Условия жизни образ жизни: Основные принципы формирования здорового образа жизни

Untitled Document

Здоровый образ жизни: сущность, характеристика, проблемы.

Ведение здорового образа жизни. Советы учащимся.

Советы по рациональному питанию

Здоровый образ жизни: сущность, характеристика, проблемы.

В наше время особую актуальность набирает проблем детского здоровья. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2015 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 65 — 75 % учащихся к окончанию школы имеют нарушения в структуре зрения 20 % — хронические заболевания, 80 % — нарушенную осанку. Благодаря этим данным, можно сделать вывод, что проблема детского здоровья нуждаются в новых решениях.

Недостаток здорового образа жизни (далее сокращённо – ЗОЖ) является проблемой всего нашего общества. Большая часть проблемы в том, что сами родители зачастую не понимают какое огромное значение имеет выработка привычек к здоровому образу жизни ещё в раннем детстве человека.

 

Обрaз жизни людей включaeт ocнoвную дeятeльнoсть чeлoвeкa, кyдa вxoдят трyдoвaя дeятeльнoсть, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Как известно понятие «образ жизни» включает важный фактор — медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

1.Характер активности людей — интеллектуальная, физическая.
2.Сфера активности — трудовая, внетрудовая.
3. Виды (формы) активности — производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни — это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни — это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища.
Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково ваше материальное благополучие: социологическая — каково качество вашей жизни; социально-экономическая — каков ваш уклад жизни; социально-психологическая — каков стиль вашей жизни.


Рaссмoтрeнныe кaтeгoрии являются руслом для определения здорового образа жизни, которые влияют на состояние здоровья человека.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Двигательная активность — это обязательный фактор здорового образа жизни. Необходимое и правильное сочетание многообразных физических нагрузок в повседневной жизни младшего школьника обеспечивает улучшение адаптационных процессов в организме, повышение работоспособности, качественное и более быстрое восстановление после умственной и физической работы.

На протяжении многих десятилетий здоровье человека являлось объектом деятельности медицины. Под здоровьем понимали, прежде всего, отсутствие какого-либо заболевания, а здоровым считался человек, у которого нет признаков болезни.
В последнее время, когда все больше мы ощущаем на себе последствия нашего бездумного варварского отношения к природе, к ее богатствам, к экологии, когда из-за этого отношения под угрозой находится здоровье наших детей — будущее нации, возникает вопрос: что же такое здоровье и как его сохранить?

«Здоровье — это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам» — утверждал В. Шененберг. Постижение этой истины должно начаться с раннего детства. Выработка разумного поведения и высокой культуры отношения к своему организму в соответствии с условиями существования делает это существование полноценным. Даже при определенных отклонениях в состоянии здоровья ребенок плохо осознает это состояние и не видит своей роли в его изменении. Здоровый ребенок и вовсе не задумывается о своем здоровье.

Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных — здоровье человека, особенно маленького. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается: хронические заболевания наблюдаются в среднем у 38-42 % школьников; почти половина детей приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья; у каждого пятого ребенка отмечается анемичный синдром; до 23% учащихся начальных классов имеют хронические тонзилиты, на втором месте инфекционные заболевания (грипп), на третьем — болезни органов пищеварения. Характерно и такое заболевание, как кариес зубов.

 

Список  литературы по ЗОЖ

 

1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 2012. – 27 с. 2.

2. Алябьева Е.А.Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2013. – 88с.

3. Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2011.-с.98

4. Быкова,Л.К. Формирование здорового образа жизни старшеклассников // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. — Мн. : БГУ, 2012. — С. 30.

5. Глазько, Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах / Т.

А. Глазько, Р.И. Купчинов. — Мн.: МГЛУ, 2011. — 38 с.

6 Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 2013.-156с

7. Колобанов В.В. Валеология в начальной школе». — Журнал «Начальная школа», 2011г.

8. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 2011г.

2.4. Условия и образ жизни

В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее.

Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением.

В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора – генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

  1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

  2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

  3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

  4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:

  • индивидуально-типологическими наследственными факторами;

  • объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

  • конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

  • личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т.п.). Попытки выделить доминирующий фактор и положить его в основу достижения здоровья предпринимаются давно. Так, Гиппократ в явлении «здорового образа жизни» специфическим элементом считал физическое здоровье человека (хотя и называл неправильное питание «матерью всех болезней»), Демокрит же в здоровом образе жизни приоритетным считал духовное начало. Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями:

1. Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т.д. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека.

2. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциал; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками:

  • физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями;

  • физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни;

  • физической подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического совершенства человека;

  • психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением – мышечным движением;

  • психическим состоянием – сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельность в сложившейся ситуации;

  • психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем;

  • социальным образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта труда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни общества;

  • духовностью как «одним из самых главных заблуждений человечества – это отрыв от материального» (по Н. Рериху).

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

  • оптимальный двигательный режим;

  • тренировку иммунитета и закаливание;

  • рациональное питание;

  • психофизиологическую регуляцию;

  • психосексуальную и половую культуру;

  • рациональный режим жизни;

  • отсутствие вредных привычек;

  • валеологическое самообразование.

В последующих главах учебника будет дан анализ основных из указанных факторов. Здесь же необходимо остановиться на последнем из них – валеологическом самообразовании. Это обусловлено тем, что обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л. Н. Толстого, уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек, должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета – эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования и самообразования.

Следующим этапом валеологического образования должно стать формирование определенной организации самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. При этом важно, что в каждом случае валеологическое образование становится элементом валеологической культуры именно данного человека, и здесь неприемлемы подходы массовой медицины, для которых свойственны всеобщие, единые нормы и рекомендации. С этих позиций под валеологической культурой следует понимать осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и определяющее его бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих людей.

Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями. Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Вот почему, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, – постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями (так как в этот период он постоянно испытывает дефицит знаний в различных аспектах обеспечения здорового образа жизни), указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п.

Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие системы физической культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии, педагогики и т.д. и учитывающая основные особенности контингента и целей, условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социальными и производственно-техническими, научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами и т.п.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения – важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих биосоциальных критериев:

1. Оценку морфофункциональных показателей здоровья:

– уровень физического развития;

– уровень физической подготовленности.

2. Оценка состояния иммунитета:

– количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

– при наличии хронического заболевания – динамику его течения.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

– эффективность профессиональной деятельности;

– активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

– широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей:

– степень сформированности установки на здоровый образ жизни;

– уровень валеологических знаний;

– уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

– умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому образу жизни, можно считать, что он:

  • положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат – уменьшает затраты на лечение;

  • способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

  • обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

  • является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

  • обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;

  • позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

  • обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Следует отметить особую важность валеологического образования детей, которое является предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей. Эффективность же валеологического образования детей, как показывает педагогическая практика, оказывается более высокой в связи с тем, что их нервная система более пластична, а существующие у них жизненные установки еще недостаточно прочны. Естественно, что это создает благоприятные возможности для воспитания у детей положительной мотивации на здоровье и ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Ключевые слова:здоровье, наследственность, экология, медицина, образ жизни, профилактика.

Контрольные вопросы:

  1. Генетические предпосылки здоровья.

  2. Учет наследственных факторов в построении здорового образа жизни.

  3. Образ жизни родителей и наследственность.

  4. Понятие о наследственной и врожденной патологии.

  1. Экологические факторы здоровья и наследственность.

  1. Экология и образ жизни современного человека.

  2. Понятие об экологической патологии.

  1. Роль медицины в обеспечении здоровья.

  2. Понятие о медицинской профилактике заболеваемости.

  3. Медицинские подходы в лечении заболеваний.

  4. Образ жизни и здоровье.

  5. Понятие о здоровом образе жизни.

  6. Критерии здоровья человека.

  7. Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.

Литература:

Айзман Р. И.Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996.

Баевский P.M.Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1992.

Брехман И. И.Валеология – наука о здоровье. ФиС, 1990.

Вайнер Э.Н.Общая валеология. Липецк, 1998.

Казначеев В. П.Теоретические основы валеологии. Новосибирск, 1993.

Казначеев В.П.Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.

Купер К.Новая аэробика. М., 1979.

Лисицын Ю.П.Образ жизни и здоровье населения. М., 1982.

Лищук В., Мостовая Е.Обзор основ здоровья. М., 1994.

Меерсон Ф.З.Общий механизм адаптации и профилактики. М.,1973.

Петленко В.П.Валеология человека: здоровье – любовь – красота. СПб, 5.ТОМОВ, 1996–1998.

Краткая история глобальных условий жизни и почему важно, чтобы мы это знали


Последний раз текст, данные и визуализации обновлялись в 2020 году.


Мы работаем над «Нашим миром в данных», чтобы предоставить добиться прогресса в решении крупнейших мировых проблем .

Наша миссия имеет смысл только в том случае, если действительно возможно добиться прогресса в решении серьезных проблем, с которыми сталкивается мир. Очень немногие думают, что мир движется вперед. В опросе 2015 года задавался вопрос: «Учитывая все обстоятельства, как вы думаете, мир становится лучше или хуже, или не становится ни лучше, ни хуже?». В Швеции 10% считают, что дела идут лучше, в США — только 6%, а в Германии — только 4%.

Какие доказательства нам необходимо учитывать при ответе на этот вопрос?

Вопрос в том, как изменился мир, и поэтому мы должны смотреть в историческую перспективу. И вопрос касается мира в целом, и поэтому ответ должен касаться всех. Ответ должен учитывать историю глобальных условий жизни — историю каждого.

Крайняя бедность

Всемирный банк обновил свои данные о бедности и неравенстве

Данные в этой статье основаны на предыдущем выпуске данных Всемирного банка о бедности и неравенстве, в которых доходы выражены в международных долларах за 2011 год.

С тех пор Всемирный банк обновил свои методы и теперь измеряет доходы в 2017 году в международных долларах. В рамках этого изменения также была обновлена ​​международная черта бедности, используемая для измерения крайней бедности: с 1,90 доллара США (в ценах 2011 года) до 2,15 доллара США (в ценах 2017 года).

Это мало повлияло на наше общее понимание бедности и неравенства во всем мире. Но из-за изменения единиц измерения многие цифры, упомянутые в этой статье, будут отличаться от последних данных Всемирного банка.

Глобальная бедность — одна из самых больших проблем в современном мире. Можно ли добиться прогресса в решении этой проблемы? Чтобы увидеть, откуда мы пришли, мы должны отправиться далеко назад во времени. 30 или даже 50 лет мало. Когда вы рассматриваете только то, как мир выглядел во время нашей жизни, легко представить себе мир как статичный – более богатые части мира здесь и более бедные регионы там – и сделать ложный вывод, что он всегда был таким и всегда был таким. будет так.

Взгляните на более длинную перспективу, и станет ясно, что мир вовсе не статичен. Мы можем изменить мир. Страны, которые сегодня богаты, всего несколько поколений назад были очень бедны.

Чтобы не изображать мир в статике — Север всегда намного богаче Юга — мы должны начать на 200 лет назад, до того момента, когда условия жизни действительно резко изменились.

Организация Объединенных Наций измеряет «крайнюю бедность» как жизнь менее чем на 1,90 доллара в день. Это чрезвычайно низкая черта бедности, которая привлекает внимание к самым бедным людям в мире.

Эти цифры бедности учитывают неденежные формы дохода – для бедных семей сегодня и в прошлом это важно, особенно потому, что многие из них являются фермерами, ведущими натуральное хозяйство, которые живут в основном за счет собственного производства продуктов питания. Показатель крайней бедности также корректируется с учетом различных уровней цен в разных странах и корректируется с учетом изменения цен с течением времени (инфляции) – бедность измеряется в так называемом «международном долларе». В результате этих корректировок покупательная способность одного международного доллара в 2011 году равна покупательной способности одного доллара США9.0004

На первой диаграмме показаны оценки доли населения мира, живущего в условиях крайней нищеты. В 1820 году лишь крошечная элита имела более высокий уровень жизни, в то время как подавляющее большинство людей жили в условиях, которые сегодня мы назвали бы крайней нищетой. С тех пор доля крайне бедных постоянно снижалась. Все больше и больше регионов мира индустриализировались и, таким образом, повышалась производительность, что позволяло вырваться из бедности большему количеству людей: в 1950 году две трети мира жили в условиях крайней нищеты; в 1981 все еще было 42%. В 2015 году — последнем году, за который у нас есть данные, — доля населения мира, живущего в условиях крайней нищеты, упала ниже 10%.

Черта бедности в $1,90 очень низка и касается самых бедных в мире. Мир также добивается прогресса в борьбе с бедностью по сравнению с более высокими чертами бедности. Фактически, независимо от того, какую черту бедности вы выберете, доля людей, живущих за этой чертой бедности, во всем мире сократилась (см. здесь).

Это огромное достижение, для меня как для исследователя, занимающегося вопросами экономического роста и неравенства, пожалуй, самое большое достижение за последние два столетия. Это особенно примечательно, если учесть, что население мира увеличилось в 7 раз за последние два столетия — выключите переключатель «Относительно» в этой визуализации, чтобы увидеть номер людей, живущих в бедности и вышедших из нее. В мире без экономического роста 7-кратное увеличение населения привело бы к все меньшему и меньшему доходу для всех, этого было бы достаточно, чтобы загнать всех в крайнюю нищету. Однако произошло прямо противоположное. Во времена беспрецедентного роста населения наш мир смог обеспечить процветание большему количеству людей и постоянно вытаскивать больше людей из крайней нищеты.

Повышение производительности было важно, потому что оно сделало жизненно важные товары и услуги менее дефицитными: больше еды, лучшую одежду и менее тесные жилища. Производительность — это соотношение между результатом нашей работы и вкладом, который мы в нее вкладываем; по мере роста производительности мы выигрывали от увеличения производительности, но также и от уменьшения затрат — количество рабочих часов в неделю сократилось очень существенно.

Экономический рост был важен еще и потому, что он изменил отношения между людьми. В течение долгого времени, в течение которого мир жил в мире без роста, единственный способ стать лучше, чтобы кто-то другой стал хуже. Это была экономика с нулевой суммой. Твоя собственная удача была неудачей твоих соседей. Экономический рост изменил это, рост сделал возможным то, что вы стали лучше, когда другие стали лучше. Изобретательность тех, кто создал технологию, повышающую производительность, — современный транспорт, производственное оборудование и коммуникационные технологии — сделала некоторых из них очень богатыми и в то же время повысила производительность и доходы других. Трудно переоценить, насколько различна жизнь в экономике с нулевой суммой и в экономике с положительной суммой.

К сожалению, средства массовой информации чрезмерно одержимы сообщениями об отдельных событиях и вещах, которые идут не так, и почти не уделяют достаточного внимания медленным событиям, которые меняют наш мир. Имея эти эмпирические данные о сокращении бедности, мы можем конкретизировать, как будут выглядеть СМИ, сообщающие о глобальном развитии. Заголовок может быть «Число людей, живущих в условиях крайней нищеты, со вчерашнего дня сократилось на 130 000 человек», и такой заголовок будет появляться не один раз, а каждый божий день с 19 года.90, поскольку в среднем каждый день в условиях крайней нищеты становилось на 130 000 человек меньше. Если вы предпочитаете полагаться на более высокую черту бедности, цифры будут еще более впечатляющими. Ежедневный заголовок указывал бы, что число людей, живущих более чем на 10 долларов в день, увеличилось на четверть миллиона в среднем на дней за последнее десятилетие.

Важно знать, что можно добиться прогресса в борьбе с бедностью, потому что даже после двух столетий прогресса бедность остается одной из самых больших проблем в мире. Большинство населения мира по-прежнему живет в бедности: каждый десятый человек живет менее чем на 1,90 доллара в день, а две трети живут менее чем на 10 долларов в день. В богатых странах человек считается бедным, если он или она живет менее чем на 30 долларов в день; если мы полагаемся на это определение бедности, то мы обнаружим, что 85% населения мира живет в бедности. 1 Требуется гораздо больше прогресса.

Грамотность

Как изменилось за этот период образование населения мира? На этой диаграмме показана растущая доля населения мира, умеющего читать и писать. Сегодняшнее образование, в том числе в сегодняшних богатейших странах, опять-таки совсем недавнее достижение. Лишь в последние два века грамотность стала нормой для всего населения.

В 1820 г. только каждый 10-й человек старше 15 лет был грамотным; в 1930 году это был каждый третий, а сейчас мы находимся на уровне 86% в мире. Иными словами, если вы жили в 1800 году, вероятность того, что вы не умеете читать, составляла 9 из 10; сегодня более 8 из 10 человек умеют читать. А среди сегодняшней молодежи шансы намного выше, поскольку многие из сегодняшних неграмотных людей пожилые.

Если вы считаете, что наука, техника, политическая свобода важны для решения крупных мировых проблем, и вы думаете, что чтение и письмо помогают решать проблемы, то рассмотрите цифры в абсолютных числах. Сегодня насчитывается около 4,6 миллиарда человек, умеющих читать и писать. 2 В 1800 году насчитывалось менее 100 миллионов человек с таким же навыком.

Здоровье

Одна из причин, по которой мы не видим прогресса, заключается в том, что мы не осознаем, насколько плохим было прошлое.

В досовременные времена около умерло половина всех детей (см. здесь). Приведенная здесь диаграмма показывает, что в 1800 году состояние здоровья было таким, что около 43% новорожденных в мире умерли, не дожив до своего 5-летия. Исторические оценки предполагают, что весь мир жил в плохих условиях; так что между разными регионами было относительно мало различий, во всех странах мира более чем каждый третий ребенок умер, не дожив до 5 лет.

Было бы неправильно полагать, что современная медицина была единственной причиной улучшения здоровья. Первоначально рост благосостояния, меры общественного здравоохранения и изменение характера социальной жизни имели большее значение, чем медицина. Улучшение жилищных условий и санитарии увеличило наши шансы в вековой войне с инфекционными заболеваниями. Более здоровое питание, ставшее возможным благодаря более высокой производительности в сельскохозяйственном секторе и внешней торговле, сделало нас более устойчивыми к болезням. Улучшение питания и здоровья также сделало нас выше.

Но ведь наука и медицина тоже имели значение. Более образованное население добилось ряда научных открытий, позволивших еще больше снизить смертность и заболеваемость. Особое значение имело открытие микробной теории болезней во 2-й половине 19 в. Оглядываясь назад, трудно понять, почему новая теория может быть настолько важной. Но во времена, когда врачи не мыли руки при переходе от патологоанатомического к акушерскому делу, теория окончательно убедила наших предков в том, что гигиена и общественная санитария имеют решающее значение для здоровья.

Микробная теория болезней заложила основу для разработки антибиотиков и вакцин и позволила человечеству, наконец, продвинуться вперед в вековой битве против микробов. Общественное здравоохранение имело огромное значение: все получают пользу от вакцинации всех остальных, и все получают выгоду от того, что все остальные соблюдают правила гигиены.

Благодаря этим изменениям глобальное здоровье улучшилось таким образом, что наши предки не могли себе представить. В 2017 году детская смертность снизилась до 3,9.% – в 10 раз ниже, чем 2 века назад. Вы должны смотреть в эту долгосрочную перспективу, чтобы увидеть прогресс, которого мы достигли.

Те же данные о детской смертности также показывают нам, насколько серьезной остается проблема детской смертности. В среднем каждый день умирает 15 000 детей.

Срочно необходим дальнейший прогресс, и, как показывает наша история, он возможен.

Свобода

Политическая свобода и гражданские свободы лежат в основе развития, поскольку они являются одновременно средством и целью развития.

Журналистика и публичный дискурс являются столпами, на которых держится эта свобода, но качественные оценки этих аспектов несут риск того, что мы ошибочно воспринимаем упадок свобод с течением времени, тогда как на самом деле мы поднимаем планку, по которой мы судим о своей свободе. Таким образом, количественные оценки могут быть полезны, когда они помогают нам измерять свободу по одному и тому же критерию в разных странах и во времени.

Существуют различные попытки измерить типы политических режимов, которые управляют странами мира, и зафиксировать что-то столь сложное, как политическая система, неизбежно вызывает споры. Нет никакого способа обойти это. В этом анализе я полагаюсь на индекс Polity IV, поскольку он является наименее проблематичным из показателей, которые представляют долгосрочную перспективу. Индекс измеряет политические режимы в диапазоне от +10 для полных демократий до -10 для полных автократий; режимы, находящиеся где-то посередине этого спектра, называются анократиями. К этому я добавил информацию о странах мира, которыми управляли другие страны как часть колониальной империи.

Опять же, я хочу дать долгосрочную перспективу, чтобы получить представление о том, как изменилась политическая свобода за последние 200 лет.

На диаграмме показана доля людей, живущих при различных типах политических режимов в этот период. На протяжении 19 века более трети населения жило при колониальных режимах, а почти все остальные жили в странах с автократическим управлением. Первое расширение политической свободы с конца 19 века и далее было подавлено подъемом авторитарных режимов, которые во многих странах заняли свое место в период, предшествовавший Второй мировой войне.

Во второй половине 20-го века мир значительно изменился: Колониальные империи прекратили свое существование, и все больше и больше стран становились демократическими: Доля населения мира, живущего в демократиях, постоянно увеличивалась – особенно важным был распад Советского Союза, который позволил большему количеству стран демократизироваться. Сейчас более чем каждый второй человек в мире живет в условиях демократии.

Подавляющее большинство живущих в автократии — 4 из 5 — живут в одной автократической стране: Китае.

Население

Если вы нажмете переключатель «Относительно» на любой из предыдущих диаграмм, вы увидите увеличение населения мира за последние 2 века. Население мира составляло около 1 миллиарда человек в 1800 году и с тех пор увеличилось в 7 раз.

Однако рост населения Земли должен вызывать больше, чем гибель и мрак. Прежде всего, это увеличение свидетельствует об огромном достижении. Это показывает, что люди перестали умирать со скоростью, с которой умирали наши предки в течение многих тысячелетий до этого.

В досовременные времена рождаемость была высокой – нормой было 5-6 детей на одну женщину. Что удерживало низкий прирост населения, так это очень высокий уровень смертности и это означало, что многие дети умерли до того, как достигли репродуктивного возраста. Увеличение населения мира последовало, когда человечество начало побеждать в борьбе со смертью. Ожидаемая продолжительность жизни удвоилась во всех регионах мира.

Рост населения — временное явление, это следствие того, что рождаемость и смертность не снижаются одновременно. Быстрый рост населения произошел, когда рождаемость была еще такой же высокой, как в нездоровой окружающей среде прошлого, но смертность уже снизилась до низкого уровня нашего времени.

То, что мы видели в стране за страной за последние 200 лет, это то, что когда женщины обретают больше независимости, образования и процветания и понимают, что шансы их детей умереть уменьшаются, они решают иметь меньше детей. Быстрый рост населения подходит к концу. Этот переход от высокой смертности и высокой рождаемости к низкой смертности и низкой рождаемости называется демографическим переходом. В тех странах, которые первыми осуществили индустриализацию, она длилась по крайней мере с середины 19 века до середины 20 века – на это ушло 95 лет для снижения рождаемости с более чем 6 детей до менее 3 детей на женщину в Великобритании. Страны, которые последовали позже, иногда достигали этого перехода намного быстрее: Южная Корея перешла от более чем 6 детей на женщину к менее чем 3 всего за 18 лет, Иран даже прошел через это всего за 10 лет.

Так же, как страны прошли через этот переход, мир проходит через этот переход. Рождаемость в мире за последние 50 лет сократилась более чем вдвое, по сравнению с более чем 5 детьми на одну женщину в начале 19 века.60-х до менее 2,5 сегодня (см. здесь). Это означает, что мир находится на пороге демографического перехода, а темпы глобального прироста населения фактически достигли своего пика полвека назад.

Теперь, когда мы наблюдаем снижение рождаемости во всем мире, мы приближаемся к концу роста населения: население мира увеличилось в четыре раза в течение 20-го века, в течение этого века оно не удвоится. А в конце века ООН ожидает медленный ежегодный прирост населения на уровне 0,1%, в то время как демографы из IIASA ожидают окончания глобального прироста населения уже в 2075 году9. 0004

Образование

Ни одно из достижений за последние 2 века не могло быть достигнуто без расширения знаний и образования. Революция в том, как мы живем, была вызвана не только образованием, но и сделала образование более важным, чем когда-либо.

В отличие от многих других социальных аспектов, где прогнозы имеют ограниченное применение, я думаю, что образование — это аспект, в котором мы можем сделать некоторые полезные прогнозы. По той простой причине, что образовательная композиция сегодня говорит нам кое-что об образовании завтра — грамотная молодая женщина сегодня будет грамотной старухой в 2070 году9.0004

Как мы уже видели, образование, измеряемое базовым навыком грамотности, уже улучшилось. И мы знаем, что это будет продолжаться, поскольку современная когорта младших намного лучше образована, чем люди из более старших когорт.

На этой визуализации показан прогноз демографов IIASA относительно размера и образовательного состава населения мира до 2100 года. Это интересный взгляд в будущее: исследователи ожидают, что при сегодняшнем более низком глобальном уровне рождаемости число детей снизится с сейчас – на планете никогда не будет больше детей, чем сегодня. И, как упоминалось ранее, исследователи IIASA ожидают, что население мира достигнет пика в 2070 году, а затем уменьшится.

Сосредоточив внимание на структуре образования, прогноз предполагает, что к 2100 году почти не будет никого без формального образования и будет более 7 миллиардов умов, получивших хотя бы среднее образование.

Учитывая огромное значение образования для улучшения здоровья, увеличения политической свободы и искоренения бедности, эта перспектива очень обнадеживает.

Почему мы не знаем, как меняется наш мир?

Мотивом для этой истории глобальных условий жизни послужили результаты опроса, задокументировавшие очень негативный взгляд на глобальное развитие, который есть у большинства из нас. Более 9из 10 человек не считают, что мир становится лучше. Как это согласуется с эмпирическими данными?

Я не думаю, что виноваты только СМИ, но я думаю, что они виноваты в какой-то части этого. Это потому, что СМИ не рассказывают нам, как меняется мир, они сообщают нам, что в мире идет не так.

Одна из причин, по которой средства массовой информации сосредотачиваются на вещах, которые идут не так, заключается в том, что средства массовой информации сосредотачиваются на отдельных событиях, а отдельные события часто бывают плохими — посмотрите на новости: авиакатастрофы, террористические атаки, стихийные бедствия. С другой стороны, позитивные события часто происходят очень медленно и никогда не попадают в заголовки.

Результатом работы средств массовой информации и системы образования, которые не могут предоставить количественную информацию о долгосрочных событиях, является то, что подавляющее большинство людей совершенно ничего не знают о глобальном развитии и имеют мало надежды на то, что прогресс в решении серьезных проблем вообще возможен.

Даже сокращение масштабов крайней бедности в мире — по любым меркам одно из самых важных событий в нашей жизни — известно лишь небольшой части населения Великобритании (10%) или США (5%). В обеих странах большинство людей считает, что доля людей, живущих в условиях крайней нищеты, увеличилась. Две трети жителей США даже считают, что доля крайней бедности «почти удвоилась». Когда мы не знаем основных фактов о глобальном развитии, неудивительно, что у немногих есть надежда на то, что мир может стать лучше.

Единственный способ рассказать историю каждого — использовать статистику, только тогда мы можем надеяться получить обзор жизни 22 миллиардов человек, живших за последние 200 лет. Изменения, о которых свидетельствуют эти статистические данные, меняют наши глобальные условия жизни — медленно, но неуклонно. О них сообщается в этой онлайн-публикации – Наш мир в данных, – которую мы с моей командой создавали в течение последних лет. Мы рассматриваем его как ресурс, чтобы показать эти долгосрочные события и тем самым дополнить информацию в новостях, посвященных событиям.

Сложность рассказа об истории того, как изменилась жизнь каждого человека за последние 200 лет, заключается в том, что вы не можете выбрать отдельные истории. Истории об отдельных людях гораздо более увлекательны — нашему уму нравятся такие истории, — но они не могут отражать то, как изменился мир. Чтобы получить представление о том, как изменился мир в целом, вам нужно рассказать много-много историй одновременно; и это статистика.

Чтобы было легче себе и вам понять преобразование условий жизни, которого мы достигли, я сделал обобщающую визуализацию, в которой я представляю эту 200-летнюю историю как историю группы из 100 человек, чтобы увидеть, как жизнь они изменились бы, если бы пережили этот трансформационный период современного мира. Он сразу показывает некоторые из самых серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся, и прогресс, достигнутый последними поколениями.

Мир как 100 человек за последние два века

Почему важно, что мы не знаем, как меняется наш мир

Один человек не может изменить мир. Преобразование наших условий жизни стало возможным только благодаря сотрудничеству. Для такой революции необходимы наши коллективные мозги и наши совместные усилия.

Остались большие проблемы. Ничто из вышеперечисленного не должно давать нам повода для самоуспокоенности. Наоборот, это показывает нам, что еще предстоит проделать большую работу: достижение скорейшего сокращения крайней бедности является важным достижением, но тот факт, что 85% людей в мире живут менее чем на 30 долларов в день, неприемлем. Мы также не должны принимать ограничения нашей свободы, которые остаются и которые вводятся в действие. И также ясно, что воздействие человечества на окружающую среду находится на уровне, который не является устойчивым и ставит под угрозу биосферу и климат, от которых мы зависим. Нам срочно необходимо уменьшить наше воздействие, и в разделе «Наш мир в данных» вы найдете подробную информацию об экологических проблемах, с которыми сталкивается мир.

Далеко не факт, что мы добьемся прогресса в решении этих проблем — нет железного закона, который гарантировал бы, что мир продолжит эту тенденцию к улучшению условий жизни. Но что ясно в долгосрочной перспективе, так это то, что прогресс возможен и что последние 200 лет привели нас к лучшему, чем когда-либо прежде, положению для решения проблем. Решение проблем – больших проблем – это всегда совместная работа. И группа людей, которая сегодня способна работать вместе, намного сильнее, чем когда-либо на этой планете. Здоровее, богаче и образованнее.

Однако, чтобы наша история была источником вдохновения, мы должны знать свою историю. История, которую мы рассказываем себе о нашей истории и нашем времени, имеет значение. Поскольку наши надежды и усилия по построению лучшего будущего неразрывно связаны с нашим восприятием прошлого, важно понимать и сообщать о глобальном развитии до сих пор. Понимание усилий самих себя и наших ближних является жизненно важным условием плодотворности наших усилий. Знание того, что мы прошли долгий путь в улучшении условий жизни, и представление о том, что наша работа стоит того, для всех нас является тем же, чем самоуважение для отдельных людей. Это необходимое условие совершенствования.

Свобода невозможна без веры в свободных людей. И если мы не знаем своей истории и ложно верим в противоположное истине, мы рискуем потерять веру друг в друга.


Японский перевод этого поста в блоге находится здесь: っていることが重要な理由 . Португальский перевод доступен здесь: A curta história das condições globais de vida e por que é Importante que conheçamos .

Здоровая жизнь с хроническим заболеванием

Хронические состояния распространены в Соединенных Штатах, поражая 6 из 10 взрослых. Но даже если у вас хроническое заболевание, такое как высокое кровяное давление, диабет или артрит, вы можете предпринять шаги, чтобы чувствовать себя хорошо и избежать осложнений. Следуйте этим советам, чтобы справиться с хроническим заболеванием.

На этой странице: Регулярное медицинское обслуживание | Оставайтесь активными | Ешьте здоровую пищу | Узнайте больше о своем хроническом заболевании и о том, как с ним справиться

1

Регулярно получайте медицинское обслуживание.

После того, как вы согласовали план лечения со своим врачом, убедитесь, что вы понимаете его инструкции о том, когда и как принимать лекарства, какое оборудование вам понадобится и другие важные детали. Придерживайтесь своего плана лечения и спросите своего врача или фармацевта, если у вас есть какие-либо вопросы.

  • Принимайте лекарства в соответствии с предписаниями. Прием правильной дозы в нужное время и правильным образом необходим для лечения ваших хронических заболеваний.
  • Следите за своим здоровьем дома . Некоторые планы лечения включают регулярную проверку уровня сахара в крови, артериального давления или других показателей здоровья. Обязательно соблюдайте график и обращайтесь к врачу, если что-то не так. Сообщайте своему медицинскому персоналу о новых или ухудшающихся симптомах или других изменениях, которые вас беспокоят. Например, если вы проходите курс химиотерапии по поводу рака, у вас больше шансов заразиться инфекциями из-за ослабленной иммунной системы. Если вы считаете, что у вас инфекция, немедленно позвоните своему врачу, даже если это произойдет посреди ночи. Узнайте больше о том, как предотвратить заражение.
  • Планируйте регулярные осмотры у своего врача. Хронические заболевания могут по-разному влиять на ваше тело, поэтому важно планировать регулярные визиты, чтобы убедиться, что ваш план лечения работает. Поговорите со своим врачом, чтобы решить, как часто вам следует проходить осмотры.

2

Будьте активны.

Физическая активность — один из лучших способов улучшить свое здоровье. Если у вас есть хроническое заболевание, регулярная активность может помочь вам контролировать свое состояние и предотвратить осложнения. Оставаться активным может:

  • Мгновенное улучшение самочувствия, функций и сна.
  • Помогите вам оставаться независимыми и здоровыми, чтобы вы могли выполнять повседневные задачи.
  • Помогите вам контролировать свой вес.
  • Улучшите свое психическое здоровье.
  • Уменьшите боль и улучшите функцию, если у вас артрит.

Взрослые с хроническими заболеваниями или инвалидностью, которые в состоянии, должны стараться соответствовать федеральным рекомендациям по физической активности: не менее 150 минут аэробной физической активности средней интенсивности каждую неделю плюс 2 дня в неделю силовых упражнений.

Если вы не можете следовать этим рекомендациям, помните, что хоть какая-то активность лучше, чем ее отсутствие. Посоветуйтесь со своим врачом, чтобы установить цели физической активности, которые соответствуют вашим способностям.

3

Ешьте здоровую пищу.

Только 1 из 10 взрослых ест рекомендуемое количество фруктов и овощей. Здоровое питание является важной частью лечения хронических заболеваний и предотвращения осложнений.

В соответствии с рекомендациями по питанию для американцев на 2020–2025 годы [PDF – 30,6 МБ] план здорового питания:

  • Особое внимание уделяется фруктам, овощам, цельнозерновым продуктам, обезжиренному или нежирному молоку и молочным продуктам.
  • Включает различные белковые продукты, такие как морепродукты, нежирное мясо и птица, яйца, бобовые (фасоль и горох), продукты из сои, орехи и семена.
  • С низким содержанием добавленных сахаров, натрия, насыщенных жиров, транс-жиров и холестерина.
  • Остается в пределах вашей ежедневной потребности в калориях.

План MyPlate Plan Министерства сельского хозяйства США может помочь вам определить, что и в каком количестве можно есть из различных групп продуктов, чтобы оставаться в пределах рекомендуемой нормы калорий. Вы также можете скачать My Food Diary [PDF — 126 КБ], чтобы следить за своим питанием.

4

Узнайте больше о своем хроническом заболевании и о том, как с ним справиться.

Если у вас есть хроническое заболевание, изучение того, как решать проблемы и принимать обоснованные решения о своем здоровье, может помочь вам вести более здоровый образ жизни. Программы обучения самоконтролю (SME) могут помочь вам научиться справляться с симптомами вашего состояния, улучшить свои привычки в еде и сне, снизить стресс и вести здоровый образ жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *