Правила жизни психолога: Виктор Франкл
ПСИХОЛОГИЯ
Идеи великого австрийского психолога, автора концепции логотерапии и одного из величайших представителей гуманистической психологии
О счастье
Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Другими словами, само «стремление к счастью» мешает счастью.
В норме наслаждение должно оставаться результатом, точнее, побочным эффектом достижения цели. Достижение цели создает причину для счастья. Другими словами, если есть причина для счастья, счастье вытекает из нее автоматически и спонтанно. И поэтому незачем стремиться к счастью, незачем о нем беспокоиться, если у нас есть основание для него.И счастье, и успех — это лишь суррогаты осуществления, поэтому принцип наслаждения, равно как и стремление к власти, — это лишь производные от стремления к смыслу.
О деле
В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой.
Конечно, всякий больной желает в первую очередь стать когда-нибудь здоровым, а любой бедняк — когда-нибудь разжиться деньгами. Однако столь же верно и то, что оба стремятся к этому лишь затем, чтобы иметь возможность вести такую жизнь, какую они считают осмысленной, осуществить смысл своей жизни!
О любви
Любовь можно определить как возможность сказать кому-то «ты» и еще сказать ему «да». Иными словами, это способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности и неповторимости, однако понять в нем не только его суть и конкретность, но и его ценность, его необходимость.
Нам бы, наверное, пришлось признать, что причиной всех его несчастий являемся мы сами! Мы должны оценивать себе подобных с чрезвычайной осторожностью и прежде всего никогда не позволять себе давать какие-либо моральные оценки, касающиеся нравственной ценности того или иного человеческого существа.
О смысле
Смысл нельзя дать, его нужно найти. Совесть — это орган смысла. Пусть даже совесть держит человека в неизвестности относительно того, постиг ли он смысл своей жизни, такая «неизвестность» не освобождает его от «риска» повиноваться своей совести или по крайней мере прислушиваться к ее голосу.
О психотерапии
Ни один психиатр и ни один психотерапевт не может указать больному, в чем заключается смысл. Он вправе, однако, утверждать, что жизнь имеет смысл и даже, более того, что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах благодаря возможности найти смысл даже в страдании.
О времени
У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия. Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты.
В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации. В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь.Уникальный смысл сегодня — это универсальная ценность завтра.
О развитии
Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле: он может и ему постоянно приходится двигаться по земле! Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет.
Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, — именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.Человек — это компьютер, но одновременно он нечто бесконечно большее, чем компьютер, большее в ином измерении. Если спроецировать человека на плоскости биологии и психологии, он отображается в них так, что эти проекции противоречат друг другу. Быть человеком — значит выходить за пределы самого себя.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Гуманистическое направление в идеях А. Маслоу,К. Роджерса и В. Франкла
Реформирование системы образования в нашей стране в духе демократизации и гуманизации коснулось преподавания всех учебных предметов. Ярким примером тому служит внедрение в учебно-воспитательный процесс авторского образовательного проекта первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой «Самопознание». Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости — Любовь, а секрет счастья — в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Вся структура урока самопознания пронизана идеей гуманизма. Нельзя сказать, что гуманистическая психология и гуманизм как убеждение суть одно и то же, но гуманистическая психология осуществляет важный вклад в гуманизм практический. Она подчёркивает важность опыта полной человеческой жизни — раскрытия человеческих возможностей, креативности и наделения жизни смыслом. Всё это способствует самопознанию, открытости и свободе, сознанию своих границ и возможностей, личностной цельности, приятию самого себя и других. По мнению психологов- гуманистов, высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей основе добры. Цель психологии — понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека «испытуемым» значит унизить его достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека.
Соответственно, личность человека рассматривается в таких аспектах:
- человек — это не набор составляющих, а целостная личность;
- каждая личность уникальна, поэтому правильнее подходить к каждому конкретному случаю с точки зрения его индивидуальности. Исходя из этого представления, статистические обобщения не имеют смысла;
- человеческая жизнь — это единый процесс бытия и становления человека;
- человек — активное существо, которому необходимо развитие;
- главная психологическая реальность — это переживания человека;
- человек может руководствоваться своими принципами и ценностями, что помогает ему быть в определенной степени независимым от внешних причин.
В гуманистическом движении заняли центральное место взгляды Карла Роджерса, Абрахама Маслоу и Виктора Франкла.
Абрахам Маслоу — видный американский психолог. Именно под его руководством в среде персонологов возникло понятие «гуманистическая психология», как обозначение нового, альтернативного психоанализу и бихевиоризму подходу к человеку, названного «третьей силой». Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу.
По мнению Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Среди важнейших свойств человеческой природы, одно из основных мест занимает способность к творчеству, которая ведет к самовыражению личности. А. Маслоу по-новому видит соотношение нормы и патологии, которое он интерпретировал понятиями «метапотребности» и «метапатология». Метапотребности — это стремление к ценностям бытия: истине, красоте, совершенству, всесторонности, самоактуализации. «Их подавление порождает определенный тип патологии, — пишет А. Маслоу, — которой я дал название метапатологии. Это заболевания души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям».
Карл Роджерс — американский психолог, крупнейший представитель гуманистической психологии. Его называют учителем гуманизма. В школе как малоспособный подвергался унижениям со стороны учителей, но это только укрепило его в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому труду. Работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Верил, что всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образовав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, превратившийся в крупнейший исследовательский центр, существует до сих пор, хотя сам К.
Роджерс умер в 1987 г. В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, — убежденностью в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим.Виктор Франкл — один из величайших духовных учителей человечества в XX веке. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни. Актуальность идей Виктора Франкла определяется уникальной встречей масштабной личности с обстоятельствами места, времени и образа действия, которые придали этим идеям столь громкий резонанс. Почти посередине через его жизнь проходит разлом, обозначенный датами 1942-1945. Это годы пребывания Франкла в нацистских концлагерях, нечеловеческого существования с мизерной вероятностью остаться в живых.
Франкл вводит категорию «сверхсмысла», то есть смысла того целого — Вселенной, истории, бытия, — в рамках которого реализуется смысл человеческой жизни. Франкл считает, что «сверхсмысл» непознаваем и не зависит от индивидуума. C невозможностью познать «сверхсмысл» необходимо мириться, но это не значит, что нельзя найти смысл индивидуальной жизни.
В поисках и реализации смысла своей жизни человек, даже тогда, когда его свобода ограничена, остается свободным благодаря ценностям, которые даруют ему способность к самотрансценденции и к самоотстранению. Цель свободы человека состоит в свободном принятии ответственности за решения, определяющие его судьбу, в противном случае свобода вырождается в произвол.
В каждом человеке Франкл видит творца в ходе всей своей жизни творящего собственную судьбу, свое развитие и свою духовность, а его поступки подразделяет на три разновидности:
- созидающие духовность и способствующие росту и развитию духовной личности;
- деструктивно влияющие на духовность;
- нейтральные к духовному росту.
Личный опыт автора в роли узника в фашистском концлагере, описанный в книге «Сказать жизни «Да», демонстрирует истинность его подхода. Именно тогда В. Франкл пришел к пониманию того, что даже в самых трудных и ужасных условиях существует возможность оставаться человеком, превосходя сложившиеся обстоятельства — в этом поможет осознавание наличия смысла в своей жизни.
Таким образом, гуманистическое направление А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла рассматривает человека как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту, как гармоническую личность, которая пытается достичь вершины личностного развития. Для такого человека характерно постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Идеи этих психологов- гуманистов предполагают развитие духовных и нравственных качеств, способствующих формированию у человека совести, гражданственности и человеколюбия. Исходя из этого, мы видим неразрывную связь между идеями психологов — гуманистов и задачами проекта нравственно — духовного образования «Самопознание». И то, и другое обладает бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым.
Литература:
- Программа по самопознанию. Алматы, ННПООЦ «Бобек», Институт гармоничного развития человека, 2009.
- Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. M., 1986.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. / Психология личности. Сборник, M., МГУ, 1982.
- Хьелл Л.. Зиглер Д. // Теории личности. Основные положения, исследования и применения. / СПб.: Питер Пресс, 1997.
- Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. M., 1982 г.
О Викторе Франкле | GLE UK
ПУБЛИКАЦИИ
Экзистенциальный анализ — БЫТЬ СОБОЙ
Лондон, Англия — Facebook Live
организована Юлией Морозовой
Составлены Бет Дейли и Кари-Энн Тор 90 005
от EA Canada, примечания когорты 1 и Альфрида Семинар Лэнгле (Ванкувер, 2014)
Быть собой и понимать истерическую личность — это способность существовать как автономная и уникальная личность и блоки, которые могут этому помешать.
СКАЧАТЬ PDF
ВЕНСКАЯ ШКОЛА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ И УТВЕРЖДЕНИЕ ЖИЗНИ Альфрид Лэнгле
Венский тип экзистенциального анализа можно охарактеризовать как феноменологическую и личностно-ориентированную психотерапию (во многом приближающуюся к теории Карла Роджерса). Слово «существование» лежит в основе экзистенциального анализа. Существование, с нашей точки зрения, означает то, что можно просто назвать «целостной» жизнью.
СКАЧАТЬ PDF
Экзистенциальные фундаментальные мотивы
Альфрид Лэнгле
Поскольку мотивация — это «движение воли» человека, необходимо рассмотреть структуру воли. Воля как выражение свободы человека рассматривается в экзистенциальном анализе как стержень бытия человека. Сама личность рассматривается как диалогическая по своей сути, что порождает диалогическое понятие свободы или воли и мотивации. Линии таких диалогов можно найти в мотивации и выстроить фундаментальную структуру любой мотивации: связь с миром, со своей жизнью, со своим бытием, со смыслом. Таким образом, эти измерения существования обеспечивают концептуальную основу для мотивации.
СКАЧАТЬ PDF
Практическое применение Личностного Экзистенциального Анализа
В этой беседе обсуждаются методы, используемые для активации подлинной личной воли (свободы) и ответственности. Он включает определение трех шагов, реализованных в этом методе, и практическое применение.
СКАЧАТЬ PDF
Экзистенциально-аналитические методы лечения тревоги
Три части экзистенциального анализа рассматриваются в трех статьях психологов из Канадского экзистенциального анализа и Западного университета Тринити, Канада.
СКАЧАТЬ PDF
От логотерапии Виктора Франкла к экзистенциально-аналитической психотерапии
В этой статье рассматриваются центральные или ключевые концепции логотерапии. В нем рассказывается об истории логотерапии, ее влиянии и ее постепенном повороте к экзистенциальному анализу.
СКАЧАТЬ PDF
Экзистенциальные фундаментальные мотивы, структурирующие мотивационный процесс
В этой статье рассматривается мотивационный процесс, от «Воли к смыслу» Франкла до современных поисков смысла. В нем также подробно рассказывается о четырех основных условиях полноценного существования.
СКАЧАТЬ PDF
Метод улавливания смысла
Есть четыре шага, которые ведут к улавливанию смысла. Методы доктора Альфрида Лэнгле изложены в этой короткой статье. Действия, функции и последствия изложены здесь.
СКАЧАТЬ PDF
Поиск смысла и утверждение жизни
В данной статье исследуется обзор и цель Венского экзистенциального анализа. Это рассматривается с точки зрения теории мотивации, на практике и, наконец, путем описания ее влияния в тематическом исследовании. В нем делается вывод о том, как логотерапия Франкла была расширена GLE-International.
СКАЧАТЬ PDF
Что мы ищем, когда ищем смысл?
В этой статье делается попытка понять и ответить на вопросы о философском и психологическом понимании значения. Исследуется поиск смысла и сам вопрос смысла разбивается на отдельные пункты.
СКАЧАТЬ PDF
Поиск смысла и духовная сторона психологического здоровья
В этом документе Бритт-Мари Сайкс говорит о человеческом существовании и о том, как оно рассматривается с экзистенциально-аналитической точки зрения. Она смотрит на это с пяти точек зрения, прежде чем перейти к более подробному рассмотрению этих точек в рамках феноменологического подхода.
СКАЧАТЬ PDF
Процесс диагностики в экзистенциальном анализе
Основные этапы диагностики разбиты на этапы и диаграммы. Важность шести различимых этапов диагностики подробно описана перед обзором процесса.
СКАЧАТЬ PDF
Виктор Франкл — защитник человечества
В этой статье, посвященной 100-летию со дня рождения Виктора Франкла, Журнал гуманистической психологии дает представление о происхождении и мотивах этого человека, страданиях и несправедливости, с которыми он столкнулся а также его деятельность как ученого и защитника.
СКАЧАТЬ PDF
Эмоциональность: экзистенциально-аналитическое понимание и практика
В этом обширном документе анализируется связь между экзистенциальным анализом и эмоциональностью. Существует экзистенциальная релевантность эмоциональности; его теория разбивается до того, как взгляд на терапевтические аспекты работы с эмоциональностью исследуется в рамках трех тем.
СКАЧАТЬ PDF
Обновление гуманизма в европейской психотерапии: разработки и приложения
Гуманизм претерпел обновление в современном обществе. В этой статье рассматривается, как она повлияла на другие школы психотерапии, проблемы, с которыми она столкнулась при ассимиляции, и ее актуальность в современной философской и феноменологической практике.
СКАЧАТЬ PDF
Феноменология в психотерапевтической практике
Внутреннее согласие и диалогический обмен как основа личности — это два способа, которыми мы можем рассматривать свою жизнь как жизнь «для чего-то». Благодаря пониманию, смыслу, отзывчивости и т. д. мы можем начать смотреть на внутренний и внешний диалог, который в конечном итоге приведет к подлинной встрече.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
Шкала существования
Шкала существования — это новый подход к оценке способности находить смысл жизни. В ее основе лежит антропологическая теория Франкла, которая разбита на четырехуровневую модель процесса. В этой статье будут рассмотрены результаты теста.
СКАЧАТЬ PDF
ПОДПИСАТЬСЯ
Вы подписаны!
ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШУ РАССЫЛКУ
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ
О Викторе Франкле | GLE UK
Виктор Франкл был австрийским неврологом и психиатром, пережившим Холокост.
Франкл был основателем логотерапии, формы экзистенциального анализа, «Третьей венской школы психотерапии». Его книга-бестселлер «Человек в поисках смысла» (опубликована под другим названием в 1959 году: «От лагеря смерти к экзистенциализму» и первоначально опубликована в 1946 году под названием «Trotzdem Ja Zum Leben Sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager», что означает «Тем не менее, скажи «Да». к жизни: психолог переживает концентрационный лагерь) рассказывает о своем опыте заключенного концлагеря , который привел его к открытию важности поиска смысла во всех формах существования, даже самых жестоких, и, таким образом, причины продолжать жить.
Франкл стал одной из ключевых фигур в экзистенциальной терапии и выдающимся источником вдохновения для психологов-гуманистов 0002
Франкл — Я сломался Моя шея, но это меня не сломало
Поиск смысла в трудные времена (Интервью с доктором Виктором Франклом)
Поиск смысла жизни сегодня с Виктором Франклом
Henry Abramson» data-hook=»title»> Кем был Виктор Франкл? Еврейская биография как история Д-р Генри АбрамсонИнтервью Виктора Франкла Шуллера 90
ЛЕКЦИИ ДР. ВИКТОР ФРАНКЛ
УЗНАТЬ О КУРСЕ
НАЧАТЬ ЗАЯВКУ
Frankl Video
ПУБЛИКАЦИИ
Доктор и душа,
9 0002 (первоначально назывался Ärztliche Seelsorge), Random House, 1955.ПОЛУЧИТЬ КНИГУ
Психотерапия и экзистенциализм.
Избранные статьи по логотерапии, Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1967.
ПОЛУЧИТЬ КНИГУ
Воля к смыслу. Основы и применение логотерапии,
Новая американская библиотека, Нью-Йорк, 1988
ПОЛУЧИТЕ КНИГУ
Неслышимый крик о значении. Психотерапия и гуманизм,
Simon & Schuster, Нью-Йорк, 2011
ПОЛУЧИТЬ КНИГУ
Воспоминания Виктора Франкла: автобиография.
Basic Books, Кембридж, Массачусетс, 2000 г.