Виды научения
12.07.2012Существуют три вида научения, которые различаются по степени участия в них организма как целого.
1. Выработка реактивного поведения. В этом случае организм пассивно реагирует на внешние факторы.
К этому виду научения относятся:
- привыкание (габитуация) — снижение восприимчивости к постоянному или часто повторяющемуся раздражителю. Организм как бы научается игнорировать стимул. Результатом привыкания является, например, то что повторяющийся раздражитель перестает вызывать ориентировочную реакцию.
- сенсибилизация — повышение чувствительности к повторяющемуся стимулу. Сенсибилизация участвует в возникновении так называемых «неврозов ожидания» — состояний, когда ожидание повтора раздражителя делает невозможной никакую другую деятельность.
- импринтинг (запечатление) — установление связи между признаками объекта и поведенческим актом. Процесс нмпринтинга совершается чрезвычайно быстро (часто при первой же встрече с объектом) и без внешнего подкрепления.
- условный рефлекс — рефлекс (опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель), образующийся при сближении во времени первоначального индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс (наследственно закрепленную стереотипную форму реагирования на биологически значимое воздействие).
2. Выработка оперантного поведения (оперантное научение).
Если в случае реактивного поведения животный организм пассивен, то в случае оперантного (от лат. operalio — действие) — он активно взаимодействует со средой. В случае выработки оперантного поведения сперва имеет место некое действие или движение (направленное или случайное), а закрепление его будет зависеть от последствий этого действия для организма.
К оперантному научению можно отнести следующие разновидности:
а) научение путем проб и ошибок. Индивидуум, столкнувшись с какой-либо проблемной ситуацией, пытается разрешить ее различными способами. При этом большая часть действий носит случайный, хаотический характер и является неэффективной. Если проблема оказывается в конце концов разрешена, то в случае повторения ситуации количество неэффективных действий сокращается, поиск решения приобретает более направленный характер.
Чем больше количество проб, тем меньше становится число ошибок.
Научение путем проб и ошибок подчиняется закону эффекта: если действие приводит к желательному результату (решению проблемы), вероятность его повторения возрастает; если к нежелательному — снижается.
б) формирование реакций.
Общая закономерность этой разновидности научения та же, что и для предыдущей. Отличие же заключается в том, что подкрепляется не результат поведения в целом, а каждая отдельная реакция, ведущая к нужной форме поведения. Поэтому соответствующий способ обучения носит название «формирование поведения путем последовательных приближений».
в) научение путем наблюдения. Эта форма научения может осуществляться в двух формах:
- путем подражания модели;
- путем викарного научения.
Подражание — это вид научения, при котором субъект воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Следствием ранней формы научения является, в частности, перенятие ребенком от своих родителей эмоциональных реакций на некоторые ситуации или объекты.
Викарное научение (от лат. vicarius — заменяющий, замещающий) — усвоение формы поведения другой особи исходя из наблюдаемых последствий этого поведения.
Викарное научение облегчается, если «модель» является «доступной», т. е. моделью является реальный знакомый или известный человек и если осуществляемое им поведение представляется возможным повторить.
3. Когнитивное научение (рассудочное) основано на формировании функциональной структуры среды, т. е. на извлечении законов связей между её отдельными компонентами. К когнитивному научению относится: научение путём наблюдения, рассудочная деятельность, психонервная деятельность. Некоторые исследователи к этой форме научения относят вероятностное прогнозирование.
Ключевые слова: НаучениеИсточник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Теория научения … |
Проблемы мотивации в психологии научения и активации Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Научение через моделирование … |
Сила мотива и эффективность научения Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Теория социального научения А. Бандуры Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010. |
Подход к научению как процессу … |
Специфика психофизиологического рассмотрения научения … |
Подкрепление в научении через наблюдение Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010. |
11.Научение, его типы и виды. Основные теории научения.
Виды:
Встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами:
Импринтинг – быстрое, автоматическое, почти моментальное ( по сравнению с длительным процессом обучения) приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения;
Условно-рефлекторное научение – предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал;
Оперантное научение – знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок.
Характерные для человека высшие способы научения, почти не встречающиеся у других животных существ:
Викарное научение – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения;
Вербальное научение – приобретение человеком опыта через язык.
Механизмы:
1.Формирование ассоциаций (этот механизм может лежать в основе установления временных св. между отделенными знаниями или частями опыта).
2.Подражание (основа для формирования и умения навыков).
3.Различение и обобщение связано с формированием понятий.
4.Инсайт (непосредственное усмотрение новой информации, чего-то неизвестного в известном, знакомое по прошлому опыту. Инсайт – база для развития интеллекта ребенка.
5.Творчество – основа для создания новых зунов, не представленных в виде готовых образцов.
Научение ребенка фактически начинается с момента его рождения. С первых же дней жизни в действие вступают механизмы научения, такие, как импринтинг и условнорефлекторное научение. Двигательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребенка сразу же после его рождения. В это время у детей устанавливаются отчетливые условнорефлекторны.е реакции на свет и на некоторые другие раздражители. Далее появляются следующие формы научения: оперантное, викарное и вербальное (научение по словесно заданным образцам или инструкциям). Благодаря быстрому прогрессу оперантного и викарного научения ребенок младенческого и раннего возраста с удивительной скоростью и поразительными успехами совершенствует двигательные умения, навыки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и быстро совершенствуется вербальное научение.
К концу младенческого возраста мы обнаруживаем у ребенка уже все пять основных видов научения, совместное действие которых обеспечивает дальнейший быстрый прогресс в психологическом и поведенческом развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Вначале все виды научения функционируют как бы независимо друг от друга, а затем происходит их постепенная интеграция. Поясним сказанное на примере четырех наиболее важных форм прижизненного приобретения человеком опыта: условнорефлекторной, оперантной, викарной и вербальной.
Еще И. П. Павлов показал, что у человека имеется две сигнальные системы, благодаря которым он научается реагировать на первоначально нейтральные, а затем приобретающие для него жизненную значимость воздействия. Это — способность откликаться на физико-химические стимулы (звук, свет, прикосновение, вибрация, запах, вкус и т. п.) и на слово. Одна сигнальная система названа первой, а другая второй. Вторая сигнальная система для человека безусловно более важна для приобретения жизненного опыта. У взрослого человека она не просто становится основной, но существенно преобразует, делая более тонкими и совершенными другие формы научения. Пользуясь словом, взрослый человек может обратить внимание ребенка на те или иные детали ситуации, особенности выполняемого действия. Слово, произнесенное как название того или иного предмета или явления, становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с реакцией в данном случае обычно не требуется (если, конечно, человек уже достаточно хорошо владеет речью). Такова роль слова в условнорефлекторном, научении.
Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперантное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно четче выделить в сознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-либо существенное, в частности на то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за способности.
Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать эффективными ни викарное, ни тем более вербальное научение (последнее без слова (по определению) просто невозможно).
У ребенка до полутора-двухлетнего возраста все виды научения существуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама речь используется им почти исключительно как средство общения. Лишь тогда, когда речь начинает употребляться ребенком как средство мышления, она становится и важнейшим инструментом научения.
Важная задача обучения на начальном его этапе в самые ранние годы состоит в сочетании разных форм научения у детей: условно-рефлекторного с оперантным, викарного с вербальным, викарного с оперантным. Такое сочетание необходимо потому, что при разных видах научения в действие вступают и получают развитие различные анализаторы, а опыт, полученный при помощи разных органов чувств, как правило, является самым разносторонним и богатым. Вспомним, к примеру, что правильное восприятие пространства обеспечивается совместным действием зрительного, слухового, проприоцептивного и кожного анализаторов.
Параллельная работа разных анализаторов помогает развитию у ребенка способностей. Всякая человеческая способность представляет собой сочетание и совместную, согласованную работу множества психических функций, каждая из которых развивается и совершенствуется в различных видах деятельности и научения. Условно-рефлекторное научение положительно влияет на способность органов чувств различать физические стимулы (дифференциальная сенсорная способность). Оперантное научение позволяет активно совершенствовать движения. Викарное научение улучшает наблюдательность, а вербальное развивает мышление и речь. Если в обучении ребенка мы используем все четыре вида научения, то одновременно у него будут развиваться восприятие, моторика, мышление и речь. Вот почему с раннего детства, приступая к обучению детей, необходимо стремиться к сочетанию разных видов научения.
Страница не найдена — Воспитание для мозга
Мы не нашли сообщения для этого URL.
Последние сообщения
Самовлюбленный отец подобен солнцу в своей собственной солнечной системе, вокруг которого вращаются все остальные. Он считает себя самым важным человеком в каждой комнате, всегда заслуживающим лучшего и превосходящим всех остальных. Представьте себе папу, который присваивает себе достижения своего ребенка, каждый раз обращая внимание на себя…
Подробнее о 50+ вещей, которые говорят нарциссические отцыС этим сталкивались все родители: внезапный всплеск плача, крика и тряски, сигнализирующий о полномасштабной истерике. Истерики — обычная часть детства, но от этого они не становятся менее разочаровывающими или сложными. Понимание того, что вызывает истерики и как эффективно с ними справляться, может сделать эти эпизоды менее стрессовыми для вас и …
Узнайте больше о истерике: причины, заблуждения и решенияЧто такое эмоциональная травма Эмоциональная травма — это переживание сильно тревожащего события или последовательности событий, которые вызывают чувства, слишком подавляющие, чтобы с ними можно было справиться или обработать. Обычно это вызвано неблагоприятным детским опытом (ACEs).1 Переживание эмоциональной травмы является субъективным и личным вопросом. То, что кажется травмирующим для одного человека, может не восприниматься другим…
Подробнее об эмоциональной травме от родителей: 5 советов, как справиться с нейВы когда-нибудь чувствовали запах определенной пищи и вдруг вспоминали детство? Или слышали песню, которая вернула вас в определенный момент вашей жизни? Это примеры триггеров, но не все триггеры связаны со счастливыми воспоминаниями. Для людей, переживших травму, определенные напоминания могут вернуть…
Подробнее о триггерах травмы: последствия и способы их преодоленияДетская травма может быть вызвана неблагоприятными событиями, такими как жестокое обращение с детьми, безнадзорность, несчастные случаи, стихийные бедствия, телесные повреждения или тяжелая болезнь. По сравнению со взрослыми дети более подвержены травмам с более высоким риском долгосрочных последствий. Воздействие психологической травмы носит кумулятивный характер; тем больше количество неблагоприятных детских переживаний …
Подробнее о Детская травма: 5 советов, которые помогут детям вылечитьсяПредставьте, что вы едите в ресторане быстрого питания, когда вдруг громкий грохот разносится по всему помещению. Стеклянные окна разбиваются, и осколки летят по воздуху, когда неуправляемая машина влетает в магазин. В этот момент ваше сердце бешено колотится, дыхание учащается, а тело напрягается, готовясь отреагировать на…
Подробнее о 15 ответах и реакциях на травмуЧто такое неразрешенная травма Неразрешенная травма возникает, когда травмирующие события, пережитые людьми, не полностью прорабатываются, интегрируются или излечиваются. Травма относится к глубоко неприятным переживаниям, которые подавляют способность человека справляться с ними, часто вызывая сильный страх и чувство беспомощности. Существует множество различных видов травм. События, которые могут привести к травме, включают: Причины …
Подробнее о неразрешенной травме: 5 признаков и причинМы все были там. Это был долгий день, вы устали, и ваше терпение на исходе. Внезапно ваш ребенок делает что-то, что выводит вас из себя, и вы обнаруживаете, что повышаете голос. Снова. Кричать на детей — привычка многих родителей. Вы не одиноки. Мы знаем, что это ужасно, …
Подробнее о Как перестать кричать на детей 5 советовЧто такое травма Травма — это глубоко тревожный или тревожный опыт, часто возникающий в результате воздействия события или серии событий, которые связаны с реальными или предполагаемыми угрозами физическому или эмоциональному благополучию человека и могут лишить человека способности справляться с ним. Различные типы травм могут по-разному влиять на мозг1, с …
Подробнее о том, как травма влияет на мозг у детейКрик — это дисциплинарный метод, используемый большинством американских родителей. У большинства из нас все хорошо. Однако это не обязательно означает, что крик безвреден для всех детей. Типы криков Не все крики одинаковы. …
Подробнее о 7 психологических последствиях крика в детствеСтраница не найдена — Воспитание для мозга
Мы не нашли сообщения для этого URL.
Последние сообщения
Самовлюбленный отец подобен солнцу в своей собственной солнечной системе, вокруг которого вращаются все остальные. Он считает себя самым важным человеком в каждой комнате, всегда заслуживающим лучшего и превосходящим всех остальных. Представьте себе папу, который присваивает себе достижения своего ребенка, каждый раз обращая внимание на себя…
Подробнее о 50+ вещей, которые говорят нарциссические отцыС этим сталкивались все родители: внезапный всплеск плача, крика и тряски, сигнализирующий о полномасштабной истерике. Истерики — обычная часть детства, но от этого они не становятся менее разочаровывающими или сложными. Понимание того, что вызывает истерики и как эффективно с ними справляться, может сделать эти эпизоды менее стрессовыми для вас и …
Узнайте больше о истерике: причины, заблуждения и решенияЧто такое эмоциональная травма Эмоциональная травма — это переживание сильно тревожащего события или последовательности событий, которые вызывают чувства, слишком подавляющие, чтобы с ними можно было справиться или обработать. Обычно это вызвано неблагоприятным детским опытом (ACEs).1 Переживание эмоциональной травмы является субъективным и личным вопросом. То, что кажется травмирующим для одного человека, может не восприниматься другим…
Подробнее об эмоциональной травме от родителей: 5 советов, как справиться с нейВы когда-нибудь чувствовали запах определенной пищи и вдруг вспоминали детство? Или слышали песню, которая вернула вас в определенный момент вашей жизни? Это примеры триггеров, но не все триггеры связаны со счастливыми воспоминаниями. Для людей, переживших травму, определенные напоминания могут вернуть…
Подробнее о триггерах травмы: последствия и способы их преодоленияДетская травма может быть вызвана неблагоприятными событиями, такими как жестокое обращение с детьми, безнадзорность, несчастные случаи, стихийные бедствия, телесные повреждения или тяжелая болезнь. По сравнению со взрослыми дети более подвержены травмам с более высоким риском долгосрочных последствий. Воздействие психологической травмы носит кумулятивный характер; тем больше количество неблагоприятных детских переживаний …
Подробнее о Детская травма: 5 советов, которые помогут детям вылечитьсяПредставьте, что вы едите в ресторане быстрого питания, когда вдруг громкий грохот разносится по всему помещению. Стеклянные окна разбиваются, и осколки летят по воздуху, когда неуправляемая машина влетает в магазин. В этот момент ваше сердце бешено колотится, дыхание учащается, а тело напрягается, готовясь отреагировать на…
Подробнее о 15 ответах и реакциях на травмуЧто такое неразрешенная травма Неразрешенная травма возникает, когда травмирующие события, пережитые людьми, не полностью прорабатываются, интегрируются или излечиваются. Травма относится к глубоко неприятным переживаниям, которые подавляют способность человека справляться с ними, часто вызывая сильный страх и чувство беспомощности. Существует множество различных видов травм. События, которые могут привести к травме, включают: Причины …
Подробнее о неразрешенной травме: 5 признаков и причинМы все были там.