Виды мышления и их характеристика: таблица. Общая характеристика мышления
Принимая информацию из окружающего мира, именно с участием мышления мы можем ее осознавать и преобразовывать. В этом нам помогают виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными представлена ниже.
Что представляет собой мышление
Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие объективной реальности. Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.
Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса — мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.
Особенности этого процесса
У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических функций человека.
- Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
- Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.
Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления — отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.
Виды мышления и их характеристика, таблица
Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.
Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.
Виды мышления | Определение |
Наглядно-действенное | Основывается на непосредственном восприятии окружающих предметов при каких-либо действиях с ними. |
Наглядно-образное | Опирается на образы и представления. Человек представляет ситуацию и с помощью такого мышления преобразует ее, формируя непривычные сочетания предметов. |
Словесно-логическое | Осуществляются логические операции с понятиями. |
Эмпирическое | Характеризуется первичными обобщениями, выводами на основе полученного опыта, то есть уже имеющихся теоретических знаний. |
Практическое | Переход от абстрактного мышления к практике. Физическое преобразование реальности. |
Наглядно-действенное мышление, описание
В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.
У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.
Возрастной период | Характеристика мышления | Примеры |
Младенчество | Во второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами методом проб и ошибок. | Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом. |
Ранний возраст | Манипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период — яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир. | Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку. |
Дошкольный возраст | В этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением. | Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях. |
Наглядно-образное мышление
Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.
Характеристика | Комбинации | Трансформации |
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом. | Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления. | Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений. |
Словесно-логическое мышление
Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.
Возраст | Характеристика |
Младший школьный возраст | Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:
На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов. |
Подростковый возраст | В этот период мышление приобретает качественно другой окрас — рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы. |
Юношеский возраст | Мышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека. |
Эмпирическое мышление
Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.
Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.
Практическое мышление
Практическое мышление подразумевает преобразование реальности, подстройку ее под свои цели и планы. Оно ограничено по времени, нет возможности для изучения многих вариантов проверки различных гипотез. Поэтому для человека оно открывает новые возможности познания мира.
Виды мышления и их характеристика в зависимости от решаемых задач и свойств этого процесса
Также разделяют виды мышления в зависимости от задач и субъектов осуществления задач. Процесс познания реальности бывает:
- интуитивным;
- аналитическим;
- реалистическим;
- аутистическим;
- эгоцентрическим;
- продуктивным и репродуктивным.
Все эти виды в большей или меньшей степени есть у каждого человека.
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. Шпаргалка по общей психологии
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.
Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого конкретного треугольника равна 180 градусам.
Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.
Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического процесса и т. п.).
Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
Обычно принято выделять следующие виды мышления.
Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.
В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними.
В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). Использование наглядности в обучении – это использование наглядно-образного мышления учеников.
Развитие отвлеченного абстрактного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться или вообще исчезает.
Наоборот, эти первичные и сходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают развиваться вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Общая характеристика
Общая характеристика Луна является пассивно-негативным психологическим типом. Это единственный тип с подобным сочетанием двух основных характеристик. Направленность его внимания на пассивное начало показывает, что этот тип воспринимает внешний мир как нечто такое,
Общая характеристика
Общая характеристика Тип Венера является пассивно-позитивным. Так же, как и тип Луна, он воспринимает мир как огромный и сложный механизм, скорость протекания процессов в котором настолько высока, что за ними просто невозможно поспеть. Скорость циркуляции внутренней
Общая характеристика
Общая характеристика Тип Меркурий активен по взаимодействию и негативен по восприятию. Его активная природа выражается как во внутреннем взгляде на жизнь, так и во внешних проявлениях. Он обладает отличной реакцией и способностью мгновенно адаптироваться к изменениям.
Общая характеристика
Общая характеристика Тип Сатурна – активно-позитивный. Он самый заметный из всех типов. Его отличают отменные организаторские способности. Позитивность типа Сатурн – это внутренняя позитивность. Она проявляется в виде безграничной уверенности в себе, а также в
Общая характеристика
Общая характеристика Этот смешанный тип сочетает в себе черты активно-негативного типа Меркурий и активно-позитивного типа Сатурн. Поэтому помимо меркурианской опрятности, властности, желания быть на виду, нетерпения, быстроты восприятия, трезвого расчета и хитрости у
Общая характеристика
Общая характеристика Юпитер – это пассивно-позитивный тип. Позитивность этого типа очевидна. У него прекрасное чувство юмора. Он добродушен, приветлив, общителен и всегда находит нужные слова, когда требуется подбодрить или поддержать кого-либо. Тип Юпитер во всем
Общая характеристика
Общая характеристика Как и любой другой смешанный тип, тип Юпитер-Луна сочетает в себе качества двух чистых (классических) типов – пассивно-позитивного типа Юпитер и пассивно-негативного типа Луна. Тип Юпитер-Луна склонен быть консервативным в одежде и формальным в
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления.
Разноплановость мышления18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
50. Виды мышления
85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ
85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для
Основные виды мышления
Основные виды мышления Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.
Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,29. Виды мышления
29. Виды мышления Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Виды мышления выделяют по различным
а) общая характеристика
а) общая характеристика Со времени классической и средневековой литературы вплоть до конца девятнадцатого века было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества, какими они должны быть. Такие идеи находили выражение отчасти в
Виды мышления
Особые виды мышления
Особые виды мышления Ранее мы рассмотрели виды мышления, которые могут быть использованы в любых ситуациях. Все это разновидности абстрактно-логического мышления. И это фундамент развитого интеллекта.Но есть еще особые виды мышления, которые хорошо работают
Сократ определил повестку дня для традиции критического мышления, а именно: рефлексивно подвергать сомнению общепринятые убеждения и объяснения, тщательно отделяя те убеждения, которые являются разумными и логичными, от других. которые, какими бы привлекательными они ни были для нашего врожденного эгоцентризма, как бы они ни служили нашим корыстным интересам, какими бы удобными или утешительными они ни были – не имеют достаточных доказательств или рационального основания, чтобы оправдать нашу веру. За практикой Сократа последовало критическое мышление Платона (записавшего мысли Сократа), Аристотеля и греческих скептиков, все из которых подчеркивали, что вещи часто сильно отличаются от того, чем они кажутся, и что только тренированный ум готов увидеть то, как вещи выглядят для нас на поверхности (обманчивая видимость), и то, какими они являются на самом деле под поверхностью (более глубокие реалии жизни). Из этой древнегреческой традиции вытекала необходимость для любого, кто стремился понять более глубокие реальности, мыслить систематически, прослеживать последствия широко и глубоко, ибо только всеобъемлющее, хорошо аргументированное и отвечающее на возражения мышление может вывести нас за пределы реальности. поверхность. В средние века традиция систематического критического мышления была воплощена в трудах и учениях таких мыслителей, как Фома Аквинский ( Sumna Theologica ), который, чтобы убедиться, что его мышление выдержало испытание критического мышления, всегда систематически заявлял, рассматривал и отвечал на всю критику своих идей как на необходимый этап их развития. Фома Аквинский усилил наше осознание не только потенциальной силы рассуждений, но и необходимости систематического развития и «перекрестного допроса» рассуждений. Конечно, мышление Аквината также показывает, что те, кто мыслит критически, не всегда отвергают устоявшиеся убеждения, а только те убеждения, которым не хватает разумных оснований. В эпоху Возрождения (15-й и 16-й века) множество ученых в Европе начали критически относиться к религии, искусству, обществу, человеческой природе, закону и свободе. Они исходили из предположения, что большинство областей человеческой жизни нуждаются в тщательном анализе и критике. Среди этих ученых были Колет, Эразм и Мур в Англии. Они последовали за проницательностью древних. Фрэнсис Бэкон из Англии явно интересовался тем, как мы неправильно используем свой разум в поисках знаний. Он ясно осознавал, что разум нельзя без опасений оставлять наедине с его естественными склонностями. В своей книге Прогресс в обучении , он доказывал важность эмпирического изучения мира. Он заложил основу современной науки, сделав акцент на процессах сбора информации. Он также обратил внимание на тот факт, что у большинства людей, предоставленных самим себе, развиваются дурные привычки мышления (которые он назвал «идолами»), которые заставляют их верить в то, что ложно или вводит в заблуждение. Он обратил внимание на «идолов племени» (способы, которыми наш ум естественным образом склонен обманывать себя), «идолов рынка» (способы, которыми мы злоупотребляем словами), «идолов театра» (наша склонность попадать в ловушку). в традиционных системах мышления) и «кумиры школ» (проблемы мышления, основанного на слепых правилах и плохом обучении). Его книгу можно считать одним из первых текстов по критическому мышлению, поскольку его повестка дня во многом была традиционной повесткой дня критического мышления. Примерно пятьдесят лет спустя во Франции Декарт написал то, что можно было бы назвать вторым текстом по критическому мышлению: Правила направления ума . В ней Декарт доказывал необходимость специальной систематической дисциплины ума, чтобы направлять его в мышлении. Он сформулировал и защитил необходимость ясного и точного мышления. Он разработал метод критического мышления, основанный на принципе систематического сомнения . Он подчеркивал необходимость основывать мышление на хорошо продуманных фундаментальных предположениях. Он утверждал, что каждую часть мышления следует подвергать сомнению, подвергать сомнению и проверять. В то же время сэр Томас Мур разработал модель нового социального порядка, Утопия , в которой каждая область современного мира подвергалась критике. Его имплицитный тезис заключался в том, что устоявшиеся социальные системы нуждаются в радикальном анализе и критике. Критическое мышление этих ученых эпохи Возрождения и после Возрождения открыло путь для возникновения науки и развития демократии, прав человека и свободы мысли. В эпоху итальянского Возрождения Макиавелли Принц критически оценил политику того времени и заложил основу современной критической политической мысли. Он отказался предположить, что правительство функционировало так, как об этом заявляли власть имущие. Скорее, он критически проанализировал, как она функционировала, и заложил основу политического мышления, которое выявляет, с одной стороны, настоящие планы политиков, а с другой стороны, многочисленные противоречия и несоответствия жесткого, жестокого мира политиков. политика его дня Гоббс и Локк (в Англии 16 и 17 веков) проявляли ту же уверенность в критическом уме мыслителя, которую мы находим у Макиавелли. Ни один из них не принял традиционное представление о вещах, господствовавшее в мышлении того времени. Ни один из них не считал обязательно рациональным то, что считалось «нормальным» в их культуре. Оба смотрели на критический ум, чтобы открыть новые горизонты обучения. Гоббс придерживался натуралистического взгляда на мир, согласно которому все должно было объясняться доказательствами и рассуждениями. Локк защищал здравый смысл анализа повседневной жизни и мышления. Он заложил теоретическую основу для критического мышления об основных правах человека и обязанностях всех правительств подчиняться аргументированной критике мыслящих граждан. Именно в этом духе интеллектуальной свободы и критического мышления работали такие люди, как Роберт Бойль (в 17 веке) и сэр Исаак Ньютон (в 17 и 18 веках). В своем труде « Скептический химик » Бойль подверг резкой критике предшествовавшую ему химическую теорию. Ньютон, в свою очередь, разработал далеко идущие рамки мысли, резко критиковавшие традиционно принятое мировоззрение. Он расширил критическую мысль таких умов, как Коперник, Галилей и Кеплер. После Бойля и Ньютона те, кто серьезно размышлял о мире природы, признали, что от эгоцентрических взглядов на мир следует отказаться в пользу взглядов, полностью основанных на тщательно собранных доказательствах и здравых рассуждениях. Еще один значительный вклад в критическое мышление внесли мыслители французского Просвещения: Бейль, Монтескье, Вольтер и Дидро. Все они начинались с предпосылки, что человеческий разум, дисциплинированный разумом, лучше способен понять природу социального и политического мира. Более того, для этих мыслителей разум должен обратиться внутрь самого себя, чтобы определить слабости и силы мысли. Они ценили дисциплинированный интеллектуальный обмен, при котором все взгляды должны были подвергаться серьезному анализу и критике. Они считали, что вся власть должна так или иначе подвергаться тщательному анализу разумных критических вопросов. Мыслители восемнадцатого века еще больше расширили нашу концепцию критического мышления, развивая наше ощущение силы критического мышления и его инструментов. Применительно к проблеме экономики это дало Адаму Смиту Богатство наций . В том же году, применив традиционную концепцию лояльности к королю, она выпустила Декларацию независимости . Применительно к самому разуму оно произвело кантовское Критика чистого разума . В 19 веке Конт и Спенсер расширили критическое мышление еще дальше в область человеческой социальной жизни. Применительно к проблемам капитализма он породил проницательную социальную и экономическую критику Карла Маркса. Применительно к истории человеческой культуры и основам биологической жизни это привело Дарвина к Происхождению человека . Применительно к бессознательному она отражена в работах Зигмунда Фрейда. Применительно к культурам это привело к созданию области антропологических исследований. Применительно к языку это привело к области лингвистики и ко многим глубоким исследованиям функций символов и языка в человеческой жизни. В 20-м веке наше понимание силы и природы критического мышления проявлялось во все более четких формулировках. В 1906 году Уильям Грэм Самнер опубликовал новаторское исследование основ социологии и антропологии, Folkways , в котором он задокументировал тенденцию человеческого разума мыслить социоцентрически и параллельную тенденцию школ служить (некритическому ) функция социального воспитания : «Школы делают людей всех по одному образцу, ортодоксии. Школьное образование, если оно не регулируется лучшим знанием и здравым смыслом, будет производить мужчин и женщин, которые все по одному образцу, как если бы точили на токарном станке. Православие — это составленный по отношению ко всем великим учениям жизни, состоит из самых избитых и банальных мнений, распространенных в массах, всегда содержащих широкие заблуждения, полуправды и бойкие обобщения (с. 630) 9.0006 В то же время Самнер признавал глубокую потребность в критическом мышлении в жизни и в образовании: «Критика есть рассмотрение и проверка предложений любого рода, которые предлагаются для принятия, с целью выяснить, соответствуют ли они Это реальность или нет. Критическая способность является продуктом воспитания и обучения. Это умственная привычка и сила. Это первичное условие человеческого благополучия, что мужчины и женщины должны быть обучены этому. Это наша единственная гарантия от заблуждения, обмана , суеверие и непонимание самих себя и наших земных обстоятельств. Образование хорошо лишь в той мере, в какой оно производит хорошо развитую критическую способность.Учитель любого предмета, который настаивает на точности и рациональном контроле всех процессов и методов, и который держит все открытым для неограниченной проверки и пересмотра, воспитывает в учениках этот метод как привычку. е медленно верить. Они могут считать вещи возможными или вероятными во всех степенях, без уверенности и без боли. Они могут дождаться улик и взвесить улики. Они могут противостоять апелляциям к своим самым дорогим предрассудкам. Воспитание критических способностей — единственное образование, о котором можно с уверенностью сказать, что оно делает хороших граждан» (стр. 632, 633). Джон Дьюи согласился. Благодаря его работам мы усилили наше понимание прагматической основы человеческого мышления (ее инструментальной природы) и особенно его обоснованности реальными человеческими намерениями, целями и задачами. Благодаря работе Людвига Витгенштейна мы увеличили наше осознание не только важности понятий в человеческом мышлении, но и необходимости анализировать понятия и оценивать их силу и ограничения. Работа Пиаже позволила нам лучше понять эгоцентрические и социоцентрические тенденции человеческого мышления и особую потребность в развитии критического мышления, способного рассуждать с разных точек зрения и подняться до уровня «сознательной реализации». » Благодаря огромному вкладу всех «точных» наук мы узнали о силе информации и важности сбора информации с большой тщательностью и точностью, а также с учетом ее потенциальной неточности, искажения или неправильного использования. Из вклада глубинной психологии мы узнали, как легко человеческий разум обманывает себя, как легко он бессознательно конструирует иллюзии и заблуждения, как легко он рационализирует и стереотипирует, проецирует и находит козлов отпущения. Подводя итог, можно сказать, что инструменты и ресурсы критического мышления значительно увеличились благодаря истории критического мышления. Сотни мыслителей внесли свой вклад в его развитие. Каждая крупная дисциплина внесла определенный вклад в критическую мысль. Тем не менее, для большинства образовательных целей наиболее важным является суммирование базовых общих знаменателей критического мышления. Рассмотрим теперь это обобщение. Общие знаменатели критического мышления — наиболее важные побочные продукты истории критического мышления Теперь мы признаем, что критическое мышление по самой своей природе требует, например, систематического наблюдения за мыслью; что мышление, чтобы быть критическим, не должно приниматься за чистую монету, но должно быть проанализировано и оценено на предмет его ясности, точности, уместности, глубины, широты и логичности. Теперь мы признаем, что критическое мышление по самой своей природе требует, например, признания того, что все рассуждения происходят в рамках точек зрения и систем отсчета; что все рассуждения исходят из каких-то целей и задач, имеют информационную основу; что все данные, используемые в рассуждениях, должны быть интерпретированы, эта интерпретация включает понятия; что концепции влекут за собой предположения и что все основные умозаключения в мышлении имеют последствия. Теперь мы признаем, что каждое из этих измерений мышления необходимо контролировать и что проблемы мышления могут возникать в любом из них. Результатом коллективного вклада истории критической мысли является то, что основные вопросы Сократа теперь могут быть сформулированы и использованы гораздо более мощно и целенаправленно. В каждой области человеческой мысли и при каждом использовании рассуждений в любой области теперь можно задавать вопросы:
Другими словами, вопросы, которые фокусируются на этих основах мышления и рассуждений, теперь являются основой критического мышления. Несомненно, что интеллектуальные ошибки или ошибки могут возникать в любом из этих измерений и что учащиеся должны бегло говорить об этих структурах и стандартах. Независимо от изучаемого предмета учащиеся должны быть в состоянии сформулировать размышления о мышлении, отражающие базовое владение интеллектуальными измерениями мышления: «Давайте посмотрим, что здесь является самым фундаментальным вопросом? С какой точки зрения я должен подходить к этому проблема? Имеет ли смысл для меня предполагать это? Из этих данных могу ли я сделать такой вывод? Что подразумевается на этом графике? Какова здесь основная концепция? Соответствует ли это этому? Что делает этот вопрос сложным? Как я могу проверить точность этих данных? Если это так, что еще подразумевается? Является ли это достоверным источником информации? И т. д.» (Для получения дополнительной информации об основных элементах мышления и основных интеллектуальных критериях и стандартах см. Приложения C и D). Благодаря такому интеллектуальному языку, как этот, на переднем плане студенты теперь могут обучаться хотя бы минимальным движениям критического мышления в любой предметной области. Более того, нет принципиальной причины, по которой студенты не могли бы взять основные инструменты критического мышления, которые они изучают в одной области обучения, и распространить их (с соответствующими корректировками) на все другие области и предметы, которые они изучают. Например, поставив под сомнение формулировку задачи по математике, я с большей вероятностью поставлю под сомнение формулировку задачи по другим предметам, которые изучаю. В результате того, что учащиеся могут выучить эти обобщенные приемы критического мышления, им не нужно учить историю просто как совокупность фактов для запоминания; теперь их можно учить истории как историческому мышлению. Занятия могут быть построены таким образом, чтобы учащиеся учились мыслить исторически и развивали навыки и способности, необходимые для исторического мышления. Математику можно преподавать так, чтобы упор делался на математические рассуждения. Студенты могут научиться мыслить географически, экономически, биологически, химически на курсах этих дисциплин. Таким образом, в принципе, всех студентов можно научить тому, как использовать основные инструменты дисциплинированного рассуждения в каждом предмете, который они изучают. К сожалению, по результатам этого исследования становится очевидным, что мы очень далеки от этого идеального положения дел. Теперь обратимся к фундаментальным концепциям и принципам, проверенным в стандартизированных тестах на критическое мышление. { Взято из Калифорнийской подготовки учителей к обучению критическому мышлению: результаты исследований и рекомендации по политике: штат Калифорния, Калифорнийская комиссия по аттестации учителей, Сакраменто, Калифорния, март 1997 г. Основные авторы: Ричард Пол, Линда Элдер и Тед Бартелл } |
|
Преимущества критического мышления — Академия критического мышления
За десятилетия было проведено множество исследований того, как мы думаем и принимаем решения. Даниэль Канеман — исследователь, получивший почетную награду, который провел много исследований когнитивных процессов мозга и того, как он выносит суждения в различных условиях.
Канеман в своей книге «Думай быстро и медленно» утверждает, что нам нужно рассматривать наши мыслительные процессы как состоящие из двух различных типов процессов. Он называет их «мышление по Системе 1» и «мышление по Системе 2».
Система 1 и система 2 не связаны с левым или правым полушарием, творческими способностями или какими-либо физическими частями мозга в человеческом теле. Но это имена, данные двум разным типам мышления.
Канеман приводит несколько примеров, иллюстрирующих два типа мышления:
Злая женщина
Когда вы посмотрите на картинку выше и спросите, о чем женщина думает или какие эмоции она испытывает, вы, скорее всего, обнаружите, что ваш мозг расшифровал эту эмоцию как гнев — и это понимание того, что женщина гнев почти мгновенно. Вам не нужно было концентрироваться, анализировать или мысленно сравнивать с прошлыми интерпретациями взгляда, чтобы прийти к выводу, что она сердится.
Числовой пример
Или давайте посмотрим на другой пример, который приводит Канеман. Взгляните на приведенную ниже задачу и решите, верен ли каждый из приведенных ниже ответов
17 x 24 = ?
- 120068 ?
- 124?
- 823?
- 568?
В первых трех ответах вы бы обнаружили, что вам не нужно время, чтобы решить, что ответы неверны. Но когда вы дошли до 568, вполне вероятно, что ваш мозг на мгновение остановился и обдумал ответ. Может ли это быть правильным?
И, как я видел на нескольких семинарах, большинство людей заявляют, что это правильный ответ. Количество цифр выглядит правильно, число заканчивается на «8», на которое должен заканчиваться правильный ответ.
Преимущества критического мышления: краткий обзор
Принимайте более взвешенные решения | Решайте проблемы лучше | Станьте убедительным собеседником | Защитите себя от когнитивных искажений и заблуждений | Лучшее управление командой | Стать невосприимчивым к риторике
Существует качественная разница в том, как работает наше мышление при отрицании первых трех чисел, а также при рассмотрении и оценке того, является ли 568 правильным ответом. В первых трех случаях нам не нужно было делать паузу, чтобы подумать — мы знали, что ответы были неправильными. Но в последнем случае — мы останавливались, оценивали коротко или долго, а потом выносили вердикт — правильно или неправильно.
Мозг сосредоточился на проблеме, приложил некоторую концентрацию и усилие при оценке. Канеман называет этот преднамеренный, уделяющий внимание тип мышления мышлением Системы 2.
- Мышление Системы 2 требует внимания и усилий, и деятельность страдает, если внимание нарушено. Мышление Системы 2 также связано с чувством свободы воли. Когда мы думаем о себе как о личности, это мышление Системы 2.
- Система 1 работает автоматически и быстро, практически без усилий и без чувства произвольного контроля Система
- 2 выделяет внимание на требующую усилий умственную деятельность, включая сложные вычисления
- Операции второй системы часто связаны с субъективным опытом выбора и концентрации агентств
Когда мы думаем о других, мы отождествляем себя с системой 2
- давайте взглянем на некоторые действия первой системы
- определить, что один объект находится дальше другого
- Ориентация на источник определенного звука
- Завершите фразу «хлеб» .
- обнаружить враждебность в голосе
- ответ на 2 + 2 равен
- Читать слова на больших рекламных щитах
- Вождение автомобиля по пустому шоссе
- Найдите сильный ход в шахматах, особенно если вы гроссмейстер. те, кто не может быть экспертом в шахматах, у них не обязательно будет работать система 1, но им понадобится система 2 мышления
Весьма разнообразные операции Системы 2 имеют одну общую черту: они требуют внимания и прерываются, когда внимание отвлекается. Вот несколько примеров:
- Проверить правильность сложного логического аргумента.
- Смета на строительство дома
- Разработка маркетинговой стратегии
- Заполнить налоговую декларацию
- Подставка для стартового пистолета в гонке.
- Сосредоточьтесь на голосе конкретного человека в переполненном и шумном помещении.
….А теперь о преимуществах навыков критического мышления
Тренинг
Critical Thinking обучает различным навыкам, которые можно применять в любой жизненной ситуации, требующей размышлений, анализа и планирования. Это необходимо для хорошей успеваемости и карьерного роста.
Принимать более взвешенные решения
С легкостью анализировать сложные проблемы с помощью системы критического мышления. Избегайте ловушек когнитивных предубеждений и заблуждений.
Развивайте навыки решения проблем
С легкостью анализируйте сложные проблемы с помощью системы критического мышления
Станьте убедительным собеседником
Тренинг критического мышления научит вас строить логически убедительные аргументы. Будь то аргументированное эссе в колледже, коммерческое электронное письмо клиенту, разработка рекламных материалов или веб-страниц — эти знания дают вам логичный подход к убеждению.
Лучшее управление командой
Тренировка критического мышления позволяет различать эмоции и логику. Платформы помогают эффективно выявлять и решать проблемы, повышая производительность на основе обоснованных рассуждений.
Более продуктивные встречи
Большая ясность и целеустремленность на встречах и дискуссиях благодаря большей ясности и глубине мышления
Стать невосприимчивым к риторике эмоция.
Защитите себя от заблуждений и когнитивных искажений
Узнайте о заблуждениях и когнитивных искажениях. Защитите себя от ослепления предвзятыми представлениями и предвзятостью подтверждения.
Как обучение критическому мышлению помогает в бизнесе
Руководство каждой компании сталкивается с бесчисленным количеством ошибок при принятии решений, возникающих из-за отсутствия навыков критического мышления. Работники принимают решения, основанные на поспешных обобщениях или поспешных решениях, сделанных при плохой диагностике проблемы. Ошибки суждения регулярно возникают из-за когнитивных искажений, таких как «предвзятость подтверждения и авторитета».
Обучение критическому мышлению в продажах
Лидеры продаж, обученные критическому мышлению, оценят Аристотелевский треугольник убеждения и легко применят соответствующие способы убеждения, необходимые для различных ситуаций продаж. Они также осознали бы, что каждое торговое предложение является индуктивным аргументом, который отвечает на вопросы «почему именно это решение» и «почему именно моя компания». Структурирование логически обоснованных предложений становится легкой задачей, если вы понимаете индуктивное мышление. Узнайте о том, как критическое мышление применяется в продажах B2B.
Тренинг критического мышления для HRСпециалистам по кадрам, знакомым с заблуждениями и тактиками, такими как «отравление колодца», «поспешные обобщения» и предвзятость при выборе, будет легче понимать сотрудников и работать с ними, а также лучше оценивать людей и ситуации. Понимание различных заблуждений и когнитивных искажений снизит риски принятия неверных решений из-за ошибочных рассуждений. Они также поймут, что «резюме — это упражнение в индуктивных аргументах, чтобы доказать, почему кандидат лучше всего подходит для работы, и это поможет лучше составить короткий список, провести собеседование и выбрать кандидатов».
Обучение критическому мышлению для аналитиков и консультантовБизнес-аналитики, консультанты сочтут понимание причинно-следственной связи чрезвычайно полезным, а понимание распространенных ошибок приведет к более качественной диагностике коренных причин проблем, а также обеспечит хорошую основу для понимания того, действительно ли рекомендуемое решение решит проблему идентифицировано. Регулярное применение системы критического мышления к решению проблем и принятию решений гарантирует, что вопрос будет рассмотрен со всех соответствующих сторон и точек зрения, прежде чем будет принято решение.
Обучение критическому мышлению для менеджеровМенеджеры призваны постоянно принимать решения, решать проблемы и разрабатывать стратегии. В то время как знание предметной области и опыт играют большую роль в достижении успеха, знание заблуждений и когнитивных искажений гарантирует, что они не будут делать ошибок в рассуждениях, а также отточит их решения для устранения любых когнитивных искажений, которые у них могут быть. Система критического мышления поможет в систематическом анализе и решении сложных проблем
Почему критическое мышление важно для студентов
Опрос работодателей, проведенный «Ассоциацией американских колледжей и университетов» в 2013 году, показал, что: , четко общаться и решать сложные проблемы важнее, чем специальность бакалавра [кандидата]».
Более 75 процентов опрошенных заявили, что хотели бы уделять больше внимания (в обучении) пяти ключевым областям, включая критическое мышление, решение сложных проблем, письменное и устное общение и прикладные знания в реальных условиях.
Критическое мышление в академических кругах
Знание индуктивных и причинно-следственных рассуждений помогает учащимся разбивать любую теорию или предмет на логические сегменты, а также строить связи между тем, что они изучают, и имеющимися у них знаниями. Это делает их лучшими учениками, которые развивают более глубокое понимание предмета, и благодаря рассуждениям во время обучения они, как правило, сохраняют свои знания в течение более длительных периодов времени.
Все письменные задания являются упражнением в убеждении — представлению аргументов и их поддержке (за исключением написания рассказа и написания чистого повествования). Разработка, оценка и представление аргументов — это навыки, которые развиваются во время прохождения курса критического мышления. В сочетании со знанием написания аргументированных эссе и применением рамок критического мышления учащиеся хорошо подготовлены для решения различных аналитических и письменных задач.
Знание причинно-следственной связи помогает студентам-исследователям разрабатывать четкие гипотезы и проводить эксперименты или опросы для проверки своих гипотез. Причинное рассуждение лежит в основе всех исследований.
Навыки критического мышления также помогают учащимся лучше вести дискуссии и дебаты. Научившись применять логику и избегая ошибок и когнитивных искажений, учащиеся с лидерскими качествами обнаруживают, что способны продуктивно руководить и управлять командами в различных проектах.
Критическое мышление и резюме
Аристотель сказал, что есть три способа убедить людей: с помощью логики, доверия или эмоций. Резюме кандидата — это письменный документ, в котором делается попытка убедить потенциального работодателя в том, «почему он лучший кандидат на эту должность». Инструменты убеждения, используемые в резюме, — это логика и достоверность. По сути, он состоит из цепочки индуктивных аргументов, подкрепляющих друг друга, и авторитета, подтвержденного сертификатами, наградами и рекомендациями. Студенту, изучающему критическое мышление, будет очень легко структурировать и написать резюме, чтобы убедительно представить свои полномочия и пригодность для работы.
Критическое мышление в групповых обсуждениях и личных интервью
В групповых обсуждениях участники представляют аргументы за или против темы или просто оценивают ситуацию. В основе любого обсуждения лежит способность рассуждать логически и проводить всесторонний анализ любого вопроса, чтобы убедиться, что все аспекты проблемы изучены и проанализированы. Те, кто не понимает логических рассуждений, не имеют возможности подходить к любой теме или обсуждать ее логично и прогрессивно. Критическое мышление учит студентов, как определять и анализировать проблемы, избегая при этом ошибок и когнитивных предубеждений. Они развивают способность приводить очень сильные и убедительные аргументы, основанные на логике и доказательствах. Они также хорошо находят дыры, пробелы и необоснованные предположения в чужих аргументах.
На личных собеседованиях вы обнаружите, что обученные студенты отвечают на многие вопросы и уточняют вопросы, где это необходимо. Их ответы логичны, а обучение поможет им подкрепить свои аргументы доказательствами или примерами. их заявки и баллы GRE/GMAT. Многие учащиеся испытывают трудности с написанием СОП по двум причинам: (1) они не понимают, что должно быть включено в СОП, и (2) как на самом деле структурировать и написать СОП. Для студента, который изучает логические рассуждения и, в частности, индуктивные аргументы, написание убедительного эссе является легкой задачей. Кроме того, у тех, кто научится структурировать и писать аргументированное эссе, никогда не возникнет проблем ни с одним письменным заданием.
Вопросы на критические рассуждения в GRE и GMAT
В тестах GRE и GMAT есть полные разделы, посвященные проверке способностей абитуриентов к логическому мышлению. Они называются тестами «критического мышления» и предназначены для проверки способности испытуемых логически анализировать аргументы. Вопросы вращаются вокруг: усиления или ослабления аргументов, раскрытия невысказанных предположений или предположений, которые, если они окажутся неверными или правильными, могут существенно повлиять на силу аргумента. Некоторые вопросы касаются понимания представленных аргументов.
Большинство испытуемых отвечают на эти вопросы, используя интуицию, опыт прошлых тестов или догадки. Очень немногие, если таковые вообще есть, изучили основы логического рассуждения, и в результате ответы, как правило, представляют собой «попадание или промах». Наоборот, если испытуемые изучили и поняли логические рассуждения и ошибки, они смогли бы использовать знающий и структурированный подход к этим вопросам, который сводит к минимуму вероятность совершения каких-либо ошибок. Текущий подход сродни тому, чтобы попросить кого-то прочитать баланс, не разбираясь в бухгалтерском учете.