Уровни развития личности в психологии: что это такое и какие есть стадии?

2.4. Уровни развития личности. Зрелая личность

Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.

Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми.

Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но, прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация».

Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог [6,17,28, 33 ].

В общем виде самореализация как процесс реализации себяэто осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями.

Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

Л.И.Анциферова выделяет три уровня развития личности.

На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует достижению целей. Качества субъекта проявляются через целеполагание и действия по преодолению трудностей на пути к достижению цели.

На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, прогнозирующий результаты. Он способен адекватно соотносить свои возможности с требованиями ситуации.

На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно соотносит с требованиями времени. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, но в аспекте ее общественно-исторической значимости [16].

Зрелость личности

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

• широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;

• мера развития личности как субъекта;

• характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

• социальная компетентность.

 К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором [45,64].

В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.

1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.

4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

5. Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.

6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни.

Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой [36 ].

 Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.

2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.

3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.

4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Это соотношение наиболее оптимально для развития человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоционально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

 А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых, или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

 Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности – процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости – акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеологии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости [цит. по: 49 ].

.

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ДИАГНОСТИКА

Янина Брейдак 05/07/2019

Это первая статья, основанная на книге Нэнси Мак-Вильямс “Психоаналитическая диагностика”, где рассказывается про главные психологические защиты, уровни развития личности, разные типы личности, как эти личности эти защиты применяют, и что с этим можно делать в терапии.  

Прежде чем мы начнём искать у себя все болезни и ставить другим диагнозы по аватаркам, важно разобраться, что такое уровень развития личности и тип организации характера. 

Уровни развития личности

Уровень развития личности бывает 3-х видов:

1) невротический уровень (условно – самый “здоровый”)
2) пограничный уровень (уже посерьёзнее)
3) психотический уровень (самый серьёзный)

У невротика не нарушена связь с реальностью, у психотика – нарушена связь с реальностью (у человека может быть бред и галлюцинации). Невротик может осознавать, что у него есть какая-то проблема и проблема в нём самом, психотик не может этого осознавать и считает, что проблема не в нём, а в мире или в других людях. Пограничный человек находится на границе между двумя этими уровнями. Его состояние не такое серьёзное, как у психотика, но и не такое беспечное, как у невротика.

Типы личности

А типы организации характера (или же – типы личности) бывают такие:

● психопатическая (антисоциальная) личность
● нарциссическая личность
● шизоидная личность
● параноидная личность
● депрессивная и маниакальная личность
● мазохистическая личность
● обсессивная и компульсивная личность
● истерическая личность
● диссоциативная личность

Что это значит, когда у человека определённый тип личности? 

Это значит, что у него есть свой особый способ взаимодействия с миром: свои реакции на тревогу, свои паттерны защитных механизмов и свой тип отношений с людьми. При хороших условиях – это не более чем “характер” человека. Однако в случае травматизации или ретравматизации все эти реакции могут стать очень сильными и ригидными, и тогда мы уже говорим о расстройстве личности, которое нуждается в коррекции.

В книге Нэнси Мак-Вильямс приводит слова своего друга, который с умным видом говорит: “Существуют лишь две категории людей: первые – психи, вторые – не-психи”, и  сама шутливо отвечает ему, мол, всё верно, поэтому, если мы говорим о “психах”, важно понять: 1) “Насколько психи?” и 2) “В чём конкретно психи?”

Вопрос “Насколько психи?” – про уровень развития личности.
А вопрос “В чём конкретно психи?” – про тип организации характера. 

Какая личность на каком уровне? 

Возникает вопрос: а привязан ли каждый тип личности к определённому уровню развития личности? Отчасти, но не совсем. 

И хотя можно наблюдать тенденцию, что типы личности с более примитивными и ригидными защитами (шизоиды, маниакальные, антисоциальные, параноидные, нарциссические, диссоциативные личности) более склонны попадать на пограничный и психотический уровень, однако не все и не всегда. Поэтому, утверждение, что, например, нарциссическая или параноидная личность может быть как на невротическом, так и на пограничном, так и на психотическом уровне – тоже будет верным. 

Могут ли меняться уровни и как? 

Могут. С помощью психотерапии. Есть психологи, которые имеют талант вытаскивать пограничных и даже психотических клиентов на невротический уровень организации. Вообще считается, что во время терапии клиент становится всё более и более невротичным, где “невротик” – это не обзывательство, а скорее хвастовство и достижение.

А тип личности меняется? Психоаналитики считают, что тип личности, как “глубинное ядро человека”, не меняется. 

Ну и наконец: можно ли вместить в себя самое лучшее из разных типов личности? Можно ли быть одновременно и параноиком, и шизоидом? И депрессивным, и мазохистом?

Ответ: можно. Тогда это будет, соответственно, параноидно-шизоидная и депрессивно-мазохистическая личность. 

Типы личности и уровни развития личности. 
Смотреть видео на Youtube. © Janina Breidaka


Читать далее:
Перенос и контрперенос в психотерапии
Контрперенос и уровни развития личности

Теги: типы личности, уровни развития личности

Психология личности: этапы развития личности Китти Корнер — Электронная книга

Электронная книга97 страниц1 час

Рейтинг: 5 из 5 звезд

5/5

()

Об этой книге

90 002 Основная мера, первый, для сопоставления стадий развития личности, — утончение восприятия. Чем прекраснее понимание, тем больше привлекательных оттенков и граней видит человек в любом событии. Чем грубее восприятие, тем менее разборчив этот человек. То, что полезно для человека на первом этапе развития, более продвинутому человеку покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, слишком прямолинейным). И, по сути, все указанное ниже является чуть более подробным описанием процесса утончения восприятия при переходе развития личности от одного этапа к другому.

Вторым критерием сравнения стадий развития персонажа является дальновидность или мудрость. Чем мудрее человек, тем больше он фильтрует содержимое собственного ума и менее восприимчив к грубым порывам. Такой человек знает, что сегодня стоит набраться терпения и поработать над собой, и будущее не разочарует. Наоборот, узколобый человек необоснованно тратит свои силы и ресурсы на получение быстрого удовлетворения, не думая о будущем.

Третий и, пожалуй, самый любопытный критерий сравнения стадий развития личности — доступ к областям. Это выражается в разрешении городских «членов» оставаться в своем обществе, которое живет в соответствии с соответствующими официальными законами или законами о конфиденциальности. Чем тоньше восприятие и чем выше ступень развития, тем изощреннее и разумнее законы, принимаемые человеком, и тем строже его следование этим правилам. Например, если человек хочет находиться в тесном контакте с миролюбивыми и искренними людьми, он обязан сам быть честным и миролюбивым, и тогда эта сфера его примет.

Хотите узнать больше? Эта книга мгновенно доставляется на ваше устройство для чтения. Просто прокрутите страницу вверх и нажмите кнопку «Купить сейчас»!

Загрузите свою копию сегодня!

© 2017 Все права защищены!

Пропустить карусель

ЯзыкАнглийский

Издатель Denzil Darel

Дата выпуска 26 ноября 2017 г. 03

Китти Корнер

Консультант психолог, психотерапевт. Специализации: индивидуальное и семейное консультирование, работа с травмами, сложными эмоциональными (тревожными, паническими) состояниями, психосоматическими симптомами, кризисами личности, близнецовыми и семейными отношениями; групповая терапия. Деятельность: 1. разовое консультирование взрослых: разовая консультация по запросу, краткосрочное (поддерживающее) и долгосрочное (эффективное) лечение. 2. Работа с парами: разовая консультация, длительная эмоционально-фокусированная терапия. 3. Групповая работа: групповая терапия в динамических лечебных группах, фокус-группы, мастер-классы, семинары. Направления: — Развитие и укрепление личности, повышение эмоционального сознания и самооценки, развитие практических навыков межличностного общения; — Психологическая поддержка и сопровождение в сложных жизненных личностных условиях, развитие компетенций эмоциональной грамотности и самоподдержки; — Групповая динамическая терапия, направленная на решение широкого круга личных и социальных проблем, развитие и укрепление самосознания, уверенности в себе, улучшение качества жизни.

Пропустить карусель

Связанные категории

Пропустить карусель

Отзывы о психологии личности

Рейтинг: 5 из 5 звезд

5/5

1 оценка0 отзывов

    Уровни развития — Институт Эннеаграммы

    Есть является внутренней структурой внутри каждого типа личности. Эта структура представляет собой континуум поведения, отношений, защит и мотиваций, сформированных девятью Уровнями Развития, которые составляют сам тип личности. Это открытие (и разработка всех черт, составляющих каждый тип) было первоначально сделано Доном Рисо в 19 г.77, и был доработан Доном с Рассом Хадсоном в 1990-х годах. Они единственные учителя эннеаграммы, которые включают этот важный фактор в свою трактовку эннеаграммы. Уровни являются важным вкладом не только в эннеаграмму, но и в психологию эго, и без них нельзя адекватно объяснить типы личности эннеаграммы. Уровни учитывают различия между людьми одного типа, а также то, как люди меняются к лучшему или к худшему. Уровни также могут помочь терапевтам и консультантам точно определить, что на самом деле происходит с клиентами, и предложить решения проблем, с которыми они могут столкнуться.

    Уровни развития обеспечивают основу для наблюдения за тем, как все различные черты, составляющие каждый тип, вписываются в большое целое; они представляют собой способ концептуализации лежащей в основе «скелетной» структуры каждого типа. Без Уровней типы могут казаться произвольным набором несвязанных между собой черт, с противоречивым поведением и отношением, часто составляющим часть картины. Но, понимая Уровни для каждого типа, можно увидеть, как все черты взаимосвязаны — и как здоровые черты могут ухудшиться до средних черт и, возможно, до нездоровых. Как заметил один из первых философов сознания Кен Уилбер, без Уровней Эннеаграмма сводится к «горизонтальному» набору из девяти дискретных категорий. Однако при включении Уровней добавляется «вертикальное» измерение, которое не только отражает сложность человеческой природы, но и помогает объяснить множество различных важных элементов личности.

    Кроме того, Уровни вводят динамический элемент, отражающий меняющуюся природу самих личностных паттернов. Вы, наверное, замечали, что люди постоянно меняются: иногда они становятся более ясными, более свободными, приземленными и эмоционально доступными, а иногда становятся более тревожными, сопротивляющимися, реактивными, эмоционально изменчивыми и менее свободными. Понимание Уровней проясняет, что когда мы меняем состояния внутри нашей личности, мы перемещаемся в пределах спектра мотиваций, черт и защит, составляющих наш тип личности.

    Чтобы точно понять человека, необходимо понять, где он находится в континууме Уровней своего типа в данное время. Другими словами, необходимо оценить, находится ли человек в здоровом, среднем или нездоровом диапазоне функционирования. Это важно, потому что, например, два человека одного и того же типа личности и крыла будут существенно различаться, если один здоров, а другой нездоров. (В отношениях и в деловом мире понимание этого различия имеет решающее значение.)

    Континуум состоит из девяти внутренних Уровней Развития — вкратце, есть три Уровня в здоровой секции, три Уровня в средней секции и три Уровня в нездоровой секции. Это может помочь вам думать о континууме Уровней как о шкале серого фотографа, которая имеет градации от чисто белого до чисто черного с множеством оттенков серого между ними. На континууме самые здоровые черты появляются первыми, так сказать, на вершине. Двигаясь вниз по континууму по спирали, мы постепенно проходим каждый уровень развития, отмечая явный сдвиг в ухудшении личности до чистой черноты психологического срыва внизу. Континуум для каждого из типов личности можно увидеть на следующей диаграмме.

    Континуум Уровней Развития

    Здоровый

    • Уровень 1: Уровень Освобождения
    • Уровень 2: Уровень Психологических Способностей
    • 9 0092 Уровень 3: Уровень социальной ценности

    Среднее

    • Уровень 4: Уровень дисбаланса/социальной роли
    • Уровень 5: Уровень межличностного контроля
    • Уровень 6: Уровень сверхкомпенсации

    Нездоровый

    • Уровень 7: Уровень нарушения
    • Уровень 8: Уровень одержимости и принуждения
    • Уровень 9: Уровень патологической деструктивности

    На каждом уровне значительное психологическое происходят сдвиги, о чем свидетельствует название, которое мы дали ему. Например, на уровне 5, уровне межличностного контроля, человек пытается манипулировать собой и другими, чтобы удовлетворить свои психологические потребности. Это неизменно порождает межличностные конфликты. На этом уровне человек также полностью отождествляется с эго и не видит себя чем-то большим, чем это: эго должно все больше защищаться и раздуваться, чтобы человек чувствовал себя в безопасности и сохранял свою идентичность нетронутой. Если эта деятельность не удовлетворяет человека, а тревога возрастает, он или она может перейти в следующее состояние, уровень 6, уровень сверхкомпенсации, где их поведение станет более навязчивым и агрессивным, поскольку они продолжают реализовывать свои эго-программы. Тревога нарастает, и человек становится все более разрушительным и сосредоточенным на удовлетворении своих потребностей, независимо от воздействия на окружающих.

    Одним из наиболее глубоких способов понимания Уровней является мера нашей способности присутствовать . Чем больше мы спускаемся по Уровням, тем больше мы отождествляемся со своим эго и его все более негативными и ограничительными паттернами. Наша личность становится более защитной, реактивной и автоматической, и, следовательно, у нас остается все меньше и меньше настоящей свободы и меньше настоящего сознания. По мере того, как мы спускаемся по Уровням, мы попадаем в ловушку все более навязчивых, разрушительных действий, которые в конечном итоге обречены на провал.

    Напротив, движение к здоровью,  вверх по уровням , происходит одновременно с более активным присутствием и бодрствованием в наших умах, сердцах и телах. По мере того, как мы становимся более присутствующими, мы становимся менее зацикленными на защитных структурах нашей личности и становимся более настроенными и открытыми для себя и своего окружения. Мы объективно видим свою личность в действии, а не «засыпаем» с нашими автоматическими паттернами личности. Следовательно, существует возможность «не делать» свою личность и реально дистанцироваться от негативных последствий попадания в нее.

    По мере того, как мы становимся более присутствующими, мы более объективно видим свои личностные черты, и Уровни становятся непрерывным руководством для самонаблюдения, картой, которую мы можем использовать для определения того, где мы находимся в своем психо-духовном развитии в любой момент времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *