Семейные обязанности / Православие.Ru
Шиманский Г. И. Семейные обязанности. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 80 с. — (Серия «Христианский взгляд») |
В брошюре «Семейные обязанности» рассматривается благочестивая семья, приносящая в общество верующих плоды добродетели и совершенства, как необходимые условия благостояния Церкви.
Приводим отрывок из книги.
Семейство.
Его нравственное значение
Cемейство, или семью, обыкновенно составляют родители и дети, иногда с другими родственниками и живущими с ними людьми.
Семейство есть самое первое человеческое общество. Оно является основой государства, основной его ячейкой. Вместе с тем семья есть и «исходище и первая основа нравственного мира»[1]. В семействе человек получает первый телесный уход, навыки к порядку, трудолюбию, покорности, здесь он получает первое духовно- нравственное воспитание и начинает развивать в себе нравственную жизнь. Жития святых нам показывают, насколько важно первоначальное воспитание в добродетельной семье[2]. Если любовь — основа христианской нравственности, то семья есть первоначальная школа святой, терпеливой и самоотверженной любви. Потому-то Господь Спаситель, прежде чем выступил на поприще общественного служения, благословил Своим посещением брачную чету. И апостолы, имевшие задачей проповедовать слово Божие народам, прежде всего вносили его в дома семейств.
Состояние христианских семейств имеет важное значение и для Церкви. Добрые и благочестивые семейства составляют необходимое условие ее благостояния. Добродетельные христианские супруги, родители и дети, принимая от Церкви благодатные дары и освящение, развивают их в семейной жизни и в свою очередь приносят с собой в общество верующих плоды добродетели и совершенства. Чем более благочестия и добродетелей в семействах, тем более процветает и Церковь. Древняя христианская Церковь процветала внутренней славой именно потому, что каждый христианский дом, по словам Златоуста, составлял малую церковь, каждый отец семейства был у себя как бы домашний пастырь, который управлял молитвой и чтением Писания и был образцом христианской жизни для своих домашних[3].
Нравственное благосостояние семейств сопровождается также благосостоянием общества и государства и обратно. Семья «оказывает могущественное и весьма широкое влияние на союз общественный, на жизнь целого народа. В самом деле, люди, взлелеянные семейной любовью, научившиеся горячо любить своих братьев и сестер, своих детей или родителей, вносят эти прекрасные навыки и в свою общественную жизнь — они любят людей своей братской любовью; хороший семьянин не может не быть хорошим человеком в общественной жизни и деятельности»[4]. По отношению к государству семья является первой школой, где человек научается любить своих ближних, старших, равных и младших, научается почитать старших, уважать равных себе, научается повиновению, дисциплине и развивает в себе все те качества, какие необходимы для каждого члена общества [5].
[1] Олесницкий М., проф. Нравственное богословие. § 70.
С. 256. (Ссылки приводятся в соответствии с авторской
рукописью).
[2]См.: Свящ. М. Менстров. Уроки по христианскому нравоучению. СПб., 1914. Гл. 33. С. 247; Протоиерей П. Солярский. Нравственное православное богословие. Изд. 2-е. СПб., 1875. § 135. С. 367-368.
[3]Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 36 на Первое послание к Коринфянам.
[4]Беляев А. Д., проф. Любовь Божественная. М., 1884. С. 346-347.
[5] Протоиерей П. Солярский. Нравственное православное богословие. С. 367-368.
Что такое религия и какова ее роль в жизни общества: Статьи общества ➕1, 18.
03.2022Религия — это система взглядов, основанная на безусловной вере в сверхъестественное. Она включает в себя свод догматов, моральных норм, правил поведения, обрядов и объединяет людей в соответствующие организации (община, церковь и т. д.). Исторически сложилось различное отношение к религиозному мировоззрению: одни называют веру смыслом жизни, другие — отрицают необходимость существования религии.
Фото: Rahul Verma / Pexels
Религия зародилась в первобытные времена. Одной из самых ранних ее форм стал тотемизм — вера в мистическую связь между людьми и животными или растениями. Реже его последователи поклонялись неодушевленным предметам и явлениям природы. Тотемизм встречается и сейчас. Так, североамериканские индейцы оджибва считают своими тотемами медведя, волка, бобра и других животных. Они признаны покровителями и помощниками, которые защищают род и даруют силу.
Еще одна ранняя форма религии — анимизм. Это вера в существование бессмертной души человека и живых существ. Вера в духов также относится к анимизму. Этнографы считают, что так люди пытались объяснить тени, эхо, отражения и другие явления, природа которых была им непонятна.
Первобытные люди наделяли магической силой конкретные предметы: камни необычной формы, зубы животных, фигурки, вырезанные из дерева. Так появился фетишизм (от португальского feitiço — амулет, магическая вещь). Одной из его форм является идолопоклонство.
В дальнейшем религии начали усложняться. Люди стали поклоняться множеству богов. А на смену языческому пантеону пришло единобожие — возник монотеизм. Сейчас он представлен такими мировыми религиями, как иудаизм, христианство и ислам.
Фото: Chinh Le Duc / Unsplash
Большинство стран мира не обязывает своих граждан придерживаться религиозных канонов. За редким исключением (например, в Саудовской Аравии, Судане, Афганистане и других исламских странах отступничество от веры грозит смертной казнью), люди добровольно становятся верующими, участвуют в церковных богослужениях, соблюдают пост. Это желание может быть связано со следующими причинами:
Поиск смысла жизни. Нам нужна уверенность в том, что мы все делаем правильно и стремимся к важной цели. Для верующего человека целью становится духовное самосовершенствование, основанное на исполнении религиозных предписаний.
Страх смерти. Что произойдет, когда земное существование оборвется? Мы подсознательно хотим верить в то, что смерть станет лишь одним из этапов нашего пути.
Стремление к справедливости. Мы хотим, чтобы хорошие люди были вознаграждены, а плохие — наказаны. Осознание того, что злодеев так и не настигнет справедливая кара, способно вогнать в депрессию, поставить крест на духовном развитии.
Попытка объяснить то, что непонятно. Ученый-когнитивист Джастин Барретт утверждает, что именно особенности человеческой психики заставляют человека поверить в то, что нельзя доказать. Например, если после молитвы прошла головная боль, верующие считают, что им помогли высшие силы.
Желание ощутить единство с другими людьми. Говоря «Я христианин», «Я мусульманин» и так далее, мы объединяемся с многомиллионным сообществом верующих. Все эти люди становятся нашими единомышленниками.
Как я умерла, чтобы жить
Психолог Марго Беккер — об опыте осознанного умирания
В царской России религия была частью государственной системы управления, а любые попытки отказаться от веры осуждались. Доминирующим вероисповеданием было православие, а одним из органов власти — Святейший Синод. Высказывания церковнослужителей тех времен: «Царская власть — Богом данная власть», «Бог, по образу своего небесного единоначалия, устроил на земле царя».
Положение церкви изменила революция в 1917 году. Коммунистическая партия высмеивала и отрицала веру в высшие силы, многие храмы были разрушены. Власти активно пропагандировали атеизм, называя религию «пережитком прошлого» и «опиумом для народа».
Возрождение религии началось в 1988 году, когда Михаил Горбачев признал религиозные права верующих. Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза назвал период угнетения церкви «трагической ошибкой» и пригласил духовенство к сотрудничеству в поддержании нравственности.
Современная Россия является светским государством. В то же время власти поддерживают традиционные конфессии, отмечая, что они укрепляют моральные ценности.
В 2015 году ВЦИОМ провел опрос, показавший, как изменилась роль религии в жизни россиян за 25 лет. Выяснилось, что люди стали хуже относиться к увеличению числа верующих в обществе. В 1990-м 61% опрошенных согласились с тем, что распространение религиозных убеждений приносит пользу, а спустя четверть века так считала только треть респондентов (36%).
О вреде религии для общества стали говорить чаще: с 5% в 1990 году до 23% в 2015-м. При этом 48% респондентов одобрили возведение возле их дома культовых сооружений, но только если там будут проводиться богослужения их веры. Когда речь зашла о других религиозных объектах, позитивный настрой сохранили лишь 20% опрошенных.
Люди могут прийти к вере на любом этапе жизни. Институт религии обладает следующими преимуществами.
Польза религии заключается в создании ценностных ориентиров, которые остаются за рамками юридических законов. Конечно, церкви далеко не всегда удается убедить людей следовать религиозно-этическим нормам — не лгать, не завидовать, не поклоняться золотому тельцу. Но глубоко верующие стараются не нарушать заповеди.
Специалисты Исследовательского центра Пью в США выяснили, что люди, которые регулярно участвуют в церковных службах, чувствуют себя более счастливыми, меньше страдают различного рода зависимостями. Даже неверующие приходят в храмы, чтобы отвлечься от будничной суеты, послушать песнопения, обрести спокойствие.
Осознание того, что все равны перед богом или высшим началом и каждому воздастся по делам его, помогает преодолевать проявления вражды, ненависти, жажду мести. Религиозные организации оказывают социальную помощь неимущим и побуждают каждого следовать их примеру. Например, при Русской православной церкви организовано более 90 приютов для бездомных, 500 благотворительных столовых, а также пункты обогрева и первой медицинской помощи. Религиозный человек не откажет нуждающемуся в поддержке: материальной (одежда, подаяние, кров), душевной (сострадание) или духовной (молитва, совет).
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
В сложных жизненных ситуациях многие люди ищут утешения в религии. Нельзя сказать, что исповедь и молитва полностью заменяют психотерапевта, а тем более — психиатра. Это признают и сами священнослужители.
Но в тяжелые моменты психология религии эффективнее светской, считает Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова. Например, при потере близкого родственника или постановке смертельного диагноза сложно привести доводы, которые вернут человека к нормальному существованию. Священник помогает переключиться с жизни, которая кажется лишенной смысла, на другую, вечную.
Религия призывает людей подчиняться строгим правилам, например соблюдать пост, придерживаться патриархата, посещать богослужения по выходным. Эти правила можно расценить как ограничение свободы, хотя никто не заставляет им следовать. Иногда религиозные убеждения человека могут причинить вред как ему самому, так и его ближним.
Некоторые религиозные движения побуждают своих последователей отказываться от лечения и прибегать к духовному исцелению. Чаще всего речь идет о сектах — группах, отделившихся от основного направления религии и создавших собственное учение.
Так, основательница организации «Церковь Христа» Мэри Бейкер Эдди утверждает, что болезни и смерть — это несуществующая реальность, созданная Сатаной. По ее мнению, достаточно признать нереальность недугов и сосредоточиться на Боге, чтобы исцелить себя. Еще одно религиозное движение, отказывающееся от обязательного лечения, — Свидетели Иеговы (запрещенная в России экстремистская организация). Ее представители считают переливание крови неприемлемым, даже если речь идет о спасении жизни. Это обосновывают тем, что в крови якобы находится душа. Исключения не делаются даже для детей.
Фото: Mehdi Sepehri / Unsplash
Некоторые религии, в том числе ислам, требуют подчинения жены мужу или родственникам мужского пола — отцу, братьям. Роли в традиционной семье строго распределены: муж должен обеспечивать семью, а жена — посвятить себя дому и детям. В некоторых странах и в определенных кругах получить образование и устроиться на работу можно только с разрешения супруга или родителей. Существуют и другие ограничения, такие как ношение закрытой одежды и запрет на прогулки в одиночестве. Все они мешают достичь гендерного равенства в современном понимании и могут расцениваться как нарушение прав человека.
Каждый год более 3 млн девочек переносят калечащие операции на половых органах
11 фактов о практике, наносящей увечья женщинам и детям
Сейчас все больше женщин стремятся защитить свои права и доказать, что, например, трактовка ислама с патриархальной точки зрения ошибочна. Эту точку зрения поддерживают эксперты Организации Объединенных Наций. Спецдокладчик ООН Ахмед Шахид заявил, что законодательство, основанное на религиозных убеждениях, должно быть пересмотрено. В первую очередь речь идет о законах, оправдывающих гендерное насилие, в том числе уголовное преследование женщин за нарушение супружеской верности.
Считается, что это самый опасный вид террористической деятельности. Когда мотивация становится религиозной, люди зачастую перестают реагировать на рациональные доводы. Применение мер наказания, в том числе смертной казни, расценивается террористами как награда. Они верят, что после смерти их ждет встреча со Всевышним, воле которого они следовали до конца.
Традиционные религии мира не побуждают к насилию и вражде. Но социально-политические группировки используют их как прикрытие для террористических и экстремистских действий. Так, адепты «Аум Синрикё», одной из самых опасных экстремистских организаций, запрещенной в России, организовывали теракты для «Истребления грешников в войне Добра и Зла».
В мире есть немало тоталитарных религиозных организаций, способных нанести серьезный вред здоровью человека. Проблемы возникают, когда духовный лидер стремится подавить волю прихожан, а понятия вроде греха, ада и рая используются ради манипуляции. Кроме того, чрезмерное увлечение религией может заставить человека забыть о создании семьи, саморазвитии, карьере. После выхода из сект и других подобных организаций людям приходится полностью пересмотреть свои взгляды и понимание реальности. Из-за этого человек может столкнуться с депрессией, подавленностью и тревогой. Американские психологи называют это состояние «синдром религиозной травмы». Большинству людей требуется 2-3 года, чтобы вернуться к нормальной жизни.
Некоторые религиозные каноны расходятся с целями, к которым стремится современное общество, — толерантность, равенство прав людей независимо от их сексуальной ориентации и гендерной принадлежности. Но в целом религия как социальный институт может быть полезна как для отдельных людей, так и для государства. Вера учит нравственности, избавляет от тревоги и побуждает думать о ближних. Поэтому каждый должен самостоятельно определить роль религии в своей жизни.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Вера Жихарева
Священный Синод — Энциклики — Синодальные утверждения о браке, семье, половой жизни и святости жизни
Настоящие утверждения о браке, семье, сексуальности и святости жизни изданы Священным Синодом Архиерейских По случаю Десятого Всеамериканского Собора Православной Церкви в Америке.
Майами, Флорида, июль 1992 г.
Содержимое
- Введение
- Тайна брака
- Брак и сексуальность
- Развод, вдовство и повторный брак
- Рождение детей
- Аборт
- Безбрачие и девственность
- Родители и дети
- Семьи с одним родителем
- Усыновление
- Насилие в семье и обществе
- гомосексуальность
- Болезнь, страдание и смерть
Введение
Православная Церковь в Америке, являясь вместе со всеми Православными Церквами мира единой, святой, католической и апостольской Церковью Христовой, действуя по своему мандату учить всех людей истине Божией, торжественно подтверждает, что каждый человек создан в Божий образ и подобие для вечной жизни в грядущем Божьем Царстве.
Как венец благого творения Божия, искупленного Христом и освященного Духом Святым, все мужчины, женщины и дети — молодые и старые, больные и здоровые, богатые и бедные, сильные и слабые, образованные и необразованные, рожденные и нерожденные — вечно драгоценны в глазах Бога.
Все люди воскреснут из мертвых в последний день. Те, кто ищут истину, делают добро и следуют закону Божьему, написанному в их сердцах и полностью открытому миру в Иисусе Христе, воплощенном Слове Божьем, унаследуют жизнь вечную. Те, кто упорствуют в своих злых путях, следуя своей воле, будут навсегда потеряны (ср. Римлянам 2:14-16; Иоанна 1:1-18, 5:25-30).
Священный Синод Епископов Православной Церкви в Америке, собравшийся на собор со священниками и избранными делегатами от приходских мирян, серьезно обеспокоен деградацией человеческой жизни в наши дни. Нас особенно беспокоит осквернение брака и семейной жизни, очернение безбрачия и девственности, извращение человеческой сексуальности, обесценивание человеческих страданий и разрушение окружающей среды. Поэтому мы пользуемся этой возможностью, собравшись на наш Десятый Всеамериканский церковный совет, чтобы подтвердить данное Богом видение этих элементарных аспектов человеческого бытия и жизни.
Тайна брака
Бог создает людей по Своему образу и подобию, мужчин и женщин. Он объявляет человеческую жизнь со всем, что Он творит, «весьма хорошей» (Бытие 1:27-31).
Бог желает, чтобы мужчины и женщины вступали в брак, становясь мужьями и женами. Он повелевает им расти и размножаться в рождении детей, соединяясь в «единую плоть» Его божественной благодатью и любовью. Он желает, чтобы люди жили в семьях (Бытие 1:27; 2:21-24; Православная служба бракосочетания).
Господь Иисус благословил брак, в котором «двое стали одной плотью», когда Своим присутствием со Своей Матерью Марией и Своими учениками на свадьбе в Кане Галилейской Он явил Свою мессианскую славу в Своем первом публичном чуде, пробуждая для первого время веру его учеников (Бытие 2:24; Иоанна 2:1-11).
Господь Иисус Христос отменил практику развода, которая была разрешена в Ветхом Завете из-за «ожесточения сердца» людей, настаивая на том, что единственный единственный брак между мужчиной и женщиной был волей Бога от начала (Марка 10:2-9)., Матфея 19:3-12). Он ясно заявил, что «каждый, кто разводится со своей женой, кроме как по причине нецеломудрия [porneia, т. е. половой распущенности], делает ее прелюбодейкой; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матфея 5:32).
Господь пошел еще дальше, заявив, что люди, которые смотрят на других, чтобы возжелать их в своем сердце, «прелюбодействовали» (ср. Мф. 5:27-30).
Апостолы Христа повторяют учение своего Учителя, уподобляя уникальный брак между одним мужчиной и одной женщиной союзу между Христом и Его Церковью, который они переживают как само Тело Господа и Его невесту (Ефесянам 5:21-33; 2 Коринфянам 11). :2).
Осуждая тех, кто запрещает брак как нечестивое установление, а также тех, кто оскверняет брак нецеломудрием (1 Тимофею 4:3, Евреям 13:4), апостолы восхваляют как «волю Божию» христиан, людям, «воздерживаться от нецеломудрия [porneia] и уметь жениться «в святости и чести, а не в страсти похоти, как язычники, не знающие Бога». Они настаивают на том, что «кто пренебрегает этим [учением], пренебрегает не человеком, но Богом, Который дает Свой Святой Дух» верующим (1 Фессалоникийцам 4:3-8).
Мужьям заповедано быть главами своих жен, как Христос есть глава Церкви. Они призваны любить своих жен, как самих себя, как Христос любит Церковь, отдавая себя в жертву своим невестам, как своим телам. А жены призваны уважать и благоговеть перед своими мужьями, поскольку Церковь посвящает себя Христу, с которым и она, как жена с мужем, есть «одна плоть» (Ефесянам 5:21-33; Православное брачное служение).
«Великая тайна» брака (Ефесянам 5:32) является наиболее часто используемым в Библии образом и символом отношений Бога со Своим народом в Ветхом и Новом Заветах, где Господь является мужем, а Его народ — Его женой. часто неверные и прелюбодейные (ср. Осия, Иеремия, Иезекииль, Песнь Песней, Коринфянам, Ефесянам и др.). И окончательный союз между Господом и спасенными Христом для вечной жизни в Царстве Божием посредством пребывающего в них Святого Духа уподобляется брачному общению (Откровение 21-22).
Убежденные в этих богооткровенных истинах, мы предлагаем следующие утверждения и наставления для руководства верующих:
Каждое человеческое существо, независимо от религии, расы, национальности или моральных убеждений, должно уважаться и цениться как творение Бога, имеющее потенциал для вечной жизни в грядущем Божьем Царстве.
Ни с одним человеком, независимо от его или ее религии, расы, национальности или моральных убеждений, нельзя обращаться нечестиво, зло или несправедливо.
Православные христиане должны совершать прошения, молитвы, ходатайства и благодарения (букв. евхаристии) за всех людей. Сюда, по мнению Христа и святых, входят враги, хулители и обидчики, а также гонители Церкви, язычники и еретики (Лк. 6:27-49; 1 Тим. 2:1-4; свт. Первое Тимофею, Слова 6 и 7, св. Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе).
Брак и сексуальность
Брак и семейная жизнь должны быть защищены и защищены от всех открытых и скрытых нападок и насмешек.
Половое сношение должно охраняться как священное выражение любви в сообществе гетеросексуального моногамного брака, только в котором оно может быть тем, ради чего Бог дал его людям для их освящения.
Половая любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной распутства, распутства, насилия и самоудовлетворения.
Пары, планирующие вступить в брак, должны быть должным образом проконсультированы и подготовлены к решению проблем супружеской жизни, руководствуясь тем, как найти в семейной жизни путь к духовной реализации и святости.
Развод, вдовство и повторный брак
Жертвам распавшихся браков следует посоветовать покаяться во зле, вызвавшем крах их первоначальных браков, и искать Божьей милости и руководства в преобразовании поражения в духовную победу.
Вдовам и вдовцам советовать, когда это возможно, особенно при отсутствии малолетних детей, нуждающихся в уходе, хранить верность своим усопшим супругам, живым в Господе, сохраняя брачное единство любви, чтобы исполнилось в Царстве Небесном. Бога, ради которого они были коронованы как муж и жена.
Вдовцы и разведенные, вступающие в повторный брак, делают это не по своему праву, а как получатели особого дара Божией милости, которые должны быть приняты с покаянием, благодарностью и твердым намерением верно исполнить все, что принадлежит супружеской жизни.
Рождение детей
Рождение детей в браке есть «наследие» и «награда» Господа; благословение Божие (ср. Пс. 126:3). Это естественный результат акта полового акта в браке, который является священным союзом, посредством которого Сам Бог соединяет двоих вместе в «одну плоть» (Бытие 1-2, Матфея 19)., Марка 10, Ефесянам 5 и др. др.).
Само по себе рождение детей не является единственной целью брака, но брак без желания детей и молитвы Богу о рождении и вскармливании их противоречит «таинству любви» (Православная брачная служба; свт. , Иоанн Златоуст, На Ефесянам, Слово 20).
Супружеским парам рекомендуется временами воздерживаться от сексуальных отношений ради преданности молитве (как, например, в канун Евхаристии и во время Великого поста). Однако они должны делать это только «на время по соглашению», так как их тела не принадлежат им, но принадлежат друг другу; и они должны «снова собраться, чтобы не искушал их сатана» (ср. 1 Коринфянам 7:2-7).
Сам Бог «связывает» ребенка, зачатого в утробе матери, созерцая его «неоформленную субстанцию», как она причудливо творится перед Его всезнающими очами (Пс. 139:13-18). Сам Господь Иисус был впервые признан на земле Иоанном Крестителем, когда и Господь, и Его Предтеча были еще эмбрионами в утробах своих матерей (Луки 1:39-45).
Православные христиане всегда рассматривали умышленный аборт нерожденных детей как гнусное злодеяние. Каноническая традиция Церкви определяет любое действие, направленное на уничтожение плода, как преступление убийства (Анкира, канон 21; Трулло, канон 9).1; Св. Василий, канон 2).
Убежденные в этих богооткровенных истинах, мы предлагаем следующие утверждения и наставления для руководства верующих:
Зачатие детей должно происходить в контексте брачного союза, когда отец и мать берут на себя заботу о зачатых ими детях.
Супружеские пары могут выражать свою любовь в сексуальном союзе, не всегда имея в виду зачатие ребенка, но приемлемы только те средства контроля зачатия в браке, которые не наносят вреда уже зачатому плоду.
Супружеские пары могут использовать медицинские средства для улучшения зачатия их общих детей, но использование спермы или яйцеклеток, кроме спермы или яйцеклеток супружеской пары, которые оба несут ответственность за свое потомство, запрещено.
Аборт
Аборт – это акт убийства, за который виновные вольно или невольно ответят перед Богом.
Тем, кто столкнулся с трагическими обстоятельствами, когда жизнь матерей и их нерожденных детей находится под угрозой, и где приходится принимать болезненные решения о жизни и смерти, например, связанные с изнасилованием, инцестом и болезнью, следует посоветовать принять ответственные действия перед Богом, Который и милостив, и справедлив, Которому они дадут отчет за свои действия.
Женщин и мужчин, в том числе членов семей и друзей беременных женщин, рассматривающих возможность аборта, следует поощрять к сопротивлению этому злодеянию и оказывать им помощь в рождении и воспитании детей в здоровых физических и духовных условиях.
Женщинам, прибегшим к аборту, мужчинам, родившим абортированных детей, и другим лицам, причастным к абортам, должна быть предоставлена пастырская забота, которая включает в себя признание тяжести деяния и заверение в милости Божией к тем, кто покаяться в своих грехах.
Православные христиане должны вносить свой вклад в законодательные процессы в соответствии со своими знаниями, компетенцией, способностями и влиянием, чтобы можно было принять и обеспечить соблюдение законов, которые защищают и защищают жизнь нерожденных детей, при этом не забывая о сложностях и трагедиях жизни в современном обществе.
Безбрачие и девственность
Наряду с самым положительным утверждением о браке и семейной жизни, Православная Церковь утверждает и то, что Господь призывает некоторых мужчин и женщин к жизни безбрачия и девства. Особенно благословлен «ангельский путь» монашеской жизни для мужчин и жен, «способных принять это», как таковых «назначенных» и «призванных» (ср. Мф. 19).:10-12; 1 Коринфянам 7).
Монашеское призвание отождествляется в православной традиции с «благой долей» Марии, которая сидела у ног Иисуса, слушая его учение и созерцая его истину в чистоте сердца. Это призыв к мужчинам и женщинам жить в одиночестве, уединении, тишине и духовной борьбе в служении Богу; путь, который апостол Павел практически рекомендует как «лучший» путь, если того пожелает Бог, в этом падшем мире, полном искушений и испытаний.
Начиная с Девы Богородицы Марии и св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, не говоря уже о Самом Господе Иисусе Христе, литургический календарь святых Православной Церкви наполнен праведниками безбрачия, девами-мучениками, мужчинами и женщины, которые следовали монашескому пути в чистоте и святости жизни.
Убежденные в этих богооткровенных истинах, мы предлагаем следующие утверждения и наставления для руководства верующих:
Целибат и девственность также следует защищать и оберегать от поношения и насмешек.
Монашескую жизнь нужно защищать, оберегать и продвигать, свидетельствуя о жизни в грядущем Царстве Божием, где все святые мужчины и женщины будут «подобны ангелам на небесах» (Мф. 22:30).
Родители и дети
Люди сотворены и спасены, чтобы быть детьми Божьими, сыновьями Отца во Христе, единородном Сыне, живущим Святым Духом (Луки 3:38, Иоанна 1:12, Римлянам 8:14-17, Галатам 4: 1-7).
С Богом как нашим Отцом во Христе и Духе небесный Иерусалим, уже присутствующий здесь с нами в Церкви Христовой, «есть наша мать» (Галатам 4:26, Откровение 21:2-10). Как сказал святой Киприан Карфагенский, «не может человек иметь Бога своим Отцом, кто не имеет Церкви своей матерью». (О церковном единстве, 5)
Поскольку всякое отцовство на небе и на земле берет свое имя от отцовства Божия (Ефесянам 3:14), отцы в домашних, церковных и монашеских семьях вместе со святыми матерями призваны посредничать в присутствии и действии Божием своим детям. Об этом духовном призвании свидетельствуют таинства брака и рукоположения, а также обряды монашеского пострига и постановки игуменов и игумений.
Отцам заповедано не раздражать своих детей, но любить их и «воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4). И детям заповедано чтить отца и мать и повиноваться родителям во всем благочестивом, осознавая по мере духовного взросления, что они в конечном счете принадлежат к дому Божьему, получая свою идентичность не от своих родителей из плоти и крови, но от Бога. (Ефесянам 6:1-4. Колоссянам 18-21, Матфея 10:34-39).; 12:46-50; 23:9; Луки 15:26, Иоанна 1:12-13; и др. др.).
Убежденные в этих богооткровенных истинах, мы предлагаем следующие утверждения и наставления для руководства верующих:
Семья отца, матери и детей, а также большая семья бабушек и дедушек, тетей, дядей и двоюродных братьев и сестер должна поддерживаться и защищаться как основное условие жизни человека в этом мире.
Детям необходимо предоставить как можно более полный и глубокий опыт безопасной семейной жизни и деятельности.
Нельзя обожествлять семью как самоцель, становясь тем самым скорее препятствием, чем средством к здоровой и святой духовной жизни в общении с Богом в Церкви.
Хотя нормальная семейная жизнь состоит из отца и матери вместе со своими детьми, растущее число семей с одним родителем, которые существуют из-за смерти, развода и дезертирства, следует поддерживать и уважать.
Внимание должно уделяться особым духовным, социальным и экономическим потребностям семей с одним родителем.
Особенно необходимо обеспечение присутствия в жизни и деятельности семьи любящих взрослых того же пола, что и пропавший родитель.
Особая забота и поддержка необходимы родителю-одиночке, чтобы упорно продолжать жизнь в сексуальном целомудрии и святости.
Усыновление
Поддерживать и уважать усыновление детей, оставшихся без семьи, супружескими парами и одинокими людьми, способными обеспечить им духовную и материальную заботу.
Заслуживает поддержки и похвалы благословенная акция по обеспечению патронатного воспитания нуждающихся детей.
Усыновление, а не аборт, является ответом на нежелательную беременность. Незамужних матерей следует поощрять и поддерживать в том, чтобы они доносили своих зачатых детей до срока и предлагали их для усыновления.
Однако не по какой-либо причине и уж тем более не для зарабатывания денег детей зачинают для того, чтобы отдать на усыновление.
Решительно отвергнуть и осудить процедуры усыновления, предполагающие получение крупных сумм денег, мотивацию получения прибыли и принуждение семей и матерей к отказу от своих детей.
Насилие в семье и обществе
Все формы физического, духовного, психологического и эмоционального насилия над мужчинами, женщинами и детьми подлежат осуждению.
Родителям и взрослым в целом следует помогать в обучении правильному обращению с детьми, избегая оскорбительного поведения из-за маленького роста, слабости и зависимости детей.
Хотя женщины и дети могут быть жестокими сами по себе, по многим причинам они чаще становятся жертвами жестокого обращения со стороны мужчин, чем мужчин-насильников. Поэтому особое внимание следует уделить проблеме «женщин и детей, подвергшихся побоям» в нашем обществе.
Христианское учение о «главенстве» мужа и отца в семье не следует интерпретировать как поддерживающее каким-либо образом оскорбительное поведение; равно как и традиционное учение о необходимости дисциплинировать детей.
Авторитетное положение в семье и обществе, а также в церкви может быть использовано в оскорбительных целях. Некоторыми примерами являются отказ руководителей быть доступными, слушать и уважительно и открыто общаться с подчиненными и даже с коллегами на аналогичных руководящих должностях; применение власть имущими материальных и экономических угроз и наказаний против законных разногласий и разногласий; необоснованные и необоснованные призывы со стороны тех, кто наделен властью, к праву на любовь, уважение и повиновение со стороны своих подчиненных и даже сверстников, чтобы пристыдить или заставить замолчать тех, кто ставит под сомнение их политику и действия. Необходимо использовать все средства, чтобы узнавать о злоупотреблениях властью со стороны лиц, занимающих руководящие должности, а также разоблачать и исправлять их.
Лица, наделенные властью и занимающие руководящие должности, сами могут подвергаться насилию со стороны коллег и подчиненных из-за несправедливой критики, необоснованных суждений, необоснованных обвинений, неосторожных разговоров, злонамеренных сплетен, неуважения, пренебрежения и прямого неповиновения. Эти формы оскорбительного поведения также должны быть разоблачены и искоренены в человеческих сообществах, включая семьи и церкви.
Необходимо также предпринять усилия по устранению источников гнева, недовольства и депрессии, ведущих к жестокому обращению в семьях, социальных и религиозных группах. Некоторые из них связаны с расовой, религиозной и этнической ненавистью и несправедливостью; сексуальное и плотское возбуждение; взращивание нереалистичных ожиданий и желаний; принятие ложных обещаний о возможных владениях и достижениях; и злоупотребление наркотиками и алкоголем.
Многие причины жестокого обращения с людьми обнаруживаются в телевизионных программах, фильмах, музыке, рекламе, а также в социальной, политической, этнической и религиозной демагогии, которая, прежде всего, для зарабатывания денег, обслуживает более низкие и слабые стороны человеческой жизни в падшем мире. . Они также должны быть идентифицированы, выявлены и устранены.
гомосексуальность
Созданные, чтобы познать божественность и силу Бога через творение, люди отказались признать Бога, почитать и благодарить Его и повиноваться его божественным учениям. Из-за своего непокорства «они осуетились в мыслях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Римлянам 1:21). Поэтому, как продолжает учить апостол Павел, «предал их Бог в похотях сердец их на нечистоту, на бесчестие тел их между собою…женщины их заменили естественные отношения неестественными, и мужчины также оставили естественные отношения с женщинами и были сожжены страстью друг к другу, мужчины, совершая бесстыдные поступки с мужчинами и получая от самих себя должное наказание за свое заблуждение» (Римлянам 1:26-27).
Гомосексуальные акты, такие как прелюбодеяние и кровосмесительные отношения, осуждаются в законе Моисеевом. Те, кто поступает так, как мужчины, так и женщины, согласно Божьему закону ветхого завета, должны быть преданы смерти (Левит 18:6-23; 20:10-21).
По словам апостола Павла, вступающие в половую связь с блудниками, прелюбодеями, идолослужителями, ворами, лихоимцами, пьяницами, злоречивыми и разбойниками Царства Небесного не наследуют. Христиане происходят из всех этих категорий злодеев, вольно или невольно захваченных грехом мира. Это те, кто своим личным покаянием и верой во Христа, своим крещением и миропомазанием и своим участием в Святом Причастии «омылись… освятились… и оправдались во имя Господа Иисуса и Духом Бога нашего» (1 Коринфянам 6:9-11; Православная служба крещения и миропомазания).
Иисус учит милосердию и прощению всех грешников, но Господь не оправдывает грех. Когда Сын Божий произносит божественное прощение застигнутым во зле, Он всегда призывает прощенного грешника «иди и впредь не греши» (Иоанна 8:11).
Убежденные в этих богооткровенных истинах, мы предлагаем следующие утверждения и наставления для руководства верующих:
К гомосексуализму следует относиться как к результату восстания человечества против Бога, а значит, и против собственной природы и благополучия. Его не следует воспринимать как образ жизни и действия мужчин и женщин, созданных по образу и подобию Бога.
К мужчинам и женщинам с гомосексуальными чувствами и эмоциями следует относиться с пониманием, принятием, любовью, справедливостью и милосердием, присущими всем людям.
Людям с гомосексуальными наклонностями нужно помочь признаться в этих чувствах себе и другим, которые не отвергнут их и не причинят им вреда. Они должны искать помощи в выявлении конкретных причин своей гомосексуальной ориентации и работать над преодолением ее вредных последствий в своей жизни.
Лица, борющиеся с гомосексуализмом, принимающие православную веру и стремящиеся вести православный образ жизни, могут быть причастниками Церкви со всеми верующими и борющимися. Наставленные и наставленные в православном христианском учении и подвижнической жизни, которые еще хотят оправдать свое поведение, могут не участвовать в церковных таинствах, так как это не поможет, а навредит им.
Помощь должна быть оказана тем, кто имеет дело с лицами гомосексуальной ориентации, чтобы помочь им своими мыслями, чувствами и действиями в отношении гомосексуализма. Такая помощь особенно необходима родителям, родственникам и знакомым лиц с гомосексуальными наклонностями и чувствами. Это, безусловно, необходимо пастырям и служителям церкви.
Болезнь, страдание и смерть
С самого начала человеческой жизни на земле бунт мужчин и женщин против Бога привел к болезням, страданиям и смерти. В этом смысл истории Адама и Евы, их детей и потомков, найденной в первых главах Библии (Бытие 1-11).
Иисус Христос пришел спасти мир. Он пришел, чтобы освободить людей от тирании болезней, страданий и смерти через прощение и искупление их грехов собственными безгрешными страданиями и смертью.
Иисус Христос — Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира. Он — новый и последний Адам, который сходит с небес, чтобы дать людям возможность начать жизнь заново, умирая и воскресая в Нем, освящаясь и запечатываясь Его животворящим Духом (Иоанна 1:29; 1 Коринфянам 15). .
Иисус Христос показывает нам, что человеческие страдания имеют искупительное и освящающее значение. Может быть средством обретения Бога в падшем мире, средством очищения от плотских страстей, средством просвещения и общения с Богом для вечной жизни.
Через смерть Христа разрушается и преображается сама смерть. «Последний враг» человека, «возмездие за грех», стал через распятие Христа путем в рай для тех, кто борется с ним до конца, кто отказывается подчиниться его силе, кто разрушает самые его основания верой в Бога и любовью. для Него и Его доброго творения, которое было испорчено и осквернено злом человеческим (1 Коринфянам 15, Римлянам 6).
Все творение — все растения и животные, рыбы и птицы, скалы и планеты — «стонет в муках», поскольку оно «с нетерпением ожидает откровения сынов Божиих»; ибо в окончательном пришествии Христа все творение «будет освобождено от рабства тлению и обретет славную свободу детей Божьих». (Римлянам 8:18-21)
Апостол Павел говорит нам, что «страдания настоящего времени не стоят сравнения со славой, которая должна открыться нам». (Римлянам 8:18). Он говорит, что наши земные страдания — это не что иное, как «небольшое кратковременное страдание», которое «приготовляет нас к несравненной вечной славе». (2 Коринфянам 4:17)
Христиане ждут спасения мира в грядущем Царстве Божием, где Господь «воздаст каждому по делам его». (Римлянам 2:6) Апостол продолжает: «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, Он даст жизнь вечную; а на тех, которые сварливы и не покоряются истине, но покоряются неправде, – гнев и ярость. Скорбь и теснота будет всякому человеку, делающему злое… а слава и честь и мир всякому делающему добро… ибо Бог нелицеприятен». (Римлянам 2:7-11)
Убежденные в этих богооткровенных истинах, мы предлагаем следующие утверждения и наставления для руководства верующих:
Необходимо поддерживать и защищать все усилия, направленные на исцеление физических и духовных болезней, облегчение физических и духовных страданий и предотвращение физической и духовной смерти.
Страдающим и связанным со страждущими следует помочь обрести Бога в своем недуге и таким образом обрести божественную благодать и силу претворить свою боль в средство очищения от зла, озарения от тьмы и вечного спасение в грядущем веке.
Адекватное медицинское обслуживание должно быть доступно для всех мужчин, женщин и детей, независимо от их расы, религии, социального статуса или финансового положения. Необходимо проявлять большую осторожность, чтобы услуги исцеления не ограничивались богатыми или явно «заслуживающими».
Следует проявлять крайнюю осторожность при принятии решений, связанных с лечением, особенно перед лицом смерти. Чрезвычайная осторожность всегда заключается в том, чтобы найти «царский путь» между обеспечением всех необходимых лечебных мер и простым продлением биологического функционирования органов, когда человеческая жизнь более невозможна или даже не существует.
Научные исследования и эксперименты следует проводить с особой осторожностью, чтобы не принести человечеству большего зла и страданий вместо предполагаемых благ.
Мир природы следует рассматривать как друга и слугу человечества. Его нельзя насиловать, развращать и осквернять ради власти, удовольствия или выгоды. Его ресурсы нужно использовать с уважением и благодарностью для благополучия всех людей на планете (см. Послание Предстоятелей Святейших Православных Церквей, 6. Фанар, 15, 19 марта92).
Человеческим существам нужно всеми средствами напоминать, что они не изолированные индивидуумы, а члены друг друга, которые дадут отчет Богу и своим ближним за каждую свою мысль, слово и поступок; и что их вечная судьба зависит от того, что они сделали со своей жизнью на земле.
Когда Бог не дает тебе пару
Поскольку человечество было создано Богом для близости, неудивительно, что большинство одиноких людей жаждут супружеской любви. Но, как и все наши глубочайшие стремления и желания, они могут привести нас к высотам в Боге — когда мы позволяем Ему управлять ими — или к местам отчаяния, когда это становится важнее, чем наша любовь к Нему.
Последнее было моей историей.
Мое желание выйти замуж за конкретного мужчину было для меня настолько важным, что, когда Бог не сказал «да», я обиделась на то, как Он поступил с моей жизнью. Сам того не осознавая, я бежал от Христа; перестал доверять Ему свою личную жизнь, перестал признавать Его авторитет, что привело к трехлетней депрессии.
Я был уверен, что Тодд был «тем самым». Однако однажды вечером он пришел ко мне домой и неожиданно заявил, что больше не хочет меня видеть. После того, как он ушел, я побежала в свою спальню и закричала. «Боже, я ненавижу Тебя!» Слезы лились, как дождь во время техасской грозы, когда я несколько раз стучал по своей кровати сжатым кулаком. Торнадо разочарования пронесся по ландшафту моего сердца, оставив пустыню вопросов, на которые я не мог ответить.
Годы спустя, после того, как прошел дождь и осели обломки, Бог мягко указал мне на сердце и показал, что мое желание иметь пару больше, чем мое желание Его. «Вот почему вы испытали столько сердечной боли. Я хочу дать вам надежду помимо вашего желания иметь мужа. Дитя, просто отдай это Мне. Я хочу отдать тебе Себя».
С тех пор Бог начал показывать мне радость, которую я могу иметь в Нем, пока жду мужа. Он также раскрыл часть лжи, в которую я верил, из-за которой я оказался в ловушке эмоциональной боли и депрессии после того, как мое сердце было разбито.
Я считал, что жить в изобилии в одиночестве невозможно.
В прошлом году мне позвонила одна из моих подруг, одинокая и расстроенная тем, что Бог не дал ей мужа. Она никогда не была замужем, и ей было 40, она устала молиться и ждать, ждать и ждать, но больше всего она была убеждена, что ее жизнь была какой-то неполноценной. «Быть незамужней — это , а не жизнь с избытком», — решительно заявила она. Мальчик, я мог рассказать! Вера в ту же ложь заставила меня почувствовать, что Бог предал меня.
Наш разговор заставил меня бежать за Библией, где я нашел Иоанна 10:10.
«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы они имели жизнь, и имели ее с избытком». Пришлось искать его значение. В определении я нашел рецепт от сердечной болезни моего и моего друга: Сам Бог есть жизнь с избытком, которую мы ищем. Слово жизнь это греческое слово zoe (язык оригинала) и означает:
«жизнь, относящаяся к принципу жизни в духе и душе ». (выделено мной). [Зоя есть] все высшее и лучшее, что есть у Христа, что Он дает Святым. Высшее блаженство твари».
Эта жизнь внутри меня, внутри тебя, в духе, в душе и Богом дана. В довершение всего, это высшее благословение, которое мы можем иметь по эту сторону неба — это Сам Христос.
Как часто мы думаем, что жизнь с избытком, которую обещает Бог, находится где-то там, в мужчине или женщине, на которых мы когда-нибудь вступим в брак, когда Христос говорит: «Эта жизнь с избытком, которую вы ищете, — внутри вас, , и это то, кто Я. Я изобилие, которое вам нужно, чтобы заполнить самую глубокую боль вашего сердца. Я выше любой надежды, мечты или желания — даже желания найти себе пару». потому что у меня мало контроля над этим в любом случае. Слава Ему — жизнь не дальше, чем в глубине моей души, потому что там Он .
Я усомнился в любви Бога, когда Он не дал мне дар брака.
Наши самые отчаянные времена эмоциональной сломленности, как правило, выносят на поверхность то, что мы действительно верим о Боге и о себе. Если мы не убеждены в Божьей любви до романтического кризиса, мы можем негативно оценить Его любовь к нам во время или после него.
С разбитым сердцем Асаф спрашивает в Псалме 76:8: «Неужели Его неизменная любовь исчезла навсегда? (NIV)‚»
Наконец, осознание того, что Божья любовь ко мне не имеет ничего общего с моим семейным положением, позволило мне расслабиться и отдохнуть в Нем. В результате Он вложил в мои уста новую песню и вложил в мое сердце благодарность.
Я отрицательно оценил Божью справедливость, когда Он сказал «нет» моим отношениям.
Один из моих коллег прислал мне реальную историю румынского заключенного, который судился с Богом. Я не был уверен, смеяться мне или плакать, но меня определенно поразила его ирония.
Мужчина считал, что его тюремное заключение является доказательством того, что Бог поступил несправедливо. В конце концов, раз он был крещен в детстве, Бог ему что-то должен, верно? Он потребовал, чтобы Румынская православная церковь, которую он считал земным представителем Бога, возместила ему «ущерб, причиненный Богом». ‚» какая-то злая часть меня хотела закричать: «Ну, ага!»
Привлекать Бога к суду звучит абсурдно, но подумайте об этом. Слышали ли вы, чтобы кто-нибудь определял Божью справедливость своим единственным статусом? Даже если не говорить словами, мы можем подумать , Если Бог справедлив, Он даст мне пару .
Иногда мы понятия не имеем, как мы определили справедливость, пока что-то не идет не так в наших романтических жизнях. Я сомневаюсь, чтобы этот заключенный сидел и думал, что если он когда-нибудь попадет в тюрьму, то будет винить Бога.