Валеология что: Валеология: понятие и главные принципы

Валеология: понятие и главные принципы

Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?

Для того чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области.

Немного о валеологии

Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.

Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.

В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.

Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .

Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.

Отрасли валеологии

В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.

Медицинская валеология разрабатывает методы устранения болезни с помощью внутренних резервов, определяет, по каким критериям оценивать уровень здоровья. При этом обязательно учитывается возрастная категория и социальное положение пациента.  Кроме того, выявляются факторы, которые могут спровоцировать возникновение болезни, разрабатываются соответствующие рекомендации. И, конечно же, основной фокус внимания направлен на профилактические меры.

Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.

Семейная валеология наблюдает за состоянием всей семьи в целом и поведением каждого ее члена, а затем дает нужные рекомендации. Это направление имеет большое будущее, потому что роль семьи в воспитании верного и осознанного отношения к здоровью нельзя переоценить.

Задачей социальной валеологии является разобраться, как влияют на уровень здоровья взаимоотношения с другими людьми, с обществом, поведение отдельного человека в социуме.

Экологическая валеология изучает, каким образом на человека оказывают влияние природные факторы, катаклизмы, изменения климата. С одной стороны, она исследует влияние измененной среды, а с другой – разрабатывает рекомендации по оптимальному поведению людей в плохих экологических условиях.

Профессиональная валеология изучает, как влияют на здоровье работников производственные и профессиональные факторы. Используя тесты по профессиональной ориентации, учитывая индивидуальные свойства личности, она определяет трудовую деятельность, подходящую для конкретного человека, и, при необходимости реабилитации, соответствующие средства.

Действующие принципы валеологии

 Основными принципами, на которых базируется учение, являются:

  1. Структурность, так как человек – открытая биосоциальная система, поэтому для его оздоровления нужен системный подход.
  2. Энергетический и информационный принципы, потому что человека нельзя рассматривать отдельно от биосферы Земли, он является ее частью.
  3. Принцип познаваемости, т.е. сведения, полученные в результате исследований, не прошедшие достаточную проверку временем, используются таким образом, чтобы не навредить.
  4. Детерминизм нацелен на выявление факторов устойчивости организма, распознавание и устранение всевозможных рисков.
  5. Принцип развития отслеживает, как меняется стратегия здорового образа жизни от полученных результатов, а также от меняющейся внешней среды.
  6. Изучение основных законов здоровья с помощью анализа исторического опыта прошлого человечества является принципом историзма.
  7. Принцип интегративности включает объединение опыта ученых всех стран и методов различных наук.
  8. Сохранение здоровья вопреки вредным внешним изменениям с помощью принципа гомеостаза – способности обеспечивать стабильность внутренней среды.
  9. Человек приспосабливается к внешним изменяющимся условиям за счет своих ресурсов – так действует принцип адаптивности. Но если резервных возможностей организма не хватит, это может сломать адаптационный механизм.

Несложно сделать вывод, что валеология является достаточно целостным учением, доверять которому есть немало весомых оснований. Однако, как и немало других направлений, в той или иной степени отступающих от традиций, валеология подвергается критике, и о ней мы обязательно должны сказать несколько слов.

Критика валеологии

Валеология довольно серьезно критикуется сразу с двух сторон: со стороны науки и со стороны церкви. Ученые считают, что попытка валеологии сформировать собственную интегральную теорию здоровья, создать новую систему ценностей и в итоге нового человека лишена смысла и не имеет под собой никаких оснований. Причиной служит тот факт, что проблему создания целостной теории человека сегодня не удалось решить никому.

Валеологи стремятся найти область применимости для валеологии, которая кардинально отличается от медицинской, и именно поэтому данное направление часто называют ненаучным, религиозным и даже оккультным, а также относят к области нетрадиционной медицины. Например, А. Н. Мац, кандидат медицинских наук и заведующий лабораторией НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова, говорит о валеологии, как об альтернативном и маргинальном парамедицинском ретроградном учении сродни целительству и натуропатии.

В 1999 году более сотни ученых, религиозных деятелей и общественников подписали открытое письмо министру образования РФ, где валеология критикуется и называется лженаукой с примесью оккультизма, астрологии, пропаганды секса и т. д. А в 2008 году валеологию раскритиковали сотрудники Института философии РАН, назвавшие ее одним из ментальных течений современности с массой необоснованных претензий и спорных выводов.

Что же касается критики со стороны церкви, то ее представители считают валеологию религиозным учением, стремящимся повлиять на массы, разрушить традиционную систему образования и воспитания, а также основы семьи, формирующим культ тела и акцентирующим внимание на половых отношениях, что негативно влияет на восприятие людьми окружающего мира и приводит к психическим и физическим отклонениям.

Эта информация далеко не исчерпывает вопросы на тему критики, но погрузиться в подробности при желании вы можете самостоятельно. Впрочем, точно так же вам и только вам решать, как относиться к валеологии. Мы же советуем не принимать ничьей позиции, не разобравшись в фактах и не поразмыслив на столь непростую тему критически.

Желаем удачи и всегда иметь собственное мнение!

Ключевые слова:1ЗОЖ

Валеология | это.

.. Что такое Валеология?

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

[1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».[2]

Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.

[1] Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины.[1] Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Научно-образовательные организации
  • 3 Критика
    • 3. 1 Со стороны науки
    • 3.2 Со стороны религиозных организаций
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Мнение представителей Русской православной церкви

История

С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».

С 1996 года ЮФУ (Южным Федеральным Университетом) издается научно-практический журнал «Валеология»[3]. C 2004 года журнал «Валеология» входит в список журналов ВАК[4].

Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.

В конце 90-х годов возрастает популярность валеологии. Появляется множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.

В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Белоруссии преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.

Научно-образовательные организации

  • Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — к. б.н. Л. Н. Иваницкая.
  • Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международной академии наук высшей школы
    [5]
    .
  • Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко[6].
  • Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член ряда «общественных академий»: ПАНИ, МАНЭБ и МАНПО З. И. Тюмасева.

Критика

Со стороны науки

Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац[7] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др.[2]

Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках»[8].

В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела»[9]. В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований также отрицает научный статус валеологии[10].

Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАН отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[11].

Со стороны религиозных организаций

Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии канд. ф.-м. наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, приходит к следующему заключению:

  • Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
  • Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой), и молодёжной аудитории.
  • Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
  • Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.

Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства[12].

Протодиакон Русской православной церкви, профессор богословия, канд. филос. наук Андрей Кураев также не рассматривает валеологию как науку, считая её пропагандистско-коммерческим проектом

[13].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Фесенкова Л. В., Шаталов А.Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001.
  2. 1 2 Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6. — № 6. — С. 12—35.
  3. Журнал «Валеология», ЮФУ
  4. Перечень ведущих периодических изданий ВАК, редакция 22.10.2010)
  5. Биологический факультет Кемеровского государственного университета. Кафедра физиологии человека и животных и валеологии
  6. О кафедре
  7. А. Н. Мац
  8. Фесенкова Л. В. «Теория эволюции и ее отражение в культуре» — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2
  9. Открытое письмо министру образования Российской Федерации Филиппову В. М.
  10. Кругляков Э. П. «Ученые» с большой дороги-3 — М. : Наука, 2009. — 357 с. — ISBN 978-5-02-037043-2
    «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно».
  11. Научный отчет за 2008 г. отдела философии науки и техники ИФ РАН
  12. Протоиерей Сергий (Рыбаков) Валеология — наука или сектантское учение?
  13. Видео@Mail.Ru: Игорь Дювали : Фильмы : «Искусство жить»

Литература

  • Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. ― К.: Здоров’я, 1998. ― 244 с.
  • Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990
  • Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005
  • Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах.— М.: АСТ, 2001.— 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
  • Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003. — 238 с.  — ISBN 985-06-0871-4.
  • Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
  • Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов, 2004. — ISBN 5-222-05408-X.

Ссылки

  •  Жолдак В. И. (доктор педагогических наук, профессор), 
    Калинкин Л. А.
    (доктор медицинских наук, профессор) Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Московская государственная академия физической культуры, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
  • Истоки и история развития валеологии (из книги «Медицинская валеология»)
  • Фесенкова Н. В. Институт философии РАН. Валеология и проблема здоровья россиян
  • Петленко В. П. Основы валеологии. Книга первая. 1998. — 433 с.
  • Апанасенко Г. Л. Истоки и история возникновения валеологии.
  • Апанасенко Г. Л. Школа валеологии и здоровья профессора Апанасенко.
  • Филиппов В. Н. (заведующий кафедрой философии БГПУ, член МАИ, МАНПО) Заключение Научно-исследовательской лаборатории БГПУ «Философия человека и образования» (по некоторым антивалеологическим материалам)
  • Правда и ложь о Валеологии
  • Циркин В. И. (КГМА) Ответ на статью «Валеология — религия XXI века, или третья волна духовной агрессии», опубликованную в журнале «Народное образование» (№ 1, 2001. С. 233—245)

Мнение представителей Русской православной церкви

  • Валеология // Sektoved.ru
  • Протоиерей Сергий (Рыбаков) Плюс валеологизация всей страны, «Валеология — наука о здоровье или сектантское учение?»
  • Щекочихина Н. Н., Щетилова Н. Г. Разрушительное влияние валеологии на детей
  • Что скрывается под маской валеологии? // Жизнь: информационный листок Православного медико-просветительского центра. Вып. № 20, М., 1999, с. 15.
  • Железняк С. Е. «Валеология: наука или оккультизм» // сайт храма Архистратига Божия Михаила, Набережные Челны

Валеология — здоровый образ жизни — питание, массаж, фитнес, личная гигиена

Валеология — здоровый образ жизни — питание, массаж, фитнес, личная гигиена
ДОМ МЕНЮ ДОКУМЕНТЫ ПОИСК



Валеология (la vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»), наука или понятие о здоровом образе жизни.

Термин Валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х годов ХХ века И.И. Брехман. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методику, средства, технологию сохранения и укрепления здоровья.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, улучшения здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, упражнения, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений. , своевременное обращение к врачу. Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.

Представляемый Вашему вниманию сайт «Валеология — здоровый образ жизни», построен по модульному принципу и на сегодняшний день включает следующие разделы: Гигиена, Долголетие, Отношения мужчины и женщины, Клонирование, Косметика, Культура, Курорты и отдых, Массаж , Питание, Погодные условия, Психология, Реабилитация, Уход за больными, Физическая культура и спорт, Фитнес-центры.

Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания (с соблюдением постов), ванн, закаливания были заложены народом, учеными, врачами, интеллигенцией в прошлые века. Великие русские — А. Суворов, А. Пушкин, Л. Толстой, И. Репин и многие другие — доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни — не навреди, не злоупотребляй, будь умеренным — способствует долголетие, крепкое здоровье, высокая работоспособность…

доктор медицинских наук, профессор В.Н. Мошков
Валеология здорового образа жизни — учебник для студентов вузов, 1999

Новости сайта здоровый образ жизни здоровый образ жизни:
08.02.2017
Масло какао давно используется в косметологической практике
12.12.2016
Техника танца медленный фокстрот для начинающих
04.11.2016
Техника танца самба для начинающих
01. 10.2016
Тренировки по пауэрлифтингу
08.08.2016
Атлетизм женский
06.07.2016
Прогрессивная система и методика спортивной тренировки мужчин и женщин
01.03.2016
Рыба и рыбопродукты
18.02.2016
Гвоздика, рецепты
01.02.2016
Полезные свойства гороха, рецепты
16.01.2016
Рис самое важное пищевое растение человечества
17.11.2015
Рецепты спаржи
14.11.2015
Слив посуды на вашем столе
23.10.2015
Рецепты с малиной
11.10.2015
Все диеты по номерам
06.10.2015
Рецепты с арахисом
27. 09.2015
Рецепты из груши

Архив новостей

ВЫСТАВКИ:
Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья – 2019
02.04.2019 — 04.04.2019
XXV Всероссийский съезд Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья
Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья – 2018
03.04.2018 — 05.04.2018
XXIV Всероссийский съезд Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья
Репродуктивная медицина – 2018
16.01.2018 — 19.01.2018
XII Международный конгресс по репродуктивной медицине
VIII Конгресс – 2017
22.06.2017 — 23.06.2017
Паллиативная медицина в здравоохранении Российской Федерации и стран СНГ
БИОТЕХМЕД – 2016
26. 09.2016 — 27.09.2016
ИТ в медицину
Радиология – 2016
24.05.2016 — 26.05.2016
X Юбилейный Российский Национальный Радиологический Конгресс
МЕДИ Экспо 2016
24.05.2016 — 26.05.2016
VIII Всероссийская конференция – Функциональная диагностика
Food Expo 2016 (Китай)
06.05.2016 — 08.05.2016
V международная выставка импортных продуктов питания
МЕДИ Экспо 2016
04.04.2016 — 07.04.2016
2016 — Амбулаторная практика: диагностика, лечение, профилактика
МЕДИ Экспо 2016
22.03.2016 — 24.03.2016
XXI Всероссийская научно-практическая конференция. Лабораторные исследования качества и их роль в обеспечении безопасности пациентов
МЕДИ Экспо 2015
03.12.2015 — 05.12.2015
II Национальный конгресс по регенеративной медицине
МЕДИ Экспо 2015
30. 11.2015 — 01.12.2015
Медицина и качество. – VIII Международная научно-практическая конференция с международным участием
МЕДИ Экспо 2015
23.11.2015 — 25.11.2015
Анестезия и реанимация в акушерстве и неонатологии. VIII Всероссийский съезд
МЕДИ Экспо 2015
17.11.2015 — 20.11.2015
Выкидыш: социальная проблема, медицинское решение. V Научно-практическая конференция
МЕДИ Экспо 2015
10.11.2015 — 13.11.2015
VII Съезд Российской ассоциации специалистов ультразвуковой диагностики в медицине

Уважаемые господа, напишите о каких выставках вы хотите узнать?

Здоровье человека зависит не только от медицины и здоровья, но и от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни.

Известно, что общей неспецифической реакцией организма является реакция на стресс. Определенный уровень стресса, как считал Г. Селье, необходим для обеспечения нормального функционирования организма (эустресс). Но нередко уровень стрессовых воздействий оказывается выше оптимального, что приводит к разного рода расстройствам (дистрессам).

Стрессовая реакция организма на чрезмерную физическую нагрузку, гиподинамию, инфекцию выражается в химическом дисбалансе внутренней среды.

В ХХ в. Значительно сократилось количество заболеваний и увеличилась средняя продолжительность жизни человека.

Успехи, достигнутые в профилактике и лечении инфекционных заболеваний, очевидны. Так, инфекционные заболевания составляют сейчас лишь 10% от общей заболеваемости, а неинфекционные (соматические), функциональные расстройства, хронический алкоголизм, наркомания и др. — 35% (К. Е. Тарасов, Е. К. Черненко, 1979).

Из многих сотен известных болезней только 10 стали причиной смерти каждых 85 из 100 человек в среднем и пожилом возрасте. Одними из основных являются ожирение, гипертония, атеросклероз, аутоиммунные заболевания, психическая депрессия, онкологические заболевания. Стало больше хронических форм заболеваний.

Наибольший прогресс в сфере сохранения здоровья достигается не опосредованно через непосредственное лечебное воздействие, а опосредованно через улучшение условий жизни и труда.

В последние десятилетия здоровье людей ухудшилось, особенно в городах. Это связано с окружающей средой (загрязнение окружающей среды, повышенная радиация, некачественная пища и питьевая вода и другие факторы) и грозит опасностью генетических изменений. Кроме того, повышается уровень механизации и автоматизации трудовых процессов, что приводит к резкому снижению физического труда, усугублению стрессовых ситуаций. Урбанизация и городской образ жизни во многом способствуют возникновению предпатологических и патологических состояний.

Исследования показывают, что для адаптации и сохранения здоровья психические факторы имеют большее значение, чем природно-климатические факторы.

Для того чтобы понять все градации физического и психического состояния человека — от цветущего здоровья до тяжелых хронических заболеваний, важно иметь четкое представление о норме.

Понятие «норма» может быть очень разным для разных людей. Здоровье следует рассматривать как непрерывный процесс адаптации к социальной и внешней среде.

На нашем сайте представлены примеры разумного использования физической культуры, закаливания, рационального питания для профилактики возникновения заболеваний.


Рекомендуем посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: МЕНЮ с описанием разделов


СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ МОЯ ДИЕТА МОЙ СПОРТ

Выпуск all4e8


Copyright © VZOJ 2022. Все права защищены. При перепечатке или цитировании материалов myvaleology.com просьба ставить ссылку на сайт myvaleology.com :
Здоровый образ жизни

Архив Будо Наука о боевых искусствах и экстремальных спорте

2018, том 14, выпуск 1

Александр Юрия Осипов

1 , Михаил Дмитриевич Кудриавцев 2 , Sergii Sidorovichovavvev. Анатольевич Дорошенко 5

1 Кафедра физической культуры, кафедра валеологии, Сибирский федеральный университет | Кафедра физической культуры Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкий | Кафедра физической культуры, Сибирский юридический институт, Красноярск, Россия
2 Кафедра физической культуры, кафедра валеологии, Сибирский федеральный университет | Кафедра физического воспитания, Сибирский государственный научно-технический университет им. Решетнева | Кафедра физической культуры, Сибирский юридический институт Министерства образования, Красноярск, Россия
3 Кафедра туризма и отдыха, Гданьский университет физической культуры и спорта, Гданьск, Польша
4 Кафедра физической культуры, Гданьский университет физической культуры и Спорт, Гданьск, Польша
5 Кафедра физической культуры, кафедра валеологии, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Автор корреспонденции: Владислав Ягелло; Кафедра физического воспитания, Гданьский университет физического воспитания и спорта, Гданьск, Польша; электронная почта: wjagiello1@wp. pl

Полный текст

Предыстория и цель исследования: Сохранение постуральной устойчивости тела во время соревновательных поединков считается важным фактором достижения успеха в дзюдо. Считается, что показатели сохранения равновесия тела значительно выше у взрослых и опытных спортсменов. Целью данного исследования является познание возможности повышения баланса тела юных спортсменов, занимающихся дзюдо, за счет модификации тренировочных занятий.

Материалы и методы: В контингенте обследовано 30 юных спортсменов, занимающихся дзюдо. Возраст спортсменов 12-13 лет. Стаж дзюдо 1,5-2 года. Продолжительность исследования 1 год. Для повышения баланса тела спортсменов в статических и динамических условиях использовались специально подобранные упражнения. Спортсмены экспериментальной группы (n = 15) выполняли эти упражнения в каждой тренировке (не менее 30 минут). Спортсмены контрольной группы (n = 15) применяли эти упражнения нерегулярно и в меньшем объеме. Для оценки уровня баланса тела спортсменов применяли тесты: тест Гирца, «тест равновесия фламинго», «тест равновесия аиста» (вариант «Альфа-Фит»), «модифицированный тест динамического равновесия Баса», двигательный тест с кувырками, внедрение технологии учи-мата и о-ути-гари . Для определения способности поддерживать устойчивое равновесие использовали стабилоплатформу – «Стабилан 01-2» (производство «ОКБ РИТМ», Россия). Уровень соревновательной деятельности спортсменов оценивался методом анализа видеозаписей соревновательных матчей. Оценку результатов теста проводили с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Результаты: По окончании периода исследования выявлено достоверное (р<0,01) преимущество спортсменов экспериментальной группы по ряду тестов, определяющих динамическое равновесие тела. Наибольшие различия обнаружены в данных «Тест баланса Фламинго», теста «Мишень», двигательного теста с кувырками. Результаты тестов, позволяющих оценить статическое равновесие тела, не выявили значительного преимущества спортсменов какой-либо группы. Выявлено положительное влияние целенаправленной тренировки равновесия тела спортсменов на скорость выполнения дзюдоистами комплексно-координационных бросков (9).0391 учи-мата и о-ути-гари ). Сравнительный анализ уровня соревновательной деятельности спортсменов не выявил значимой связи между показателями равновесия тела и активностью дзюдоистов 12-13 лет в соревновательных поединках.

Выводы: Применение специально подобранных упражнений позволяет значительно повысить баланс тела юных спортсменов, занимающихся дзюдо. Высокие показатели баланса тела позволяют спортсменам иметь значительное преимущество перед сверстниками в скорости выполнения некоторых сложных координационных выстрелов (9).0391 учи-мата и о-ути-гари ) и устойчивость к динамическим воздействиям.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, тест Гирца, занятия по дзюдо, модифицированный басовый тест динамического равновесия, бросковая техника

Цитируйте эту статью как:

AMA:

Осипов А. , Кудрявцев М., Ермаков С. и др. Развитие способности поддерживать равновесие тела у юных спортсменов 12-13 лет, занимающихся дзюдо. Arch Budo Sci Боевые искусства Экстремальные виды спорта. 2018;14

APA:

Осипов А.Ю., Кудрявцев М.Д., Ермаков С.С., Ягелло В. и Дорошенко С.А. (2018). Развитие способности поддерживать равновесие тела у юных спортсменов 12-13 лет, занимающихся дзюдо. Arch Budo Sci Martial Arts Extreme Sports, 14

Чикаго:

Осипов Александр Юрьевич, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Ермаков Сергей Сидорович, Ягелло Владислав, Дорошенко Сергей Анатольевич. 2018. «Развитие способности поддерживать равновесие тела у юных спортсменов 12-13 лет, занимающихся дзюдо». Arch Budo Sci Боевые искусства Экстремальные виды спорта 14

Гарвард:

Осипов А.Ю., Кудрявцев М.Д., Ермаков С.С., Ягелло В. и Дорошенко С.А. (2018). Развитие способности поддерживать равновесие тела у юных спортсменов 12-13 лет, занимающихся дзюдо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *