Виды самоконтроля: Самоконтроль — что это такое в психологии, определение, задачи

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение, задачи

Самоконтроль – это способность человека регулировать и контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Название образовано от английского слова Self-control, которое дословно можно перевести как «контроль себя» или «я себя контролирую». Самоконтроль человека связан с осознанностью и волей. Разберем подробнее, что такое самоконтроль в психологии, для чего он необходим, из чего состоит и в чем его значение.

Содержание

  • Что такое самоконтроль
    • Для чего он нужен
    • Особенности
  • Виды самоконтроля
  • Способы
  • Правила
  • Причины важности
  • Функции самоконтроля
  • Достоинства и недостатки
  • Как осуществляем самоконтроль
  • Мой опыт
  • Заключение

Что такое самоконтроль

Дадим определение понятию. Самоконтролем называют способность человека управлять своим состоянием и поведением в кризисных, конфликтных и противоречивых ситуациях. Что включает в себя понятие самоконтроля? Оно тесно связано с мотивацией, целеполаганием, самооценкой, самодисциплиной, ответственностью. Разберем подробнее, для чего нужен самоконтроль.

Для чего он нужен

Каково значение самоконтроля? Он помогает в саморазвитии, достижении целей, избавлении от вредных привычек и формировании новых привычек. При помощи самоконтроля человек в стрессовых ситуациях сохраняет приверженность своим убеждениям и ценностям. А также самоконтроль помогает в борьбе и профилактике психологических проблем. Самоконтроль помогает легче переносить трудности, физические, психологические и интеллектуальные нагрузки.

Кратко опишем значение самоконтроля для здоровья и работоспособности человека:

  • самоконтроль включается и помогает идти вперед там, где слабеет или совсем исчезает мотивация;
  • с его помощью мы пересиливаем свою лень, соблазны из внешнего мира и делаем то, что нужно сделать, даже если это сложно и неприятно.

Говоря простыми словами, самоконтроль помогает найти ответ на вопрос: «Сделать то, что я хочу прямо сейчас или сделать то, что будет для меня лучше и полезнее в долгосрочной перспективе?».

Интересно! В спорте для спортсменов важен самоконтроль за организмом и духом.

Особенности

Чтобы лучше понять особенности самоконтроля, обратимся к нескольким психологическим феноменам:

  1. Закон Йеркса-Додсона. Согласно этой теории, для достижения устойчивых и долгосрочных результатов важнее низкий или средний уровень мотивации. Высокий уровень помогает достигать краткосрочных результатов и небольших целей.
  2. Потребностно-информационная теория эмоций. Если говорить коротко и просто, то ее суть такова: чем сильнее мы чего-то хотим и чем дольше идем к этому, тем выше психологическое и эмоциональное напряжение. Человек оказывается в состоянии стресса, и это негативно отражается на его активности. Он теряет способность рационально мыслить и медленно, но верно идти к цели.
    А также при сильном желании удовлетворить какую-то потребность, любая неудача воспринимается намного болезненнее. То есть, при высокой мотивации риск бросить начатое больше, чем при низкой мотивации, но высоком уровне самодисциплины и самоконтроля.

Оба феномена связаны между собой и являются основой самоконтроля.

Виды самоконтроля

Разберем, какие формы и виды самоконтроля бывают согласно разным классификациям из психологии:

  1. Непосредственный и опосредованный самоконтроль. В первом случае человек обращается только к своим органам чувств. Во втором – к вспомогательным внешним средствам.
  2. Самоконтроль перед действием, в процессе его выполнения и самоконтроль последующих действий. То есть человек сначала прогнозирует, что изменится, если он поступит правильно (как ему кажется), потом контролирует исполнение задуманного действия и затем сравнивает ожидание и реальность.
  3. Констатирующий и корректирующий. В первом случае человек при помощи самоконтроля выявляет актуальные проблемы, во втором – избавляется от них или предупреждает возникновение каких-то осложнений.

Кроме этого, в психологии выделяют внешний и внутренний самоконтроль. Второй связан с внутренним миром человека, а первый – с внешним миром. То есть человек борется со своими личными импульсами или с негативными факторами окружающей среды.

Способы

Разберем лучшие приемы для развития самоконтроля:

  1. Самоограничения. За рубежом набирает популярность дофаминовое голодание (автор – профессор клинической психиатрии Калифорнийского университета Кэмерон Сепа). Суть «диеты» в следующем: на какое-то время (час, день, неделя – по нарастающей) человек отказывается от суррогатов счастья. Что к ним относится? Все, что дает быстрый выплеск гормонов радости и мгновенное удовлетворение: сладости, алкоголь, шопинг, секс, экстрим, общение в социальных сетях, компьютерные игры и т.п. В первую очередь нужно отказаться от того, что наиболее привлекательно именно для вас. А что разрешено? Гулять и общаться с близкими людьми, читать бумажные книги, заниматься домом, выделять время на хобби.
    В общем, нужно концентрироваться на своем внутреннем мире и на родных, друзьях. Цель голодания – укрепление психического здоровья. К этому относится повышение осознанности, избавление от зависимостей и их профилактика, повышение стрессоустойчивости, возвращение к истинным ценностям.
  2. Распознавание эмоций. Научитесь отслеживать, какие эмоции и в каких ситуациях вы испытываете. Какие из них первичны, а какие вторичны. Первичные эмоции: радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление. Все остальное из того, что мы испытываем – разные комбинации первичных эмоций.
  3. Отслеживание и контроль эмоций. Начните вести дневник, в котором будете фиксировать то, что выводит вас из себя. Подробно расписывайте проблемные ситуации, свои эмоции и мысли, чувства, состояния, желания. В скором времени вы выделите группу своих стрессовых факторов. После этого решите, что можно исключить из своей жизни, а с чем нужно продолжить взаимодействовать по другому плану. Выработайте новую, продуктивную стратегию. Ведение дневника является формой личного самоконтроля.
  4. Оттачивание навыка. Включите на Ютубе ролик, который вызывает у вас любые сильные эмоции. Сдерживайте себя. Повторяйте это упражнение ежедневно по несколько раз.

Если чувствуете, что эмоции берут над вами верх, постарайтесь отвлечься. Используйте базовые способы: выйдите за дверь, пробегитесь или прогуляйтесь, несколько раз отожмитесь, вспомните и представьте что-то приятное.

В каких разновидностях возможен самоконтроль? Для отслеживания успехов в самоконтроле используйте объективные и субъективные методы. К первым относится то, что вы можете измерить и то, что видят другие люди. Например, какой объем работы за определенное время вы выполняете. Субъективные методы – это личные ощущения. Например, аппетит, общее самочувствие, эмоциональный фон.

Аналогично в самоконтроле можно ориентироваться на внешние и внутренние признаки. Например, если мы говорим о борьбе с вредными привычками, то к внешним признакам относится цвет и состояние кожи. А к внутренним – общее самочувствие.

Обратите внимание! Развить и улучшить самоконтроль можно в любом возрасте.

Правила

Чтобы самоконтроль проявил себя во всей красе и помог вам улучшить жизнь, нужно организовывать и тренировать его по следующим правилам (развитие самоконтроля):

  1. Находим смысл и цель. Почему многим людям не удается бросить курить или пить (мы сейчас не говорим о запущенных случаях химической зависимости)? Потому что не хватает осознанности. Да, все говорят, что это плохо, но конкретики нет. А вот если человек признает тот факт, что из-за вредной привычки у него ухудшилось состояние кожи, нарушилась работа некоторых систем, снизилась работоспособность и произошли другие негативные изменения, то бросить будет проще. Если к этому добавить еще перспективы того, что будет после отказа от вредной привычки, то процесс станет еще осознаннее. В таком случае смысл и цель можно сформулировать, например, так: «Я на месяц откажусь от алкоголя и сигарет, буду каждый день анализировать свое состояние (выбираем конкретные критерии для измерений) и потом сравню до и после».
    Месяца хватит на очищение и первичное восстановление организма, а значит, человек увидит и почувствует улучшения и решит продлить свой эксперимент на месяц, потом еще на месяц, потом еще и т.д. То есть он бросит пить и курить.
  2. Разбиваем большие задачи на подзадачи, то есть составляем пошаговый план. Согласитесь, проще худеть каждую неделю на килограмм, чем думать о том, что нужно за полгода сбросить 24 кг? При такой разбивке вы сами не заметите, как придете к цели.
  3. Делаем первый шаг. Это самое сложное, так как приходится бороться со страхами, сомнениями, ленью, прокрастинацией и другими нехорошими вещами. А если уж вы стартанули, то, как говорится, назад пути нет. Кстати, то же правило справедливо для «точки невозврата», или экватора вашего пути. Ставьте промежуточные цели и анализируйте проделанную работу.
  4. Отказываемся от многозадачности. Да, с мелкими задачами это работает. Например, вы можете что-то сканировать или распечатывать и параллельно в голове строить план дальнейшей работы.
    Или можно мыть посуду и придумывать вступление к статье. Но если мы говорим о более сложных и глобальных задачах, то нужно полностью концентрироваться на чем-то одном. Тогда вам удастся войти в состояние потока и выполнить задание максимально быстро и эффективно. Мы еще вернемся к этому в разделе «Мой опыт».
  5. Тренируем силу воли. Начинайте с небольших задач. Например, приучите себя проходить одну или несколько остановок до работы или с нее пешком, делать ежедневную утреннюю зарядку, вместо лифтов и эскалаторов использовать лестницы и т.д.
  6. Меняем окружающую среду. Самоконтроль помогает нам сдерживаться, терпеть, заставлять себя что-то делать. Но при этом важно минимизировать уровень стресса и негатива в своей жизни. Например, если вы в присутствии какого-то человека чаще выходите из равновесия, потому что он – ходячая провокация, то имеет смысл исключить этого человека из своей жизни. Это не слабость и не бегство, это здоровая самопомощь.
  7. Нормализуем режим труда и отдыха. Взрослому человеку нужно спать минимум 8 часов (индивидуальная норма может отклоняться на 1-2 часа в большую или меньшую сторону). А также важно устраивать перерывы в работе, выделять час на обед и послеобеденный отдых, устраивать выходные, чередовать физическую и интеллектуальную активность. Помните, что самоконтроль требует больших волевых усилий, то есть энергетических затрат. Вам нужно восстанавливаться, чтобы не сломаться. А полноценное восстановление возможно только во сне.
  8. Формируем привычки. Чем чаще вы заставляете себя что-то делать, тем прочнее эта схема закрепляется в вашем мозгу. Постепенно это доходит до автоматизма и становится привычкой. Например, если в течение нескольких месяцев вы тренировались в одно и то же время и в одни и те же дни, то ваше тело начинает «просить» привычную нагрузку. Вы уже не заставляете себя и не настраиваетесь, а просто идете и занимаетесь.

Интересно! Если не знаете с чего начать, то выполните самую простую или самую сложную задачу. Это поможет настроиться на работу и уверенно идти дальше.

Причины важности

Разберем причины важности развития самоконтроля с точки зрения общества как единого организма и роль самоконтроля в бытовой жизни для каждого человека:

  1. Развитый самоконтроль у отдельных людей снижает уровень преступности в обществе и создает здоровый психологический климат. Самоконтроль помогает гражданам соблюдать нормы и порядок в общественных местах, например, в транспорте. В рабочем коллективе высокий уровень самоконтроля каждого из работников повышает общую продуктивность и работоспособность.
  2. В повседневной жизни самоконтроль дает человеку свободу. Да, кажется, что самоконтроль – это сплошные запреты и ограничения. Но на самом деле самоконтроль помогает человеку стать хозяином собственной жизни, выйти из рабства вредных привычек, необдуманных решений, эмоциональных всплесков и прочего. Самоконтроль повышает уверенность человека, способствует развитию самоуважения и гармонизирует состояние.

Интересно! Синонимы к слову самоконтроль: сдержанность, самообладание.

Функции самоконтроля

В психологии принято выделять две функции самоконтроля:

  1. Фиксация и анализ выполняемого действия, оценка поведения.
  2. Коррекция и исправление поведения, деятельности.

Без коррекции самоконтроль считается незавершенным. Хоть и говорят, что признание проблемы – это половина решения, нужно выработать план действий по борьбе с проблемой и реализовать его. Только тогда можно говорить о сформированном и осуществленном самоконтроле. Таким образом, самонаблюдение и самоконтроль тесно связаны.

Обратите внимание! К принципам самоконтроля относится ежедневное наблюдение и самонаблюдение, оценка и самооценка физического и психологического здоровья, работоспособности и других элементов, а также коррекция поведения с целью улучшения качества жизни.

Достоинства и недостатки

Мы уже поговорили о том, зачем развивать самоконтроль, и, наверное, вы уже поняли, какие преимущества дает этот навык. Давайте тезисно перечислим их:

  • за счет осознанности увеличивается эффективность принятия решений;
  • за счет умения терпеливо работать с долгосрочными целями и отсроченными результатами возрастает шанс успеха в любом деле;
  • за счет избавления от вредных привычек и импульсивного поведения улучшается качество жизни.

А есть ли у самоконтроля недостатки? Возможно, вы удивитесь, но да. Те люди, которые умеют жестко контролировать себя, могут показаться другим черствыми. Когда вы начнете развивать самоконтроль, избавляться от вредных привычек и негативного поведения, отдавать предпочтение далеким результатам, а не сиюминутным удовольствиям, большая часть привычного круга общения отсеется. Сначала вы столкнетесь с непониманием, потом ощутите одиночество, но уже скоро вы соберете вокруг себя тех, кто заинтересован как в своем развитии, так и в развитии своих друзей.

Важно! В погоне за выработкой стальной воли и самоконтроля важно не уйти в другую крайность – запрет на радость, ошибки и спонтанность. В нашей жизни все равно должен присутствовать элемент неожиданности и сиюминутной радости. Иногда нужно давать волю эмоциям, чтобы не заработать невроз.

Как осуществляем самоконтроль

Как осуществляем самоконтроль, выстраиваем систему и план коррекции:

  1. Признайте, что самоконтроль слабеет (вот-вот поддадитесь какому-то соблазну или бросите начатое дело). Не уходите в самобичевание, избавляйтесь от чувства вины. Признать слабость может только сильный человек. Все мы устаем, наши ресурсы не безграничны.
  2. Подумайте, как минимизировать риски. Например, если вы переживаете, что купите в магазине что-то вредное, то закажите еду на дом, выбрав только правильные продукты. А перед этим поешьте, чтобы не было соблазна купить много «мусора». Если вы боретесь со своим шопоголизмом, то после добавления вещей в корзину, дайте себе время на раздумья. Еще лучше – отложите покупки до другого дня. В общем, вам нужно понять, в каких ситуациях и при каких условиях вы возвращаетесь к вредной привычке, а затем менять среду вокруг себя.
  3. Не отступайте от осознанности. Например, если вы боретесь с перееданием, то откажитесь от разговоров за столом и просмотра телевизора. Не отвлекайтесь от самого процесса трапезы тогда вы не съедите «случайно» больше.
  4. Включайте негативное мышление. Вы, наверное, удивились, ведь на каждом углу советуют обратное. Да, в целом в жизни нужно стремиться к позитивному мышлению, но в борьбе с соблазном обращайтесь к негативу. Что это значит? Акцентируйте внимание на опасностях вредной привычки, подчеркивайте недостатки чего-то или кого-то, визуализируйте последствия деструктивного поведения и т.д.
  5. Найдите истинную проблему и боритесь с ней. Например, некоторые люди выпивают от скуки или пытаясь замаскировать комплексы, неуверенность в себе. У каждой плохой привычки есть скрытая выгода. Нужно определить ее и научиться получать тот же результат другим, здоровым способом.
  6. Отмечайте на бумаге свои успехи, хвалите и поддерживайте себя. Особенно важно делать это в момент срыва, отката: «Да, я снова сорвался на крик и не смог спокойно решить конфликт. Но в этот раз я не стал, как раньше, швырять предметы. В следующий раз у меня точно получиться сдержать и крик». Научитесь получать удовольствие от того, что вы управляете собой и своей жизнью.
  7. Приготовьтесь к откатам. В начале пути они случаются у всех людей. Сразу же определите, что будете делать при срыве, продумайте систему наказаний.
  8. Переключите внимание. Если вы будете заставлять себя не думать о чем-то, то будете думать именно об этом. Нужно заняться чем-то другим. Вообще, полезно не просто избавляться от какой-то вредной привычки, а одну привычку заменять другой.

Что позволяет соблюдать самоконтроль? Рекомендую вести дневник, в котором вы будете отслеживать изменения. Фиксируйте свои мысли и переживания. Сначала они помогут вам вывести все проблемы на уровень осознанности, а затем – поддерживать мотивацию в стремлении к цели. В трудные моменты обращайтесь к этому дневнику. А также чаще обращайтесь к своей иерархии мотивов. Напоминайте себе о главной цели, ради которой вы можете пожертвовать сиюминутными желаниями.

Мой опыт

В качестве примера расскажу о своем опыте борьбы с пожирателями времени. Думаю, с этим сталкиваются многие копирайтеры. Работая дома, особенно без конкретного графика и плана, то и дело на что-то отвлекаешься: прочитать письмо от подруги в социальной сети, погладить котика, протереть пыль, найти какую-то информацию в интернете и т. д. и т.п. И все ведь важное и срочное (на самом деле нет). В общем, из-за частого отрыва от работы дела решаются медленно и не очень эффективно.

В подобную ловушку попала и я, пока не поняла, что нужно составить расписание дня. Хотя бы обозначить со скольки и до скольки я без перерыва работаю. Но для достижения максимальной эффективности этого было недостаточно. Со временем я научилась входить в состояние потока (помните, в другом пункте статьи мы хотели к этому вернуться?).

Мой первый опыт вхождения в состояние потока оказался случайным. Я тогда даже еще не знала, как это называется. Думала, у меня какая-то суперспособность (ну кто из нас не хочет почувствовать себя особенным и уникальным?). Потом я поняла, что это один из психологических феноменов, очутиться в котором может любой человек. Вот мой секрет вхождения в состояние потока:

  1. Отключаю звук на телефоне, выключаю все рабочие чаты и другие сервисы на компьютере, отключаю домофон и убираю любые другие факторы, способные отвлечь меня. Если дома присутствует кто-то, кроме меня, то прошу не отвлекать. А также я настраиваю комфортную температуру в комнате: открываю окно, включаю кондиционер или обогреватель (зависит от времени года), подбираю удобную и опять же подходящую по температурному режиму одежду и т.д.
  2. Оцениваю свое состояние. Важно, чтобы меня ничего не беспокоило в физическом или психологическом плане. Например, если я знаю, что во второй половине дня меня ждет что-то важное, то в первой половине дня бывает очень сложно сконцентрироваться на рабочих задачах. Если я голодна или не выспалась, то в поток войти тоже не смогу. Соответственно, после оценки состояния я делаю все возможное для его улучшения (если оно удовлетворительное) или сохранения (если оно хорошее).
  3. Выбираю задачу и настраиваюсь на нее, как бы примеряя на себя. Я вспоминаю из своего опыта или представляю события, относящиеся к теме статьи. Иногда вдохновляюсь рассказами на форумах. Крайне важно вызвать личный интерес.
  4. Пишу первое, что приходит в голову. Возможно, потом я вообще удалю это предложение или абзац, может быть, вставляю его в начало статьи или в самый конец – не важно. Главное – начать. А дальше все происходит само собой.

Как ощущается состояние потока? Ты отключаешься, а потом включаешься. В процессе работы исчезает ощущение времени и пространства. Ты словно превращаешься в машину. Но вполне себе разумную и творческую машину. В голове рождается куча мыслей, которые не успеваешь не то что печать, а даже формулировать. Что-то вылетает, потом снова залетает, одно сменяется другим. Что-то проговариваешь вслух, что-то отражается мимикой на лице. Вместе с мыслями меняются картинки в голове. Ты словно проживаешь здесь и сейчас все, о чем пишешь.

Что следует после того, как статья написана, и ты «включаешься»? С одной стороны, чувствуешь удовлетворение и воодушевление. С другой стороны, ощущаешь себя выжатым лимоном. На работу в состоянии потока тратится намного больше энергии, чем в обычном рабочем состоянии. Но с усталостью тоже можно и нужно бороться. Я даю себе немного отдохнуть, разминаюсь, использую массажную подушку, прячу глаза под маской для сна, пью кофе, а потом возвращаюсь к статье.

Осталось поправить все написанное, внести оставшиеся ключи и завершить оформление. Все это происходит уже вне потока и требует больших волевых усилий. Здесь я пользуюсь таким правилом: не отвлекаясь, выполняем оставшуюся работу, а потом со спокойной совестью занимаемся своими делами. Иногда я откладываю это на другой день, так как после выхода из потока сил почти не остается.

Мне нравится работать в состоянии потока, но войти в него получается не всегда. С графиками и планированием я уже научилась работать, а вот с созданием подходящих условий для вхождения в поток иногда еще возникают проблемы.

Заключение

Самоконтроль личности – это навык успешных людей. Без него невозможно выполнить повседневные дела и реализовать более долгосрочные планы. Важно не путать самоконтроль с подавлением эмоций. При контроле человек распознает и принимает любые свои состояния, мысли, эмоции, но он не игнорирует их и не зацикливается на этом, а переключается на поиск решений и способов улучшения актуальной ситуации.

Самоконтроль помогает человеку предотвращать и разрешать конфликты, бороться с вредными привычками и вырабатывать полезные навыки, избавляться от недостатков, развиваться в личностном и профессиональном плане и т.д. А также самоконтроль позволяет оценивать эффективность деятельности. В общем, без самоконтроля невозможно саморазвитие и самореализация. Поэтому важно развивать этот навык, но и уходить в другую крайность нельзя.

📖 § 26.1. СОСТАВ, ФУНКЦИЯ И ВИДЫ САМОКОНТРОЛЯ ЧЕЛОВЕКА, Глава 26. САМОКОНТРОЛЬ ЧЕЛОВЕКА. Психология. Крылов А. А. Страница 122. Читать онлайн

Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов процессов самоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, среди которых человек представляет собой пример живой и в высшей степени сложной системы.

Человек может выступать в роли объекта и субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей своей жизни является объектом контроля со стороны окружающих его людей. Под контролем общества находятся процессы обучения и воспитания человека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение в быту. С другой стороны, уже как субъект контроля человек сам является носителем контрольных механизмов. При этом направленность контроля может быть различной: вовне и на себя. В первом случае объектом контроля для человека выступают поведение и деятельность других людей, характер протекания процессов в общественных, природных, технических системах. Но объектом контроля для человека становятся также его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления. Именно в последнем случае, когда человек контролирует свою психическую сферу, мы имеем дело с самоконтролем.

С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что, собственно, контролируется, проверяется. С другой стороны, в составе самоконтроля обязательно присутствие эталона, т. е. того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредством операции сличения. Если в результате ее осуществления контролируемая и эталонная составляющие не совпадают, то на «выходе» самоконтроля будет иметь место сигнал рассогласования, отражающий степень их расхождения. Если же факт рассогласования не будет выявлен, то это означает, что контролируемая составляющая соответствует эталону.

Самое общее определение самоконтроля может быть дано с позиции функционального подхода к нему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую бы сферу психических явлений ни оказался он вовлеченным, его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения того, что должно быть, с тем, что еще только может быть или фактически уже имеет место. Содержание компонентов, входящих в состав самоконтроля, естественно, будет меняться в зависимости от того, в каком контексте оно проявляется. Так, например, в процессе опознания в качестве контролируемой переменной будет выступать сформированный перцептивный образ стимула, а роль эталона выполнит извлеченный из памяти образ уже ранее воспринятого стимула, меру схожести с которым и будет помогать устанавливать самоконтроль. С другой стороны, если обратиться к сфере поведения, то там в составе самоконтроля роль контролируемой переменной может выполнять намерение совершить какой-то определенный поступок, а эталон — составляющая предстает как усвоенная в процессе воспитания норма (образец) принятого в обществе поведения в соответствующей ситуации. Несмотря на очевидную разноплановость приведенных примеров, в том и другом случае функция самоконтроля остается неизменной, а именно — она будет заключаться в установлении степени совпадения сличаемых компонентов. Поэтому, подчеркнем еще раз, в общем определении самоконтроля акцент должен быть сделан на его функциональной сущности, и оно не должно отражать специфику составляющих его компонентов, что, однако, будет вполне уместным, когда определение раскрывается применительно к конкретному объекту самоконтроля.

Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. К числу общих, т. е. не зависящих от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля.

В соответствии с временным принципом следует различать предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (итоговый) виды самоконтроля. Объектом предварительного самоконтроля, включенного в процесс антиципации, является все то, что еще не вступило в фазу непосредственного осуществления, реализации. Например, предварительной проверке с точки зрения правильности их выбора могут подвергнуться цель и программа еще только предстоящей деятельности. Трудно переоценить роль предварительного самоконтроля для предотвращения возможных ошибочных решений, действий, неправильных поступков. Текущий самоконтроль сменяет предварительный и, будучи включенным в процесс выполнения деятельности, направлен на проверку правильности промежуточных результатов. Наконец, результирующий самоконтроль как бы подводит итоги проделанному и помогает ответить на основной вопрос: достигнута ли исходно поставленная цель?

В соответствии с пространственным принципом контролируемая составляющая, как, впрочем, и сам эталон, может поступать в операцию сличения по каналам различной модальности. В связи с этим различают зрительный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы связи. Такой самоконтроль преобладает в разнообразных видах деятельности в поведенческой практике. Например, идет ли человек пешком или пользуется транспортом, он проверяет правильность своего местоположения по отношению к предварительно намеченному им маршруту и конечному пункту следования с помощью контрольной информации, поступающей к нему извне. Характерным же примером поступления контролируемой переменной по внутренним каналам связи являются интроцептивные ощущения, на основе которых осуществляется психическая саморегуляция состояния.

Психология bookap

Согласно структурному принципу присущее человеку многообразие механизмов самоконтроля иерархически организованно. Механизмы самоконтроля имеют место уже на клеточном уровне жизнедеятельности человека. Саморегуляция физиологических функций осуществляется по гомеостатическому принципу, состоящему в поддержании в требуемых пределах сложившихся в процессе эволюции биологических констант, или, иначе говоря, эталонов организма. В качестве примера таких констант можно назвать концентрацию сахара в крови, содержание в ней углекислого газа и кислорода, температуру тела, артериальное давление и др. Саморегуляция по гомеостатическому принципу заключается в том, что та или иная контролируемая составляющая посредством самоконтроля непрерывно сличается с соответствующим биологическим эталоном, и если в результате сличения появляется сигнал рассогласования, то это оказывается толчком к восстановлению нарушенного равновесия. Самоконтроль пронизывает все психические явления, присущие человеку (процессы, состояния, свойства). В этом смысле можно говорить о самоконтроле за протеканием отдельного психического процесса: ощущения, восприятия, опознания, мышления и др.; о самоконтроле человека за собственным психическим состоянием, например, самоконтроль эмоциональной сферы; о самоконтроле как о свойстве человека, ставшем в результате воспитания и самовоспитания чертой его характера. В деятельности, как в фокусе, пересекаются все психические явления и наиболее полно обнаруживает свое присутствие в них самоконтроль.

И наконец, в соответствии с принципом произвольности следует различать произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки и достижения соответствующих целей при выполнении определенного вида деятельности. Сам же процесс выполнения деятельности, реализуемый через последовательность действий и отдельных движений, может осуществляться при участии самоконтроля, постоянная осознанность которого уже не является обязательным условием. Непроизвольный самоконтроль происходит, например, на биологическом уровне, на котором механизмы самоконтроля включены в различные контуры саморегуляции, обеспечивающие жизнедеятельность организма, и их функционирование осуществляется вне сферы сознания человека.

Типы самоконтроля — Набор инструментов ОТ

Знаете ли вы, что существует несколько типов самоконтроля , которые влияют на то, как мы действуем, ведем себя, говорим и двигаемся? Эти типы контроля влияют на то, как мы учимся, общаемся с другими и выполняем свои повседневные задачи. Самоконтроль — это нечто большее, чем контроль импульсов и саморегуляция. Понимание этих различных различий может иметь значение в обучении тому, как обрести самоконтроль.

В этой статье мы расскажем о компонентах и ​​типах самоконтроля и предложим вам варианты, как улучшить этот важный навык.

ЧТО ТАКОЕ САМОКОНТРОЛЬ?

Прежде чем мы сможем углубиться в каждый тип самоконтроля, давайте дадим ему определение на базовом уровне.

Определение самоконтроля является компонентом тормозящего контроля и относится к способности регулировать свои эмоции, мысли и поведение на основе и в результате внешних и внутренних искушений и импульсов. Самоконтроль является исполнительной функцией и представляет собой когнитивный процесс, необходимый для регуляции своего поведения для достижения определенных целей.

Нарушение самоконтроля: 

Исполнительная функция, дающая…

Способность регулировать эмоции, мысли и поведение…

С учетом искушений и импульсов…

Для достижения целей.

3 ТИПА САМОКОНТРОЛЯ

Хотя разные источники могут описывать самоконтроль по-разному, большинство из них сходятся во мнении о 3 типах самоконтроля.

1. Импульсное управление

Импульсный контроль требует осознанного мышления, взвешивания плюсов и минусов потенциальных действий и их результатов. Для маленьких детей это практически невозможно. По мере нашего роста и развития областей мозга, связанных с исполнительной функцией (префронтальная кора), эта способность становится более доступной.

Считается, что префронтальная кора не развивается до 24-30 лет. Теперь вы понимаете, почему подростки и студенты так импульсивны!

Плохое управление импульсами

Импульсивность, или действие прежде, чем подумать, вызвано отсутствием контроля над импульсами. У детей это может проявляться как переедание любимых продуктов, выбалтывание ответов в классе, перебивание других или проявление агрессии.

Подробнее о том, что такое импульсное управление, здесь! Кроме того, эти стратегии контроля импульсов помогут вам начать работу в этой области.

  1. Эмоциональный контроль

Каждый испытывает разные эмоции, независимо от возраста и статуса. Взрослые могут хотеть кричать и топать ногами, когда что-то идет не так, но они способны себя остановить, так как такие действия будут неуместны. На самом деле они чаще всего способны остановить неадекватные действия, и выбирают соответствующую эмоциональную реакцию.

Эмоциональный контроль является результатом совместной работы мозга. Эмоциональный интеллект и инстинкты формируются в миндалевидном теле, затем префронтальная кора контролирует, какое поведение будет проявляться. Как и в случае контроля импульсов, маленьким детям потребуется время и образование, чтобы использовать свой мыслящий мозг, чтобы останавливать и контролировать свое эмоциональное поведение.

Плохой эмоциональный контроль

Истерики, внезапная агрессия, крик или неконтролируемый плач — все это примеры плохого эмоционального контроля. Обычно молодые люди борются с плохим эмоциональным контролем. Некоторые взрослые, особенно с психическими расстройствами, также могут иметь ограниченный эмоциональный контроль.

Когда эмоциональный контроль ограничен, действия могут управляться эмоциями, а не логикой. Могут возникнуть негативные последствия, которые ставят под угрозу здоровье и безопасность.

  1. Управление движением

Контроль движений, также известный в литературе как физический контроль, является одним из менее известных аспектов самоконтроля. Этот тип самоконтроля в точности соответствует его названию; это способ, которым мы контролируем движение нашего тела.

Набор инструментов OT охватывает влияние плохого самоконтроля и связанное с ним поведение в этом ресурсе под названием «Внимание и поведение». В блоге рассматриваются вопросы безопасности, такие как бросок на парковку, прикосновение к горячей плите и другие ситуации самоконтроля, связанные с движением.

Хороший контроль движений можно наблюдать, когда ребенок сидит за партой прямо, спокойно, без посторонних движений, явно готов к обучению. Многие люди в организованных видах спорта также хорошо контролируют движения, поскольку они выполняют упражнения и координируют свои тела для достижения общей цели.

Плохой контроль движений

Неконтролируемое движение, гиперактивность, случайное столкновение с предметами или людьми и плохой почерк могут быть связаны с отсутствием контроля движений. Немного пошевелиться перед переменой, а потом спокойно сидеть после нее не представляет проблемы для большинства. На самом деле, довольно часто нужны перерывы в движении в течение дня.

Когда отсутствие контроля над движением приводит к тому, что ребенок не может выполнять школьные задания, быть частью команды на уроке физкультуры, из соображений безопасности или безопасно передвигаться по сообществу или на игровой площадке, преднамеренно врезаясь в других, ударяя, кусая и т. д. ., это становится более важным.

Ресурсы ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ 

Всех детей следует учить самоконтролю. Это не то, что они просто по своей сути «знают». Это сложная тема, требующая положительного моделирования взрослых, обучения и, конечно же, практики!

В наборе инструментов OT имеется множество замечательных сообщений о типах самоконтроля и его влиянии:

  • Журнал контроля импульсов
  • Рабочие листы контроля импульсов 
  • Краткие советы: контроль импульсов
  • Зоны регулирования самоконтроля
  • Как чтобы помочь детям научиться самоконтролю
  • Как поддержать самоконтроль у маленьких детей

Считаете ли вы, что самоконтроль нужно преподавать в школах? В списке дел наших педагогов уже так много всего, но это, возможно, стоит интегрировать.

Вот почему: самоконтроль является неотъемлемой частью способности учиться и применять знания, но он также важен для здоровой социальной жизни!

Бесплатный раздаточный материал: Типы самоконтроля

Образование поддерживает адвокацию! Информация в этом блоге превратилась в удобный раздаточный материал, предназначенный для пропаганды и обучения типам самоконтроля. Эти аспекты исполнительного функционирования не всегда связаны с навыками исполнительного функционирования, и именно здесь в игру вступает этот раздаточный материал.

Хотите добавить копию в набор инструментов для терапии? Введите адрес вашей электронной почты ниже. Вы получите копию в свой почтовый ящик.

Этот ресурс также доступен в Клубе участников The OT Toolbox. Участники могут легко получить доступ к этой печатной версии, а также ко всем другим бесплатным загрузкам на сайте. Нет необходимости вводить свой адрес электронной почты для каждого из них. Просто перейдите на страницу панели инструментов, перейдите к панели инструментов Образовательные материалы, распечатайте и вперед!

Сидней Торсон, OTR/L, новый эрготерапевт, работающий в школьной терапии. Ее
занимается изучением развития человека и семьи, и она увлечена тем, что
обеспечивает индивидуальное и значимое лечение для каждого ребенка и их семьи. Сидни также является
детским писателем и иллюстратором и всегда работает над новыми интересными проектами.

The Impulse Control Journal… ресурс для печати, помогающий детям разработать стратегию развития исполнительных навыков. Когда сказать «успокойся» недостаточно…

Когда ребенку легко «срабатывает» и, кажется, тает  при любых признаках громкого шума или волнения…

Когда вам нужна помощь или отправная точка для обучения детей саморегуляции  ребенок, не вызывающий нервного срыва…

Когда вы боретесь с  помочь детям исследовать свои эмоции , развивать навыки саморегуляции и преодоления трудностей, управлять своими эмоциями и размышлять над ними, определять их эмоции и многое другое по мере их взросления…

Возьмите журнал контроля импульсов, чтобы выработать организационные стратегии, планирование, расстановку приоритетов, привычки и мышление у детей.

3 типа самодисциплины, которые вам необходимы для реализации вашего видения.

, Карджи Скотт, 21 сентября 2018 г. , 21:55. CST

Учебный сезон в самом разгаре для моего мужа, и он принимает пациентов, моя дочь начала предшкольную подготовку и у нее домашняя работа, мой сын ползает и ест все, до чего может дотянуться, а я работаю, пытаясь завершить мой краеугольный камень, чтобы получить высшее образование.

По общему признанию, это, возможно, самая занятая из всех, когда мы когда-либо были, и, честно говоря, мы все устали. Однако именно в самые напряженные моменты нашей жизни мы должны напоминать себе, почему все это того стоит. В этом заключается ценность видения.

Прежде чем я начну обсуждение трех типов самодисциплины, необходимых вам для реализации вашего видения, позвольте мне использовать метод сознательной дисциплины, которому меня научила моя дочь. Я призываю вас попрактиковаться со мной прямо сейчас. Метод называется STAR, что означает улыбнуться, сделать глубокий вдох и расслабиться.

Попробуйте прямо сейчас, улыбнитесь, сделайте глубокий вдох и расслабьтесь.

Вспомните, какие чувства вызвал у вас этот метод, потому что мы вскоре обсудим его снова.

Вы приняты: как поступить в колледж и жить

Карджи Скотт из первых рук рассказывает о своем опыте работы администратором в профессиональных школах, высших учебных заведениях и HBCU. Вы приняты,  обязательна к прочтению для студентов первого поколения колледжей и специалистов высшего образования. Он побуждает читателей владеть своей историей и принимать себя, чтобы они могли изменить образование для людей, которые исторически были исключены из колледжа.

Введите код «Bulk15», чтобы получить скидку 70% при заказе 5 или более книг с автографами .

Покупка

Три типа самодисциплины 

Существует много способов, которыми мы можем ежедневно заниматься самодисциплиной. Вот примеры трех типов: активная дисциплина, реактивная дисциплина и проактивная дисциплина.

Активная дисциплина делает то, что вам нужно в данный момент, например, ест здоровую пищу, ограничивает ваши отвлекающие факторы во время учебы и занимается спортом.

Вас активно дисциплинировали, когда вы решили есть здоровую пищу, а не нездоровую. Вы были дисциплинированы, когда нашли время для учебы и выключили телефон. Другой пример произошел, когда вы решили заняться спортом вместо того, чтобы смотреть телевизор или сидеть в Интернете.

Реактивная дисциплина контролирует ваши мысли или поведение в непредвиденных ситуациях, таких как спущенное колесо по дороге на работу, общение с грубым человеком или запирание ключей от машины в машине.

Вместо того, чтобы жаловаться, вы использовали эти ситуации как возможность учиться. Когда у вас спустила шина, вы починили шину. В тот момент вы решили быть благодарными за то, что это была просто спущенная шина, и никто не пострадал.

Имея дело с этим грубияном, вы подставили другую щеку. Вы поняли, что их грубость была их проблемой, а не вашей. Вы поняли, что «око за око» ослепляет всех. Вы решили относиться к этому человеку с особой добротой, потому что он в этом нуждался.

Вы заперли ключи от машины в машине. Вы сказали себе: «Все в порядке, ошибки случаются». Вы понимаете, как важно простить себя и двигаться дальше. Вы знаете, что это всего лишь одна небольшая неудача в течение вашего полного 24-часового дня.

Проактивная дисциплина делает все заранее, чтобы лучше контролировать ситуацию, например, взять с собой зонтик в дождливый день, составить список дел и лечь спать вовремя.

В то утро вы смотрели новости и подготовились к погоде. У вас были цели, которые вам нужно было выполнить в срок, и вы решили создать список дел, чтобы расставить эти цели по приоритетам. Вместо того, чтобы ложиться спать допоздна, вы решили лечь спать пораньше, чтобы проснуться вовремя на следующий день.

По общему признанию, трудно каждый день заниматься самодисциплиной. Самодисциплина — это нелегкий подвиг, потому что мы постоянно сталкиваемся с проблемами, которые, кажется, возникают в самый неприятный момент.

Это правда, что мы не можем контролировать то, что может произойти, но мы можем контролировать то, как мы реагируем на то, что происходит. У нас также есть доступ и возможность практиковать методы, которые позволяют нам проявлять самодисциплину и достигать нашего видения.

Наймите Карджи Скотт для следующего выступления!

Хотите нанять фасилитатора для преподавателей средней школы, будущих студентов колледжей или специалистов в области высшего образования?

Посетите магазин

Вы приняты .

Вы приняты, побуждает читателей признавать свою историю и принимать себя. Купите книгу в мягкой обложке, электронную книгу и организуйте личное или виртуальное подписание книги с доктором Скоттом.

Фонд Equalizer Education

Фонд Equalizer Education 9Программа 0004 предоставляет учащимся среднего и старшего школьного возраста инструменты, необходимые им для того, чтобы добраться до колледжа и закончить его.

Узнать больше

Формулировка видения — это то, что мотивирует вас на достижение ваших жизненных целей. Не позволяйте отсутствию самодисциплины помешать вам достичь своих целей.

Практика самодисциплины 

Формулировка видения — это то, что мотивирует вас на достижение целей в жизни. Отсутствие самодисциплины задерживает нас от реализации нашего видения, а неспособность реализовать методы самодисциплины заставляет нас отклоняться от своего видения.

При определении методов самодисциплины рассмотрите свое видение и эти шесть вопросов.

  1. Что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы достичь того, чего хотите?
  2. Если вы столкнетесь с неудачей, как вы на нее отреагируете?
  3. Что самое худшее может случиться или что может пойти не так?
  4. У вас есть способ справиться с этим?
  5. Как подготовиться к реализации своего видения?
  6. Что вы должны начать делать сегодня, чтобы завтра достичь своего видения?

Теперь вспомним метод STAR.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *