Уровни развития личности в психологии: ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ДИАГНОСТИКА

Янина Брейдак 05/07/2019

Это первая статья, основанная на книге Нэнси Мак-Вильямс “Психоаналитическая диагностика”, где рассказывается про главные психологические защиты, уровни развития личности, разные типы личности, как эти личности эти защиты применяют, и что с этим можно делать в терапии. 

Прежде чем мы начнём искать у себя все болезни и ставить другим диагнозы по аватаркам, важно разобраться, что такое уровень развития личности и тип организации характера. 

Уровни развития личности

Уровень развития личности бывает 3-х видов:

1) невротический уровень (условно – самый “здоровый”)
2) пограничный уровень (уже посерьёзнее)
3) психотический уровень (самый серьёзный)

У невротика не нарушена связь с реальностью, у психотика – нарушена связь с реальностью (у человека может быть бред и галлюцинации). Невротик может осознавать, что у него есть какая-то проблема и проблема в нём самом, психотик не может этого осознавать и считает, что проблема не в нём, а в мире или в других людях. Пограничный человек находится на границе между двумя этими уровнями. Его состояние не такое серьёзное, как у психотика, но и не такое беспечное, как у невротика.

Типы личности

А типы организации характера (или же – типы личности) бывают такие:

● психопатическая (антисоциальная) личность
● нарциссическая личность
● шизоидная личность
● параноидная личность
● депрессивная и маниакальная личность
● мазохистическая личность
● обсессивная и компульсивная личность
● истерическая личность
● диссоциативная личность

Что это значит, когда у человека определённый тип личности? 

Это значит, что у него есть свой особый способ взаимодействия с миром: свои реакции на тревогу, свои паттерны защитных механизмов и свой тип отношений с людьми. При хороших условиях – это не более чем “характер” человека. Однако в случае травматизации или ретравматизации все эти реакции могут стать очень сильными и ригидными, и тогда мы уже говорим о расстройстве личности, которое нуждается в коррекции.

В книге Нэнси Мак-Вильямс приводит слова своего друга, который с умным видом говорит: “Существуют лишь две категории людей: первые – психи, вторые – не-психи”, и  сама шутливо отвечает ему, мол, всё верно, поэтому, если мы говорим о “психах”, важно понять: 1) “Насколько психи?” и 2) “В чём конкретно психи?”

Вопрос “Насколько психи?” – про уровень развития личности.
А вопрос “В чём конкретно психи?” – про тип организации характера. 

Какая личность на каком уровне? 

Возникает вопрос: а привязан ли каждый тип личности к определённому уровню развития личности? Отчасти, но не совсем. 

И хотя можно наблюдать тенденцию, что типы личности с более примитивными и ригидными защитами (шизоиды, маниакальные, антисоциальные, параноидные, нарциссические, диссоциативные личности) более склонны попадать на пограничный и психотический уровень, однако не все и не всегда. Поэтому, утверждение, что, например, нарциссическая или параноидная личность может быть как на невротическом, так и на пограничном, так и на психотическом уровне – тоже будет верным. 

Могут ли меняться уровни и как? 

Могут. С помощью психотерапии. Есть психологи, которые имеют талант вытаскивать пограничных и даже психотических клиентов на невротический уровень организации. Вообще считается, что во время терапии клиент становится всё более и более невротичным, где “невротик” – это не обзывательство, а скорее хвастовство и достижение.

А тип личности меняется? Психоаналитики считают, что тип личности, как “глубинное ядро человека”, не меняется. 

Ну и наконец: можно ли вместить в себя самое лучшее из разных типов личности? Можно ли быть одновременно и параноиком, и шизоидом? И депрессивным, и мазохистом?

Ответ: можно. Тогда это будет, соответственно, параноидно-шизоидная и депрессивно-мазохистическая личность. 

Типы личности и уровни развития личности. 
Смотреть видео на Youtube. © Janina Breidaka


Читать далее:
Перенос и контрперенос в психотерапии
Контрперенос и уровни развития личности

Теги: типы личности, уровни развития личности

невротический, пограничный, психотический – Блог – Ясно

Почему пока одни ставят себе цели и думают, как их достичь, другие заняты обеспечением собственной безопасности? Почему одни легко расстаются с партнером, а для других разрыв равнозначен масштабной катастрофе? Почему кто-то помешан на теориях заговора, а другой уверен, что проблема кроется в нем самом?

Ответ на эти вопросы можно найти, познакомившись с уровнями развития личности. Они формируются до пяти-шести лет. Чем больше стресса ребёнок испытывает на раннем этапе жизни, тем примитивнее будет уровень функционирования личности.

Уровни расположены в порядке от «менее здоровых» к «более здоровым»: психотик, пограничник, невротик. Но это не диагнозы, более того, внутри каждой категории есть градации: бывают низкофункциональные пограничники, высокофункциональные психотики и тд. Высокофункциональные невротики наиболее близки к тому, кого мы называем «здоровым человеком».

Психотический уровень

Психотик не может дать ответ на вопрос «кто я?» и «что собой представляю?». Он дезориентирован, у него размыта граница между собой и другими людьми. Ему трудно отличить происходящее в голове от того, что происходит в реальном мире: внутреннее и внешнее для него неразрывно связаны. Его вселенная полна мистических концепций, он часто уходит в фантазии.

Как получаются психотики?

Фактически этот человек застрял в младенческой фазе, ему как будто всегда полтора года — скорее всего в этом возрасте была нарушена его базовая безопасность. Например, он надолго оставался без мамы, о нем не заботились, ему было страшно.

Природа внутренних конфликтов психотика в буквальном смысле экзистенциальная: жизнь и смерть, страх и безопасность. В силу того, что фундамент его личности пострадал на самой ранней фазе, ему сложно дальше выстраивать само «здание».

Пограничный уровень*

Пограничные личности не чувствую себя целостными. Основная проблема — амбивалентность чувств, которые они испытывают к себе и к другим. Легко переключаясь с идеализации на обесценивание, с восхищения на враждебность, они ощущают себя то великими, то ничтожными, то интересными, то скучными. Такая поляризация мешает реалистично оценивать себя и других. Они часто меняют работу, партнеров и жизненные цели.

Как получаются «пограничники»?

В возрасте двух-трех лет ребенок впервые пробует что-то делать сам, но ему необходима поддержка значимых взрослых. Если этого не происходит: поведение родителей непредсказуемо, ребёнка либо постоянно наказывают, либо слишком опекают, — он не может четко выстроить свои границы. Пограничные личности как бы застревают на стадии сепарации — индивидуации.

Невротический уровень

По уровню развития личности такие люди ближе всего стоят к понятию «здоровая психика». В отличие от психотика и пограничника невротики понимают, что сами отвечают за происходящее. На психологических сессиях они в состоянии дистанцироваться от проблемы и рассматривать ее отстраненно.

Как получаются невротики?

Невротик относительно спокойно прожил первые три года. А вот в период от 3 до 6 ему было сложно. Родители не могли полностью принять ребенка таким, какой он есть. Они хотели что-то исправить, навязывали ему правила, которые противоречили его желаниям. Вместо того, чтобы объяснять, ребенка запугивали, на него давили, формируя в нем внутренние конфликты «хочу-должен» и «хочу-боюсь», которые будут его преследовать всю жизнь.

Можно ли изменить свой уровень организации личности?

Да, с помощью сессий с психологом. Уровень организации личности — это по сути то, как человек адаптируется к реальности. Во время сессий клиент стремится к невротическому уровню — он начинает использовать более зрелые защиты и адекватнее интерпретировать реальность.

*А кто такие нарциссические, компульсивные, истероидные личности и тд?

Это — типы организации характера. Психоаналитики рассматривают личность как бы в двух измерениях: уровень развития личности и тип организации характера (психопатический, нарциссический, шизоидный, маниакально-депрессивный, обсессивно-компульсивный, истероидный, мазохистический, параноидный, диссоциативные состояния).

Так, например, нарциссическая личность может быть на невротическом, пограничном и на психотическом уровне.

*Термин «пограничный» используется в его психодинамическом смысле — граница между невротической и психотической организацией личности. Его не следует путать с диагнозом «пограничное расстройство личности».

Глава 17, часть 3: Стадии развития – PSY321 Текст курса: Теории личности

Кеттел описал шесть основных жизненных стадий:

младенчество , детство , юность , зрелость , средний возраст и старость . Младенчество, от рождения до 6 лет, является «великим периодом формирования личности» (стр. 211; Кеттелл, 1950а). По отношению к членам своей семьи у младенца развиваются основные социальные установки, чувство безопасности или незащищенности, сила различных защитных механизмов (от которых зависит, будет ли индивидуум склонен к неврозам), общая сила Эго и Супер-Эго.

Детство, период от шести до четырнадцати лет, согласно Кеттеллу, является относительно легким периодом консолидации. Ребенок растет к самостоятельности, переходя от семьи к отношениям со сверстниками. Дети в первую очередь реалисты, но у них может быть активная мечтательная жизнь, поскольку они жаждут статуса и привилегий взрослой жизни (Cattell, 1950a,b).

Подростковый возраст, безусловно, период психологической бури и стресса, требующий многих корректировок и перенастроек в жизни. Охватывая возраст примерно от 14 до 23 лет, Кеттелл считал, что стресс, испытываемый нормальными людьми, лучше всего можно проиллюстрировать его последствиями для экстремальных личностей. Подростковый возраст — это время, когда одни люди становятся правонарушителями, тогда как у других проявляются начальные признаки психического заболевания и невротического поведения. Хотя многие изменения, происходящие в подростковом возрасте, обусловлены физиологическими изменениями, связанными с половым созреванием, внешние факторы также имеют решающее значение. Похоже, что во всех культурах существует некий ритуал, связанный с разрывом между детством и взрослой жизнью, и многие устраивают инициацию или формальный ритуал. Конечно, есть и положительные изменения, связанные с подростковым возрастом, такие как повышенный интерес к искусствам эмоциональности и любви: поэзии, религии и драме (Кеттелл, 19 лет).50а,б).

Источник изображения: Алехандро Линарес Гарсия. (2010, 26 июня). QuinceañeraSanFranValleBravo. Получено с Викисклада по адресу https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Quincea%C3%B1eraSanFranValleBravo.JPG.

Взросление приносит с собой зрелость и стремление к карьере, партнеру, семье и дому. В возрасте от 23 до 46 лет формируется личность, закрепляются избранные привычки подросткового возраста. Кеттелл считал, что это было занятое и счастливое время для большинства людей, но не для тех немногих, кто не смог разрешить свой подростковый возраст. По словам Кеттелла, они потерпели кораблекрушение из-за физических и психических заболеваний и постоянной неспособности решить вопросы о работе и жене (или муже, в зависимости от обстоятельств; Кеттелл, 19 лет).50а).

Средний возраст характеризуется началом определенных физических и психических изменений, которые начинают неизбежное снижение к старости и смерти. Таким образом, средний возраст требует переоценки своих жизненных ценностей и часто приводит к поиску какой-то философии, чтобы осмыслить жизнь. К положительным изменениям можно отнести увеличение досуга. Во-первых, обязанности по воспитанию детей уменьшаются по мере того, как дети уезжают самостоятельно, а затем человек приближается к пенсионному возрасту.

Старость требует дальнейшей адаптации, поскольку человек начинает сомневаться в своем месте и ценности в обществе. Это может вызвать фрустрацию потребностей эго и чувство незащищенности, что может привести к ограниченному кругу интересов, «раздражительности» и постоянному беспокойству о своем финансовом положении и физическом здоровье. Однако многие люди сохраняют свои общие интеллектуальные способности и позитивное отношение к жизни неповрежденными до самой смерти. Еще в 1950 году Кеттелл обратил внимание на растущее число людей, которые живут дольше и при этом имеют лучшее здоровье, что делает наше понимание психологии старости все более важным вопросом (Cattell, 19).50а,б). Эта тенденция не только сохраняется сегодня, но и может усиливаться по мере того, как наши знания в области медицины и интерес к психологии здоровья продолжают расти.

Источник изображения: PICNIC_Fotografie. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/pair-seniors-pensioners-age-2914879/. Лицензия CCO.

Национальный характер и интеллект

Кеттелл интересовался измерением интеллекта на протяжении всей своей карьеры. Незадолго до приезда в Соединенные Штаты он опубликовал

«Руководство по умственному тестированию» 9.0030 (Cattell, 1936), который охватывал такие разнообразные темы, как измерение интеллекта, способностей (механических, музыкальных, художественных и т. д.), школьных достижений, темперамента, интересов и характера. В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Cattell, 1963). Кристаллизованный интеллект характеризуется как приобретенные знания и способность их извлекать. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе.

Источник изображения: nastya_gepp. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/girl-young-student-sitting-table-3718523/. Лицензия CCO.

Гибкий интеллект включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Кеттелл, 19 лет).63; Введение в психологию, nd).

Источник изображения: sranson. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/road-closed-construction-detour-2698182/. Лицензия CCO.

Значительно позже в своей карьере Кеттелл подтвердил свой противоречивый интерес к взаимосвязи между интеллектом и национальными достижениями (см. Cattell, 1983). Что сделало это исследование спорным, так это очевидный расистский подтекст исследования. Как отмечалось выше, Кеттелл утверждал, что его взгляды были вырваны из контекста и что самые противоречивые утверждения были сделаны в XIX веке.

30-х годов, прежде чем он даже приехал в Соединенные Штаты. Однако рассмотрим некоторые из следующих утверждений, написанных Кеттеллом в 1983 году.

В штате Гавайи, о котором мне довелось писать, существует по крайней мере дюжина этнических групп хорошего размера выборки, различающихся по расовому составу и образу жизни. Недостаток серьезности в отношении образования и отсутствие интереса к разговорам о душевных вещах можно хорошо прояснить, сравнив некоторые низшие группы (которые будут безымянными) с, скажем, высокими группами, такими как японцы, китайцы и другие. евреи, чья грамотность, успеваемость в школе и уровень занятости высоки. (стр. 12; Кеттелл, 19 лет)83)

… разница в 15 баллов в среднем ничего не говорит нам непосредственно об индивидууме, белом или черном. Это говорит нам о том, что эти две группы будут в значительной степени пересекаться… Однако оно также говорит нам, что если мы будем искать людей с коэффициентом интеллекта выше, скажем, 130… шансы найти чернокожего среди 1000 или белого среди От 1000 до более чем 130 гораздо выше во второй группе.

(стр. 41; Кеттелл, 1983)

…в отношении расходов на специальное образование. Должна ли она быть на вершине, скажем, 10 % высокоодаренных детей или на отстающих 10 % тупых и отсталых детей?… Евгенист вынужден утверждать, что общественное сознание должно было с точки зрения планирования семьи сместить более высокое рождение оценка в первую очередь от I.Q. Диапазон 70-80 до I.Q. Диапазон 120-130. (стр. 59; Кеттелл, 1983)

В совокупности эти предположения приводят к очень ясному пониманию мнений и целей Кеттелла: есть «низкие» и «высокие» группы людей, чернокожие в Америке — «низкая» группа, расходы на специальное образование не должны тратиться на людей. с низким интеллектом семьи, в которых родились эти дети, не должны больше иметь детей, и следует использовать «изобретательное управление», чтобы гарантировать, что «высокие» группы будут иметь больше детей, а «низкие» группы — нет. Что делает эти взгляды наиболее тревожными, так это не то, что они есть у одного человека, а то, что у Кеттелла есть коллеги, которые с ним согласны.

Наиболее известной в последнее время была публикация Кривая нормального распределения Herrnstein & Murray (1994; обсуждение некоторых проблем, связанных с кривой нормального распределения, см. в Belgrave & Allison, 2006).

Предложение таких людей, как Кеттелл, Херрнстейн и Мюррей, о том, что общество должно отказаться от целых групп людей, является бессовестным для многих людей и не должно иметь места в психологии, которая делает упор на улучшение условий жизни человека. Другая несколько противоречивая фигура, Артур Дженсен, также утверждает, что общий интеллект, или g, как он был впервые описан Спирменом, в значительной степени передается по наследству, но в то же время он признает, что даже в этом самом базовом аспекте интеллекта присутствует компонент окружающей среды. (Дженсен, 19 лет98). Принимая во внимание какую-либо роль факторов окружающей среды в интеллекте, мы должны серьезно учитывать дискриминационную практику, которая на протяжении всей истории отказывала меньшинствам в адекватном образовании, как в Америке, так и в других местах. Получив хорошее образование, чернокожие продемонстрировали такую ​​же способность к обучению, как и белые (см. Belgrave & Allison, 2006; Miller & Garran, 2008). Таким образом, вместо того, чтобы лишать людей возможности развиваться в нашем обществе, мы должны поощрять, насколько это возможно, равный доступ к системам поддержки образования.

В несколько связанной статье Роберт Маккрей и Антонио Терраччано исследовали, существует ли веская основа для определения национального характера на основе личностных черт. Люди во всех культурах имеют общие представления о том, каковы люди как в их собственной культуре, так и в других культурах, представления, которые составляют основу стереотипов. Изучив данные почти из пятидесяти разных стран, Маккрей и Терраччано пришли к выводу, что стереотипы о национальном характере необоснованны, даже при изучении впечатлений людей о своей собственной стране (McCrae & Terracciano, 2006). Ясно, что если стереотипы, основанные на личности, не являются точным отражением личности, то как стереотипы, основанные на показателях интеллекта, могут иметь значимое влияние на наши решения, касающиеся социальных программ?

Кеттелл вызвал много споров своими взглядами на национальность, расу, интеллект и достижения. Как вы думаете, какое влияние, если таковое имеется, оказывает на область психологии, когда один из ее ведущих ученых поднимает проблему такого противоречия? Насколько хуже, если вообще было, то, что он утверждал, что его преследовали за комментарии, сделанные в 1930-х годах в молодости, когда на самом деле он продолжал публиковать эти идеи вплоть до 1983 года?

Дополнительные материалы

Кристаллизованный и жидкий интеллект

В этом видео [3:08] объясняются различия между кристаллизованным и текучим интеллектом.

Источник: https://youtu.be/ZSzgVzrP8RU

Ссылки

Текст: Введение в психологию (без даты) Что такое интеллект? Люмен Обучение. Получено с https://courses.lumenlearning.com/waymaker-psychology/chapter/what-are-intelligence-and-creativity/. Лицензия CC-BY-4.0.

Келланд, М. (2017). Теория личности. ООР Commons. Проверено 28 октября 2019 г., с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.

Чегг. (2016, 22 февраля). Кристаллизованный интеллект | Психология | Репетиторы Чегг. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/ZSzgVzrP8RU. Стандартная лицензия YouTube.

Стадии развития личности — 2752 Слова

Содержание

  1. Введение
  2. Психосексуальная теория Зигмунда Фрейда
  3. Психосоциальная теория Эрика Эриксона
  4. Заключение
  5. Список литературы

Введение

Личность относится к характеристикам человека, которые отличают его/ее от других людей в различных обстоятельствах. Развитие личности происходит в результате взаимодействия между генетическим составом человека и окружающей средой. Развитие личности начинается еще до рождения и находится под влиянием многих внешних факторов.

Для объяснения концепции развития личности было изобретено множество теорий. В этом обсуждении рассматриваются этапы развития личности, разработанные Зигмундом Фрейдом и Эриком Эриксоном. Психоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и рассматривала эмоциональное развитие с сексуальной точки зрения. Позже эта теория была модифицирована Эриком Эриксоном, который сосредоточил внимание на роли социальных взаимодействий в развитии личности.

Психосексуальная теория Зигмунда Фрейда

Согласно теории Зигмунда Фрейда, у развивающегося ребенка есть определенные «эрогенные зоны», такие как анус, рот и гениталии, которые чувствительны на каждом этапе. Поэтому ребенок ориентируется на то, что стимулирует его «эрогенные зоны» на каждом этапе. Потребности ребенка на каждом этапе необходимо удовлетворять, иначе он застрянет на этом этапе, и это отразится на нем во взрослой жизни. Фрейд выделил пять стадий развития, которые включают оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии (Engler, 2008).

Оральная стадия начинается с рождения ребенка. Этот этап длится около полутора лет. На этом этапе основным объектом внимания ребенка является рот, и ребенок большую часть времени сосет и пытается все положить в рот. На этом этапе Эго и Суперэго еще не полностью развиты и поэтому ребенок использует Ид.

Со временем малыш понимает, что удовлетворение его потребностей может произойти не сразу, и поэтому он должен вести себя определенным образом, чтобы ускорить это. Например, ребенок плачет, когда хочет удовлетворить свои потребности. Когда ребенка отлучают от груди, он испытывает чувство утраты и ребенок понимает, что он не всегда должен получать то, что хочет. У ребенка, чьи требования не удовлетворяются на этом этапе, развивается личность сарказма, зависти, пессимизма и подозрительности.

Слишком большое или слишком малое оральное удовлетворение оказывает негативное влияние. У человека, застрявшего на этой стадии, во взрослом возрасте могут развиться такие привычки, как грызть ногти и жевать такие вещи, как ручки. Тот, кто не получает достаточного орального удовлетворения на этом этапе, также может развить привычку чрезмерно есть и пить. Однако ребенок, чьи потребности удовлетворяются на этом этапе, становится оптимистом и восхищается окружающей средой (Engler, 2008).

Анальная стадия начинается, когда ребенку около полутора лет; когда он/она начинает обучаться пользованию туалетом. На этом этапе внимание ребенка сосредоточено на выведении отходов жизнедеятельности. Ребенок может либо удалить, либо сохранить отходы. То, как родители справляются с этим конфликтом, определяет его разрешение.

Этот кризис разрешается, когда ребенку удается приспособиться к требованиям родителей, и родители разумно обращаются с ребенком. Таким образом, со временем ребенок поймет важность порядка и чистоты и, следовательно, станет взрослым, обладающим самоконтролем. Если родители очень суровы, когда приучают ребенка пользоваться туалетом, ребенок может решить подчиниться и развить в себе дисциплинированность.

Однако ребенок, который отказывается подчиняться требованиям родителей, в будущем оказывается хулиганом. Ребенок, которому нравится безответственно испражняться, в конечном итоге станет небрежным, безрассудным, неряшливым, дерзким и неорганизованным. С другой стороны, ребенок, которому нравится продлевать задержку отходов организма, в конечном итоге становится аккуратным, скупым, упрямым, точным и аккуратным. Этот этап длится около двух лет (Larsen and Buss, 2009).).

Далее идет фаллическая стадия, на которой внимание ребенка сосредоточено на области гениталий. Дети осознают различия в своем теле и телах других детей противоположного пола. На этом этапе ребенок одержим родителем противоположного пола и желает избавиться от другого. Ребенок мужского пола будет желать обладать матерью, но видит в своем отце помеху. Он начинает завидовать отцу, которого считает своим соперником в борьбе за материнскую любовь.

Однако мальчик боится, что отец может его кастрировать. Когда мальчик понимает, что не может обладать матерью, он пытается походить на отца, чтобы завоевать ее. Поэтому он пытается приобрести черты своего отца. Таким образом, он усваивает свою мужскую сексуальную роль, и это знаменует собой разрешение кризиса. С другой стороны, девочка понимает, что у нее нет полового члена, и начинает страстно желать его иметь. Она винит свою мать в отсутствии у нее пениса и у нее развивается «зависть к пенису».

Она чувствует, что не может владеть матерью, так как у нее нет пениса. Когда она понимает, что не может получить мать, ее тянет к отцу. Девушка усваивает свою сексуальную роль, пытаясь стать похожей на мать, чтобы обладать отцом. Таким образом, конфликт разрешается.

Неспособность разрешить этот конфликт может привести к очень низкой самооценке женщин, желанию доказать свое превосходство над мужчинами или развитию привычки флиртовать с мужчинами. Для мужчин неспособность преодолеть эту стадию приводит к завышенным устремлениям и высокомерию. Неспособность разрешить конфликты на этом этапе и идентифицировать себя с родителем того же пола приводит к безрассудству, гордыне, страху перед близкой любовью и состояниям, подобным гомосексуализму (Larsen and Buss, 2009).).

Следующий этап — латентный период, когда сексуальные желания ребенка остаются неактивными. На этом этапе дети сосредотачиваются на других занятиях, таких как игры, учеба и дружба с представителями своего пола. Эта стадия происходит непосредственно перед половым созреванием. Неспособность преодолеть конфликты на фаллической стадии может повлиять на человека на этой стадии и помешать ему/ей заниматься ожидаемой деятельностью (Larsen and Buss, 2009).

Следующая стадия — генитальная стадия. На этом этапе внимание ребенка снова переключается на половые органы, и он начинает заводить дружеские отношения с людьми противоположного пола. На этом этапе люди пытаются отделиться от родителей и разобраться с конфликтами, которые не были разрешены на более ранних этапах.

Ребенок, разрешивший все конфликты на фаллической стадии, будет иметь здоровые и правильные отношения с представителями противоположного пола. Однако ребенок, не преодолевший конфликты на этом этапе, в конечном итоге будет иметь проблемные отношения с противоположным полом (Larsen, Buss, 2009).

Теория Зигмунда Фрейда имеет несколько недостатков. Во-первых, личность не может развиваться только на основе сексуальности. Эрик Эриксон также не согласен с концепцией развития личности только на основе сексуального влечения. Более того, этапы развития подтверждаются не какими-либо научными данными, а исследованиями конкретных случаев. Вопреки теории Фрейда о том, что у человека не может быть эго и суперэго с раннего возраста, исследования показывают, что эти сущности проявляются у детей раньше, чем в предполагаемом им возрасте (Ewen, 19).98).

Эриксон также считает, что развитие личности происходит поэтапно. Однако он не согласен с теорией психосексуальных стадий Зигмунда Фрейда. Он считает, что развитие личности происходит в результате социального взаимодействия с окружающей средой. Благодаря взаимодействию с окружающей средой у людей развивается эго.

На каждом этапе развития человек стремится стать компетентным. Если кому-то удастся успешно пройти этап, его эго поднимется, и у него разовьется чувство компетентности. Однако неспособность правильно управлять сценой приведет к ощущению неполноценности. На каждом этапе человек проходит через конфликт, который может либо построить, либо разрушить его личность (Engler, 2008).

Первая стадия развития личности — это стадия доверия или недоверия, которая возникает с момента рождения ребенка до достижения им возраста одного года. На этом этапе ребенок беспомощен и полностью зависит от других, кто позаботится о нем/ней. У младенца разовьется чувство доверия или недоверия в зависимости от заботы, которую он/она получает от родителей.

Если люди, ухаживающие за ребенком, способны эффективно заботиться о ребенке, у него разовьется доверие, и он всегда будет чувствовать себя в безопасности. Однако, если родители ребенка проявляют неприятие и пренебрежение к ребенку, у него разовьется недоверие и чувство незащищенности. У этого ребенка может развиться депрессия в детстве, и это может продолжаться даже во взрослом возрасте (Larsen and Buss, 2009).).

На следующем этапе у детей развивается чувство контроля над функциями тела и чувство автономии. Это происходит в возрасте от одного до трех лет. Дети начинают делать выбор между едой, одеждой и игрушками. На этом этапе у ребенка может развиться либо автономная личность, либо личность сомнения или стыда.

Самостоятельный ребенок всегда исследует окружающую среду и пытается сделать новые открытия самостоятельно. Ребенок, который развивает чувство сомнения или стыда, менее уверен в себе и менее заинтересован в изучении нового окружения. Если ребенок успешно пройдет этот этап, у него разовьется чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Те, кто не справляется с этой стадией, в конечном итоге испытывают чувство неполноценности и сомнения на протяжении всей своей жизни (Newman and Newman, 2007).

Прежде чем дети пойдут в школу, они проходят еще один этап, на котором у них может развиться чувство инициативы или вины. Обычно это возраст от трех до шести лет. На этом этапе дети развивают свою личность, взаимодействуя с другими через игру и другие виды деятельности.

Те, у кого развито чувство инициативы, склонны выполнять задачи до конца. Однако дети, у которых развивается чувство вины, будут неохотно выражать себя и свои интересы и не захотят выполнять сложные задачи. Если ребенок справится с этой стадией, у него разовьется чувство способности и чувство лидерства. Те, кто не пройдет этот этап успешно, в конечном итоге будут чувствовать себя виноватыми, сомневаться в своих способностях и лишены изобретательности (Левингер, 19 лет).97).

В возрасте от пяти до одиннадцати лет дети проходят стадию трудолюбия или неполноценности. Взаимодействуя с другими, дети начинают гордиться своими достижениями и талантами. Дети, у которых развито чувство трудолюбия, любят брать на себя ответственность, потому что верят в свои способности. С другой стороны, дети, у которых на этом этапе развивается чувство неполноценности, ненавидят обязанности, потому что сомневаются в своей способности удовлетворительно выполнять эти задания.

Родители, учителя и другие люди могут способствовать развитию чувства неполноценности или трудолюбия. Если дети получают поддержку от своих учителей и родителей за свои способности и достижения, у них разовьется чувство мастерства и уверенности в своих способностях. Однако те, кто не получает никакой поддержки от учителей или родителей, в конечном итоге сомневаются в своей способности добиться успеха в жизни (Loevinger, 1997).

Следующая стадия наступает в подростковом возрасте, и у людей может развиться либо чувство идентичности, либо замешательство. Это происходит в возрасте от 12 до 18 лет. Люди, у которых есть чувство идентичности, будут иметь чувство направления в жизни и будут очень уверены в том, кем они хотели бы стать в жизни.

По этой причине они проходят эту стадию, сосредоточившись на достижении этой цели, и их самооценка будет высокой. Однако люди, которые испытывают чувство замешательства, будут вести жизнь, лишенную цели или направления, и не будут уверены в том, кем они хотят стать в жизни.

Такие люди не будут стремиться к достижению каких-либо целей в жизни и будут вести жизнь без каких-либо планов на будущее. Самооценка таких людей может быть низкой. На этом этапе люди открывают себя, и если они получают достаточную поддержку, у них развивается хорошее чувство независимости, самосознания и контроля. Те, кто не пройдет успешно через эту стадию, в конечном итоге не будут уверены в своей жизни и останутся в замешательстве и неуверенности в себе в будущем (Левингер, 19 лет).97).

Следующим этапом является ранняя взрослость, от 18 до 35 лет, когда люди начинают развивать личные отношения. На этом этапе у людей может развиться чувство близости или изоляции. Люди, которым удается развивать здоровые отношения на этом этапе, в конечном итоге имеют надежные и преданные отношения в будущем.

Эти люди смогут установить стабильные отношения, которые могут закончиться браком. Однако те, кто терпит неудачу на этом этапе, в конечном итоге имеют плохие отношения и чувство одиночества, депрессии и изоляции. У таких людей будет очень мало друзей, и им будет трудно вступать в серьезные отношения, которые могут привести к браку (Larsen and Buss, 2009). ).

Когда человек вступает во взрослую жизнь, у него может развиться либо продуктивная, либо застойная личность. На этом этапе люди строят свою семью и карьеру. Человек, который развивает в себе чувство продуктивности, будет склонен к какой-либо продуктивной работе и будет стремиться помогать другим.

Человек, переживающий застой, не будет заниматься продуктивной работой и не захочет помогать другим. Люди, добившиеся успеха в своей карьере и семейной жизни, в конечном итоге будут чувствовать себя продуктивно, поскольку они вносят свой вклад в общество. Однако те, кто не преуспевает в своей карьере и семейной жизни, в конечном итоге будут чувствовать себя бесплодными и непродуктивными в жизни (Larsen and Buss, 2009).).

Заключительный этап развития личности по Эриксону приходится на пожилой возраст. На этом этапе люди оглядываются на то, как они прожили свою жизнь, и у них может развиться чувство отчаяния или цельности. Люди, которые смотрят на свою жизнь и чувствуют, что достигли своей цели, развивают чувство чести и удовлетворения и почти не жалеют.

Приближаясь к смерти, они чувствуют покой и чувствуют, что достигли всего, чего когда-либо хотели. Поэтому они не боятся умереть, поскольку нет ничего, что они хотели бы изменить, если бы им дали еще один шанс. Они абсолютно довольны тем, как прожили свою жизнь. С другой стороны, люди, которые на этом этапе оглядываются назад и чувствуют, что потратили свою жизнь впустую и не осуществили свои мечты, будут сожалеть.

Они пожалеют, что прожили свою жизнь по-другому. Следовательно, они в конечном итоге будут чувствовать горечь и отчаяние. У них может развиться ощущение, что жизнь бесполезна. Эти люди также боятся смерти, так как хотят получить еще один шанс или больше времени на жизнь, чтобы они могли действовать по-другому и исправить ошибки, совершенные в прошлом (Loevinger, 1997).

Несмотря на то, что теория развития личности Эриксона расширила понимание людьми социального развития, у нее есть некоторые недостатки. Теория неясна и не указывает истинных причин развития личности. Он не дает четкого объяснения факторов, заставляющих людей развиваться по-разному, и влияния каждого этапа на личность человека.

Теория также не дает четкого объяснения способа преодоления кризисов на каждом этапе и перехода к следующему. В нем также не указывается, что должен делать человек, чтобы успешно преодолеть проблемы, возникающие на каждом этапе (Newman and Newman, 2007).

Более того, все этапы не совпадают с этапами, которые проходят все люди в жизни. В некоторых культурах между детством и взрослой жизнью очень мало времени, чтобы раскрыть свою личность, поскольку люди женятся в раннем возрасте. В других сообществах у человека нет свободы выбора, поскольку большинство из них делают родители, например, выбор карьеры или партнера по браку (Newman and Newman, 2007).

Заключение

Из приведенного выше обсуждения становится ясно, что было изобретено много теорий для объяснения стадий, через которые проходят люди в развитии своей личности. Зигмунд Фрейд считал, что человек проходит пять стадий, на которые влияет половое влечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *