Поурочные планы по самопознанию 6 класс Казахстан
Уроки 31-32 Радость творчества
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о ценности «творчество». Задачи: – …
Урок 8 В стремлении к красоте
Цель: углуб ля ть представление о красоте человека. Задачи: – раскрытие значения понятия…
Урок 6 Вера в себя
Цель: раскры ва ть значение самообразования и самовоспитания в личностном и профессиональном становлении человека. Задачи: …
Урок 5 Вера в себя
Цель: раскры ва ть значение самообразования и самовоспитания в личностном и профессиональном становлении человека. Задачи: …
Урок 4 Возможности человека
Цель : углубить представление о значении потенциальных возможностях человека и о важности их развития. Задачи : –…
Урок 29 Духовное богатство человека
Цель: углубить представление о духовном богатстве человека. Задачи: – раскрытие значимости для…
Урок 28 Времен связующая нить
Цель: углублять представление учащихся о понятиях «связь поколений» и «культурном наследие». Задачи: — …
Урок 27 Времён связующая нить
Цель: углублять представление учащихся о понятиях «связь поколений» и «культурном наследие». Задачи: — расширение знаний…
Урок 24 Найти своё призвание
Цель: расширять представление об истинном пред назначении человека . Задачи: – …
Урок 23 Найти своё призвание
Цель: расширять представление об истинном предназначении человека . Задачи: – углубление знаний о понятиях «цель жизни»,…
Урок 21 Искусство быть здоровым
Цель: расширять представление о ценности здоровья, о гармонии физического и духовного здоровья. Задачи: –…
Урок 20 Природа – бесценный дар
Цель: углублять представление о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатств природы.
Задачи: –…Урок 18 Я и мир вокруг
Цель: углублять представление учащихся о взаимосвязи человека и окружающего мира. Задачи: – расширение знаний…
Урок 16 Жить в мире с людьми
Цель урока: углублять представление о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия в отношениях между людьми. …
Урок 14 Родственные узы
Цель урока: углублять представление о ценности семьи. Задачи: – ра сширение знаний о …
Урок 13 Родственные узы
Цель урока: углублять представление о ценности семьи. Задачи: – ра сширение знаний о …
Урок 12 Об отзывчивости и равнодушии
Цель урока: углублять представление о нравственных качествах человека. Задачи: – раскрытие значения понятий…
Урок 10 Взаимоотношения в классе
Цель урока: расшир я ть знания учащихся о взаимоотношениях в классном коллективе и обогатить опыт позитивного общения с одноклассниками.
Урок 1 Путь познания
Цель: расшир я ть представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о…
Самое популярное
Как проверить сейсмостойкость дома или новостройки
На фоне громких новостей о крупных разрушительных землетрясениях в других странах многие заинтересовались вопросом сейсмостойкости своего жилья. Панельные дома Сами по себе панельные дома отличаются высокими…
Портфолио работ дизайнера
Портфолио работ дизайнера Дизайнеры, как и любые другие профессионалы, стремятся к профессиональному росту и улучшению своих навыков. Одним из важных инструментов для графического дизайна является…
Популярные посты
красота души человека
красота души человекаAdvertisement
Upcoming SlideShareсам. вести 8Loading in … 3
1 of 4
Top clipped slideDownload to read offlineInternet
«Красота души человека»
Advertisement
Advertisement
Advertisement
красота души человека
- План урока самопознания
Школа: Раздольненская СОШ Дата ____________
Тема: Красота души человека. № 15
Ценность: бескорыстная любовь
Качества: искренность, сострадание, бескорыстное служение людям
Педагог: Товстик Юлия Александровна
Класс: 5 Кол-во уч-ся: 6
Цель:
Раскрыть значимость бескорыстной любви через познание красоты души
Задачи:
— Развивать умение сострадать
— Формировать стремление бескорыстно служить людям
— Воспитывать искренность
Ресурсы:(материалы,
источники)
Музыка для
позитивного настроя,
фонограмма песни
«Если добрый ты»,
тексты песни
Листы с заданиями
на группы учащихся
Ход урока:
Орг.момент.
Позитивный настрой
Концентрация на дыхании
Сядьте прямо, не скрещивая ног, руки. Закройте глаза и дышите глубоко. С
каждым вздохом старайтесь всё больше расслабиться.. Когда мы
концентрируемся на дыхании, мы обретаем покой, мысли становятся
ясными. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе
выдыхать из себя беспокойства.
Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно
положить на колени.
Вдо-ох…., вы-ы-дох…(9-10 раз, медленно)
Примечания
Проверка домашнего задания
Цветок кактуса
А.
- страшные.
– Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами, —
вздыхал мечтатель.
– Ха-ха-ха, — смеялись звезды. — Люди не любят колючих. Они убегают
от того, кто делает им больно… Им нужно светить, тогда они тоже светятся и
остаются с тобой… навсегда, — так говорили звезды.
«Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как
мы…», — размышлял кактус.
«Да, они не молчат… Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза,
сердце и душа», — говорили кактусу звезды.
«Душа! Что это? Есть ли это у нас, кактусов?!» — думал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их
слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия!
Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как
приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми.
.. » Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверное, какой-то новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут? » — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, нежный!» — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу. Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» — и люди замерли перед необычным кактусом в безмолвном восхищении. «О чем это они? Люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед мной в восхищении», — удивлялся кактус. И его прекрасный цветок — чудо красоты, так восхитивший этих странных людей, продолжал источать нежный аромат. Все пространство вокруг кактусов благоухало. Была ночь. Небо, усыпанное звездами, раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу… Твой цветок открыл ее в людях… Ты счастлив». Встретилась ли искренность и бескорыстие у кактуса? Каким образом? Как изменились чувства людей при виде цветущего кактуса? А как они изменили у кактуса? Какая красота кактуса поразила вас больше всего? В вашей жизни встречались такие случаи? Поделитесь. Очень важно рассмотреть настоящую красоту человека. Что такое красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (высказывания детей) — Представьте, что душа человека – это сосуд (на доске рисунок кувшина). Я предлагаю вам наполнить этот сосуд качествами, которые делают душу красивой. (Из цветной бумаги вырезаны цветы, бабочки – дети записывают на них качества души и приклеивают на кувшин). - — Мы наполнили сосуд души хорошими качествами. А в чём эти качества
могут проявляться? (в словах, добрых делах, благородных поступках)
Но иногда красота бывает, обманчива.
Упражнение; предложить ребятам три коробочки. В первой очень
красивой – пусто, во второй конфетки карамельки, в третьей, самой
простой, вкусная шоколадка.
-О чем вы думали до того как развернули конфету?
-Что вы почувствовали?
(ответы ребят). это упражнение помогло нам наглядно убедиться в том, что
не все яркое, красочное, броское бывает ценным.
Позитивное высказывание (цитата).
«Тені сұлү — сұлү емес, жаны сұлү — сұлү». В казахской пословице
говорится: «Красивый человек не тот, у которого сильное тело, а тот,
у которого красивая душа».
— Как можно объяснить понятие «Красота души»? А бескорыстное
служение людям? Как связаны эти два понятия?
-Может ли человек быть красивым, имея сильное тело? В каких
случаях? Есть ли в этом искренность и какая?
1. Рассказывание истории (беседа).
- Обобщение 1. Какая мудрость заключается в притче? 2. В чем заключается стремление бескорыстно служить людям? Как это помогает в жизни человека? 3. Бывали ли в вашей жизни ситуации сострадания? Расскажите. Творческая деятельность, групповая работа. Деление на 2 группы (У меня есть цветок души. Каждый берет себе по лепестку и говорит, свое хорошее качество) Работа с картинками сказочных героев. — Что мы можем сказать о каждом из сказочных героев? — к какому выводу мы пришли? Задание для первой группы Красота души (советы героям) Задание для второй группы Внешняя красота (советы героям) 3. Презентация работ и взаимооценка Вывод – гармония красоты 2. Групповое пение. «Если добрый ты» (песня из мф «Про кота Леопольда») 1. Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал. Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо. 2. Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот – трудно. 3. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь с ними — веселей, А когда наоборот – скучно. Домашнее задание. Заключительная минута тишины. Предложение учащимся закрыть глаза и подумать о том, что нового они узнали сегодня на уроке. Пусть сохранят это в своём сердце. «Шкатулка впечатлений»- по кругу из шкатулки каждый ребенок вытягивает листочек, на котором написано начало фразы, которую нужно закончить. «Сегодня я понял, что красота…..» «Я понял, что быть красивым, значит…..» «Человечность – это ….» «Сегодня мне понравилось…..» «Сегодня я понял, что человечность ……» «Думаю, что главное в человеке…..»
Advertisement
Что такое самопревосхождение? Определение и 6 примеров (+PDF)
Самопревосхождение: это термин, который вы, вероятно, слышали раньше.
Однако, если вы похожи на меня, вы никогда не понимали, что именно это означает.
У вас может быть смутное представление о том, что «преодоление» сродни «возвышению», и вы думаете об этом понятии как о подъеме над собой, но на самом деле вы не знаете, что это за этим.
Если это описывает вас так же хорошо, как меня, то вы обратились по адресу! В этой части мы дадим определение самопревосхождению, рассмотрим его компоненты и характеристики, придумаем несколько примеров и исследуем, как этого можно достичь.
Заинтересованы? Читай дальше!
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на смысл и ценность жизни. Эти творческие, основанные на науке упражнения помогут вам больше узнать о ваших ценностях, мотивах и целях и дадут вам инструменты, которые помогут вдохнуть смысл в жизнь ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит
- В чем смысл самопревосхождения?
- Самопревосхождение в психологии
- Самопревосхождение в сестринском деле
- Самопревосхождение и духовность
- 6 примеров самопревосхождения
- Как достичь самопревосхождения
- Измерение самопревосхождения
- 9 цитат о самопревосхождении
- Сообщение на вынос
- Часто задаваемые вопросы
- Ссылки
В чем смысл самопревосхождения?
Хотя люди могут относиться к самопревосхождению по-разному, в зависимости от их собственных ценностей, общая идея, лежащая в основе этого, одна и та же. Самопревосхождение, по своей сути, заключается в том, чтобы выйти за пределы (или подняться над) собой и установить связь с тем, что больше, чем я. Проще говоря, это осознание того, что вы являетесь маленькой частью большего целого и действуете соответственно.
То, что больше, чем я, может быть рядом вещей: люди в целом, природа, вселенная, божественная сила и т. д. Неважно, что больше, важно только то, что есть что-то большее, чем себя.
Самопревосхождение в психологии
Самопревосхождение можно считать забытым младшим братом самоактуализации; Концепция самоактуализации существует уже довольно давно и хорошо известна тем, что занимает первое место в иерархии потребностей Маслоу (во всяком случае, поначалу — подробнее об этом позже).
Однако это не было полностью проигнорировано. Исследователи, которые интересуются человеческим развитием, духовностью и положительными чертами поведения, хорошо знакомы с этой концепцией и включили ее в свою работу. В частности, те, кто связан с работой Маслоу о человеческих потребностях, будут хорошо знакомы с ней.
Абрахам Маслоу о самопревосхождении и потребностях
В течение многих лет самоактуализация доминировала в знаменитой Иерархии потребностей Маслоу. Чтобы быстро освежить память, вот иерархия в том виде, в каком она была:
Самореализация наверху, уважение ниже, затем любовь/принадлежность, затем безопасность и физиологические потребности внизу. Это указывает на то, что физиологические потребности жизненно важны для выживания и что они должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет двигаться вверх к актуализации и реализации. В своих ранних работах Маслоу считал самоактуализацию вершиной человеческого развития и высшей человеческой потребностью: реализацией своего полного потенциала.
Самоактуализация — это действительно высокая (и достойная) цель развития, и ее не следует отбрасывать в сторону в пользу новой блестящей потребности, но самопревосхождение — это поистине «следующий уровень» развития; он ориентирован на других, а не на себя, и касается более высоких целей, чем те, которые служат только себе.
Маслоу так описывает важность трансцендентности:
«Трансцендентность относится к самым высоким и наиболее всеобъемлющим или целостным уровням человеческого сознания, действующему и относящемуся скорее как к цели, чем как к средству, к самому себе, к значимым другим, к людям в целом, к другим видам, к природе и к космос»
(Маслоу, 1971, стр. 269).
Согласно Маслоу, самопревосхождение приносит человеку то, что он назвал «пиковым опытом», в котором он выходит за пределы своих личных интересов и смотрит с более высокой точки зрения. Эти переживания часто вызывают сильные положительные эмоции, такие как радость, покой и хорошо развитое чувство осознания (Messerly, 2017).
Кто-то, кто в высшей степени трансцендентен, может также испытывать «опыт плато», в котором он постоянно сохраняет или входит в состояние безмятежности и более высоких перспектив (Messerly, 2017).
Добавление Маслоу самопревосхождения к пирамиде не всегда упоминается в литературе, когда цитируется его теория, но, тем не менее, ей удалось проникнуть в исследовательское сообщество. Он довольно часто рассматривался во многих исследовательских темах, но, пожалуй, наиболее заметен в исследовательском сообществе сестринского дела.
Мы продолжим изучение этого вопроса в мастер-классе «Наука самопринятия»©.
Вы в своих лучших проявлениях
По словам Линли (2008), сильные стороны можно увидеть в деятельности, в которой вы чувствуете себя «настоящим собой» — полностью вовлеченным, живым и погруженным в данный момент.
Как вы или ваш клиент можете быть корректировщиком силы? Упражнение «Вы в своих лучших проявлениях» предназначено для использования метода рассказывания историй для повышения осведомленности и выявления ваших индивидуальных сильных сторон. Этот инструмент можно использовать индивидуально, в сеансе один на один или в групповых настройках, чтобы представить новых участников друг другу.
В качестве техники наблюдения она также чрезвычайно полезна для вашего самочувствия, поскольку позволяет вам или вашему клиенту насладиться этой уникальной памятью о себе с лучшей стороны. В результате оценка личных сильных сторон позволяет вам сделать шаг к лучшей будущей версии себя (Whitworth et al., 1998).
Помните, что это упражнение не является попыткой произвести впечатление на других, показать отличные результаты или «улучшить несовершенное себя». Речь идет о личном росте, создавая значимый момент для вас или вашего клиента.
Самопревосхождение в сестринском деле
Самопревосхождение — особенно важная тема в сестринском деле. Сестринское дело — одна из немногих профессий, требующих двух одновременных точек зрения: внимательного, детального взгляда на то, что происходит здесь и сейчас, и более широкого, целостного и оптимистичного взгляда.
Это также уникальный контекст для самопреодоления, поскольку это возможно, желательно и достижимо в командном контексте как для пациента, так и для медсестры. Это может действовать как поощрение и вдохновение для пациента в достижении хорошего самочувствия, а также как мотивация и цель для медсестры, выполняющей функции лица, осуществляющего уход.
Действительно, исследования показали, что именно это он и делает; медсестры, достигшие высокого уровня самотрансцендентности, более вовлечены, преданы и поглощены своей работой, чем медсестры с низким уровнем самотрансцендентности (Palmer, Quinn Griffin, Reed, & Fitzpatrick, 2010). Кроме того, взаимодействие между медсестрами и пациентами может способствовать самопреодолению пациентов, улучшению их здоровья и общего благополучия (Haugan, 2013).
Этот акцент на самопревосхождении в сестринском деле возник, когда медсестра и исследователь Памела Рид изложила свою теорию по этому вопросу.
Теория самопревосхождения Памелы Рид
Рид (Reed, 1991) определяет самопревосхождение как «многомерное расширение самоконцептуальных границ: внутреннее (например, через интроспективный опыт), внешнее (например, путем обращения к другим) и временное ( посредством чего прошлое и будущее интегрируются в настоящее)». Позже она добавила еще один тип расширения: трансперсональное расширение, при котором человек соединяется «с измерениями за пределами обычно различимого мира» (Reed, 2003).
Согласно теории Рида, людей можно считать открытыми системами (в отличие от закрытых систем, которые не принимают новую информацию и не открыты для изменений), единственным препятствием между которыми и самопревосхождением является граница, которую они сами себе навязывают .
Людям, конечно, нужны некоторые концептуальные границы, но расширение этих границ вовне, чтобы включить в себя больше окружающей среды, больше людей и т. д., ставит людей в состояние большей связи с окружающей средой и поощряет чувство «целостности». иначе у них может и не быть (Рид, 19 лет).91).
Это состояние расширенного сознания Рид называет императивом развития; подобно Виктору Франклу и Абрахаму Маслоу, теория Рида утверждает, что самопреодоление является естественной и желаемой стадией развития, которую люди должны достичь, чтобы реализовать себя и обрести чувство цели (Reed, 2003).
Три важные концепции составляют ядро теории Рида, включая самопревосхождение; два других понятия:
- Уязвимость : осознание собственной смертности, которое развивается с возрастом, проблемами со здоровьем и кризисами.
- Благополучие : ощущение себя здоровым, цельным, в целом удовлетворенным и удовлетворенным своим состоянием.
Эти три понятия являются жизненно важными частями трех основных гипотез теории Рида:
- Пожилые люди (особенно те, кто приближается к концу своей жизни) обычно имеют более высокий уровень самотрансценденции, чем молодые люди (примечание: это было подтверждено исследования, например, Ellermann & Reed, 2001).
- Концептуальные границы могут колебаться, и, скорее всего, это повлияет на благополучие.
- Связь между уязвимостью, самопреодолением и благополучием модифицируется и поддерживается собственными чертами и характеристиками человека, а также средой, в которой он находится (Reed, 1991).
Эта теория в основном была принята сообществом медсестер, и исследования показали, что самопреодоление играет неотъемлемую роль в исцелении и достойном принятии конца жизни.
Одним из основных способов, с помощью которых самопреодоление может повлиять на опыт конца жизни, является духовность.
Самопревосхождение и духовность
Легко увидеть, как связаны самопревосхождение и духовность — одним из неотъемлемых качеств самопревосхождения является расширение сознания за пределы себя, к чему-то высшему.
Это «нечто высшее» часто имеет божественную или духовную природу. Многие достигают самопреодоления благодаря своей вере в Бога, в то время как другие могут достичь этого через признание какой-либо системы духовности или представления о душе.
Эта вера или духовность могут помочь людям найти смысл, который наполнит их и продвинет их к превосходству. Исследования даже показали, что у пожилых пациентов собственная духовность лица, осуществляющего уход, оказала положительное влияние на благополучие пациента (Kim, Reed, Hayward, Kang, & Koenig, 2011).
Согласно Виктору Франклу, трансцендентность коренится в нашей духовности, а духовность — это та часть человечества, которая отделяет нас от всех других видов. Нельзя стать полностью актуализированной и «целостной» личностью, достигнув самопревосхождения, и это требует, чтобы человек пришел к удовлетворительному выводу о своем месте в высшем порядке вещей (Wong, 2016).
Хотя сегодняшние исследователи обычно не придерживаются идеи о том, что духовность необходима для достижения самопревосхождения, для многих она, безусловно, является важным аспектом трансцендентности, и она может варьироваться в зависимости от широкого спектра верований.
6 Примеры самопревосхождения
Типичным примером самопревосхождения, несомненно, является опыт Виктора Франкла в концлагерях Второй мировой войны.
Несмотря на свои огромные личные страдания (часто почти или совсем не удовлетворяя потребности иерархии) — или, возможно, благодаря этому — Франкл нашел более высокую цель в своей жизни. Он смог отложить в сторону свои потребности и интересы и увидеть общую картину и то, как он вписывается в нее.
Многие заключенные в лагерях поддались отчаянию и дегуманизации, потеряв борьбу за жизнь, свободу и чувство собственного достоинства; однако некоторые в лагерях, казалось, действительно сохранили или даже развили свое чувство собственного достоинства и нашли или подтвердили цель своей жизни. Эти редкие люди — еще один пример самопревосхождения.
Конечно, чтобы достичь самопреодоления, не нужно подвергаться длительным страданиям; по Маслоу, до него может добраться каждый.
Трудно указать другие примеры самопревосхождения, но его четыре характеристики гарантируют, что вы узнаете его, когда увидите:
- Смещение фокуса с себя на других – это смещение от эгоизма и эгоизма к рассмотрению потребности других являются маркером самопреодоления и наиболее заметной и важной чертой.
- Сдвиг в ценностях – те, кто достиг самопревосхождения, больше не руководствуются внешней мотивацией или внешними наградами и требованиями, а внутренней мотивацией (наградой за деятельность является сама деятельность).
- Увеличение нравственного беспокойства – самопреодоление приводит к более интенсивному сосредоточению на том, что правильно.
- Эмоции возвышения — эти переживания эмоций высшего порядка могут быть вызваны всеми тремя характеристиками, описанными выше; эмоции включают трепет, экстаз, изумление, чувство приподнятости, чувство возвышения и т. д. (Wong, 2017).
Если вы знаете кого-нибудь, кто постоянно работает, чтобы удовлетворить потребности менее удачливых других, кто руководствуется не деньгами или наградами, а внутренним побуждением и всегда стремится поступать правильно, у вас, вероятно, есть пример самоконтроля. превосходство прямо перед вами!
Для получения дополнительной информации о самопреодолении ознакомьтесь с презентацией доктора Пола Вонга на Конференции по образованию в области жизни и смерти здесь.
Что такое самопревосхождение? — Кайлаш Байер
Как достичь самопревосхождения
Если вы хотите достичь самопревосхождения, есть способы сделать это. Это нелегкий путь, поскольку он представляет собой высочайшие вершины человеческого развития, превосходящие даже редко достигаемую Маслоу самореализацию.
Тем не менее, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы ускорить свое развитие и достичь самопревосхождения:
- Узнайте, что переводит вас в «тета» (спокойное и умиротворенное состояние между сном и бодрствованием), и используйте это для чаще входить во вдохновенное и расширенное состояние.
- Практикуйте медитацию, будь то стереотипное сидение на подушке со скрещенными ногами или осознанная деятельность (внимательное слушание, осознанная ходьба, осознанное питание и т. д.).
- Найдите время для творчества и позвольте ему привести к вдохновению, новым впечатлениям и самопревосхождению.
- Ведите дневник, даже если вы не очень хороший писатель, особенно если вы не очень хороший писатель. Перенесите свои мысли и чувства на бумагу, чтобы отделить себя от них.
- Выйди из дома и иди туда, где ты ближе всего к природе; позвольте себе «общаться» с природой, находя вдохновение, исцеление и, возможно, чувство трансцендентности через природу.
- Займитесь «работой с тенью» — найдите время, чтобы поразмышлять и погрузиться в свои самые глубокие, самые темные уголки. Жизненно важно признать и исправить то, что в нас плохо, а также то, что в нас лучше всего.
- Стремитесь к совершенству — во всем, что вы делаете, куда бы вы ни пошли, кем бы вы ни были в своей повседневной жизни. На самом деле не имеет значения, что это такое (при условии, что это никому не вредит), важно только то, что вы делаете то, что делаете хорошо (Eckl, 2017).
Кроме того, автор Стефани Флуд предлагает пять творческих способов достижения самопреодоления, вдохновленных буддизмом:
- Изучите основные техники медитации, даже если вы опытный медитатор!
- Наделите себя знаниями и мудростью, чтобы развить свою осознанность.
- Не бойтесь путешествия — духовного или физического — в поисках прозрения.
- Найдите свои собственные духовные техники, которые приблизят вас к вашей высшей цели и вашему идеальному я.
- Поднимите свои вибрации (т.е. живите в позитивной и трансцендентной среде)
Хотя эти советы могут помочь, наиболее важным фактором в достижении самопреодоления является просто осознание и открытость к идее. Когда мы открываемся для хорошего в жизни, мы не можем не измениться под влиянием этого опыта. Держите свой разум и сердце открытыми для самопревосхождения, и вы сделаете первый и самый важный шаг к его достижению.
Измерение самопревосхождения
Самопревосхождение — еще одна сложная конструкция для измерения, но есть способы сделать это.
Его можно измерить косвенно (через возрастающую духовность, внутреннюю мотивацию и связь с чем-то большим) или напрямую по шкале. Две такие шкалы представлены ниже.
Шкала самопревосхождения
Шкала самопревосхождения (STS) была разработана Памелой Рид в 1986 году. Она состоит из 15 пунктов, адаптированных из шкалы ресурсов развития поздней взрослой жизни (DRLA). Эта шкала является одномерной и учитывает только всеобъемлющее чувство самопревосхождения и измеряет этот конструкт путем опроса респондента по нескольким характеристикам зрелой жизни.
Вопросы оцениваются по тому, насколько хорошо они описывают респондента по шкале от 1 (совсем нет) до 4 (очень сильно), где 1 балл указывает на самый низкий возможный уровень самопреодоления, а 4 — на максимально возможный. уровень самопреодоления. Примеры элементов включают:
- Участие в жизни других людей или моего сообщества, когда это возможно.
- Хорошо приспосабливаюсь к изменениям своих физических способностей.
- Способен выйти за рамки вещей, которые когда-то казались такими важными.
- Позволить другим помочь мне, когда мне это может понадобиться.
Эта шкала оказалась достаточно валидной и надежной и является хорошим выбором для исследователей, заинтересованных в измерении самопреодоления (Haugan, Rannestad, Garåsen, Hammervold, & Espnes, 2011; Reed, 1986).
Шкала самопревосхождения Клонингера
Эта шкала является составной частью более широкой оценки Клонингера, Описи темперамента и характера (TCI; 1993). Это часть раздела TCI «Характер», который измеряет «самовосприятие и индивидуальные различия в целях и ценностях, которые влияют на добровольный выбор, намерения, а также на значение и значимость жизненного опыта» (Cloninger, 2015). .
В частности, шкала самопревосхождения измеряет «степень, в которой люди воспринимают себя как неотъемлемую часть вселенной в целом» (Cloninger, 2015). Те, у кого высокий уровень самотрансцендентности, считаются более духовными, неприхотливыми, смиренными и состоявшимися, чем те, у кого низкий уровень самотрансцендентности.
Учитывая, что Шкала Самопревосхождения Клонингера фактически является одной из семи подшкал его большей шкалы TCI, вы должны запросить эту большую шкалу, используя эту форму.
9 Цитаты о самопревосхождении
Приведенные ниже цитаты взяты из самых разных источников, от авторов и непрофессионалов до философов и гуру, но всем им удается уловить суть самопревосхождения:
«Что произойдет, если вы позволите себе сделать то, чего никогда раньше не делали? Есть только один способ узнать».
Джина Гринли
«У меня нет поставленной цели; моя цель — самопревосхождение. Я всегда стараюсь превзойти себя. Я не конкурирую с остальным миром. Я соревнуюсь только с собой и стараюсь стать лучше. Это моя конечная цель».
Шри Чинмой
«Только в той мере, в какой кто-то переживает это самопревосхождение человеческого существования, он является по-настоящему человеком или становится самим собой. Он становится таковым, не занимаясь актуализацией своего «я», а забывая себя и отдавая себя, забывая о себе и сосредотачиваясь вовне».
Виктор Франкл
«Благоговение — это эмоция самопревосхождения».
Джонатан Хайдт
«Узы, которые связывают нас с жизнью вне нас самих, — это те же самые узы, которые связывают нас с нашей собственной жизнью».
Уильям Барретт
«Желаю охватить, включить в свою короткую жизнь все, что доступно человеку».
Антон Чехов
«Для нашего здоровья и счастья важно, чтобы мы посвятили себя какой-то миссии или цели, которая выходит за рамки мирской суеты повседневной жизни».
Оли Андерсон
«Наше настоящее сознательное я и наша тень должны научиться сосуществовать. Первый шаг к достижению личного превосходства начинается, когда сознательный разум и бессознательный ум противостоят друг другу и сражаются за превосходство. Человек, достигший самореализации, понимает взаимодействие своего сознательного и бессознательного разума и интегрирует их уникальную дихотомию в свое ощущение себя».
Килрой Дж. Олдстер
«Самопревосхождение дает нам радость в безграничной мере. Когда мы превосходим себя, мы не соревнуемся с другими. Мы не соревнуемся с остальным миром, но каждую минуту мы соревнуемся с самими собой. Мы конкурируем только с нашими предыдущими достижениями. И каждый раз, когда мы превосходим наши предыдущие достижения, мы получаем радость».
Шри Чинмой
Послание на вынос
Надеюсь, вы закончите эту статью с лучшим пониманием самопревосхождения, его подкомпонентов и того, как работать над собственным самопревосхождением.
Если у вас есть только один вывод из этой статьи, пусть это будет то, что самопреодоление не является высокой и недостижимой целью; это в пределах досягаемости каждого из нас, если мы потратим время и усилия, необходимые для того, чтобы познать себя, реализовать свой потенциал и переключить свое внимание с себя на других.
Что вы думаете о самопревосхождении? Это обидчивая чушь нового века или важный этап развития с богатой историей? Как вы думаете, как можно достичь самопреодоления? Дайте нам знать в комментариях ниже.
Спасибо за прочтение и удачи!
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».
Часто задаваемые вопросы
Согласно исследованию (Levasseur, McDougall, & St-Pierre, 2018), существует три основных вида самопревосхождения:
- Надличностное — чувство связи с чем-то за пределами себя, например с природой и духовностью.
- Альтруистический — внимание к благополучию других и желание помогать и служить другим.
- Интеллектуал — желание исследовать и понимать сложные идеи и концепции, выходящие за рамки непосредственного опыта.
Самоактуализация — это процесс полной реализации своего потенциала и достижения личностного роста, в то время как самопревосхождение предполагает чувство связи с чем-то большим, чем ты сам.
Обе концепции связаны с личным развитием и благополучием, но самопреодоление подчеркивает важность выхода за пределы себя и связи с более широким смыслом и целью (Jawer, 2006).
Четыре типа трансцендентности могут включать (Solomon, 2002):
- Экзистенциальная – преодоление ограничений индивидуального существования и обретение смысла жизни.
- Эстетика — переживание красоты и восхищение искусством, музыкой, природой или другими эстетически приятными стимулами.
- Мораль — преодоление эгоистичных интересов и обретение смысла в служении другим или содействии чему-то большему, чем ты сам.
- Религиозный — подключение к высшей силе или божественной сущности и стремление понять высшую природу реальности.
- Клонингер, Р. (2015). Каков темперамент и инвентарь характера? Центр благополучия. Получено с http://psychobiology.wustl.edu/what-is-the-tci/
- Экл, К.Л. (2017). 7 способов повысить самооценку. Шагните в Свет своего Истинного Бытия. Получено с http://www.cheryleckl.com/articles/unleashing-joy-self-transcendence/7-ways-to-enhance-self-transcendence/
- Эллерманн, Ч. Р. и Рид, П. Г. (2001). Самопревосхождение и депрессия у взрослых среднего возраста. Western Journal of Nursing Research, 23, 698-713.
- Флуд, С. (н. д.). 5 творческих способов достичь собственного превосходства. Точка души. Получено с http://soulspottv.com/blog/5-creative-ways-to-achieving-your-own-transcendence/
- Хауган, Г. (2013). Взаимодействие медсестры и пациента — это источник надежды, смысла жизни и самопреодоления пациентов домов престарелых. Скандинавский журнал заботливых наук, 28 , 74–88.
- Хауган Г., Раннестад Т., Гаросен Х., Хаммерволд Р. и Эспнес Г. А. (2011). Шкала самопревосхождения: исследование факторной структуры среди пациентов домов престарелых. Journal of Holistic Nursing, 30, 147-159.
- Джавер, Массачусетс (2006). Самоактуализация и трансцендентность: сравнительный анализ двух способов бытия. Журнал гуманистической психологии , 46 (2), 203-224
- Ким С., Рид П.Г., Хейворд Р.Д., Канг Ю. и Кениг Х.Г. (2011). Духовность и психологическое благополучие: проверка теории семейной взаимозависимости между членами семьи, осуществляющими уход, и их старшими. Research in Nursing & Health, 34, 103-115.
- Ким Ю. и Зейдлиц Л. (2019). Самопревосхождение и благополучие: метаанализ. Личность и индивидуальные различия , 138, 129-137.
- Левассер, О., Макдугалл, Дж., и Сен-Пьер, М. (2018). Самопревосхождение: концептуализация и измерение. Старение и психическое здоровье , 22(10), 1299-1306.
- Линли, Пенсильвания (2008). От среднего до A+: осознание сильных сторон в себе и других . КАПП Пресс.
- Маслоу, А. Х. (1971). Дальние пределы человеческой природы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Arkana/Penguin Books.
- Мессерли, Дж. Г. (2017). Краткое изложение Маслоу о самопревосхождении. Институт этики и новых технологий. Получено с https://ieet.org/index.php/IEET2/more/Messerly20170204
- Палмер, Б., Куинн Гриффин, М. Т., Рид, П., и Фитцпатрик, Дж. Дж. (2010). Самопревосхождение и участие в работе дипломированных медсестер персонала неотложной помощи. Ежеквартальный выпуск для интенсивной терапии, 33 , 138-147.
- Рид, П.Г. (1986). Концептуальная основа развития: переформулировки ухода за больными и приложения для теории семьи. В А. Уолла (ред.), Теория семейной терапии для медсестер: четыре подхода (стр. 69-92). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Appleton-Century-Crofts.
- Рид, П. (1991). К медсестринской теории самопревосхождения: дедуктивная переформулировка с использованием теорий развития. Достижения в области сестринского дела, 13, 64-77.
- Рид, П. (2003). Сестринская теория самопревосхождения. (стр. 145-166). В MJSmith & P. Liehr (Eds.), Теория среднего уровня для продвинутой практики ухода за больными. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Springer.
- Соломон, RC (2002). Духовность для скептика: вдумчивая любовь к жизни . Издательство Оксфордского университета
- Уитворт, Л., Кимси-Хаус, Х., Кимси-Хаус, К., и Сандал, П. (1998). Коактивный коучинг: новые навыки коучинга для достижения успеха в работе и жизни . Издательство Дэвис-Блэк.
- Вонг, PTP (2016). Поиск смысла, самопревосхождение и благополучие. В А. Баттяни (ред.), Логотерапия и экзистенциальный анализ: Труды Института Виктора Франкла (Том 1; стр. 311-322). Чам, CH: Спрингер.
- Вонг, PTP (2017). От логотерапии Виктора Франкла до четырех определяющих характеристик самопревосхождения. DrPaulWong.com. Получено с http://www.drpaulwong.com/four-defining-characteristics-self-transcendence/
Об авторе
Кортни Акерман, магистр искусств, выпускница программы позитивной организационной психологии и оценки в Клермонтском университете. Она является исследователем и оценщиком программ психического здоровья в штате Калифорния, и ее профессиональные интересы включают исследования в области опросов, благополучие на рабочем месте и сострадание.
Насколько полезна была для вас эта статья?
Совершенно бесполезен Очень полезно
Категории
Читайте другие статьи по их категории
Стремление к красоте: принуждение к эстетике или свободный образ жизни?
Текст статьи
Меню статьи- Артикул
Текст - Артикул
информация - Цитата
Инструменты - Поделиться
- Быстрое реагирование
- Артикул
метрика - Оповещения
Стремление к красоте: принуждение к эстетике или свободный образ жизни?
Бесплатно- Henri Wijsbek
- Университет Эразма, Роттердам, Нидерланды
Abstract
Подтяжка лица, подтяжка живота и увеличение груди больше не являются привилегией богатых и знаменитых. Любая женщина может пройти все эти и многие другие косметические хирургические процедуры, и все большее число женщин делают это. Делают ли они косметические операции, потому что их обманула система красоты, в которой доминируют мужчины, или они действительно сами выбирают эти операции? Феминистки (и не только) дают диаметрально противоположные ответы на этот вопрос. В основе разногласий, как я утверждаю в этой статье, лежит концептуальная проблема свободного выбора; поэтому единственное, что может ее разрешить, — это концептуальный анализ «свободы». После краткого изложения взглядов обеих сторон дискуссии я предлагаю такой анализ.
- Косметическая хирургия
- образ жизни
- свободный выбор
- принуждение
от Altmetric.com
Запрос разрешений
Если вы Если вы хотите повторно использовать часть или всю эту статью, воспользуйтесь приведенной ниже ссылкой, которая приведет вас к службе RightsLink Центра авторского права. Вы сможете получить быструю цену и мгновенное разрешение на повторное использование контента различными способами.
- Косметическая хирургия
- образ жизни
- свободный выбор
- принуждение
красоты образ жизни, если что. Одна феминистка удачно назвала это «глубоко значимым экзистенциальным проектом»
1 ; на самом деле неплохое определение «стиля жизни». Мы проявляем огромный интерес к тому, как выглядит наше тело: мы красим его и прокалываем его, мы поддерживаем его в форме с помощью упражнений и диеты, и мы отправляем его к косметическому хирургу, если мы действительно недовольны какой-то его частью. Люди действительно идут на многое и готовы пойти на серьезный риск, чтобы изменить внешний вид своего тела так, как они считают лучше.Забота о своей внешности направляет жизнь людей. Так что в одном важном смысле стремление к красоте — это стиль жизни. Но парадигматически, чтобы квалифицироваться как образ жизни, образ жизни также должен быть тем, что вы выбрали сами. Образ жизни — это способ показать миру, какие вещи в жизни вы считаете важными, какой жизнью вы хотите жить, каким человеком вы хотите быть. Это касается как мужчин, так и женщин. Но огромное давление на женщин, чтобы они соответствовали какому-то идеальному стандарту красоты, заставляет особенно сомневаться в том, что выбор женщин в отношении внешности является чем-то иным, как простым отражением моды или, что еще хуже, отношениями власти, в которых доминируют мужчины. Может ли стремление женщин к молодости и красоте когда-либо действительно считаться свободно принятым стилем жизни?
2. Морган и технический императив красоты
По крайней мере, одна феминистка на последний вопрос отвечает решительным «Нет»! В статье под названием «Женщины и нож: косметическая хирургия и колонизация женских тел» Кэтрин Поли Морган намеревается выяснить, является ли косметическая хирургия освобождающей или принудительной. Как следует из названия, она не сомневается в результате. Что делает ее статью интересной, так это скорее то, что заставляет ее думать, что, несмотря на видимость обратного, женщин принуждают к косметической хирургии. Ключ к ее ответу заключается в том, что она называет «парадоксами выбора», то есть в ситуациях, которые вообще не оставляют женщинам реальных вариантов. Она выделяет три таких парадокса.
Первый — это парадокс соответствия: женщины не используют медицинские технологии, чтобы подчеркнуть свою уникальность или эксцентричность, а позволяют одному и тому же стандарту «Спасатели Малибу» определять свою внешность. «Чаще всего то, что на первый взгляд кажется примерами выбора, оказывается примерами соответствия». 1
Во-вторых, женщины, стремящиеся к молодости и красоте, воспринимают свое тело не как что-то естественное или данное, а скорее как сырье, которое нужно придать форму и обрезать, чтобы оно соответствовало какому-то внешнему стандарту. Их тела трансформируются, чтобы другие могли их использовать. И именно мужчины обладают властью, либо настоящие мужчины, либо просто воображаемые мужчины, которые занимают сознание женщин и превращают их в субъектов самоанализа. Это парадокс колонизации. Это выглядит так, как будто женщины совершенствуют свои собственные тела, тогда как на самом деле их тела колонизируют мужчины.
Наконец, существует огромное давление, чтобы сделать косметическую операцию. Технологический императив красоты навязывается множеством способов: через рекламу, статьи в СМИ, в так называемых историях успеха, в конкурсах «Мисс Америка». В то же время императив красоты устанавливает новую норму: те, кто отказывается подчиняться ему, становятся стигматизированными. То, что раньше было нормальным, стремительно становится девиантным, проблематичным, неадекватным и деформированным. В конце концов, предполагает Морган, «обычное» будет восприниматься и оцениваться как «уродливое». 2 Тот факт, что женщин принуждают к использованию этих техник и вытекающую из этого патологическую инверсию нормального, составляет третий парадокс, парадокс принудительной добровольности и технологического императива.
Всякий раз, когда женщина соответствует какому-то одному внешнему стандарту, навязанному ей, условия подлинного выбора не выполняются. Таким образом, если какой-либо из этих парадоксов имеет место, она не делает собственного выбора, а вынуждена приспосабливаться к мужским нормам. На самом деле не только мужские нормы, не только «белые, западные и англо-саксонские» нормы, но нормы, которые являются «расистскими, расистскими, эйджистскими, гетеросексистскими, антисемитскими, эйблистскими и классовыми», и должны быть в безопасности. С другой стороны, Морган также добавляет зловещего «евгениста». 3
3. Дэвис и желание быть обычным
В своей очень интересной книге «Изменение женского тела » Кэти Дэвис предлагает совершенно иную картину косметической хирургии и частичной свободы, которой женщины пользуются, чтобы воспользоваться ее смешанные благословения. Дэвис исследовал фактический процесс принятия женщинами решения о косметической операции. Как правило, они идут на консультацию к косметическому хирургу только после того, как обдумывали решение в течение многих лет. Часто они ищут поддержки у женщины, которая сама сделала косметическую операцию, редко у мужа или любовника. Обычно им приходится преодолевать противодействие со стороны друзей, семьи и коллег. Все женщины, с которыми разговаривал Дэвис, настаивали на том, что хотят сделать операцию для себя. Интересно, что даже женщины с очень серьезными побочными эффектами и постоянным увечьем были счастливы, что наконец-то взяли свою жизнь в свои руки.
Женщины, с которыми разговаривал Дэвис, в основном женщины, которым увеличили или уменьшили грудь, неизменно описывали годы страданий, прежде чем даже подумали о консультации косметического хирурга. Их страдания, столь убедительно переданные Дэвисом, пронизывали всю их жизнь: при покупке одежды, при посещении пляжа, при занятиях спортом, при занятиях сексом. Им постоянно напоминали, что их грудь слишком большая или слишком маленькая.
Одна из женщин, Сандра, пожаловалась, что ее грудь делает ее похожей на кого-то другого: «Большая грудь должна быть сексуальной. Так что ты должен быть секс-бомбой, хочешь ты этого или нет». Она годами прятала грудь под громоздкими свитерами и кожаными куртками, пытаясь не превратиться в «просто пару сисек». 4 Эллен страдала от противоположной «проблемы». Одна история, которую она рассказывает, особенно пронзительна. Она только что родила первенца и лежала на больничной койке, на вершине мира, чувствуя себя стопроцентной женщиной. Потом вошла медсестра, чтобы оттереть ее губкой. Она начала мыть лицо Эллен, потом грудь и выпалила: «Ну и дела, ты плоская, как блин , не так ли?» Рассказывая это Дэвису, она начала плакать. «Это было похоже на удар ножом; это было, это было так ужасно, просто ужасно». 5
Сандра и Эллен не хотели быть красивыми, они хотели стать обычными. Они хотели положить конец своим страданиям, и пластическая хирургия стала единственным способом достичь их цели.
В последней главе своей книги Дэвис спорит с Морганом о природе косметической хирургии и свободе выбора. Дэвис не отрицает, что на женщин оказывается давление с целью изменить свое тело, но на протяжении всей своей книги она подчеркивает женскую свободу воли. Косметическая хирургия не просто навязана, ее страстно желают получатели. Женщины, делающие косметическую операцию, являются знающими и ответственными агентами, «обманутыми системой женской красоты не больше, чем женщины, которые не рассматривают косметическую хирургию как средство от своих проблем с внешностью». 6 В то же время она сожалеет о том, что женщины готовы на рискованные операции. Она желает, чтобы обстоятельства сложились иначе и чтобы женщины выбрали другой образ действий.
4. Задача
Я нахожу этот спор между Морганом и Дэвисом захватывающим. Кто прав? И если есть, то как установить, какой именно? На первый взгляд выводы Дэвиса кажутся гораздо более правдоподобными. Они основаны на надежных эмпирических исследованиях, в то время как Морган сделал немного больше в плане эмпирических исследований, чем просмотрел несколько глянцевых журналов с интервью с хирургическими наркоманами, которые любят ножи. Более того, Дэвис, к своему удивлению и вопреки своей воле, выдвигает взвешенный, если не сказать двусмысленный взгляд на косметическую хирургию. Она тщательно взвешивает все «за» и «против» и делает вывод, который почти шокирует феминистку, которой она себя считает, не говоря уже о более ортодоксальных феминистках, с которыми она действительно пережила некоторые тревожные и неприятные конфронтации из-за своих либеральных взглядов. В этом смысле ее книга открыта и смела. Статья Моргана, с другой стороны, попахивает однобоким преувеличением. Она с самого начала знала, что думает о косметической хирургии, и еще раз убедительно доводит до сознания политически корректный анализ.
Боюсь, однако, что спор не может быть так легко разрешен в пользу Дэвиса. Совсем не просто решить, как следует интерпретировать данные. Морган могла признать все результаты Дэвис и при этом придерживаться своей теории. Женщины вполне могут говорить или думать что они делают свой собственный выбор, тогда как на самом деле они делают только то, что требует от них сексистская, антисемитская, эйджистская и т.д. и т.п. система. Трудно понять, как это разногласие по поводу интерпретации эмпирических данных может быть разрешено эмпирически.
Одна из главных целей Дэвиса состоит в том, чтобы найти способ критиковать систему красоты, которая относится к женщинам как к низшим, не обвиняя женщин, которые в этом участвуют. Но как она может это сделать, в то же время подчеркивая женскую свободу действий? Ее формула — собственный выбор, ограниченные обстоятельства — не очень удовлетворительна, потому что выбор всегда делается с менее чем полной информацией, в условиях, не полностью созданных самим агентом, и с небольшим количеством доступных идеальных вариантов. Кажется, из ее предположений следует, что женщины все-таки виноваты. Как кто-то может принять участие в предосудительной практике, не подвергая себя или себя какой-либо вине?
На самом деле взгляды Моргана, похоже, больше снисходительны к женщинам. Если они не решаются на косметическую операцию, а скорее принуждаются к уступчивости гнетущей системой красоты, вряд ли их можно винить за такое принуждение. Винить надо систему, а не ее жертв. Но у взглядов Моргана есть и неприятные последствия. Женщины не просто жертвы, они обманутые жертвы, хирургические наркотики, а не настоящие агенты, ответственные за свои действия.
В основе разногласий между Морганом и Дэвисом лежит концептуальная проблема свободы и ответственности. Прежде чем мы сможем ответить на вопрос, являются ли женщины, участвующие в системе красоты, порицаемыми агентами или невинными зомби, или же более уместна третья характеристика, мы должны прояснить условия свободы, свободы действий и вины.
5. Свобода, свобода действий и вина
Ни Морган, ни Дэвис не разъясняют, как система красоты на самом деле поддерживает свое принудительное влияние. Морган не исследовала этот вопрос эмпирически, но делает два предположения. Во-первых, его пагубное влияние распространяется мужчинами, «братьями, отцами, любовниками-мужчинами, студентами-инженерами мужского пола, которые насмехаются над своими коллегами-женщинами и притесняют их, а также косметическими хирургами-мужчинами». И если не реальными мужчинами, то «гипотетическими мужчинами», которые живут «призрачной, но мощной жизнью в рефлексивном сознании женщин». 7
Дэвис, которая тщательно исследовала фактический процесс принятия женщинами решений, пришла к выводу, что, вопреки предположениям Моргана и многих других, настоящие мужчины не принуждают женщин участвовать в операции. На самом деле, мужья и бойфренды чаще всего пытаются отговорить своих партнеров от этого. По этой причине некоторые женщины даже скрывали от своих мужей или бойфрендов, что планируют операцию. На самом деле, когда Дэвис описывает, что заставляет женщин прибегать к косметической хирургии в качестве последнего средства, другие женщины играют важную роль не только в качестве поддержки, но и в качестве катализаторов. Многие болезненные замечания по поводу их внешности были сделаны другими женщинами либо из ревности, либо из снисходительности, либо просто по легкомыслию. Я уже упоминал замечание медсестры об Эллен, но Дэвис цитирует и некоторые другие, например: «Боже, я думал, у тебя есть нечто большее!» и «Большая грудь так-о-о неудобно дорогая. Хотел бы я иметь твою». 8
Однако Дэвис считает, что значительное давление оказывает нечто гораздо более абстрактное и гораздо менее осязаемое, чем настоящие мужчины или женщины, то, что она называет «системой красоты» или «гендерным обществом», а иногда все же менее конкретный «социальный порядок», не вдаваясь в содержание или работу этого «социального порядка». Я полагаю, это то же самое, что имеет в виду Морган, когда использует более живописную фразу «гипотетические мужчины». Но, по словам Дэвиса, это давление не настолько сильно, чтобы на самом деле принуждать женщин к косметической хирургии. Им остается выбор. Ее формула для этой двусмысленной ситуации была такова: выбор, ограниченный обстоятельствами, не созданными самим агентом. Ограничения, на которые она ссылается, — это относительный недостаток информации об операции и ее возможных последствиях, а во-вторых, отсутствие жизнеспособных альтернатив для женщин в обществе, организованном по гендерным и властным иерархиям.
Отсутствие информации присуще всем ситуациям выбора. Люди не обладают совершенным предвидением: некоторые варианты склонны упускать из виду, а рассмотренные всегда могут оказаться отличными от того, что представлялось. Общеизвестно, что это относится к медицинским вмешательствам. Но только в том случае, если хирург намеренно утаивает доступную и важную информацию, ситуацию можно назвать принудительной. В этом случае женщины будут вынуждены принимать решение на основе искаженного набора данных. Если это действительно происходит, они не могут принять свободное решение и, следовательно, не могут нести за это ответственность. Но вряд ли это спорный случай. Я так понимаю, что буквально все согласны с тем, что хирург должен предоставить женщине все необходимые данные. Если он этого не сделает, то виноват он, а не она.
Гораздо труднее справиться с жалобой на отсутствие жизнеспособных вариантов. Каких вариантов не хватает, какие обстоятельства должны быть другими? У меня нет надежных цифр, и их было бы очень трудно найти, но количество женщин, которые делают выбор в пользу косметической хирургии, почти ничтожно мало по сравнению с числом тех, кто этого не делает. Для того чтобы утверждение о том, что у женщин нет реальных вариантов, кроме косметической хирургии, было бы правдоподобным, следует уточнить категорию женщин, к которым оно применимо. Предположим, можно определить такую категорию: все женщины с характеристиками a, b и c делают выбор в пользу косметической хирургии при обстоятельствах x, y и z. Даже если бы это утверждение могло быть подтверждено, до сих пор ничего не было бы установлено относительно того, что на самом деле заставляет их делать это. Физические и психологические характеристики, такие как размер груди и неуверенность в себе, предположительно фигурируют с одной стороны, а стереотипы и образцы для подражания относятся к числу вещей, которые фигурируют с другой стороны такого объяснения.
Причинное объяснение
Предположим, что статистически значимая корреляция может быть прикрыта причинным объяснением для этой четко определенной категории женщин, превратит ли это их в несвободных и безответственных зомби, какими их считает Морган? Не обязательно. Принуждение к действию само по себе не является угрозой ни свободе, ни ответственности. Это было бы так только в том случае, если бы вы считали, что свободная и ответственная деятельность подразумевает способность действовать вопреки причинно-следственной сети, из которой состоит остальной мир. Крайне неправдоподобно утверждение, что люди обладают такой контракаузальной метафизической силой, и мне нечего сказать в ее честь. Если бы вы проследили антецеденты любого действия достаточно далеко, вы всегда обнаружили бы, что его причины лежат вне агента. Обычно считается, что действия вытекают из некоторой комбинации убеждений и желаний. Но, конечно, всегда можно отодвинуть исследование еще на шаг назад и спросить, откуда берутся эти убеждения и желания. В конечном счете, они будут вызваны чем-то, что человек не может контролировать. Если бы быть конечной причиной своих действий было бы необходимым условием свободы воли, никто бы никогда не был агентом.
Согласно метафизически менее экстраординарной точке зрения, свобода действий совместима с тем, что люди подчиняются всем законам, управляющим остальной природой. Чувство жажды обычно заставляет меня попытаться его утолить. Я думаю, что мне очень повезло, что меня заставили действовать таким образом, и я не хотел бы, чтобы это было иначе. Тот факт, что меня заставляют действовать определенным образом, не означает, что я должен действовать бессознательно или механически. я ничего не пью; в зависимости от дальнейших обстоятельств я беру что-нибудь горячее или холодное, сладкое или горькое, алкогольное или безалкогольное. И если я иду на лекцию, я жду, пока она закончится, прежде чем выпить, потому что я думаю, что было бы невоспитанно уйти посреди лекции по такой причине. Обычно то, что я на самом деле делаю и когда я это делаю, является результатом моих размышлений. Пока мои действия являются разумными ответами на требования ситуации, пока я способен адекватно реагировать на все ее значимые черты, я обладаю всей свободой, какую только могу пожелать. Если эти релевантные черты не оставляют мне выбора, кроме правильного (или правильного), это не более серьезное ограничение моей свободы, чем аналогичное ограничение формирования убеждений. Наша свобода не уменьшилась бы, если бы мы всегда имели только истинные убеждения.
Лучшие шансы
То, как Дэвис описывает женщин, прибегающих к косметической хирургии, очень хорошо подходит к этой картине. У этих женщин есть проблема — несомненное страдание — они анализируют свои варианты и выбирают тот вариант, который обещает им наилучшие шансы преодолеть свою проблему. Они здраво реагируют на ситуацию, принимают внятное решение и действуют соответственно. В частности, они не ожидают, что операция совершит чудеса, например, спасет распавшийся брак. По общему признанию, это несколько рискованный вариант, но не возмутительно рискованный. Поэтому кажется, что их решения основаны на разумном анализе затрат и выгод. Какие могут быть причины называть даже эту конкретную категорию невинных женщин зомбированными, а их решения несвободными или вынужденными? Кажется, что они действительно обладают всеми характеристиками знающих и ответственных агентов.
Можно возразить, что, даже если «гендерное общество» оставляет инструментальную способность женщин рассуждать неповрежденной, оно искажает их способность формировать ценности для действия. Хотя мне очень трудно в это поверить, вполне возможно, что женщинами или категорией женщин манипулируют таким образом, что они больше не могут различать, какие черты их жизни действительно важны. В этом случае они будут обмануты журналами, рекламой и всем прочим, заставляя красоту и внешний вид стоять на первом месте в своем порядке предпочтения. Они будут ценить красоту больше, чем следовало бы, тратить больше времени и денег на косметику, чем положено, и придавать слишком мало значения другим важным вещам в жизни. Короче говоря, они стали бы одержимы своей внешностью, а одержимость несовместима со свободой воли.
Но кто может сказать, сколько внимания нужно уделять своей внешности? Помада подойдет? Собираетесь в парикмахерскую? Быть разборчивым в одежде, которую вы носите? На диете? Фитнес? Дважды в неделю? Два часа в день? Каждый может привести крайние примеры того, как слишком много или слишком мало внимания уделяют внешнему виду, но между всеми причинами стоят тяжелые случаи. И я думаю, что так и должно быть. Любой образ жизни может вызывать опасения. Кто может быть уверен, что она не придает слишком большого значения в жизни тому, что на самом деле того не стоит? Откуда вы можете знать, что вы не были бы счастливее и не вели бы более удовлетворительную жизнь, если бы выбрали что-то совершенно другое? Принять образ жизни — значит отказаться от других образов жизни, которые в равной степени заслуживают того, чтобы их выбрали. Это одна из причин, по которой описание Морганом стремления к красоте является столь подходящим определением образа жизни в целом: это «глубоко значимый экзистенциальный проект» со всей осмысленностью и неопределенностью, которые обычно сопровождают подобные проекты.
Что осталось после этого от трех парадоксов Моргана? Что касается первого, то женщины, за исключением, быть может, очень небольшой категории женщин, не соответствуют ни одному стандарту. Но даже для этой категории этот факт сам по себе не более значителен, чем то, что у многих викторианских мужчин были бакенбарды, или что в наши дни некоторые мужчины занимаются бодибилдингом. Во-вторых, то, что этот стандарт можно проследить до внешних влияний, является его общим свойством со многими, если не со всеми, нашими убеждениями и желаниями. Наконец, если вы действительно посмотрите на процесс принятия решений этими женщинами, вы обнаружите, что он формирует разумный и адекватный ответ на их проблемы и поэтому является выражением их свободы, а не препятствием для нее.
Альтернативное объяснение
Но даже если женщины, перенесшие косметическую операцию, обладают всеми характеристиками полноценных агентов, возможность того, что они являются виновными агентами, остается открытой, возможность, которую я принял как следствие позиции Дэвис. Это было бы так, если бы они сознательно и добровольно ввязывались в предосудительную с моральной точки зрения практику. Является ли косметическая хирургия предосудительной? По словам Дэвиса, женщины, перенесшие косметическую операцию, делают это для того, чтобы на них постоянно не смотрели и не делали объектом оскорбительных замечаний, будь то с добрыми намерениями или нет; и они хотят чувствовать себя комфортно в собственном теле. Альтернативным объяснением может быть то, что они хотят выглядеть красивее. И обыденное, и прекрасное достойно уважения, и вряд ли заслуживает порицания стремление ни к тому, ни к другому.
Если вы хотите стать опытным пианистом, вы должны заниматься ежедневно; если вы пишете научную статью, вы не ожидаете, что первый черновик станет окончательным вариантом; только с усилием мы учимся быть хорошим другом, родителем, партнером. Обычно актуализация ценностей — будь то художественные, научные или нравственные ценности — представляет собой тяжелую работу. Почему же тогда мы должны принимать нашу внешность как данность?
6. Затянувшиеся сомнения
Тем не менее, я могу себе представить, что не все будут убеждены в том, что женщины имеют свободный выбор в этих вопросах. Учитывая сложившиеся обстоятельства, женщины свободны выбирать, хотят ли они прибегнуть к косметической хирургии. Быть свободным в практическом смысле не означает быть источником всех своих мыслей и действий, на который не оказывается влияние; тот, кто подходит под это описание, обречен действовать бессистемно и непонятно. Скорее, это значит уметь адекватно реагировать на обстоятельства, в которых вы оказались. Мы хотим «свободы внутри мира, а не свобода из его», по меткому выражению Сьюзен Вульф. 9
Но иногда нам хочется, чтобы мир был другим, а не просто иметь возможность адекватно реагировать на то, как он устроен. Идеалы красоты и стереотипы отличаются от биологических потребностей, таких как жажда, тем, что они не даются таким же неотвратимым образом. Различные культурные идеалы для женщин (и мужчин) приходят и уходят, например, мода: стройная в двадцатые, пышнотелая в пятидесятые. В некотором смысле можно сказать, что эти культурные идеалы созданы людьми, хотя и не прямым и простым способом. Людям было бы очень трудно повлиять на них, но, возможно, правительства или неправительственные организации должны сделать все возможное, чтобы изменить их. Точнее, избавиться от них совсем. В конце концов, их изменение изменит только категорию женщин, которые не могут им соответствовать, и, следовательно, категорию женщин, которые пострадают от несоответствия этим идеалам.
Полагаю, именно это имела в виду Дэвис, когда сказала, что хотела бы, чтобы обстоятельства были другими. Пластическая хирургия не должна быть подходящим способом для женщин решить свои проблемы с внешностью, потому что в идеальном мире Дэвис у женщин не было бы никаких проблем с внешностью с самого начала.
Как бы выглядел мир, если бы желание Дэвиса осуществилось? Очень сложно представить мир без таких постоянно меняющихся норм красоты, но тем не менее позвольте мне закончить с некоторыми предположениями. Это будет мир, в котором ни одна женщина никогда не будет страдать из-за того, как она выглядит, потому что ни женщину, ни кого-либо другого не будет волновать то, как она выглядит. Все стали бы нечувствительны к эстетическим свойствам; никто не был бы тронут Вермеером Девушка с жемчужиной или Шуберта Шёне Мюллерин . Не было бы поэзии, была бы только соцреалистическая проза. Это был бы рай для свиней и скучное место для людей. На мой взгляд, это слишком высокая цена за отказ от пластической хирургии.
Каталожные номера
- ↵
Морган КП. Женщины и нож: косметическая хирургия и колонизация женских тел. Гипатия 1991; 6:36.
- ↵
См. ссылку 1: 41.
- ↵
См. ссылку 1: 36, 38, 42.
- ↵
Дэвис К. Изменение женского тела. Дилемма косметической хирургии . Нью-Йорк: Рутледж, 1995: 77.
. - ↵
См. ссылку 4: 82.
- ↵
См. ссылку 4: 163.
- ↵
См. ссылку 1: 36, 37.
- ↵
См. ссылку 4: 80, 82.
- ↵
Вольф С. Свобода в пределах разумного . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990: 93. Я извлек пользу из этой книги при написании этой статьи.
Сноски
Анри Вийсбек — научный сотрудник европейского биомедицинского проекта под названием «Красота и врач» кафедры медицинской этики факультета медицины и медицинских наук Университета Эразма, Роттердам, Нидерланды.