Виды авторитетов: 11. Власть и авторитет. Виды авторитета.

11. Власть и авторитет. Виды авторитета.

Влияние — это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. Власть — это возможность влиять на поведение других. Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Успех в управленческой деятельности за­висит не столько от силы власти, сколько от воздействия личного авторитета менеджера. Есть такие духовные ценности, без кото­рых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям и отно­сится авторитет менеджера.

Авторитет — это заслуженное доверие, которым пользуется ру­ководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям.

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и положительно влияет на них. К решениям авторитет­ного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся по-разному. В первом случае указание принимается без внутренне­го сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряже­ния неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внут­ренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачива­ется недоверием к его решениям.

Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в об­ществе нормам этики и морали. Искусственные приемы формиро­вания авторитета не приводят к успеху: в результате этого появля­ется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет). В связи с этим можно выделить следующие разновидности псевдоавторитета:

авторитет расстояния. Руководитель считает, что его автори­тет возрастает, если он находится «подальше» от подчиненных и держится с ними официально;

авторитет доброты. «Всегда быть добрым» — таков девиз такого типа руководителя. Такая доброта снижает требователь­ность. Бывает так, что добрый руководитель оказывает подчи­ненному «медвежью» услугу;

авторитет педантизма. В этом случае менеджер прибегает к ме­лочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненными, тем самым сковывая их творчество и инициативу;

авторитет чванства. Руководитель высокомерен, гордится сво­ими бывшими или мнимыми нынешними заслугами и везде ста­рается их подчеркнуть. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;

авторитет подавления.

Менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие при­емы укрепят его авторитет. В конечном счете это лишает людей уверенности, инициативы, порождает перестраховку и даже нече­стность.

Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности ру­ководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навы­ки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

Применительно к организациям авторитет подразделяется на следующие виды:

1) должностной, или формальный,

базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права их представителей командовать, убежденнос­ти в необходимости поддерживать порядок и подчиняться руководству;

2) деловой, предполагающий высокую профессиональную компетент­ность руководителя (или любого другого сотрудника), его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;

3) личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Это, например, такие качества, как порядоч­ность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о лю­дях, обширность познаний, скромность образа жизни, музыкальные и иные способности и т.п.

Ведущее место среди указанных видов авторитета руководителя за­нимает деловой авторитет. Именно он непосредственно связан с эффективной реализацией целей организации и ее сотрудников.

Что такое авторитет. Как завоевать личный авторитет

Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Авторитет с точки зрения психологии
  • 2 Авторитет как инструмент власти
    • 2.1 Авторитет лидера
    • 2.2 Авторитет руководителя
  • 3 Виды авторитета
    • 3. 1 Подлинный и ложный (мнимый) авторитет
    • 3.2 Рациональный и иррациональный авторитет
  • 4 Как завоевать авторитет

Авторитет с точки зрения психологии

Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.

В основе формирования авторитета – личные качества индивида, наиболее привлекательные и уважаемые членами данной группы, а также способности организовывать совместную деятельность и защищать интересы социума и каждого отдельного его члена.

В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.

Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.

Авторитет как инструмент власти

Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.

Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.

Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.

Авторитет лидера

Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:

  • уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
  • высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
  • обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
  • хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
  • принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.

Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.

Авторитет руководителя

Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.

Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.

Даже термины «лидер» и «руководитель» отражают саму суть различия видов влияния. Руководитель – это манипулятор, он управляет людьми, сам оставаясь в стороне от непосредственного процесса деятельности. Он находится как бы за сценой, отдавая приказы, перекладывая всю тяжесть выполнения принятых решений на плечи подчиненных. А лидер возглавляет группу, он идет впереди, принимая на себя и первый удар, и наибольшую ответственность, и всю тяжесть совместной деятельности.

Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.

Виды авторитета

Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.

Подлинный и ложный (мнимый) авторитет

Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.

Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.

Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.

Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет.

Рациональный и иррациональный авторитет

Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.

Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.

Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.

Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.

Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.

Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.

Как завоевать авторитет

Если речь идет об авторитете, основанном на уважении, то завоевать его одновременно и легко, и просто. При наличии соответствующих личностных качеств формирование авторитета идет естественным путем и, кажется, совершено без усилий человека, как бы само собой. А если данные, необходимые для завоевания уважения окружающих, отсутствуют, или вам кажется, что они отсутствуют? В этом случае необходимо пройти своеобразную «настройку личности», включающую несколько шагов:

  • Шаг 1. Самоанализ и самооценка. Это серьезное осмысление своих личных и профессиональных качеств и оценка их с точки зрения значимости и привлекательности для окружающих. Для этого необходима рефлексия – умение посмотреть на себя со стороны. Чтобы облегчить себе задачу, можно выписать все значимые для завоевания уважения качества и оценить их наличие у вас по десятибалльной шкале.
  • Шаг 2. Саморазвитие. Оценив качества, необходимые для завоевания авторитета, выберите те, что считаете наиболее важными, и составьте план их развития.
  • Шаг 3. Коммуникация. Невозможно завоевать авторитет, не взаимодействуя с людьми. Это необходимо и для налаживания контактов, и для демонстрирования своих личных и профессиональных качеств. Поэтому оцените свои коммуникативные качества, и если они недостаточно развиты, поработайте над этим.
  • Шаг 4. Социальная значимость. Для того чтобы завоевать авторитет, нужно стать полезным, значимым для общества. Это требует понимания интересов и целей группы и готовности жертвовать своими интересами ради блага социума. Чем больше группа нуждается в вас, тем выше ваш авторитет.

Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко.

Это то, что мы все ценим в окружающих:

  • открытость и честность;
  • естественность поведения;
  • позитивный настрой;
  • трудолюбие и отзывчивость;
  • умение уважать других и прощать их ошибки.

Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.

Послушайте, как интересно авторитет влияет на наше восприятие других людей:

14.1 Власть и авторитет – Социология

Цели обучения

  1. Определить мощность и три типа полномочий.
  2. Перечислите три типа авторитета Вебера.
  3. Объясните, почему харизматическая власть может быть нестабильной в долгосрочной перспективе.

Политика относится к распределению и осуществлению власти в обществе, а государство относится к политическому институту, посредством которого власть распределяется и осуществляется. В любом обществе должны приниматься решения относительно распределения ресурсов и других вопросов. За исключением, возможно, самых простых обществ, эти решения принимают конкретные люди и часто конкретные организации. В зависимости от общества они иногда принимают эти решения исключительно для собственной выгоды, а иногда принимают эти решения для пользы общества в целом. Независимо от того, кто извлекает выгоду, центральный момент заключается в следующем: некоторые люди и группы обладают большей властью, чем другие. Поскольку власть так важна для понимания политики, мы начнем обсуждение политики с обсуждения власти.

Сила означает способность выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других. Большинство из нас видели поразительный пример грубой силы, когда мы ведем машину и видим в зеркале заднего вида полицейскую машину. В этот конкретный момент водитель этой машины имеет над нами огромную власть. Мы следим за тем, чтобы строго соблюдать ограничение скорости и все другие правила вождения. Если, увы, мигают фары полицейской машины, мы останавливаем машину, иначе нас могут ждать еще большие неприятности. Когда офицер подходит к нашей машине, мы обычно стараемся быть максимально вежливыми и молимся, чтобы нам не выписали штраф. Когда вам было 16 лет, и ваши родители сказали вам быть дома к полуночи или в другое время, ваше прибытие домой к этому комендантскому часу снова продемонстрировало использование власти, в данном случае родительской власти. Если ребенок в средней школе отдает свой обед хулигану, который ей угрожает, это снова пример использования власти или, в данном случае, злоупотребления властью.

Все это яркие примеры власти, но власть, которую изучают социологи, и более велика, и часто более невидима (Wrong, 1996). Многое из этого происходит за кулисами, и ученые продолжают спорить о том, кто им владеет и в чью пользу они им пользуются. Много лет назад Макс Вебер (1921/1978), один из основоположников социологии, о котором говорилось в предыдущих главах, выделил легитимную власть как особый тип власти. Законный орган (иногда просто называется орган ), по словам Вебера, — это власть, использование которой считается справедливым и уместным теми, над кем эта власть осуществляется. Короче говоря, если общество одобряет осуществление власти определенным образом, то эта власть также является легитимной властью. Пример полицейской машины в наших зеркалах заднего вида — пример легитимной власти.

Проницательность Вебера заключалась в различении различных типов легитимной власти, которые характеризуют разные типы обществ, особенно по мере их эволюции от простых обществ к более сложным. Он назвал эти три типа традиционной властью, рационально-правовой властью и харизматической властью. Мы обратимся к ним сейчас.

Традиционная власть

Как следует из названия, традиционная власть — это власть, основанная на традиционных или давних верованиях и обычаях общества. Он существует и закреплен за конкретными людьми в силу обычаев и традиций этого общества. Индивиды пользуются традиционной властью по крайней мере по одной из двух причин. Во-первых, это наследование, поскольку некоторым лицам предоставляется традиционная власть, потому что они дети или другие родственники людей, которые уже осуществляют традиционную власть. Вторая причина, по которой люди пользуются традиционной властью, более религиозна: их общества верят, что они помазаны Богом или богами, в зависимости от религиозных верований общества, чтобы руководить своим обществом. Традиционная власть распространена во многих доиндустриальных обществах, где так важны традиции и обычаи, а также в более современных монархиях (о них будет сказано ниже), где король, королева или принц пользуются властью, потому что они происходят из королевской семьи.

Традиционная власть предоставляется отдельным лицам независимо от их квалификации. Им не нужно обладать какими-либо особыми навыками, чтобы получить и использовать свою власть, поскольку их притязания на нее основаны исключительно на их родословной или предполагаемом божественном назначении. Индивидуум, наделенный традиционной властью, может быть умным или глупым, справедливым или своенравным, увлекательным или скучным, но все равно получает власть благодаря обычаям и традициям. Поскольку не все люди, которым предоставлена ​​традиционная власть, особенно хорошо подготовлены для ее использования, общества, управляемые традиционной властью, иногда обнаруживают, что люди, наделенные ею, не всегда справляются со своей задачей.

Рационально-правовая власть

Если традиционная власть проистекает из обычаев и традиций, то рационально-правовая власть проистекает из закона и основана на вере в законность законов и правил общества и в право лидеров действовать в соответствии с этими правилами принимать решения и устанавливать политику. Эта форма власти является отличительной чертой современных демократий, где власть предоставляется людям, избранным избирателями, а правила осуществления этой власти обычно изложены в конституции, хартии или другом письменном документе. В то время как традиционная власть принадлежит индивидууму благодаря наследованию или божественному назначению, рационально-правовая власть принадлежит занимаемой им должности, а не индивидууму как таковому. Таким образом, власть президента Соединенных Штатов принадлежит должности президента, а не лицу, которому посчастливилось стать президентом. Когда этот человек покидает свой пост, полномочия переходят к следующему президенту. Этот переход обычно проходит плавно и стабильно, и одно из чудес демократии заключается в том, что должностные лица заменяются на выборах без необходимости революций. Мы могли бы не голосовать за человека, который побеждает на президентских выборах, но мы признаем авторитет этого человека как нашего президента, когда он (до сих пор это всегда было «он») вступает в должность.

Рационально-правовая власть помогает обеспечить упорядоченную передачу власти во время кризиса. Когда Джон Ф. Кеннеди был убит в 1963 году, вице-президент Линдон Джонсон был немедленно приведен к присяге в качестве следующего президента. Когда Ричард Никсон с позором ушел в отставку в 1974 году из-за своего участия в Уотергейтском скандале, вице-президент Джеральд Форд (который сам стал вице-президентом после того, как Спиро Агнью ушел в отставку из-за финансовой коррупции) стал президентом. Поскольку Конституция США предусматривала передачу власти, когда пост президента был вакантным, и поскольку лидеры и представители общественности США признавали полномочия Конституции по этим и многим другим вопросам, передача власти в 1919 г.63 и 1974 года были гладкими и упорядоченными.

Харизматический авторитет

Харизматический авторитет проистекает из выдающихся личных качеств человека и его влияния на последователей благодаря этим качествам. Такие харизматичные личности могут осуществлять власть над всем обществом или только над определенной группой в более широком обществе. Они могут пользоваться властью как во благо, так и во зло, как показывает этот краткий список харизматических лидеров: Жанна д’Арк, Адольф Гитлер, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Иисус Христос, Мухаммед и Будда. Каждый из этих людей обладал исключительными личными качествами, которые заставляли их последователей восхищаться ими и выполнять их приказы или просьбы о действиях.

Харизматическая власть может принадлежать человеку, который занял руководящую должность благодаря традиционной или рационально-законной власти. На протяжении веков несколько королей и королев Англии и других европейских народов также были харизматичными личностями (в то время как некоторые были далеки от харизматичности). Несколько президентов США — Вашингтон, Линкольн, оба Рузвельта, Кеннеди, Рейган и, при всех его недостатках, даже Клинтон — также были харизматичными, и большая часть их популярности проистекала из различных личных качеств, которые привлекали общественность, а иногда даже прессу. Рональда Рейгана, например, часто называли «тефлоновым президентом», потому что он был так любим большей частью публики, что к нему не приставали обвинения в некомпетентности или должностных преступлениях (Лануэ, 19 лет).88).

Вебер подчеркивал, что харизматический авторитет в чистом виде (т. е. когда авторитет принадлежит кому-то исключительно благодаря его харизме, а не потому, что этот человек также обладает традиционным или рационально-правовым авторитетом) менее стабилен, чем традиционный авторитет или рационально-правовой авторитет. . Причина этого проста: когда умирают харизматичные лидеры, умирает и их авторитет. Хотя пример харизматичного лидера может продолжать вдохновлять людей еще долгое время после его смерти, другому лидеру трудно прийти и так же сильно вызывать преданность людей. После смерти всех харизматических лидеров, упомянутых в предыдущем абзаце, никто не приблизился к тому, чтобы заменить их в сердцах и умах их последователей.

Поскольку харизматические лидеры осознают, что их возможная смерть может подорвать нацию или дело, которое они представляют, они часто назначают нового лидера, который, как они надеются, также будет обладать харизматическими качествами. Этот новый лидер может быть взрослым ребенком харизматического лидера или кем-то еще, кого лидер знает и кому доверяет. Опасность, конечно, заключается в том, что любому новому лидеру не хватит харизмы, чтобы его авторитет признали последователи первоначального харизматического лидера. По этой причине Вебер признавал, что харизматическая власть в конечном счете становится более стабильной, когда она эволюционирует в традиционную или рационально-правовую власть. Трансформация в традиционную власть может произойти, когда власть харизматических лидеров признается принадлежащей их родословной, так что их власть переходит к их детям, а затем и к внукам. Трансформация в рационально-правовую власть происходит, когда общество, управляемое харизматическим лидером, вырабатывает правила и бюрократические структуры, которые мы ассоциируем с правительством. Вебер использовал термин рутинизация харизмы для обозначения трансформации харизматического авторитета любым из этих способов.

Ключевые выводы

  • Сила означает способность выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других.
  • Согласно Максу Веберу, есть три типа легитимной власти: традиционная, рационально-правовая и харизматическая.
  • Харизматическая власть относительно нестабильна, потому что власть харизматического лидера не может легко распространиться на кого-либо еще после смерти лидера.

Каталожные номера

Лануэ, Д. Дж. (1988). От Камелота до тефлонового президента: экономика и популярность президента с 1960 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Greenwood Press.

Вебер, М. (1978). Экономика и общество: Очерк интерпретирующей социологии (Г. Рот и К. Виттих, ред.). Беркли: Калифорнийский университет Press. (Оригинальная работа опубликована в 1921 г.).

Неправильно, DH (1996). Сила: ее формы, основы и использование . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.

Понимание и изменение социального мира

Перейти к содержимому

Цели обучения

  1. Определить мощность и три типа полномочий.
  2. Перечислите три типа авторитета Вебера.
  3. Объясните, почему харизматическая власть может быть нестабильной в долгосрочной перспективе.

У социологов особый подход к изучению государственной власти и авторитета, который отличается от точки зрения политологов. По большей части политологи сосредоточены на изучении того, как распределяется власть в различных типах политических систем. Например, они увидят, что политическая система Соединенных Штатов разделена на три отдельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную), и изучат, как общественное мнение влияет на политические партии, выборы и политический процесс в целом. Однако социологов больше интересует влияние государственной власти на общество и то, как социальные конфликты возникают в результате распределения власти. Социологи также изучают, как использование власти влияет на местные, государственные, национальные и глобальные программы, которые, в свою очередь, по-разному влияют на людей в зависимости от статуса, класса и социально-экономического положения.

Что такое сила?

Рисунок 17.3 Нацистский лидер Адольф Гитлер был одним из самых могущественных и разрушительных диктаторов в современной истории. Он изображен здесь с фашистом Бенито Муссолини из Италии. (Фото предоставлено Национальным управлением архивов и документации США)

На протяжении веков философы, политики и социологи исследовали и комментировали природу власти. Питтак (ок. 640–568 гг. до н. э.) считал, что «мерой человека является то, что он делает с силой», а лорд Актон, возможно, более знаменито утверждал: «Власть имеет тенденцию развращать; абсолютная власть развращает абсолютно» (1887). Действительно, понятие власти может иметь явно негативные коннотации, а сам термин трудно определить.

Многие ученые принимают определение, разработанное немецким социологом Максом Вебером, который сказал, что власть — это способность проявлять свою волю над другими (Weber 1922). Власть влияет не только на личные отношения; он формирует более крупную динамику, такую ​​как социальные группы, профессиональные организации и правительства. Точно так же власть правительства не обязательно ограничивается контролем над собственными гражданами. Доминирующая нация, например, часто использует свое влияние для оказания влияния или поддержки других правительств или для захвата контроля над другими национальными государствами. Усилия правительства США по обретению власти в других странах включали объединение с другими странами для формирования союзных войск во время Второй мировой войны, вторжение в Ирак в 2002 году для свержения режима Саддама Хусейна и введение санкций против правительства Северной Кореи в надежде сдерживание его разработки ядерного оружия.

Попытки получить власть и влияние не обязательно ведут к насилию, эксплуатации или жестокому обращению. Такие лидеры, как Мартин Лютер Кинг-младший и Мохандас Ганди, например, руководили мощными движениями, которые приводили к положительным изменениям без применения военной силы. Оба мужчины организовали ненасильственные акции протеста против коррупции и несправедливости и преуспели в проведении масштабных реформ. Они полагались на различные стратегии ненасильственного протеста, такие как митинги, сидячие забастовки, марши, петиции и бойкоты.

Современные технологии упростили реализацию таких форм ненасильственных реформ. Сегодня протестующие могут использовать мобильные телефоны и Интернет для быстрого и эффективного распространения информации и планов среди протестующих. Например, во время восстаний «арабской весны» каналы Twitter и другие социальные сети помогали протестующим координировать свои действия, делиться идеями и укреплять моральный дух, а также заручаться глобальной поддержкой своих целей. Социальные сети также сыграли важную роль в донесении до мира точных сведений о демонстрациях, в отличие от многих предыдущих ситуаций, когда правительственный контроль над СМИ подвергал цензуре новостные сообщения. Обратите внимание, что в этих примерах пользователями власти были граждане, а не правительства. Они обнаружили, что обладают властью, потому что могли проявлять свою волю над своими лидерами. Таким образом, государственная власть не обязательно приравнивается к абсолютной власти.

Рисунок 17. 4 Молодежь и студенты были одними из самых ярых сторонников демократических реформ во время недавней «арабской весны». Социальные сети также сыграли важную роль в мобилизации поддержки на низовом уровне. (Фото предоставлено cjb22/flickr)

Политика относится к распределению и осуществлению власти в обществе, а государство относится к политическому институту, посредством которого власть распределяется и осуществляется. В любом обществе должны приниматься решения относительно распределения ресурсов и других вопросов. За исключением, возможно, самых простых обществ, эти решения принимают конкретные люди и часто конкретные организации. В зависимости от общества они иногда принимают эти решения исключительно для собственной выгоды, а иногда принимают эти решения для пользы общества в целом. Независимо от того, кто извлекает выгоду, центральный момент заключается в следующем: некоторые люди и группы обладают большей властью, чем другие. Поскольку власть так важна для понимания политики, мы начнем обсуждение политики с обсуждения власти.

Сила означает способность выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других. Большинство из нас видели поразительный пример грубой силы, когда мы ведем машину и видим в зеркале заднего вида полицейскую машину. В этот конкретный момент водитель этой машины имеет над нами огромную власть. Мы следим за тем, чтобы строго соблюдать ограничение скорости и все другие правила вождения. Если, увы, мигают фары полицейской машины, мы останавливаем машину, иначе нас могут ждать еще большие неприятности. Когда офицер подходит к нашей машине, мы обычно стараемся быть максимально вежливыми и молимся, чтобы нам не выписали штраф. Когда вам было 16 лет, и ваши родители сказали вам быть дома к полуночи или в другое время, ваше прибытие домой к этому комендантскому часу снова продемонстрировало использование власти, в данном случае родительской власти. Если ребенок в средней школе отдает свой обед хулигану, который ей угрожает, это снова пример использования власти или, в данном случае, злоупотребления властью.

Все это яркие примеры власти, но власть, которую изучают социологи, и более велика, и часто более невидима (Wrong, 1996). Многое из этого происходит за кулисами, и ученые продолжают спорить о том, кто им владеет и в чью пользу они им пользуются. Много лет назад Макс Вебер (1921/1978), один из основоположников социологии, о котором говорилось в предыдущих главах, выделил легитимную власть как особый тип власти. Законный орган (иногда просто называется орган ), по словам Вебера, — это власть, использование которой считается справедливым и уместным теми, над кем эта власть осуществляется. Короче говоря, если общество одобряет осуществление власти определенным образом, то эта власть также является легитимной властью. Пример полицейской машины в наших зеркалах заднего вида — пример легитимной власти.

Проницательность Вебера заключалась в различении различных типов легитимной власти, которые характеризуют разные типы обществ, особенно по мере их эволюции от простых обществ к более сложным. Он назвал эти три типа традиционной властью, рационально-правовой властью и харизматической властью. Мы обратимся к ним сейчас.

Традиционная власть

Как следует из названия, традиционная власть — это власть, основанная на традиционных или давних верованиях и обычаях общества. Он существует и закреплен за конкретными людьми в силу обычаев и традиций этого общества. Индивиды пользуются традиционной властью по крайней мере по одной из двух причин. Во-первых, это наследование, поскольку некоторым лицам предоставляется традиционная власть, потому что они дети или другие родственники людей, которые уже осуществляют традиционную власть. Вторая причина, по которой люди пользуются традиционной властью, более религиозна: их общества верят, что они помазаны Богом или богами, в зависимости от религиозных верований общества, чтобы руководить своим обществом. Традиционная власть распространена во многих доиндустриальных обществах, где так важны традиции и обычаи, а также в более современных монархиях (о них будет сказано ниже), где король, королева или принц пользуются властью, потому что они происходят из королевской семьи.

Традиционная власть предоставляется отдельным лицам независимо от их квалификации. Им не нужно обладать какими-либо особыми навыками, чтобы получить и использовать свою власть, поскольку их притязания на нее основаны исключительно на их родословной или предполагаемом божественном назначении. Индивидуум, наделенный традиционной властью, может быть умным или глупым, справедливым или своенравным, увлекательным или скучным, но все равно получает власть благодаря обычаям и традициям. Поскольку не все люди, которым предоставлена ​​традиционная власть, особенно хорошо подготовлены для ее использования, общества, управляемые традиционной властью, иногда обнаруживают, что люди, наделенные ею, не всегда справляются со своей задачей.

Рационально-правовая власть

Если традиционная власть проистекает из обычаев и традиций, то рационально-правовая власть проистекает из закона и основана на вере в законность законов и правил общества и в право лидеров действовать в соответствии с этими правилами принимать решения и устанавливать политику. Эта форма власти является отличительной чертой современных демократий, где власть предоставляется людям, избранным избирателями, а правила осуществления этой власти обычно изложены в конституции, хартии или другом письменном документе. В то время как традиционная власть принадлежит индивидууму благодаря наследованию или божественному назначению, рационально-правовая власть принадлежит занимаемой им должности, а не индивидууму как таковому. Таким образом, власть президента Соединенных Штатов принадлежит должности президента, а не лицу, которому посчастливилось стать президентом. Когда этот человек покидает свой пост, полномочия переходят к следующему президенту. Этот переход обычно проходит плавно и стабильно, и одно из чудес демократии заключается в том, что должностные лица заменяются на выборах без необходимости революций. Мы могли бы не голосовать за человека, который побеждает на президентских выборах, но мы признаем авторитет этого человека как нашего президента, когда он (до сих пор это всегда было «он») вступает в должность.

Рационально-правовая власть помогает обеспечить упорядоченную передачу власти во время кризиса. Когда Джон Ф. Кеннеди был убит в 1963 году, вице-президент Линдон Джонсон был немедленно приведен к присяге в качестве следующего президента. Когда Ричард Никсон с позором ушел в отставку в 1974 году из-за своего участия в Уотергейтском скандале, вице-президент Джеральд Форд (который сам стал вице-президентом после того, как Спиро Агнью ушел в отставку из-за финансовой коррупции) стал президентом. Поскольку Конституция США предусматривала передачу власти, когда пост президента был вакантным, и поскольку лидеры и представители общественности США признавали полномочия Конституции по этим и многим другим вопросам, передача власти в 1919 г.63 и 1974 года были гладкими и упорядоченными.

Харизматическая власть

Харизматическая власть проистекает из выдающихся личных качеств человека и его влияния на последователей благодаря этим качествам. Такие харизматичные личности могут осуществлять власть над всем обществом или только над определенной группой в более широком обществе. Они могут пользоваться властью как во благо, так и во зло, как показывает этот краткий список харизматических лидеров: Жанна д’Арк, Адольф Гитлер, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Иисус Христос, Мухаммед и Будда. Каждый из этих людей обладал исключительными личными качествами, которые заставляли их последователей восхищаться ими и выполнять их приказы или просьбы о действиях.

Харизматическая власть может принадлежать человеку, который занял руководящую должность благодаря традиционной или рационально-законной власти. На протяжении веков несколько королей и королев Англии и других европейских народов также были харизматичными личностями (в то время как некоторые были далеки от харизматичности). Несколько президентов США — Вашингтон, Линкольн, оба Рузвельта, Кеннеди, Рейган и, при всех его недостатках, даже Клинтон — также были харизматичными, и большая часть их популярности проистекала из различных личных качеств, которые привлекали общественность, а иногда даже прессу. Рональда Рейгана, например, часто называли «тефлоновым президентом», потому что он был так любим большей частью публики, что к нему не приставали обвинения в некомпетентности или должностных преступлениях (Лануэ, 19 лет).88).

Вебер подчеркивал, что харизматический авторитет в чистом виде (т. е. когда авторитет принадлежит кому-то исключительно благодаря его харизме, а не потому, что этот человек также обладает традиционным или рационально-правовым авторитетом) менее стабилен, чем традиционный авторитет или рационально-правовой авторитет. . Причина этого проста: когда умирают харизматичные лидеры, умирает и их авторитет. Хотя пример харизматичного лидера может продолжать вдохновлять людей еще долгое время после его смерти, другому лидеру трудно прийти и так же сильно вызывать преданность людей. После смерти всех харизматических лидеров, упомянутых в предыдущем абзаце, никто не приблизился к тому, чтобы заменить их в сердцах и умах их последователей.

Поскольку харизматические лидеры осознают, что их возможная смерть может подорвать нацию или дело, которое они представляют, они часто назначают нового лидера, который, как они надеются, также будет обладать харизматическими качествами. Этот новый лидер может быть взрослым ребенком харизматического лидера или кем-то еще, кого лидер знает и кому доверяет. Опасность, конечно, заключается в том, что любому новому лидеру не хватит харизмы, чтобы его авторитет признали последователи первоначального харизматического лидера. По этой причине Вебер признавал, что харизматическая власть в конечном счете становится более стабильной, когда она эволюционирует в традиционную или рационально-правовую власть. Трансформация в традиционную власть может произойти, когда власть харизматических лидеров признается принадлежащей их родословной, так что их власть переходит к их детям, а затем и к внукам. Трансформация в рационально-правовую власть происходит, когда общество, управляемое харизматическим лидером, вырабатывает правила и бюрократические структуры, которые мы ассоциируем с правительством. Вебер использовал термин рутинизация харизмы для обозначения трансформации харизматического авторитета любым из этих способов.

Ключевые выводы

  • Сила означает способность выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *