Об унынии. Часть 2 / Православие.Ru
Из чего произрастают уныние и его
порождения
Винсент Ван Гог. «На пороге вечности»
Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.
Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.
Первый корень уныния – гордыня
Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться».
Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.
А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.
Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.
Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.
Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»
Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».
Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей
Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?
Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».
Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.
Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».
По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.
Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».
Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.
Другие корни уныния
Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:
«Источников уныния много – и внешних и внутренних.
Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.
Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.
Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.
Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.
Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.
Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.
Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».
Как бороться с унынием и его порождениями
Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».
Но как именно можно удалить от себя уныние?
Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».
Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.
Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.
Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».
Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?
Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.
Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.
Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.
Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».
Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.
Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.
Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.
И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.
Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.
Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:
«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.
Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.
Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.
Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.
Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.
Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».
Молитва
Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.
Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.
Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.
И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает
потому, что это является обращением к Богу, Который
единственный действительно может помочь в любом, даже
самом безвыходном положении; единственный, Кто силен
подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния.
«
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не
освобождает нас от них, а подает силу легко переносить,
даже не замечать их.
Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь
нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы
и при скорбях, и во время искушений будем
радоваться» (преподобный Никон Оптинский).
Какие же именно молитвы советуется читать против уныния?
Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.
Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.
«Слава Богу за все».
«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».
«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».
«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.
Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.
Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».
Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».
Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!
«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.
Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).
Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».
Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.
Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.
Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.
В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:
Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.
В унынии | Полный Православный Молитвослов — сборник молитв
Тропарь, глас 2-й:
Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.
Тропарь, глас 2-й:
Пророка Твоего Давида, Господи, память празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак, глас 3-й:
Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.
Кондак, глас 4-й:
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Давиде славне.
Молитва:
Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его.
Молитва:
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Отчаяние Определение и значение — Merriam-Webster
1 из 2
отчаяние ди-ˈспер1
: полная потеря надежды крик отчаяния сдался в отчаянии2
: причина безнадежности неисправимый ребенок — отчаяние родителейотчаяние
2 из 2непереходный глагол
: потерять всякую надежду или уверенность отчаяние от победыпереходный глагол
устарело : потерять надежду
отчаявшийся сущ.
Синонимы
Существительное
- отчаяние
- уныние
- уныние
- уныние
- одиночество
- безнадежность
Глагол
- унывать
Примеры предложений
Существительное По случаю трехсотлетия Джонсона Мартин ( Жизнь Джеймса Босуэлла ) ищет психологические элементы, спрятанные Босуэллом и другими: огромную неуверенность, приступы глубокой депрессии, разъедающую неуверенность в себе и, в его последние дни, отчаяние за свою душу. — Publishers Weekly , 21 июля 2008 г. Игроки, которые были в олимпийской сборной 2004 года, шутили о том, равны ли их две бронзовые медали одной серебряной. Не было ни отчаяния, ни обвинений, которые последовали за чемпионатом мира в 2002 году, когда сборная США финишировала шестой. — Келли Андерсон, Sports Illustrated , 11 сентября 2006 г. Люди, пытающиеся спасти вымирающие виды на Гавайях, не впадают в отчаяние. Они должны быть, чтобы продолжать делать то, что они делают. — Лоуренс Даунс, New York Times , 19 декабря 2004 г. Его отчаяние чуть не свело его с ума. меня одолели отчаяние от невозможности их найти. В конце концов она бросила в отчаянии . Народ был доведен до отчаяния ужасами войны. Эта последняя неудача довела ее до глубины отчаяния . Глагол Возможно, что на этом этапе Цезарь не совсем отчаялся в консенсусном решении трудностей, с которыми столкнулась республика. — Энтони Эверитт, 9 лет. 0075 Цицерон , (2001) 2003 Иногда трудно не отчаиваться по поводу отношений между мужчинами и женщинами в американском обществе. Кажется, они достигли дна. — Элизабет Лаш-Куинн, , Новая Республика, , 6 мая 2002 г. Тем не менее, до недавнего времени болезнь Альцгеймера была настолько плохо изучена, что ученые отчаялись найти лечение, а тем более лекарство. — Кен Гарбер, 9 лет0075 Технология , март 2001 г. Сейчас все выглядит плохо, но не отчаивайтесь . мы отчаялись когда увидели как мало времени у нас осталось на завершение нашего проекта Узнать больше Последние примеры в Интернете После невообразимого года, наполненного смертью, отчаянием и отрицанием, на решение уехать повлияло мое желание быть ближе к своей семье в Южной Каролине. — Отис Р. Тейлор-младший, SFChronicle.com , 7 декабря 2020 г. Пять лет — это долгий срок, который нужно выполнить за 9 лет.0075 отчаяние . — Энн Коэн, , refinery29.com , 17 августа 2020 г. Сообщения о нехватке, опубликованные в пятницу на веб-сайте Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, появились после того, как новое исследование, опубликованное в среду Университетом Джона Хопкинса, показало значительное усиление чувства бедствия и отчаяния среди взрослых в Соединенных Штатах. — Эрика Эдвардс, NBC News , 3 июня 2020 г. Несмотря на свое одиночество и эмоциональность отчаяние , Кам был полон решимости поправиться. — Сидней Пейдж, Washington Post , 22 июня 2023 г. Безусловно, отчаяние мало мотивирует к действию. — Наоми Орескес, Scientific American , 20 июня 2023 г. Мигранты, большинство из которых спасались от крайней нищеты и отчаяния в своей родной стране, подписали отказ от полетов и сели на два самолета Vertol Systems в Мартас-Винъярд, левый оазис для богатых. — Эдгар Сандовал, 9 лет.0075 Нью-Йорк Таймс , 6 июня 2023 г. В заключительном кадре Кендалл смотрит в отчаянии на воду. — Суман Найшадхам, , Fortune , 30 мая 2023 г. Глядя на реку Гудзон под пристальным взглядом своего телохранителя, Кендалл в последний раз отчаяния осознает, что мечта всей его жизни рухнула. —Брайан Александр, 9 лет0075 США СЕГОДНЯ , 29 мая 2023 г. Если к концу Наследия вы остались в зияющей пустоте, не отчаивайтесь . — Итан Влессинг, The Hollywood Reporter , 10 июня 2023 г. После поражения Трампа в ноябре 2020 года Мердок разочаровался в поведении президента. — Дэвид Баудер и Николас Риккарди, BostonGlobe.com , 8 марта 2023 г. Чувство продолжения наследия прошлого и обязательства сохранить прошлое для будущего одновременно и отрезвляет, и утешает, напоминая нам ни о том, чтобы увлекаться преходящими тенденциями, ни о том, чтобы0075 отчаяние что все обречено. — Дэн Маклафлин, National Review , 27 декабря 2022 г. После того, как его первый хирург отказал ему, Уэскотт провел месяцев в отчаянии , что ни один врач не будет его оперировать. — Х. Конли, STAT , 2 июня 2023 г. Многие впали в отчаяние , говоря, что перемены привели их в депрессию и брошены на произвол судьбы. — Майлз Клее, 9 лет0075 Rolling Stone , 17 мая 2023 г. Вскоре после этого Его Величество принял такой вид изможденного, что жизнь его была отчаявшейся из — его пульс тоже быстро участился. — Город и страна , 8 мая 2023 г. Защитники прав женщин, опрошенные Variety, признают, что в последнее время прогресс, похоже, замедлился, но настаивают на том, что нет необходимости отчаиваться . — Дайан Гаррет, 9 лет.0075 Разнообразие , 28 марта 2023 г. Инвесторы в драгоценные металлы не должны отчаиваться . — Саймон Констебл, Forbes , 26 сентября 2021 г. Узнать большеЭти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «отчаяние». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Существительное
Среднеанглийское despeir, отчаяние, заимствовано из англо-французского despeir, despoir, существительное, производное от desperer (тоническая основа despeir- ) «потерять надежду или уверенность, отчаяние, запись 2»
Глагол
Среднеанглийское despeiren, отчаяние, отчаяние «потерять надежду или уверенность, разочароваться», заимствовано из англо-французского despeir-, тонизирующая основа desperer, восходит к латыни dēspērāre «отказываться от безнадежности, отчаяния», от dē- de- + spērāre «с нетерпением ждать, надеяться ибо, надежда (что),» глагольная производная от *spēs-, предполагаемая альтернативная основа spēs, spem «надежда, ожидание» возможно по аналогии с vīr-, vīs «сила, сила» — больше при скорости входа 1
Первое известное употребление 9000 3
Существительное
14 век, в значении, определенном в смысле 1
Глагол
14 век, в значении, определенном в непереходном смысле
Путешественник во времени
Первое известное использование отчаяния было в 14 векеПосмотреть другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
отчаяниепрезирать
отчаяние
отчаянный
Посмотреть другие записи поблизостиПроцитировать эту запись «Отчаяние.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/despair. По состоянию на 21 июля 2023 г. Копировать цитатуДетское определение
отчаяние
1 из 2 глагол отчаяние ди-спа (ə) г-ˈspe(ə)r
: потерять всякую надежду или уверенность отчаяние победыотчаяние
2 из 2 сущ.1
: полная потеря надежды : чувство полной безнадежности
2
: причина безнадежности
Больше от Merriam-Webster о
отчаянииАнглийский: Перевод отчаяние для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод отчаяние для арабского Динамики
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложенийПодпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращенийулучшать
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
В отчаянии?
Джон К. Лехенбауэр / Пастор лютеранской церкви Христа
Иногда при чтении Писания что-то бросается в глаза.
Вот мой попался. Павел — великий апостол Павел Библии — однажды впал в отчаяние. Он пишет во 2 Коринфянам 1:8 (ESV): «Ибо мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении, братия, о скорби, которую мы испытали в Асии, потому что мы были крайне обременены сверх наших сил, что мы отчаивались от самой жизни».
Отчаяние. Одно из определений: … чувствовать себя в ловушке без выхода.
Человек может неделями обходиться без еды. Они могут прожить несколько дней без воды. Они могут прожить минуты без кислорода. Но отчаиваться… значит чувствовать подавляющую безнадежность смерти.
Кажется странным, что христианин, подобный апостолу Павлу, говорит такие слова. Тот же самый Павел пишет, что «Нынешние наши страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Римлянам 8:18) 9. 0003
И его слова, похоже, противоречат обещанию Иисуса в Иоанна 10: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».
Интересно.Что испытал Павел в Азии, что заставило его отчаяться в самой жизни?
Я не знаю точного ответа на этот вопрос.Но мы можем предположить. Я получил от иудеев сорок ударов без одного. Три раза меня били розгами. Однажды меня побили камнями. Трижды терпел кораблекрушение. Ночь и день я дрейфовал в море. В частых путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от своих людей, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях от лжебратьев; в труде и лишениях, через многие бессонные ночи, в голоде и жажде, часто без пищи, в холоде и на холоде. И, кроме всего прочего, на меня ежедневно давит моя тревога за все церкви».
Мы не знаем, что из этого — или что-то другое — побудило Павла написать: «Мы были так обременены сверх сил, что отчаивались от самой жизни».
Но подождите. Это еще не все. Павел не останавливается на этом. Он добавляет в следующем стихе: «Но это для того, чтобы мы не полагались на самих себя» (2 Коринфянам 1:9).
Прошлым летом у нас была возможность поплавать с нашими маленькими внуками. Когда они впервые учатся плавать, они прыгнут в воду, только если смогут прыгнуть в объятия того, кому они доверяют. Вода по-прежнему страшна для них. Но они узнали, что могут быть в воде с кем-то, кого они знают и кому доверяют.
Так и в жизни. А теперь давайте позволим Павлу закончить рассказ о моменте его отчаяния, потому что это еще не все, и это важно: «Мы отчаялись в самой жизни… но это для того, чтобы уповать не на себя, а на Бога, воскрешающего мертвых… на Него возложили надежду нашу, что Он опять избавит нас» (2 Коринфянам 1:8-10). ожидать?Мы не должны слишком удивляться, когда у нас бывают действительно трудные моменты в жизни.
Тем не менее, каждый раз, когда вы пишете этот новый 2021 год, вы свидетельствуете о судьбоносном событии Спасителя, который пришел на землю, прожил совершенную жизнь, которой должны были жить мы, а затем умер смертью, которую мы заслужили.