Урок самопознания возможности человека: Разработка урока «Познай самого себя» 6 класс скачать

Уроки самопознания – уроки сотрудничества и партнерства

16 марта 2019    Автор / С. Кистаубаева, учитель самопознания, русского языка и литературы, школа-гимназия №1

Воспринимая уроки самопознания как уроки сотрудничества и партнерства учителя и ученика, я имею в виду понимание моими учениками того, что их мнения будут приняты и важны для всех. Моя мечта состоит в том, чтобы мои ученики сами осознавали, что им необходимо знать; осознавали, что нельзя останавливаться на достигнутом  в самопознании, в саморазвитии, объективно  оценивали собственные достижения.

Руководствуюсь словами: «Каждый сентябрь дает нам шанс многое начать по-новому». Отсюда вытекают и  задачи, которые я поставила перед собой: способствовать развитию сотрудничества, сотворчества; развивать  критическое мышление, творческие способности и интеллектуальные возможности, развивать воображение, память. Уроки самопознания, по моему глубокому убеждению, помогают обогатить речь учащихся, способствуют умению выработать и аргументировано отстаивать собственное мнение,  дают возможность поощрять свободу выражения мысли и поступков.

  В основе каждого моего урока – синтез двух подходов к ученику: общения и духовного контакта.

Для выполнения задач, поставленных в начале учебного года, использую на своих  уроках самопознания  универсальную и интересную, на мой взгляд, модель преподавания предмета – трехфазовую структуру урока. Придерживаясь трех фаз методической модели согласно их  определенным функциям: побуждение, осмысление, рефлексия (ПОР), осуществляю последовательность всего учебного процесса самопознания.

На начальной стадии побуждение учащиеся обращаются  к предшествующим знаниям, чувствам, создается контекст  для нового  обучения. На этапе побуждения ученики начинают размышлять, делать предсказания. На этой стадии урока  у учеников  возникают новые идеи,  они получают новую информацию, соединяют их со своей уже ранее существующей базой знаний. На стадии осмысления ученики «открываются» новой информации или идее, новым размышлениям.

На этой стадии ученики соединяют новые идеи с уже полученными знаниями и верованиями, контролируют свое понимание, реагируют  на свои  столкновения с информацией и активно ею управляют.  В стадии рефлексии ученики становятся собственниками нового знания. Через рефлексивный процесс ученики ясно формулируют свои мысли, получают обратную связь от одноклассников и учителя и проверяют  интеграцию информации со своим  построением значения. Эта модель обучения, по-моему, помогает активизировать мышление, интегрировать идею и информацию, стимулировать личное преобразование,  формулировать и выражать собственные мнения, думать критически и гибко. Например, по теме «Планета —  наш общий дом» на стадии побуждение ставлю следующие вопросы: «Как вы думаете, почему планету Земля называют чудом?», «Согласны ли вы с мнением, что человек, его мысли, слова и поступки могут вызвать экологические катастрофы, стихийные бедствия?». Для полного осмысления поставленной проблемы читаю следующее произведение:
Разговор с Планетой

О, мама милая, Земля! Я вновь с тобой, в который раз…

К тебе пришло твоё дитя, чтоб вместе быть в тяжёлый час.

Меня к себе ты приняла, и вот — глаза мои открылись:

Вокруг я вижу много зла, и люди мало изменились.

Но ты всех любишь – ты ведь мать, а дети мало понимают,

Они умеют только брать – сыновний долг не исполнять.

Прости. И я такой была, когда тебя ещё не знала,

Не раз меч в руки я брала, когда могла держать орало.

Меня и всех ты нас прости, и верь, что повзрослеют дети,

Сумеют духом возрасти, любовь вернув своей планете!

 

На стадии  рефлексииученики презентуют свою работу в группах у доски по следующим проблемам: «Может ли погибнуть Земля как планета? Почему?»,  «Что мы, люди, можем сделать, чтобы спасти Землю?»,  «Какой мы представляем себе будущее нашей планеты», «Может ли человек предотвратить  апокалипсис? Если да, то как, если нет, то почему?».

Завершаем урок, встав в круг и исполнив песню на слова Р.Рождественского «Земля не спит».

Проводя уроки самопознания, я вижу в детях искреннюю заинтересованность.    Интерес и уверенность в себе не могут быть развиты без обмена мнениями и свободным обсуждением новых тем и проблем, предлагаемых курсом самопознания. Ученик не знает всего.  Да он и не должен знать ответ на все вопросы, поставленные перед ним  школьной программой. Знание правильных ответов не требует поисков, риска и спроса. Это происходит автоматически и без раздумий. А вот поиск ответов на нравственные вопросы заставляет  учеников размышлять, искать  пути преодоления той или иной проблемы, видеть прекрасное рядом, вокруг,  в самом себе.

Уроки самопознания  помогают  и мне, и детям понять  мысли и чувства другого, дают возможность каждому высказать свои мысли по разным проблемам и  в разной форме. Они помогают  увидеть конфликт или гармонию мыслей и поступков, возможность  признания сложностей путей их преодоления. Мы видим, как мысли и чувства детей развиваются, как они разбираются в самом процессе обучения, находят ответы на волнующие их вопросы.

  Уроки самопознания научили нас, учителей, еще  внимательнее принимать и уважать мысли  и чувства детей. Мы всегда помним о том, что легко как детям, так и взрослым воспринимать вещи просто, но как это важно – помочь увидеть большую сложность, пытаясь вытащить на поверхность конфликты в своих собственных мыслях. При всей сложности задачи уроки самопознания дают возможность  сделать так, чтобы не было проигравших – чтобы каждый ушел домой защищенным.

Да, это трудная работа для учителя – развить  чувства  ребенка, но эта сложная задача осуществима и желательна. И в этом нам помогают уроки самопознания, позволяющие детям присутствовать на уроке как личностям со своими мыслями и чувствами.  Уроки, обнаруживающие  те мысли и чувства,  в которых  начальным пунктом становится развитие такого видения мира, где люди заботятся о защищенности  других людей, как о своей собственной.

Мы, педагоги, думаем о том, чтобы наши выпускники были готовы ко всем испытаниям будущего. Мы хотим, чтобы они не просто выживали, но и преуспевали, чтобы прожили счастливую и плодотворную жизнь. И на уроках самопознания мы учим наших детей уметь смело  браться за любое  дело, всесторонне и творчески подходить к решению поставленной задачи. Но главное, мы учим наших выпускников формировать собственное мнение и договариваться с другими, чтобы из изобилия разнородных мнений вывести оптимальное решение. Как известно, все эти способности не возникают сами собой, их надо развивать и тренировать, прежде чем они станут моделью поведения в жизни. Вряд ли можно рассчитывать, что такие способности появятся у взрослого человека, если его школьные годы проходят в обстановке жесткого подчинения, где нет ни диалога, ни постановки проблем, ни принятия самостоятельных решений. Уроки самопознания дают возможность  развития таких способностей в каждом ученике.  На уроках самопознания ученик имеет достаточно свободы, чтобы взять на себя ответственность за все свои действия: за свои знания, за идеи, за то, как и когда он делится своими идеями с одноклассниками, за то, как он осознает свое место и свою роль в сообществе.

На этих уроках  каждый ученик  способен свободно проявлять и  развивать творческие способности и интеллектуальные возможности.  Свобода и ответственность неразделимы, они помогают нам избавиться от равнодушия.  Посредством уроков самопознания мы стремимся к мастерству и цельности, стремимся быть мужественными и справедливыми.

…Жизнь – восхожденье!  Жизнь – восхожденье!

Жизнь – это значит дорога крута,  жизнь – это вечно в глазах высота,

Видеть вершину всегда пред собой. Сквозь бурю препятствий,

И по камням, по тропе ледяной  все подниматься, все подниматься!

Конспект урока «Философия человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» для 11 класса | План-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме:

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «Философия  человека.

Внутренний мир и социализация. Самопознание» в 11 классе МОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области.

Учитель: Лущикова Галина Степановна

ЦЕЛЬ: объяснить, что отношение между сознанием и подсознанием есть

внутренний диалог личности с собой; учить умению воспитывать себя как личность; подвести учащихся к осознанию роли личности в человеческом обществе; в процессе дискуссии развивать у учащихся навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей, через соотношение себя с другими.

ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  1. Как вы думаете, возможно ли познать себя?
  2. В чем смысл жизненного самоопределения и самопознания в данный момент?
  3. Самоопределение – в чем? От каких ситуаций это зависит?
  4. Каким ты себя предпочитаешь: какой есть сейчас или каким ты можешь быть?
  5. Каковы возможности человека вообще и каковы твои непосредственные возможности?
  6. Что для тебя предпочтительнее: познание самого в себе или в другом? Что влияет на чистоту восприятия человека?

ЭПИГРАФ УРОКА:

«Мы- источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир,- многолик:

Он ничтожен – и он же безмерно велик»

                                              ( Омар Хайям. Рубаи)

                                    ХОД УРОКА:

1.Введение в тему урока.

-Ребята, на прошлых уроках мы говорили о человеке как индивиде и человеке как личности. Скажите, в чем состоит эта разница? ( Ответы)

Какая же тайна сокрыта в человеке? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Эти вопросы волновали человечество еще в глубокой древности. Из глубины веков доходят до нас весьма интересные соображения о человеке, его поведении и внутреннем мире ( высказывания из «Бхагавадгиты» и Фирдоуси , стр.131

Однако одно дело- отдельные наблюдения, другое –целостное представление , знание, которое можно назвать философией человека.

Какую бы проблему человеческой жизни мы не взяли, она неизменно приводит нас к теме человека.

Скажем, хотим мы постичь секреты сознания… Во-первых, сознание присуще только человеку. Во-вторых, это он, человек, рассуждает о своем даре. Восхищаемся ли мы гармонией природы- чем, как не человеком измеряем мы эту гармонию? Вот и выходит , что все философские сюжеты – о Человеке!

Человека отличает от животного, в первую очередь, деятельность.

Сейчас я попрошу вас ответить на 3 вопроса о сущности вашей деятельности:

  1. Что ты сейчас делаешь в своей жизи?
  2. Что ты умеешь делать в этой жизни?
  3. А что бы ты хотел еще уметь делать в жизни?

( Ответы)

УЧИТЕЛЬ: Итак, ребята, отвечая на мои вопросы, вы воочию увидели разницу между тем, что вы есть и тем, чем вы хотите быть.

Вам  открылся уровень ваших притязаний на жизнь, а это уже начало самоопределения в жизни. Что же такое жизнь?Это не только та вечность, которая вам предстоит и размышления о которой вы пока отложили, но это и то, что происходит сегодня, сейчас. Неуловимое мгновение, с которым ты уже расстался. Все это вместе ждет твоего самоопределения, то есть твоего и только твоего отношения через твои настроения, восприятия, размышления, ожидания. Вот все то, что можно определить, познать в жизни.

  1. Давайте поразмышляем над первым вопросом нашей дискуссии? Возможно ли познать себя? ( Ответы)

Вот видите, на этот вопрос нет однозначного ответа. Я скажу, самое трудное в жизни- познание себя. Об этом говорил еще древнегреческий философ Фалес. Что есть»Я» ? «Я» — это мои дела, обстоятельства, ожидания. А что Будет потом? Потом и откроется, но знать это сейчас – необходимо. Необходимо выявить свою индивидуальность и скрытые резервы. ( Пример О.Ю.Шмидта)

  1. Второй наш вопрос: В чем смысл нашегоСАмоопределения и самопознания в данный момент?

Самоопределиться-  это не просто определиться ,где ты есть. Куда пойдешь, это сформироваться как личность , найти свое место в жизни, соотнести свою жизнь с жизнью близких тебе людей, с жизнью окружающих, которые влияют на тебя.Помните, в русских сказках  богатыри в начале своего пути останавливаются перед камнем, на котором написано: « Направо  пойдешь… Налево пойдешь…Прямо пойдешь…»

Куда ни пойдешь – что-то произойдет.

А куда пойти? Нужно сориентироваться, а выбирать не придется – иди по тропе жизни и сталкивайся с препятствиями, преодолевай их.

И тогда хотя бы мук выбора не будет!

Задание: Опишите по памяти , как менялись твои  эмоции, твое настроение  в течение дня. Представляете, сколько в вас было « НЕ ТЕБЯ», других. Это  и болтун, и молчун, и эгоист, и капризуля, и благодушный герой. Чем внимательнее будешь к себе, их будет больше, но это все ты. Выяснение того, кто в тебе доминирует и будет началом твоего самоопределения

  1. Третий наш вопрос:

Самоопределение – в чем? От каких ситуаций это зависит?

Всеми своими «Я» человек управляет. Одного придерживает, другому дает «зеленый свет».

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

В ЧЕМ НУЖНО САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ?

Дискуссия.

  1. Какого ты себя предпочитаешь? Какой уже есть или каким ты можешь быть?

Ответы.

В большинстве случаев у вас весь мир существует только в плане твоего «Я». И это не эгоизм, это нормальный процесс становления личности , когда человек пройдя 4 ступени самоопределения, сможет

Познать себя. ( Пример Моцарта)

А чтобы познать, нужно исследовать свои возможности- это наш 5 вопрос. К чему должен стремиться человек в самопознании? К 4 уровню организации человека, к вершине.

Учитель подводит итог: Каждый из нас – строитель собственной личности. КАК ЖЕ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ , СПОСОБНЫМ В ПОЛНОЙ МЕРЕ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ?Нужно прислушаться к советам , которые предлагают люди, которые имеют на это право. ( Советы Чарли Чаплина)

Мы видим, что человек постоянно в процессе деятельности меняется, совершенствуется, под воздействием общества пытается достичь вершины своего «Я». А для постижения «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты, достаточно, как мы делали на уроке, наблюдать за собой и анализировать свое состояние.

 Домашнее задание: Повторить  параграфы 17,18,19. Выразите свое внутреннее «Я» в рисунке, в цвете. Придумайте девиз своей жизни.

Урок автопортрета для поощрения самосознания

Если вы спросите группу первоклассников об эмоциях и чувствах, они обычно могут назвать несколько. « С Днем! Грустно! Сонный? Безумие! «Вы даже можете получить несколько преждевременных ответов, таких как « Ошеломленный » или « Робкий ». Даже если учащиеся могут называть эмоции, они все равно узнают, что значит чувствовать эти эмоции. В художественном классе учащиеся могут безопасно исследовать эти чувства через автопортреты.

Мы, люди, каждый день испытываем широкий спектр эмоций, и иногда эти эмоции меняются каждую минуту. Люди, которые могут определить и сформулировать свои чувства, более склонны понимать причину своих эмоций. Они могут научиться обрабатывать и управлять своими личными реакциями на ситуации. Это самосознание.

Организация Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning (CASEL) утверждает, что самосознание является ключевой компетенцией для человеческого развития. CASEL определяет самосознание как «способность понимать свои собственные эмоции, мысли и ценности и то, как они влияют на поведение в разных контекстах». Художественная комната дает возможность изучить сильные стороны ученика, области роста и личный голос. По сути, арт-комната способствует самосознанию.

Создание автопортрета может привести к обостренному чувству осознания своей внешности. Форма глаз, нос, изгиб губ, прическа. А как же выражение, изображенное на лице? Молодые студенты знают, что их аудитория (бабушка, учитель, родитель и т. д.) не желает ничего, кроме счастливого, улыбающегося автопортрета. Мы все любим эти улыбающиеся лица. Тем не менее, уникальные выражения являются важным аспектом человеческого бытия, и изучение этих выражений может привести к более сильному самоощущению.

Определите и обозначьте эмоции.

Начните с мозгового штурма со списком чувств вместе с классом. Какие эмоции они испытали или узнали на лицах других? Определив эмоцию, учащиеся могут искажать свои лица, придавая им различные выражения, которые они описывают. Предложите студентам обратить внимание на то, что чувствует их лицо, когда они изображают другое чувство. Что делают их брови или изгиб губ?

После того, как учащиеся осознают свои чувства, исследуйте ту же концепцию, наблюдая и анализируя произведения искусства. Мир искусства полон бесконечных примеров портретов, в которых объект изображает грубые человеческие эмоции. Проведите учащихся через обсуждение наблюдаемых эмоций при просмотре коллекции проецируемых изображений. Кроме того, они могли сортировать распечатанные изображения выражений лица по стопкам счастливых, грустных, сварливых, решительных и т. д.

Создание нарисованных фотолент.

Эти обсуждения приводят к множеству творческих и выразительных художественных опытов. Одним из таких конечных продуктов является нарисованный автопортрет, напоминающий фотоленту, где каждое из четырех изображений изображает разные эмоции. Обсуждения и процесс художественного творчества можно модифицировать для любого уровня обучения, установив ожидания, соответствующие потребностям и способностям учащихся.

Самый увлекательный способ обучения созданию автопортретов

Проведите учащихся через процесс создания автопортрета от плеч до головы, точно так же, как школьная фотография или фотография из фотобудки. Обсудите размещение черт лица и важность захвата формы их конкретной прически. После того, как учащиеся получат начальное представление о том, как обычно изображать себя, раздайте каждому учащемуся по четыре квадратных листа бумаги.

Каждый квадрат даст автопортрет с различным выражением лица, основанным на личных эмоциях. Обязательно останавливайтесь и обсуждайте с учащимися отдельные рисунки, узнавая о выделенных ими чувствах. Спросите: « Как и почему вы выбрали эти эмоции? » Предложите поддержку, если рисунок учащегося не соответствует описанной им эмоции.

Социальное понимание в кабинете искусства

Работа учащихся может быть выполнена исключительно карандашом или обведена черными чернилами. Схема в оттенках серого будет напоминать старинные изображения из фотобудки и гарантирует, что эмоции по-прежнему будут в центре внимания искусства. Поместите последние четыре изображения на черную бумагу или доску, чтобы можно было обвести все четыре изображения рамкой.

Самосознание может быть грязным.

Путешествие к самосознанию может быть запутанным, и ученики будут входить в этот процесс с разных уровней опыта. Некоторые ученики изливают в процессе всю свою душу. Другие учащиеся будут работать молча и отвечать односложными ответами. Очень важно участвовать в беседах со студентами о том, какие идеи они почерпнули из изучения выразительного автопортрета. Сообщите своему школьному консультанту о любых проблемах или уникальных выводах, полученных в процессе. Это особенно верно, если необходима последующая беседа.

Предоставление учащимся возможности идентифицировать и делиться своими эмоциями, как в устной, так и в визуальной форме, является важным аспектом развития самосознания и важной частью нашего человеческого развития. Что может быть лучше безопасного места для самопознания, чем художественная комната?

50 Упражнения, поддерживающие социально-эмоциональное обучение

Какие текущие уроки вы могли бы изменить, чтобы изучить личные эмоции?

Сколько эмоций ты можешь себе придумать? Составить список.

Какие произведения искусства, с которыми вы столкнулись, могли бы стать отличной основой для обсуждения эмоций?

Журнальные статьи и подкасты представляют собой мнения участников профессионального образования и не не обязательно представляют позицию Университета искусства образования (AOEU) или его академические предложения. Авторы используют термины так, как о них чаще всего говорят в рамках своего образовательного опыта.

Что такое эмоциональное самосознание?

Дэниел Гоулман

Автор, Korn Ferry Institute

Посмотреть биографию

Эмоциональный интеллект остается ключевым компонентом развития корпоративных лидеров. В этой серии автор бестселлеров и обозреватель Korn Ferry Дэн Гоулман раскрывает 12 ключевых навыков, лежащих в основе EI. Это выдержка из Эмоциональное самосознание: учебник для начинающих .

Эмоциональное самосознание — это способность понимать свои собственные эмоции и их влияние на вашу работу. Вы знаете, что вы чувствуете и почему, и как это помогает или вредит тому, что вы пытаетесь сделать. Вы чувствуете, как другие видят вас, и таким образом приводите свой образ себя в соответствие с более широкой реальностью. У вас есть точное представление о своих сильных сторонах и ограничениях, что дает вам реалистичную уверенность в себе. Это также дает вам ясность в отношении ваших ценностей и целеустремленности, поэтому вы можете быть более решительным, когда устанавливаете план действий. Как лидер, вы можете быть искренним и искренним, уверенно говоря о своем видении.

Рассмотрим пример из реальной жизни: главный технический директор инновационного инкубатора — хулиган, но он этого не осознает. Он очень хорош в том, что он делает, за исключением того, когда дело доходит до управления людьми. Он играет в любимчиков. Он говорит людям, что делать. Он не слушает. Он вымораживает людей, которые ему не нравятся. Если вы ставите перед ним конкретный случай, он это отрицает. Он возлагает вину на кого-то другого и злится на них. Или он говорит вам, что проблема в вас. Последнее, что я слышал, его собирались уволить.

У этого хулигана нет эмоционального самосознания.

Вот некоторые данные об эмоциональном самосознании, которые показывают, почему эта компетенция так важна. Во-первых, агрессор, высокомерие или упрямство начальника часто рассматривается подчиненными как признак некомпетентности. Эти черты коррелируют с плохими финансовыми результатами, неспособностью управлять талантами и вдохновлять людей делать все возможное, а также плохим руководителем команды.

Исследование Korn Ferry Hay Group показало, что среди лидеров с многочисленными сильными сторонами эмоционального самосознания 92% имели команды с высокой энергией и высокой производительностью. Великие лидеры создают положительный эмоциональный климат, который поощряет мотивацию и дополнительные усилия, и именно они обладают хорошим эмоциональным самосознанием. Напротив, лидеры с низким эмоциональным самосознанием создавали негативный климат в 78% случаев.

Эмоциональное самосознание, которое является наименее заметным из компетенций эмоционального интеллекта, играет удивительную роль в качестве основы для других, как показывает исследование Korn Ferry Hay Group. Люди с сильным эмоциональным самосознанием обычно демонстрируют 10 или более из 12 компетенций. Это, в свою очередь, позволяет им часто использовать позитивные стили руководства, что приводит к созданию наилучшего рабочего климата в их командах. С другой стороны, люди с низким эмоциональным самосознанием склонны демонстрировать сильные стороны только в одной или нескольких компетенциях, и соответственно страдает их лидерство и командный климат.

Эмоциональное самоосознание — это не то, что вы достигаете один раз, а затем с этим покончено. Скорее, каждый момент — это возможность либо осознать себя, либо нет. Это постоянное усилие, сознательный выбор самосознания. Хорошая новость заключается в том, что чем больше вы практикуетесь, тем легче становится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *