24. Память, виды и свойства.
Память – это процесс воспроизведения, запоминания, сохранения образов, движений, эмоций, мыслей человеком.
Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретённого опыта.
Память – это тот психический процесс, с помощью которого человек осуществляет планирование своего развития и обучения, управляет своим поведением и деятельностью.
Классификация видов памяти.
По критерию длительности сохранения материала: долговременная, оперативная, кратковременная. Долговременная память — это наиболее сложная и важная система памяти человека, ее объем практически неограничен. Весь опыт человека и его знания сохраняются в долговременной памяти. Оперативная память – это запоминание и воспроизведение оперативной информации, необходимой в данный момент. Кратковременная память – это быстрое запоминание материала, воспроизведение его и непродолжительное хранение.
По характеру приобретения информации: прижизненная, генетическая. Прижизненный вид памяти хранит индивидуальный опыт человека. Генетический вид памяти хранит видовую информацию.
По характеру психической активности: образная (вкусовая, зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная), двигательная, словесно-логическая, эмоциональная. Образная помогает сохранять и использовать предметы восприятия. Двигательный вид памяти – это способность к запоминанию и воспроизведению двигательных операций. Словесно-логический вид (семантическая или вербальная) – это продукт культуры, она включает основные грамматические правила языка, формы мышления, способы анализа и познания. Эмоциональный вид – это способность запоминать пережитые человеком эмоциональные состояния и чувства. если человек пережил какое-то яркое событие, то при напоминании о нем возникает тоже чувство.
По критерию произвольности
: произвольная и непроизвольная. Если человек ставит перед собой задачу что-либо запомнить и прикладывает к этому необходимые усилия, то это произвольная память. При непроизвольной памяти не ставится задача запоминания чего-либо, это происходит само собой.По способу запоминания: смысловая, образная, механическая, мнемотехническая.
Свойства памяти:
Емкость — пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. Единицами измерения выступают единицы памяти, соответствующие элементам перцептивной информации (единицам восприятия), поступившим при запоминании.
Скорость запоминания — это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Измеряется временем, затрачиваемым на закрепление информации, с учетом числа повторений. Эффективность запоминания проверяется через воспроизведение воспринятой и усвоенной информации.
Длительность хранения — это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. На время сохранности мнемического материала обратное влияние оказывают процессы забывания.
Точность воспроизведения — это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).
Скорость воспроизведения — это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений.
Помехоустойчивость — это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению. Помехоустойчивость тем выше, чем большее число и большую интенсивность помех (шумов) может игнорировать память.
ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ. ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ПАМЯТИ.ВИДЫ ПАМЯТИ. — Студопедия
Поделись с друзьями:
Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.
Функции памяти:
1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.
2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.
3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.
Свойства памяти:
1. Запоминать (новую информацию)
2. Вспоминать (информацию)
3. Припоминать
4. Воспроизводить
5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)
6. Сохранять (информацию)
Виды памяти
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без
специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с
помощью специальных приемов).
3. Кратковременная память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память
4.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)
5.Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.
6.Промежуточная память — в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
7.Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.
8.Механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.
Основные процессы памяти
— это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.
Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Память нужно развивать и тренировать. Для этого используют:
-различные методы укрепления;
-улучшения;
-специальные тренировки.
Условиями успешного произвольного запоминания являются:
-осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
-выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;
-выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
-содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
-эмоционально- эстетическая насыщенность материала;
-возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
-установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;
-материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.
При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Обсуждение: Память | Введение в психологию | Мозг и когнитивные науки
« Предыдущая
Обзор сеанса
Как мы переносим информацию во времени? Эта дискуссионная сессия дополняет предыдущие лекции «Память I» и «Память II».
Демонстрация
Прежде чем приступить к обсуждению тем, связанных с памятью, попробуйте эту короткую демонстрацию. Вот что нужно сделать: нажмите на ссылку ниже, потратьте ровно 15 секунд на просмотр всплывающих лиц, а затем нажмите на ссылку еще раз, чтобы скрыть изображение. Тогда продолжайте обсуждение на этой странице. Мы свяжемся с вами через некоторое время…
› Показать/скрыть изображение
© источник неизвестен. Все права защищены. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. [http://ocw.mit.edu/fairuse](/fairuse).
Обсуждение
Для чего нужна память? Что это дает нам? Классический пример важности памяти — прикосновение к горячей плите. В первый раз, когда вы прикасаетесь к горячей плите, вы понимаете, что это была плохая сделка. Вы откладываете это на будущее, поэтому, если вы снова увидите плиту, не прикасайтесь к ней. Таким образом, память направляет наше поведение в будущем, основываясь на нашем прошлом опыте, в идеале, чтобы увеличить наши шансы на выживание.
Итак, если основной задачей системы памяти является передача информации вперед во времени, то какими свойствами должна обладать эта система? Подумайте об запоминающих устройствах, которые вы используете в повседневной жизни: USB-накопитель, стикер для заметок, ваш разум и т. д. Что они должны уметь делать?
› Пример ответа
Он должен записывать то, что сейчас происходит (кодирование).
Должен сохранять информацию (хранение).
Должен предоставлять доступ в более позднее время (извлечение).
В мозгу есть несколько различных типов систем памяти, которые выполняют эту задачу переноса информации во времени очень по-разному. Термины, используемые психологами, включают сенсорную память, кратковременную память и долговременную память , и каждый из этих терминов был уточнен исследованиями в области неврологии. В лекции мы поговорим, например, о том, в какой степени определенные виды памяти зависят от гиппокампа, и о том, как в этих типах памяти осуществляются кодирование, хранение и извлечение.
Хорошим примером сенсорной памяти может быть, если я покажу вам на секунду кучу букв и попрошу вас назвать как можно больше из них.
Большинство людей могут сообщить о первых четырех или пяти, и кажется, что они просто не могут так быстро воспринимать дополнительную информацию. Но тщательно спланированный эксперимент может показать, что сенсорная память обладает гораздо большими возможностями, чем вы думаете. В одном исследовании те же буквы мигали, но сразу после этого воспроизводился высокий, средний или низкий тон, указывающий, о каком из трех рядов сообщать. Как оказалось, вы можете сообщить о любой из строк с довольно хорошей точностью. Идея в том, что наша сенсорная память очень хороша. Он может хранить много информации, но очень быстро исчезает. Передача информации из сенсорной памяти в кратковременную память (которая позволяет произносить названия букв) затруднена. Вы просто не можете произнести все буквы, которые видели, до того, как сенсорная память разрушится.
Кратковременная память — это тип памяти, который требует активного обслуживания, например поиска телефонного номера и повторения его про себя, пока вы не сможете его набрать. Он временный, требует обслуживания и длится всего пару секунд. Однако долговременная память возвращает нас к теме забывания и к Эббингаузу, который изобрел и запомнил списки слов. В первый день он запомнил большинство из них; на второй день не так много; на третий день не так много; И так далее, и так далее. И он обнаружил эту степенную зависимость («кривая забывания») между тем, что вам нужно знать, и тем, сколько времени прошло, что, по-видимому, является неотъемлемым свойством человеческой памяти.
Изображение MIT OpenCourseWare.
Критическое мышление
На приведенном ниже графике показаны результаты эксперимента, в котором участники должны были запомнить 15 элементов. Взгляните на график и опишите результаты как для условия задержки 0, так и для условия задержки 30 секунд.
© источник неизвестен. Все права защищены. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. http://ocw.mit.edu/fairuse.
Основываясь на том, что вы знаете о процессах памяти, объясните результаты для первых трех представленных элементов и последних трех представленных элементов.
› Пример ответа
Если вам предлагается вспомнить элементы списка сразу после его изучения, вы часто помните несколько последних элементов. Однако, если вы подождете 30 секунд, вы, вероятно, не запомните последние несколько элементов. Независимо от периода задержки первые несколько элементов в среднем запоминаются наиболее точно.
Мы помним более ранние предметы лучше, потому что у нас есть больше времени, чтобы поместить их в долговременную память, явление, известное как эффект первичности . Кроме того, предметы, увиденные совсем недавно, также лучше запоминаются, потому что они все еще находятся в кратковременной памяти — это эффект недавности .
Если вы репетировали элементы, первые несколько получили возможность войти в долговременную память, где они сохраняются даже после 30-секундной задержки.
Обсуждение
Еще один способ классификации памяти — по тому, является ли она неявной или явной . Явная память — это то, что мы могли бы вспомнить, если бы нас попросили вспомнить, тогда как неявная память — это то, что вы делаете без какого-либо активного представления или самоописания. Имплицитная память включает в себя привычки (нажать на тормоз, когда вы видите красный свет), навыки (езда на велосипеде), подготовку и классическую обусловленность.
Сейчас самое время рассмотреть разницу между классическим обусловливанием и оперантным обусловливанием. (Вернитесь к обсуждению: Обучение, если вам нужно освежить память.) Почему классическое обусловливание считается имплицитной памятью, а оперантное обусловливание — явной?
Демонстрация: неявная память
Послушайте, как Тайлер представляет демонстрацию: (MP3) (0:00:40)
Затем нажмите, чтобы открыть игру.
› Играть в игру
Только что выслушав рассказ Тайлера, вот несколько словесных основ. Какие слова первыми приходят на ум?
CAR ___
MET ___
PRO ___
PER ___
THI ___
POT ___
_HA_R__N
A__A__IN
После того, как вы поиграете в игру, послушайте объяснение Тайлера: (MP3) (0:03:12)
› Спойлер (что вы услышали первым)
Председатель комитета обычно открывает заседание одной из своих скучных, а иногда даже извращенных лекций. Сегодня он начал с какой-то дурацкой пословицы : Я даже не могу ее вспомнить — что-то о том, что чертополох не посадил семян. Затем он пошел на бессмысленный разговор о том, как защитить политического лидера от потенциального убийства в людном месте, таком как карнавал . Стоит ли за безумием его речей какой-то метод ?
Демонстрация: явная память
Помните те лица, которые вы видели в начале обсуждения? Давайте проверим вашу память. Нажмите на ссылку ниже и попробуйте определить, кого из этих мужчин вы видели раньше.
› Показать/скрыть тест
© источник неизвестен. Все права защищены. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. [http://ocw.mit.edu/fairuse](/fairuse).
Как дела?
› Показать/скрыть ответ
© источник неизвестен. Все права защищены. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. [http://ocw.mit.edu/fairuse](/fairuse).
« Предыдущий
Свойства воспоминаний о травмах
Загрузите или отправьте
Выберите языкАрабскийАнглийский (Великобритания)Английский (США)ГреческийИтальянскийИспанский (международный)Вьетнамский
Отправить безопасно моему клиенту Отправлять
Выберите языкАрабскийАнглийский (Великобритания)Английский (США)ГреческийИтальянскийИспанский (международный)Вьетнамский
Отправить безопасно моему клиенту Отправлять
Выберите языкАнглийский (Великобритания)Английский (США)
Отправить безопасно моему клиенту Отправлять
Описание
Люди, пережившие травму, сообщают о широком спектре неприятных симптомов, многие из которых связаны со свойствами их воспоминаний о травмах. Помощь пережившим травму в понимании этих свойств памяти может помочь нормализовать их переживания, уменьшить катастрофические оценки их симптомов памяти (например, «я схожу с ума») и подготовить их к элементам «обработки памяти» в терапии, ориентированной на травму.
Важные свойства воспоминаний о травмах включают:
- Непроизвольное вспоминание. Хотя обычные воспоминания могут вызываться непроизвольно, воспоминаний о травмах часто преднамеренно избегают, и поэтому вероятность непроизвольного повторного переживания выше. Это частично поддерживается тем, как воспоминания о травме кодируются и хранятся, что делает их склонными к непроизвольному воспроизведению в результате перцептивных сигналов, которые напоминают те, что присутствовали во время травмы (Ehlers & Clark, 2000), и частично из-за попыткам человека подавить свои воспоминания, что может привести к непреднамеренному эффекту отскока (Ehlers & Clark, 2000; Wegner, 19).94).
- Настоящее: Ощущение травмирующего события, происходящего в настоящий момент. Нежелательные воспоминания о травме существуют в континууме от осознания того, что событие произошло в прошлом, до чувства, будто оно происходит снова в настоящий момент. В отличие от стандартных (эпизодических) воспоминаний, более сильные версии повторного переживания не сопровождаются осознанием того, что содержание воспоминаний является прошлым событием (Ehlers, Hackmann & Michael, 2004). Для описания этого явления иногда используется слово «сейчас» (Brewin, 2015; Ehlers, Hackmann & Michael, 2004). «Сейчас» наблюдается у детей с посттравматическим стрессовым расстройством (McKinnon, Nixon & Brewer, 2008) и является свойством, которое отличает непроизвольную память при посттравматическом стрессовом расстройстве от видов непроизвольных воспоминаний, о которых сообщают люди, страдающие депрессией (Birrer, Michael & Munsch, 2007; Reynolds и Брюин, 19 лет98).
- Преобладание сенсорных представлений. Люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством, часто сообщают, что сенсорные аспекты их воспоминаний очень неприятны. Например, они могут сообщить, что видели неприятное выражение лица нападавшего, слышали звуки, которые присутствовали во время дорожно-транспортного происшествия, или чувствовали запах дезодоранта, которым пользовался нападавший. Сенсорные аспекты памяти иногда переживаются в отсутствие других частей «истории» памяти (Van Der Kolk, 19).94; Элерс и Стейл, 1995; Элерс, Хакманн и Майкл, 2004). Появляются данные о том, что некоторые пациенты с посттравматическим стрессовым расстройством, которые испытывали боль во время травмы, повторно испытывают ту же боль в виде воспоминаний, когда им напоминают о травме (McDonald et al., 2018; Whalley, Farmer & Brewin, 2007). .
- Фрагментация. В некоторых отчетах о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) сообщается, что, когда людей, переживших травму, просят описать, что с ними произошло, их рассказ может быть «фрагментирован». Доказательства фрагментации нарративов несколько спорны (например, Rubin et al., 2016; Bedard-Gilligan, Zoellner & Feeny, 2017), но есть некоторые доказательства, подтверждающие позицию фрагментации (Brewin et al. , 2016). Эта фрагментация может проявляться в виде пропущенных частей повествования или трудностей с его вербальным описанием, что может повлиять на оценку клиентом события. Например, клиенту может быть стыдно за то, как он вел себя во время травмирующего события, потому что он не помнит, как его к этому принуждали (Ehlers, Hackmann & Michael, 2004).
- Живость и неизменность. Воспоминания о травме могут быть поразительно ясными даже спустя много лет после события — в диссоциативном воспоминании клиент может даже полностью потерять осознание своего нынешнего окружения (Blix et al, 2020; Ehlers, Hackmann & Michael, 2004). Навязчивые воспоминания о травмах «неизменны» в том смысле, что они не включают новую информацию. Например, преступник мог умереть после события, но это не отразилось в памяти (Ehlers & Clark, 2000), или клиент может испытывать сильное чувство вины, несмотря на то, что впоследствии обнаружил, что он не виноват. (Элерс, Хакманн и Майкл, 2004 г. ).
- Повторное переживание днем или ночью. В течение дня воспоминания о травмах могут восприниматься как воспоминания или нежелательные воспоминания. Во время сна травмирующие воспоминания или темы, связанные с ними, могут быть восстановлены и заново пережиты в форме ночных кошмаров.
- Высокий уровень эмоций. Воспоминания о травмах часто сопровождаются сильными эмоциями. Сюда могут входить повторы эмоций, которые я испытывал во время травмы (например, чувство паралича от страха, когда у меня возникает воспоминание), или эмоции, сопровождающие посттравматические оценки (например, чувство стыда, когда я думаю: «Я должен был сопротивляться »). Эти эмоциональные реакции также можно наблюдать в феномене «аффекта без воспоминаний», когда человек может повторно переживать эмоции, связанные с травмирующим событием, не вспоминая о нем (Ehlers & Clark, 2000).
Одна влиятельная теория памяти о травмах предполагает, что при нормальных обстоятельствах сенсорные аспекты памяти (например, образы, звуки, запахи) и контекстуальные аспекты (например, время, место, ситуация, контекст) будут кодироваться и сохраняться одновременно. как связная память. Однако во время повышенных эмоций после травмы области мозга, отвечающие за память, особенно гиппокамп, работают не так эффективно. Гиппокамп обычно «сшивает» воспоминания, но аберрантная функция гиппокампа препятствует правильной контекстуализации воспоминаний. В результате сенсорные и контекстуальные аспекты события сохраняются неправильно, что приводит к их повторному переживанию. (Бревин, Грегори, Липтон, Берджесс, 2010 г.). Свойства воспоминаний о травмах представляет собой иллюстрированный информационный материал, описывающий эти уникальные аспекты памяти о травмах. Он предназначен для того, чтобы помочь клиентам и терапевтам исследовать переживания клиентов в отношении их воспоминаний о травмах.
Инструкции
«Психологи обнаружили, что воспоминания о травмирующих событиях часто обладают некоторыми свойствами, которые отличают их от обычных воспоминаний, и именно поэтому воспоминания о травмах могут быть такими неприятными. В качестве первого шага в управлении этими воспоминаниями может быть полезно узнать об этих качествах. Не могли бы вы вместе со мной рассмотреть некоторые из этих свойств воспоминаний о травмах и подумать о том, применимо ли какое-либо из них к вашим воспоминаниям?»Ссылки
- Бедард-Гиллиган, М., Зеллнер, Л. А., и Фини, Северная Каролина (2017). Является ли травматическая память особенной? Фрагментация повествования о травме при посттравматическом стрессовом расстройстве: эффекты лечения и реакции. Клиническая психология , 5(2), 212-225.
- Биррер, Э., Майкл, Т., и Мунш, С. (2007). Навязчивые образы при посттравматическом стрессовом расстройстве, а также у травмированных и нетравматизированных пациентов с депрессией: поперечное клиническое исследование. Поведенческие исследования и терапия , 45(9)), 2053-2065.
- Бликс, И., Биркеланд, М.С., и Торесен, С. (2020). Яркие воспоминания о далекой травме: изучение характеристик воспоминаний о травмах и связи с центральным событием и посттравматическим стрессом через 26 лет после травмы. Прикладная когнитивная психология , 34(3), 678-684.
- Брюин, Ч. Р. (2015). Повторное переживание травмирующих событий при посттравматическом стрессовом расстройстве: новые направления в исследованиях навязчивых воспоминаний и воспоминаний. Европейский журнал психотравматологии , 6(1), 27180.
- Брюин, Ч. Р. (2016). Пересмотр когерентности, дезорганизации и фрагментации травматической памяти: ответ Rubin et al. (2016). Журнал ненормальной психологии , 125 (7), 1011–1017.
- Брюин, Ч.Р., Грегори, Дж.Д., Липтон, М., и Берджесс, Н. (2010). Навязчивые образы при психологических расстройствах: характеристики, нейронные механизмы и последствия лечения. Психологический обзор , 117(1), 210.
- Элерс, А., и Кларк, Д.М. (2000). Когнитивная модель посттравматического стрессового расстройства. Поведенческие исследования и терапия , 38(4), 319-345.
- Элерс, А., Хакманн, А. и Майкл, Т. (2004), Навязчивое повторное переживание при посттравматическом стрессовом расстройстве: феноменология, теория и терапия. Память , I2(4), 403-415.
- Элерс, А., и Стейл, Р. (1995). Поддержание навязчивых воспоминаний при посттравматическом стрессовом расстройстве: когнитивный подход. Поведенческая и когнитивная психотерапия , 23, 217-249.
- Рубин, Д. К., Бернтсен, Д., Огл, К. М., Деффлер, С. А., и Бекхэм, Дж. К. (2016). Научные данные против устаревших убеждений: ответ Brewin (2016). Журнал ненормальной психологии , 125 (7), 1018–1021.
- Макдональд, Б., Саломонс, Т.В., Метеярд, Л., и Уолли, М.Г. (2018). Распространенность болевых воспоминаний при посттравматическом стрессовом расстройстве, возникающем в результате воздействия множественных травм или травматизации в детстве. Canadian Journal of Pain , 2(1), 48-56.
- Маккиннон, А.С., Никсон, Р.Д., и Брюэр, Н. (2008). Влияние обработки данных на восприятие качества памяти и навязчивых симптомов у детей после травмирующих событий. Поведенческие исследования и терапия , 46(6), 766-775.