Уважение — Психологос
01 октября 2022 г., 21:52
Фильм «Спирит: Душа прерий»
Уважение – признание высокого статуса, почтительное отношение к кому-либо или чему-либо, основанное на действительном признании достоинств, заслуг, личных качеств, уникальных особенностей.
Действительно признавать значит признавать не потому что ты слаб и тебя заставили, а свободно, с позиции сильного. Способность уважать связана с развитием третьей позиции восприятия, объективного взгляда на ситуацию.
Все ли знают, что такое уважение? – Нет. Что такое уважение, знают только взрослые и воспитанные люди. Детям уважение не знакомо, уважение не знакомо плохо воспитанным людям: тем, которые не жили среди достойных уважения людей и не знают, как следует в отношении них себя вести. Что такое уважение, знают только те, кто достойны уважения сами. Достойные люди уважают друг друга даже тогда, когда объективно являются врагами. См. →
Уважать – это считаться с интересами другого человека, соблюдать приемлемый для него формат общения и взаимодействия, добровольно действовать по его правилам. Женщины не прочь об уважении поговорить, но женщине важнее любовь, а не уважение. Аналогично, мужчине приятно чувствовать, что его любят, но унизительно понять, что его не уважают. Мужчине уважение важнее любви.
Уважение в отношениях мужа и жены – огромная отдельная тема. В восточной семье мужчина уважаем всегда и по умолчанию, просто потому, что он мужчина. Женщина там может быть любимой, но по уровню уважения она на Востоке никогда не сравнится с мужчиной. В европейских семьях отношения другие: тут уже многие неплохо знают, что такое языки любви, но постепенно забывается, что такое языки уважения… См.→
Вопрос об уважении к ребенку – не прост, поскольку уважение заслуживается реальными достижениями. Тогда как правильно: дарить ребенку уважение авансом – или уважать его только тогда, когда он это заслужил? Достойно уважения такое мнение отца: Если мой сын чем-то занят, то с какой стати он должен всё бросать и бежать на зов мамы или папы? Вы сами-то побежите, если вас вот так вот позовут? Вы вот взрослого человека так же к себе призываете? Или сначала спросите, может ли он сейчас подойти? Поэтому если мой сын чем-то занят, я всегда спрашиваю, может ли он ко мне подойти.
.. См.→Уважение предполагает видеть в другом человеке субъекта, а дрессировка, скорее, объекта. На этом основано достаточно распространенный протест против применения методов дрессировки к близким, уважаемым и любимым людям. Протест в целом верный, в деталях необходимы уточнения, хотя бы потому, что есть факт: именно у талантливых дрессировщиков наблюдаются очень крепкие, близкие и душевные отношения с близкими людьми. Похоже, что дрессировка не исключает любви и уважения, а при умелом использовании может быть им помощью. См.→
- Языки уважения
- Отношение к
Комментарии (8):
Русскому самосознанию свойственна некоторая расслабленность и мечтательность. Душа русская жива надеждой на лучшее будущее и мало озабочена реалиями здесь и сейчас бытия. Потребность нашей души любить мир и покой в себе самой рождает долготерпение и психическую устойчивость, а суровый кримат — способность выживать в неблагоприятных условиях. Душа наша не мечтает о комфорте бытовом, но и не чурается его, хотя первично внутреннее понимание, что богатство — это не обладание благами материальными, но наличие Бога в душе. Моральное основание собственного бытия, способность к сочуствию и взаимопониманию и есть источник фразы, которая имеет чисто русские корни: — Ты меня уважаешь? Уважение есть потребность душевная, его не купишь и не завоюешь. Не знают, что такое уважение дети, а также грубые и невоспитанные люди. Способность уважать другого свойственна лишь развитым в духовном смысле людям. Она есть понимание тех трудностей в развитии самоосознания и той воли, которую проявляют уважаемые нами люди и зачастую отражают соственную способность жить духовным содержанием нашей души. Мы с уважением относимся к тем, кто показывает нам лучшие стороны человеческой души и не любим тех, кто подчинил свою душу материальному существованию — бытию плоти. Общественное сознание как таковое не есть источник взаимоуважения. Оно всегда личностно, субъективно и направлено на поиск в другом тех качеств, которые мы сами считаем достойными человека, как существа, отражающего аспекты Верховной Личности — Бога.
Но ещё большее удовлетворение мы получаем от собственного бытия, когда у нас получается хоть на секунду — другую ощутить свою жизнь как общение в Духе Святом с Самим Богом … когда Бог прикасается к нам Своей Любовью.Гость, 22 декабря 2017 г., 20:35
По моему мнению, автор путает в статье ряд понятий, не обозначающих «уважение» как таковое, а являющихся сопутствующими уважению, при этом даже не обязательно. Термины «почтение», «признание заслуг», «предупредительность», «восхищение» и т.п. тоже для чего-то придумали. Реальное раскрытие внутреннего значения термина чётко отражено только в строке: «Уважать — это считаться с интересами другого человека, соблюдать приемлемый для него формат общения и взаимодействия». Попробуйте развить это определение, думаю, статья от этого станет значительно полезнее.
4
ответа
Гость, 27 января 2019 г., 01:07
Спасибо за статью мне помогло осознать некоторые оспекты по уважению раньше я этого не понимала.
Гость, 27 июня 2019 г., 12:31
Считаться с интересами — это уважать или уважительно относиться?Гость, 12 июля 2020 г., 16:11
«Реальное раскрытие внутреннего значения термина чётко отражено только в строке: «Уважать — это считаться с интересами другого человека, соблюдать приемлемый для него формат общения и взаимодействия» — не соглашусь, что суть кроется именно в этом, например, к выражению «соблюдать приемлемый для него формат общения» можно отнести поведение человека не из соображений уважения, а из подхалимства или страха, что гораздо чаще встречается в современном обществе, а «считаться с интересами другого человека» можно не из уважения, а по взаимовыгодным обстоятельствам, так что вариантов хоть отбавляй ) Думаю, что уважение — это когда все положительные проявления собраны вместе.
Гость, 16 декабря 2021 г., 15:53
Я тоже за именно такое уважение. Иначе, если твои заслуги и достижения неочевидны для собеседника, на сколь либо приемлемое общение рассчитывать не приходится.
Гость, 22 марта 2019 г., 11:30
Не со всем согласен, но все равно полезно. Спс.
T Val, 12 июля 2020 г., 16:53
«Женщины не прочь об уважении поговорить, но женщине важнее любовь, а не уважение. Аналогично, мужчине приятно чувствовать, что его любят, но унизительно понять, что его не уважают. Мужчине уважение важнее любви». — Относительно данного высказывания можно сказать, что уважение является одной из составляющих любви, если конечно рассматривать саму любовь, как светлое и здоровое чувство, от которого вас наполняет позитивными эмоциями. В случае же с зависимыми отношениями можно сказать, что человек «любит», но не уважает. Рассуждая далее над написанным: «Аналогично, мужчине приятно чувствовать, что его любят, но унизительно понять, что его не уважают. Мужчине уважение важнее любви» — можно сделать вывод, что для нормального мужчины будут ценны отношения, где его любят полноценной здоровой любовью, которая должна включать в себя уважение, и а не каким-то заменителем этого слова.
Многие ли из нас задумывались о том, что действительно важно в межличностных отношениях? Скажу, что многие, прочитав данную статью, будут отталкиваться от определенного авторитета сайта psychologos.ru и даже возможно ссылаться на данную публикацию, что по моему мнению внесет дисбаланс в межличностных отношениях и, как следствие, возможно нарушение их гармонии. Всем успехов, с пожеланиями думать своей головой и анализировать сказанное или написанное, ведь очень часто бывает так, что люди ошибаются или все еще находятся в поиске каких-либо знаний, что в частности относится и ко мне лично.Материалы по теме:
17 окт. 2014 г.
Можно ли говорить о дрессировке в отношениях близких людей?
Можно ли использовать дрессировку в отношении близких и дорогих нам людей? Нормально ли, если близкие люди будут использовать дрессировку в отношении нас самих? «Привитие человеку привычек» — это бытовое именование того, что в науке называется дрессировкой: повторение и закрепление, повторение и закрепление. В той мере, как мы прививаем хорошие привычки себе или другим, мы занимаемся дрессировкой себя или других. В той мере, в какой мы пользуемся своим разумом, мы можем договариваться друг с другом и сами с собой. Однако наша жизнь организуется не только разумом, у каждого из нас есть привычки, а с привычкой не договоришься: привычка формируется по законам положительного или отрицательного подкрепления. ;;
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Самоуважение
Самоуважение — уважение (или неуважение) человека к самому себе, основанное на объективных достоинствах и успехах личности, либо, напротив, в связи с виной или ошибками. Самоуважение — модель отцовской, требовательной любви в отношении самого себя.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Уважение к ребенку
Мой сын очень часто берёт на себя инициативу выбора того, чем ему заниматься. И если он чем-то занят, то с какой стати он должен всё бросать и бежать на зов мамы или папы? Вы сами-то побежите, если вас вот так вот позовут? Вы вот взрослого человека так же к себе призываете? Или сначала спросите, может ли он сейчас подойти? Поэтому если мой сын чем-то занят, я всегда спрашиваю, может ли он ко мне подойти.
6Подробнее
01 окт. 2022 г.
Уважение в семейных отношениях
В восточной семье девочек с раннего детства учат относиться к мужчине безусловным уважением на том лишь основании, что он мужчина. Мужчина на Востоке земной бог и Господин. Почитать, слушаться и ухаживать — это не просто традиции, это введено в ранг закона. Например, жена обязана прислуживать мужу за столом выказывая тем самым уважение. В Индии омывание стоп близкому человеку, является признаком высшего уважения мужу. В Египте появиться перед мужем в неподобающем виде в старом халате и непричесанной – признак неуважения.
19Подробнее
01 янв. 2013 г.
Воспитанность
Под воспитанностью в повседневной жизни обычно понимаются хорошие манеры, умение адекватно вести себя в обществе и уважение к другим людям.
3Подробнее
01 янв. 2010 г.
Все ли знают, что такое уважение
Все ли знают, что такое уважение? — Нет. Детям уважение не знакомо, уважение не знакомо плохо воспитанным людям — людям, которые не жили среди достойных уважения людей и не знают, как следует в отношении них себя вести. Что такое уважение, знают только те, кто достоин уважения сами.
1Подробнее
18 февр. 2014 г.
Языки уважения. Как любить настоящих мужчин?
Женщинам важнее чувствовать любовь, а мужчинам важнее уважение. Это не значит, что женщинам не важно уважение, а мужчины не нуждаются в любви — это не так, но разница между мужчинами и женщинами здесь есть. Женщины начинают жаловаться на недостаток уважения к ним, когда чувствуют недостаток любви, при том что прощают некоторое к себе неуважение, когда чувствуют искреннюю и горячую любовь мужчины. Аналогично и мужчины: если он чувствует настоящее уважение к себе, он скорее спокойно отнесется к отсутствию горячей любви жены в его сторону, но если он заметит с ее стороны неуважение, с его стороны мгновенно вспыхивают претензии «Ты меня не любишь!».
115Подробнее
что это такое и как его получить?
Рене Декарт говорил «Уважение других дает повод к уважению самого себя». И он был прав: эти два проявления уважения поддерживают гармонию, что уберегает нас от изматывающих конфликтов и непонимания. Кто (или что) еще требует уважительного отношения? Как быть, если буквально ощущаешь чужое неуважение? Какими поступками подчеркнуть ценность другого человека? И почему аванс можно получить не только деньгами? Ответы – в статье.
Что такое уважение?
Уважение — это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социально-допустимый формат общения, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда. Это умение принять без осуждения поступки, поведение, высказывания другого человека, даже если мы не разделяем или не понимаем его мотивов. Уважение – это константа в формуле человеческих взаимоотношений и собственной идентичности.
Почему уважение настолько значимо:
- Помогает замечать и соблюдать личные границы другого человека, удерживать свои.
- Служит базой для высокой самооценки, чувства собственного достоинства, ощущения личной значимости, самоэффективности, психологического и психического здоровья.
- Помогает выдерживать чужое осуждение, критику, неприязнь.
- Дает возможность проявить лучшие качества: доброту, сочувствие, заботу.
Что случится, если мы перестаем уважать друг друга? Люди – не машины, они сразу чувствуют фальшь в показном внимании. Да и играть «в уважение» долго не получается. Невозможно насильно заставить уважать кого-то. Уважение не покупается, не вырабатывается запретами, страхом, кнутом или поощрением. Оно возникает тогда, когда человек замечает в других качества и достоинства, которые считает значимыми и важными, к чему стремится сам.
Слова «уважение» нет в текстах Античности, но рассуждения о понятии «respectus»-«внимание, почтение» встречаются в трудах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Слово «уважение» заимствовано из нескольких европейских языков. Так, например, в немецком есть слово «Wage»-«важный», а в польском «uwazny»-«быть внимательным», «uwaga»-«внимание». Однокоренное слово «waga»-«вес» дополнительно раскрывает смысл понятия. Ведь о человеке, который пользуется уважением, влиянием, имеет достойную репутацию так и говорят «имеет вес в обществе».
Пройти тест на уверенность в себе
Виды уважения.
В трудах античных философов, а позже в работах Р. Декарта, И. Канта, Б. Паскаля речь шла именно об уважении к закону, правам человека, институте гражданства. Уважение прав человека считалось основой правового государства, в центре которого была «уважаемая личность». Постепенно смысл понятия расширился и распространился на другие сферы жизни.
Каким может быть уважение?
- К своему «Я». В мире, где каждый норовит обидеть или обмануть, укрепить самоуважение чрезвычайно трудно. Но необходимо. Самоуважение означает точное знание, на что ты способен, а на что – нет. Это способность принимать себя целиком и не зависеть от мнения окружающих. Самоуважение – это внутренняя ценность и важность личности для самой себя.
- К окружающим. Эта способность проявляется на всех уровнях: общении со старшими, с равными, с младшими. Например, это внимательное отношение к родителям, к партнеру, детям, сотрудникам, знакомым и малознакомым, умственно отсталым и пожилым людям. Это толерантное отношение к религиозным верованиям других, к людям иной сексуальной ориентации.
- К природе. В Ведах есть красивое определение уважения: это принятие во внимание интересов других живых существ. Современная экофилософия дополняет: уважать природу куда важнее, чем любить ее. Это значит сохранять любые формы жизни, осторожно и бережно относиться к природным ресурсам, понимать свою ответственность перед будущими поколениями.
- К социальным нормам. Это вежливость, приверженность традициям, соблюдение деловой этики, корпоративных норм, правил хорошего тона и требований к внешнему виду. Это внутренняя культура, связанная с правилами приличия и умением соблюдать разумную дистанцию по отношению к людям.
- К патриотическим символам. Это способность уважать государственную символику: герб, флаг, гимн. Это уважительное отношение к государственным праздникам, историческим ценностям.
Знакомое выражение «уважение надо заслужить» – это тупиковый путь. Право на уважительное отношение каждый человек получает от рождения, просто потому, что живет на свете. Оно дается как аванс и человеку предстоит сделать что-то «плохое», чтобы разубедить в этом окружающих.
Что делать, если не уважают?
Неуважение проявляется разными способами. Оно может быть демонстративным или опасно тихим. Возможно, вначале неуважение не будет слишком беспокоить, но со временем оно превратится в проблему. Чтобы не доводить до критической точки, нужно научиться вовремя распознавать сигналы.
Можно уже начинать беспокоиться, если:
- Вы становитесь любимым объектом для оскорбительных шуток, замечаний, сплетен, обсуждения.
- О вас вспоминают только тогда, когда кому-то нужна помощь.
- Вас перебивают, не слушают, демонстративно игнорируют.
- Ваши слова, выводы, замечания ставят под сомнение.
- Ваше время не ценят – опаздывают на встречи, не перезванивают, не отвечают на сообщения.
- О вас «забывают», когда речь заходит о дружеских посиделках.
- Ваши усилия не принимаются в расчет.
- Перед вами не извиняются.
- Вас пристально оценивают.
- Во время общения вы замечаете презрительные ухмылки, пренебрежительные жесты собеседника.
- И самое обидное: вы стали тем человеком, о которого принято «вытирать ноги».
Чтобы вернуть уважение, понадобится немало сил. Но результат того стоит. Даем несколько советов, чтобы бороться с неуважением.
Шаг 1. Не пытаться оправдываться.
Неважно, по какой причине возникло неуважение, оправдания только заберут силы, но ситуации не исправят. Более того, они будут постоянно напоминать о глупой ситуации. Поэтому лучшее, что можно сделать – сконцентрироваться на следующих шагах.
Шаг 2. Спросить у близких.
Разговор с теми, кто знает вас лучше всего и благожелательно настроен, поможет по-новому взглянуть на свое поведение. Можно обратиться к близкому другу, родственнику, опытному коллеге, чтобы получить адекватную обратную связь. Разговор по душам поможет выявить огрехи в действиях, обозначить проблемные стороны в общении, наметить программу само-перевоспитания.
Шаг 3. Контролировать себя.
Окружающие уже привыкли к стандартному набору ваших реакций – нужно сломать эту схему. Например, не отвечать грубостью на грубость, сохранять спокойствие в моменты открытого пренебрежения, не плакать, услышав грубую шутку.
Шаг 4. Защищать себя.
Когда самоконтроль достигнет высокого уровня, можно приступать к активной защите. Например, выучить стандартные шутки обидчиков и придумать к ним дерзкие ответы. Или заставить наглеца извиниться. А в остальное время – работать над собой, работать над своей самооценкой.
Шаг 5. Не принимать все близко к сердцу.
Иногда хамство, пренебрежение, вызывающее поведение – не демонстрация неуважения к вам лично, а манера поведения собеседника. Стоит научиться распознавать таких людей и просто избегать общения с ними. Еще лучше – исключить из жизни энергетических вампиров, нытиков, подхалимов, хамов. А энергию общения направить на адекватных, воспитанных собеседников.
Шаг 6. Учиться проявлять уважение к другим.
Иногда неуважение проявляют к тем, кто не признает ценности других людей. Стоит проследить за собой и понять, какие ошибки допускаются во время общения. Например, это могут быть двусмысленные словечки или фамильярные жесты, которым вы не привыкли придавать значения. А для других они могут быть оскорбительны.
Пройти тест на самооценку
Примеры уважительного отношения к другим.
Само слово «уважение» христиане используют нечасто. Зато размышления о почтительности, приятии, гостеприимстве, правилах приличия, способности считаться с интересами мужа/жены в христианских текстах встречаются гораздо чаще. В самой миролюбивой религии – буддизме – говорится примерно следующее: «Общество без уважительного отношения к старшим, без заботы о женщинах, детях, духовных людях, обречено на страдание».
Уважительное отношение ко всему воспитывается с детства личным примером родителей. Ребенок научится заботиться об интересах других, если родители:
- Вежливо здороваются, прощаются, благодарят любого, кто оказал услугу или помог.
- Просят прощения за совершенные ошибки.
- Сохраняют спокойствие в споре.
- Придерживают за собой дверь.
- Хранят чужие секреты.
- Спрашивают разрешения взять чужие вещи.
- Стучат, перед тем как войти в комнату детей, родителей.
- Поддерживают чистоту на природе, в общественных местах.
- Уважают личное пространство и границы другого человека независимо от возраста.
- Помогают другим, если действительно могут помочь.
- Уважительно отзываются о чужом мнении, взглядах, пристрастиях.
- Защищают свои права воспитанно, без агрессии.
- Не перебивают, чтобы высказать свою точку зрения.
- Поступками и словами показывают уважение к родителям, друзьям, сослуживцам знакомым и незнакомым людям.
О самоуважении и его важности.
Здоровое самоуважение – это важность человека для самого себя. Не для других, а для себя. Как только желание стать важным для других становится слишком сильным, самоуважение истощается. Человек делает то, чего не хочет, ощущает себя жертвой и, как следствие, бессознательно злится на того, кого «должен уважать».
Самоуважение состоит из трех вещей:
- Адекватная самооценка. Это личное мнение о самом себе, своих талантах, сильных и слабых сторонах, своей внешности, независимое от оценок окружающих. Это одобрение самого себя без дополнительных условий, просто так. Это признание права на ошибку и способность обеспечить внутреннюю стабильность независимо от внешних условий.
- Знание собственной компетентности. Это не всеобщее признание, а внутреннее знание: я самый лучший, неважно в чем. Это здоровые амбиции, желание показать лучший результат.
- Гармоничные отношения. Это не любовь с первого взгляда и не лотерея. Это выстраивание четких границ с пониманием, где заканчивается мое и начинается чужое. Это реалистичные ожидания от любви, ответственность, доверие, забота. Это взаимная договоренность, где два человека берут обязательства работать над собой.
Здесь нет важных или второстепенных – все равны. Например, просевшая самооценка сказывается на отношениях. В свою очередь дискомфорт в отношениях забирает столько сил, что на развитие компетентности уже не остается сил и времени.
Выводы:
- Уважение – это не добровольное подчинение, не признание статуса, а осознание ценности каждого человека.
- Личный пример – основа воспитания уважительного отношения к окружающим.
- Самоуважение это тот самый стержень, тот центр, на котором держится личность.
- Самооценка, компетенции, гармония в отношениях – три точки опоры самоуважения работают только в сочетании.
- Если начать открыто и гордо уважать себя – есть шанс, что другие тоже станут.
Пройти тест: Шкала самоуважения
Уважение к людям — Lean Enterprise Institute
В течение многих лет я посещал компании, где «уважение к людям» является ключевым элементом корпоративной философии. Поэтому я задавал менеджерам многих компаний простой вопрос. — Как вы проявляете уважение? Я обычно слышал, что к сотрудникам нужно относиться справедливо, ставить четкие цели, доверять их достижению наилучшим образом и требовать от них отчета за результаты. Например: «Мы нанимаем умных людей, мы даем им большую свободу в том, как они выполняют свою работу, потому что мы доверяем им, и мы требуем от них объективных показателей эффективности. Это уважение к людям».
Когда в последние годы Toyota сделала уважение к людям одним из столпов пути Toyota, я решил, что должен спросить лучших менеджеров Toyota, как они проявляют уважение к людям. Ответ, который я услышал, немного отличается от того, что я слышал во многих других компаниях, и выглядит следующим образом:
Менеджеры начинают с того, что спрашивают сотрудников, в чем проблема с тем, как их работа в настоящее время выполняется. Затем они оспаривают ответ сотрудников и вступают в диалог о том, в чем заключается настоящая проблема. (Эта проблема редко проявляется на поверхности.)
Затем они спрашивают, в чем причина этой проблемы, и вступают в другой диалог о ее первопричинах. (Настоящий диалог требует, чтобы сотрудники собирали данные о гемба — месте, где создается ценность — для совместной оценки. )
Затем они спрашивают, что следует делать с проблемой, и спрашивают сотрудников, почему они предложили одно решение вместо другого. . (Обычно это требует рассмотрения ряда решений и сбора дополнительных доказательств.)
Затем они спрашивают, как они – менеджер и сотрудники – узнают, когда проблема будет решена, и еще раз вступают в диалог по наилучшему показателю.
Наконец, после того, как достигнуто соглашение о наиболее подходящей мере успеха, сотрудники приступили к реализации решения.
Для многих из нас это мало похоже на уважение к людям. В конце концов, менеджер не просто говорит: «Я доверяю вам решение проблемы, потому что уважаю вас. Делай по-своему и продолжай». И менеджер не поднимает боевой дух, всегда говоря: «Отличная работа!» Вместо этого менеджер бросает вызов сотрудникам на каждом шагу, требуя больше размышлений, больше фактов и больше обсуждений, когда сотрудники просто хотят реализовать свое любимое решение.
Со временем я понял, что этот процесс решения проблем на самом деле является высшей формой уважения. Менеджер говорит сотрудникам, что менеджер не может решить проблему в одиночку, потому что менеджер не настолько близок к проблеме, чтобы знать факты. Он или она искренне уважает знания сотрудников и их стремление найти лучший ответ. Но сотрудники также не могут решить проблему в одиночку, потому что они часто слишком близки к проблеме, чтобы увидеть ее контекст, и они могут воздерживаться от задавания жестких вопросов о своей работе. Только показывая взаимное уважение — друг к другу и к роли друг друга — возможно ли решать проблемы, делать работу более приятной и поднимать эффективность организации на более высокий уровень.
Недавно я прошел через два распределительных центра в одном городе, предоставляющих одинаковые услуги своим клиентам. Пока я шел, я нашел удивительно ясный пример той разницы, которую имеет взаимное уважение к людям.
На первом объекте управление было сосредоточено на контроле рабочей силы с помощью индивидуальных показателей. Сотрудникам было сказано выполнить определенный объем работы, но им была предоставлена значительная свобода действий в отношении того, как это сделать. В конце дня, недели, месяца и квартала их оценивали по тому, достигли ли они желаемых результатов, используя данные, собранные компьютеризированной системой отслеживания. Менеджеры первой линии активно занимались решением текущих проблем, но ни один из них не занимался систематическим устранением первопричины этих проблем в сотрудничестве с сотрудниками. Это была задача для руководителей более высокого уровня и штатных специалистов, если позволяло время, обычно без участия производственных сотрудников.
На втором объекте руководство работало с сотрудниками над созданием стандартной работы для каждой задачи и ввело визуальный контроль с досками состояния, чтобы каждый мог видеть, как остальные выполняют свою работу. Поскольку состояние всего процесса было мгновенно видно всем, сотрудники могли помогать друг другу с любыми возникающими проблемами. А поскольку рабочий процесс был очень стабильным благодаря строгому соблюдению стандартизированной работы, линейные руководители могли направить большую часть своей энергии на решение проблем, вовлекая производственных сотрудников в диалоги, чтобы выяснить первопричины и внедрить устойчивые решения. Действительно, каждый сотрудник потратил четыре часа каждую неделю на деятельность по улучшению.
Каков результат? Оба предприятия находятся в одном городе, имеют сотрудников с одинаковым уровнем образования и примерно одинаковую заработную плату. Тем не менее годовая текучесть сотрудников на первом объекте составляет 70 процентов (что, по-видимому, типично для распределительных центров), а также наблюдается значительная текучесть руководящего состава. Между тем, на втором объекте текучесть кадров составляет 1 процент, и менеджеров практически не увольняют. Когда я спросил менеджеров и сотрудников второго центра, почему так должно быть, ответ был прост: «Работа здесь всегда сложная, потому что мы всегда решаем проблемы, используя метод, который всем нам понятен. И мы все уважаем вклад друг друга».
Различия продолжаются: По моим грубым оценкам, производительность труда на втором предприятии примерно в два раза выше, чем на первом, даже при меньшем уровне автоматизации. Отчасти это связано с тем, что первый объект постоянно набирает и обучает новых сотрудников, а второй распределительный центр практически не тратит на это время. Кроме того, все сотрудники на втором объекте имеют большой опыт и работают на вершине своей кривой обучения. Большая путаница в отношении того, что делать дальше, и большие объемы переделок устраняются.
Наконец, на втором предприятии качество, по мнению клиентов, также выше, несмотря на то, что внутренних доработок меньше. И общий объем запасов, имеющихся в наличии для предоставления услуг на следующий день, которые оба предприятия обещают своим клиентам, также намного ниже во втором распределительном центре.
Я надеюсь, вы можете догадаться, какое предприятие является центром распределения запчастей Toyota, а какое предприятие принадлежит дистрибьюторской фирме, застрявшей (как и большинство) в эпоху массового производства с командно-административными методами управления, но мало обсуждающих, как сотрудники могут лучше всего делать свою работу.
Я также верю, что все мы хотим проявлять уважение к людям. Задача для тех из нас, кто принадлежит к бережливому сообществу, состоит в том, чтобы понять и объяснить истинную природу взаимного уважения к людям — менеджерам и сотрудникам — чтобы все организации могли двигаться к новому и лучшему способу решения своих проблем.
С уважением,
Джим
Джим Вомак
Основатель и председатель
Lean Enterprise Institute
P.S. Некоторые читатели сочли мои комментарии о кайдзен в моем недавнем электронном письме сбивающими с толку. Они думали, что я сказал, что кайдзен — это муда. (И мой коллега Джон Шук, старший советник LEI, позвонил мне, чтобы спросить, как может быть слишком много кайдзен!) Чтобы было ясно: я сказал, что ненужный кайдзен, вызванный частыми неудачами в сборе и использовании знаний из предыдущего кайдзен при запуске каждого нового продукта и процесса, является муда. Позвольте мне связать это с примером выше. Ключевая задача менеджеров по бережливому производству на заводе Toyota, о котором я упоминал выше, состоит в том, чтобы улавливать и распространять знания, полученные в результате каждого действия по улучшению. Таким образом, при решении будущих проблем основное внимание уделяется новым проблемам, обнаруженным в процессе уже на более высоком уровне производительности, а не решению одной и той же старой проблемы еще раз.
Уважение к людям — секретный ингредиент успешных команд
«Уважение к людям» — один из двух столпов корпоративной культуры Toyota и философии бережливого управления. Тем не менее, люди думают, что это просто вежливость.
Если вы спросите у 100 руководителей высшего звена «Уважаете ли вы своих сотрудников?», то наверняка получите сотню ответов «Конечно, я отношусь к сотрудникам с уважением и достоинством». Если ваш ответ похож, то у вас проблемы.
Быть вежливым с коллегами и поддерживать хорошие отношения должно происходить по умолчанию. «Уважение к людям» Toyota — гораздо более широкое понятие, которое должно влиять на то, как вы видите и поддерживаете процессы ради будущего успеха вашей компании.
Уважение к мнению людей
Прислушиваться к мнению легко, но недостаточно. Вы должны заботиться о них и создавать культуру обмена между всеми уровнями иерархии. Рабочие, работающие в поле, вероятно, лучше всех понимают, как на самом деле происходят процессы. Это делает их золотой жилой для генерации новых идей и достижения постоянных улучшений.
Идите и спросите свою команду, есть ли проблема или можно ли что-то сделать лучше. Затем поднимите дискуссию о том, что могло вызвать проблему. Делайте это регулярно. Вы будете удивлены количеством полученной информации и ее практическим применением. В конце концов, люди, которые выполняют эту работу, могут предоставить вам качественную обратную связь.
Иметь разные точки зрения бесценно. Но это только начало пути.
Уважение к предложениям людей
После того, как вы соберете большое количество мнений, вы должны приступить к поиску решения. Многие руководители высокого уровня склонны собирать всю ценную информацию, а затем пытаться разработать и предложить решение самостоятельно. Почему? Чтобы украсть центр внимания и получить все кредиты. Не делайте этого.
Прежде всего, гораздо выше вероятность того, что высокоэффективное предложение по улучшению будет поступать от передовых работников. Ваша команда в деталях знакома с повседневной работой, и каждый член может дать правильное предложение, потому что он знает, что именно может вызвать проблему. Они видят это каждый день.
Во-вторых, если вы попытаетесь присвоить себе все заслуги, вы закроете двери для будущих улучшений. Представьте, если вы сделаете это, в следующий раз, когда вы пойдете и спросите у своей команды хорошие идеи, вы получите только молчание. Никто не будет доверять вам. Другими словами, ваша команда сохранит свои идеи и, возможно, их даже не будут волновать общие цели компании.
Если вы действительно хотите применить принципы бережливого управления и заставить их работать на вас, имейте в виду, что бережливое производство поощряет общую ответственность и совместное лидерство.
Уважение к способности людей бросать вызов
Во-первых, вы пытались собрать некоторые мнения. Затем вы обсудили предложения. Все идет нормально. Однако вам необходимо создать атмосферу, в которой люди не только делятся своими точками зрения, когда их спрашивают, но и задают вопросы и бросают вызов процессу, даже если их об этом не спрашивают.
Слепое следование правилам и приказам намного проще для работников, но разрушительно для будущего вашей компании. Если вы хотите быть бережливым лидером, позвольте вашей команде бросить вызов тому, как они работают. Они могут найти гораздо лучший способ выполнять свою работу и быть более эффективными и продуктивными.
Фото: Марк Грабан
Бережливые организации, такие как Toyota, стараются поддерживать высокую мотивацию своих сотрудников, позволяя им бросать вызов. На одном из заводов Toyota висит плакат с надписью: «Уважение к людям — это отношение, при котором больше всего учитывается способность людей мыслить». Я думаю, это дает вам понять, что способность людей думать больше и бросать вызов сделает вашу команду или компанию постоянно совершенствующейся единицей.
Уважение к людям независимо от сферы их деятельности
Иногда мы попадаем в ловушку общепринятых норм. Вот как вы можете отклонить ценные предложения, исходящие от разработчика Джона, по улучшению некоторых процессов в вашей маркетинговой команде. Почему? Потому что Джон не занимается маркетингом и живет далеко от этого района. Однако иногда коллеги из других отделов могут предложить гораздо лучшее решение вашей проблемы, потому что они не застряли в вашей повседневной рутине и у них нет таких же границ, как у вас.
Мы любим навешивать ярлыки и упускаем при этом много возможностей. Культура Toyota «Уважение к людям» учит нас прямо противоположному. Чтобы постоянно развиваться, нам нужно постоянно бросать себе вызов, слушать, учиться и не недооценивать других.
Пример из реальной жизни от Кассандры Лин показывает, что вы должны быть открыты для новых идей. Неважно, откуда они. 12-летний подросток разработал программу утилизации, которая использует пищевой жир из местных ресторанов для обогрева домов малообеспеченных членов сообщества.
Если такую идею может дать 12-летняя девочка, представьте, каковы возможности ваших коллег и что вы можете упустить, игнорируя их.
Уважение человеческих возможностей
Даже у самого эффективного современного оборудования есть ограничения. Тогда как насчет нас, людей. У всех нас есть свои физические, умственные и эмоциональные пределы, и если мы выходим за них, то в конечном итоге становимся обузой не только для себя, но и для компании, в которой работаем. Имейте это в виду, каждый раз, когда вы даете своим сотрудникам дополнительную работу.
Если перегрузить команду, рано или поздно появятся профессиональные выгорания. Следовательно, уровень производительности резко снизится еще до того, как вы это осознаете.
Вы, наверное, слышали о Канбане, методе, основанном на бережливом производстве, известном своим положительным влиянием на производительность и эффективность. Не случайно одна из основных практик Канбана направлена на ограничение незавершенной работы.