В православии уныние: Уныние — православная энциклопедия «Азбука веры»

почему считается в православии смертным, то есть одним из самых страшных, отчаяние и печаль, как бороться, можно ли плакать

Полезные материалы

Молитва Николаю Чудотворцу

Молитва к святителю Николаю Угоднику, великому Чудотворцу

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

  По классическому определению преп.Иоанна Лествичника:

«Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно». 

Прп. Иоанн Лествичник

   Легко понять, что ныне этот грех весьма распространен в связи с отступлением нашего народа от Бога и насильственным насаждением атеизма. Неверующий или слабо верующий человек в случае каких-то житейских бед и скорбей, не имея упования на Бога, как правило, начинает горевать, печалиться, предается унынию, и затем может впасть и в его крайнюю форму – отчаяние. А последнее может довести такового и до самоубийства, что подтверждается печальной статистикой роста суицидов на всем постсоветском пространстве. 

Содержание

Два вида печали и плача

   Уже сие одно свидетельствует, что уныние, переходящее в отчаяние, — это, в буквальном смысле, смертный грех! Это же подтверждается и Св.Писанием. Как говорит св.ап.Павел:

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор.7: 10).  

   Это значит, что, когда мы печалимся и плачем, из-за своих грехов потеряв благодать Божию, это вызывает в нас покаяние и способствует нашему спасению. Когда же мы печалимся, впадаем в уныние, потеряв некие мирские, земные и скоропреходящие блага, то такие печаль и уныние, если мы непомерно предаемся им, сначала содевают в нас смерть духовную, а затем, согласно вышесказанному, могут привести нас и к смерти телесной! 

   С другой стороны, отступление от Бога нашего народа вызвало и наказание Божие, продолжающееся уже более 100 лет. Не случайно Анна Ахматова назвала XX столетие – «век волкодав».  Многочисленные беды общественные, беды личные естественно вызывают у многих уныние и отчаяние. И то, что наш народ все-таки выжил в «век волкодава», свидетельствует, что он не до конца утратил православную веру!

Как бороться, когда ничего не хочется делать

 

   Интересная деталь: добродетель противоположная страсти уныния – это мужество. Поскольку же оно скорее приличествует мужчинам, чем женщинам, можно понять, что последние более подвержены этой страсти. Правда, русская женщина по своей природе более мужественна, чем другие представительницы сего пола. Как совершенно правильно сказал поэт: «Она коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».  

   Однако другой поэт сказал о той же русской женщине иное:

«Конечно, она бы хотела иначе – носить драгоценный наряд. Но кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».

Так что, заканчивая эту мысль, такое бесконечное, условно говоря, «конескакание и избогорение» может кого угодно ввести в уныние, не только женщин, но и мужчин! Но тем не менее православный христианин не должен поддаваться сему, не должен расслабляться, помня, что с ним Бог!  

   Итак, как же бороться с грехом (страстью) уныния? Обычно у православных оно, так сказать,   «естественным» образом начинается после более или менее длительного пребывания без Таинств Покаяния и Евхаристии. Дело в том, что после исповеди в Церкви и причащения православный получает благодать, которая может преобразовываться в духовную и даже физическую энергию, дающими христианину силы для совершения им своих подвигов молитвы, поста, бдения и прохождения других добродетелей; да и просто для исполнения им своих житейских обязанностей.  

Полезные материалы

   Когда же оный длительное время пренебрегает этими Таинствами, то под действием бесовских прилогов его душа и тело теряют эти энергии, теряют силу, они слабеет, как бы ветшает. Как говорит о сем пророк и псалмопевец Давид: «Обетшах во всех вразех моих» (Пс.6: 8). Тогда-то и приходит к человеку уныние, которое, согласно только что сказанному, многие святые отцы еще называют ленью. 

Это интересно: Как победить коварный грех лени

   Отсюда становится ясным, что первое средство или главное оружие православного христианина в борьбе с унынием – это регулярные исповедь и причащение. Если оный правильно или хотя бы достаточно долго совершает сие, то он сам почувствует, как упомянутые Таинства изгоняют из его души и тела уныние да лень, подавая ему духовно-телесную энергию и силы.   

Интересный факт

Если  человек пребывает в глубокой, длительной депрессии необходимо, наряду с духовными средствами лечения этого недуга, прибегать и к помощи медицины. 

   Частным средством в борьбе с этим грехом святые отцы еще считали псалмопение и рукоделие. И действительно, систематическое чтение Псалтири возгревает в нас веру в Бога, в то, что Он – Всемогущ, что всегда рядом с нами и всегда готов нам помочь. Чем естественно изгоняется уныние.  

   Что же касается рукоделия, то это, в общем-то, для монахов. Для подавляющего большинства наших семейных православных христиан надо заменить слово «рукоделие» на слово «семья». А как это получается, объясняет святитель Иоанн Златоуст. Процитирую сие по памяти. 

    

«Приходит с работы», — говорит Златоуст, — отец семейства. Усталый, вымотанный,   раздраженный, думает о бессмысленности своей жалкой жизни; тут-то и унынию кстати бы быть… Но его встречает любящая жена и, главное, любимые малютки. Которые бросаются к нему со словами: «Папочка, папочка пришел», — обнимают его, ласкаются к нему, садятся ему на колени… И куда делась усталость, проходит раздражение, уныние, зато приходит любовь, а жизнь снова обретает свой смысл!».

 

   Конечно, для нашего поганого времени картина несколько идиллическая, но согласитесь, что-то в ней есть и сейчас! Как говорил некий известный юморист: «Огонь уже угас, но дым еще идет»! 

В заключении всем, кто намерен бороться с унынием, можно предложить совет преподобного Амвросия, старца Оптинского:

«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». 

 Прот. Георгий Городенцев

    

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Уныние победителей

Яков Кротов: Этот выпуск программы посвящен унынию. И у нас в гостях специалист по унынию – отец Евмений Перистый, игумен без монастыря, психолог без психологической клиники, православный без парадигмы. Отец Евмений сейчас в Ивановском диоцезе возглавляет центр «Дом отчий».

Начнем с небольшого интервью с православной, психологом Мариной Филоник

. Что такое депрессия и как с нею быть?

Марина Филоник: Сейчас у людей очень сильно растет разочарование в Церкви. Почему верующий человек такой унылый? Я бы вначале ставила вопрос: кто такой верующий, как мы это понимаем, – и разводила бы понятия духовной и религиозной жизни. Даже если человек воцерковленный, соблюдающий какую-то систему норм и правил, вошедший в культуру церковной жизни, это еще не значит, что он действительно живет полноценной христианской жизнью. Даже можно сказать, что когда человек входит в ту или иную систему норм и правил, не важно какую – церковную или любую другую, то у него в некотором смысле может снижаться пространство для взросления, для собственной субъектности. И тогда закономерно, что сейчас в обществе в целом видна некоторая тенденция к инфантильности.

В Церкви мы тоже можем это наблюдать, потому что в системе норм и правил взрослеть достаточно сложно, и тогда, конечно, там тоже будет некоторая безрадостность, некоторое унылое настроение, потому что там тоже не очень возможно просто даже психологически расти в плане полноты своей самореализации. Вроде бы человека призывают именно к этому, но есть немало перекосов. И это проблема, и этот кризис назревает уже давно, не знаю, когда прорвет, доживем ли мы до Второго Ватиканского собора в православии, будет ли понимание того, чем должна заниматься катехизация, чем должно заниматься миссионерство, что Церковь призвана давать, а чего она не дает.

Марина Филоник

Нужно знакомить человека в первую очередь с Богом, а не с традицией. И в этом большой дефицит, об этом постоянно говорит отец Петр Мещеринов: дефицит церковной педагогики, духовной жизни. И тогда, если у меня нет устойчивости в Боге, конечно, меня будет разрушать то, что я вижу, что происходит.

Евмений Перистый: Как-то грустно рассуждает Марина Филоник… Я знаю: если человек уныл, грустит, обращен в прошлое, не смотрит в глаза, он подсаживается на глубокую саморефлексию. И моя задача – быть для него светом, вытащить его на контакт, немножко поиграть, вдохновить, переключить из этих саморефлексивных состояний во что-то живое, светлое, настоящее. Тьма – это только отсутствие света, точно так же как уныние – это отсутствие жизненности, витальности.

Яков Кротов: В молитве Ефрема Сирина – «дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия не дай, а дай целомудрие, смиренномудрие». В структуре молитвы унынию противоположно смиренномудрие. Как говорил Амвросий Оптинский: «Не гордись, горох, что лучше бобов, размокнешь – тоже лопнешь».

Вы, отец, молодой, вы не застали, а я застал в 70-е Церковь не то чтобы гонимую, хотя там и сажали, и люди были разные… Но унылых не было. Когда человек идет в Церковь, зная, что за это ничего хорошему ему не будет, хотя и не накажут, может быть, то это, во всяком случае, его личный выбор. Он не ждет ничего особенного, он мобилизован. Если говорить о старшем тогдашнем поколении, то оно прошло огонь и воду, а нынешние молодые – медные трубы. И оказалось, что медные трубы порождают уныние в большем количестве, чем концлагеря.

Евмений Перистый: Если тогда было так, то как сейчас? Мало ли какие детские травмы были у какого-нибудь батюшки? Не важно, что с нами сделали тогда, важно – научились ли мы жить, радоваться, любить сейчас. Есть люди, которые работают над прошлым, живут прошлым. Мне в мае будет 50 лет, и, мне кажется, это возраст, когда люди живут каким-то прошлым воспоминанием, когда лучшее уже все было. Но я вдохновлен жить сейчас, мне интересно, и сейчас возможно творчество. Уныние – это ностальгия о прошлом, если хотите.

Не всякая ностальгия – уныние, и не всякое уныние – ностальгия

Яков Кротов: Не всякая ностальгия – уныние, и не всякое уныние – ностальгия. Я помню отца Александра Меня в 50 лет: он жил прошлым, он каждое воскресенье вспоминал прошлое, вспоминал невеселые вещи – грехопадение, распятие Спасителя, предательство, и это давало ему силы, потому что он вспоминал о воскресении, вспоминал, что Бог жив. Прошлое – оно разное.

Евмений Перистый: Прошлое разное, но для меня вся евангельская история с предательством, смертью, воскресением, славой и бесславием – это какая-то моя глубинная внутренняя прошивка. Эти сюжеты я проживаю уже в своей жизни, и по всему диапазону той жизни Иисуса Христа, это теперь внутри меня, и это дает неимоверный источник сил. Уныние – это когда силы куда-то вытекают. Если ты можешь брать силы, ресурсы из различных историй, из прошлого, из настоящего, из ожиданий будущего, то ты наполнен силой. Вопрос – как относиться к нашему опыту, к нашему предчувствию, к нашему настоящему моменту.

Яков Кротов: Царство Божие как настоящее – это такое прошлое секунду назад. Но то, о чем говорила Марина Филоник… В те же 70-е годы для меня вера стала воротами в жизнь, потому что за пределами веры был когнитивный диссонанс. Мне со всех сторон говорили, и не только в школе и в университете, но и в семье, что «ты все можешь, ты молодой, вперед». А жизнь была такая, что я, в общем, понимал, что я ничего не могу, что это добросовестный, но обман. И сегодня для многих это повод для расцерковления, потому что человек приходит в Церковь, и вдруг там какая-то брежневская атмосфера: у мирянина свое служение, у священника свое, у женщины свое. У него много сил, а тебя бац – и мордой об иконостас (прошу прощения).

Евмений Перистый: Здесь очень уместна параллель с педагогикой. Ребенок живет, проявляется, у ребенка импульс, ему интересно. А мы говорим ему: не трогай, закрой, сиди…

Яков Кротов: Но это плохая педагогика.

Евмений Перистый: О ней и речь. Если этот естественный поток любопытства, интереса, исследования у ребенка блокируется, он где-то подсознательно обучается тому, что проявляться, интересоваться опасно, тебя за это будут бить по рукам и обламывать. В постперестроечные годы, когда только Бога разрешили, как говорят наши бабушки, люди пошли в Церковь, начали много чего читать, исследовать. Но потом все вошло в какое-то русло правильноделания: людей обучают делать что-то, и искра богоискательства угасает. Исповедоваться, причащаться, участвовать в таинствах, ходить в храм по воскресеньям – религиозное поведение объяснено… А если у тебя в этом уже нет жизни? Ведь мы знаем, что десять лет воцерковления – и потом эти молитвы тебя уже не будоражат, ты ходишь в церковь только потому, что надо ходить.

А вот это вот живое богоискательство внутри себя, этот поиск переживания, потока, присутствия, благодати Божьей внутри себя – этому не учат, учат только религиозному поведению. И тогда, конечно же, если мы батюшки, мы продолжаем работать в Церкви, но в отношении к вере становимся или уставшими, или даже немножко циничными.

А говорим мы в основном о церковных делах. Мы мало говорим, я мало встречал в Церкви сообществ, где люди своими словами говорили бы о богоискательстве, о молитве, о божественном безмолвии, о мистическом течении в православии, где ты встречаешь Бога в глубинах сердца, а не в объективности религиозных процессов. И если за это время внешне человек не успевает попасть внутрь, если эти символы не указывают ему на внутреннее измерение, на то, что только там нужно искать, там дальнейший путь, то мы высыхаем, жизнь уходит из церковной жизни.

Очень много людей, разочаровавшихся в православной духовности, которые сейчас идут на Восток, в китайскую, индийскую традицию

И я вижу очень много разочаровавшихся в православной духовности людей, которые сейчас идут на Восток, в китайскую, индийскую традицию, чтобы там найти что-то, потому что здесь все шаблонно, объективно и понятно. С этими людьми мне приходится встречаться чаще, и оказывается, что глубинную суть православия они не узнали, не встретились с ней. И когда рассказываешь, они говорят: ух ты, но почему об этом в церкви не говорят, почему нас там форматировали только на уровне религиозного поведения?

И еще такая тема – все грех. Конечно, человек свои жизненные проявления, свою искрометную энергию юности начинает маркировать как нечто греховное, и он угасает. Творчество – это импульс, поток, дыхание, и если творчеству жизни, музыки или живописи обозначать какие-то барьеры, то мы лишаемся творчества и в Церкви.

Яков Кротов: А покаяние может быть творчеством?

Евмений Перистый

Евмений Перистый: Мой учитель в области практической психологии Александр Алексейчик объяснил: покаяние – это «пока я – не я», то есть это открытие в себе того, что не является мною подлинным, мною глубинным. Я как бы очищаю периферию, потому что периферия, то есть то, что мы называем «страсти», выдает себя за меня. Я не есть эта периферия, я есть душа, безмолвие, образ и подобие, которое в глубинах. И моя задача – очистить этот образ от периферии, от той грязи и мусора, которые закрывают его. Конечно, это может быть творчеством.

Яков Кротов: Я помню духовенство 70-х. Почему шли к отцу Александру Меню, а к большинству других не шли, вообще в Церковь не шли? Отец Александр был разный, с разными настроениями, а средний московский священник – боюсь, что это и сейчас так – не был унылый, не был веселый, не был грустный, не был деловитый, он был никакой (я не осуждаю, я просто описываю). Обычно это объясняют тем, что боялись стукачей, но в результате уныние тогда воспринималось как позитивная эмоция. А Господь Иисус Христос с Гефсиманском саду – это даже не уныние, а уныние в квадрате.

Евмений Перистый: Это не уныние, это максимальная экспрессия чувств, если хотите. Это чувство не радости, но и не уныние.

Яков Кротов: А когда Он говорит: «Сын человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» – это что?

Евмений Перистый: Сокрушение. Мы можем спорить о терминах… Отец Александр не был унылым, он был присутствующим.

Яков Кротов: Иногда бывал. Ну, после пяти допросов…

Евмений Перистый: Может быть. Но он был присутствующим. В любой момент он находился при сути внутри себя, во взаимодействии с человеком. И он был настоящим, естественным. Я за естественность: какой человек внутри, такой и снаружи. Если я злюсь, я говорю, что я злюсь. Если я радуюсь, я радуюсь искренне. Как надо себя вести, как прилично в церковном обществе, какой здесь дресс-код, под что здесь подстраиваться, – я замечаю, как эта маска налипает на меня, и я ее снимаю. Я жизнерадостный и живой, и мне не хочется играть ни в какие корпоративные игры, мне хочется жить свою жизнь изнутри наружу. И если на меня нападет уныние… Хотя на самом деле я не знаю, что это такое, я не бывал в депрессии, может быть, уже лет пять или шесть, я потерял туда дорожку, я просто живу изнутри наружу.

Яков Кротов: На днях я видел интервью с американским психологом, который с тревогой сказал, что впервые за сто лет в Америке сократилась ожидаемая продолжительность жизни. На первом месте там наркомания, разные химические зависимости, но это сама по себе не причина. Видимо, главная проблема – это осознание бессмысленности жизни, потеря смысла. От этого человек начинает преждевременно сходить с трассы. Это к вопросу о том, как добиться уныния – сказать себе, что все бессмысленно. У боюсь, что средний человек типа меня унывает, потому что «глянул окрест – и душа моя уязвлена стала», как говорил Радищев: ничто не радует, потому что Титиев сидит, Гриб сидит, все сидят, протестное движение увяло, отец Глеб Якунин скончался, кто-то эмигрировал… Одна радость – отец Евмений еще существует. (Смеются.) Уныние от сознания того, что увязли, буксуем, ничего не выйдет.

Евмений Перистый: Определенный этап зрелости – это признание того, что никакого внешнего смысла у жизни не существует. Никакие вовне заданные смыслы не являются моими смыслами, и если я принимаю такие смыслы и начинаю ими жить, я работаю на кого-то другого, а не проживаю свою жизнь.

Яков Кротов: То есть, если Бог каждому из нас и Моисею сказал – любить ближнего и Бога, то это внешнее?

Евмений Перистый: Это внешняя идея. Пока переживание ближнего как самого себя не родилось во мне как внутренний импульс и открытие, возможно, педагогически нужны эти внешние смыслы, но для зрелого человека важна ревизия: какие из смыслов, попавшие в мое индивидуальное сознание, не являются моими. После ревизии там останутся очень простые вещи, но мои, например, искренняя забота, любовь, уважение к людям, с учетом их различий, умение любить и чтить родителей, сострадание, когда у людей не получается, например, семейная жизнь, отношения с детьми, искреннее желание вложиться и побыть с человеком, когда ему трудно. Это все только мои внутренние смыслы, а не то, что я усвоил как нравственные императивы, правила, заповеди извне.

Я провел эту ревизию лет семь-восемь назад и сейчас живу только своими смыслами. Есть какие-то правила, заданные извне, как заповеди, открытия каких-то философов, психологов: они внешние, и они довлеют надо мной, как могильные плиты. Воскресение – для того, чтобы скинуть могильные плиты и проявиться как живой. Вот это грех, это не грех, так правильно, так неправильно, это свои, а это чужие… Когда я рождаюсь как индивидуальность, мне нужно пересмотреть все это.

Если моя Церковь учит относиться к людям других конфессий как к не своим, я не играю в эту игру

Если моя Церковь учит относиться к людям других вер, других конфессий как к не своим, я это пересматриваю, я не играю в эту игру, для меня они не погибшие, а живые люди. Если моя Церковь учит относиться к всякого рода геям, лесбиянкам, молдаванам, узбекам, эзотерикам, йогам как к падшим, то я отказываюсь играть в эту игру. Я беседую с человеком и нахожу резонанс – это мой принцип отношения к живому (кстати, и к «иностранным агентам»). (Смеются.)

Яков Кротов: Ну, христианин обязан быть «иностранным агентом», потому что, как сказано еще в Дидахе, мы не от мира сего, мы граждане небесного Иерусалима. Старообрядческие странники носили самодельные паспорта, и там было написано: родился – небесный Иерусалим. И все-таки, грусть от того, что не видишь добра в добре, как сказано у Гоголя: вы смотрите на человека – и чувствуете уныние, потому что не видите человека в человеке.

Вот вы все время говорите: Церковь учит. А вы – не Церковь?

Евмений Перистый: Вот если по-честному, я никуда из православия не уходил, все православное, все христианское во мне, но к институту Церкви, к действиям владыки, митрополита, архиепископа, епископа, архимандрита я сейчас не имею отношения.

Яков Кротов: То есть вас угнетала не Церковь, а конкретный митрополит, епископ и так далее?

Евмений Перистый: Меня никто не угнетал, я с благодарностью отношусь ко всему своему церковному пути, но внутри я не ассоциируюсь с этим, я сейчас больше всечеловек, я и за тех, и за других. Там, где ссорятся мужчина и женщина, Россия и Украина, я мирю их в своем сердце, и если человек агрессивен, я смягчаю его агрессию: это моя работа.

Яков Кротов: Каждому миротворцу скажут: ты молишь за тех и за других, а те танки против других бросили – чего стоит тогда твое всечеловечество? Ты все-таки должен определиться, ты с палачом или с жертвой.

Евмений Перистый: В ситуации, где есть палач и жертва, я однозначно становлюсь на сторону жертвы, и я не поддерживаю того, что несет в себе разрушение, агрессию и захват. Но это внутри моего индивидуального сознания. Скажу вам по секрету: у меня мама очень агрессивно за одно, а папа очень по-доброму, но за другое, и эта война прошла сквозь мою семью. И мне остается только любить их, больше ничего.

Яков Кротов: То есть уныние появляется в ситуации, когда человек просто занимает нейтральную позицию?

Евмений Перистый: Я вообще не за уныние, я за жизнерадостность, открытость, любовь и заботу. И если есть унылые, я знаю, как с ними быть.

уныние « ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА И ЖИЗНЬ

1500-летний дуб ангела в Южной Каролине

Помни о мелочах — День #11

Я люблю деревья . Деревья великолепны в своем дерзком величии; посеянные в темной почве, они ищут свет.

Деревья, которые месяц назад были голыми, сейчас в полном цвету. Весна пришла во всем своем великолепии. Благодарим Бога за такую ​​красоту. Деревья предлагают тень и цвет; они даже берут наш углекислый газ и обменивают его на кислород. Деревья — легкие мира.

Новопрославленный святой Амфилохий Патмосский (1888-1970) сказал: «Кто не любит деревья, тот не любит Бога».

 В эти трудные времена есть искушение впасть в уныние; но этот дух исходит от лукавого. Наша жизнь сокрыта во Христе (Колоссянам 3:3), как корни в земле. Наша вера может бросить вызов тяжести угнетения, как сок, который бросает вызов гравитации благодаря капиллярному действию. Наша жизнь может распространяться на все, как ветви. Если у нас есть воля, с той удивительной синергией, которая является милостивым диалогом Христа с нами, через Его милость и нашу тяжелую работу, мы можем расцвести в святости и принести плоды, которые будут длиться вечно.

Дубовые сердца

Тема: Уныние

Иоанна 15:5 ветви. Пребывающий во Мне, и Я в нем, приносит много плода; ибо без Меня вы ничего не можете делать».

Луки 6:44: «Ибо всякое дерево познается по плодам своим.

«Когда нас охватывает уныние, не будем ему поддаваться. Напротив, укрепленные и защищенные светом веры, с великим мужеством скажем духу лукавому: «Кто ты нам, отлученный от Бога, беглец на небо и раб зла? Вы ничего не смеете сделать нам: Христос, Сын Божий, владычествует над нами и над всеми. Оставь нас, проклятье. Мы укреплены прямотой Его Креста. Змей, мы попираем твою голову».

Преподобный Серафим Саровский

 

«Говорили об авве Иоанне Гноме, что однажды он сказал своему старшему брату: «Хотел бы я быть свободным от всякой заботы, как ангелы, которые не работать, а постоянно поклоняться Богу. «Поэтому он простился со своим братом и ушел в пустыню. Через неделю он вернулся к своему брату. Когда он постучал в дверь, то услышал, как его брат сказал: «Кто ты?» прежде чем он открыл его. Он сказал: «Я Джон, твой брат». Но он ответил: «Иоанн стал ангелом и отныне уже не среди людей». Тогда Иоанн умолял Его, говоря: это я. Однако брат не впустил его, а оставил там в беде до утра. Затем, отворив дверь, он сказал ему: «Ты человек, и ты должен снова работать, чтобы есть». Тогда Иоанн пал ниц перед ним, говоря: «Прости меня».

 

Я слышу, Господи, когда-то на этом месте было посажено Дерево

 Дерево такое прекрасное и великолепное, Дерево полное красоты и изящества.

  «Кто посадил это Древо Жизни, Господь, здесь, в этом саду?

 Говорят, что его плоды были так сладки и имели дар мира и прощения

 Кто ухаживал за этим Деревом в его юности, Господь, когда оно росло на свет?

 Когда дули бури и бушевали бури посреди ночи.

 Кто первым увидел бутон этого Дерева и распустился в цветок

 Как сок его духа дарил радость каждому часу?

 Кто поливал это Древо-Владыку, когда оно высохло и высохло

 Когда некоторые люди ели его труд, а другие кивали головами и проходили мимо?

 Кто срубил ветви его, где птицы небесные свили гнездо?

 Разве они не вкусили его плода, Господи, разве они не знали, что он лучший?

 Господь, кто срубил Древо до земли, пока оно было пышно расцветало?

 Должно быть не один Лорд топора, чтобы навлечь такую ​​гибель.

 Но посмотри, Господи, я вижу молодое деревце, вырастающее из его корней

 И какое дивное зрелище, Господи, тысячи и тысячи побегов!

 Что это за Сад, называемый Отец, это Эдем, какое мистическое имя, пожалуйста, назовите?

 «Дерево — мой сын, мой юный садовник, а сад — мое дитя — твое сердце».

 

Моя любовь

Eν Χριστώ

Вот так:

Нравится Загрузка…

Типы депрессии — Как лечит страдание

Депрессия (от латинского слова depressio, что означает давить, угнетать) — субнормальное, подавленное настроение, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, тупой и пессимистичной оценкой ситуации. Это страдание известно человечеству с незапамятных времен — с того времени, когда произошло Падение человека. И все же Гиппократ описывал похожее психическое состояние, которое называлось «меланхолия». Приступы депрессии многократно описаны в Священном Писании на страницах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому псалмы Давида приносили облегчение от меланхолии.

Современное понимание депрессии как болезни начинается в середине девятнадцатого века.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество . В 1997 году 146 миллионов человек в мире потеряли трудоспособность из-за депрессии. По данным Минздрава РФ депрессией страдают 10% населения старше 40 лет, из них две трети составляют женщины. 1  

По некоторым оценкам, количество больных депрессией в России ежегодно увеличивается на 3-5%. 2  Женщины страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины. Скорее всего, это связано не с «невосприимчивостью» сильной половины человечества к депрессии, а с тем, что мужчины гораздо реже, чем женщины, обращаются за медицинской помощью, предпочитая подавлять свои симптомы употреблением алкоголя, погружением в работу и т.п. на. Специальные исследования показали, что депрессивные расстройства различной степени тяжести выявляются у 60% пациентов, обратившихся в клинику. Между тем депрессия обычно диагностируется не более чем у 5% всех депрессивных больных, обращающихся в поликлинику. Больные депрессией совершают 45-60% всех самоубийств в мире. По прогнозам, в двадцать первом веке депрессия станет убийцей номер один человечества.

Не так давно пик депрессии приходился на возраст от 30 до 40 лет, но сегодня депрессия заметно «помолодела» и поражает людей до 25 лет. Лишь в 2-3% случаев депрессия не зависит от внешних факторов. обстоятельств (эндогенная депрессия), а у остальных возникает в основном как реакция на стресс. Годовой каталог новых антидепрессантов достигает толщины в три сантиметра. Поэтому трудно переоценить важность и сложность рассматриваемой проблемы.

К психогенным депрессиям относят невротическую депрессию, реактивную депрессию (возникающую после сильных стрессов и потрясений), депрессивное истощение. Итак, давайте рассмотрим невротическую депрессию. Но сначала несколько слов о неврозах. Невроз – это кризис личности. Это столкновение желаемого и действительного. И это часто духовная проблема.

Безудержный рост неврозов в наше время обусловлен не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками (на что неоднократно указывали исследователи), но прежде всего «прогрессом» человеческой падшести.

Во все времена на протяжении истории человечества были войны, разные стихийные бедствия, наводнения, засухи, смерчи и т.д. Трудно сравнить, скажем, насколько нынешнее время более тревожно и неспокойно, чем, например, эпоха времен правления Ивана Грозного. Почему проблема неврозов стала столь острой только в последнее время? Причина, я думаю, только в растущем безверии, в утрате человечеством духовной основы, а вместе с ней и истинного смысла жизни.

Получается, что главная причина неврозов не стрессы и неприятности, а личность человека. И эта личность внутренне расстроена. Грех, как корень всякого зла, приносит с собой невротические расстройства. Действуя в глубине человеческого духа, оно возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит эмоции и воображение из-под контроля сознания. По словам святителя Феофана, «внутренний мир человека-грешника наполнен своеволием, беспорядком и разрушением». Глубокий невроз является показателем нездоровья, морально-духовного расстройства.

Святитель Феофан Затворник указывает, что «естественное отношение человеческих составляющих должно быть по закону подчинения меньшего большему, более слабого более сильному; тело должно подчиняться душе, душа подчиняться духу, а дух по своей природе должен быть погружен в Бога. Человек должен оставаться всем своим существом и сознанием в Боге. При этом власть духа над душой зависит от ее соприсутствующего Божества, а власть души над телом зависит от обладающего ею духа. После нашего отпадения от Бога произошло смятение, которое должно было произойти во всем человеческом составе, — отделившись от Бога, дух потерял силу и покорился душе, а душа, не вознесенная духом, повиновалась тело.»

Профессор Дмитрий Мелехов считает, что в основе многих психических расстройств лежит бунтарство. Невроз в этом смысле не является исключением. Принято считать, что заболевание развивается вследствие конфликта человека с самим собой (внутрипсихический конфликт) или с другими людьми (интрапсихический конфликт). Невроз — это столкновение желаемого и реального. Чем сильнее столкновение, тем хуже болезнь. «Вера есть смирение», — говорит святой Варсонофий Палестинский.

Большая часть депрессий есть следствие греховного образа жизни, следствие разрушительного действия греха на душу человека. В первую очередь эти слова относятся к невротическим депрессиям, которые, как будет показано ниже, подобны греховным страстям печали и уныния.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором (состоявшимся в Москве 13-16 августа 2000 г.), сказано: «Церковь рассматривает душевные болезни как одно из проявлений общее греховное искажение человеческой природы. Выделяя в структуре личности духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различают болезни, возникшие «от природы», и недуги, вызванные бесовским воздействием или следствием страстей, поработивших человека».

Невротическая депрессия по своей духовной основе есть психопатологическое состояние, развившееся вследствие «страстей уныния и печали, поработивших душу человеческую». И каждая страсть еще больше «подогревается» демонами, находящими убежище в ее недрах.

Науке многое известно о происхождении депрессивных расстройств, но среди ученых не принято говорить о грехе; а причиной многих форм депрессии является именно грех, о чем свидетельствуют отцы и весь подвижнический опыт Православия.

Задолго до научных психиатрических наблюдений о происхождении невротической депрессии отцы очень точно и достоверно описывали эту душевную болезнь, определяя ее греховными страстями уныния и печали. Так что в данном случае медицинский диагноз соответствует духовному «диагнозу».

Депрессия – это своеобразный сигнал души о ее бедах или бедствиях. Однако не душевный плач о грехах, а мука нераскаявшейся души, которой бесы шепчут: «Все плохо, нет надежды…»    

Депрессивный невроз часто начинается на фоне жизненных трудностей. В этом случае у человека плохое настроение, его ничего не радует, все раздражает, он впадает в отчаяние, скуку, печаль, и все вокруг предстает в мрачном свете. Эти состояния возникают очень часто, потому что «жизнь сложилась не так, как хотелось бы»; человек не достигает желаемого, произошел какой-то конфликт, имело место то или иное правонарушение…

Однако не всякая печаль греховна. В дни скорби и времена скорби человек становится равнодушен ко многим страстным движениям своей души. Честолюбие, деньги, чувственные удовольствия — все это отодвигается на второй план в такие периоды жизни. В счастливые времена человек быстро засыпает, а в несчастьях он волей-неволей обращает свои мысли к себе, глубже и глубже сознает свою греховность.

Но если нет, если скорбь ради печали, а покаяние подменяется невротическим «самопожиранием», — которое, кроме своей пагубности, ничего душе не дает, — то очевидно, что подмена произошла. Такая печаль есть греховная страсть.

Конечно, ложь, низкая клевета и оскорбления не принесут радости душе. Но если человек, и тем более христианин, совершенно ими сломлен и длительное время пребывает в печальном настроении или еще хуже — в состоянии отчаяния, полной потери самообладания, потери надежды на милость Божию, потери веры в святость Промысла Божия о человеке, это не христианское отношение, а грех. В этом случае бес просто ждет, когда человек споткнется и окунется в пучину серьезных забот и мук.

Печаль – это всегда сожаление (о потере, о несбывшемся и т.п.). Унынию часто предшествуют лень, праздность, чрезмерная любовь к комфорту или самолюбование.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет греховную страсть уныния и печали следующим образом:

ПЕЧАЛЬ: Скорбь, печаль, отсекание надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарность Богу за все происходящее, малодушие, нетерпение, печаль о ближнем, ропот, отрицание креста, попытка сойти с это.

УНАЧЕНИЕ: Леность ко всякому доброму делу, особенно к молитвенному. Отказ от церковного и келейного устава… Пренебрежение. Нечестие. безделье. Чрезмерный сон, лежание и всевозможные удовольствия. Переход с места на место. Пустой разговор. Шутки. святотатство. Забвение грехов. Забвение заповедей Христовых. Небрежность. Отсутствие страха Божия. Горечь. Бесчувственность. Отчаяние.

Печаль, по учению святых отцов, бывает тогда, когда какая-то страсть не нашла своего удовлетворения. Например, человек не получил желаемых денег, или его чувства были отвергнуты любимой, или, возможно, его не повысили по службе и тому подобное.

Греховные страсти взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Таким образом, чревоугодие и блуд «поддерживают» гордость и тщеславие, как и все страсти, связанные с корыстолюбием. И результатом этого «общения» является гнев, печаль и уныние. Образно говоря, это синдром «пролитого молока».

Уныние и скорбь подстерегают тех, кто не обрел крепкой веры в Бога. Эти страсти часто обитают в душе тех, кто, отвергнув Небо, крепко прилепился к земле. Значит, невротическая депрессия в глубочайшей своей сути есть следствие неверия в спасительный Промысел Божий. В этом случае печали и страдания кажутся отвратительными и совершенно ненужными. Строго говоря, это естественное следствие гедонистической философии — жизни, прожитой «ради удовольствия», к которой стремятся многие.

Епископ Варнава (Беляев, 1887-1963) говорит: «В науке о спасении есть одно, что кратчайшим путем ведет человека к Богу. Это скорбь о грехах, скорбь о Боге… Опыт и благодать в сердце убеждают нас, что молитва наедине с теплыми слезами покаяния есть единственное средство утешения. Правда, сначала текут горькие, соленые слезы, но потом чувствуешь облегчение, радость и луч надежды. Чем дальше ты продвигаешься по пути спасения, тем веселее становится твоя душа; ты плачешь, слезы катятся и на душе становится яснее и теплее. Замечательная вещь! Непостижимая работа благодати!

«Но есть другой вид плача и другая печаль. Модница плачет, что у нее нет новой весенней шляпки и вышли из моды ее нарядные туфли, что «такой-то» мужчина стал ухаживать за «такой-то» женщиной, а «та женщина» красивее и счастливее, чем она; молодой человек грустит из-за небольшого количества карманных денег, которые можно потратить на развлечения; жена плачет из-за неверности мужа, а муж, в свою очередь, грустит из-за своей неудачи на работе; врач, инженер, юрист — все несчастливы, потому что мало зарабатывают; купец в отчаянии от понесенного убытка; И так далее. Все плачут и скорбят, даже живя в роскоши и богатстве, но скорбят о тленном. У них чего-то нет или что-то теряют, и от этого они грустны. Иногда такая печаль иссушает их, они заболевают и даже умирают (см. 2 Кор. 7:10). Эта печаль демоническая. Враг рода человеческого несет его. Человечество мучается, стонет, пытается сделать жизнь беззаботной; но без Бога он ничего не может сделать».

В своем основном труде  Основы искусства святости епископ Варнава проводит тонкий духовно-психологический анализ поднятой темы. Вот некоторые выдержки из этой работы. (Получить выписки)

«Уныние есть один из восьми главных пороков, и притом величайший», — говорит св. Иоанн Лествичник. Действительно, против всякой страсти есть противоположная добродетель, служащая спасению (например, чревоугодие побеждается воздержанием, сребролюбие побеждается щедростью, гордыня побеждается смирением и т. д.), а против уныния особой добродетели нет. Вот почему святые отцы иногда называют ее «всепоражающей смертью», потому что для ее исцеления нужно много сил, и она приводит все пороки и тысячи зол — для мирян к отказу от самой мысли о личном спасении. ; а для монахов снятие монашеских одежд и возвращение в мир. Но ни одна страсть не приносит подвижнику столько венцов, как уныние . В борьбе с этой страстью человек учится тому, как кто-то служит Богу — без лицемерия, лукавства и лености; и он награждается соответственно.

Когда, где и как демон уныния нападает на человека?

Говорить о определенном  времени нападения можно только в отношении монахов-отшельников.

Во времена древних Отцов пустыни враг искушал их обыкновенно около полудня, когда солнце было в зените и из-за жара, которым начинала дышать пустыня, и тело и разум естественным образом ослабевали — особенно после бессонная ночь, проведенная в молитве. До еды оставалось много времени, потому что ели они только вечером и после захода солнца. Дьявол направлял на них уныние, страх, что труды их бесполезны, страх, что они заболеют и никто не поможет им, когда состарятся, и отвращение к давно благоухающему молитвенному месту, которое якобы бесполезно. Господь убеждает нас не бояться именно этого демона, когда через пророка говорит подвижнику: не убоишься ужаса ночного, ни стрелы, летящей днём, ни твари, ходящей во мраке, ни беды и демона полдня  (Пс 90, 6.).

Что же касается мирян, которые живут сами по себе и как хотят, которые достаточно и хорошо спят, едят утром и в полдень подкрепляются пищей, то бес уныния нападает на них в разное время и в связи с прочими обстоятельствами. . Но бывают случаи, когда демон действует очень усердно и точно во времени, как и в предыдущем случае…

Однажды напав на человека, демон уныния истощит на нем все свои средства, чтобы отвлечь его от добрых дел. Демон действует способом, указанным в начале этой статьи.

ПЕЧАЛЬ

Что такое печаль?

«Печаль есть препятствие ко всякому добру», — говорит преподобный Нилос Синаит. Преподобный Серафим Саровский так описывает действие этой страсти: «Когда злой дух скорби овладевает душою, то наполняя ее печалью и скорбью, не дает душе молиться с должным усердием, мешает ей читать Писания при должном бережном отношении лишает его смирения и миролюбия в общении с братией и создает отвращение ко всякому разговору. Ибо душа, исполненная печали, становясь как бы безумной и исступленной, не может благополучно принять ни один добрый совет или кротко ответить на предложенные вопросы. Он бежит от людей, как от причин своих бед, и не понимает, что причина болезни внутри него…»

В чем причина печали?

Печаль обычно является следствием гневных мыслей или неудач при удовлетворении какого-либо желания. Так человек, преодолевший свои желания и страсти, навсегда изгонит печаль из своего сердца. Так, воздерживающийся не печалится о том, что он не пообедал, и добродетельный не огорчается, если он не преуспел в неразумном непотребстве; человек без гнева не сокрушается, что не отомстил за обиду; кроткий и мудрый человек, имеющий смирение, не сокрушается, когда лишается человеческой славы; и щедрый человек не будет горевать, даже если он потеряет все до последнего…

Но страстные люди иногда без видимых причин грустят. Тогда, как говорит св. Иоанн Кассиан, «под влиянием изощренного врага нашего мы вдруг подвергаемся такой скорби, что не можем с обычной приветливостью выносить визита даже от добрых друзей и родных; и что бы они ни говорили в вежливой беседе, нам это кажется несвоевременным и излишним…»

Однако это лишь доказывает, что печаль не всегда имеет свои причины во внешних источниках. Нет, внутри нас, глубоко в сердце, заложены семена сокровенных грехов, которые, когда на душу льется дождь искушений, тотчас же производят всходы и плоды. Поэтому мы должны еще раз сказать, что если бы мы не были бесстрастны только по виду, но действительно были бы тихи душой, то никакие уловки демона скорби не могли бы подействовать на нас. Почва сердца, иссохшая от поста, бдений и молитв, не могла вместить семян страстей, навеянных бесами.

Таким образом, не нужно бежать от людей, чтобы убежать от печали. Однако невозможно человеку избежать возмущений, живя в мире и постоянно вступая в соприкосновение с людьми, не близкими ему по духу, одержимыми не только страстями, но, как это иногда бывает, и самими бесами. Но неправильно думать, что, просто поменяв место, вы облегчите себе жизнь. Меняя среду, человек изменит только причины, возбуждающие страсти. Ему это не нужно; ему нужно терпение и еще кое-что, о чем будет сказано ниже. Если у человека есть терпение и большей частью чистота сердца, то он может сказать с пророком Давидом: С ненавидящими мир я был миролюбив  (Пс 119, 6).

Тогда он будет легко ладить не только с людьми, но и со зверями, и будут уважать его, как написано в Писании:  Ибо звери полевые будут в мире с тобою.  (Иов. 5, 23).

Убийцы печали

Мы уже говорили, что скорбь питается страстями человека. Убери страсть к вещам, похоть или чревоугодие, и у тебя никогда не будет печали. Но мы можем указать положительные средства, которыми эти страсти могут быть также радикально урезаны. особенно молитва, благотворительность и щедрость.

Страдает человек, томится от печали и уныния, и томится душа его. Поэтому он обращается к врачу, который прописывает ему успокаивающие и улучшающие настроение препараты, чтобы искусственно облегчить страдания и уменьшить эмоциональную боль. Но, как справедливо замечает православный врач В. Невярович, больная душа этим часто вовсе не излечивается, а человек только уводится от страдания, которое почти всегда имеет целительный смысл. Подчеркнем, что речь здесь идет о невротической депрессии. Когда возникает эндогенная депрессия, лечение другое.

Когда депрессивные расстройства имеют невротическую форму, то определяется их непосредственная связь с морально-этическим состоянием человека. Я, как врач, конечно, облегчаю страдания больных лекарствами, беседами и просто человеческим сочувствием; но удовлетворение при консультировании больного наступает лишь тогда, когда мы начинаем говорить о душе, вере и покаянии. С согласия больного и по его просьбе мы пытаемся оценить симптомы болезни с духовной точки зрения.

Единственно правильный путь к исцелению нервозности, уныния и печали и обретению душевного спокойствия – через истинную православную веру, покаяние и преобразование своей жизни по заповедям Божиим. Человеку главное понять происхождение своего греховного душевного состояния, глубоко сознать свою немощь, возненавидеть бесовские грехи гордыни, тщеславия, гнева, уныния, лжи и блуда, и желать изменить себя, чтобы обратиться к Господу с искренним покаянием.

Истинная причина депрессивных расстройств обычно кроется в совершенных человеком грехах. Святые отцы считали, что в основе всех душевных страданий лежит гордыня. Поэтому, чтобы избавиться от невротической депрессии, мы должны стремиться к смирению. Завышенный уровень нереализованных в жизни человеческих устремлений, конфликт между желаемым и реальным всегда оставляют в душе чувство печали, досады, горечи, разочарования.

Конечно, самым важным для каждого христианина является посещение православных служб, особенно в воскресные и праздничные дни, и участие в церковных таинствах. В молитве, которую священник читает перед исповедью, есть слова: «Ты пришел в духовную лечебницу, чтобы не уйти не вылеченным».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *