что это такое и какие есть стадии?
В отличие от других живых существ, человек имеет двойственную природу. С одной стороны, на его поведение влияют особенности анатомии, физиологии, психики. С другой – он подчиняется законам общества. Если в первом случае речь идет о становлении человека, как индивидуума, то во втором имеет место развитие личности. В чем же отличие этих процессов? Что такое личность? Почему она формируется в социуме? Какие этапы проходит в своем совершенствовании? Много ли уровней становления личности бывает? Какие механизмы запускают данный процесс? Рассмотрим эту тему.
Что такое развитие личности?
Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:
- Человек – представитель биологического вида Homo sapiens;
- Индивид (индивидуум) – отдельно взятый организм, способный к самостоятельному существованию;
- Личность – субъект социокультурной жизни, наделенный разумом, моральностью, духовными качествами.
Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».
К слову, уровни развития личности отчасти повторяют ее потребности, отображенные в Пирамиде Маслоу. Начальным этапом становится удовлетворение необходимых для жизни функций, постепенно поднимаясь к уровню духовности и самосознания.
Пройти тест на тип личности
Уровни развития личности.
Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:
- Выживание – сохранение физической целостности;
- Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
- Управление – способность отвечать за себя и других;
- Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
- Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
- Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
- Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.
Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.
Пройти тест на эмпатию
Стадии развития личности.
Большинство проходит одни и те же закономерные этапы становления. Они обусловлены физиологическими и психическими особенностями. Каждый возраст отличается своими задачами и жизненными уроками.
Полное описание этих процессов включает теория личностного развития, сформулированная американским психологом Эриком Эриксоном, и включающая описание нормальных и нежелательных вариантов событий. Согласно этому учению, можно выделить следующие основополагающие постулаты:
- Этапы развития личности идентичны у всех;
- Совершенствование не прекращается от рождения и до смерти;
- Развитие личности тесно связано с этапами жизни;
- Переходы между различными этапами связаны с личностными кризисами;
- Во время кризиса ослабевает самоидентификация человека;
- Нет гарантии в благополучном прохождении каждой из стадий;
- Социум не антагонист для человека в его совершенствовании;
- Формирование индивидуальности предполагает прохождение восьми этапов.
Психология развития личности тесно связана с протеканием физиологических процессов в организме, которые отличаются в каждом конкретном возрасте. В психотерапевтической практике принято выделять такие стадии развития личности:
- Оральная фаза – первый период жизни младенца, выстраивающий систему доверия и недоверия;
- Творческая фаза – дошкольный период жизни, когда ребенок уже сам начинает придумывать себе занятия, не просто подражая другим;
- Латентная фаза – охватывает возраст от 6 до 11 лет, проявляется в растущем интересе к новому;
- Подростковая фаза – период с 12 до 18 лет, когда происходит кардинальная переоценка ценностей;
- Начало зрелости – время близости или одиночества, поиск партнера для формирования семьи;
- Зрелый возраст – период размышлений над будущим новых поколений, финальная стадия социализации личности;
- Старость – баланс между мудростью, осмыслением жизни, чувством удовлетворения от пройденного пути.
Каждый этап развития личности привносит что-то новое в ее самоидентификацию, даже если физическое или психическое совершенствование остановлено, в силу физиологических особенностей конкретного возраста. В этом заключается феномен развития личности, не зависящий от состояния организма в целом. Сила или ум могут быть улучшены до определенных показателей, пока не наступит старение. Личностное развитие не останавливается и в глубокой старости. Чтобы этот процесс не прекращался, должны быть факторы, стимулирующие совершенствование.
Движущие силы развития личности.
Любое улучшение подразумевает выход из зоны комфорта. Соответственно условия развития личности, также «выталкивают» человека из привычного окружения, заставляя его мыслить по-другому. К основным механизмам личностного роста относятся:
- Обособление – принятие своей индивидуальности;
- Идентификация – самоотождествление человека, поиск аналогов;
- Самооценка – выбор своей «экологической ниши» в социуме.
Именно эти механизмы развития личности заставляют пересматривать свое отношение к жизни, выходить из зоны комфорта, совершенствоваться в духовном плане.
После вопроса самооценки и удовлетворения своего «эго», человек задумывается по поводу помощи другим людям, своего следа в истории. Далее, отдельные личности переходят на этап духовного просветления, пытаясь осознать вселенскую истину, ощутить гармонию мироздания.
Основным механизмом «вертикальных» переходов является «горизонтальное» накопление опыта и знаний, которые позволяют подняться на качественно высокий уровень личностного развития.
Поскольку человек – явление биосоциальное, то его формирование подчинено целому ряду факторов, включающих животный и духовный компонент. Развитие личности начинается, когда более низкие уровни существования удовлетворены. Не стоит думать, что остальные аспекты жизни менее важны, ведь эмоции, сила и интеллект также формируют личность человека, помогают ему полноценно развиваться в духовном плане.
Пройти тест на самооценку
2.4. Уровни развития личности. Зрелая личность
Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми.
Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но, прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация».
В общем виде самореализация как процесс реализации себя – это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями.
Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.Л.И.Анциферова выделяет три уровня развития личности.
На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует достижению целей. Качества субъекта проявляются через целеполагание и действия по преодолению трудностей на пути к достижению цели.
На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, прогнозирующий результаты. Он способен адекватно соотносить свои возможности с требованиями ситуации.
На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно соотносит с требованиями времени. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, но в аспекте ее общественно-исторической значимости [16].
Зрелость личности
Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:
• широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
• мера развития личности как субъекта;
• характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
• социальная компетентность.
К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором [45,64].
В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.
1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.
2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.
3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.
4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.
5. Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.
6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой [36 ].
Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.
1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.
2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.
3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.
4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Это соотношение наиболее оптимально для развития человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоционально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.
А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых, или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:
Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.
Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности – процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.
На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.
Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости – акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.
Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеологии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости [цит. по: 49 ].
.
1.Этапы развития личности2. Личностные переходы3. Порядок и беспорядок4. Ключевой момент сталкинга5. Ловушка для зрелой личности6. Что такое счастье7. Дао лидера
Этапы развития личности
Кроме рассмотренных выше направлений движения человеческого биокомпьютера в сторону психотипов, т. е. формирования операционной системы и программ, каждый человек стремится развиваться вглубь, т.е. наращивать мощность своего компьютера. На какой-то стадии объем оперативной памяти и скорость процессора становятся достаточными, чтобы человек смог осознавать сам себя. С этого момента начинается процесс развития сознания, который мы условно разделим на 5 этапов. Этапы формирования личности идут по тем же принципам, как и этапы формирования тела в утробе матери. Нас в школе учили, что зародыш проходит несколько стадий формирования. Основные из них: кишечнополостные, хордовые, земноводные, млекопитающие. Так и в социальной матке человек может пройти аналогичные этапы. Все эти этапы подробно расписаны у Авессалома Подводного .
Мы здесь будем пользоваться его терминологией. Эти этапы не соответствуют этапам хронологического развития физического тела, хотя используются те же понятия. 1.Инфантильный. 2.Подростковый. 3.Юношеский. 4.Зрелый. 5.Интегрированый.
Наращивать мощность своего биокомпьютера можно до 30-33 лет, т.е. до того времени, когда химические процессы не закрепляют связи, так что до этого возраста желательно пройти все этапы личностного роста. На практике же остановка в развитии происходит намного раньше в силу внутренних или внешних причин. Остановка в развитии может произойти на любом из этапов. Чем же характерны этапы развития личности?
Для наглядности рассмотрим простой график:
|
Здесь видно, что в процессе развития личности
— повышается уровень осознанности — уменьшается зависимость от социума — уровень значимости сначала возрастает, а на этапе юношеской личности уменьшается.
С какого же уровня развития человек способен почувствовать и признаться себе, что он не Нагваль. Как видно из графика с момента начала уменьшения уровня собственной важности, т.е. на уровне юношеской личности, энергия, забираемая собственной важностью, высвобождается и способность быть трезвым и внимательным к себе возрастает. Человек в этот период начинает активно искать Учителя. Аналогично формированию личности идет формирование тела сновидения и основным связующим звеном между личностью и телом сновидения является сознание. Тело сновидения — это инвертированная личность. Если во время бодрствования определяющим моментом развития сознания является способность отключать внутренний диалог и наблюдать за собой, то во сне основным строительным материалом для формирования тела сновидения будет как раз этот самый внутренний диалог, т.е. перенесенная в сон способность думать, ставить задачи и выполнять их.
Как определить свой психотип? Никак. Если такой вопрос возник, это говорит о том что человек сам до конца не структурировал свою личность, в этом случае лучше обратится к специалисту. Как определить свой уровень развития сознания? Основным критерием здесь является то, насколько человек способен искать причину всего происходящего с ним – в себе. Также одним из главных показателей уровня личной силы, и как следствие уровня личностного роста является способность удерживать рядом с собой людей. Причем не насильственно, а добровольно. Раньше этот показатель называли «личным магнетизмом», т.е. способностью притягивать к себе людей. Механизм такого магнетизма достаточно прост. Если у человека избыток личной силы или свободной энергии, которая может проявляться в жизненном опыте, заботе о других, стратегических знаниях, положительных эмоциях, деньгах, то он легко делится ею с окружающими. Это и является магнитом. Многие инфантильные существа, с показателем личной силы, приближающимся к нулю, в поисках способов влияния на окружающих людей, начинают заниматься бытовой магией, колдовством и другими примитивными приемами, пытаясь такими способами заполучить к себе внимание и уважение. С другой стороны их можно понять, инфантильные – самые зависимые от эмоций окружающих люди, и какого бы календарного возраста они не были, дети, взрослые, старики – все они максимально нуждаются во внимании к своей персоне. Общение ради общения, поиск истины ради спора, интриги, клевета – вот приемы инфантильных чтоб привлечь к себе внимание. Инфантильные существа в принципе не способны понять, что такое избыток личной силы, наличие свободной энергии, и поэтому с подозрением относятся к таким людям. Повышенный жизненный тонус, это понятно, а вот личная сила… Естественно, они могут предположить только одно – что такие люди успешно освоили приемы чёрной магии, зомбирования, и пользуются ими в корыстных целях. Теоретически, инфантильные, конечно, знают о правилах и нормах общежития, о сострадании ко всем живым существам, о взаимопомощи, о любви к ближнему, и т.д. но они ещё не прошли путь, чтоб стать такими, и поэтому не могут создать картину мира, в котором живут существа более зрелые, чем они. И поэтому не допускается сама возможность существования таких людей. С их позиции утверждение типа «он — такой как я, а имеет всё, а я ничего» вполне оправдано.
Проще всего понять процесс становления личности если в качестве аналогии рассмотреть процесс эволюции компьютеров, который происходит на наших глазах. Мы все знаем, что 286 компьютер не способен декодировать диски MPEG-4. В то же время Пентиум-3 уже способен на это. В свое время появление в природе 286-го мы считали высшим достижением. Если предположить, что где-то пылится 286-й, и в него вдруг вставили для прочтения диск MPEG-4 или DVD, то для него это будет не просто непостижимым тайным знанием, но, прежде всего предположением, что на диске ничего нет. Если предcтавить, что 286-й вдруг наблюдает за Пентиумом, то он принципиально никогда не сможет понять, каким образом Пентиум, внешне такой же как и 286-й, способен на непостижимые для него поступки. Это хороший пример для понимания разницы между инфантильной личностью и зрелой. Инфантильный человек не только не понимает зрелого – многое просто находится вне поля его восприятия. Может вы замечали, что стандартная реакция у среднего, нормального человека при общении с духовноищущими – это чувство жалости. Причем жалость возникает интуитивно, вне всякой логики. Попробуем разобраться в причинах этого. Средний русский духовноищущий — это инфантильное существо, из идейных соображений разорвавшее связь с эгрегором. Начитавшись эзотерической литературы, такой человек, с начальным уровнем личной силы, не понимая ни себя, ни окружающих людей, объявляет о своей самодостаточности, и пытается вести себя как просветленный. В массовом масштабе это происходит по простой причине — русские не любят объединяться ни в России, ни в любой другой стране, куда они переселяются. Этим русские отличаются от любого другого народа. Понять эту позицию русского человека легко, если вспомнить историю России. Несколько веков подряд русский народ в принудительном порядке заставляли объединяться, причем любое объединение для отдельного человека означало максимум обязанностей при минимуме прав: крепостной строй, крестьянская община, СССР, жизнь в коммуналках и т. д. На текущий исторический период мы имеем как раз последействие и ответную реакцию протеста простого русского человека на такое насилие. Хочу быть свободным – нехитрый девиз русского. А что такое свобода — никто не знает. Вот и наш простой русский духовноищущий в качестве бессознательного протеста на тоталитаризм предыдущего исторического периода, на авторитарность в семье делает выбор: сделаться свободным одиночкой. Особенно в этой направленности ему помогает эзотерика. Эзотерическая литература, ставшая доступной, обещает сверхъестественные способности при минимуме усилий. Не надо трудиться, налаживать отношения с окружающими людьми, и это вполне устраивает, потому, что зачастую взаимодействие с людьми болезненно для эго. Нужно лишь усиленно медитировать и выполнять различные ритуалы. Оторвавшись от эгрегора, такие люди действительно производят жалкое впечатление. Реализовать практически даже то, что они наметили, они обычно не могут по причине отсутствия энергии, которую инфантильная личность обычно черпает из социума. С годами такие люди незаметно для самих себя становятся очень несчастными, бодрясь и продолжая доказывать себе и окружающим правильность выбранного пути. В развитых странах инфантильных не меньше чем у нас. Разница в том, что там вся инфантильная масса населения находится под защитой и опекой государства. Поэтому никому и в голову не придет перерезать пуповину, связывающую с социумом, раньше срока, т.е. раньше, чем накопится достаточно личной силы от межличностного взаимодействия в социальной среде. По сути, инфантильные духовноищущие – это самые изуродованные существа. Это люди, добровольно покинувшие матку – социум из каких-то надуманных идей, не будучи, при этом, готовыми жить автономно. Это – жертвы «самоаборта», и именно поэтому они вызывают у нормального человека чувство жалости и только жалости. Где же выход? Народ не верит государству, а следовательно и друг другу. Поэтому эгрегорные связи, если и существуют, то очень слабые. Каждый предпочитает жить в своем маленьком мирке, выполнять свои маленькие ритуалы, охранять свое маленькое эго и верить в светлое будущее, не замечая унылого настоящего и приближающейся старости. Может, стоит увидеть принципы и понять, что только сообща и вместе, доверяя друг другу, можно построить не только сильное государство, но и обеспечить себе возможность реального духовного роста?
Как известно, личность – это оболочка, необходимая для коммуникации в среде людей, и она характеризуется способностью к взаимодействию. Взаимодействие друг с другом позволяет нам выживать и даёт энергию. Отсюда, чем сильнее личность, тем больше людей заинтересованы во взаимодействии с такой личностью. Можно быть великим ученым, систематизатором в любой области, даже в области человеческих взаимоотношений, иметь обширную переписку и виртуальных друзей, но если вокруг вас нет реальных преданных друзей, подруг, проверенных временем, которых с вами объединяет не рабочее место, а нечто другое, а вам уже за 30, то стоит задуматься, не застряли ли вы на инфантильном уровне?
Тем, насколько человек понимает себя, и как следствие других людей, определяется его успех в бизнесе, в социальной жизни. Почему в нашей стране много духовно ищущих? Всё очень просто. Как говорит «Подводный», инфантильный уровень очень похож на реализованный (интегрированый). И многие ищущие по внешним признакам начинают себя идентифицировать с просветленными. Инфантильный человек, который остановился в развитии, должен все время компенсировать свое ощущение несвободы, зависимости от эгрегора, от мнения окружающих и каждый делает это по-своему. И часто духовные поиски — это оправдание (компенсация) своего уровня. Если в учениях говорится, что реализованной личности уже ничего не надо, что человек не привязан ни к чему: ни к деньгам, ни к семье, ни к религии, ни к стране и т.д., то инфантильный ищущий тут же чувствует — это моё, я как раз такой, и начинает «гуровать» (учить других). Кстати, вы сами теперь сможете определить, на каком этапе человек становится суеверным, какая религия наиболее подходит тому или иному уровню развития личности, с какого этапа человек перестает быть религиозным, и почему принципиально невозможно объединение всех религий.
Личностные переходы
Почему очень много духовно ищущих в возрасте до 30 лет находится на инфантильном уровне? Дело в том, что на этом уровне собственная важность и напор внутреннего диалога ещё не так сильны и позволяют человеку впустить в себя такие книги как «Чайка по имени. ..», «Иллюзии» Р.Баха, и другие эмоционально насыщенные произведения Ошо, Кастанеды и др. В этом возрасте у человека достаточно много собственных глубинных переживаний, а окружающий мир ещё не передавил его. Я сам знаком со многими молодыми людьми, которые глубоко чувствуют и рассуждают как просветлённые, остро реагируют на события в мире, сопереживают и болезненно воспринимают любую несправедливость. И в то же время уровень личной силы у них близок к нулю. Они легкоранимые, обидчивые, категоричные. Поскольку нет личного опыта, легко меняют своё мнение. Их можно легко перетянуть на свою сторону эмоциональными убеждениями. Каким образом происходят переходы с одного уровня на другой по шкале личностного роста? Развиваться заставляет внешняя ситуация и уровень внутреннего потенциала. Если давление извне человек перестает уравновешивать давлением изнутри, начинает раздражаться, осуждать, не принимать ситуацию, то можно сказать, что он дошел до своего потолка, и на этом его развитие закончилось. Часто на этом уровне человек остаётся до конца своей жизни. Большая часть людей застревает на инфантильном уровне. Здесь проявляется тот же принцип, что и во всём: больше всего существ находится на низком энергетическом уровне (инфантильном) и меньше всего — на высоком (интегрированном), т.к. до него трудно добраться. Больше всего людей, желающих помочь миру, учить уму-разуму других людей находится как раз на инфантильном уровне. У них ещё есть иллюзия их собственной уникальности и того, что кому-то нужна их помощь. Чем дальше человек продвигается по ступеням личностного роста, тем меньше у него таких иллюзий. Человек, дошедший до уровня интегрированной личности , уже понимает, что если ему удаётся найти хоть одного ученика, который способен учиться, сможет его понять и будет благодарен за это – то ему крупно повезло, и это – большая удача. Инфантильная личность думает, что перекрыть утечки, перестать раздражаться, завидовать, ревновать, соперничать и т.д. можно усилием воли или отслеживая у себя эти проявления. Но без понимания и целостного взгляда на конкретную ситуацию этого сделать нельзя. Прежде всего надо понять себя и
своё место на линейке личностного роста и принять как аксиому
такое правило: Так, юношескую личность обычно раздражает зрелая и интегрированная личность и, в то же время, умиляет или вызывает снисходительную реакцию инфантильная. Инфантильную личность обычно раздражают все люди, но в то же время они очень любят и понимают животных и детей, т. к. только животные и дети их не напрягают. Поэтому надо понять, что борьба с отрицательными эмоциями никуда, кроме как к раковым заболеваниям, привести не может. Отрицательные эмоции в ситуации – это реакция на давление, а давление надо уравновешивать пониманием, понимание позволяет переходить на следующий личностный уровень. Поэтому не может происходить личностный рост в пещере. Личностный рост всегда происходит в среде людей, в гуще событий, через пот, боль, слёзы, через движение к цели, предательства и любовь, страхи и сомнения, радость успеха и горечь поражения, смерть близких и воспитание детей. Для мужчин период службы в армии так же важен для формирования личности, как рождение и воспитание ребенка для женщины. Только по мере взросления и понимания всё меньше становится претензий к людям, попыток их поменять и учить. И чем выше человек поднимается по ступеням личностного роста, тем меньше у него отрицательных эмоций, с которыми нужно бороться. Мы все знаем, что поняв причину, не нужно бороться с многочисленными следствиями. Надо понять такую истину: Если Бог создал человека таким, какой он есть, а я его не принимаю, значит, я себя ставлю выше Бога, т.е. Бог был не прав, создав такого человека. Не слишком ли высокое самомнение?
Порядок и беспорядок
Наведение порядка в мире, который окружает тебя – необходимое условие энергетических переходов. Желание выскочить из хаоса предыдущего существования в другой мир, с большим уровнем энергии – утопия. Начнем с малого. Наведение порядка в своем жилище. Все чувствуют разницу между тем, когда в комнате все на своих местах, нет пыли, грязи и тем, когда кругом бардак. В чем же разница? Порядок – это возможность и простор. Все это чувствуют. Беспорядок – это невозможность и бессилие. Может, вы замечали, что ремонт и перестройку в комнате обычно делают те люди, которые изначально поддерживают порядок в своем жилище. И наоборот, у кого всегда беспорядок и хаос, обычно долгие годы не меняют квартиры и живут без ремонта. Конечно, чтобы произвести ремонт, предварительно приходится создавать хаос, сдирать обои или рушить стены. Но без этого не обойтись и чем кардинальней перестройка, тем больший хаос приходится создавать и временно в нем жить. Всегда, чтобы создать что-то новое приходится расставаться со старым. Зачем я здесь описываю, казалось бы, прописные истины? Как всегда с целью заострить внимание на принципах. Многие люди в своих духовных поисках, часто не замечают или стараются не замечать в каком внешнем беспорядке они живут, оправдывая это незначимостью всего внешнего по отношению к Великому, куда они якобы стремятся. Казалось бы все логично. Но есть маленькое но… но это — с позиции Великого. Пока же туда не пробрался, пока сам не стал Великим, говорить о незначимости всего внешнего и близлежащего – ловушка. Это все равно, что убеждать ребенка в незначимости игры в песочнице по отношению к взрослой жизни. С другой стороны представьте очень умного, не по годам, пятилетнего очкарика, который проникся этой теорией, выкинул все игрушки и ждет, медитируя, наступления взрослой жизни. Абсурд! Не может быть не значимым все то, что тебя окружает. Все имеет значение и все это ступеньки, на которые опираешься двигаясь вверх. Если описал себе незначимость текущей ступеньки, так сразу лишаешься опоры и остаешься на предыдущей. Наведение порядка на ступеньке, на которой находишься нужно начинать с осознания текущего момента. Подвести итоги прожитого, оценить свои возможности, скорость продвижения, разобрать и понять ошибки, одним словом реально посмотреть на ситуацию. Главное, как и во всем – не обманывать себя. Обычно беспорядок вашей внешней жизни говорит о беспорядке в сознании. Мы не будем сейчас говорить о Великих Учителях, которые могут сидя на куче мусора удерживать повышенное состояние сознания. Наведение порядка на предыдущем уровне дает возможность для перехода на последующий. Способность охватить своим вниманием часть пространства, в котором обитаешь, и, как следствие, поддерживать и развивать эту часть до уровня избыточности и будет показателем наступления возможности расширения своего восприятия и возможности энергетического перехода. Цель становится средством.
Ключевой момент сталкинга
Давайте, сейчас исследуем механизм понимания и непонимания людьми друг друга. Все мы, на каком бы уровне развития не находились, сталкиваемся с проблемой непонимания и предательства. Естественно, более всего страдают от этого более развитые люди. Возьмём типичную ситуацию: вас не понимают и описывают ваши поступки через мотивации более нижнего уровня. Например: вы от чистого сердца делаете подарок вашему другу или подруге, расстаётесь с вещью, которая вам очень дорога, и вы ждете благодарной реакции. Через время вы узнаете, что этот человек воспринял подарок как отмазку в стиле «на тебе убоже, что мне не гоже». Другими словами, этот человек, судя по себе и зная, что он никогда не решился бы отдать нужную для себя вещь, предполагает, что и вы сделали то же самое, и поэтому особой радости не испытывает. Другая ситуация, вас оклеветали. В России, как и в любой другой стране воинствующего (господствующего) инфантилизма слова заменяют поступки. Если вы начнете доказывать менее развитому человеку о своих высоких помыслах, а вам не верят и описывают это с совершенно другой позиции, то прежде чем доказывать свою правоту, оглянитесь и внимательно оцените вашего оппонента. Может быть, он в принципе не способен вас понять. Как уже говорилось ранее (теория эволюции), каждая система стремится к равновесию. Непонимание – это давление. Любой средний человек (не воин), стремится к равновесию с минимальными затратами и выбирает так описать ситуацию, чтобы без труда, быстро и легко уравновеситься, успокоиться. Чтобы принять вашу позицию нужно потрудиться, попытаться понять и, может быть, засомневаться в каких-то своих устоях. Поэтому, естественно, выбирается первый вариант. Поэтому очень легко инфантильную массу народа направлять на разбой и разрушения, потому что это легко и доступно для понимания. Типа — «укради и разбогатеешь», « грабь награбленное», «он мне дарит эту вещь, потому что она ему не нужна», «он на меня так посмотрел, наверное хотел изнасиловать», «у него много друзей – наверное он сектант». Почему же вопреки здравому смыслу, вопреки очевидным вещам, инфантильное существо выбирает поверить клевете и словам другого инфантильного существа и, в то же время, не замечать или игнорировать факты, поступки и объяснения более развитых людей, даже направленные на поддержку или помощь им самим? То, что очевидно для развитого человека, подозрительно и непонятно для инфантильного. Почему у нас в России не любят богатых или чего-то добившихся людей? Типичная российская поговорка гласит: «мне ничего не надо, лишь бы у тебя ничего не было». Эта российская мудрость никогда не будет понята на Западе. Почему Россию называют страной советов? Потому что основная масса людей занимается даванием советов друг другу, а сами ничего не делают. Словами заменяют поступки. Поэтому когда развитый человек что-то делает, и от этого получает энергию, инфантильный человек все это описывает со своей, осуждающей позиции и от этого получает энергию. Вот типичный набор поступков развитого человека и описание их инфантильными личностями.
Много друзей — подозрительно, значит сектант. Не пьет, не курит – либо хворый, либо подлюка. Богатый – где- то много украл. Умный – наверное еврей. Голодает – сумасшедший или ему за это платят. Не помогает мне – эгоист, зажрался. Помогает – хочет самоутвердиться, показать себя. Переехал жить из города в деревню – от кого-то прячется. Религиозное объяснение: непонятно — значит от сатаны. Женское: Дотронулся до руки – сексуальный маньяк. Не обращает внимания – импотент, и т.д.
Типичная ошибка людей более развитых, чем инфантильные, это попытка доказать и оправдать себя в глазах существа более нижнего уровня сознания. Знание о том, что разные уровни сознания живут в разных, параллельных мирах, даёт человеку свободу не мучаться от непонимания, не тратить энергию на объяснения, не терзаться над проблемой собственного эго по поводу «почему же меня еще цепляет непонимание?» и «как же принять людей такими, какие они есть?» Но, чтобы это знание стало силой, надо им пропитать свое тело. А это произойдет только тогда, когда накопится достаточный опыт в сознательном выслеживании своих реакций по этому поводу. Вообще, то о чем сейчас говорится — и есть ключевой момент сталкинга. Только вычислив и приняв себя на своем месте, можно понять и принять других на их местах и такими, какие они есть.
Подобные ситуации происходят не только с конкретными людьми, но и с совершенно разными социальными структурами. В качестве примера подобного непонимания на уровне государств можно разобрать ситуацию с Северной и Южной Кореей. Ярким примером того, как менее развитая система воспринимает более развитую систему, служит антагонизм между Северной и Южной Кореей на протяжении 60 лет. В данном случае население Северной Кореи является системой, находящейся на инфантильном уровне развития сознания, где каждый индивидуум осознает себя только как клеточку общего организма тоталитарного государства, а не как отдельную самоценную личность. Каждая клеточка думает так, как научили, видит так, как сказали и никакие факты – заработная плата в 5 долларов в месяц, 4-х летний голод, унесший жизни 2 млн. человек, необходимость 10 лет (с 17 до 27 лет) служить в армии без права жениться и т.д. – не могут поколебать абсолютную веру северного корейца в правильности идей и норм жизни в его государстве, во главе с Ким Чен Иром. Даже круглосуточная пропаганда по радиоэфиру, ведущаяся из Южной Кореи – страны достигшей 13-го места в списке наиболее развитых стран планеты, не может оказать на инфантильное сознание никакого воздействия: инфантильное существо просто не способно воспринимать что-то более развитое, чем оно само, даже вопреки фактам. Вместо фактов существует жесткое описание, что социализм хорошо, а капитализм – плохо, и его надо уничтожать. Северная Корея занята только одним – подготовкой к войне с Южной Кореей, находящейся на более высоком и непонятном уровне развития. Да и в прошлом и настоящем нашей страны можно найти массу аналогичных примеров.
Ловушка для зрелой личности
Очень трудно, практически невозможно, человеку инфантильного, подросткового и юношеского личностного уровня признаться себе в проявлениях собственной зависти. Здесь не ставится задача научить кого-то замечать в себе подобные проявления, это так же невозможно. Сайт ориентирован на людей зрелого уровня, а зрелые личности настолько привыкли выслеживать только себя, что это уже становится небезопасным для их собственной жизни. В чем же проявляется эта опасность? Опасность проявляется в идеализации людей, в бессознательном предположении, что все окружающие люди находятся на том же уровне, что и они и отсюда излишнее доверие. А за этим обязательно следует разочарование, затем самоосуждение. Но самое плохое, что из всего этого не делаются правильные выводы, а поэтому ситуации повторяются. Для зрелой личности выход один, надо начинать направлять внимание вовне, на других. Надо учиться правильно оценивать окружающих людей. Не осуждать людей зрелая личность уже давно научилась и привыкла. Как же проявляется зависть у окружающих людей? Простейшим и очевидным тестом на зависть будет их проявление в виде «непроявления», т.е. ваш оппонент старательно не замечает какие-то ваши успехи, вещи, идеи, ваши сильные поступки или материальное благосостояние, не замечает вещи, которые невозможно не заметить. Зрелый человек в аналогичной ситуации будет живо интересоваться, как же ты этого всего добился? Или просто, «что же это такое?», ища собственную выгоду и перенимая опыт. Инфантильный же будет все увиденное или услышанное вытеснять из сознания и искренне не замечать. Вот их-то и стоит бояться. Если зрелая личность затевает какое либо дело с таким человеком, то оно обязательно провалится. Другая, более изощренная форма проявления зависти это имитация зрелого подхода. Оппонент живо интересуется вашими успехами, но только для того, чтобы выбрав момент растоптать ваши успехи и достижения, описав их, образно говоря, как дьявольские происки. Идеализм зрелого человека заставляет его совершать одну и ту же ошибку многократно – доверять человеку, не определившись в его личностном уровне. Когда же количество ошибок доходит до критического уровня, и человек ещё жив, то принимается абсурдное, но логически оправданное решение – не доверять никому. Но это уже будет подписание приговора себе, в смысле окончательной остановки в развитии. Это и есть ловушка для зрелой личности. Как же не попасться в эту ловушку? Прежде всего, собравшись с силами, сделать перепросмотр этого периода своей жизни. Выписать на бумаге всех людей, из-за которых вас постигали неудачи, и, структурировав опыт, найти главную ошибку, повторяющеюся многократно. Возможно, в результате вы сможете не застрять на этом, и продолжить свое развитие.
Живущие в России находятся в преимущественном положении перед жителями европейских и других развитых стран. Подумайте, как можно внутренне развиваться, если социум с пеленок воспитывает подрастающее поколение по принципу: Live and let live, т.е. живи и не мешай жить другим, или другой девиз под которым выросла вся Америка: «Я с вами не согласен, но я готов умереть за ваше право иметь свое мнение». Как развиваться в стране, где люди даже не понимают о чем речь, когда приезжий русский начинает осуждать кого-то. Как развиваться в стране, где нет заборов? Да что далеко ходить, не так давно, в августе 2003г часть США оказалась без электроэнергии. Без света остались на двое суток 50 млн. человек. И что же вы думаете, за это время произошло всего восемь ограблений. Цитата из газеты «Новая газета»№60, 17- 20 авг. 2003 г. Статья «Америка во мгле»: …встали лифты в небоскребах – в них застряли сотни людей; остановилось метро – и тысячи людей оказались заперты в душных вагонных коробках и черных туннелях, остались без электронных замков тысячи компаний; потекли холодильники, остановились водяные насосы, …короче, встала жизнь, которой привыкли жить эти пятьдесят миллионов людей, и наступило нечто другое – время, которое могло – должно, по логике вещей – стать временем беспредела, особенно когда на города спустилась темнота. Не случилось. Эта нация индивидуалистов, рационалистов, прагматиков, сотканная из множества религий, национальностей и рас, нация акул капитализма и морали чистогана продемонстрировала – и уже не в первый раз! – что человеческого в ней – весьма высокий процент. Снимаю шляпу… …Нью-Йорк далеко не всегда был столь человечным: в 1977 году, когда так же потухли огни, ночь темноты стала ночью грабежей – когда арестовали более трех с половиной тысяч людей. Однако, как оказалось, люди способны научиться быть человеками. Что и продемонстрировали два года назад и демонстрируют сейчас. Снимаю шляпу: нация, которая умеет ТАК себя вести в дни трагедий и техногенных катастроф, — это действительно великая нация. Евгения Альбац – специально для «Новой газеты», Нью-Йорк.
Как же можно развиваться в стране, где никто не лезет в твою жизнь с подозрениями, с поучениями, с жаждой восстановить «социальную справедливость». В стране, где все уважают твое право на частную жизнь, собственность и мнение. Так что тем, кто хочет продолжить свое развитие, надо срочно переезжать в Россию. Только в стране, где лозунгом служат слова: «Мне ничего не надо, лишь бы у тебя ничего не было», созданы самые благоприятные условия для внутреннего роста.
Что такое счастье
Как ни странно, обычно люди не могут дать вразумительный ответ на этот вопрос. Хотя ответ кроется в самом слове: сей-час, счастье — жизнь сиим часом, в моменте. Когда же нам удается жить сиим часом? В моменты максимальной концентрации внимания. Чем выше уровень развития личности, тем чаще такие моменты, т.к. больше уровень внимательности к себе, к миру, и тем счастливее человек. И наоборот, чем ниже уровень развития, тем труднее достижимы состояния полного пребывания в моменте. Почему более всего сексуально озабочены инфантильные личности? Дело в том, что оргазм для них чуть ли не единственная возможность почувствовать вкус « здесь и сейчас» — вкус пребывания в моменте. В это время хотя бы на несколько секунд отключается внутренний диалог, и все тело пронизывает ощущение слияния с партнёром, счастья. Интегрированная личность чувствует себя частью мира, чувствует единение с миром большую часть своего времени, поэтому на этом уровне развития личности такой озабоченности нет, т.к. подобные оргазму ощущения единства происходят постоянно и со всем наблюдаемым миром. Сексуальный вопрос при этом практически нивелируется.
Дао лидера
Традиционно этапы пути, которые проходит каждый, кто стал Лидером, можно обозначить так: 1. поиск смысла жизни. 2. поиск Учителя. 3. работа над собой. 4. появление учеников. 5. передача знаний ученикам. 6. старость и смерть.
Странная тенденция прослеживается в российской саньясе. Все лидеры, а лидерами будем называть тех продвинутых, которые имеют группу учеников или почитателей, замыкаются на своей группе и общаются только с теми, кто может их слушать. Направленность в сторону поиска более развитых или хотя бы равных себе лидеров с целью сотрудничества почему-то отсутствует. Хотя многие из этих лидеров описывают свой Путь как неимоверные усилия в поиске учителей и такие же усилия в работе над собой. Самое интересное, что ни у кого из Лидеров даже не возникает мысль в этом направлении. Давайте проанализируем, не кроется ли здесь какой-то самообман. Лидер, прекративший поиск Учителя или равного себе лидера, попался в энергетическую ловушку. Энергия, которую имеет лидер от своих учеников или почитателей, настолько захватывает Лидера, что зачастую он не отслеживает появившуюся тотальную зависимость от этой энергии и остановку в собственном развитии. По моим наблюдениям чаще всего в эту ловушку попадаются лидеры инфантильного, подросткового и юношеского уровня. Если вы Лидер, то проверить себя — не попались ли вы в эту ловушку, можно, ответив на несколько простых вопросов: — Способны ли вы замечать преимущество и силу других лидеров? — Пытались ли вы наладить сотрудничество с другими Лидерами? — Обидно вам или радостно, если ваш ученик перешел к другому Лидеру? — Готовы ли вы сами перейти под влияние другого лидера, если почувствовали его превосходство ? — Читаете ли вы сайты или книги других Лидеров? А если читаете, то возникает ли чувство соперничества? — Объясняете ли вы свое лидерство стандартными фразами, типа: « я к этому не стремлюсь», « люди сами делают из меня идола», « уча других, учусь сам», «это — мой способ наблюдения за собой»? Или, еще проще – «Я чего-то достиг, теперь могу учить других. Это мой способ заработка. Мой Учитель не проявлен в этом мире. У меня связь с Духом, мне Учитель не нужен» . — Практикуете ли вы в вашей жизни периоды длительного одиночества или сенсорной изоляции? Обычно у Лидера и не встает вопрос о сотрудничестве с другими Лидерами по нескольким причинам – страх потерять учеников, страх осознать неправильность своего пути или полная удовлетворенность достигнутым. Других причин нет. У лидеров государств таких проблем нет, и они обычно заинтересованы в сотрудничестве. Если лидер продолжает свое развитие, то он понимает, что любой развивающийся человек, и он в том числе, должен находиться на иерархической лестнице, где он кого-то учит и где кто-то учит его. И лестница эта ведет в бесконечность. Конечно, на первой ступеньке, когда появляются первые ученики, Лидер, еще не сформировавшийся как Лидер, заинтересован в наработке мастерства и обычно имеет Учителя. На уровне устойчивого лидерства найти себе Учителя намного сложнее. Конечно же, чем выше уровень развития, тем труднее найти себе подобных. Но эта позиция нижнего уровня. На самом деле, чем выше уровень развития, тем больше личной силы, и, соответственно, тем легче найти себе подобных, или хотя бы — не труднее. Встает вопрос, почему это не делается? Чаще всего объясняется это тем, что каждый идет своим путем и поэтому трудно найти точки соприкосновения. Давайте опять проведем аналогию. Период внутриутробного эмбрионального развития проходит по жесткой программе. Любое отклонение чревато или выкидышами или уродством. Зародыш не выбирает, пойти ли ему путем динозавра, или дельфина, или обезьяны. Личностный рост в период внутрисоциумного развития также должен проходить по определенной схеме, нарушив которую, люди или делаются уродами или умирают. Так что, если Лидер отстаивает свой уникальный Путь, считая его самым правильным, то обычно это частный случай энергитизации этого лидера. Если два духовных лидера не могут найти между собой точки соприкосновения для сотрудничества, значит один из них врет, что он развивается. А может, и оба врут. Можно задать вопрос, — а не считаю ли я свой 5-й путь самым правильным? Ответ такой, — да, считаю, потому, что 5-й путь на самом деле не путь, а сборник принципов и законов формирования личности в материнской системе социума, применяя которые в жизни, каждый может увидеть Свой путь.
|
Три уровня организации личности
Оценив организацию личности с помощью описанных выше критериев, мы теперь можем определить, какой уровень лучше всего описывает организацию личности:
Невротический уровень : По мнению Кернберга, самый здоровый уровень организации личности называется невротическим уровнем организации. Люди, чья личность организована на невротическом уровне, обладают: 1) неповрежденной проверкой реальности, 2) устойчивым чувством себя и других людей и 3) обычно полагаются на зрелые защитные механизмы при стрессе. Люди с невротическим уровнем организации личности обладают хорошим чувством реальности, поэтому могут отличать реальное от нереального. Например, они не слышат голоса, которых нет, или не верят, что другие люди пытаются причинить им вред, когда это не так. Они хорошо чувствуют свои сильные и слабые стороны. Они знают, каковы их ценности. У них довольно последовательное чувство цели, направления и жизненных целей. Они способны глубоко посвятить себя другим людям и заботиться о них, а также точно смотреть на других людей, принимая во внимание как их сильные, так и слабые стороны. Они успешно справляются со стрессом эффективным и адаптивным образом.
Психотический уровень : На противоположном конце измерения организации личности находятся сильно дезорганизованные личности. Люди с таким уровнем организации личности имеют: 1) сильно нарушенную проверку реальности, 2) непоследовательное восприятие себя и других и 3) используют незрелые защитные механизмы. Из-за того, что их проверка реальности нарушена, эти люди могут слышать или видеть вещи, которых на самом деле нет, или иметь иллюзии, такие как убежденность в том, что они обладают особыми способностями (например, способностью читать мысли других людей или летать). Они могут полагать, что получают специальные сообщения по телевидению (феномен, известный как «идеи отношения» или «бред отношений»). У них нет четкого представления о себе, и граница между ними и другими людьми часто размыта. Таким образом, им очень трудно отличить переживания и восприятия, возникающие в их собственном уме, от тех, которые возникают в реальном мире. Их способность справляться со стрессом крайне низка, и они плохо функционируют в обществе.
Пограничный уровень : В середине этого измерения находятся личности, организованные на пограничном уровне. На этом уровне проверка реальности обычно не нарушена (в отличие от более тяжелого психотического уровня). Однако люди с пограничным уровнем организации личности имеют фрагментарное ощущение себя и других (в отличие от менее выраженной невротической организации с интегрированной самостью). Поскольку они обладают фрагментарным самоощущением, у них нет последовательного взгляда на себя или других во времени и в разных ситуациях. Это фрагментарное ощущение себя является наиболее важной и определяющей чертой пограничного уровня и приводит к серьезным и повторяющимся проблемам в межличностных отношениях.
Кроме того, люди с пограничным уровнем организации личности склонны полагаться на примитивные защитные механизмы. Поэтому они плохо справляются со стрессовыми ситуациями. Один из основных примитивных защитных механизмов, используемых людьми с пограничной организацией личности, называется «расщеплением». Этот защитный механизм характеризуется тенденцией рассматривать мир и других людей поляризованным образом, как «все хорошее» или «все плохое», переключаясь между этими двумя крайностями, основываясь на ежеминутном восприятии.
Важно иметь в виду, что в модели Кернберга термин «пограничная» используется в своем первоначальном психодинамическом смысле для описания среднего уровня (или границы) между невротической и психотической организацией личности. Его не следует путать с нашим современным использованием слова «пограничный», которое ссылается на диагноз пограничного расстройства личности DSM. В модели Кернберга термин «пограничное расстройство» является гораздо более широким термином, который включает любое серьезное расстройство личности, такое как пограничное, нарциссическое, антисоциальное, шизоидное и шизотипическое расстройства личности.
Здоровые люди могут испытывать трудности с визуализацией того, что значит жить с этим «пограничным» уровнем организации личности. Здоровые люди понимают, что то, кем они являются, не определяется конкретным действием в конкретный момент времени. Они знают, что если они ведут себя плохо в одну минуту, это одно плохое поведение в этот единственный момент времени не определяет, кто они есть. Они все еще могут вспомнить все замечательные вещи, которые они сделали в прошлом, и планируют сделать в будущем. Людям с фрагментарным самоощущением не так повезло. Если они просто сделали что-то «плохое», они буквально становятся плохими людьми (т. е. начинают изображать из себя совершенно плохих людей без каких-либо искупительных качеств). Когда это происходит, они больше не могут получить доступ ни к одному из своих хороших качеств. Это ужасно болезненное состояние.
Та же картина поляризации верна и для их опыта общения с другими людьми. В зависимости от их текущего эмоционального состояния в данный момент, они могут переключиться с идеализации кого-то и отношения с ним с огромным восхищением и любовью к обесцениванию того же человека и отношению к нему с презрением и враждебностью в следующий момент. Например, если любимый человек только что вел себя бесчувственно, этот человек вдруг становится «совсем плохим», как будто все его действия любви до этого бесчувственного момента времени не существовали. Очевидно, что такая степень поляризации затрудняет для такого человека реалистическую оценку истинных качеств других людей, а также выбор и удержание друзей и романтических партнеров. Это также ответственно за их склонность действовать непоследовательно и импульсивно, что приводит к частой и быстрой смене карьеры, партнеров и жизненных целей.
Что такое личность? Это намного сложнее, чем Майерс-Бриггс
Профессор Дэн МакАдамс, личностный психолог и исследователь из Северо-Западного университета (США), изучал личность на протяжении четырех десятилетий. Я познакомился с его работами, когда учился в бакалавриате по психологии, и был навсегда очарован личностью и его работами в частности. Его недавние статьи о бывших президентах Дональде Трампе (подробнее см. The Atlantic) и Джорджа Буша-младшего дают не только прекрасное представление об этих людях, но и о модели его личности.
Модель личности МакАдамса
МакАдамс предлагает трехуровневую модель личности, которая включает:
- Черты характера, общие склонности человека. Например, личные качества Большой пятерки (о которых я уже писал ранее): открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм.
- Характерные адаптации, желания, убеждения, опасения и механизмы преодоления неудовлетворенных потребностей человека.
- Истории из жизни, истории, которые придают жизни ощущение единства, смысла и цели. Это известно как повествовательная идентичность.
В этой модели МакАдамс утверждает, что индивидуальные различия личности могут быть описаны с точки зрения этих трех разных уровней. Давайте обсудим эти три слоя более подробно.
Слой 1: Черты диспозиции — Я как социальный деятель
Этот слой описывает, какой вы человек. Этот слой описывает стабильные, основные и наиболее узнаваемые аспекты вас как личности.
Функция
Этот слой идентифицирует черты, которые обрисовывают контур вашего поведения и формируют стиль ваших действий и поведенческие тенденции. Они подчеркивают различия в поведенческой и эмоциональной адаптации людей к социальному миру и взаимодействии с ним. Эти черты также служат основным источником информации при сравнительной оценке социальных показателей людей.
Траектория развития
Этот слой появляется в раннем детстве (2-3 года) и последовательно функционирует в разных ситуациях и во времени, начиная с середины подросткового возраста. Он возникает в результате взаимодействия между наследственными данными (20-30% этого слоя наследуется на основе однояйцевых близнецов, разлученных при рождении) и ранним жизненным опытом.
Как измеряется?
Измеряется с помощью таких опросников, как «Большая пятерка» (NEO-PI-3), «Большая шестерка» (HEXACO) и других личностных опросников, таких как опросник Хогана.
В целом, этот слой многое говорит о том, как вы регулируете себя в зависимости от контекста и времени, а также о вашей способности ладить с другими (социальное признание) и опережать (социальный статус) окружающих.
Например, с точки зрения фактора Большой пятерки невротизма, an:
- эмоционально стабильный ребенок «невозмутим», способен быстро успокоиться, часто в хорошем настроении и счастлив.
- Эмоционально неустойчивый ребенок быстро реагирует на негативное окружение, легко становится возбужденным и медленно успокаивается.
Однако, чтобы отразить вашу личность, черты ограничены и могут описать вас только в ваших общих тенденциях… но мы не просто наши основные тенденции… у нас есть мотивы… цели… потребности . Ваш набор предрасположенностей определенным образом влияет на то, как вы воспринимаете окружающую среду.
Уровень 2: Адаптация характеристик — Я как мотивированный агент
Этот уровень описывает, что люди хотят и ценят. Этот слой описывает личную адаптацию человека к проблемам развития, мотивациям и целям.
Функция
Этот слой заполняет детали, которые зарисовывает слой 1, и отражает динамическую индивидуальность. Эти мотивы, цели и потребности влияют на наши ожидания и инвестиции в определенное поведение (например, решение проблем, личные стремления, стратегии выживания и защитные механизмы).
Траектория развития
Этот слой появляется в середине-позднем детстве (7-9 лет) и может заметно меняться на протяжении жизни. В большей степени, чем черты, адаптации активируются и формируются ранними социальными требованиями (через наших родителей, сверстников и более широкую социальную среду) и говорят о том, чего мы хотим и ценим, чтобы сформировать нашу личность. В нем также подчеркиваются жизненные методы, которые мы разрабатываем и используем для достижения этих целей, и каждый из нас реагирует на события предсказуемым образом в различных контекстах, ролях и на разных этапах нашей жизни. Этот слой не ограничивается поведенческими «чертами» тенденциями, такими как «я всегда беспокоюсь или боюсь», но мне нужно понять, что не все ситуации вызывают страх… вы адаптируете механизмы выживания, чтобы правильно распознавать и оценивать эти ситуации.
Как измеряется?
Измеряется через понимание мотивов. цели, ценности, убеждения, модели отношений, стратегии выживания и защитные механизмы.
Таким образом, хотя людей можно понимать с точки зрения предрасположенностей, их также можно определить через цели, ценности и потребности, каждая из которых со временем развивается по-своему. Однако люди недостаточно хорошо известны, если не учитывать и не интегрировать третий слой… нашу точку зрения на самоповествование. МакАдамс признал, что люди различаются по своим личным нарративам, которые они строят, чтобы определить, что означает их жизнь.
Слой 3: Нарративная идентичность — Я как автобиографический социальный автор
Этот слой описывает, каким человек считает себя. На этом уровне человек стремится усвоить и развить свое повествование и историю, интегрируя прошлое, настоящее и будущее и стремясь к согласованности, цели и смыслу.
Функция
Этот уровень сообщает человеку, что означает его жизнь во времени и контексте. Он предоставляет меню жизненных событий (высокие, низкие и поворотные моменты), а также истории, метафоры и образы.
Траектория развития
Этот слой появляется в подростковом возрасте и в начале взрослой жизни (15-25 лет), при этом жизненные истории существенно меняются с течением времени и постоянны в функционировании в разных ситуациях и во времени, начиная с середины подросткового возраста. К тому времени, когда мы достигаем позднего подросткового возраста и 20-летнего возраста, мы становимся автобиографическими авторами, способными извлекать смысл, связность и цель из жизненных событий, которые определяют, кто мы есть… как мы появились… и где мы находимся. заголовок.
Например, человек с эмоциональным тревожным настроем или тенденцией может адаптироваться к ситуациям, чтобы более эффективно справляться с провоцирующими тревогу ситуациями, а затем формирует свой нарратив, который:
- Я беспокойный человек
- Я могу справиться с этим или справиться с этим беспокойством какое-то время.
- Через низкую точку жизни это точка настройки, которая заставила меня понять, что мне нужна помощь, и я становлюсь лучше в этом.
Как измеряется?
Измеряется через самоопределяющие воспоминания и повторяющиеся темы, такие как свобода действий, общение, искупление, осквернение, сила и близость.
В течение следующих нескольких недель я буду предоставлять портреты личности, основанные на модели и структуре личности МакАдамса. Я представлю свою новую серию подкастов, в которой ежемесячно публикуются интервью с общественными деятелями и лидерами, в которых я:
- изучить их черты, мотивы и потребности, а также то, как они рассказывают о своей жизни; и
- предоставляют им подробный портрет их личности.
Три уровня познания человека
Я изучал, чем профессиональные суждения о личности могут отличаться от суждений людей, не обученных воспринимать других. Я спрашиваю, есть ли что-то, что психолог (или психиатр, социальный работник, или другой проницательный человек) знает о ком-то еще, что большинству из нас не хватает в наших повседневных взаимодействиях друг с другом (подробности см. здесь).
В статье 1996 года Дэн МакАдамс, профессор Северо-Западного университета, отметил, что «… психологи личности должны прежде всего стремиться узнать людей». Имея в виду эту профессиональную цель, он задал следующий элегантный вопрос: «Что мы знаем, когда знаем человека? Что нужно, чтобы узнать человека с научной точки зрения?»
В своей статье МакАдамс ответил, что по мере того, как психологи узнают о ком-то, они продвигаются по «трем уровням знания», неуклонно формируя понимание другого человека по мере перехода от одного уровня знания к другому.
Уровень 1
Уровень 1 МакАдамса — это описание широких общих черт человека, таких как застенчивость, общительность, умность или доброжелательность. Он пишет:
«Знание того, что кто-то стоит на экстраверсии или невротизме, действительно является важной информацией при оценке незнакомцев и других, о которых известно очень мало. другой и предвидеть будущие взаимодействия. Это та информация, к которой люди прибегают, когда мало что знают о другом, за которым наблюдают ».
По словам МакАдамса, «… конечным результатом хорошего анализа черт характера может оказаться немногим больше, чем систематическая психология незнакомца».
Уровень 2
Уровень 2 содержит описание личных забот человека — описание личных стремлений, жизненных задач, стратегий защиты и выживания и тому подобных вопросов, связанных с конкретным временем, местом и усилиями в жизни человека. Как выразился МакАдамс:
«Они [личные заботы] говорят о том, чего хотят люди, часто в определенные периоды своей жизни или в определенных сферах деятельности, и о том, какие жизненные методы люди используют (стратегии, планы, средства защиты и т. д.). ) получить то, что они хотят, или избежать получения того, чего они не хотят, с течением времени, в определенных местах и/или в отношении определенных ролей».
Уровень 3
По мере того, как психолог переходит от анализа на Уровне 1 (общие черты) к Уровню 2 (личные проблемы), его ощущение знания другого человека возрастает. Есть еще один уровень:
«По мере перехода от Уровня 1 к Уровню 2, человек переходит от психологии незнакомца к более подробному и нюансированному описанию человека из плоти и крови, в мире, стремление делать что-то во времени, располагаясь в месте и роли, выражая себя или себя в стратегиях, тактиках, планах, целях и т. д. Так чего же не хватает? Ответ проистекает из… мышления. …люди, [которые] должны создавать себя, которые развиваются с течением времени и определяют, кто они есть … чего не хватает, так это идентичности ».
Современный человек, согласно МакАдамсу, создает идентичность посредством процесса, который МакАдамс несколько причудливо называет «самоощущением» — составляя свою личность и личную историю, сплетая воедино общее самоопределение. Это чувство зрелой идентичности уникально для мыслящих взрослых. Как довольно провокационно выразился МакАдамс (и здесь я сократил и опустил большую часть материала):
«…8-летние слишком молоды, чтобы иметь идентичности в этом смысле, потому что они, как правило, не способны испытывать единство и цель как проблематичная в их жизни … Но не так для современного взрослого.Хотя вопрос «Кто я?» может показаться маленьким ребенку глупым или очевидным, современные мужчины и женщины, скорее всего, увидят такой вопрос как. … вызывающие, вовлекающие эго и так далее … [они] строят … более или менее связные, последовательные и живительные истории, которые интегрируют человека в общество … «
То есть люди сочиняют истории о себе, чтобы показать, кто они такие (например, «Я родился на ферме в Оклахоме, но меня непреодолимо привлекали яркие огни Манхэттена… Мой переезд в Нью-Йорк был началом моей жизни». в искусстве…»).
Редакторы часто советуют писателям использовать конкретику при написании (см. здесь), например, подробно рассказывать о жизни персонажа, чтобы сделать их повествование более живым и реалистичным. Это может быть примером того, как предоставление конкретных жизненных событий создает у нас ощущение знания другого человека.
Делает ли получение знаний на этих трех уровнях психологов, других специалистов и проницательных людей особенными в своих знаниях о других?
Когда я читал статью МакАдамса, он дает второй ответ на вопрос о том, как ученые узнают кого-то — ответ, который он сам упоминает мимоходом. Этот ответ о научном методе. Он писал:
«В психологии личности наблюдения и измерения людей обычно производятся систематическим и структурированным образом с использованием стандартизированных анкет, лабораторных исследований, интервью, этнографических опросов, контент-анализа и т. д. Эти наблюдения и измерения затем должны быть организованы в терминах конструктов и предложений, и эти конструкты и предложения должны быть далее организованы в интегративную структуру.