Наталия Александровна БогачкинаШпаргалка по педагогической психологии1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Начало развитию педагогической теории положил фундаментальный труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», увидевший свет в 1657 г. Но лишь в конце XIX в. педагогическая психология начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь ее становления может быть представлен тремя длительными этапами. Первый этап – с середины XVII в. (выхода в свет «Великой дидактики» Я.А. Коменского) до конца XIX в. – может быть назван общедидактическим с «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» по выражению И. Песталоцци. Крупнейшие представители педагогической науки этого периода – Я. А. Коменский (1592–1670), И. Песталоцци (1746–1827), Ж.-Ж Руссо (1712–1778), И. Гербарт (1776–1841), А. Дистервег (1790–1866), К. Д. Ушин-ский (1824–1870) – уже рассматривали те проблемы, которые и сейчас входят в область интересов педагогической психологии: связь развития с обучением и воспитанием, творческую активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, психологические особенности организации обучения и др. Второй этап развития педагогической психологии имеет хронологические границы с конца XIX в.(выхода в свет труда П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология») до середины XX в. Начинает оформляться как самостоятельная отрасль, опираясь на достижения педагогической мысли предшествующих столетий и результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Педагогическая психология развивалась и оформлялась одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии и разработкой конкретных педагогических систем. В это время появляется много работ, посвященных собственно психологическим проблемам учения и обучения: особенностям запоминания, развития речи, интеллекта, особенностям выработки навыков (А.П. Нечаев, А. Бинэ и Б. Анри, Г. Эббингауз, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, С. Френэ и др. ). Важным явлением на данном этапе стало формирование особого психолого-педагогического направления – педологии. В этой науке комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.Третий этап развития педагогической психологии (с середины ХХ в.) выделяется на основании создания ряда собственно психологических теорий обучения. Так, в 1954 г. Б. Скиннер наряду с Дж. Уотсоном выдвинули идею программированного обучения, а в 1960-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем начала разрабатываться целостная система проблемного обучения, опирающаяся, с одной стороны, на точку зрения Дж. Дьюи о том, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой – на положения С.Л. Рубинштейна и других о проблемном характере мышления, его фаз-ности, о природе возникновения мысли в проблемной ситуации. Основное содержание педагогической психологии составляют психологические закономерности процессов обучения и воспитания. Воспитание традиционно понимается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Обучение – это процесс, основная цель которого – развитие способностей ребенка. Воспитание и обучение составляют основные стороны педагогической деятельности. В педагогической психологии эти процессы рассматриваются отдельно, хотя такое деление весьма условно. Тем не менее воспитание и обучение имеют различные цели, содержание, методы и ведущие типы реализующей их активности. Воспитание имеет дело с чувствами, межличностными отношениями, передачей социальных ценностей и установок, норм и правил поведения. Воспитание основывается на понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Обучение же имеет дело с познавательными процессами ребенка, использует разнообразные приемы передачи знаний, умений и навыков. Основано обучение на восприятии и понимании человеком предметного мира. Основные проблемы педагогической психологии 1. Проблема сенситивного периода. Она связана с выделением и максимально возможным использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных способностей или качества ребенка. В настоящее время неизвестны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности, их начало, длительность и конец. Скорее всего, эти периоды индивидуальны и своеобразны. Возможно несколько сенситивных периодов, характерных для одних и тех же свойств в разные возрастные периоды. Пока однозначного решения этой проблемы не существует. 2. Проблема связи сознательно организованного воздействия и естественного психического развития ребенка, иными словами, проблема связи биологического созревания и обучения с развитием ребенка (помогает специально организованное обучение развитию ребенка или мешает ему). 3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания: какие приоритеты и в каком возрасте должны быть, как гармонично объединить процессы обучения и воспитания? 4. Проблема осуществления системного характера развития ребенка и комплексного педагогического воздействия: по каким законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты? 5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности, развития психологическиххарактеристик и поведения ребенка. 6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию, поиск валидных средств диагностики. 7. Проблема педагогической запущенности: как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие дефекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие – нет? 8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения: каким образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпы, ритм усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка), когда учебный процесс в целом носит групповой характер. Каталог: uploads -> content content -> Эмпириокритицизм и исторический материализм content -> Взаимоотношения врача и больного content -> Методические рекомендации по созданию виртуального кабинета профориентации курган 2015 content -> Оккультные корни октябрьской революции (поджигатель казачьего геноцида) Скачать 1,78 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Научение. Формы научения — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.
С. ВыготскогоКейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. НАУЧЕНИЕ
2. Научение — это психологический процесс, который раскрывает, как человек приобретает навыки, знания и умения.
3. Формы научения:
• Реактивное научение — самая простаяформа научения.
• Оперантное научение — более сложная
форма научения. Это научение
определенным формам поведения.
• Когнитивное научение — самая высшая
форма научения, которая ведет к активному
участию мыслительного процесса.
4. Реактивные формы научения:
• привыкание,• сенсибилизация,
• импритинг,
• выработка условных рефлексов
5. Привыкание (габитуация) — процесс, когда организм за счет изменения чувствительности рецепторов и ретикулярной формации учится постепенно
Привыкание (габитуация) процесс, когда организм за счетизменения чувствительности
рецепторов и ретикулярной
формации учится постепенно
игнорировать какие-то
раздражители.
6. Сенсибилизация — полярная форма научения относительно привыкания, при которой, наоборот, возникает нетерпимость к каким-то раздражителям
Сенсибилизация — полярнаяформа научения относительно
привыкания, при которой,
наоборот, возникает
нетерпимость к каким-то
раздражителям. Обычно это
происходит при нарастании
уровня тревоги в условиях
дистресса, когда прежний
раздражитель, который не
вызывал реактивного поведения,
становится невыносим.
7. Импритинг — форма реактивного поведения, которая наблюдается у животных. У новорожденных утят или цыплят первый движущийся объект — мать.
Импритинг — форма реактивногоповедения, которая наблюдается у
животных.
У новорожденных утят или цыплят
первый движущийся объект — мать.
Если заменить этот движущийся
объект экспериментатором, то так
же, как утята двигались за уткой, они
будут ходить за экспериментатором.
8. Условные рефлексы — когда сочетание безусловного раздражителя и индифферентного после некоторого количества сочетаний приводит к формир
Условные рефлексы — когдасочетание безусловного
раздражителя и
индифферентного после
некоторого количества сочетаний
приводит к формированию такой
же реакции на индифферентный
раздражитель, какая существует на
безусловный.
9. Оперантное научение
• Научение методом проб и ошибок.• Научение методом формирования
реакций.
• Научение путем подражания:
обычное подражание, викарное
подражание.
10. Первичные подкрепления— это те, которые основываются на первом уровне потребностей (физиологических), а вторичные — те, которые обращены
Первичные подкрепления— это те,которые основываются на первом
уровне потребностей
(физиологических),
а вторичные — те, которые
обращены к более высоким уровням
человеческих потребностей,
например, в признании, в любви, в
причастности к какой-то группе.
11. Обычное подражание – это, когда организм живого существа (человека или животного) воспроизводит поведение кого-либо или чего-либо, не оцен
Обычное подражание – это,когда организм живого существа
(человека или животного)
воспроизводит поведение коголибо или чего-либо, не оценивая
последствий.
12. Викарное подражание -подражание модели, при частичном понимании последствий своих действий для себя.
Это характерно для молодежи, котораяВикарное подражание подражание модели, при частичномпонимании последствий своих
действий для себя.
Это характерно для молодежи,
которая подражает своим кумирам, в
том числе и в формах асоциального
поведения.
13. Когнитивное научение
Латентное научение .
Научение путем инсайта .
Научение путем рассуждений .
Научение путем формирования
понятий .
• Научение путем формирования
сложных психомоторных навыков.
14. Научение путем инсайта -это такой вид научения, при котором решение возникает внешне, как интуитивная догадка. Это решение типа: «Эврика!»,
Научение путем инсайта -это такойвид научения, при котором решение
возникает внешне, как интуитивная
догадка. Это решение типа: «Эврика!»,
«Ага, нашел!» — когда процесс
принятия решения протекает не на
сознательном уровне, а осознается
только конечный результат решения.
15. Научение путем рассуждений — это самый традиционный путь, широко используемый в практике.
Решение задачи имеет несколько этапов. Первый эНаучение путем рассуждений —это самый традиционный путь,
широко используемый в практике.
Решение задачи имеет несколько
этапов.
Первый этап — этап постановки
задачи.
Второй этап — этап построения
гипотезы.
Третий этап — вывод.
16. Научение путем формирования понятий — самый сложный вид научения, результативность которого во многом зависит от степени человеческого и
Научение путем формированияпонятий — самый сложный вид
научения, результативность которого во
многом зависит от степени
человеческого интеллекта.
Научение путем формирования
понятий — это научение процессу
абстрагирования, когда человек учится
упрощать мир до выделения в нем
главных сторон какого-то явления.
English Русский Правила
Различные типы обучения в психологии
ЭНН ПАЙБЕРН КРЕЙГ
КЛАСС
… Comstock/Stockbyte/Getty Images
Психологи придумали множество различных теорий, чтобы объяснить, что на самом деле происходит, когда кто-то чему-то учится. Теория поведенческого обучения, теория когнитивного обучения, конструктивистская теория обучения и теория обучения, основанная на запросах, — это четыре способа анализа процесса обучения, которые повлияли на стратегии обучения, клиническое лечение и рекомендации для родителей. Многие теории обучения не исключают друг друга.
Перейти к этой статье 3
1 Теория поведенческого обучения
В теории поведенческого обучения обучение основано на внешние раздражители. Учащийся рассматривается как пустой сосуд , который будет учиться на основе использования учителем положительных и отрицательных стимулов, ответов, наказаний и вознаграждений. Учитель, использующий систему вычета баллов за невыполненную домашнюю работу или награждающий подготовленных учеников похвалой или дополнительным свободным временем, или заключающий контракт с учеником, чтобы изменить его успеваемость, использует принципы поведенческого обучения. В этой парадигме обучение произошло, если поведение изменилось .
2 Теория когнитивного обучения
В теории когнитивного обучения наиболее важным фактором обучения является внутренняя работа мозга учащегося . Когнитивные теоретики анализируют развитие интеллектуальных способностей человека, пытаясь понять, что на самом деле происходит в чьей-то голове, когда он вспоминает, думает или решает проблемы. В теории когнитивного обучения разум рассматривается как информационный процессор , а не чистый лист, который нужно заполнить. Учитель, использующий песни или стишки, чтобы помочь учащимся запомнить факты, использует когнитивный подход. Обучение измеряется изменением схемы учащегося или осмыслением предмета .
3 Конструктивистская теория обучения
Конструктивистская теория выходит за рамки концепции учащегося как нейтрального обработчика информации, чтобы рассмотреть, какие фактические данные он сам вносит как активный участник. Обучение происходит, когда учащийся, сочетая предшествующие знания и опыт с предлагаемой информацией, берет на себя полную ответственность, заново конструируя обучение в своем собственном мозгу . Учащийся рассматривается как очень активный участник, и его опыт и знания будут влиять на то, как новые знания будут закрепляться. Учитель, ведущий исследовательское обсуждение стихотворения или рассказа, применяет конструктивистскую теорию.
4 Теория обучения на основе запросов
В теории обучения на основе запросов целью является целостное и тонкое понимание предмета, достигаемое путем решения проблем, выполнения проектов и экспериментов . Когнитивные и конструктивные принципы — методы обработки учащегося, его предшествующие знания и опыт — считаются важными. Теория обучения, основанная на запросах, делает упор на метакогнитивные процессы, ментальные методы, которые учащиеся развивают по мере того, как они осваивают искусство обучения как такового . Учитель, использующий междисциплинарный подход к предмету, который объединяет связанное искусство, литературу по истории и научные эксперименты по связанной теме, применяет обучение на основе запросов.
ссылки
- 1 Learning-Theories.com: резюме теорий и моделей обучения
- 2 Высшее отделение Беркли: аспирант Инструктор Учебно-ресурсный центр: Когнитивный конструктивизм
- 3 Тринадцать .org: Ed Online: Concept to Класс: конструктивизм как парадигма преподавания и обучения
Об авторе
Энн Пайберн Крейг написала для ряда региональных и местных изданий, начиная от подробных журналистских расследований до воспитания детей, бизнеса, недвижимости и экологии. строительные публикации. Она часто пишет статьи о туризме и образе жизни для изданий торговой палаты и является уважаемым книжным обозревателем.
Статьи по теме
Обучение: смысл, теория, концепция и типы
Можете ли вы вспомнить время, когда вы не знали, как завязывать шнурки на ботинках, ездить на велосипеде или решать математические уравнения? Конечно, вы не родились, зная, как выполнять все эти задачи. Вам, как и всем остальным, пришлось выучить их. То, что кажется простым объяснением, на самом деле является одним из величайших психологических феноменов. Существует несколько теорий, объяснений и факторов, которые окружают процесс обучения. В этом объяснении мы углубимся в основные концепции, типы и теории обучения, которые выявили себя за годы хорошо зарекомендовавших себя психологических исследований и наблюдений.
- Что такое обучение?
- Какие существуют виды обучения?
- Что такое привыкание?
- Что такое теория социального обучения?
Концепция обучения
Прежде чем обсуждать все сложности и различные конструкции обучения, мы должны определить фактическую концепцию обучения .
Обучение — это поведенческий сдвиг или способность в результате опыта (ов) (Revlin 2013).
Процесс обучения варьируется от человека к человеку и от индивидуального опыта. Тем не менее, через годы исследований, наблюдений и испытаний, есть типы обучения , которые в некоторой степени универсальны среди всех людей и даже животных! На самом деле, во многих известных исследованиях, ставших структурной основой многих теорий обучения, животные использовались в качестве объектов исследования. Мы расширим эту идею позже, когда будем обсуждать типы обучения.
Важно иметь в виду, что на скорость, эффективность и методы обучения людей могут влиять многие различные факторы. Это могут быть биологические, экологические или психологические факторы, которые играют роль в обучении. При этом каждый метод и теория обучения могут быть более или менее эффективными для каждого человека.
Фг. 1 Процессы обучения различаются от человека к человеку, pixabay.com
Learning in Psychology
Когда вы думаете об обучении, вы, вероятно, имеете довольно хорошее представление о том, как оно работает, и о ваших предпочтительных методах, основанных на многолетнем опыте. Когда дело доходит до обучения психологии, все эти методы и типы обучения определяются и измеряются в различных исследованиях и приложениях. Понимание психологических структур, вовлеченных в процесс обучения, поможет понять, почему эти методы настолько эффективны и как применить их в ваших собственных исследованиях.
Простая и оперативная концепция процесса обучения начинается с двух основных форм обучения. Во-первых, мера конкретного поведения либо увеличивается, либо уменьшается. Во-вторых, разрабатывается и регулярно реализуется новое поведение .
Операционное определение используется в психологии для определения чего-либо таким образом, который поддается измерению или наблюдению; это очень важно в клинических исследованиях и исследованиях.
Виды обучения
Теперь, когда мы установили общий обзор и определение обучения, давайте рассмотрим основные теории и методы, связанные с процессом обучения, и то, как они применяются в повседневных примерах из жизни.
Привыкание
С точки зрения психологии привыкание относится к снижению скорости реакции после применения определенного стимула с течением времени (Revlin 2013). Как следует из названия, привыкнуть — значит «привыкнуть» к чему-то после постоянного воздействия этого. Это одна из самых основных форм обучения, и примеры этого существуют в большинстве случаев нашей жизни.
Вспомните случай из своей жизни, когда вы нервничали. Как насчет публичных выступлений? Поначалу вы можете сильно нервничать, может быть, ваш голос будет дрожать, а руки могут даже вспотеть. Однако, если бы вас постоянно просили выступить с речами, эта нервная реакция со временем уменьшилась бы. Это то, что известно как привыкание .
Сенсибилизация
В отличие от привыкания, сенсибилизация относится к увеличению скорости реакции после повторного стимула. Это можно определить в ситуациях, когда учащийся осознает стимул и с течением времени развивает более сильную реакцию. Одним из важных признаков сенсибилизации является то, что повышенная реакция может возникать на любой стимул с удивительным или неожиданным качеством.
Некто, чувствительный к виду игл. У человека, которому сделали укол или прививку иглой и который в результате испытал сильную боль, может развиться более сильная реакция на вид иглы. Поскольку у них иглы связаны с болью, у них будет повышенная реакция на раздражитель, которым в данном случае является игла.
Классическое обусловливание
Классическое обусловливание, также известное как павловское обусловливание, представляет собой тип обучения посредством ассоциации между два типа стимула , которые развивают выученную реакцию . Это новаторское открытие было сделано русским физиологом Иваном Павловым в 1902 году, когда он провел свой чрезвычайно известный эксперимент, известный как собака Павлова.
Этот метод сначала используется, когда безусловный раздражитель вызывает начальную (безусловную) реакцию, а затем сочетается с другим нейтральным раздражителем и повторяется. Затем учащийся создает ассоциацию между двумя стимулами, создавая условный стимул, вызывающий условную реакцию.
Эта диаграмма собаки Павлова демонстрирует классическое обусловливание:
Fg. 2 Классическое обусловливание у собак Павлова, commons.wikimedia.org
В этом примере собака научилась ассоциировать звон колокольчика с едой и вырабатывает условную реакцию (слюноотделение) на введение условного раздражителя (звонок звон), демонстрируя классическую обусловленность .
Оперантное обусловливание
Этот специфический метод обучения является еще одним значительным открытием в истории психологии, прославленным американским психологом Б.Ф. Скиннер, в его исследованиях 1948 года по оперантному обусловливанию . Этот тип обучения обладает уникальными характеристиками, которые отличаются от ранее упомянутых форм. В o перантное обусловливание, результат полностью определяется реакцией . В частности, реакция на поведение определяет вероятность его повторения (Mcleod 2018).
Два аспекта, относящиеся к этому методу обучения: р усиление и р униш.
Положительное/отрицательное подкрепление
Положительное/отрицательное наказание
Важное примечание в оперантное обусловливание заключается в том, что мы склонны повторять поведение, вызывающее вознаграждающую или ободряющую реакцию. В то же время поведение, которое приводит к наказанию или отрицательной реакции, с меньшей вероятностью будет повторяться (Торндайк 19).27). Это известно как закон действия Торндайка в рамках оперантного обусловливания.
Ребенок закатывает истерику в магазине игрушек, поэтому родитель наказывает его, покидая магазин и давая ребенку тайм-аут. Затем ребенок учится перестать плохо себя вести в магазинах, чтобы избежать этого наказания. В другом сценарии ребенок помогает однокласснику с заданием и получает за хорошее поведение леденец на палочке. Это приводит к увеличению такого поведения из-за предоставленного обнадеживающего ответа.
Теория социального обучения
Объединив идеи из и o перантного и классического обусловливания , а затем включив чувства наблюдения и познания, психолог Альберт Бандура придумал концепцию теории социального обучения 90 030 (1977). Эта теория основана на идее о том, что обучение происходит с использованием имитации и наблюдения за поведением других, при этом подчеркивая идеи положительного и отрицательного арматура .
Печально известный Эксперимент Бандуры с куклой Бобо в 1961 году является прекрасным примером теории социального обучения s .
Фг. 3 Изображения эксперимента Бандуры с куклой Бобо, Wikimedia.org
В этом эксперименте детям демонстрировали поведение модели, взаимодействующей с надувной куклой либо агрессивно, либо неагрессивно. Затем у них была возможность поиграть с куклой, пока исследователи наблюдали за их поведением. Результаты исследования показали, что большинство детей, ставших свидетелями агрессивной модели взаимодействия, занимались более агрессивное поведение в их взаимодействиях. Дети, которые видели неагрессивную модель, проявляли меньшую физическую агрессию по отношению к кукле (Mcleod, 2014).
Это показательная демонстрация социальной когнитивной теории , когда учащиеся имитируют поведение , которое они наблюдали на модели в аналогичной социальной среде. Этот тип подражательного поведения можно наблюдать каждый день в сообществах молодежи и подростков. Например, подумайте о времени, когда вы, возможно, научились вести себя определенным образом, наблюдая за действиями друга. Это видный и почти врожденный метод обучения, который вносит свой вклад в наше общество, каким мы его знаем.
Обучение – основные выводы
- Основное определение обучения – это поведенческий сдвиг или изменение в результате опыта.