Вера — что это? Источник и проявление христианской веры
Вера в БогаУчение о Боге в Символе веры начинается словом: «Верую». Бог есть первый предмет веры христианской. Таким образом, наше христианское признание бытия Божия основывается не на рассудочных основах, не на доказательствах, взятых из разума или полученных из опыта наших внешних чувств, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем нравственное основание.
Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к Нему.
«Веруем» в то, что недоступно внешнему опыту, научному исследованию, восприятию нашими органами внешних чувств. В славянском и русском языках понятие «верую» глубже значения русского «верю, » обозначающего часто простое принятие без проверки свидетельства другого лица, чужого опыта. Св. Григорий Богослов различает и в греческом языке: религиозную веру — «верую в кого, во что«; и простую личную веру — «верю кому, чему«. Он пишет: «Не одно и то же значит: «веровать во что» и «верить чему». Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи» (Твор. св. Григория Богослова. Часть 3, стр. 88, «О Духе Святом»).
Христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, сильнее, действеннее ее. Она сложнее отдельного чувства, она содержит в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Она также не может быть названа волевым явлением, ибо, хотя она двигает горами, христианин, веруя, отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «Да будет воля Твоя на мне, грешнем».
Фото: optina.msk.ru
Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем-то «убежденное предположение, » называемое верой, какое обычно встречается в жизни.
На вере создана Церковь Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи (Евр. 11:33-38). Одушевленные верою христиане с радостью шли на мучения и смерть. Вера — камень, но камень не осязаемый, свободный от грузности, тяжести; влекущий вверх, а не вниз.
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» — сказал Господь (Ин. 7:38), и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в силе Духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа.
«Если будете иметь веру и не усомнитесь…, если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет» (Матф. 21:21). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы — с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода; но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее: вода эта — благодать Божия. «Вера есть ключ к сокровищнице Божьей, » пишет о. Иоанн Кронштадтский («Моя жизни во Христе», т. 1, стр. 242).
Поэтому трудно дать определение: что есть вера. Когда Апостол говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1), то, не касаясь здесь природы веры, указывает только на что направляет ее взор: — на ожидаемое, на невидимое, а именно, что вера есть проникновение души в будущее (осуществление ожидаемого) или в невидимое (уверенность в невидимом). Это свидетельствует о таинственном характере христианской веры.
Вера и знание в религии и науке
Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.
Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т.д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике…
Столь же необходима человеку вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: «Душа видит истину Божию по силе жития».
Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера сорастворяется со знанием, и он становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6:17).
Таким образом, как во всех естественных науках вера предваряет знание, и опыт подтверждает веру, так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания. И только вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов.
Суеверия
Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека — это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
Суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли Божией, Промысла Божия ему совершенно чужды. Не знает такой человек и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются проявлением любви Божией к нам — воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.
Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.
Источник христианской веры
Источником веры является откровение. Словом откровение в тесном смысле означается „сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин.
В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое чрез посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в Св. Писании более общим наименованием: явление, в отличие от более специального слова – откровение, которым преимущественно означается откровение какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда. ап. Павел говорит об откровении Бога языческому миру чрез посредство видимых творений, то употребляет выражение: „Бог явил им“ (Рим. I:19), а когда тот же апостол говорит об откровении чрез писания пророческие тайны воплощения (Римл. ХIV, 24), об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников (Ефес. III:3) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1 Кор. II:10; 2 Кор. XІІ, 1, 7; Ефес. I:17; Филипп III, 15): то во всех этих случаях откровение обозначает словом откровения. В этом смысле откровение св. Иоанна называется Апокалипсисом.
Вера и Церковь
Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств, внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина — истинная и живая. Посему неразумны те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает, кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание.
Церковь имеет веру, но веру живую, ибо она же имеет и святость. Когда же один человек или даже епископ имеет непременно веру, что можем мы сказать? Имеет ли он святость? Нет, ибо он ославлен преступлением и развратом. Но вера в нем пребывает, хотя и в грешнике. Итак, вера в нем есть восьмое таинство, как и всякое таинство есть действие Церкви в лице, хотя и недостойном. Через это таинство какая же вера в нем пребывает? Живая? Нет, ибо он преступник, но вера мертвая, т.е. внешнее знание, доступное даже бесам. И это ли будет восьмое таинство? Так отступление от истины само собою наказывается.
Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры, любит ли, он в общении Любви, молится ли, он в общении Молитвы. Посему никто не может надеяться на свою молитву, и всякий, молясь, просит всю Церковь о заступлении, не так как будто бы сомневался в заступничестве единого ходатая Христа, но в уверенности, что вся Церковь всегда молится за всех своих членов.
О вере на «Правмире»:
- Православное Догматическое Богословие
- Вера в Бога. О вере в Бога и доверии Ему
- Великие физики о вере и Боге
- Почему люди верят в Бога
- Не веря в себя, нельзя верить в другого человека
- Почему человек верит в Бога?
- Вера как опыт жизни в Боге
- Ты в Бога веришь?
- Зачем Церковь, если Бог в душе?
- Зачем вера?
- Вера и спорт: нет ли противоречий?
- О вере и знании
- Что такое вера?
- Вера и причины неверия
- Верую. Вера образованных людей
- Вера Церкви. Введение в православное богословие
- Великие люди о Христе и о вере
- Какая книга помогла прийти к вере? Личный опыт
- Молитва Символ веры
- Толкование на Символ веры
- Символы веры раннего Христианства
Фильмы о вере:
Логика и доказательство православной веры
youtube.com/embed/l5WvbD4Krbk» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Вера и чудо
Воплощение
Руководство, объединяющее веру и права человека
Свобода религии
29 января 2020
Управление ООН по правам человека объединило усилия с религиозными группами, чтобы создать руководство, которое поможет бороться с распространяющимся языком ненависти и нетерпимостью.
В руководстве «Вера за права человека»* (#Faith5Rights toolkit) собраны конкретные примеры, ресурсы и средства художественной выразительности, которые дают идеи для обсуждения взаимосвязи между религиями, убеждениями и правами человека.
Данное руководство для коллегиального обучения основано на 18 обязательствах, касающихся веры и прав человека, которые направлены на создание мирных плюралистических обществ. Верховный комиссар Мишель Бачелет призвала преобразовать декларацию «Вера за права человека» в «практические средства для общественной работы и программы наращивания потенциала».
В презентации для Совета ООН по правам человека Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений Ахмед Шахид назвал 18 обязательств важным руководством, которое вдохновляет действовать. «Крайне важно укреплять позитивную роль религиозных деятелей в защите свободы религии и убеждений и поощрении прав человека в целом», — подчеркнул он.
Они также могут помочь противодействовать участившимся случаям подстрекательства к ненависти и насилию, как заявил Специальный докладчик по вопросам меньшинств Фернанд де Вареннес.
«Причин для роста нетерпимости и языка ненависти много, и, таким образом, должно быть несколько подходов для борьбы с этим бедствием с особым вниманием к религиозным организациям, лидерам и членам сообщества, чьи выступления содержат в себе послания надежды, правосудия, открытости и справедливости, иными словами, к тем, кто применяет правозащитный подход», — сказал он.
В рамках рабочего совещания, которое недавно прошло в Коллонж-су-Салев (Франция), он также объявил о планах использовать руководство «Вера за права человека» в ходе серии региональных форумов по вопросам языка ненависти, социальных СМИ и меньшинств в преддверии глобального Форума по вопросам меньшинств в ноябре этого года.
Руководство является живым документом, который задействует социальные СМИ с особым вниманием к нуждам молодежи и меньшинств. Координаторы могут свободно адаптировать содержание руководства к конкретным условиям, в которых живут участники мероприятий.
Руководство также предлагает для обсуждения несколько конкретных примеров, которые усовершенствуют навыки религиозных последователей в разрешении жизненных ситуаций, связанных с религиозным разнообразием, в целях выполнения обещаний «Веры за права человека».
В 2020 году будут проводиться конкурсы учебных судебных процессов, в которых будут рассматриваться случаи столкновений между религией и правами человека. Данные конкурсы учебных судов будут организованы Университетами Претории и Оксфорда, Европейской академией религий и Бразильским центром исследований права и религии. Все они связаны с 18 обязательствами «Веры за права человека». Различные этапы состязаний будут проходить в Пекине, Бейруте, Будапеште, Женеве, Йоханнесбурге, Киеве, Нью-Дели, Нью-Йорке, Оксфорде, Париже, Риме и Уберландии.
Такое разнообразие мест проведения говорит о том, что вопросы религии и прав человека не ограничиваются только одним регионом или одной религией; от обмена мнениями и опытом пользу получат все, как государственные, так и негосударственные деятели.
Скачайте
29 января 2020 г.
“Вера за права человека” — главная страница*
Руководство #Faith5Rights (PDF)*
Руководство #Faith5Rights – онлайн-версия*
Глобальный саммит по вопросам религии, мира и безопасности
Доклад Специального докладчика по вопросу о свободе религии и убеждений 2019
Форум ООН по вопросам меньшинств
Страница доступна на:
- العربية
- 中文
- English
- Français
- русский
- Español
Эволюция христианского человека: как могут сосуществовать дарвинизм и вера
Франсиско Дж. Айяла выдвигает верхний ящик черного шкафа и просматривает почти дюжину папок, каждая из которых аккуратно названа по дате публикации и сроку. Это эссе об эволюции, которые он штамповал в течение последних шести-восьми недель для популярных книг и журналов. «Халтурные работы», — называет он их с улыбкой, хвастаясь тем, что на выполнение каждой уходит всего день или два.
После примерно 30 лет проповедования теории эволюции верующим христианам уважаемый биолог-эволюционист из Калифорнийского университета в Ирвине отточил свои аргументы до мельчайших деталей. У него наготове истории и примеры, даже пара ударных тактик под рукой. Каждая пятая беременность заканчивается самопроизвольным выкидышем, часто напоминает он зрителям. Далее многозначительно спросит, как в интервью Американский католический журнал в прошлом году: «Если Бог явно создал человеческую репродуктивную систему, является ли Бог самым большим абортом из всех?» На таких примерах он объясняет: «Я хочу перевернуть их аргументы».
74-летняя Айяла готовится к исключительно напряженному 2009 году. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Чарльза Дарвина и 100 лет со дня публикации книги «Происхождение видов», , а битва за учение об эволюции идет полным ходом. обязательно нагреется. Айяла говорит, что у ученых особенно велика потребность в диалоге с религиозными людьми. В качестве доказательства он таскает за собой 11 на 17 дюймов, 12 фунтов Атлас творения , разосланный мусульманским креационистом Аднаном Октаром из Турции ученым и музеям США и Франции. Этот богато иллюстрированный том не только подвергает критике эволюцию, но и связывает теорию Дарвина с ужасами, включая фашизм и даже самого Сатану.
В США Институт Открытий, содействующий разумному замыслу, в Сиэтле опубликовал учебники биологии, ставящие под сомнение эволюцию, и продвигал фильм 2008 года Изгнанные: Нет Разрешения на Разум d, чтобы доказать, что антидарвинистские ученые преследуются. (Опровержение см. в книге Джона Ренни «Бен Штайн исключен: добросовестность не проявлена» и связанных с ней статьях.) Кандидат в вице-президенты от республиканцев Сара Пэйлин заявила, что, по ее мнению, креационизм следует преподавать в школах наряду с теорией эволюции. По данным опроса Университета штата Пенсильвания, каждый восьмой учитель биологии средней школы уже рассматривает креационизм как достойную альтернативу.
Несмотря на усилия ученых и конституционные постановления против них, креационисты и сторонники разумного замысла «не становятся слабее», — говорит Аяла. «Во всяком случае, они более заметны».
Но Аяла считает, что ученые, нападающие на религию и высмеивающие верующих, в первую очередь Ричард Докинз из Оксфордского университета, совершают ошибку. Это разрушительно и дает пищу проповедникам, которые настаивают на том, чтобы последователи выбрали либо Дарвина, либо Бога. Часто студенты на вводном уроке биологии Аялы говорят ему, что будут отвечать на контрольные вопросы так, как он пожелает, но на самом деле они отвергают эволюцию из-за своих христианских убеждений. Затем, через пару лет, когда они узнают больше науки, они решают отказаться от своей религии. Эти двое, по мнению студентов, несовместимы.
Это его огорчает, говорит Айяла. Вместо этого он хотел бы, чтобы верующие примирили свою веру с наукой. Опираясь на пять лет обучения в рамках подготовки к рукоположению в доминиканские священники, Аяла использует эволюцию, чтобы помочь ответить на главный парадокс христианства, а именно, как может любящий, всезнающий Бог допускать зло и страдания?
Природа устроена плохо — с такими странностями, как слепые пятна, встроенные в человеческий глаз, и избыточное количество зубов, застрявших в наших челюстях. Паразиты — садисты. Хищники жестоки. Аяла утверждает, что естественный отбор может объяснить безжалостность природы и удалить «зло» — требующее преднамеренного акта свободной воли — из живого мира. «Дарвин решил проблему, — заключает Айяла. Он ссылается на подкованных наукой христианских теологов, которые представляют Бога, который постоянно вовлечен в творческий процесс посредством ненаправленного естественного отбора. Обращаясь к религиозным людям на их собственных условиях, Аяла стремится предложить лучший ответ, чем разумный замысел или креационизм.
Аяла сочетает науку и религию, очень хорошо говоря на обоих языках (и с кастильским акцентом). Несмотря на его плодотворную и отнимающую много времени деятельность на общественной арене, он держит свою молекулярную генетику на переднем крае. Как и в своих богословских дебатах, ему нравится оспаривать общепринятые научные идеи. Ранние работы Аялы были первыми, кто продемонстрировал обширный характер генетической изменчивости и действие естественного отбора на белковом уровне. Его измерения привели к важным изменениям в теории единых «молекулярных часов», которые используются для определения времени, когда виды отделились от общего предка на основе различий либо в структуре белка, либо в ДНК. Он больше не содержит мокрой лаборатории, но активно сотрудничает.
Аяла окончил физический факультет Мадридского университета, затем работал в лаборатории генетика, одновременно изучая богословие на Папском факультете Сан-Эстебана в Саламанке, Испания. К своему рукоположению в 1960 году он уже решил заниматься наукой вместо министерской должности. В монастыре дарвинизм никогда не воспринимался как враг христианской веры. Поэтому год спустя, когда Айяла переехал в Нью-Йорк, чтобы получить докторскую степень в области генетики, преобладающее в США мнение о естественной враждебности между эволюцией и религией стало шоком.
С тех пор Айяла пытается бороться с религиозным скептицизмом в отношении теории Дарвина. Поначалу, вспоминает он, его коллеги-ученые относились к этому с осторожностью и считали, что исследователям не следует вступать в религиозные дискуссии. К 1981 году, когда законодательный орган Арканзаса проголосовал за предоставление креационизму равного времени в школах, настроения начали меняться. Национальная академия наук подготовила краткий отчет amicus curiae для дела Верховного суда по «Закону о создании» штата Луизиана и попросила Аялу возглавить эту работу. Буклет стал 1984 Наука и креационизм: взгляд Национальной академии наук.
Для второго издания в 1999 году Аяла представил идею включения слов некоторых богословов, но вспоминает: «Меня чуть не съели заживо». В третьем издании, опубликованном в этом году, в одном разделе представлены заявления четырех религиозных конфессий и трех ученых о совместимости теории эволюции с религиозными верованиями.
Айяла снова заставляет своих коллег задуматься, заседая в консультативном совете Фонда Джона Темплтона, который только в прошлом году выделил 70 миллионов долларов в виде грантов на исследования и научные программы, «занимающиеся самыми важными вопросами жизни». Некоторые ученые жалуются, что основная миссия организации — внедрить религию в науку. Но Айяла защищает интерес Темплтона к соединению науки с религиозной жизнью. Он объясняет, что в последние годы фонд «начал делать очень хорошие вещи».
Несмотря на это, некоторые философы науки, такие как Филип Китчер из Колумбийского университета, пришли к выводу, что эволюция и вера в провиденциального создателя не могут совпадать. Китчер восхищается Аялой, но жалуется, что «у него есть остаточные склонности к сверхъестественному». Для других подход Аялы к обсуждению богословских вопросов и четкому объяснению науки недостаточен. Когда две трети населения заявляют о своей приверженности креационизму, утверждает биолог-эволюционист из Стэнфордского университета Джоан Э. Рафгарден, ситуация становится ужасной. В 2006 году Рафгарден написала то, что она называет «религиозной книгой», в которой подробно описаны идеи и примеры эволюции, описанные в Библии. Дочь епископальных миссионеров, Рафгарден говорит, что встречает верующих на их территории и даже читает проповеди об эволюции с кафедры. Суть дебатов лежит не в теологических концепциях, таких как объяснение зла, настаивает она, а в скамьях.
Иногда кажется, что Аяла готов отправиться туда, например, когда он говорит о видении Бога как творца вселенной. Но он не желает подтверждать или отрицать личную веру в Бога, предпочитая придерживаться философии. Умным людям говорят, что их вера несовместима с наукой. По словам Аялы, его цель — помочь верующим увидеть в эволюции союзника.
Примечание. Первоначально эта история была опубликована под названием «Эволюция христианского человека».
Проповеди о вере человека — SermonCentral.com
Закрыть фильтры
Все книгиБытиеИсходЛевитЧислаВторозакониеИисус НавинСудьиРуфь2 Царств2 Самуила1 Царств 2 Царств 1 Паралипоменон2 Паралипоменон ЕздраНеемияЕсфирьИовПсаломПритчиЕкклесиастПеснь песнейИсайяИеремияПлач ИезекииляДаниилОсияИоилАмосОвадияИона МихейНаумАваккумСофонияАггейЗахарияМалахияМатфейМаркЛукаИоаннДеянияРимлянам1 Коринфянам2 КоринфянамГалатамЕфесянамФилиппийцамКолоссянам1 Фессалоникийцам2 Фессалоникийцам1 Тимофею2 ТимофеюТитуФилимонуЕвреямИакова1 Петра2 Петра1 Иоанна2 Иоанна3 ИоаннаИудыОткровение- 5 звезд
- 4 звезды и более
- 3 звезды и более
- Любой рейтинг
- На прошлой неделе
- Прошлый месяц
- Последние 3 месяца
- Последние 6 месяцев
- В прошлом году
- В любой момент
- *другое (3948)
- Адвентист (262)
- Англиканец (2176)
- Ассамблея Бога (6571)
- Креститель (48456)
- Библейская церковь (1049 г. )
- Братья (1098)
- Часовня на Голгофе (1867 г.)
- Католик (1268 г.)
- Харизматичный (1672)
- Христианская церковь (1898 г.)
- Христианский миссионерский альянс (1278 г. )
- Христианин/Церковь Христа (14538)
- Церковь Бога (3706)
- Конгрегационалист (704)
- Ученики Христа (80)
- Епископальный (329)
- Епископальный / англиканский (742 г.