Весна сандро боттичелли – Весна (картина Боттичелли) — Википедия

Тайны «Весны» Сандро Боттичелли — Simple + Beyond

Кажется, нет в мире человека, который бы не восхищался этой картиной. Можно не считать себя знатоком искусства или ценителем прекрасного, но достаточно одного взгляда на «Весну» Боттичелли, как душа наполняется радостью и вдохновением. Её создатель сумел постичь самую суть эпохи Возрождения, того времени, когда восхищались красотой и высоко ценили творческие порывы художников. «Весна» — не только одна из самых прекрасных, но и одна из самых загадочных картин, за всю историю изобразительного искусства. На первый взгляд, перед нами праздник в честь прихода весны. Но так ли это? О чем говорят эти прекрасные персонажи? Какие послания зашифрованы в их жестах и взглядах? Что символизируют эти цветы и плоды? Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные события…

Возрождение, Флоренция, Медичи — три слова, неразрывно связанные между собой. В XVвеке, город, управляемый семьей Медичи, достиг небывалого расцвета. Флоренция была самым богатым, многолюдным и прекрасным городом не только Италии, но и Европы.В 1469 году наследником семьи Медичи становится 20-летний Лоренцо. Он, прозванный Великолепным, будет распоряжаться несметным богатством и править городом почти 25 лет. Это время станет Золотым веком для Флоренции.

Итак, Лоренцо де’ Медичи — правитель и вдохновитель города. Его боготворили, ему подражали и в него влюблялись все без исключения. Он и его младший брат Джулиано были настоящими кумирами для современников. Лоренцо — банкир, меценат, поэт, философ; Джулиано — рыцарь, блестящий кавалер и придворный. Они собирали вокруг себя блестящее общество: Лоренцо предпочитал окружать себя самыми выдающимися людьми своего времени, Джулиано — прекрасными дамами.

В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли… Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим.

И, конечно, это породило особое искусство. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.

Самым восприимчивым и тонким художником при дворе Лоренцо был молодой флорентиец Сандро Боттичелли. Он очень любил своего покровителя, но еще больше был привязан к своему другу, Джулиано Медичи. Именно рыцарское служение друга своей прекрасной даме, Симонетте Веспуччи, вдохновляло художника.

Флоренция семидесятых годов XV века — это нескончаемая череда торжеств. Городские праздники, мессы, выезды, карнавалы сменяли друг друга без остановки. Особое место в жизни Флоренции занимали рыцарские турниры. Турнир был и тренировкой перед войной, и возможностью показать свою удаль, и местом для демонстрации роскоши (на турнир наряжались как на бал), запрещенной в обычные дни.

В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины, имевшей портретное сходство с Симонеттой. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной… и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.

26 апреля 1478 года Флоренция вновь погрузилась в траур: в результате заговора Пацци был жестоко убит Джулиано Медичи. Это событие навсегда изменило Лоренцо: он стал печален и уже не думал о жизни, как о вечном празднике. И, конечно, смерть Симонетты и Джулиано потрясла Сандро Боттичелли. Этой возвышенной любви он решает посвятить всю свою жизнь.

Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.

С большей долей вероятности можно утверждать, что заказчиком картины был именно Лоренцо Великолепный. Ведь представленная аллегория, основанная на традициях античности, мечтательная, грустная, идеализировано прекрасная — как раз то искусство, что высоко ценили Лоренцо и члены «Платонической академии».

Тем удивительнее, что по документам и «Весна» и «Рождение Венеры» чиcлились за другим Медичи, Лоренцо иль Пополано. И относились шедевры Боттичелли к его вилле в Кастелло (недалеко от Флоренции). Тем не менее, все украшения трех Граций с картины — изображения реально существующих драгоценностей из коллекции Лоренцо Великолепного.

Эксперты сходятся во мнении, что и «Весна», и «Рождение Венеры» были свадебным подарком Лоренцо своему кузену.

Именно это предположение историков и искусствоведов допускает вариант, что перед нами — свадебное торжество. И если это свадьба, то Меркурий — жених, а Флора — невеста. Кроме того, здесь и Венера, богиня любви, и Купидон, и танцующие Грации. Цветущие апельсиновые деревья — символ свадьбы и деторождения. Присмотритесь, все женщины выглядят беременными, а мужские персонажи обрамляют картину, словно представляя аллегорию самой жизни.

Существует еще один вариант прочтения «Весны», и он лишен радости. И Джулиано, и Симонетта умерли весной. Если это печальное воспоминание, то «Весна» сразу приобретает мрачный оттенок. Ни один из персонажей не отбрасывает тени и не касается ногами земли. А Зефир уже не похож на ветерок, приносящий весну. Он — дыхание смерти, забирающей молодого Джулиано и прекрасную Симонетту.

Существует еще одно толкование «Весны» Боттичелли. Возможно, это календарь сельскохозяйственных работ. Звучит довольно странно, но подобные иллюстрации времен года были довольно распространены в те времена. Обратите внимание: апельсиновые деревья зацветают лишь над головой Флоры, представляющей апрель.

Последняя реставрация, в ходе которой были удалены загрязнения с картины, позволила увидеть «Весну» практически в первозданном виде. Луг, прежде затемненный, засиял обновленными красками. Ученым удалось идентифицировать более пятиста реально существующих растений! Надо отметить, что Сандро Боттичелли увлекала ботаника, он с необычайным старанием вырисовывал листья, цветы и плоды, к тому же в библиотеке Лоренцо хранились греческие книги о растениях, которые мог изучать художник.

Возможно и то, что «Весна» — аллегория Флоренции, города, цветущего под властью Медичи, здесь царит любовь и гармония. В таком случае, изображение ириса у ног Флоры, геральдического символа города, приобретает особый смысл. Символичен и сад, ведь апельсиновое дерево — символ Лоренцо Великолепного. Сам же властитель города аллегорически изображен в виде Меркурия, миротворца и переговорщика, отгоняющего тучи от Флоренции. Как раз в это время Лоренцо де’ Медичи участвовал в установлении мира между Римом и Неаполем.

Важный ключ к пониманию «Весны» — античная литература. Вероятно, картина создавалась как иллюстрация к фрагменту поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом

И к отрывку из поэмы Овидия «Фасты»:

«Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…

Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу…
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои

Но сколько бы ни существовало толкований и вариантов прочтения этого шедевра, его главную загадку не могут разгадать вот уже пять столетий… как же мог человек создать такую божественную красоту?

simplebeyond.com

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

Сандро Боттичелли. Весна. 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин Эпохи Возрождения.

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.

Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.

1. ЗЕФИР

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

3. ФЛОРА

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.

Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

4. ВЕНЕРА

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

5. АМУР

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.

6. ГРАЦИИ

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.

Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.

Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – очень важно.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Герои хорошо постарались – там, где они ступают, плодородия хоть отбавляй!

Но и сама красота героев (не считая Зефира) очень уж подходят под тему Весны.

Боттичелли как всегда смог изобразить красоту, которая никогда не выходит из моды. Его герои столь прекрасны, что даже нет смысла удивляться, почему «Весна» так нам нравится.

Так что художник не искал легких путей. Ему мало было изобразить одну-единственную красавицу и назвать её «Весной».

Этому времени года он «пропел» целую оду. Сложную, многогранную, необычайно красивую.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Рождение Венеры. Тайна божественной красоты».

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

 

PS. Проверьте свои знания: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в художниках Эпохи Возрождения?»

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

«Весна» Сандро Боттичелли — УМБРА

Во многих произведениях эпохи Возрождения зашифрованы тайные смыслы, раскрыть которые искусствоведы пытаются и сегодня. Художники Ренессанса в своих работах сочетали античную мифологию и христианские сюжеты, зачастую с отсылками к современности. Один из величайших мастеров эпохи — итальянский живописец Сандро Боттичелли, известный широкой публике в первую очереди по полотну «Рождение Венеры». Но самым загадочным произведением флорентийца остается картина «Весна», которая имеет религиозные, мифологические, исторические и даже музыкальные трактовки.

По легенде Сандро Боттичелли написал «Весну» по заказу главы Флорентийской республики Лоренцо Медичи в 1482 году. Лоренцо в политических целях женил своего племянника Лоренцо ди Пьерфранческо на представительнице семьи Аппиани. Картина стала свадебным подарком и хранилась в поместье Медичи вплоть до 1743 года.

«Весна», 1482

В апельсиновом саду стоят герои античной мифологии. По канону картину принято рассматривать справа налево, все трактовки исходят из последовательности персонажей 3-1-3-1. Герои не случайны, Боттичелли вдохновлялся двумя произведениями древнеримских поэтов. Зефир, Флора, Венера, Меркурий и название картины взяты из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…

Хлорида и три танцующие Хариты (Грации) отсылают к поэме Овидия «Фасты». По сюжету Зефир забирает Хлориду себе в жены, и она превращается в богиню цветов Флору. Трансформация изображена в правой части картины и по одной из трактовок олицетворяет плотскую любовь.

Нимфа Хлорида и Зефир

Три Грации (Аглая, Ефросина и Талия) символизируют красоту, радость и изобилие — атрибуты любой свадьбы. Интересно, что в центральную Хариту (Ефросину) целится стрелой Амур. В древнегреческой мифологии крылатое божество разжигает огонь любви и всегда следует за Афродитой (Венерой).

Три танцующие Хариты

Взгляд Ефросины направлен на мужчину в красной тунике, крылатых сандалиях и мечом на поясе — Меркурия. Кадуцеем (жезл) он отгоняет тучи и защищает цветущий сад. Меркурий покровительствует торговле и обогащению, поэтому неудивительно, что искусствоведы увидели в нём образ самого Лоренцо Великолепного. Вместе Меркурий и Грации обозначают любовь к ближнему.

Главное место на полотне занимает Венера. Художник выделил богиню красоты листьями мирта и просветами в деревьях. Композиционно такое расположение напоминает изображения Мадонны. Она стоит на возвышенности и как бы благословляет всех в саду. Венера представляет высшую форму любви — любовь к богу.

Меркурий

Помимо религиозной расшифровки персонажей как форм любви есть и другие. Например, по одной из версий, герои — это месяцы весны. Зефир, Хлорида и Флора — март, Венера, Амур и Хариды — апрель, Меркурий — май. По другой Флора олицетворяет Флоренцию, а остальные персонажи прочие города Италии. Самая необычная теория основана на том, что все герои — это ноты. Соответственно начиная от «до» (Зефир) и заканчивая «до» на октаву выше (Меркурий).

Флора

«Весна» стала доступна широкой публике только через 437 лет после написания. Первоначально картина хранилась вместе с менее знаменитой работой Боттичелли «Паллада и Кентавр» в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Затем в 1537 году полотно перевезли в Кастелло, где она находилась до угасания рода в 1743-м. О судьбе шедевра на протяжении последующих 72 лет ничего неизвестно. Но уже в 1815 году «Весна» попадает в Уффици, правда работники музея сразу не оценили картину по достоинству и отправили её в запасники. Только через столетие искусствоведы рассмотрели гениальность творения Боттичелли. С 1919 года и по сегодняшний день «Весна» — одна из жемчужин коллекции Уффици.

Фрагмент картины «Весна»

6 интересных фактов о Сандро Боттичелли

1. Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи — так на самом деле зовут Сандро Боттичелли. «Боттичелли» (бочонок) — по одной из версий такое прозвище перешло великому художнику от брата-толстяка.

Сандро Боттичелли «Автопортрет»

2. В юношестве Боттичелли два года был в подмастерьях у золотых дел мастера Антонио. В эпоху Возрождения ювелиры часто становились художниками и наоборот.

3. Сандро Боттичелли увлекался ботаникой, в его библиотеке хранились греческие книги о растениях. Поэтому неудивительно, что после реставрации «Весны» в 1982 году современные учёные рассмотрели более 130 видов растений, выполненных с феноменальной точностью.

Фрагмент картины «Весна»

4. В 1481 году флорентийский живописец наравне с другими знаменитыми итальянскими художниками занимался росписью Сикстинской капеллы. По заказу церкви Боттичелли создал три фрески («Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа», «Призвание Моисея») и 11 папских портретов.

5. За свою долгую жизнь (65 лет) Боттичелли не женился и не завёл детей. На протяжении многих лет музой для живописца была флорентийская красавица Симонетта Виспуччи. Девушка умерла в молодости от туберкулеза, так и не обратив внимания на молодого художника. Её образ запечатлен в изображениях Венеры и Мадонны на работах мастера.

6. В конце XV века во Флоренции особую популярность получил монах-реформатор Джироламо Саванарола. Под впечатлением проповедей монаха Боттичелли сжёг несколько своих полотен в общем костре на площади. После этого художник стал вести аскетичный образ жизни, а палитра на картинах стала мрачнее.

umbra.media

Картина «Весна», Сандро Боттичелли — Описание и ВидеоОбзор

Весна — Сандро Боттичелли. Около 1478. Дерево, темпера. 203х314


   Расцвет живописи Сандро Боттичелли (1445-1510) пришелся на время, когда он сблизился с кружком гуманистов — поэтов, писателей, философов, художников — при дворе Медичи. Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции, писал стихи и покровительствовал искусствам. Для виллы его кузена Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и была заказана эта картина со сложным философско-поэтическим содержанием.

   В «Весне» нашли отражение три неразрывных направления, в которых развивались искусство и философия фло­рентийских гуманистов: античный, христианский и куртуазный. Из античности здесь — персонажи и мотивы мифов. Справа Зефир, теплый западный ветер, похищает Хлориду, греческую нимфу полей и цветов, которая превращается, в изображенную тут же Флору — уже римскую богиню, осыпающую землю цветами. В левой части — три грации, олицетворяющие целомудрие, любовь и наслаждение. Меркурий, разгоняющий облака, стоя под сенью апельсиновых деревьев, отсылает воображение зрителя к мифу о Парисе и его выборе прекраснейшей из богинь, которой он как победительнице отдал яблоко. Эта богиня, Афродита, или, как ее называли древние римляне, Венера, мягко ступает по ковру из трав и цветов в центре картины. Над ее головой — Амур с луком, целящийся в одну из граций.

   Христианская тема проявляется здесь в том, что главная героиня напоминает Мадонну, рука которой словно благославляет всех. В этой героине сквозит и культ «прекрасной дамы», вдохновительницы поэтов. Эти куртуазные настроения процветали в кружке Лоренцо Великолепного. Картина была написана вскоре после того, как умерла возлюбленная брата Лоренцо, Джулиано Медичи, прекрасная Симонетта Веспуччи. Венера напоминает ее лицом. На самого же Джулиано походит Меркурий, в котором узнается также святой Себастьян, христианский мученик.

   Эта работа, в которой сошлись самые разные мотивы, знаменовала собой важный поворот к живописи, не подчиненной никаким канонам. В ней была видна уже только душа художника и его воля. Русский искусствовед Павел Муратов писал о Боттичелли: «Он первым встречал утренний туман нового и долгого дня в истории мира под единственным знаменем чистого искусства».

muzei-mira.com

скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

Сандро Боттичелли, «Весна».


Эпоха Возрождения подарила человечеству невероятные по красоте полотна. Причём многие из них содержат скрытые символы и смыслы. Один из таких шедевров — «Весна» Сандро Боттичелли. В этой прекрасной картине скрыто гораздо больше, чем кажется. О некоторых символах и аллегориях этого удивительного полотна и пойдет речь в этом обзоре.

Сандро Боттичелли «Primavera», 1478 год.


Сандро Боттичелли писал «Весну» (Primavera) по заказу Лоренцо Медичи. Картина должна была стать его свадебным подарком для еще одного из этого знатного рода – троюродного брата Лоренцо ди Пьерфранческо. Картина стала не просто изображением одного из любимых в то время мифологических сюжетов, а философским напутствием будущему браку. Практически все элементы «Весны» содержат те или иные символы или аллегории.

Венера — богиня любви.


Венера изображена в самом центре картины в апельсиновой роще (именно это дерево было символом семьи Медичи). Но это не блистательная и роковая богиня, а скромная замужняя женщина (что можно понять по ее фате). Ее правая рука занесена в благословляющем жесте. Когда Боттичелли передавал свое творение Лоренцо, то он акцентировал внимание именно на фигуре Венеры. Если тому удастся сочетаться браком со столь благородной богиней, то жизнь его будет сладострастной и счастливой.

Три Грации.


Три Грации олицетворяют женские добродетели: Целомудрие, Красоту и Наслаждение. Жемчужины на их головах символизируют чистоту. Грации вроде бы и в одном хороводе, но движения их разобщены. Целомудрие и Красота изображены спереди, а Наслаждение — спиной, и ее внимание приковано к Меркурию.

Меркурий, олицетворяющий месяц май.


Меркурий в мифологии олицетворял разум и красноречие. В Древнем Риме ему был посвящен месяц май, названный в честь матери божества нимфы Майи. К тому же свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо была назначена именно на этот месяц.

Нимфа Хлорис и Зефир.


Для того, чтобы изобразить Весну, Боттичелли представил целый три фигуры. Эта была отсылка к мифу о том, как весенний ветер Зефир влюбился в нимфу Хлорис и тем самым превратил ее в богиню цветения Весну. Изо рта Хлорис слетает барвинок (символ верности), который становится продолжением следующей фигуры. Так художник показал превращение нимфы в богиню. Кроме этого, эта композиция стала символом первого весеннего месяца.

Флора — богиня цветения.


Весна (Флора) предстала на картине в образе юной девы в наряде, украшенном цветами. Неспешно выступая, она разбрасывает розы (так это делали на свадьбах). Цветы на платье так же выбраны не случайно. Васильки – это символ приветливости, лютики – богатство, ромашка – верность, а земляника – нежность. 

Амур,прицелившийся одну из Граций.


Над головой Венеры изображен ее сын Амур, который целится в одну из Граций. Глаза его завязаны — любовь слепа. По одной из версий, Сандро Боттичелли в образе Амура изобразил себя.

http://www.kulturologia.ru/blogs/040316/28678/?print=1

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

art.mirtesen.ru

Сандро Боттичелли «Весна» — сочинение по картине

В картине «Весна» три неразрывных друг от друга направления нашли свое место. Это те направления, в стиле которых развивались наука, философия и искусство. Куртуазный, помпезный стиль, часто в таком стиле на то время изображались возлюбленные.

Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»

Вариант 1

Античный стиль на картине представляют мотивы из мифов Древней Греции, а также и их персонажи. Христианский стиль представлен образом Мадонны, которая своей рукой будто бы благословляет всех.

Справа западный ветер – Зефир, который похищает греческую нимфу Хлориду, повелительницу полей и цветов. В левой части вы найдете три грации, которые своим присутствием олицетворяют целомудрие, наслаждение и любовь в единстве. Меркурий, погружает зрителя в воспоминания из мифов о Парисе, который отдал яблоко богине. У греков этой богиней была Афродита, а у римлян – Венера. На картине она нежно ступает по травам и цветам. а над головой богини расположился маленький амур, который целится в одну из граций.

Мадонна изображена неспроста. Ведь ее, как и других богинь, низвели к лику святых и для христиан она – богиня. Для художника она является образом идеальной женщины и «прекрасной дамы», изображение которой вдохновляет как художников, так и поэтов.

В картине художник дает понять, что разные эпохи искусства существенно же не отличаются друг от друга, они просто постепенно преобразуются в новые образы и героев мифов и легенд. Не обращая внимания на то, что в картине смешались христианство и языческая вера, художник упорно отстаивает право на существование различных направлений и взглядов.

Картина поражает своей гармонией и миролюбием, теплотой и потоками любви, как будто действительно амуры посылают свои стрелы в сердца тех, кто с теплотой и вниманием относится к искусству. Хочется долго и неустанно изучать каждый уголок и завиток, хочется стать ее частью.

Вариант 2

Италия 15 века. Эпоха Раннего Ренессанса. Флоренция. Этот город явил миру гениального художника Сандро Боттичелли. Его творчество пришлось на вторую половину 15 века. Живописные полотна Боттичелли несут в себе отпечаток флорентийской школы. Более ста шедевров великого живописца вошли в мировое культурное наследие. Художник посвящал свои произведения религиозной и светской тематике.

Одна из наиболее известных его картин — «Весна» (1482). По мнению исследователей, эту картину Боттичелли заказал глава Флорентийской республики Лоренцо ди Пьеро де Ме?дичи как подарок к свадьбе своего племянника. Это произведение полно загадок. Жанр картины — аллегория, и сюжет её интерпретируют по-разному. Источниками вдохновения принято считать поэму Лукреция «О природе вещей» и поэму Овидия «Фасты».

Картина представляет цветущую поляну под кущей апельсиновых деревьев, на поляне расположены фигуры, слегка касающиеся земли, словно парящие. Цветов на поляне множество, разных видов, точность их изображения высока. Бледный свет раннего утра льётся сквозь ветви деревьев.

Расположение фигур при рассмотрении справа чередуется в порядке три – один – три — один. Первая тройка — Зефир, бог ветра; нимфа Хлорида; Флора, богиня цветов. Крылатый Зефир настигает убегающую от него Хлориду, которая тут же обращается Флорой. В процессе превращения из открытых уст нимфы летят цветы. И вот уже божественная Флора с улыбкой рассыпает вокруг себя розы.

Следующая композиционная фигура — центральная. Она стоит обособленно. Это Венера — богиня, в чьём ведомстве находится любовь земная и небесная. На картине она окружена ореолом из листьев миртового куста. Это напоминает о том, что митр — непременный атрибут богини любви. Свод апельсиновых деревьев над головой Венеры образует арку, что напоминает принятое для того времени изображение Мадонны. Правая рука Венеры в жесте благословения направлена в сторону фигур, расположенных слева.

Над головой Венеры порхает Амур со стрелами. Глаза его завязаны (ведь любовь слепа), он целится в среднюю из трёх танцующих граций. Эта группа изображена слева от Венеры. Прекрасные грации в прозрачных одеждах (Аглая, Ефорсина и Талия) танцуют, взявшись за руки. Взор Ефросины (средней) направлен на Меркурия, вестника и бога торговли, который стоит на охране сада. У него меч, шлем, сандалии с крыльями, Меркурий смотрит вверх, в правой руке его высоко поднят жезл, которым он разгоняет тучи.

Самая достоверная интерпретация — философская. Она основана на неоплатонизме, с которым Боттичелли был знаком. По этой версии Венера олицетворяет Гуманность, и под её рукой человек от земной страсти, которая выражена первой группой картины, посредством разума, воплощённого в грациях, приходит к возвышенной созерцательности, запечатлённой в Меркурии. Правдоподобность этого толкования подтверждается тем, что З

litfest.ru

Боттичелли «Весна» описание картины, анализ, сочинение

Картина «Весна», написанная Боттичелли в 1478 году, объединяет в себе три различных, но связанных друг с другом направления. Помпезный куртуазный стиль — в то время в таком стиле изображались возлюбленные. Также художник использовал в картине античный стиль — персонажи и мотивы из мифов Древней Греции. Христианский стиль представляет образ Мадонны, благословляющей всех персонажей своей рукой.

В правой части картины изображен Зефир — быстрый вестник богов, похищающий нимфу Хлориду, хозяйку полей и лугов. В левой части картины изображены три грации, символизирующие единство наслаждения, целомудрия и любви. Рядом с ними расположился Меркурий, по-видимому, вспоминающий известный миф о Парисе, отдавшем яблоко богине. У римлян эту богиню звали Венера, у греков — Афродита. Она изображена в правой части картины, идущая по траве, над ее головой летит младенец-амур, целящийся в одну из граций.

В самом центре полотна изображена Мадонна. И это неспроста: художник представляет ее в образе «прекрасной дамы», идеальной женщины, образ которой благословляет и дарует вдохновение поэтам и художникам.

Сандро Боттичелли своей картиной «Весна» пытается сказать, что различные периоды искусства незначительно отличаются друг от друга, они просто модифицируются, черты и характеры одних персонажей легенд и сказаний перетекают в других. Не взирая на смешение на одном полотне язычества и христианства, художник убежден в том, что разные точки зрения и течения имеют право на совместное существование.

Картина излучает теплоту, спокойствие и гармонию, и просто струится любовью. Уже более пятисот лет настоящие ценители живописи восхищаются непревзойденным мастерством Сандро Боттичелли.

Год написания картины: 1478.

Размеры картины: 314 х 203 см.

Материал: панель.

Техника написания: темпера.

Жанр: аллегория.

Стиль: раннее Возрождение.

Галерея: Уффици, Флоренция, Италия.




Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *