Определение, основные направления и виды арттерапии
Арттерапия – невербальная форма искусства, которая применяется в индивидуальной и групповой работе с клиентами. Используется как средство психической гармонизации и развития человека.
Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
Арттерапия дает возможность:
– выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме/манере. Рисование, лепка, обработка материалов – безопасный способ разрядки напряжения.
– работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.
– развить чувство внутреннего самоконтроля и порядка.
– развить и усилить внимание к чувствам.
– провести диагностику и интерпретацию в процессе терапии.
– ускорить прогресс в психотерапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.
– улучшить отношения между клиентом и консультантом, ускорить развитие эмпатии и положительных чувств у членов группы арттерапии.
– усилить ощущение собственной личностной ценности, значимости, индивидуальности, неповторимости.
– повысить художественную компетентность.
Выделим основные направления арттерапии.
Динамически ориентированная арттерапия
Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов.
Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. В этом случае ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.
К методам данного направления относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.
2. Гештальториентированная арт-терапия
Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают: – излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»; – помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
– пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.
Методами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.
Если говорить о видах арттерапии, выделяют рисуночную терапию, музыкотерапию, танцевально-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, песочную терапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, фототерапия, боди-арт, ландшафтотерапия, работа над коллажами и др. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.
Остановимся подробнее на более популярных видах арт-терапии.
Рисуночная терапия
Рисуночная терапия позволяет выявить проблемы или фантазии, которые в силу каких-либо причин трудно обсудить вербально; создаёт условия для экспериментирования со зрительными и кинестетическими ощущениями; способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом.
Рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля. Работа над рисунком – самый безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Рисование также способствует снижению уровня утомления.
Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им.
Обычно темы охватывают:
– Отношение к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»).
– Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).
– Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).
На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики: индивидуальное рисование, парное и коллективное. Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу.
Музыкотерапия
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.
При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.
В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ)
Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. Клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии) и при этом относится к телу как к эволюционирующему процессу. В танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь
С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими.
Драматерапия и сценическая пластика (имаготерапия)
Занятия драмой положительно воздействуют на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. В данном случае речь идет не о «проверке действием» множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.
Имаготерапия (от лат. imago — образ) – психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле — вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению “лечебного” образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.
Сказкотерапия
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей, однако это не так. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.
Сказки метафоричны по своей природе. Согласно М. Дейли, метафора является инструментом влияния на реальность, подразумевает движение: «Метафора – это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».
Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Д.С. Лихачев говорит: «Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким был это мир, есть или должен быть».
Многие проблемы объясняются внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье.
Библиотерапия
Библиотерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.
Библиотерапия – это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем.
Игротерапия
Игротерапия – это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также присутствуют краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства. Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту прожить проблемную ситуацию заново.
Спектр применения игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.
Цветотерапия
Цветотерапия основана на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Не существует «полезных» и «вредных» цветов. Важно лишь состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.
Песочная терапия
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
В процессе работы с песком многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, при работе с песком не требуется никаких умений, что позволяет клиентам более легко идти на предложение консультанта обратиться к данному материалу. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так — это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова, например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело.
Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сегментов (по количеству участников). Таким образом, достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе.
27.3 Виды арт-терапии. Специфика терапевтического воздействия.
Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.
Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.
Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.
Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».
Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь являетсятехника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т. д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сампроцесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
В начале своего развития арттерапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арттерапия достаточно широко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.
Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.
Первый механшзм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).
Цели арттерапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку.Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.
Первоначально арттерапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.
Приемы арттерапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.
Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Во время творческого самовыражения в ходе проведения арттерапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.
Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.
Недостатком арттерапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.
Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.
При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.
При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.
При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.
Существуют различные варианты использования метода арттерапии:
· использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
· побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
· использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;
· творчество самого психолога (лепка, рисование и др. ), направленное на установление взаимодействия с клиентом.
Основные направления в арттерапии
Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.
В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях З. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.
В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.
К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.
Гештальториентированная арттерапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:
· излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;
· помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
· пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.
Приемами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.
Арттерапевтические занятия проводятся двумя способами. В первомслучае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.
Второй вариант — неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.
Многими авторами подчеркивается роль арттерапии в повышении адаптационных способностей клиентов в повседневной жизни.
Основная роль в арттерапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству.Основная задача арттерапевта на первых этапах — преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арттерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.
Некоторые авторы считают, что арттерапевту необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Другие считают, что задачей арттерапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арттерапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.
Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арттерапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.
Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимоот их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования артгерапии в форме рисунка и живописи.
Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения артгерапии.
Арттерапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подростков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.
Наиболее полно разработана арттерапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.
Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.
Применение арттерапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.
Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.
Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системойпобуждений, центральными из которых являются:
·стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
·потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
·потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
·стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.
Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.
Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.
Об эффективности арттерапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.
Виды арт-терапии:
Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапия является относительно новым видом арт-терапии, применение её началось с 1970-х в США и Канаде.
Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.).
Библиотерапия (от лат. biblio — книга и гр. therapia — лечение, уход за больным) — метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом. Использование чтения книг с лечебной целью началось в России еще в XIX веке (И. Е. Дядьковский, 1836), но термин вошел в употребление в 20-е годы ХХ в. в США. По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия — это «использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».
Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
— системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;
— средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма;
— средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы;
— одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь.
Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).
Цветотерапия — лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание.
Креативная терапия: типы, преимущества и многое другое
Креативная терапия использует основанные на искусстве занятия, такие как музыка и танцы, для лечения эмоциональных и психических расстройств.
В 2019 году Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) заявили, что 19,2% взрослых в Соединенных Штатах получали лечение от проблем с психическим здоровьем. CDC также отметил, что 9,5% из этих людей обращались за терапией или консультацией.
Креативная терапия — это форма терапии, которая побуждает человека работать над своими проблемами с помощью художественных упражнений.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о творческой терапии, в том числе о ее типах, о том, как они работают, и о некоторых состояниях, при которых они могут помочь.
Творческая терапия использует формы искусства, такие как танцы, рисование или музыку, для лечения определенных заболеваний. Обученные терапевты могут проводить творческую терапию, чтобы помочь людям, испытывающим ряд психических, эмоциональных и физических проблем.
Творческая терапия не требует от человека каких-либо художественных способностей. Часть творческой терапии помогает человеку направить свои мысли и эмоции через художественное выражение. По этим причинам творческая терапия может быть полезной для людей, которым трудно выражать свои чувства вербально.
После того, как человек, например, создал произведение искусства, он может обсудить свой выбор с терапевтом. Разговор с терапевтом об их создании может помочь человеку понять, что он чувствует.
Существует множество заболеваний, при которых может помочь творческая терапия. По данным Американской ассоциации арт-терапии, люди могут использовать творческую терапию для:
- улучшения когнитивных и сенсомоторных функций
- повышения самооценки и самосознания
- улучшить социальные навыки
- развить эмоциональную силу
- способствовать пониманию ситуаций, вызывающих проблемы
- разрешить конфликт или дистресс
В одной статье 2015 года говорится, что творческая терапия может быть полезна для:
- помощи человеку в построении отношений
- помогает человеку лучше понять себя
- отвлекает от боли или болезни
- дает человеку ощущение личных достижений
- Обеспечение расслабления или расширения прав и возможностей
Творческая терапия может помочь лечить:
- Условия психического здоровья
- Болезнь Альцгеймера
- Травма
- Стресс
- Хронические заболевания, такие как рак
- Head Arg
- . физические недостатки или нарушения развития
- деменция
В 2018 году исследователи изучили исследования о творческой терапии и о том, как она может помочь людям, испытывающим стресс. Они обнаружили, что в 81,1% изученных ими исследований участие в творческой терапии значительно снижало уровень стресса человека.
Кроме того, в статье от 2020 года указывается, что творческая терапия оказывает различное положительное влияние на людей с деменцией, раком, сердечной недостаточностью, ВИЧ или СПИДом или терминальной стадией почечной недостаточности.
Существуют различные виды творческой терапии, которые могут быть полезны человеку. Некоторые творческие методы лечения могут быть более полезными при определенных состояниях.
Человек может захотеть поговорить с терапевтом или другим медицинским работником, чтобы определить, какой тип творческой терапии лучше всего подходит для него.
В качестве альтернативы человек может обнаружить, что его привлекает определенная форма творческой терапии. Человек может даже обнаружить, что ему полезно рисовать или лепить дома.
Тем не менее, занятия творческой терапией дома не дадут дополнительного преимущества в виде разговора с терапевтом о своих творениях.
В следующих разделах более подробно рассматриваются различные виды творческой терапии.
Музыкальная терапия
В музыкальной терапии обученный музыкальный терапевт использует музыкальные реакции для оценки физического и эмоционального состояния человека. Сеанс музыкальной терапии может включать:
- музыкальная импровизация
- прослушивание музыки
- написание песен
- обсуждение текстов песен
- музыкальное исполнение
- обсуждение музыки и образов
- обучение через музыку
- 90 музыка может помочь человеку расслабиться и пережить эмоции. Музыкальная терапия может быть полезна людям всех возрастов. В частности, эта форма творческой терапии может быть полезна людям с:
- психическими заболеваниями
- нарушениями обучения, развития или физическими недостатками
- Болезнь Альцгеймера
- Злоупотребление психоактивными веществами
- Черепно-мозговые травмы
- острая или хроническая боль, включая родовую боль
и уровень тревожности после сеансов музыкальной терапии.
Другое исследование показывает, что прослушивание музыки, особенно классической в сочетании с джазом, оказывает положительное влияние на людей с депрессией.
Узнайте больше о музыкальной терапии здесь.
Танцевальная терапия
Танцевальная терапия включает в себя использование движения для улучшения эмоционального, социального, когнитивного и физического благополучия человека. Танцевальные терапевты стремятся помочь человеку:
- улучшить самооценку и образ тела
- развить коммуникативные навыки
- построить отношения
- создать варианты решения проблем
- выяснить причины определенных моделей поведения
- расширить свои уровни движения
Танцевальная терапия может быть полезна для людей, у которых есть социальные, связанные с развитием, медицинские, физические или психологические проблемы.
Исследования 2019 года показывают, что использование танцевальной терапии может быть полезным для взрослых с депрессией. Дальнейшие исследования того же года показывают, что танцевальная терапия может снизить уровень тревоги и депрессии, одновременно улучшая когнитивные навыки и качество жизни.
Поэтическая терапия
В поэтической терапии терапевт использует чтение или написание стихов, чтобы помочь человеку понять свои чувства и чувства других.
Одно исследование 2018 года предполагает, что поэтическая терапия может быть полезна при лечении рака. Это предполагает, что участники могут использовать поэзию для выражения своих мыслей и эмоций, и что поэзия может помочь им почувствовать себя частью сообщества.
Узнайте больше о поэтической терапии здесь.
Арт-терапия
Арт-терапия использует различные формы искусства, такие как живопись, рисование или скульптура, чтобы помочь человеку:
- исследовать свои чувства
- примирить эмоциональные конфликты
- управлять своим поведением
- развивать самосознание
- развивать социальные навыки
- уменьшать беспокойство
- улучшать ориентацию в реальности
- повышать самооценку
и помогите им обсудить чувства, связанные с его созданием. Акт создания искусства также может помочь успокоить и расслабить человека.
В 2018 году исследователи из Китая изучили влияние творческой терапии на взрослых старше 60 лет, подверженных риску слабоумия. Они обнаружили, что занятия, связанные с рисованием и рассказыванием историй, привели к улучшению когнитивных функций у этих взрослых до 6 месяцев спустя.
Узнайте больше об арт-терапии здесь.
Драматическая терапия
Целью драматической терапии является предоставить человеку возможность поделиться своими мыслями и чувствами. Драматическая терапия может помочь человеку поделиться своим внутренним опытом через:
- импровизации
- театральные игры
- рассказывание историй
- разыгрывание
Драматическая терапия может быть полезна для людей всех возрастов, и она может быть особенно полезной для тех, кто:
- выздоравливают от зависимости
- имеют «неблагополучную» семью
- имеют нарушения развития
- пережили травму
- отбывали тюремное заключение
- были без жилья
- больны ВИЧ или СПИДом 9002 взрослые
- 0 90 получают лечение от поведенческих проблем со здоровьем
- имеют психические расстройства
Исследования 2019 года показывают, что драматическая терапия может оказывать положительное влияние на самовосприятие и самовыражение учащихся с психическими расстройствами или поведенческими расстройствами.
В одной статье 2015 года указывается, что некоторые люди испытывают тревогу, усиление боли и неразрешенные эмоции при творческой терапии. Однако эти эффекты наблюдались только в двух исследованиях людей, больных раком, поэтому для подтверждения этих результатов необходимы дальнейшие исследования.
Важно, чтобы квалифицированные творческие терапевты проводили творческую терапию, чтобы гарантировать, что человек получит необходимое лечение.
Однако арт-терапевты также отмечают, что другие специалисты могут не воспринимать их всерьез, что может привести к тому, что люди упустят направление на творческую терапию.
Кроме того, эти методы лечения основаны на способности человека участвовать в творческой деятельности. Некоторым людям это может показаться неудобным, и в этом случае творческая терапия может оказаться для них не идеальной.
Узнайте больше о некоторых других видах терапии здесь.
Креативная терапия — это форма терапии, в которой человек проходит курс лечения посредством деятельности, основанной на искусстве.
Креативная терапия может иметь много преимуществ и, по-видимому, полезна для людей с различными физическими, умственными и эмоциональными состояниями.
Существует множество форм творческой терапии, каждая из которых обеспечивает лечение по-своему. Человек может поговорить с медицинским работником о том, какой тип творческой терапии может ему подойти лучше всего.
Что такое арт-терапия? — Canadian Art Therapy Association
1. Арт-терапевты — это обученные профессионалы
Арт-терапевты — это обученные профессионалы с опытом психологического консультирования и изобразительного искусства.
В Канаде и США арт-терапевты должны иметь как минимум степень магистра или диплом магистра в области арт-терапии, прежде чем идентифицировать себя в профессии. Это высшее образование включает часы клинической практики под наблюдением (1000 часов для канадских арт-терапевтов), что обеспечивает безопасность клиента, а также профессиональную ответственность агентств и работодателей, предлагающих эту форму терапии.
Зарегистрированный канадский арт-терапевт (RCAT) является профессиональным членом с хорошей репутацией, прошедшим дополнительную профессиональную подготовку, клиническое наблюдение (50 часов за 1000 часов контакта с клиентом) после окончания учебы, демонстрирует участие в сообществе арт-терапии и имеет опыт в работа с разными клиентами в разных условиях. Для получения дополнительной информации посетите нашу страницу «Уровни членства».
2. Арт-терапевты соблюдают Этический кодекс, относящийся к арт-терапии
Подробную информацию см. на странице Практические стандарты
3. Арт-терапевты работают с разными клиентами
Арт-терапия эффективна для людей любого возраста. Арт-терапевт работает с отдельными лицами, парами, семьями или группами в таких учреждениях, как консультационные агентства, школы, лечебные центры, реабилитационные учреждения, больницы, исправительные учреждения и учреждения по уходу за престарелыми.
4. Профессиональные и зарегистрированные арт-терапевты имеют страховку ответственности
Чтобы получить высшее образование, арт-терапевты должны иметь не менее 1000 часов практических занятий по арт-терапии под наблюдением. Это гарантирует, что дипломированные арт-терапевты имеют глубокое и профессиональное понимание работы с клиентами, а также обеспечивает безопасность клиентов при работе с глубокими психологическими проблемами. Как работающие профессионалы, профессиональные и зарегистрированные канадские арт-терапевты должны иметь страховку профессиональной ответственности, чтобы предлагать арт-терапию.
5. Существуют исследования в поддержку арт-терапии
Исследования результатов арт-терапии с участием различных групп населения продолжают публиковаться в различных академических журналах по арт-терапии, психологии, психотерапии, консультированию, особым группам населения, художественному образованию и т. д.
Канадская ассоциация арт-терапии публикует количественные, качественные, смешанные -методы и основанные на искусстве академические исследования арт-терапии с различными группами населения с 1985 года в нашем академическом журнале.
Исследовательский комитет Американской ассоциации арт-терапии создал Библиографию результатов исследований по результатам и исследованиям отдельных субъектов в арт-терапии, чтобы поддержать практику арт-терапии путем предоставления эмпирических доказательств ее использования.