Виды роли: Виды и типы социальных ролей

34. Социальные роли: определение,виды,роль в жизни человека

Социальные роли-это совокупность действий,которые должен выполнить человек,занимающий статус в социальной системе.

Виды социальных ролей:

  • Предписанные,т.е.данные от рождения или следующие на основании заложенных природой.

  • Приобретенные,усваиваемые человеком в процессе жизненной практики,зависящие от его выбора.

  • Активные,т.е.выполняемые в данный момент

  • Латентные,т.е.потенциально присущие,но не активированные.

  • . Специфические роли,т.е.четко обозначенные,прописанные (профессии)

  • Диффузные,много функциональные,не имеющие четких оформлений (мать,друг и т.д.).

Основные характеристики социальных ролей

1. ​Масштаб роли.Характеризует количество социальных связей и взаимодействий,которые реализуют данную роль.

2 Способ получения роли:от рождения или поэтапно в течение жизни.

3.​ По уровню эмоциональности.Одни и те же роли на разных этапах развития общества могут быть отмечены разной степенью эмоциональности.Также значимы ментальностные и национальные особенности,а также характеристика самой роли.

4.​Степень формализации.Есть четко прописанные роли и роли размытые.

Социально ролевые конфликты:

1​Личностно-ролевой конфликт – я-концепция личности вступает в противоречие с предписаниями социальной роли.

2​Интерролевой – предписание разных ролей одного и того же человека достаточно часто вступают в противоречия.

3​Интраролевой вызывается противоречивыми требованиями одной и той же роли (например,староста,завуч,бригадир).

4​Социально-ролевая деформация встречается,когда человек долго и продуктивно,отдавая все свои силы увлеченно выполняет какую-либо роль,которая со временем способна подавить все другие его роли (например,карьерист).

Социальная установка («аттитюд») – состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в конкретных условиях; психологическое переживание социальной ценности и смысла объекта.

Социальная установка связана с целым рядом психических свойств и процессов,таких,как восприятие и оценка ситуации,мотивация,принятие решений и поведение.

Социальные установки личности являются продуктом столкновения потребностей и ситуаций (условий)их удовлетворения,которые закрепляются в личностной структуре в результате опыта.

Признаки аттитюда:

  • социальный характер объектов,с которыми связаны отношение и поведение человека,

  • осознанность этих отношений и поведения,

  • их эмоциональный компонент,

  • а также регулятивная роль социальной установки

Компонента:

  • когнитивный,включающий знания и представления об объекте;

  • аффективный,содержащий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

  • поведенческий,отражающий потенциальную готовность индивида реализовать определенное поведение по отношению к объекту (рис. 2.1).

Функции аттитюдов:

— приспособительная (утилитарная, адаптивная). Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

— функция знания. Аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

— функция выражения (ценности, саморегуляции). Аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

— функция защиты. Аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

По модальности социальные установки делятся на

Виды установок:

  • перцептивная установка,означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности

  • — стереотип. Социальная установка с застывшим содержанием когнитивного компонента;

  • — предрассудок.

    Социальная установка с неадекватно изменённым содержанием когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает социальные объекты в искажённом виде.

Отрицательное воздействие социализации – виктимизация

  1. Ухудшение экологии

  2. Снижение адаптивности людей в связи с быстро меняющимися условиями жизни

  3. Изменение образа жизни человека к большей неподвижности и пресыщенности продуктами

  4. Снижение рождаемости

  5. Информационная перенасыщенность

Феноменологические факторы виктимности, превращающие индивидов в жертву

  • Комфортность

  • Возросла агрессия

Социальные роли и их виды

Похожие презентации:

Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»

Вербальные и невербальные средства общения

Готы (субкультура)

Демографическая проблема

Эмо

Вейп и его влияние на здоровье

Кто такие волонтеры

Конфликты. Понятие конфликта

Социальная сущность человека

Национальная идея и демократическое развитие

План:
Социальная роль
2. Виды социальных ролей
3.Основные
характеристики
социальной роли
4. Влияние социальной
роли на развитие
личности
1.
Социальная роль — фиксация определенного положения,
которое занимает тот или иной индивид в системе
общественных отношений.
Социальная роль — общественно необходимый вид
социальной деятельности и способ поведения личности,
несущей на себе печать общественной оценки.

4. Ральф Линтоном (1893-1953)

Впервые определение социальной
роли
было
дано
американским
социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он
рассматривал социальную роль как
динамическую сторону социального
статуса, как его функцию, связанную с
набором норм, в соответствии с
которыми должна вести себя в
определенных ситуациях личность.
Эти нормы определяют те виды
поведения,
которые
человек,
обладающий данным социальным
статусом, может осуществлять по
отношению к лицу с другим статусом
и, наоборот, поступки второго лица по
отношению к первому.
Ральф Линтоном
(1893-1953)
В обществе выделяют 2
типа общественных
отношений
: формальные
(конвенциональ
ные) –
регулируются
законодательств
ом и
социальным
статусом
неформальные
(межличностные
)–
регулируются
чувствами.
2. Виды социальных ролей определяются разнообразием
социальных групп, видов деятельности и отношений, в
которые включена личность. В зависимости от
общественных отношений выделяют социальные и
межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом,
профессией или видом деятельности (учитель, ученик,
студент, продавец). Это стандартизированные безличные
роли, строящиеся на основе прав и обязанностей,
независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют
социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын,
внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли,
биологически предопределенные и предполагающие
специфические способы поведения, закрепленные
общественными нормами, обычаями
2 Виды социальных ролей
формальные социальные роли
(учитель, повар)
межличностные социальные роли
(друг, лидер, враг)
. социально-демографические
роли (мама, мужчина, сестра)
Масштаб роли. Некоторые роли строго ограничены, в то
время как другие размытые. Например, отношения мужа и
жены — это масштабные статусы. Их связывают
межличностные отношения – любовь, привязанность,
уважение, а также социальные, подтвержденные
нормативными актами
Способ получения. Роли
бывают предписанными и
завоеванными. Это зависит
от необходимости роли
определенному человеку.
Например, роль женщины,
мужчины, пожилого
человека не требует каких
либо усилий, эта роль
получается автоматически
Американский социолог
Толкот Патерсон
разъяснил следующие
понятия и виды
социальных ролей:
Мотивация. В качестве
мотивации может быть
рассмотрена любая
выгода: общественное
благо, личная прибыль и
т.д.
Степень формализации. Деятельность человека может
протекать произвольно или в жестких рамках. Одни виды соц
ролей требуют строгого регламента, правил поведения,
другие не предполагают каких-то запретов и рамок.
Например, отношения нарушителя правил дорожного
движения с сотрудником ГИБДД будут строго формальными
Основные характеристики
социальной роли
Основные характеристики
социальной роли выделены
американским социологом
Толкоттом Парсонсом. Он
предложил характеристики
любой роли.
Толкоттом Парсонсом
(1902—1979)
По масштабу. Часть ролей может
быть строго ограничена, в то время как
другая — размыта.
По способу получения. Роли делятся на
предписанные и завоеванные (еще их
называют достигаемыми
По степени формализации.
Деятельность может протекать как в
строго установленных рамках, так и
произвольно
По видам мотивации. В качестве
мотивации могут выступать личная
прибыль, общественное благо и т. д
Влияние социальной роли на
развитие личности
Влияние социальной
роли на развитие
личности достаточно
велико. Развитию
личности
способствует ее
взаимодействие с
лицами, играющими
целый ряд ролей, а
также ее участие в
максимально
возможном ролевом
репертуаре. Чем
больше социальных
ролей способен
воспроизвести
индивид, тем более
приспособленным к
жизни он является.
Таким образом, процесс
развития личности часто
выступает как динамика
освоения социальных
ролей. Для любого
общества не менее важно
предписывание ролей в
соответствии с возрастом.
Приспособление
индивидов к постоянно
меняющимся возрасту и
возрастным статусам -вечная проблема. Не
успевает индивид
приспособиться к одному
возрасту, как тут же
надвигается другой, с
новыми статусами и
новыми ролями..
Едва юноша начинает
справляться со смущением
и комплексами юности, как
он уже стоит на пороге
зрелости; едва человек
начинает проявлять
мудрость и опытность, как
приходит старость. Каждый
возрастной период связан с
благоприятными
возможностями для
проявления способностей
человека, более того,
предписывает новые
статусы и требования
обучения новым ролям.

English     Русский Правила

2.3 Типы ролей в группах – Антология организационной коммуникации

Глава 2: Группы в организациях

Аноним

Атрибуция страницы

Если весь мир — это сцена, то каждый из нас играет разные роли, осознаем мы это или нет, когда являемся членами группы, команды, семьи или сообщества. Если мы осознаем свои роли, тогда мы можем знать свои линии, свои обязанности и действовать. Когда мы не знаем, что должны делать, очень трудно правильно выполнить нужную работу с первого раза. В этой главе мы рассмотрим множество аспектов членства в группе.

На работу команды или группы часто влияют, если не определяются, роли ее членов.

Мы можем начать наш анализ ролей участников с работы Бенне и Шитса (1948). Они сосредоточились на изучении небольших дискуссионных групп, которые занимались решением проблем. На основе своих наблюдений они предложили три различных типа ролей: задача, создание и обслуживание и эгоцентризм. Целевые роли были определены путем облегчения и координации поведения, такого как предложение новых идей или способов решения проблем. Реляционные/поддерживающие роли  включали поощрение, включая похвалу, заявления о согласии или принятии других и их вклада невербально или вербально. Индивидуалистический / Эгоцентричные роли  включают эгоцентрическое поведение, которое привлекает внимание к личности, а не к группе, и отвлекает или нарушает групповую динамику.

Роли задач

  • Инициатор: предлагать цели, планы действий или мероприятия
  • Источник информации: предлагает факты, информацию, доказательства, личный опыт
  • Искатель информации: спрашивает у других доказательства, информацию, личный опыт.
  • Оценщик-критик: анализирует предложения на предмет сильных и слабых сторон
  • Уточняющий: проясняет неоднозначные утверждения, интерпретирует вопросы
  • Разработчик: развивает ранее высказанную идею, приводя примеры, иллюстрации и пояснения.
  • Регистратор: записывает групповые обсуждения, важные решения и обязательства к действию

Реляционные/обслуживающие роли

  • Сторонник: поощряет всех, убеждаясь, что у них есть все необходимое для выполнения работы
  • Привратник: помогает участникам получить слово и возможность высказаться.
  • Гармонизатор: помогает справляться с конфликтами внутри группы, находить общий язык, определять термины и способствовать достижению консенсуса
  • Снятие напряжения: использует юмор и беззаботные замечания, а также невербальные демонстрации (приносит тарелку печенья группе), чтобы уменьшить напряжение и стресс, связанный с работой
  • Компромисс: фокусируется на общих основаниях, общих точках согласия и помогает сформулировать план действий, который объединяет всех для достижения общей цели, задачи или действия
  • Установщик стандартов: устанавливает стандарты поведения и помогает влиять на поведение членов группы

Индивидуалистические/эгоцентричные роли

  • Агрессор: принижает других членов группы
  • Блокировка: Часто вызывает возражения
  • Дезертир: Бросает группу или очень ненадежен
  • Доминатор: Требуйте контроля и внимания
  • Искатель признания: часто ищет похвалы
  • Исповедник: использует группу для обсуждения личных проблем
  • Джокер или клоун: частое использование отвлекающего юмора, часто поведение, направленное на привлечение внимания.

 

При рассмотрении группового ролевого поведения Benne & Sheets вытекают три важных момента. Во-первых, эффективная группа будет иметь как задачи, так и поведение в отношениях/поддержании, отраженное в ее обсуждениях. Оба этих типа групповых ролей и их поведение важны для эффективного функционирования групп. Далее, люди могут выполнять более одного типа групповой роли во время группового обсуждения. Проворные члены группы распознают, когда может потребоваться поведение, связанное с задачей (например, побудить группу начать процесс), а также распознают, когда необходимо поведение, ориентированное на отношения (например, привратник, чтобы каждый имел возможность внести свой вклад). Наконец, эффективное групповое ролевое поведение, совершаемое в неподходящее время или в чрезмерных количествах, может превратиться в индивидуалистическое/корыстное поведение.

Например, если кто-то в вашей группе всегда заставляет всех смеяться, это может быть отличным преимуществом, когда новости не самые положительные. Однако иногда, когда вам нужно выполнить работу, групповой клоун может отвлекать. Понятия положительного и отрицательного часто зависят от контекста при обсуждении групп.

Подобно тому, как групповой клоун может иметь положительный эффект в виде поднятия настроения или негативный эффект в виде отвлечения участников, так и доминатор может быть именно тем, что нужно для быстрых действий. У врача скорой помощи нет времени спрашивать всех членов группы в отделении неотложной помощи, как они относятся к курсу действий; вместо этого может потребоваться самостоятельный подход, основанный на обучении и опыте. Напротив, у пастора церкви может быть достаточно возможностей узнать у прихожан их мнение об изменении формата воскресных служб; в этой ситуации роль координатора или разработчика более уместна, чем роль доминатора.

Группа вместе, потому что у них есть цель или цель, и обычно они способны на большее, чем любой отдельный член мог бы быть сам по себе, поэтому было бы неэффективно препятствовать этому прогрессу. Но блокировщик, который обрывает сотрудничество, делает именно это. Если член группы прерывает другого и представляет точку зрения или информацию, предлагающую другой образ действий, это может быть правильно воспринято и послужит процессу сотрудничества. Если один и тот же член группы постоянно блокирует поведение, это становится проблемой. Опытный коммуникатор научится распознавать разницу, даже когда положительное и отрицательное не совсем ясно.

  • Члены группы выполняют различные роли, которые влияют на группу разными способами.

Типы ролей

Contentstack предоставляет четыре роли пользователей: « Владелец «, « Администратор «, « Разработчик «, « Менеджер контента » и « Пользовательская роль «.

Давайте подробно разберемся с этими ролями.

Владелец

У каждого стека может быть только один Владелец. Создание стека в Contentstack делает вас владельцем стека. Владелец имеет следующие права:

  • Полные права на содержимое и настройки стека в дополнение к объединенным правам «Разработчика» и «Контент-менеджера».
  • Право на удаление стека
  • Передать право собственности на стек другому пользователю.

Администратор

Роль администратора имеет следующие права:

  • Создание, обновление, удаление, публикация, отмена публикации записей и ресурсов
  • Создание, обновление, удаление языков, среды, типов контента и пользовательских ролей
  • Приглашение пользователей и удаление пользователей из стека
  • Просмотр журналов аудита и публикация очереди

Роль администратора имеет больше прав, чем разработчик, и меньше прав, чем владелец. Чтобы узнать разницу, обратитесь к разделу «Администратор стека и владелец стека».

Разработчик

«Разработчик» — это лицо, которое создает структуру сайта или определяет способ отображения контента на сайте. Следовательно, эта роль имеет права:

  • Просмотр журналов аудита
  • Создать роли
  • Пригласить пользователей
  • Создание/редактирование/удаление языков, сред и типов содержимого
  • Создание/редактирование/удаление записей и ресурсов
  • Просмотр очереди публикации

Чтобы узнать разницу между ролями администратора и разработчика, см. Администратор стека и разработчик стека раздел.

Контент-менеджер

«Контент-менеджер» — это пользователь, который работает с содержимым стека. Таким образом, эта роль имеет право на:

  • Просмотр типов контента
  • Создание/публикация записей и активов
  • Просмотр очереди публикации

Примечание. Контент-менеджеры не могут редактировать типы контента или получать доступ к настройкам стека. Эта роль частично редактируема, т. е. вы можете определить среду (среды) и локаль (языки), к которым эта роль имеет доступ.

Пользовательская роль

В дополнение к предопределенным системным ролям («Администратор», «Разработчик» и «Контент-менеджер») можно добавить настраиваемые роли, определив определенные разрешения и назначив эту роль пользователям стека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *