Вид восприятия возникающий на основе тактильного и двигательного ощущений: Вид восприятия, складывающийся па основе тактильного и двигательного ощущений, это:

Вид восприятия, складывающийся па основе тактильного и двигательного ощущений, это:

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Ваш ответ

Отображаемое имя (по желанию):
Отправить мне письмо на это адрес если мой ответ выбран или прокомментирован:Отправить мне письмо если мой ответ выбран или прокомментирован

Конфиденциальность: Ваш электронный адрес будет использоваться только для отправки уведомлений.

Анти-спам проверка:

Чтобы избежать проверки в будущем, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Похожие вопросы

Один из принципов дидактики, согласно которому обучение осуществляется на основе восприятия тех или иных объектов это …

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Обусловленный несформированностью фонематического восприятия вид нарушения при дислалии

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Вид нарушения при дислалии, обусловленный несформированностью фонематического восприятия

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Укажите вид обстоятельственного придаточного предложения в сложноподчиненном. Хотя Кара-Бугаз лежит па широте Неаполя, но климатом

спросил от Вопросы и ответы в категории Другое

Качество ощущений это:

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Пороги ощущений. Это:

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Определите вид воображения, при котором создание образа происходит на основе словесного описания воспринятых изображений картин,

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Это нарушение звуков обусловлено несформированностью фонематического восприятия и носит

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Ставка налога у организаций, использующих труд инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, зрения, речи:

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Ставка налога у организаций, использующих труд инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, зрения, речи:

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Активная часть опорно-двигательного аппарата

спросил от Вопросы и ответы в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Феномен «жажды острых ощущений» является типичным для:

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

В каком варианте приведены экстероцептивные виды ощущений:

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

Рецепторы экстероцептивных ощущений находятся:

спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ

  • Все категории
  • Авто-Мото 838
  • Бизнес, Финансы 1,660
  • Праздники 51
  • Города и Страны 1,227
  • Досуг, Развлечения 452
  • Еда, Кулинария 230
  • Животные, Растения 5,988
  • Знакомства, Любовь, Отношения 68
  • Искусство и Культура 10,186
  • Игры 271
  • Кино 40
  • Музыка 512
  • Компьютеры, Связь 2,303
  • Красота и Здоровье 1,097
  • Наука, Техника, Языки 3,265
  • Ұстаз 1,072
  • Образование 6,734
  • Общество, Политика, СМИ 1,743
  • Юридическая консультация 144
  • Путешествия, Туризм 101
  • Работа, Карьера 97
  • Казахские традиции 25
  • Семья, Дом, Дети 177
  • Спорт 100
  • Стиль, Мода, Звезды 32
  • Товары и Услуги 4,270
  • Фотография, Видеосъемка 357
  • Логические задачи 265
  • Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ 28,734
    • Тесты по географии с ответами 28
  • Юмор 18
  • Другое 14,189

Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию

«Образование без границ» www. edu-open.ru



Печатается по изданию: А.Г. Литвак. Тифлопсихология. М. – 1985.

 

РАЗДЕЛ III

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСС И СОСТОЯНИЯ
ПРИ СЛЕПОТЕ И СЛАБОВИДЕНИИ

 

ГЛАВА 9. ВОСПРИЯТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

 

Стр.132–156

 

§ 1. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения

 

Восприятие–это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей.

Нарушения функции зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т. е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе – восприятии.

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения (возникающее как в фило-, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частичнозрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03–0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например при ориентировке в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.

Полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты. В литературе можно встретиться с утверждениями, согласно которым слепым присущ слуховой тип восприятия. Разумеется, слуховой тип восприятия может формироваться у слепых с таким же успехом, как и у нормально видящих, поскольку это зависит не от особенностей строения и функционирования того или иного органа (исключая, конечно, патологические изменения самого слухового анализатора), а от характера деятельности, в которой принимает участие индивид. Но, так как слуховые ощущения и восприятия отражают материальный мир весьма односторонне и более или менее полное отражение пространственных и физических свойств объектов слепыми осуществляется благодаря информации, получаемой через кожный и двигательный анализаторы, при наиболее серьезных дефектах зрения, как правило, формируется осязательный тип восприятия. Кроме того, формированию осязательного типа восприятия в высшей степени способствует характер учебной и трудовой деятельности слепых, так как овладение навыками

чтения и письма, а также всеми трудовыми двигательными навыками происходит на основе осязательного восприятия предметов и орудий деятельности. Развитию этого типа восприятия необходимо всячески способствовать в процессе школьного обучения слепых, широко используя всевозможные наглядные (в данном случае воспринимаемые с помощью осязания) пособия и развивая культуру осязания. Наглядность в обучении слепых должна полностью вытеснить оставшиеся от старой школы словесные методы обучения, основывающиеся на ложном взгляде на слепого как на слуховой тип.

Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии: избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Разумеется, проявление и развитие этих свойств зависит от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия.

Участие в процессе восприятия нескольких анализаторных систем предполагает их совместную деятельность. Совокупная, интегративная деятельность анализаторов, в результате которой под воздействием комплексных раздражителей образуются временные нервные связи, и является физиологическим механизмом восприятия. Комплексная деятельность анализаторов протекает на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем, благодаря чему человеческое восприятие принципиально отличается от восприятия животных своей осмысленностью, обобщенностью и произвольностью. Кроме того, для понимания физиологических механизмов восприятия весьма важным является открытый И. П. Павловым рефлекс на отношение.

Различной степени нарушения или полное выпадение функций зрительного анализатора могут лишь нарушить соотношение видов и изменить тип восприятия, но они ни в коей мере не отражаются на его физиологическом механизме. Как показали исследования Ю.А. Кулагина, нервный корковый механизм восприятия слепых принципиально идентичен механизму восприятия зрячих.

При патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений, но не могут изменить сущности процесса возникновения образа. Разумеется, и зрительные образы частичнозрячих и слабовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам восприятия нормально видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей сложности его проявлений.

Адекватность образов слепых и слабовидящих отображаемым объектам подтверждается как практикой лиц с дефектами зрения, в процессе которой они не только познают окружающий мир, но и преобразуют его, так и экспериментально. В этом отношении очень показателен тот факт, что не только правильное отражение совокупности и отношений свойств и качеств объектов, но и их иллюзорное восприятие имеет место при определенных условиях как у нормально видящих, так и у лиц с аномалиями функций зрения. Так, оптические иллюзии Мюллера – Лайера, Эббингауза, перспективы, переоценки расстояний, деформации геометрических фигур и прямых линий наблюдаются у слабовидящих и частично-зрячих. Эти же изображения, будучи выполнены не графически, а рельефно (точечным или линейным рельефом), вызывают соответствующие иллюзии при осязательном восприятии у тотально слепых. Аналогичным образом зрительно-мышечная иллюзия Шарпантье (переоценка веса большего по объему из двух объективно равных по весу и форме предметов, например шаров) возникает у незрячих при осязательном восприятии величины и формы объектов. И хотя величина иллюзорного эффекта у слепых и слабовидящих несколько снижена по сравнению с нормой, его наличие при нарушенном зрительном или осязательном восприятии является еще одним подтверждением принципиальной идентичности коркового нервного механизма у слепых, слабовидящих и зрячих.

Доказанная Ю.А. Кулагиным идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как, во-первых, обосновывает возможность усвоения слепыми или слабовидящими определенной суммы знаний, умений и навыков, а во-вторых, опровергает измышления тифлопсихологов идеалистического толка о неадекватности отражения слепыми окружающего мира, о принципиальном различии осязательных образов слепых и зрительных образов нормально видящих.

 

§ 2. Сравнительная характеристика зрительного и осязательного восприятия

 

Зрительное и осязательное восприятие сходны не только по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные различные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени. Причем, и это наиболее важно, зрение и осязание фиксируют ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов.

Возможность отражать в восприятиях различной модальности одни и те же свойства и качества предметов впервые в русской психологии была отмечена И. М. Сеченовым. Он, первым показав сходство зрительного и осязательного восприятия, многократно подчеркивал роль осязания в процессе отражения действительности, называя его наряду со зрением и слухом «высшим органом чувств» и моделью всякого восприятия.

Глаза и руки способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий, человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осязания – сдавливаемость, вес, тепло и холод. Таким образом, зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное – одиннадцать, хотя, конечно, большее количество признаков, различаемых осязательно, еще не означает, что осязательные образы более полно и точно отражают действительность, так как здесь решающее значение имеет способ перцепции – дистантный и одномоментный (симультанный) при зрительном и контактный и последовательный во времени (сукцессивный) при осязательном восприятии. Многочисленность признаков, различаемых осязанием, свидетельствует лишь о возможности относительно полного и правильного отражения действительности при полной или частичной утрате зрения. «Рука, – писал И.М. Сеченов, – ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки» (Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, с. 396–397.). Отражением одних и тех же категорий признаков предметов сходство зрительного и осязательного восприятия не исчерпывается и не может быть полностью объяснено.

Их решающее и основное сходство И. М. Сеченов видел в двигательном поведении руки и глаза: «Идет ли речь о контурах или величине или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаз при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу: и там и здесь определителем являются показания мышечного чувства, сопровождающие двигательные реакции восприятия впечатлений» (Там же, с. 394.).

Движения глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация), благодаря которым становится возможным отражение многочисленных пространственных свойств объектов, идентичны движениям ощупывающей руки. «Способность глаз видеть ясно предметы на разных удалениях совершенно равнозначна способности слепого узнавать ощупью формы различно удаленных от него предметов– что делает при этом укорачивающаяся и удлиняющаяся рука слепого, то делает механизм приспособления глаз зрячего» (Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, с.555.).

Весьма важным для установления сходства отражательных возможностей и поведения руки и глаза является установленная И. М. Сеченовым эквивалентность по степени насыщенности их нервными окончаниями осязающей поверхности ладони и сетчатки глаза. Согласно Сеченову, рабочая поверхность пальцев – ладонная сторона первых фаланг, «наиболее густо усеянная осязательными тельцами, соответствует желтым пятнам сетчатки». Следствием этого, писал далее И.М. Сеченов, является то, что «ладонная поверхность руки, подобно сетчатке глаза, дает сознанию форму предметов – слепые читают по выпуклым буквам рукою, а двигатели руки, подобно двигателям глазного яблока, дают величину и положение покоящихся предметов относительно нашего тела» (Там же, с. 396.).

Кроме перечисленных, существенным является и то обстоятельство, что образы осязательного восприятия, так же как и зрительного, объективируются. Это значит, что образам той и другой модальности свойствен феномен проекции, что выражается в способности анализатора выносить впечатления наружу. Вынесение наружу или объективирование ощущений и восприятий проявляется в том, что их внешнюю причину (раздражитель) мы ощущаем не на сетчатке глаза при зрительном восприятии, не в области расположения осязательных телец при восприятии осязательном и не в соответствующих участках коры больших полушарий, а выносим ее в зону действия раздражителя. Иначе говоря, мы локализуем зрительные и осязательные образы не в области воспринимающих нервных механизмов, а в зоне действительного местонахождения вызвавшего их объекта, т. е. выносим их наружу.

Сходство осязательных и зрительных восприятий проявляется также и в том, что в результате восприятия каждой из упомянутых модальностей вычленяется контур объектов, названный И.М. Сеченовым «раздельной гранью двух реальностей». При этом нужно помнить, что вычленение контура объекта является первым и непременным условием возникновения целостного образа.

Итак, в основе зрительного и осязательного восприятия лежат двигательное поведение руки и глаза, их способность объективировать, т. е. выносить наружу впечатления, возможность отражать одни и те же категории признаков объектов и, наконец, идентичность их физиологических механизмов.

Наиболее полно возможности осязания раскрываются лишь при абсолютной слепоте, несмотря на то что этот вид восприятия играет важнейшую роль в процессах чувственного познания даже при наличии полноценного зрения. Недостаточное развитие осязания, не соответствующее его действительным возможностям, объясняется тем, что зрение, контролирующее различные виды человеческой деятельности, тормозит развитие осязательного восприятия не только у нормально видящих, но и у слабовидящих и частичнозрячих, что в высшей степени неблагоприятно сказывается на их познавательной и трудовой деятельности. «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, – писал И.М. Сеченов,– поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые (что и зрение. – А. Л.) показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза. У зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого – в ней самой» (Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, с. 396–397.).

Выявление И.М. Сеченовым сходства зрительного и осязательного восприятия и последующие эксперименты советских психологов, подтвердившие и развившие взгляды И.  М. Сеченова, помогли преодолеть широко распространенное в тифлопсихологии мнение о принципиальном различии этих видов восприятия и их результатов, т. е. зрительных и осязательных образов.

Противопоставление зрительного восприятия осязательному вытекало из ложной трактовки первого как восприятия исключительно симультанного (одномоментного), а второго – как исключительно сукцессивного (последовательного во времени) и их противопоставления. Многие психологи (Джемс, Дюнан, Крогиус, Руднев, Платнер и др.), считавшие симультанное (зрительное) и сукцессивное (осязательное) восприятие диаметрально противоположными, утверждали, что целостный образ может возникнуть только при одномоментном зрительном восприятии. Образы же, возникающие у слепых в процессе последовательного во времени осязательного восприятия, по их мнению, лишены целостности, фрагментарны, сукцессивны и не могут правильно отразить пространственных свойств и отношений внешнего мира.

Несостоятельность подобного противопоставления, в котором абсолютизируется симультанность зрительного и сукцессивность осязательного восприятия, совершенно очевидна, так как зрительное восприятие в ряде случаев, например при восприятии больших объектов с близкого расстояния, может выступать как сукцессивное точно так же, как и осязание при повторном восприятии хорошо знакомых объектов может быть симультанным.

Разумеется, осязание гораздо в большей степени, чем зрение, отличается сукцессивностью и обусловленной этим фрагментарностью, однако указанные недостатки в значительной степени преодолеваются благодаря работе человеческого мышления и воображения, в результате чего у слепых формируется целостный, осознанный и обобщенный образ осязательно воспринимаемого предмета.

 

§ 3. Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих

 

При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и слабовидящих процессы познавательной и трудовой деятельности протекают, а точнее, должны протекать при совместной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и контроля над деятельностью должна при этом определяться состоянием зрительных функций, свойствами отражаемых предметов и характером производимой операции. Только в случае взаимодействия зрения и осязания, детерминированного объективными условиями, возможно адекватное отражение действительности. Однако, в силу того что человек в ходе общественно-исторического развития сформировался как «существо оптическое», наличие даже незначительных остатков зрения тормозит развитие культуры осязания. В некоторых тифлологических работах можно даже встретить, правда, экспериментально не доказанные утверждения, что осязание слабовидящих развивается хуже, чем при нормальном зрении. Наблюдая за детьми с аномалиями зрения, нетрудно заметить, что во всех видах деятельности они пытаются использовать в первую очередь зрение, причем даже в операциях, практически недоступных и вредных для дефектного зрительного анализатора. Примером тому может служить чтение частичнозрячими брайлевского шрифта глазами, рассматривание рельефных, приспособленных для осязательного восприятия пособий и т. п. Результатом полного или частичного выключения осязания из сферы восприятия частичнозрячих является искажение формирующихся у них образов объективной действительности.

Необходимость совместной деятельности зрения и осязания диктуется особенностями зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих.

Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отображения.

Скорость и правильность зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих зависят в первую очередь от остроты зрения. Эксперименты показывают, что у частичнозрячих и слабовидящих зрительное восприятие имеет весьма существенные различия в скорости. Так, у частичнозрячих скорость восприятия кольца Ландольта с. угловым размером, равным 10°, увеличивается в среднем по мере повышения остроты зрения от 5,81 секунды при остроте зрения 0,005 до 0,04 секунды при остроте зрения, равной 0,04, т. е. более чем в 100 раз. У слабовидящих острота зрения также существенно влияет на скорость восприятия: снижение остроты зрения влечет за собой снижение скорости восприятия. Так, для сложных асемантических буквосочетаний скорость восприятия при остроте зрения менее 0,1 составляет 3 секунды, а при остроте зрения, равной 0,2, – 0,6 секунды. Однако зависимость скорости восприятия от остроты зрения имеет место только до остроты зрения, равной 0,2, являющейся для данного процесса критической. При более высокой остроте зрения изменения скорости восприятия весьма незначительны. Установлено также, что скорость восприятия зависит, кроме остроты зрения, от характера заболевания: при равной остроте зрения наиболее низкая скорость восприятия наблюдается при поражениях нейрозрительных путей, например атрофии зрительного нерва.

Скорость зрительного восприятия не является величиной постоянной, она изменяется под воздействием многообразных факторов: величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т. д., что в равной мере относится как к нормально видящим, так и к лицам с дефектами зрения. Однако у последних скорость зрительного восприятия подвержена более резким колебаниям. Исследование влияния изменения угла зрения на скорость восприятия слабовидящих показало, что увеличение угла зрения ведет к повышению скорости восприятия, однако при наиболее тяжелых заболеваниях глаз (дегенерация желтого пятна, пигментная дегенерация сетчатки и т.  п.), а также при осложнениях слабовидения нервно-психическими заболеваниями скорость восприятия может не повышаться или повышаться незначительно, не достигая среднего уровня. Отсюда можно сделать вывод, что в динамике изменений скорости восприятия проявляются как аномальные, так и типологические факторы.

На восприятии объектов окружающей действительности сказывается также состояние других функций зрительного анализатора слабовидящих. Исследование процесса восприятия слабовидящими картин и рисунков показало его зависимость, помимо остроты зрения, от поля зрения и состояния цветоразличения. В. А. Феоктистовой удалось установить оптимальные для восприятия слабовидящих размеры объектов и их деталей. Наиболее удобным для рассматривания с расстояния 33 см является размер объекта площадью около 500 кв. см, так как при меньших размерах плохо воспринимаются отдельные детали, а при больших – объект не умещается в поле зрения и требует рассматривания по частям. Для отдельных деталей минимальным является размер, равный 13 мм; при этом необходимыми условиями являются контрастность и четкость изображения.

Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и на качество восприятия, его точность и полноту.

Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо проявляется у частичнозрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов, причем полнота и точность восприятия, так же как и скорость, зависят от остроты зрения. Частично-зрячие, а зачастую и слабовидящие плохо узнают знакомые им предметы при зрительном восприятии. По данным М. И. Земцовой, количество правильных узнаваний возрастает у слабовидящих по сравнению с частичнозрячими, имеющими наиболее низкую остроту зрения (счет пальцев у лица), примерно в 1,5 раза. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия при серьезных нарушениях зрительных функций проявляется в том, что частичнозрячие и слабовидящие в той или иной мере (в зависимости от остроты зрения) недостаточно точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты: по данным того же автора, частичнозрячие и слабовидящие называют свеклу сливой, луком, редькой, яблоко – огурцом и т.  п. Невозможность тонкой зрительной дифференцировки создает характерную для данного контингента особенность – неспецифичность узнавания.

Одним из важнейших условий правильного отражения пространственных свойств и отношений объективного мира является бинокулярное зрение. Среди частичнозрячих и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсолютной слепотой на один глаз или некорригируемой разницей в остроте зрения правого и левого глаза. Нарушение бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспективы, ухудшает восприятие глубинности пространства.

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности.

Несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие частичнозрячих и слабовидящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме.

Процесс становления зрительного образа у слабовидящих, как и у нормально видящих, проходит через ряд фаз от видения не-расчлененного пятна, сливающегося с фоном, к вычленению контура из фона и затем к узнаванию объекта. Тот факт, что при низкой остроте остаточного зрения или неблагоприятных условиях восприятия (малый угол зрения, недостаточная освещенность, контрастность и т. п.) образы лиц с дефектами зрения зачастую не достигают высших фаз своего развития, не опровергает только что приведенного положения об идентичности протекания визуального восприятия при аномалиях зрения и в норме, а только свидетельствует о наличии серьезных затруднений, возникающих при снижении остроты зрения в процессе зрительного отражения, и необходимости возмещения возникающих при этом пробелов в чувственном опыте.

Для полного, правильного и быстрого восприятия слабовидящими и частичнозрячими объективной действительности во всем ее разнообразии необходимыми условиями являются, во-первых, взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе, и, во-вторых, разработка и использование специально приспособленных для частичнозрячих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно, и визуально. Примером таких пособий могут служить контрастно раскрашенные рисунки, контуры которых выполнены рельефно.

Для слабовидящих необходимым условием правильного восприятия является достаточная угловая величина объектов, их контрастность, яркость, необходимый уровень освещенности и пр., что достигается за счет применения оптических средств коррекции и использования наглядных пособий, соответствующих требованиям аномального зрительного восприятия.

 

Каталог: Portals
Portals -> Лекции По Методико-биологическим основам безопасности жизнедеятельности Факультет
Portals -> «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27. 06. 2003 г. №28-51-513/6
Portals -> Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей c тотальным недоразвитием психических функций
Portals -> Тренинг коммуникации
Portals -> Тренинг ассертивности
Portals -> Бизнес букс
Portals -> 3 Ценности и личность потребителя Изучаемые вопросы. 5 Личные ценности и их изучение
Portals -> Психологические последствия информатизации
Portals -> 3 Обучение потребителей Изучаемые вопросы. 3 Цели обучения потребителей
Portals -> Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию


Скачать 400.8 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Основы осязания: Организация соматосенсорной системы | На связи с будущим: осязание от когнитивной нейробиологии до виртуальной реальности

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНа связи с будущим: осязание от когнитивной нейробиологии к виртуальной реальностиКогнитивная психологияЭволюционная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНа связи с будущим: осязание от когнитивной нейробиологии к виртуальной реальностиКогнитивная психологияЭволюционная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Галлас, Альберто и Чарльз Спенс, «Основы осязания: организация соматосенсорной системы», На связи с будущим: осязание от когнитивной нейробиологии к виртуальной реальности (

Oxford

, 2014; онлайн-издание, Oxford Academic, 16 апреля 2014 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso /9780199644469.003.0002, по состоянию на 19 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНа связи с будущим: осязание от когнитивной нейробиологии к виртуальной реальностиКогнитивная психологияЭволюционная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНа связи с будущим: осязание от когнитивной нейробиологии к виртуальной реальностиКогнитивная психологияЭволюционная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе описывается организация соматосенсорной системы и показывается, что то, что обычно определяется как «осязание», на самом деле является продуктом множественных форм сенсорной интеграции, происходящих на разных стадиях нейронной обработки информации. Различные классы тактильных рецепторов специализируются на передаче различных энергий и форм стимуляции. Информация об активации этих рецепторов затем передается в мозг посредством отдельных нервных волокон. Существуют ощущения, такие как ощущение влажности, которые связаны не с активацией одного класса периферических рецепторов, а скорее с синергетической активностью большего количества рецепторов и нервных волокон. Более того, активация рецепторов не всегда необходима для восприятия тактильных ощущений. На самом деле прикосновение можно испытать в тех местах тела, где на самом деле нет тактильных рецепторов, или даже за пределами самой поверхности тела. В головном мозге сложная сеть областей, включающая соматосенсорную кору, заднюю теменную кору, островок и префронтальную кору, участвует в определении ощущения прикосновения. В этой главе ясно показано, что нельзя по-настоящему понять тактильное восприятие, не рассмотрев основные принципы функционирования соматосенсорной системы.

Ключевые слова: Осязание, соматосенсорика, физиология, мозг, неврология, нервные волокна, сенсорная смесь, трансдукция Осязание, соматосенсорика, физиология, мозг, нейробиология, нервные волокна, сенсорная смесь, трансдукция

Предмет

Когнитивная психологияЭволюционная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Общие принципы сенсорных систем – Основы неврологии

Очевидно, что каждая сенсорная система сильно различается по типу стимуляции, на которую она реагирует, и по способу, которым стимулы окружающей среды преобразуются в сигналы нейронов. Однако существует множество принципов, которые можно обобщить для сенсорных систем.

Наши сенсорные системы работают, преобразовывая различные типы раздражителей в окружающей среде (например, видимый свет, звуковые волны, химические молекулы) в потенциалы действия в нервной системе. Это преобразование называется сенсорной трансдукцией и происходит во всех сенсорных системах.

Сенсорная трансдукция начинается с сенсорных рецепторов. Каждая сенсорная система имеет специализированные клетки, способные обнаруживать раздражители окружающей среды. Фоторецепторы улавливают свет, химические рецепторы языка и носа улавливают запахи и вкус, механорецепторы улавливают прикосновение, а волосковые клетки улавливают звук.

Мы узнали о постсинаптических потенциалах в нейронах, рецепторные потенциалы — это аналогичные изменения мембранного потенциала, которые происходят в сенсорных рецепторах в ответ на раздражитель.

Рецептивные поля легче всего понять в зрительной и соматосенсорной системах. Рецептивное поле нейрона — это область сетчатки или кожи, где стимул (свет или прикосновение) вызывает реакцию нейрона. Рецептивные поля в слуховой системе могут состоять из определенной частоты звука и/или расположения звука в пространстве.

Рецептивные поля могут различаться по размеру и форме в зависимости от характеристик нейрона (т. е. типа, расположения в теле, расположения в проводящих путях). Рецептивные поля усложняются по мере поступления информации в мозг.

Латеральное торможение — это процесс, используемый сенсорными системами для улучшения восприятия сигналов, особенно на краях, точках или других изменениях стимула. Это происходит потому, что перекрывающиеся рецептивные поля могут подавлять друг друга. Это торможение усиливает воспринимаемые различия между стимулом и нестимулируемой областью.

Нервная система кодирует сложную информацию несколькими способами. Двумя общими для сенсорных систем являются линейное кодирование и популяционное кодирование.

Маркированный код строки

В маркированной строке кодирования информации одна клетка кодирует один тип сенсорного качества. Боль — хороший тому пример. Если активируется болевой рецептор, результирующим ощущением будет боль, независимо от того, каким образом этот рецептор стимулируется. Другими словами, сенсорные нейроны специфически настроены на один сенсорный стимул. Если этот тип рецепторных клеток был дисфункциональным, ощущение не будет восприниматься. Например, существует мутация, которая препятствует работе натриевых каналов в болевых рецепторах (но не в других типах клеток). Когда происходит эта мутация, субъект не может чувствовать боль.

Код населения

При кодировании заполнения одна клетка может кодировать более одной сенсорной модальности, и именно комбинация многих клеток составляет восприятие. Примером этого является цветовое зрение. Каждый цветовой фоторецептор наиболее чувствителен к определенному цвету (синему, зеленому или красному), но диапазон длин волн может вызывать изменения в скорости возбуждения нейрона. Следовательно, для восприятия полного цветового спектра необходимо объединить ответы множества цветовых фоторецепторов.

Обработка вкуса и обоняния более высокого уровня также использует популяционное кодирование — иногда для полного восприятия аромата в дополнение к чувству вкуса требуется обоняние. Вы когда-нибудь были перегружены из-за простуды, и еда просто не имеет того же вкуса? Это связано с этим сочетанием чувств для полного восприятия.

В целом, путь сенсорной информации от периферии к центральной нервной системе одинаков для большинства систем. Экологические стимулы кодируются специализированным рецептором на периферии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *