Виды тревожности: Виды тревожности

Содержание

Виды тревожности

Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (личностная тревога).

Выделяется также устойчивая тревожность в какой – либо сфере (межличностная, экологическая и др.) – её принято обозначать как специфическую, частную, — и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Специфика проявления и причины возникновения тревожности у дошкольников и школьников

Проанализируем особенности проявления тревожности и причины ее возникновения.

Характерными проявлениями тревожности у детей являются следующие:

  • беспокойство;

  • трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем – либо;

  • мышечное напряжение;

  • раздражительность;

  • нарушения сна;

  • слезливость;

  • пассивность и скованность;

  • неадекватные реакции;

  • возможны покраснения, тики, заикание и т. п.

Психологи называют следующие признаки проявления школьной тревожности:

  • волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях;

  • ожидание плохого отношения к себе со стороны педагогов и сверстников;

  • ожидание получить отрицательную оценку со стороны учителей и одноклассников.

Перейдём теперь к рассмотрению причин тревожности. В литературе чаще всего выделяются следующие причины:

Причины, вызывающие тревогу

1. Субъективные (информационные) причины:

2. Объективные причины:

  • экстремальные условия;

  • ситуации, связанные с неопределенностью исхода;

  • утомление;

  • беспокойство по поводу здоровья;

  • нарушения психики;

  • влияние формакологических средств и других препаратов.

Причины возникновения тревожности

  • тревожность обусловлена во многом психодинамическими свойствами, чаще тревожность обнаруживают дошкольники и школьники с меланхолическим и холеричиским типом темперамента;

  • тревогу пораждает и собственный опыт неудач, это может приводить к тому, что даже успех ребенок расценивает не как результат собственных действий, а как везение;

  • тревожность может возникать и у детей с хорошей результативностью, высоким положением в группе сверстников, в классном коллективе, здесь тревога обусловливается чрезмерными притязаниями дошкольника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований;

  • тревожность может формироваться под влиянием типа семейного воспитания, характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, другими словами, неблагоприятная психологическая атмосфера стимулирует появление неуверенности в себе и тревожности.

Остановимся более подробно на характеристике типов семейного воспитания, которые наиболее благоприятствуют развитию устойчивой тревожности у детей. Интересным, на наш взгляд, является подход Е.В. Кучеровой. Ученый выделяет следующие типы семей, имеющих детей с устойчивой тревожностью:

Первый тип воспитания был присущ семьям, в которых мать воспитывает ребёнка одна, без отца, либо отец редко контактирует с ребёнком, поскольку имеет другую семью. В семьях подобного типа отмечается повышенная тревожность у матерей, которая путём эмоционального заражения переносится на ребёнка. Мама в такой семье не предоставляет ребёнку элементарной свободы действий. У взрослого в такой семье часто возникают всевозможные, порой необоснованные опасения относительно детского здоровья, поведения. Такими мамами в общении с ребёнком предвосхищаются негативные последствия детской деятельности, ставятся препятствия для самостоятельности и активности. Первый тип воспитания характеризуется также тем, что роль лидера в воспитательных вопросах всегда принадлежит матери.

Другие члены семьи находятся на «второстепенных» ролях при осуществлении воспитательных воздействий.

Вторую группу семей отличает подход к процессу воспитания как к изолированному процессу решения педагогических задач. Общение с ребёнком сводится к навязыванию роли «послушного» ребёнка. В семьях подобного типа наиболее часто отсутствует единство требований к ребёнку. Неуверенность ребёнка связана с тем, что он не может приспособиться или плохо приспосабливается в силу особенностей нервной системы к разноречивым требованиям взрослых. Обычно, роль строгого непреклонного родителя выполняет отец, а роль «защитника» — мать. Общение с ребёнком направлено на то, чтобы приучить к полезному делу, заставить заниматься и т.д.

Третья группа семей близка ко второй, но характеризуется тем, что лидером воспитательного процесса является представитель первого поколения семьи: дедушка или бабушка как диктующая глава семьи. Родители ребёнка являются зависимыми от старших членов семьи. Они находятся на положении «взрослых» детей. Скрытые разногласия, борьба за лидерство и независимость, неумение строить взаимоотношения – все эти факторы придают атмосфере в семьях третьего типа характер напряжения и беспокойства, что складывается на общем эмоциональном состоянии ребёнка.

Четвёртому типу семейного воспитания тревожных детей свойственен подход к осуществлению делового одностороннего воздействия на ребёнка, ограничение общения с ребёнком гигиеническим уходом за ним. Часто такой тип воспитания присущ семьям, где тревожный ребёнок является ребёнком от первого брака или внебрачным ребёнком. У взрослых в семьях подобного типа присутствует недоверие к возможностям ребёнка, к тому, что ребёнок может себя проявить как самостоятельная личность. Для детей особенно характерно ощущение подавленности, преобладание пессимистического настроения, несвойственного дошкольникам.

Наряду со специфическими чертами при характеристике четырех типов семейного воспитания Е. В. Кучерова выделяет следующие общие черты: в таких семьях проявления инициативы, активности детей не вызывает поощрения. У взрослых из всех четырех типов семей присутствует недооценка или игнорирование детской деятельности, в том числе игры. Совместная с ребенком деятельность носит эпизодический и эмоционально ненасыщенный характер. Ребенок является либо пассивным участником – исполнителем, либо подчиненным лицом, исполняющим указания взрослого. В целом, взрослые не придают особого значения фактам совместной с ребенком деятельности.

Формы и маски тревожности //Психологическая газета

Тревога, также как страх и надежда, — особая, предвосхищающая эмоция. Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Выделяются разные виды тревожности: устойчивая тревожность в какой-либо сфере — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную – и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Основной вопрос здесь — как соотносятся общая тревожность и ее частные виды. Другими словами, являются ли частные виды тревожности — школьная, арифметическая, межличностная, тестовая, компьютерная и т.п. — отдельными, замкнутыми на «своей» сфере переживаниями, или они представляют собой лишь способ выражения общей тревожности, зафиксировавшейся на данной сфере как на наиболее значимой в тот или иной период. Этот вопрос очень важен прежде всего для практики, так как предполагает во многом различную работу психолога.

Продуктивными для понимания этой проблемы являются идеи Л.И. Божович об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.

Общая тревожность в силу своего глубинного характера значительно труднее поддается перестройке и тем самым реже спонтанно меняется на эмоциональное благополучие.

Изменения в общей тревожности следует искать внутри этого образования: она может «прикрепляться» к конкретным ситуациям, колебаться в определенных пределах по степени интенсивности и т.п. В ходе психологической работы собственно частная тревожность сравнительно легко и практически полностью исчезает при обучении детей и/или близких им взрослых средствам овладения определенными типами ситуаций, саморегуляции поведения. В то же время при частной тревожности, являющейся формой выражения общей, наблюдается определенное «перетекание тревожности»: избавление от тревожности в одной сфере приводит к ее возникновению в другой, причем это может происходить неоднократно.

Форма тревожности — особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального его выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию.

Проведенная нами экспериментальная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности: (1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; (2) скрытая — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения.

Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделены три формы «открытой» тревожности:

  1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может. Эта форма была представлена примерно одинаково во всех возрастах.
  2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: (а) снижение уровня тревожности и (б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречалась преимущественно в двух возрастах — младшем школьном и раннем юношеском, то есть в периодах, характеризуемых как стабильные. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.
  3. «Культивируемая» тревожность — в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

«Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с формой 2б, различия касаются лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречалось одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность «культивируемой» тревожности может быть рассмотрена форма, которую мы условно назвали «магической». В этом случае ребенок, подросток как бы «заклинает злые силы» с помощью постоянного проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга». «Культивируемая» тревожность встречается преимущественно в старшем подростковом — раннем юношеском возрасте, хотя отдельные случаи (прежде всего «магической» тревожности) отмечаются и на более ранних этапах. Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Данные исследования свидетельствуют, что эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном — острую, нерегулируемую). Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер.

Особым вариантом «неадекватного спокойствия» можно считать форму, обозначенную нами как «субъективно скрытая тревожность». В последней выраженность всех внешних признаков тревоги сочетается с «абсолютным спокойствием» (по результатам экспериментальных проб), но одновременно (по самоотчетам) сопровождается смутным, диффузным переживанием, в вербализации которого школьник испытывает существенные затруднения. Последнее мы наблюдали у подростков и старших школьников. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации» — встречалась достаточно редко и присутствовала примерно в равной степени во всех возрастах.

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. Довольно распространенной маской тревожной депрессии в юношеском и пожилом возрасте является открытая враждебность к окружающим, а в другие периоды — повышенная, хотя обычно и малоэффективная, трудовая активность, суетливость и т.п. Именно в этом смысле представление о «масках», или «личинах», было использовано применительно к описанию поведения, особенностей деятельности тревожных детей (Б. И. Кочубей, Е.В. Новикова, 1988). Мы придерживаемся этой же точки зрения, называя «масками» тревожности такие формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. В нашем материале наиболее представленными оказались агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги).

Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречался в дошкольном и подростковом возрасте (и при открытых, и при скрытых формах тревожности) как в виде прямого выражения агрессивных форм поведения, так и только по тестовым показателям (данным теста Розенцвейга и Хэнд-теста Вагнера). В последнем случае открытые формы агрессии наблюдались в основном у девочек, и лишь в форме так называемой «реляционной агрессии», то есть в распространении порочащих другого слухов, постоянном выяснении отношений с подругой с выраженным стремлением доказать виновность подруги. Косвенные формы агрессии проявлялись в рисунках, рассказах детей, а также в своеобразном виде «сомнительной похвалы», при которой, например, подругу как бы искренне хвалят (причем хвалящий убежден, что действительно говорит приятное), а реально похвала является порицанием, формой унижения.

Спецификой агрессивно-тревожного типа, в отличие от других вариантов агрессивности, является ярко выраженное чувство опасности, своеобразная смесь агрессии и тревоги: совершая агрессивный поступок, проявляя вербальную агрессию или давая соответствующий ответ на тестовый материал, индивид одновременно как бы извиняется, сам боится своей «смелости». У некоторых детей проявления агрессии актуализировали чувство вины, которое, однако, не тормозило дальнейшие проявления агрессии, а как бы стимулировало их.
Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречался при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и «культивируемой» формах. Отмечались как позитивные, так и негативные формы зависимости, начиная от чрезмерного послушания или, напротив, фрондирующего неповиновения и кончая, в раннем юношеском возрасте, повышенной заботливостью, вниманием к другим людям, вплоть до самоотречения. Тревожно-зависимый тип характеризуется повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека, причем нередко выделяется какая-либо одна значимая фигура, отношение которой в наибольшей степени влияет на эмоциональное самочувствие, особенности поведения индивида. Интересно, что в подростковом и юношеском возрасте школьники могут осознавать подобную зависимость, тяготиться ею, но не могут от нее избавиться, поскольку она как бы заменяет большинство других форм удовлетворения эмоциональных потребностей.

По всей видимости, зависимость наиболее тесно связана с тревожностью, поскольку актуализируемое в этом случае чувство беспомощности, невозможности справиться с ситуацией, незащищенности порождает у человека потребность в помощи, поддержке со стороны других людей, чувство зависимости от них. Видимо, с этим связано и то, что такая «маска тревожности» наиболее часто встречается в переходные, критические периоды — у детей 6–7, 13–14 лет, выступая (в противовес «кризису независимости») как «кризис зависимости», а также у выпускников школы.
Кроме двух указанных типов в качестве «масок» тревожности в нашем материале выступали также лживость и лень. В младшем школьном возрасте отмечался случай «ложной гиперактивности».

«Маска» не избавляет или не полностью избавляет ребенка, подростка от субъективных переживаний тревоги, но, во-первых, позволяет более или менее успешно скрыть ее от окружающих и, во-вторых, обеспечивает возможность регуляции возникновения и уровня переживаемой тревоги, что указывает на определенное родство этой формы с регулируемой и компенсированной формами тревожности. Известно, что «маски тревожности», наряду с «уходом в болезнь», чаще всего описываются как формы защиты. Наши материалы дают возможность расширить традиционную интерпретацию и рассматривать «маски» тревожности не только как защиту, образованную по реактивному типу, но и как способы регуляции и компенсации тревоги и строить на их основе работу по преодолению тревожности. Именно в этом мы видим кардинальное отличие «маски тревожности» в виде определенных личностных черт от соматизации тревоги по типу «ухода в болезнь». Последнее — довольно частое, подробно описанное в литературе явление. Достаточно широко встречалось оно и в нашем материале, наиболее заметно при открытой, нерегулируемой форме и «уходе от ситуации». «Уход в болезнь» в нашем материале нередко встречался у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, физически ослабленных, имевших в анамнезе родовые травмы, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания. Мы полагаем, что в этих случаях устойчивые переживания тревоги способствовали реальному ухудшению их физического состояния, чему мог способствовать астенизирующий характер тревоги, т.е. болезнь могла являться не средством защиты от тревоги, а просто следствием ее действия. Исчезновение тревожности при заболевании могло быть обусловлено щадящим режимом, в котором оказывался больной.
Таким образом, анализ форм тревожности и связанных с ними стихийно образуемых способов ее компенсации, регуляции и преодоления, показал, что у детей и подростков они не могут быть описаны лишь как защитные и определены через действие защитных механизмов. Нередко указанные способы представляют собой своего рода зачаточные, заторможенные или деформированные варианты эффективных путей преодоления трудностей, на основе которых может быть построена работа по преодолению тревожности.

Более того, анализ ряда форм тревожности свидетельствует, что она сама нередко выполняет защитную функцию. Об этом свидетельствует, в частности, выраженная амбивалентная реакция значительного числа тревожных школьников (преимущественно старших подростков и старшеклассников) на предложение участвовать в психологической работе по преодолению тревожности. Подобная реакция была характерна не только для тех, чью тревожность мы обозначили как «культивируемую», или «магическую», но даже для некоторых из тех, кто испытывает субъективно наиболее тяжелую форму — острую, открытую тревожность. На словах они выражали желание избавиться от тревоги, реальное же их поведение свидетельствовало об активном, в основном выражавшемся косвенно, сопротивлении этому. Такая реакция резко отличает группу тревожных детей от тех, кто испытывает тревогу лишь ситуативно. Последние с готовностью откликались на подобные предложения, рассматривая их в основном как способ научиться владеть собой в трудных ситуациях.

Поведение тревожных детей и подростков, их высказывания показывают, что они нередко испытывают определенную потребность в этом переживании, поскольку оно отражает привычное представление о себе, привычную самооценку, привычное эмоциональное самочувствие. Известно, что потребность в устойчивости «Я-концепции» имеет две стороны: одна из них связана с достижением определенного уровня целей, что обеспечивает удовлетворяющий уровень отношения к себе, а другая — с сохранением привычного отношения к себе, вне зависимости от его характеристик. С этим связан, например, известный феномен «дискомфорта успеха» (Дж. Аронфрид). Можно полагать, что для тревожных детей и подростков оказывается значимой именно вторая сторона, поскольку с ее помощью обеспечивается стабильная и предсказуемая картина мира и своего места в нем. Для тревожных людей это особенно важно, поскольку, как уже указывалось, ситуации неопределенности, неустойчивости для них являются очень сложными: даже малейшая неопределенность может резко усилить это переживание.

Фрагмент монографии: Прихожан А.М Психология тревожности: дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Питер, 2007.

Анна Михайловна Прихожан — доктор психологических наук, профессор, кафедры проектирующей психологии, заведующая лабораторией психологии эмоций Центра практической психологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета, кандидат в новый состав Большого Жюри Национального психологического конкурса «Золотая Психея».

Типы, причины, симптомы, диагностика, лечение

Авторы редакторов WebMD

Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 24 апреля 2022 г.

В этой статье

  • Что такое тревожные расстройства?
  • Типы тревожных расстройств
  • Симптомы тревожного расстройства
  • Причины тревожного расстройства и факторы риска
  • Причины тревожного расстройства
  • Факторы риска тревожного расстройства
  • Диагностика тревожного расстройства
  • Лечение тревожного расстройства
  • Лечение симптомов тревожного расстройства
  • Перспективы тревожного расстройства

Что такое тревожное расстройство?

Тревога — нормальная эмоция. Это способ вашего мозга реагировать на стресс и предупреждать вас о потенциальной опасности впереди.

Все время от времени испытывают тревогу. Например, вы можете волноваться, столкнувшись с проблемой на работе, перед сдачей теста или перед принятием важного решения.

Периодическое беспокойство нормально. Но тревожные расстройства бывают разные. Это группа психических заболеваний, которые вызывают постоянную и непреодолимую тревогу и страх. Чрезмерное беспокойство может заставить вас избегать работы, школы, семейных встреч и других социальных ситуаций, которые могут спровоцировать или усугубить ваши симптомы.

Благодаря лечению многие люди с тревожными расстройствами могут управлять своими чувствами.

Типы тревожных расстройств

Существует несколько типов тревожных расстройств:

  • Генерализованное тревожное расстройство . Вы чувствуете чрезмерное, нереальное беспокойство и напряжение практически без причины.
  • Паническое расстройство . Вы чувствуете внезапный, сильный страх, который вызывает приступ паники. Во время приступа паники вы можете вспотеть, почувствовать боль в груди и сильное сердцебиение (сердцебиение). Иногда вам может казаться, что вы задыхаетесь или у вас сердечный приступ.
  • Социальное тревожное расстройство . Также называемая социальной фобией, это когда вы чувствуете непреодолимое беспокойство и неловкость в повседневных социальных ситуациях. Вы одержимо беспокоитесь о том, что другие будут судить вас, смущать или высмеивать.
  • Специфические фобии . Вы испытываете сильный страх перед определенным объектом или ситуацией, например высотой или полетом. Страх выходит за рамки допустимого и может заставить вас избегать обычных ситуаций.
  • Агорафобия .Вы испытываете сильный страх оказаться в месте, откуда трудно сбежать или получить помощь в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Например, вы можете паниковать или чувствовать беспокойство, когда находитесь в самолете, общественном транспорте или стоите в очереди в толпе.
  • Страх разлуки . Маленькие дети не единственные, кто испытывает страх или тревогу, когда любимый человек уходит. Любой может заболеть тревожным расстройством разлуки. Если вы это сделаете, вы почувствуете сильную тревогу или страх, когда человек, с которым вы близки, уйдет из вашего поля зрения. Вы всегда будете переживать, что с вашим любимым человеком может случиться что-то плохое.
  • Селективный мутизм . Это тип социальной тревожности, при котором маленькие дети, нормально разговаривающие со своей семьей, не говорят публично, как в школе.
  • Тревожное расстройство, вызванное лекарствами . Использование определенных лекарств или запрещенных наркотиков или отказ от определенных наркотиков может вызвать некоторые симптомы тревожного расстройства.

Симптомы тревожного расстройства

Основным симптомом тревожного расстройства является чрезмерный страх или беспокойство. Тревожные расстройства также могут мешать дышать, спать, оставаться на месте и концентрироваться. Ваши конкретные симптомы зависят от типа тревожного расстройства, которое у вас есть.

Общие симптомы:  9

  • Проблемы со сном дыхание
  • Дыхание быстрее и чаще, чем обычно (гипервентиляция)
  • Учащенное сердцебиение
  • Сухость во рту
  • Тошнота
  • Напряжение мышц
  • Головокружение
  • Размышление о проблеме снова и снова (размышление и неспособность остановиться)0011
  • Неспособность сконцентрироваться
  • Интенсивное или одержимое избегание объектов или мест, вызывающих страх
  • Причины тревожного расстройства и факторы риска

    Исследователи точно не знают, что вызывает тревожное расстройство. Сложная смесь вещей играет роль в том, кто их получает, а кто нет.

    Причины тревожного расстройства

    Некоторые причины тревожного расстройства:

    • Генетика . Тревожные расстройства могут передаваться по наследству.
    • Химия мозга . Некоторые исследования предполагают, что тревожные расстройства могут быть связаны с неисправными цепями в мозгу, которые контролируют страх и эмоции.
    • Экологический стресс . Это относится к стрессовым событиям, которые вы видели или пережили. Жизненные события, часто связанные с тревожными расстройствами, включают жестокое обращение и пренебрежение в детстве, смерть любимого человека, нападение или насилие.
    • Отмена наркотиков или злоупотребление ими . Некоторые препараты могут использоваться для того, чтобы скрыть или уменьшить определенные симптомы тревоги. Тревожное расстройство часто идет рука об руку с употреблением алкоголя и психоактивных веществ.
    • Медицинские состояния . Некоторые заболевания сердца, легких и щитовидной железы могут вызывать симптомы, сходные с тревожными расстройствами, или усугублять симптомы тревоги. При разговоре с врачом о беспокойстве важно пройти полное медицинское обследование, чтобы исключить другие заболевания.

    Факторы риска тревожного расстройства

    Некоторые факторы также повышают вероятность развития тревожного расстройства. Это так называемые факторы риска. Некоторые факторы риска вы не можете изменить, но другие можете.

    Факторы риска тревожных расстройств включают:

    • Психическое расстройство в анамнезе . Наличие другого психического расстройства, такого как депрессия, повышает риск развития тревожного расстройства.
    • Сексуальное насилие в детстве. Эмоциональное, физическое и сексуальное насилие или пренебрежение в детстве связано с тревожными расстройствами в более позднем возрасте.
    • Травма . Переживание травматического события увеличивает риск посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое может вызвать приступы паники.
    • Негативные жизненные события . Стрессовые или негативные жизненные события, такие как потеря родителей в раннем детстве, повышают риск развития тревожного расстройства.
    • Тяжелое заболевание или хроническое заболевание . Постоянное беспокойство о своем здоровье или здоровье близкого человека или забота о больном может вызвать у вас чувство подавленности и беспокойства.
    • Злоупотребление психоактивными веществами . Употребление алкоголя и запрещенных наркотиков повышает вероятность развития тревожного расстройства. Некоторые люди также используют эти вещества, чтобы скрыть или ослабить симптомы тревоги.
    • Застенчивость в детстве . Застенчивость и уход от незнакомых людей и мест в детстве связаны с социальной тревожностью у подростков и взрослых.
    • Низкая самооценка . Негативное восприятие себя может привести к социальному тревожному расстройству.

    Диагностика тревожного расстройства

    Если у вас есть симптомы, врач осмотрит вас и задаст вопросы о вашей истории болезни. Они могут провести тесты, чтобы исключить другие состояния здоровья, которые могут вызывать ваши симптомы. Никакие лабораторные тесты не могут конкретно диагностировать тревожные расстройства.

    Если ваш врач не обнаружит какой-либо физической причины того, что вы чувствуете, он может направить вас к психиатру, психологу или другому специалисту в области психического здоровья. Эти врачи будут задавать вам вопросы и использовать инструменты и тесты, чтобы выяснить, есть ли у вас тревожное расстройство.

    При постановке диагноза врачи учитывают, как долго у вас проявляются симптомы и насколько они интенсивны. Важно сообщить своим врачам или консультантам, если ваше беспокойство мешает вам получать удовольствие или выполнять повседневные задачи дома, на работе или в школе.

    Целевая группа профилактической службы США рекомендует проводить скрининг на тревожность у детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и скрининг на большое депрессивное расстройство (БДР) у подростков в возрасте от 12 до 18 лет.

    Лечение тревожного расстройства

    Существует множество методов лечения для уменьшения и лечения симптомов тревожного расстройства. Обычно люди с тревожным расстройством принимают лекарства и обращаются за консультацией.

    Лечение тревожного расстройства включает: 

    Лекарства . Для лечения тревожных расстройств используются несколько типов лекарств. Поговорите со своим врачом или психиатром о плюсах и минусах каждого лекарства, чтобы решить, какое из них лучше для вас.

    •   Антидепрессанты . Современные антидепрессанты (СИОЗС и СИОЗСН), как правило, являются первыми препаратами, назначаемыми людям с тревожным расстройством. Примерами СИОЗС являются эсциталопрам (лексапро) и флуоксетин (прозак). SNRI включают дулоксетин (Cymbalta) и венлафаксин (Effexor).
    • Бупропион. Это еще один тип антидепрессантов, обычно используемых для лечения хронической тревоги. Он работает иначе, чем СИОЗС и СИОЗСН.
    • Прочие антидепрессанты . К ним относятся трициклические препараты и ингибиторы моноаминоксидазы (ИМАО). Они используются реже, потому что побочные эффекты, такие как падение артериального давления, сухость во рту, нечеткость зрения и задержка мочи, могут быть неприятными или небезопасными для некоторых людей.
    • Бензодиазепины . Ваш врач может назначить один из этих препаратов, если вы испытываете постоянные панические чувства или тревогу. Они помогают снизить тревогу. Примерами являются алпразолам (ксанакс) и клоназепам (клонопин). Они работают быстро, но вы можете стать зависимыми от них. Обычно они предназначены в качестве дополнения к лечению тревожного расстройства, и вам не следует принимать их в течение длительного времени.
    • Бета-блокаторы. Этот тип препарата от высокого кровяного давления может помочь вам почувствовать себя лучше, если у вас есть физические симптомы беспокойства, такие как учащенное сердцебиение, дрожь или дрожь. Бета-блокатор может помочь вам расслабиться во время острого приступа тревоги.
    • Противосудорожные средства . Используемые для предотвращения судорог у людей с эпилепсией, эти препараты также могут облегчить некоторые симптомы тревожного расстройства.
    • Нейролептики . Низкие дозы этих препаратов могут быть добавлены, чтобы помочь другим методам лечения работать лучше.
    • Буспирон (BuSpar). Этот успокаивающий препарат иногда используется для лечения хронической тревоги. Вам нужно будет принимать его в течение нескольких недель, прежде чем вы увидите полное облегчение симптомов.

    Психотерапия: Это тип консультирования, который поможет вам узнать, как ваши эмоции влияют на ваше поведение. Иногда это называют разговорной терапией. Квалифицированный специалист по психическому здоровью выслушает вас и расскажет о ваших мыслях и чувствах, а также предложит способы понять и справиться с ними и вашим тревожным расстройством.

    • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): Этот распространенный тип психотерапии учит вас, как превратить негативные или вызывающие панику мысли и поведение в позитивные. Вы научитесь осторожно подходить к пугающим или тревожным ситуациям и справляться с ними без беспокойства. В некоторых местах проводятся семейные сеансы КПТ.

    Лечение симптомов тревожного расстройства

    Эти советы могут помочь вам контролировать симптомы или уменьшить их:

    • Узнайте о своем расстройстве . Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете подготовлены к преодолению симптомов и препятствий на пути. Не бойтесь задавать своему врачу любые вопросы, которые могут у вас возникнуть. Помните, что вы являетесь ключевой частью вашей медицинской команды.
    • Придерживайтесь своего плана лечения . Внезапное прекращение приема лекарств может вызвать неприятные побочные эффекты и даже вызвать симптомы тревоги.
    • Сократите потребление продуктов и напитков, содержащих кофеин , таких как кофе, чай, кола, энергетические напитки и шоколад. Кофеин — это наркотик, изменяющий настроение, и он может усугубить симптомы тревожных расстройств.
    • Не употребляйте алкоголь и уличные наркотики для развлечения . Злоупотребление психоактивными веществами увеличивает риск возникновения тревожных расстройств.
    • Правильно питайтесь и Занимайтесь спортом . Быстрые аэробные упражнения, такие как бег трусцой и езда на велосипеде, помогают высвобождать химические вещества мозга, которые снижают уровень стресса и улучшают настроение.
    • Лучше спать . Проблемы со сном и тревожное расстройство часто идут рука об руку. Сделайте хороший отдых своим приоритетом. Соблюдайте расслабляющий ритуал перед сном. Поговорите со своим врачом, если у вас все еще есть проблемы со сном.
    • Научитесь расслабляться . Управление стрессом является важной частью плана лечения тревожного расстройства. Такие вещи, как медитация или осознанность, могут помочь вам расслабиться после напряженного дня и улучшить эффективность лечения.
    • Ведите дневник. Записывая свои мысли до конца дня, вы можете расслабиться и не ворочаться с тревожными мыслями всю ночь.
    • Управляйте своими негативными мыслями . Позитивные мысли, а не тревожные, могут помочь уменьшить тревогу. Однако это может быть непросто, если у вас есть определенные виды беспокойства. Когнитивно-поведенческая терапия может научить вас перенаправлять свои мысли.
    • Соберись с друзьями . Будь то лично, по телефону или за компьютером, социальные связи помогают людям процветать и оставаться здоровыми. Люди, у которых есть близкие друзья, которые поддерживают их и общаются с ними, имеют более низкий уровень социальной тревожности.
    • Обратиться за поддержкой . Некоторые люди находят полезным и вдохновляющим общение с другими людьми, которые испытывают те же симптомы и эмоции. Группы самопомощи или поддержки позволяют вам поделиться своими проблемами и достижениями с другими людьми, которые были или были там.
    • Спросите своего врача или фармацевта, прежде чем принимать какие-либо безрецептурные лекарства или растительные лекарственные средства. Многие из них содержат химические вещества, которые могут ухудшить симптомы тревоги.

    Перспективы тревожного расстройства

    Жить с тревожным расстройством может быть сложно и неприятно. Постоянное беспокойство и страх могут заставить вас чувствовать усталость и страх. Если вы поговорили с врачом о своих симптомах, значит, вы сделали первый шаг к тому, чтобы избавиться от беспокойства.

    Может потребоваться некоторое время, чтобы найти правильное лечение, которое вам подходит. Если у вас более одного тревожного расстройства, вам может потребоваться несколько видов лечения. Для большинства людей с тревожными расстройствами лучше всего сочетать лечение и консультирование. При правильном уходе и лечении вы можете научиться справляться со своими симптомами и процветать.

    Руководство по тревожным и паническим расстройствам

    1. Обзор
    2. Симптомы и типы
    3. Лечение и уход
    4. Жизнь и управление

    Типы тревоги — Beyond Blue

    Виды тревоги — Beyond Blue

    На этой странице

    • Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)
    • Паническое расстройство
    • Социальное тревожное расстройство (социальная фобия)
    • Специфические фобии
    • Другие состояния, сопровождающиеся тревогой
    • Какое у меня тревожное расстройство?
    • На что похожи различные виды беспокойства?
    • Поддержка кого-то еще

    Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)

    Генерализованное тревожное расстройство — это состояние, когда человек испытывает тревогу большую часть дней.

    Постоянное беспокойство может затруднить работу, учебу или встречи с друзьями и семьей.

    Узнать больше: Генерализованное тревожное расстройство

    Я был настолько поглощен тревогой, что не мог закончить свою работу и пропускал уроки. Я изо всех сил пытался взглянуть на вещи в перспективе, и мои эмоциональные реакции были гораздо более экстремальными, чем того требовали причины.

    Прочтите историю Катрионы: Раньше я бежала от своего беспокойства, сегодня я бегу с ним

    Паническое расстройство

    Панические атаки — это сильное, подавляющее и часто неконтролируемое чувство тревоги. Физические симптомы могут включать затрудненное дыхание, боль в груди, головокружение и потливость.

    Если у кого-то повторяются приступы паники, у него может быть паническое расстройство.

    Подробнее: Паническое расстройство

    Прочитать расшифровку

    Социальное тревожное расстройство (также называемое социальной фобией) — это состояние, при котором человек испытывает сильный страх быть раскритикованным, смущенным или униженным.

    Этот страх может возникать даже в повседневных ситуациях, например, когда вы едите на глазах у других или разговариваете с людьми.

    Узнайте больше: Социальное тревожное расстройство

    Специфические фобии

    Специфические фобии — это когда кто-то очень боится определенного объекта или ситуации.

    Распространенными специфическими фобиями являются пауки, высота, инъекция или путешествие на самолете.

    Подробнее: Специфические фобии

    Прочитать расшифровку

    Другие состояния, сопровождающиеся тревогой

    Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

    Посттравматическое стрессовое расстройство может развиться после того, как человек пережил тревожное событие, такое как война, нападение, несчастный случай или стихийное бедствие.

    Симптомы могут включать трудности с расслаблением, расстраивающие сны или воспоминания о событии и избегание всего, что связано с событием.

    Узнайте больше: Посттравматическое стрессовое расстройство

    Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

    Обсессивно-компульсивное расстройство — это когда у кого-то постоянно возникают нежелательные или навязчивые мысли и страхи, вызывающие тревогу.

    Они могут использовать ритуалы или повторяющиеся действия. Например, боязнь микробов может привести к постоянному умыванию.

    Подробнее: Обсессивно-компульсивное расстройство

    Какое тревожное расстройство у меня?

    Мы объясняем общие признаки, симптомы и методы лечения нескольких видов тревоги.

    Чтобы получить официальный диагноз психического расстройства, вам необходимо обратиться к специалисту по психическому здоровью. Врач общей практики, психолог или психиатр может оценить и диагностировать тревогу.

    Важно как можно раньше обратиться за поддержкой, если вы испытываете тревогу. Ваши симптомы могут не пройти сами по себе.

    Получить психологическую помощь

    У меня тревога или я просто беспокоюсь?

    Возможно, вы не уверены, стоит ли вам обращаться за поддержкой.

    Наша анонимная проверка психического здоровья может помочь вам понять, относятся ли ваши тревожные чувства к тому типу беспокойства, которые исчезнут сами по себе, или пришло время получить дополнительную поддержку, чтобы помочь вам почувствовать себя лучше.

    Это основанный на фактических данных инструмент, который задает вам 10 вопросов о чувствах, которые вы испытывали за последние 4 недели. Его иногда называют «K10», и он широко используется врачами общей практики и специалистами в области психического здоровья.

    Проверка психического здоровья

    На что похожи различные виды беспокойства?

    Узнайте, что такое беспокойство и как с ним можно справиться. Узнайте от людей об их пути к выздоровлению.

    Присоединяйтесь к нашему онлайн-сообществу поддержки равных

    Анонимно читайте, делитесь и учитесь у людей, которые также живут с тревогой.

    Форумы Beyond Blue — это гостеприимное сообщество поддержки сверстников. Посты модерируются квалифицированными консультантами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *