kz/ru/?page=nrav 

Название сайта: «Лучик надежды» — благотворительный сайт

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Методические пособия. Рекомендации. Интегрированные уроки. Брошюра «Самопознание»

 

Адрес сайта: http://samopoznanie.antropceva.com/?page_id=2

Название сайта: Самопознание

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Полезная информация по:  самопознанию, самосовершенствованию,  здоровью

 

Адрес сайта: http://www.ayalyalakansko. kz/ru/sampo/lesson/

Название сайта: Департамент по защите прав детей Северо-Казахстанской области Комитета по охране прав детей МОН РК

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Мастер-класс:  Уроки, Классные часы, Разработки занятий, Внеклассныемероприятия, Родительские собрания

 

Адрес сайта: http://samopoznanie.net/

Название сайта: Самопознание

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Уроки, Методики уроков

 

Адрес сайта: http://www.sabak.adamzat.kz/ru/jukteuler/category/32.html

Название сайта: Ашық сабақтар — Открытые уроки

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Открытые уроки

 

Адрес сайта: www.kollej.kz/news/?id=28

Название сайта: Методическая работа – Мангистауский гуманитарный колледж

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Конспекты уроков по самопознанию

 

Адрес сайта: http://window. edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27212&p_page=10

Название сайта: Единое окно

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Учебное пособие для студентов «Основы самопознания и саморазвития»

 

Курсы. Семинары

Адрес сайта: http://www.atrainings.ru/press/  

Название сайта: Академия тренингов

Раздел сайта: Тренинги, статьи

Информация: Интенсивный курс обучения

 

Адрес сайта:  http://www.akviloncenter.ru/books/samopoz.htm

Название сайта: Эзотерический центр -Аквилон

Раздел сайта: Наша библиотека

Информация: Курсы психологии, Курсы эзотерики

 

Адрес сайта:  http://psy.1september.ru/2005/22/19.htm

Название сайта: Психология самосознания на уроках литературы

Раздел сайта: Методическая копилка

Информация: Интегрированный психолого-литературный курс для учащихся старшей школы

 

Адрес сайта:  http://www. metodichka.net/history.php?itemid=208&catid=62

Название сайта: История. Материалы для учителей по истории

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Урок-семинар по обществознанию в 10 классе

 

Адрес сайта:  http://www.acasam.ws/

Название сайта: Академия самопознания

Раздел сайта: Учеба в АС

Информация: Учебный курс по самопознанию

 

Адрес сайта:  http://www/soroka.ws/

Название сайта: Сорока

Раздел сайта: Семинары

Информация: Сетевые семинары по самопознанию

 

Тесты

Адрес сайта:  http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/

Название сайта: Онлайн тесты, психология и самопознание

Раздел сайта: Тесты- самопознание

Информация: Тесты, обзоры, события в мире психологии

 

Адрес сайта:  http:test-art. narod.ru

Название сайта: Для тех кто любит тесты и хочет узнать о себе больше

Раздел сайта: Тесты — самопознание

Информация: Тесты

 

Литература по самопознанию

Адрес сайта: http://psylib.org.ua/index.html  

Название сайта: PSYLIB самопознание и саморазвитие психологическая библиотека Киевского Фонда

Раздел сайта: Каталог

Информация: Книги

 

Адрес сайта:  http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1940_39_00.htm

Название сайта: Библиотека Якова Кротова

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Книга Н.Бердяева «Самопознание»

 

Адрес сайта:  http://www.acasam.ws/

Название сайта: Академия самопознания

Раздел сайта: Библиотека

Информация: Книги по самопознанию

 

Статьи. Доклады

Адрес сайта:  http://poznay.info/

Название сайта: Познай самого себя

Раздел сайта: Самопознание

Информация: «Познай самого себя» — статьи великих людей

 

Адрес сайта:  http://www.samopoznanie.com/dyhanie.php

Название сайта: Самопознание

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Статьи по самопознанию

 

Адрес сайта:  http://ru.wikipedia.org/wiki

Название сайта: Категория: Самопознание — Википедия

Раздел сайта: Категория: Самопознание

Информация: Материалы из Википедии — свободной энциклопедии

 

Адрес сайта:  http://progressman.ru/category/3-samopoznanie/

Название сайта: Развитие личности и самопознания

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Статьи

 

Адрес сайта:  http://www. assembly.kz/index.shtml?f=show&type=1&id=23407387313

Название сайта: Десятилетие программы «Самопознание»

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Статьи

 

Адрес сайта: http://www.akviloncenter.ru/books/samopoz.htm

Название сайта: Эзотерический центр -Аквилон

Раздел сайта: Наша библиотека

Информация: Статьи

 

Адрес сайта: Samopoznanie.net/  

Название сайта: Самопознание

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Статьи о психологии искусства

 

Адрес сайта: http://www.luchik.kz/ru/?page=nrav  

Название сайта: «Лучик надежды» — благотворительный сайт

Раздел сайта: Самопознание

Информация: Доклады по самопознанию

Презентация на тему «Самопознание» по психологии для 11 класса

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация «Самопознание» рассказывает о психологическом понимания собственного «я» человека, о методах самооценки и самоисповеди, описывает суть «Я-концепции». Презентация содержит множество заданий по теме самопознания собственной личности: как основанных на теоретических знаниях, так и творческие.

Краткое содержание

  • Самовоспитание;
  • Самооценка;
  • Самоисповедь;
  • «Я – концепция».
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    9

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

Содержание

  • Слайд 1

    Самопознание

    Цели урока

    • Образовательная: формирование понимания учащимися одного из видов познания – самопознания
    • Воспитательная: воспитание свободной, ответственной личности, её социализации, самореализации.
    • Развивающая: формирование информационных, интеллектуальных, коммуникативных компетенций.

    Задачи:

    • организовать учебную деятельность учащихся по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач;
    • реализовать умения использовать информационно — коммуникативные технологии;
    • Реализовать умение и навыки работы в группе
  • Слайд 2

    Тема. Самопознание

    • Ребята в ходе урока вы самостоятельно узнаете новую тему. А какую вы сами назовёте позже.
    • Определите новые понятия, будете работать в группах с различными источниками, интерпретировать их, применять практически различные формы познавательной деятельности.
    • Будете осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку.
    • В итоге урока вы должны дать оценку тем новым знаниям, которые добыли в процессе урока. Спрогнозировать их необходимость, нужность в вашей жизни сегодня и на будущее.
    • Эпиграф урока: «для человека нет ничего более интересного, чем люди» (В. Гумбольт)

    План.

    1. Самовоспитание
    2. Самооценка
    3. Самоисповедь
    4. «Я – концепция»
  • Слайд 3

    Тест «Кто я?»

    • Учитель показывает фотографию маленького ребёнка – ползунка, который пытливо всматривается в зеркало, увидев себя
    • Беседа
    • Почему ребёнок пытливо всматривается в зеркало?
    • Самовоспитание, само узнавание начинается с детства и продолжается всю жизнь. Кто я задаёт он себе вопрос.

    Тест «Кто я?»

    • Задание : Сейчас будет проведено психологическое тестирование. Тест необычный, но очень простой. Выслушав вопрос, не задумываясь, искренне пишите первое, что приходит в голову. Учитель 3 раза задаёт один и тот же вопрос: Кто ты.
    • Листочки с ответами через 2 минуты собраны, в ходе урока психолог проанализирует ответы.
    • Учитель. Как будет называется тема урока? (Учащиеся называют – Самопознание)
  • Слайд 4

    Задание группам

    • С чего начинается самопознание?
    • Как формировать образ «Я»?
    • Можно ли считать представления о собственной внешности истиной?
    • Презентация. Нравственные качества «Я»
    • Что такое самооценка?
    • Формула самооценки.
    • Сколько образов «Я» у человека?
    • Творческое задание. Умственные качества «Я».
  • Слайд 5

    Продолжение

    • Какое значение в самопознании играет самоисповедь?
    • Как вы понимаете Слова Р. М. Достоевского, вложенные в уста старца Зосимы? (параграф 13, пункт 3)
    • В чём состоит субъективная сложность внутренней исповеди?
    • Творческое задание. Волевые качества «Я».
    • Как определяет «Я — концепцию» психолог и социолог Ольшанский?
    • Какова роль «Я – концепции» в социализации личности?
    • Как «Я — концепция» связана с положением человека в обществе? Может ли она сформироваться у человека вне общества?
    • Творческое задание. Эмоциональные качества личности.
  • Слайд 6

    Мини-презентация групп

  • Слайд 7
    • Самопознание – это путь от скрытого Я к открытому знанию о себе и о других. Человек формирует самооценку. Она всегда субъективная. В её основе лежат не только собственные мнения, но и мнения других людей.
    • Образ «Я» не остаётся неизменным. Он меняется на протяжении всей жизни. Более оправданной становится самооценка, принимаются меры к её повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и другим.
    • Творческое задание : Умственные качества : — самостоятельность ума, сообразительность.
  • Слайд 8
    • Я – реальное – это представление о себе в настоящем времени.
    • Я – идеальное – то, каким человеком по его мнению должен стать.
    • Я – динамичное – то, каким человек намерен стать.
    • Я – фантастическое – то, каким человек желал бы стать.
    • Используя схему, учащиеся показывают субъективную сложность внутренней исповеди, абсолютной честности с самим собой.
    • Самоисповедь – средство самопознания. Это полный отчёт перед собой. Она помогает оценить себя, изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.
    • Успех самоисповеди зависит от проявления нравственного начала в человеке, от абсолютной честности перед самим собой.
    • Творческое задание: волевое качество «Я»:
      • Самостоятельность
      • Требовательность к себе и другим
      • Целеустремлённость
      • Решительность
  • Слайд 9
    • Личность человека организуется в 3 структурах.
    • Ид (лат) – оно, сфера бессознательного, примитивные тёмные стороны личности, не подчиняющиеся ни законам, ни правилам. Оно наполняет поведение человека энергией, поэтому сохраняет своё центральное значение для всей жизни.
    • Эго (лат) – Я, ответственное за принятие решений, Эго стремиться выразить и удовлетворять желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго вносит в поведение личности меру разумности.
    • Суперэго – усвоение личностью социальных норм, ценностей, культуры. Основной фундамент закладывается в возрасте до 5 лет.
    • Я – концепция – Это основа для организации личности, её интеграции в процессах социального взаимодействия. Я – концепция представляет собой относительно устойчивое, осознанное представление человека о самом себе.
    • Я концепция – итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в разнообразных условиях, реальных ситуациях, а также через мнение других людей и соотношения себя с другими.
    • Творческое задание – эмоциональные качества личности : оптимизм, совестливость, человечность, восприимчивость.
    • Ребята приводят примеры из жизни, мини – конкурс русских пословиц и поговорок о похвальбе и совести.
    • Структура психики по З. Фрейду