Уровни коммуникации это в психологии: Лекция № 5 Уровни коммуникации

Содержание

6 уровней коммуникации | Свой Бизнес

Текст: Виктория Михайлова | Иллюстрация: pathdoc

Утро, офис в центре Москвы, Петр Сергеевич бодрым шагом заходит в кабинет Елены Павловны:

«Лена, милая, приветствую ! Набросайте-ка мне по-быстрому резюме по этому проекту! И внесите поправки в письмо контрагентам, нам железно нужно отослать его сегодня!»

Но Елена отвечает ему мрачным взглядом. С утра она уже выслушала жалобы двух недовольных клиентов…

«Петр Сергеевич! Ну почему вы ко мне относитесь прямо как к роботу?, — Лена поджимает губы. — Ну что я такого плохого снова сделала?»

Петр Сергеевич удивлен, ведь ничего плохого он не говорил.

«Ох уж эти женщины… День, наверное, такой у нее… », — подумал Петр Сергеевич, выругался про себя и вышел из офиса.

Осадок остался у них обоих…

Казалось бы, в описанной ситуации не произошло ничего особенного, простое недопонимание, пустяк. Однако именно с подобных пустяков нередко начинаются непримиримые конфликты, разрыв отношений, вражда. Подчас мы сожалеем (задним числом) о том, что «так случилось», недоумеваем: «не знаю, что на меня нашло», «почему я сорвался». Но восстановить добрые отношения оказывается куда сложнее, чем разрушить их.

Языковой барьер

Вспомните, была ли у вас ситуация, когда вы начинали общение с коллегой, клиентом, партнером, и вдруг осознавали, что вас разделяет стена взаимного непонимания? Между вами может не быть никаких принципиальных разногласий, однако простая на первый взгляд задача — донести свою мысль — оказывается совсем не простой. Приложив усилия, чтобы договориться, вы можете сказать, что вам удалось найти общий язык. И это не просто метафора — для каждого человека в зависимости от его доминанты личности свойственен свой предпочтительный язык общения, который складывается из слов, звучания голоса, мимики, поз, жестов. Шансы договориться зависят от того, удастся ли одной из сторон (либо обеим сразу) перейти со своего «родного» языка на другой, более понятный другой стороне.

Мы счастливы, когда находимся в гармонии с собой и миром. Это подразумевает, что мы осознаем свою собственную ценность, ценность окружающих нас людей, и видим ценность в том, что мы делаем. Жизнь такова, что с каждым из нас постоянно случаются события, которые выводят нас из равновесия, и наша естественная реакция на эти события — поиск путей, которыми мы можем вернуться к равновесию. Если нам это не удается, мы продолжаем страдать. Слишком длительное, а особенно постоянное пребывание в состоянии испуга, грусти, раздражительности становится патологией, разновидностью психического расстройства.

Цель ПроцессКома (разговор об этой модели я начала в предыдущей статье из этой серии) и аналогичных методик — позволить человеку проживать эмоциональные циклы (выход из равновесия и возврат в него) здоровым, естественным путем. Для этого мы должны иметь возможность выражать свои чувства и мысли непосредственно, без цензуры, и так, чтобы они были понятны окружающим. Когда эти условия выполняются, мы можем нормально коммуницировать, поскольку понимание эмоций дает возможность адекватно на них реагировать, поддерживать друг друга и взаимодействовать.

Жизнь — театр

В модели ПроцессКома человек отделяется от его поведения. Мы убеждены, что на экзистенциальном уровне каждый человек имеет ценность, заслуживает внимания и любви. Но каждый, даже самый «неиспорченный» человек эпизодически начинает вести себя неадкеватно, неприлично, нелогично… Подобное поведение — не признак порочности человека, а ролевая маска, которую он надевает, проваливаясь в состояние стресса.

И хотя под маской человек сохраняет свою целостную природу, общение с маской — это так называемая «не-коммуникация» (англ. miscommunication — коммуникация плохого качества). Если одна сторона инициирует общение, непроизвольно скрывая свои истинные чувства под маской, это мешает открытому общению, что провоцирует и другую сторону прикрыться маской. В итоге получается диалог масок, в котором наша способность разговаривать по существу ограничена, эффективность коммуникации снижается, а вероятность конфликта, напротив, возрастает. Общение перестает быть приятным, конструктивным и результативным.

Как и пример, приведенный в начале статьи, большинство конфликтов по своей природе являются коммуникационными — по сути стороны не имеют принципиальных разногласий. Когда мы общаемся, вам просто непонятно то, о чем я говорю. В лучшем случае вы переспрашиваете, а в худшем вам кажется, что я несу полный бред или агрессивно на вас нападаю. В таких случаях мы не слышим друг друга из-за разницы в восприятии.

Когда мы перегружены, устали, испытываем стресс, то из нескольких доступных нам способов восприятия (в ПроцессКоме таких способов выделяется шесть, как шесть различных языков) мы можем быть ограничены всего одним.

У каждого человека существует предпочтительный способ восприятия окружающего мира, который отражается в его речи. Предпочтительное восприятие мы можем отследить по словам-маркерам. Они, как крошки хлеба Мальчика с Пальчик, ведут нас к открытию личностной динамики нашего собеседника.

Осознание присущей нам способности использовать различные языки восприятия позволяет нам (и даже людям с хорошим образованием) не становиться Эллочками-Людоедочками лишь одного регистра, а гибко и многообразно коммуницировать с самыми различными собеседниками.

Распознание восприятий по языковым оборотам дает нам возможность делать предположения о структуре нашего собеседника, понимать наши сходства и различия и избегать не-коммуникационного стресса.

Вам на какой этаж?

Создатель ПроцессКома Тайби Кэлер сформулировал понятие «структуры личности» как индивидуального набора предпочтений, по которому каждый из нас коммуницирует, получает мотивацию и вступает в конфликты.

Образно эту структуру можно представить как шестиэтажный дом, в котором каждый этаж соответствует одному из типов личности, присутствующих в каждом человеке. На каждом этаже у нас сконцентрировано определенное количество энергии. Самый нижний этаж — это так называемая База, которая предопределяет доминанту человека: как он говорит, как проявляются главные свойства его характера, какой тип взаимодействия он предпочитает. База у каждого человека заложена от рождения, ее можно распознать у трехмесячного младенца, а вся последовательность этажей окончательно складывается к семилетнему возрасту и остается неизменной на протяжении всей жизни.

Язык нашей Базы —  это наш «родной язык», на котором мы лучше всего слышим. Но отличная новость заключается в том, что у каждого из нас есть все этажи и все виды энергии! Это объясняет нашу многогранность и нашу способность находить общий язык с другими людьми. Когда у нас есть мотивация и силы, мы просто переключаемся между ними, как будто катаемся на лифте с одного этажа на другой.

Благодаря этой способности мы можем договориться практически с любым человеком. Наш «лифт» работает автоматически — обычно мы не замечаем перемещений между этажами. Иногда мы не сразу попадаем на нужный этаж. Это можно заметить по тому, сколько времени нам необходимо для того, чтобы понять вопрос. Чем с более высокого этажа он задан, тем больше времени нам нужно на то, чтобы добраться на данный этаж.

Бывает и так, что некоторые этажи могут быть заблокированы — нам неудобно коммуницировать на данном языке из-за нехватки энергии. Тогда мы перестаем понимать язык, соответствующий этому типу личности, не можем изъясняться на нем, и вследствие этого скоро начинаем испытывать коммуникационный стресс и натягиваем на лицо маску. А одна маска влечет за собой другую. Нам сложно не поддаться на провокацию и ответить не маске, а человеку за ней. Человеку, которого мы ценим, может быть даже любим, с которым мы хотим строить проекты.


Шесть типов личности по классификации ПроцессКома

Давайте разберемся с восприятиями!

ПроцессКом учит нас тому, что нам должно быть не жалко сделать собеседнику приятно и в случае не-коммуникации просто использовать то восприятия и канал коммуникации, на котором будет проще общаться собеседнику, а не мне — тем самым мы обеспечиваем другому человеку необходимую энергетическую подпитку.

Как определить его предпочтительное восприятие и канал? Диагностика такого рода, происходящая в реальном времени — это и есть главное ноу-хау ПроцессКома. По словам, структуре фраз, выражению лица, позе, жестам, и голосу, можно безошибочно узнать, на каком «этаже» застрял наш собеседник, через какие фильтры проходит его восприятие, каков подходящий ему канал и каковы его психологические потребности. Поняв это, мы можем дать другому человеку (им может быть кто угодно — коллега, потенциальный клиент, партнер в личной жизни и т.д.) возможность расслабиться и снять маску — чтобы решить любой вопрос к обоюдному удовлетворению.

Вечер рабочего дня, офис Елены Павловны. После длинного и насыщенного дня Петр Сергеевич заходит в офис:

«Лена как прошел Ваш день ? Спасибо, что вы позаботились обо мне, спасибо за резюме проекта, за письмо контрагентам и просто за то, что вы есть!»

В глазах Лены появляется эта необходимая искра, которая делает нашу жизнь краше, а работу эффективнее!

«Спасибо, Петр Сергеевич! И извините за «отношение как к роботу». Вы очень динамичный и в то же время чуткий руководитель! Я так рада работать с вами».

Занавес.


Об авторе

Виктория Михайлова

Основательница института лидерства DNA Leader, мастер-тренер Модели Процесса Коммуникации, сертифицированный коуч бизнес-школы HEC (Париж). Обладает опытом работы на руководящих должностях в крупных FMCG и B2B компаниях во Франции, России и Польше (Potel & Chabot, Savencia, Groupe Berchet, OSP), а также запуска и руководства собственными проектами (Talantium, Point of Vision). Сопровождает бизнес-лидеров, команды и организации в развитии лидерства, эффективного управления и коммуникации.


Другие статьи автора

Модель Процесса Коммуникации: ключ к пониманию

Научно-популярные статьи по психологии. Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

— Budapest, 1970.

Автор(ы): 

  • Матюшкин А.М.

Дата публикации: 

янв. 1970

The Russian psychologist Bekhterev, was a student of Wilhelm Wundt’s and a follower of his approach to the ‘subjective study of mental processes’.

Автор(ы): 

  • Buontempo M. , Kusev P.

Дата публикации: 

окт. 2018

Название издания: 

  • Ананьевские чтения

Индекс: 

  • РИНЦ

Pedagogical Science. — 1984. — № 4.

Автор(ы): 

  • Кореляков Ю.А., Ланда Л.Н.

Дата публикации: 

янв. 1984

L’homme dans les systemes automatises. — Paris, 1971.

Автор(ы): 

  • Ратанова Т.А., Ушакова Т.Н.

Дата публикации: 

янв. 1971

Journal of Technical Acoustics. — 1997. — V. 3. — № 1.

Автор(ы): 

  • Авраменко В.Д., Куравский Л.С., Малых С.Б., Шеншев Л.В.

Дата публикации: 

янв. 1997

Roots of civic identity. International perspectives on community service and activism in youth.

— Cambridge, 1999.

Автор(ы): 

  • Абраменкова В.В., Щебланова Е.И.

Дата публикации: 

янв. 1999

In Thinking and speech Vygotsky drew on similar sources like Bakhtin and Voloshinov, e.g. on Lev Yakubinsky‘s On dialogic speech (1923). Vygotsky explains the development of a socially conditioned consciousness by means of contradictory elements (thought and speech, outer and inner speech). This is a series of dialectical steps.

Автор(ы): 

  • Reinecke W.

Дата публикации: 

ноя. 2014

Название издания: 

  • Мышление и речь: подходы, проблемы, решения

Soviet psychology. — V.13. — №3

Автор(ы): 

  • Гаврилова Т.П.

Дата публикации: 

янв. 1975

The article examines historical and practical issues of bibliopsychology and leading theoretical principles of the founder of psychology of reading – N.

A.Rubakin.

Автор(ы): 

  • Карпов А.Е.

Дата публикации: 

сен. 2017

Soviet Psychology

Автор(ы): 

  • Ушакова Т.Н.

Дата публикации: 

янв. 1971

Journal of Soviet Psychology. — 1974. — V. XII. — № 4.

Автор(ы): 

  • Осницкий А.К.

Дата публикации: 

янв. 1974

Soviet studies in language and language behavior. — Holland, 1976.

Автор(ы): 

  • Ушакова Т.Н.

Дата публикации: 

янв. 1976

There are three fundamental problems in Sijtsma (Psychometrika, 2008): (1) contrary to the name, the glb is not the greatest lower bound of reliability but rather is systematically less than ωt (McDonald, Test theory: A unified treatment, Erlbaum, Hillsdale, 1999), (2) we agree with Sijtsma that when considering how well a test measures one concept.

..

Автор(ы): 

  • Richard Zinbarg

Дата публикации: 

янв. 2009

Индекс: 

  • WoS
  • Scopus
  • Google Scholar
  • ERIH PLUS

Psychology in the Soviet Union

Автор(ы): 

  • Менчинская Н.А.

Дата публикации: 

янв. 1957

Children in the Information Age. — Sofia, 1989.

Автор(ы): 

  • Каптелинин В.Н.

Дата публикации: 

янв. 1989

Челпановские чтения 2016

Автор(ы): 

  • Рубцов В.В.

Дата публикации: 

янв. 2016

This study employed the notion of podtekst (or subtext), which was developed by Russian performer and director Stanislavski, and which may have influenced Vygotsky’s semiotics, as a means of improving university students’ learning of scientific (academic) concepts.

Автор(ы): 

  • Atsushi Tajima

Дата публикации: 

ноя. 2014

Название издания: 

  • Мышление и речь: подходы, проблемы, решения

Learning Activity and Development. — Aarhus University Press

Автор(ы): 

  • Матис Т.А., Полуянов Ю.А.

Дата публикации: 

янв. 1999

Kongress d. Gesellschaft f. Psychologie d. DDR in Leipzig, September, 1975. — Leipzig, 1975.

Автор(ы): 

  • Конопкин О.А.

Дата публикации: 

янв. 1975

Web-surveys are one of the most popular forms of primary data collection used for various researches. However, mass surveys involve some challenges. It is required to consider dierent platforms and browsers, as well as different data transfer rates using connections in dierent regions of the country.

Автор(ы): 

  • Алексеенко А.С., Белов В., Захаров И.М., Исматуллина В.И., Магомедов Ш.Г., Малых С.Б., Пушкин П.Ю.

Дата публикации: 

окт. 2020

Индекс: 

  • WoS
  • Scopus
  • РИНЦ
  • ядро РИНЦ

International Handbook of reading education Greenwood Press Westward Couneatiat. — L.

Автор(ы): 

  • Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.

Дата публикации: 

янв. 1992

Sonntag. — 1968. — № 23.

Автор(ы): 

  • Ланда Л.Н.

Дата публикации: 

янв. 1968

Experimental Aging Research. — №25 (3)

Автор(ы): 

  • Марютина Т.М., Равич-Щербо И.В.

Дата публикации: 

янв. 1995

Europinean Psychologist. — 2003. — № 4.

Автор(ы): 

  • Моросанова В.И.

Дата публикации: 

янв. 2003

Poster presented during the 11th European Conference on Personality, Friedrich-Schiller-Universitat

Автор(ы): 

  • Гиндина Е.Д., Искольдский Н.В., Малых С.Б.

Дата публикации: 

янв. 2002

Personality and Individual Differences. — 1994. — V. 17. — № 4.

Автор(ы): 

  • Марютина Т.М.

Дата публикации: 

янв. 1994

Int. Journ. Behav. Devel. — 1999. — V.23. — №2

Автор(ы): 

  • Марютина Т.М., Равич-Щербо И.В.

Дата публикации: 

янв. 1999

Activ. nerv. sup. — Prague, 1987. — V. 29. — № 1.

Автор(ы): 

  • Егорова М. С.

Дата публикации: 

янв. 1987

J. of Russian & East European Ps

Автор(ы): 

  • Марютина Т.М.

Дата публикации: 

янв. 1995

Maturation of CNS and Evoked Potentials. — Amsterdam, 1986.

Автор(ы): 

  • Малых С.Б., Равич-Щербо И.В.

Дата публикации: 

янв. 1986

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • следующая ›
  • последняя »

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

3 уровня общения: какой твой?

Источник: jwvein/pixabay

Когда я вижу пары, проходящие терапию, я в первую очередь отслеживаю, насколько хорошо партнеры могут общаться и решать проблемы: спорят ли они, могут ли они определить, когда спор выходит из-под контроля, и могут ли они они возвращаются, когда успокаиваются и решают проблему, достигая беспроигрышных компромиссов? Хотя эти навыки существуют в континууме, я обычно группирую их по трем уровням. Вот как они разбиваются от плохих до лучших:

Уровень 1

Я использую аналогию, что беседа похожа на вождение автомобиля, и вождение состоит из двух частей: во-первых, вы хотите знать, куда вы направляетесь — в чем смысл разговора — и затем вы хочу оставить машину на дороге. Пары на этом первом этапе часто не уверены, куда они идут; что еще более важно, разговорный автомобиль обычно уходит с дороги в кювет в течение наносекунд.

Внизу этого уровня находятся пары, которые могут проявлять насилие, но даже если это не так, ссоры быстро обостряются. Мало того, что много эмоций, так еще и постоянное движение туда-сюда по фактам, чья реальность верна — это был вторник, нет, это была среда! У них туннельное зрение, они собирают улики, чтобы доказать свою точку зрения, подливают масла в огонь, отказываясь от прошлых ран, и, кажется, не в состоянии понять, что они никуда не двигаются. Спор скатывается в игру обвинений, борьбу за власть насмерть, и машина оказывается в кювете. Обычно спор заканчивается тем, что один человек уходит.

Пара может не разговаривать несколько дней, делать вид, что ничего не произошло, или быстро бормотать «извините» на следующее утро. Но они не возвращаются и не говорят о проблеме, потому что не хотят новой ссоры. Вот где проблемы заметаются под ковер, остаются нерешенными и неизбежно вспыхивают снова.

Уровень 2

Этим парам легче понять, что они отходят от темы — «Давайте не будем об этом прямо сейчас» — и что спор обостряется и машина срывается с дороги. Если это особенно деликатная тема или они оба уже в стрессе, машина все же оказывается в кювете; обычно они пытаются сбить температуру, останавливая разговор. Меньше вины и меньше борьбы за власть.

Они также лучше справляются с задачей, возвращаясь назад и пытаясь решить проблему. Тем не менее, они могут застрять в путанице средств и целей: спорить о том, чей способ решения проблемы, как уложить детей спать вовремя, и упустить из виду большую цель — уложить их спать раньше. Если для них это горячая тема — секс, деньги, воспитание детей, — они могут обнаружить, что постоянно заходят в тупик, из которого не могут выйти. Но по сравнению с парами 1-го уровня они часто могут находить решения и компромиссы по многим вопросам.

Уровень 3

Эти люди — гонщики. Они знают пункт назначения и могут избежать канав, не обостряя ситуацию. Что еще более важно, они научились делать эти тонкие повороты руля, чтобы поддерживать разговорный автомобиль вперед, быстро замечая, когда разговор сбивается с курса: «Подождите. Я не пытаюсь критиковать; почему ты расстраиваешься?» сказал спокойно.

У них есть аргументы? Конечно, когда есть идеальный шторм стресса, горячая тема или алкоголь. Но в целом каждый из них может регулировать свои эмоции и быстро определять, когда чувства являются проблемой в комнате, а не темой разговора.

А когда осядет эмоциональная пыль, они искренне извиняются, возвращаются назад и идут дальше в решении проблемы, находя беспроигрышные компромиссы. И они могут вести разговор о разговорах: Что они узнали из того, что произошло? Что нажимало на их кнопки? Как они могут сделать это лучше в следующий раз?

Движение вверх

Как и вождение автомобиля, все зависит от навыков, а не от личности. Когда я работаю с парами, мне повезло, что я могу видеть их прогресс, когда они учатся распознавать, когда разговор обостряется, перестают накапливать доказательства и снижают температуру, говоря об эмоциях, а не о фактах, или понимают, что им нужно несколько минут, чтобы успокоиться. И тогда они могут вернуться к решению проблемы, а не заметать ее под ковер.

Но, как и в обучении вождению автомобиля, здесь нужна практика. Парная терапия может быть полезной, потому что, как у того инструктора по вождению, у вас есть кто-то, кто научит вас навыкам и станет еще одной парой глаз на пассажирском сиденье, чтобы помочь вам увидеть то, что вы плохо видите. Но даже если вы не проходите терапию или не хотите этого делать, вы можете улучшить свои навыки, действуя более целенаправленно.

Я говорю клиентам, что они знают, как вести продуктивные беседы, потому что постоянно делают это на работе. Они не вспыхивают на собрании персонала, когда кто-то говорит что-то, что их беспокоит. Но дома с их партнером есть история: они знают, как нажимать кнопки друг друга, но, тем не менее, у них есть навыки. Так что, если у вас возникли проблемы или вы чем-то расстроены в семье или отношениях, запланируйте время, чтобы обсудить это. Представьте, что это похоже на встречу на работе. иметь четкое предназначение; Знайте, куда вы хотите пойти, и сосредоточьтесь на себе. Сосредоточьтесь на том, чтобы удержать машину на дороге, двигаться вперед и не залезать в заросли прошлого. Если это становится эмоциональным, остановитесь, прежде чем крутить колеса в грязи.

А потом возвращайся в путь.

Чтобы найти терапевта, посетите справочник Psychology Today Therapy.

Пять уровней общения

В книге «Почему я боюсь сказать вам, кто я?» Джон Пауэлл описывает «Пять уровней общения» о том, как люди могут общаться друг с другом. Пять уровней общения представляют собой пять степеней готовности людей сообщать о себе другим.

 

Пять уровней общения

Как вы увидите из следующих описаний, чем выше уровень общения, тем меньше у нас желания рассказывать о себе другим людям.

Пятый уровень: Разговор по клише –

На этом уровне общения имеют место поверхностные разговоры и часто вопросы включают –

«Как дела? Что ты делал? или Что происходит с погодой?»

О человеке вообще очень мало говорят, и в разговоре все остаются в безопасности. Когда разговор остается на этом уровне, люди могут стать одинокими, скучными и оторванными от человека.

 

Четвертый уровень: сообщает факты о другом

На четвертом уровне мало реального общения. Люди говорят о других людях и почти ничего не раскрывают о себе. Как пишет Пауэлл —

«Мы ничего не даем от себя и ничего не требуем от других взамен».

 

Третий уровень: Мои идеи и суждения

На этом уровне начинается некоторое общение. Люди начинают сообщать о своих идеях, мнениях и решениях, однако общение остается настороже.

 

Второй уровень: Мои чувства (эмоции) «Внутренний уровень»

Общение на этом уровне описывает, что происходит внутри вас – как вы относитесь к ситуации, опыту или человеку. Чувства принадлежат человеку, и поделиться ими с другим человеком может быть довольно сложно. Пауэлл говорит –

«Большинство из нас чувствует, что другие не потерпят такой эмоциональной честности в общении. Мы скорее будем защищать нашу нечестность тем, что она может навредить другим, и, рационализировав нашу фальшь до благородства, мы довольствуемся поверхностными отношениями». (стр. 35).

 

Первый уровень: Пик общения

На этом уровне возникают глубокие и искренние отношения. Пиковые коммуникативные переживания происходят, когда вы эмоционально открыты и честны с другим человеком. По словам Пауэлла —

«В нашем человеческом состоянии это никогда не может быть постоянным опытом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *