В чём заключается смысл жизни человека и как его обрести
Введение
Приветствуем тебя, о пытливый ум! Прежде чем разгребать монументальные вопросы а-ля: «В чём заключается смысл жизни человека?», «Как обрести смысл жизни?» или «Существует ли смысл жизни вообще?», давайте поймём, что объединяет всех нас.
В чём заключается смысл жизни человека
Кто-то или что-то на славу потрудилось, придумав нас настолько непохожими друг на друга, но в одном это что-то явно загналось несильно, а именно в человеческой необходимости стремиться к чему-либо. Да, каждый человек уникален, но не существует ни одной жизни, в которой не было бы мечт, желаний, и целей, ведь все мы куда-то движемся в нашем существовании, нам важно чего-то достичь, никто из нас не хочет прожить зря.
О потребности в самореализации
Почему так происходит? При создании новой жизни Вселенная выдаёт человеку набор ресурсов, обычно в комплект входит пара ног и рук, мозг, букет личностных качеств, какой-нибудь дрянной характер, ряд базовых умений, ну и собственно сама жизнь.
Взяв всё это с полки и торжественно вручив вам, Вселенная озвучивает всего лишь одно короткое пожелание: «Это твоё, пожалуйста, используй это как-нибудь».
Так мы плавно подошли к главной потребности человека, в основе которой лежит всё. Речь идёт о необходимости реализовать себя, раскрыть свой потенциал. Объединяющее нас стремление чего-то достичь и куда-то прийти — это и есть жажда удовлетворить потребность в самореализации.
Возможно здесь вы весело ударите в ладоши с радостным возгласом: «Ура, теперь я знаю, в чём же заключается смысл жизни человека!» — не спешите с выводами. Необходимость реализовать себя — это такая же потребность, как и нужда во сне или пище, самореализация — просто часть нашего существования.
Существует ли смысл жизни
Самый глобальный прикол состоит в том, что никакого смысла жизни не существует. Нет даже понятия такого как «предназначение». Вселенная при создании жизни не задаётся вопросом, во что эта жизнь должна вылиться. Это логично, ведь присвоив каждому человеку со старта какой-либо конкретный смысл существования, Вселенная лишает нас двух вещей, которые сама же нам и предоставляет, — права выбора и свободы.
Данная концепция, мягко говоря, выглядит убого, а Вселенная умеет поступать только гениально, посему вся её идея заключается в предоставлении человеку полигона для экспериментов.
Можно представить себе жизнь как выделенную тебе площадь земли, а остальные ресурсы, щедро дарованные со вселенского плеча, как инструменты, с помощью которых можно эту площадку использовать так, как тебе покажется прикольнее всего.
Хотите — разбейте сад, хотите — постройте парк развлечений, дом, бассейн или что угодно, что сумеет посетить вашу светлую голову. В этом заключается величие нашего существования — мы не ограничены тем, как распорядиться собой и своей жизнью. Мы ограничены лишь фактом, что как-то распорядиться всем этим непременно следует (но это не ограничение, а, напротив, концепция, ведущая к безграничности).
Благо не в том, чтобы жизнь была долгой, а в том, как ею распорядиться: может случится, да и случается нередко, что живущий долго проживает мало.
Луций Анней Сенека
Зачем был изобретён тот самый смысл
Идея со смыслом жизни — целиком и полностью человеческое изобретение, и изобретение это — гениально, если понять его суть.
Для начала немножко терминологии, мы уже знаем, что единственное пожелание этого мира для нас заключается в том, чтобы мы реализовали себя. Это стремление сидит в нас настолько глубоко, что мы соорудили стратегию, которая позволяет раскрывать наш потенциал.
Суть стратегии в том, чтобы упорядочить всю свою жизнь, сведя всё в ней к одной более-менее конкретной идее, в направлении которой необходимо двигаться. Таким образом, смысл жизни — это идея, позволяющая реализовать себя.
Бессмысленная жизнь — ужасна
Бессмысленно прожитая жизнь никогда не заканчивается хорошо. Жить бесцельно намного проще — это ни к чему не обязывает, но и ни к чему не приводит. Не имея ответа на вопрос «В чём заключается смысл моей жизни?», человек не может направить и использовать свою энергию.
Наличие смысла неслабо фокусирует, что и позволяет некоторым из нас делать воистину монументальные вещи. Именно поэтому в статье о том, как начать действовать эффективно, упоминалось об одной конечной идее, в которую должны упираться все действия.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Луций Анней Сенека
Желание быть значимым
Каждый человек желает что-то значить, несладко приходится ощущать себя никем, который никому на этой планете не нужен. Смысл позволяет придать нашей жизни вес, значимость, ведь реализуя при помощи себя какую-либо идею, ты резко начинаешь иметь значение в своих глазах и в глазах мира в целом.
Интерес к жизни
Ещё одним важным аргументом в пользу гениальности изобретения под названием «Смысл жизни» является то, что наличие данной идеи в уме поддерживает наш интерес к жизни. Жизнь интересует нас ровно до тех пор, пока нам что-то в ней нужно, а когда никаких идей в уме больше нет — прекращается наш рост и наступает смерть.
Ответа на вопрос о смысле нет
Всё это конечно очень здорово, но остаётся один критический вопрос о том, а что же конкретно необходимо создать на той самой земельной площадке или другими словами: «В чём заключается смысл именно моей жизни?».
Нигде нет ответа на этот вопрос, его не существует не то чтобы в интернете, его нет в природе, ибо природа и не задумывала какой-то конкретный смысл для нас, как мы уже успели выяснить. Природа дала нам возможность выбирать любой смысл самостоятельно.
ontopofmind.com
В чём заключается смысл жизни?
О том, зачем дана жизнь человеку и с какой целью каждый из нас рождается на этой земле, люди начали задумываться, наверное, примерно тогда, когда отделились от природы и начали осознавать себя как разумный вид. В то время, когда Homo erectus эволюционировал в Homo sapiens, нашим предкам было уже не достаточно жить исключительно ради удовлетворения физиологических потребностей, и именно стремление людей к чему-то большему стало двигателем развития человеческой цивилизации. Однако несмотря на то, что философы и мыслители всех времен пытались найти смысл жизни человека, и по сей день точный ответ на вопрос, зачем человек живет, не дан.
На сегодня существует множество построенных на философских и религиозных доктринах теорий, пытающихся объяснить, зачем существует человек. Психологи, в свою очередь, тоже не остаются в стороне и пытаются найти свой ответ на вопрос, зачем дана жизнь людям. Рассмотрим самые известные теории о смысле жизни и попробуем найти ответ на вопрос, зачем живет человек.
Смысл жизни с точки зрения философии и религии
Величайшие философы и мыслители былых времен не обходили стороной глобальные вопросы, поэтому за несколько тысяч лет развития человеческой цивилизации сформировалось множество теорий о смысле жизни. Основоположниками этих теорий были как величайшие умы былых времен, так и целые философские школы, причем часть из самых известных теорий перекликаются между собой, а другие – полностью противоположны. И из множества философских доктрин, пытающихся объяснить, в чем смысл жизни человека, наиболее известными являются следующие:
Учение Сократа
Этот античный мыслитель был уверен, что человеку жизнь дана затем, чтобы он развивал свои положительные моральные качества и стремился к добродетели.
Учение Эпикура
Эпикур – античный философ, видевший смысл жизни человека в избавлении от страданий, боли и тревог. По его мнению, каждый человек должен стремиться к тихой размеренной жизни в кругу близких друзей, ведь только такой жизненный уклад поможет достичь душевной гармонии.
Учение Аристотеля
Учитель и наставник самого Александра Македонского считал, что человек рождается с целью достичь счастья. А чтобы стать счастливыми, люди должны научиться сдерживать свои физические желания и развиваться интеллектуально. Истинное счастье, по мнению Аристотеля, заключается в постоянных размышлениях и получении новых знаний.
Стоицизм
Стоики утверждали, что человеку жизнь дана для того, чтобы усовершенствовать свою бессмертную душу и достичь гармонии с природой и высшим разумом. Обрести душевную гармонию можно с помощью добродетели, спокойствия и отстраненности от забот и тревог окружающего мира.
Экзистенциализм
Эта сформированная чуть более 100 лет назад философская доктрина гласит, что изначально никакого смысла жизни в человека нет, так как рождение каждого из людей – это всего лишь череда удачно сложившихся обстоятельств. Поэтому каждый человек может по своему усмотрению ставить себе цели и найти собственный смысл жизни в своих склонностях и стремлениях.
Гедонизм
Учение, согласно которому, смысл жизни человека состоит в получении удовольствий и в наслаждении каждой прожитой секундой. По мнению гедонистов, человек рождается не для какой-то глобальной цели, а для радости и счастья, поэтому все люди должны быть разумными эгоистами и стремиться жить так, чтобы наслаждаться своей жизнью.
Библия и Коран Ответы на вопросы о смысле жизни пытались найти не только философы и мыслители, но и основатели и служители различных религиозных культов, начиная от малораспространенных верований и заканчивая мировыми религиями. Однако если философы считали свои умозаключения не более чем теориями, то в большинстве религий безусловная истинность и непоколебимость учения является основополагающей догмой, которую нельзя ставить под сомнение.
Христианство учит, что человеку жизнь дана затем, чтобы он, истинно веруя, следуя божьим заповедям и ведя богоугодный образ жизни, заслужил после смерти место в раю. Ислам же утверждает, что смысл жизни во вручении себя Аллаху и поклонении ему. Буддизм, как и индуизм, настаивают, что человек рождается затем, чтобы тем или иным путем (посредством добрых дел, саморазвития, самопознания, аскез и др.) достичь состояния просветления и высшего блаженства.
Взгляд современных психологов на то, зачем человек живет
Конечно, и в наше время живет достаточно много людей, уверенных, что смысл их жизни заключается в служении Богу и в строгом соблюдении религиозных законов и догм. Однако процент ярых фанатиков веры в обществе большинства государств очень небольшой, а обычные люди ищут смысл жизни не в философских и религиозных учениях, а в самих себе – в своей душе, мыслях, чувствах и желаниях.
Ложный смысл жизни И все больше людей, не сумевших найти истинный смысл своей жизни либо разочаровавшись в собственных целях и стремлениях, обращаются к психологам, чтобы те помогли им вновь обрести интерес к жизни. По мнению психологов, люди теряют смысл жизни только в том случае, если они изначально неправильно определили, для чего живут, и посчитали какую-либо из долгосрочных целей за высшее предназначение. Поэтому знатоки человеческих душ точно знают, что не может являться смыслом жизни. По их мнению, ошибаются те люди, которые уверенны, что жизнь дана человеку, чтобы:
Родить и вырастить детей
Психологи утверждают, что дети, вопреки распространенному мнению, не могут быть смыслом жизни родителей, так как они – это отдельные личности со своим желаниями и стремлениями. Если родители живут исключительно интересами своих детей, то они рискуют утратить смысл своей жизни в тот момент, когда их чада покинут отчий дом. Поэтому взрослые люди должны понимать, что рождение и воспитание детей может быть одной из целей в жизни человека, но никак не ее смыслом.
Создать семью
Мнение, что смысл жизни состоит в нахождении своей второй половинки и создании семьи, чаще присуще женщинам, нежели мужчинам. Это мнение также ошибочно, так как в данном случае человек пытается найти причину, зачем ему дана жизнь, в другом человеке. Семейное счастье, как и рождение детей, является одной из важных составляющих жизни, однако не ее целью.
Заработать большое финансовое состояние
Деньги – это инструмент, а не цель, а люди, которые считают иначе, рано или поздно разочаровываются, так как понимают, что счастье и финансовое благосостояние не слишком сильно зависят друг от друга. Конечно, без денег современному человеку не прожить, однако считать их заработок высшей целью, нельзя. По мнению психологов, человек успешен и счастлив тогда, когда занимается любимым делом, а вот годы жизни, потраченные на высокооплачиваемую, но ненавистную работу, с большой вероятностью обернутся неврозом и депрессией.
Получить власть над людьми
Любая власть в современном мире не устойчива и не абсолютна: правитель может быть свергнут, начальник уволен, и даже самые жестокие тираны не могут распоряжаться всеми сферами жизни зависимых от них людей. Поэтому люди, стремящиеся к власти, в случае ее получения, вряд ли ощутят удовлетворение – более вероятно, они будут находиться в постоянном страхе, что их заменят. И опять же, властолюбцы ставят смысл своей жизни в зависимость от других людей, что ошибочно в любом случае.
Но зачем дана человеку жизнь, если не для рождения детей, заработка денег или достижения карьерных вершин? Все больше современных психологов считают, что единого смысла жизни для всех людей нет, так как каждый человек – индивидуальность со своими приоритетами и желаниями. Поэтому смысл жизни человека заключается в том, чтобы жить в гармонии с собой, пошагово достигать поставленных целей, открывать для себя новые горизонты и развиваться. То есть, вместо того, чтобы искать глобальный смысл жизни, нужно просто жить так, чтобы наслаждаться каждым прожитым днем и не терять времени впустую. Наша жизнь конечна, и только воплощение в реальность своих целей, саморазвитие и самосовершенствование позволят прожить ее так, чтобы не сожалеть в старости об утраченных годах и возможностях.
Источник
zhizn-new.ru
(В чем заключается смысл жизни человека?)
Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни.
— Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.
«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Ф.М. Достоевский).
— «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А.Пушкин).
М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
И А. Гончаров. «Обломов».
Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.
Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
-Человека нельзя лишать свободы.
-Нельзя насильно сделать человека счастливым.
-Мы несем ответственность за чужую жизнь.
— «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.
Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.
Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней/обретения памяти, корней).
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого).
— Без прошлого нет будущего.
Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он — живое воплощение беспамятства.
Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».
Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя?»
studfiles.net
Цель и смысл жизни человека
Почему я не миллионер?! Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задавал себе этот вопрос. Но в свое оправдание находил тысячу ответов-отговорок. В чем же истинная причина столь кардинального различия в материальном и социальном статусе людей? Кто и как распределяет их роли в этом мире? На самом деле сам человек определяет свою судьбу и свое место в обществе через поиск смысла своей жизни.
В чем заключается смысл жизни человека?
Известно множество ситуаций, когда человек, мечтавший о богатстве, внезапно получал его, но через некоторое время он вновь становился бедным и продолжал мечтать. В чем феномен подобных случаев?
Бытие определяет сознание. Сознание, точнее, осознанность окружающей действительности и восприятие мира как целостного образа и сформированная на этом фоне система ценностей определяют бытие. Смысл жизни человека является непосредственным отражением этой взаимосвязи, определяющим его место и роль в человеческом обществе. Под эту формулу подстраивает человек свои дела и поступки.
Главная особенность человека как биологического вида – это социум. С ним тесно связана природно-биологическая роль каждого индивидуума – сохранение вида и продолжение рода. Человеческое общество — единый живой организм. Именно поэтому, говоря о смысле жизни, мы непременно связываем это понятие с реализацией человеком своих возможностей и способностей, взаимоотношениями и оценкой его деятельности другими людьми. Потребность реализовать и утвердить себя в обществе является стимулом для саморазвития и продвижения вперед.
Обретая смысл жизни, человек сам определяет свое место в мире — быть ему миллионером или нищим, бродягой или великим ученым, иметь большую семью или оставаться одиночкой. Фактически, таким образом, он рисует себе путь и ставит цели, которые стремиться достичь.
Как связаны цели человека со смыслом его жизни?
Некоторые психологи определяют целеустремленность как главную составляющую успеха. Одновременно нередко можно встретить энергичных волевых людей, которые легко решают поставленные задачи и осуществляют задуманное. Но в целом они не могут похвастаться сколько-нибудь значимыми достижениями, в жизни их сопровождает неудовлетворенность. Проблема в подобных случаях заключается в видении (понимании) человеком смысла жизни и соответствии ему поставленных целей.
Как связаны цель и смысл жизни человека? Смысл жизни определяет результат, а цель – пути его достижения. Цель без смысла подобно хаотичному движению молекул, которые, постоянно меняя траекторию и сталкиваясь, теряют большую часть своей энергии. Цель – маяк, который не позволяет сбиться с осмысленного пути!
Как человеку изменить свой жизненный путь?
Если задать вопрос о смысле жизни, многие люди не смогут дать быстрый ответ или произнесут штампованные фразы, продиктованные социальными установками, но не отражающие истинную картину. Тем временем большинство значимых проблем в жизни связанны именно с его пониманием и определением. Может ли сам человек повлиять на ситуацию и изменить свою жизнь?
Говорят, если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему. Это выражение напрямую связано с поиском смысла жизни. Смысл жизни нельзя приобрести или получить в дар, невозможно создать, но можно найти. Он есть всегда! Важно только, чтоб было стремление к поиску, желание изменить свое положение в обществе и отношение общества к себе, обрести уверенность, повысить самооценку, получать радость и удовлетворение от своего существования. Поиск заключается в переосмысливании действительности и перестройке иерархии собственных ценностей, определении в новом свете своей жизненной стратегии и перспективы.
—————————-
Курс М.С. Норбекова Мастерская успеха открыт специально в помощь тем, кто искренне желает осознать свое предназначение в этом мире, раскрыть свои способности и понять, куда вкладывать свои силы. Такие курсы познания цели и смысла жизни помогут понять, как стать успешным и жить в согласии со своей душой и сердцем, обретая безграничное счастье.
Если Вы хотите правильно определить свою систему ценностей, обрести новый смысл и по-новому взглянуть на себя со стороны, посетите тренинг Жизненные ценности и Время перемен, которые проводит Центр М.С. Норбекова. Пройдя курсы формирования своей системы жизненных ценностей, Вы научитесь определять свои слабые и сильные стороны, работать над постановкой жизненных целей и выделять наиболее важные из них.
norbekov.com
В чём смысл жизни человека?
О смысле жизни человека, наверное, задумывался каждый из нас. Многие философы, мировые психологи всех поколений, на протяжении веков искали ответ на данный вопрос. Единого мнения на этот счёт нет. Одни полагают, что смысл в саморазвитии, другие считают смыслом внесение своего вклада в развитие человечества, третьи, что он в создании семьи, её обеспечении. Однако хотелось бы возразить этим людям, загнавшим нас в определённые рамки.
Что думают великие о смысле жизни коротко.
Великие умы человечества зачастую стремились классифицировать всё, что видят вокруг. Они искали схожести у различных объектов, давая им обобщающее название. Человек – существо очень сложное, и порой нескольких схожих черт может не хватить для выявления чего-то общего. Все мы люди, но один работает доктором, другой – сантехник, кто-то ходит на курсы по саморазвитию, а кто-то любит готовить. Каждый человек индивидуальность, даже при воспитании близнецов, родители их отличают за секунду. И дело даже не во внешних признаках, а скорее в характере и процессе мышления. Зная всё это,
Может новый смысл жизни в работе или детях?
И зачастую жизнь проходит на автомате, работа, дом, выходные и так по замкнутому кругу. Но случаются моменты, когда откуда-то изнутри возникают вопросы: кто я и для чего я живу. Подобных вопросов может много, но всех их можно объединить одним выражением – смысл жизни. В чем же он заключается, в работе, еде, а может в воспитании детей?
Для начала стоит отметить, что каждая персона имеет свои представления о жизни, а соответственно можно предположить и свой смысл жизни. Но все же многие имеют сходство, например в нравственных ценностях. К тому-же, всем людям необходимо принимать пищу, иметь кров над головой, иметь полового партнера (это основные физиологические потребности). Значит, все же есть что-то, что объединяет всех людей. Поэтому можно предположить, что смысл жизни человеческой можно сформулировать для всех представителей Homo Sapiens.
Поиск вашего смысла жизни
Кроме трех физиологических потребностей существует еще четвертая, отличающая нас от животного мира. Это чувство собственной значительности. Всем приятно, когда какая-либо работа приобретает общественное признание. Награждение за сделанный проект, написанную песню или изобретенное устройство обескураживает и поднимает авторитет в обществе. Исходя из вышеописанного, подведем итог – человеку для жизни и счастья необходимо удовлетворять четыре основные потребности: пища, жилище, секс и призвание. Но при чем здесь смысл жизни? При том, что все это достигается трудом! Но призвание, вероятнее всего достигается творческим трудом, когда человек решает поставленную задачу своим собственным и неповторимым путем.
Может смысл жизни в самосовершенствовании и творческом труде?
Можно предположить, что смысл жизни заключается в постоянном самосовершенствовании и творческом труде, которые связаны между собой. Ведь развиваясь творчески человек, приобретает призвание общества, и учиться зарабатывать деньги. Сумев заработать, постепенно улучшается качество жилья, приобретаются более качественные продукты, можно заводить супруга (налаживается сексуальная жизнь).
А может в детях?
Можно предположить, что смысл жизни заключается в детях, внуках. Но такой подход не верный, и вот почему. В жизни все течет, все меняется и дети, став взрослыми покинут отчий дом. Ведь у них свои амбиции по созданию собственной семьи, построении карьеры и т.д. В итоге, при таком подходе смысл жизни, в виде детей, уйдет. Что тогда останется? Из этого следует, что смысл жизни заключается и в том, чтобы быть нужным самому себе! Это может звучать эгоистично, но над этим стоит поразмышлять. Ведь любя себя и развивая себя, человек принесет обществу огромную пользу.
Смысл жизни зависит только от вас!
На самом деле поиск себя можно упростить, поняв одну простую вещь – смысл вашей жизни в том, чтобы быть счастливым. То, что делает человека счастливым, является смыслом его жизни, будь то работа, путешествие или любимый партнёр. Помните, вы никому ничего не должны, и ваша жизнь только ваша, и ничья больше. Вы, как и все вокруг, индивидуальны, и ваш смысл жизни на этой планете зависит только от вас!
Подводя итоги статьи, хочется акцентировать, что высказанные мысли являются всего лишь предположением. Возможно, смысл человеческой жизни заключается в чем-то другом, а не в саморазвитии своих навыков и уважении к самому себе. При этом не стоит отождествлять смысл жизни с дорогой иномаркой, доме на берегу моря или прочего материального блага. Это все побочные эффекты правильно организованной жизни человека, который вероятнее всего творчески трудился.
А может смысла жизни не существует?
pruslin.ru
В чем смысл жизни человека
О смысле жизни
«Спросите тысячу людей, для чего они живут. Никто не ответит правильно. Трудно бессмысленно жить. Отсюда и все нелепости жизни».
С незапамятных времен люди задавались вопросом: в чем смысл жизни человека? Люди пытались найти и не находил ответа, потому как кратковременное человеческое существование неотвратимо обрывала смерть.
Каждое рождение дает миру новую жизнь. Эта форма, крохотное существо медленно растет, живет и развивается среди нас, становится фактором в земной жизни, в конце концов, наступает время, когда форма эта перестает развиваться и распадается. Жизнь, пришедшая неизвестно откуда, вновь исчезла в невидимом потустороннем мире. И тогда с грустью и недоумением мы задаем себе три вопроса: Откуда мы приходим? Зачем мы здесь? Куда мы уходим?
Смерть – короткое слово, а какое множество самых глубоких чувств затрагивает эта тема, вызывая у кого-то страх, у некоторых недоумение и протест, у других – надежду на продолжение жизни после смерти.
Человеческая жизнь, может показаться лишена всякого смысла, если рождение человека принимать за случайность, а продолжительность его существования ограничить рамками нескольких десятилетий. Из этого предположения может появиться целый ряд предрассудков: это и приоритет кровных уз, и эгоизм, и устремление к личной собственности, к наживе любой ценой, не исключая преступлений. Отсюда, как результат, игнорирование интересов других, личная, семейная или клановая обособленность. В этой схеме нет места для глубоких духовных и нравственных ценностей.
Однако ни личное обогащение, ни удовлетворение честолюбия, ни разгул страстей не могут быть смыслом жизни человека. Ведь не может же человек приходить в этот мир, чтобы страдать, болеть, быть униженным, а тем более, чтобы ненавидеть, разрушать, убивать.
В чем же смысл жизни человека?
Перед тем как попытаемся найти ответ на этот вопрос, подумаем над тем, по какой причине жизнь даже самого темного человека неоднократно озарялась вспышками пробуждающейся совести, раскаяния, самопожертвования, любви. Даже свои самые низменные действия человек стремится обосновать, оправдать высокими идеалами и намерениями. У многих сохраняется осознанная или бессознательная вера в божественное милосердие и высшую справедливость, в существование Тонкого мира, сохраняется поклонение святым, мудрецам и подвижникам, поклонение красоте. Многие опасаются неизбежного возмездия за «грехи» и надеются на вечную жизнь души после смерти физического тела.
Основная причина исканий человеком смысла жизни – это недоумение перед смертью, которая, как считают, есть конец всему. Человеку, который не знает Истины о непрерывности нашей жизни, смерть в действительности должна казаться страшно бессмысленной и ища смысла жизни, человек хочет понять: во имя чего следует жить, во имя какой высшей цели дается человеку жизнь.
В выборе смертью очередной жертвы, по мнению многих людей, не существует никакой закономерности, никакого разумного основания. Если бы умирали только люди дожившие до старости, то это было бы понятным. Однако когда смерть забирает человека в расцвете его плодотворной деятельности, или на заре юности, или даже только появившегося на свет, то тут бессмысленность смерти выступает во всей своей ужасающей непонятности.
Результатом этого недоумения бывает ропот и упреки в несправедливости того, кого люди называют Богом. Подчас возникает апатия и потеря интереса к такой жизни, в которой нельзя найти смысл. Это подчас приводит человека к еще большей бессмысленности – к самоубийству, что стало почти обыденностью в наше время не только среди, так называемых неудачников, но, казалось бы, среди преуспевающих в этой жизни людей.
Вопрос о смысле жизни ставит перед людьми и другие неразрешимые вопросы, вытекающие из этого главного вопроса. Это вопрос о душе, о загробном мире, о Боге, о происхождении Вселенной и т. д.
По сей день ни позитивная наука, ни религия не дали ответ на вопросы: Зачем живет человек? Откуда наш путь и куда он ведет?
Но известно, что люди способны понять и принять только такую теорию и такое учение, до которого доросло их сознание. Сам вопрос о смысле жизни есть показатель недостаточного духовного развития.
Вначале рассмотрим основные течения человеческой мысли, т.е. науки, философии и религии, потому как все они занимались и занимаются разрешением вопроса о смысле жизни и выработали множество гипотез и теорий.
Остановимся несколько подробней на каждом из этих путей.
• Наука, которая признавала только видимый мир, не могла в сущности дать ответ на вопрос, в чем смысл жизни человека, потому, что он связан с целой серией понятий высшего порядка, относящихся к Высшим мирам, мирам невидимым, у каждого из которых есть свои законы, не признаваемые ранее наукой. Вопрос о человеческой смерти, как также имеющий отношение к Тонкому миру, наукой был не понят и не мог быть разрешен, пока ученые придерживались материалистического взгляда и признавали только мир физический с его законами. Тем не менее, отрицая мир невидимый, наука не может отрицать явлений, происходящих из невидимых миров.
Эти явления происходят ежедневно, но попытки ученых объяснить такие явления методами, пригодными для явлений в физическом мире до недавних пор положительных результатов не давали. Потому, с грубо материалистической точки зрения современной науки, причина и цель смысла жизни человека, остаются неясными. На развитие человечества наука взирает, как на вечное движение к непонятной цели.
Происхождение Вселенной объяснялось наукой как случайное сцепление частиц материи, пришедших в движение, жизнь человека – также случайность, которая не повторяется ни в прошлом, ни в будущем. Мы живем потому, что рождены и жизнь наша – кратковременное соединение частиц материи – утверждает наука. Эта материя с человеческой смертью возвращается в общий резервуар, из которого механический закон создает новую случайность – нового человека. Таково было мнение науки до недавних пор.
Наука также утверждала, что души у человека нет. Есть только ум, или функция физического вещества мозга, который после смерти человека, вместе с телом подлежит уничтожению. Отсюда вытекает, что жизни после физической смерти человека быть не может, потому как все, что составляло человека, уничтожается.
При таком мировоззрении, какой же смысл можно придать человеческой жизни? Полнота бытия – вот смысл жизни, выдвигаемый наукой.
Но этот смысл жизни, при низком умственном и нравственном состоянии развития современного человека, есть не что иное как пробуждение низших человеческих инстинктов, не более как покрывание пошлости и пороков, не более как призыв к вседозволенности, безнаказанности. Идеалы земной физической, даже наиболее высокие из них, никакого полного счастья создать человеку не смогут. Всей полнотой бытия довольствуются только наиболее отсталые в духовном развитии люди.
Человек, развитый духовно, одними идеалами земной жизни удовлетвориться не сможет. Он требует от жизни нечто большего, и раз он этого большего в жизни не находит, то, вкусив полноту бытия (богатство, власть, славу), он скоро ею пресыщается и готов уйти, от нее куда угодно, даже в небытие, что к большому прискорбию он часто делает.
Достоинство или недостаток любой теории и любого учения зависит от результатов, приносимых распространением данного учения или теории. Какие же результаты принесла проповедь материализма? Самые отрицательные. Какие бы ни были приводимы причины печального состояния современного человечества, но отрицание невидимого мира, проповедь материализма и полноты бытия, как смысла жизни, сыграли в этом отношении решающую роль, потому как распространение учений грубо материалистических и разложение человечества идут рука об руку, что мы и можем видеть по его современному состоянию.
Какие бы высокие идеи ни прилагались к теории полноты бытия, как смыслу жизни человека, вроде развития социального чувства и борьбы за великие субъективные идеалы, но раз осуществлять эту полноту бытия будет духовно малоразвитый человек, то борьба за великие идеалы выльется в звериную борьбу за существование, в самый беспросветный эгоизм, в желание жить личной жизнью, выльется в лозунг «Один раз в жизни живем, все что можем, от жизни берем!».
Но не вся наука повинна в создании до такой степени безрадостного мировоззрения. Часть науки, занимающаяся изучением природы, высшей математики, физики, астрономии, биологии говорят о целесообразности, о разумности мироздания, о Высшем Водительстве!
Точно так же и экспериментальная психология, встречаясь с необъяснимыми явлениями, с точки зрения видимого физического мира, приводит науку к порогу потустороннего мира и постепенно начинает проникать и изучать тот невидимый мир и его законы, которые на протяжении долгого времени ею отрицались.
В конце концов лед тронулся! И те из ученых, кто не был скован научными догмами рискнули заглянуть в таинственную область. несколько десятилетий тому назад в печати появились сенсационные сообщения ученого из Америки, доктора Реймонда Моуди о том, что учеными зарегистрировано удивительное явление: после смерти некоторая выделившаяся из человека невидимая субстанция»сознательная сущность» продолжает четко и сознательно воспринимать окружающий мир.
Это было неожиданным для большинства специалистов и вызвало настоящую бурю в научном мире. Прошли годы, и сейчас наличие этого феномена подтверждено квалифицированными исследованиями. Анализируя переходное состояние от жизни к смерти, группа ученых под руководством доктора психологии Кеннета Ринга в течение 13-ти месяцев проводила исследования в клиниках американского штата Коннектикут. В итоге выяснилось, что жизнь после смерти существует и этот феномен не связан с какой-либо патологией.
• Но вернемся к вопросу о смысле жизни человека. Как смотрят философы на этот непростой вопрос.
Современные философские мировоззрения с энтузиазмом приглашают нас поверить в радостное светлое будущее всего человечества, в грядущий земной рай, в земное физическое блаженство будущих поколений, для которых мы, люди настоящего времени, должны послужить в каком-то смысле удобрением, потому как только на удобренной нашими трудами почве сможет расцвести тот прекрасный сад будущего человечества, к созданию которого нас и приглашает философия.
Хотя философия, призывающая нас трудиться во имя светлого будущего – идея довольно высокая, но в том виде, как она есть, она неприемлема.
Во-первых, она неприемлема потому, что вместо ясной и определенной цели в настоящем, человека приглашают поверить в проблематическое будущее. Ему сулят некий мифический земной рай, в котором ему побывать не придется и для которого он должен служить удобрением. Приглашение в столь невыгодную сделку не может приниматься всерьез.
Во-вторых, она не приемлема потому, что ответов на вопросы философия не дает и загадок бытия не разрешает. Служение голой идее человечества, временно живущего в физическом мире, которое в конце концов погибает так же, как и всякий отдельный человек, разница только во времени, смыслом жизни служить не может.
Истинный смысл жизни может заключаться только в том, что само по себе вечно и нетленно и никогда не погибает.
• Казалось бы, что ответ на вопрос о смысле жизни человека должна дать религия, то есть третий путь, по которому в своем развитии идет человечество, но она тоже его не дает.
Ответы на загадки бытия, которые дает христианская религия, вкратце такие:
Смысл жизни – в познании Бога, в приближении к Нему. Любовь к Богу как источнику жизни, и осуществление этой любви через служение человечеству.
Земное существование человека, по мнению церковников, есть только начало пути, потому как каждому рождающемуся Бог создает Новую невинную душу. Впереди лежит бесконечность, то ли в раю, то ли в аду. Смерть побеждается вечностью. А ключ бессмертия заключается в воскресении Христа и непреложности воскресения мертвых, веровавших в воскресение Христа.
В этих главных положениях церковного учения вместе с истиной чередуются и заблуждения и вместе с жемчужинами – мусор. Это связано с тем, что основы каждого учения искажались до неузнаваемости лжетолкователями и лжеучителями, у которых порой усердия было больше, чем разума. Особенно это применимо к священным писаниям, которые и составляют сущность религии. Имеется в виду тот особый язык, которым во все времена пользовались и пользуются Учителя человечества для сообщения людям космических истин, которые простым языком переданы быть не могут.
Особенностью языка священных писаний нужно считать то, что истина сообщена людям в символах. Это дает возможность любому человеку понимать скрытую символом истину в соответствии со своими развитием.
Необходимость символического языка вытекает из того, что учение дается не для одного поколения, но для сотен, не на одно столетие, но на десятки веков, на протяжении которых в каждый данный момент существуют люди разного умственного и нравственного развития.
Этот язык священных писаний раскрывает тайну, прикрытую символом постепенно, оставляя уму всю его свободу. Язык символов может достичь всякой человеческой души во всякое время, при всяком ее развитии. Таким образом в течении столетий люди, читая одно и то же изречение, находят в нем ту истину, которая доступна для их восприятия. Символический язык сохраняет свежесть и жизненность писаний на протяжении веков, но он же служит отчасти и причиной извращения и ложного толкования учения.
Когда человек, своим ограниченным умом, раньше времени старается понять прикрытые символом истины, которые еще не вмещаются в его голове, то он неизбежно приходит к ошибкам и заблуждениям. Но заблуждения и ошибки неизбежны: они – признак роста. Через заблуждения человек должен пройти и, когда он пройдет их все и все они закончатся для него разочарованием, тогда он найдет истинный путь.
Зло начинается тогда, когда человек свои ошибки и свои заблуждения начинает распространять как истину, а истину объявляет ложью. Тогда ясное и светлое учение стараниями лжетолкователей превращается в кривое зеркало, в котором истина перестает быть истиной, искажаясь до неузнаваемости. Такая замена произошла и в Учении Христа. Из него были изъяты жемчужины – непрерываемость жизни и законы по которым она осуществляется. К ним относятся Законы Кармы и Перевоплощения. Согласно Закону Перевоплощения человеческая жизнь представляет из себя бесконечную нить, на которой, как бусинки нанизаны множество воплощений одной души.
Согласно же Закону Кармы, т.е. Закону Причин и Следствий судьба человека в данной жизни зависит от причин, заложенных человеком в прошлой жизни на земле. Как следствие, творящий в прошлой жизни добро будет пользоваться в настоящем воплощении его плодами, а посеявший зло и смуту, их же и пожнет. В народе этот закон звучит коротко и убедительно: «Что посеешь, то и пожнешь». Справедливость этого закона – в его неумолимости. С каждого спросится за содеянное зло и каждому воздастся за добрые дела.
Вместо этих космических законов служителями церкви была дана бессмысленная теория вечных мук или вечного блаженства за дела одной короткой земной жизни.
В глаза бросается несправедливость наказание вечными муками за грехи одной короткой жизни. Пытаясь смягчить эту нелепость церковники придумали отпущение грехов. Это, по их мнению, давало возможность и согрешившим, покаявшись, попасть в рай. Как видите, не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не будешь прощен, а не будешь прощен – не попадешь в рай. Абсурдность очевидна : греши и кайся и попадешь в рай.
У нас есть единственный общий грех – это невежество, и есть единственное спасение для всех – это Примененное Знание. Все печали, страдания и боль – это следы от незнания как действовать, и школа жизни нам так же необходима для выявления наших скрытых способностей, как и ежедневные занятия в школе.
Нам остается развивать то, чего нам недостает. Конечно, у нас есть еще прошлое, с которым надо считаться, и вообще много несчастий могут еще произойти от неправильных дел, но если мы перестанем делать зло, мы сможем радостно смотреть на каждое несчастье, как оплачивающее старый счет и подводящее нас ближе к моменту, когда мы получим чистый счет.
Великие умы, которые распределяют каждому человеку количество его прошлых счетов, которые нужно погасить в каждой жизни, всегда помогут человеку, который платит свои долги за прошлое, не добавляя новых поступков, давая ему столько, сколько он может вынести, приближая день своего освобождения.
Но это еще не все. По учению церкви воскреснут из мертвых и наследуют жизнь вечную лишь верующие во Христе. А неверующие во Христе своими неверием уже осуждены на вечные муки.
Согласно утверждению некоторых христианских сект, лишь 144 000 из них должны быть спасены. А куда же в таком случае денутся остальные мириады душ, созданных Богом за время существования Земли ( даже если возраст нашей планеты современные теологи определяют в 6 000 лет). Хотя в действительности человек живет на земле уже десятки миллионов лет.
Здесь мы видим опять преимущество для одних и наказание для других. Но по какой такой причине должен быть осужден на вечные муки верующий человек другой религии, который мог даже и не слышать, но живет по Учению, данному другим великим Учителем. Впрочем, вера в преимущество своей религии и осуждение и непризнание всякого иного верования – заблуждение, свойственное не только одним христианам.
Несмотря на столь неблагоприятные условия, в которых находится правильное разрешение вопроса о смысле жизни, всегда были и есть отдельные люди и небольшие группы, для которых смысл жизни был всегда ясен и понятен. Это те, которым в своих исканиях удалось дойти до первоисточника и там познать истину, то есть те, которые доросли до понимания ее, которые чувствуют ее сердцем и тем высшим умом, который называют интуицией, тем умом, который ошибок не делает и всегда определяет верно: где истина и где заблуждение. Такие люди всегда были, но с их мнением весьма редко считались.
В Средневековье их сжигали на кострах, как опасных еретиков, потом их отлучали от церкви, теперь их называют отступниками, заблудившимися и тому подобными названиями. Но если вы спросите любого из этих отступников, то к какой бы из существующих религий они не принадлежали, все они в своих взглядах на цель и смысл жизни не расходятся, и все они скажут одинаково, что стремление к Идеалу, то есть к Совершенствованию и Любовь и Служение своему ближнему составляют цель и смысл жизни.
По учению – цель жизни и есть сама жизнь. Но так как жизнь проявляется в движении, то синоним жизни есть движение. Задержка движения и бездействие есть задержка жизни или то, что принято называть смертью. А так как движение само по себе вечно и не прекращается никогда, переходя только из видимого в невидимое, то и жизнь наша вечна.
Вечная жизнь управляется вечными и нерушимыми законами, которым подчинено все находящееся во Вселенной. В вечной жизни смерти нет. Сама смерть есть непрекращающееся действие жизни, которая отжившие формы жизни заменяет новыми, более совершенными.
Земная жизнь человека – это не начало жизни и смерть не ее конец. Начало жизни человека уходит в Беспредельность прошлого, и о конце не может быть и речи, потому как Беспредельность ни конца, ни начала не имеет.
С того времени как человек начал размышлять, он не переставал думать над тайной своего бытия. Чтобы разгадать тайну человека, необходимо все время помнить, что человек находится в процессе развития и брать его не в завершенном виде, а как явление переходное. В начале своего эволюционного пути человек был связан с необходимостью пройти стадии, в середине пути (а это современное состояние большинства людей) он связан своими страстями и незнанием о своей истинной сути и только в конце пути, когда победит и выявится его Божественная природа, он становится свободным творцом своей судьбы.
Само слово личность происходит от слова личина, маска и воплощенный человек на самом деле только та личина, под которой один и тот же исполнитель является то в одной роли, то в другой, смотря по тому, какой опыт на очереди для него. При этом важно вовсе не то, что именно переживается тем или иным действующим лицом, важны лишь вечные (т.е. духовные) ценности, только то, что имеет значение для бессмертной сущности человека, т.е. для его индивидуальности.
Осознать эту разницу между индивидуальностью и личностью нужно как можно ясней, потому что различие это дает ключ к верному анализу сложных процессов внутри человеческой души. Личное начало необходимо как переход от животного полюса к Божественному, но необходимо твердо помнить, что есть нечто Высшее и к этому Высшему стремиться.
Питая и обоготворяя свою «личность» мы идем к эгоизму, задерживаемся на низшей ступени, как следствие мешаем истинному прогрессу. Обуздывая же ее и заставляя ее служить Высшему мы делаем из нее подножие развивающемуся внутри нас Богу и содействуем истинному прогрессу.
В каждом из очередных воплощений дается человеку его личное выражение: сегодня это воин, завтра плотник, потом раб, потом правитель, потом монах, потом писец и так далее и далее, пока его сущность не коснется всесторонне и широко самых разнообразных условий жизни, которые дают ему возможность также всесторонне раскрывать неисчерпаемость и силу потенциала его духа.
“Интересная газета”
ред. shtorm777.ru
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
shtorm777.ru
В чем заключается смысл жизни человека
Стр 1 из 4Следующая ⇒В чем заключается смысл жизни человека
А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» — человек, не привыкший трудиться.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.
И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?
Каким должен быть хороший учитель (ученик)?
Л.Н.Толстой.«Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.
В. Г Распутин«Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
Фазиль Искандер.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
«Поучение» Владимира Мономаха.Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…
И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.
А. С. Пушкин.«Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.
Проблема значимости труда в жизни человека.
М. М. Пришвин«Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.
А П. Платонов«В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.
А. И. Солженицын«Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Л. Н. Толстой.«Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?
1. Н. Толстой.«Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без тисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.
2. Ф. М. Достоевский.«Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.
И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.
3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерь, оставшись нравственно свободным человеком.
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
Как уберечь мир от экологической катастрофы?
В. Г. Распутин.«Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.
М. Булгаков.«Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.
«Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
В. В. Маяковский«Хорошее отношение к лошадям.
Г.Троепольский «Белый Бим, Черное Ухо».
С. Есенин «Песнь о собаке»
Проблема влияниея природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?
М. Пришвин.«Кладовая солнца»
Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них
Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)
А. С Пушкин.«Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и исамого себя, и других людей.
М. Ю Лермонтов.«Герой нашего времени».
К. Г. Паустовский«Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.
В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
Проблема доброты, всепрощения
М. А. Булгаков.«Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.
Проблема ответственности за свои дела
Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.
Проблема художника и власти
Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
Творчество — единственный способ бессмертия творца. “Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” — это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти»)стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.
Проблема эмиграции
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.
Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, “старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, — с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним — поплиновая рубашка, далее по очереди — зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они — знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей — восемь историй, и каждая — своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.
Проблема интеллигенции
По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят героиБ.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен»Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение — «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего “чемодан” с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они — напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.
Проблема наследственности
*Известный публицист Л.Серова рассуждала в одном из своих очерков о проблеме наследственности. Она считает, что проявление генотипа будет варьироваться в зависимости от того, в каких условиях развивается человек.
*Феодосий Добжанский, генетик 20 века, отмечал, что «человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс его биография сделали его таким».
Проблема отношения к учёбе
*Известный публицист С.Соловейчик считает, что «на свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением». И именно учение с увлечением — «счастливая жизнь».
* Безответственное отношение к учёбе показано в «Недоросле» Д. Фонвизина.
Важность гуманитарных наук
*Известный публицист, учёный Д.С. Лихачёв утверждал, что гуманитарные науки очень важны, так как именно они учат понимать искусство, историю, воспитывают нравственность.
*Властитель дум Энштейн вдохновлялся творчеством Ф.М. Достоевского. А известный учёный Р.Якобсон говорил, что перед написанием своих работ любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой.
Проблема мещанства
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описывается жизнь провинциального города Калинова. Жизнь обывателей здесь скучна и однообразна. Она засасывает, как трясина, и выбраться из неё, изменить что-то нет никакой возможности. «В могиле лучше»,-говорит главная героиня Екатерина Кабанова и выход находит только в смерти.
В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» рассказывается о судьбе доктора Старцева, который постепенно становится обывателем. Его губит стремление к сытости и покою, подавляющее все прежние порывы, надежды и замыслы.
В пьесе «Мещане» М. Горький, с одной стороны, представил мир мещанства в лице старшины малярного цеха Василия Бессемёнова и его семьи, с другой – людей, противостоящих этой затхлой жизни, во главе с Нилом.
Проблема русской деревни
* А. Солженицын в повести «Матрёнин двор» описал убогий быт деревни начала пятидесятых годов. Люди работали за трудодни. Основными развлечениями после работы были танцы, выпивка, уличные потасовки.
Проблема свободолюбия
В образе Катерины Кабановой-главной героини пьесы «Гроза» — А.Н. Островский запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души.
«Необыкновенным явлением русской силы» называл Н.В. Гоголь главного героя своей повести Тараса Бульбу. Суровый и непреклонный, вожак казацкого войска ведёт жизнь, полную невзгод и опасностей. Запорожская Сечь – вот его стихия. А душа проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости своего народа.
Мцыри, главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова, презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме-монастыре. Изведав вкус свободы, он заплатил высокую цену за те чудесные мгновения, которые прожил на воле, — свою жизнь.
Известный поэт В. Высоцкий писал:
Но разве это жизнь, когда в цепях,
Но разве это выбор, если скован.
Проблема вдохновения
*Известный писатель К. Паустовский отмечал: «Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной травы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой».
*Чайковский утверждал, что вдохновение-это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а не кокетливо помахивает рукой.
В чем заключается смысл жизни человека
А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» — человек, не привыкший трудиться.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.
И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.
infopedia.su