Виктор франкл гуманистическая психология: Виктор Франкл — Психологос

Содержание

Правила жизни психолога: Виктор Франкл

ПСИХОЛОГИЯ

Идеи великого австрийского психолога, автора концепции логотерапии и одного из величайших представителей гуманистической психологии

О счастье

Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Другими словами, само «стремление к счастью» мешает счастью.

В норме наслаждение должно оставаться результатом, точнее, побочным эффектом достижения цели. Достижение цели создает причину для счастья. Другими словами, если есть причина для счастья, счастье вытекает из нее автоматически и спонтанно. И поэтому незачем стремиться к счастью, незачем о нем беспокоиться, если у нас есть основание для него.

И счастье, и успех — это лишь суррогаты осуществления, поэтому принцип наслаждения, равно как и стремление к власти, — это лишь производные от стремления к смыслу.

О деле

В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой.

Конечно, всякий больной желает в первую очередь стать когда-нибудь здоровым, а любой бедняк — когда-нибудь разжиться деньгами. Однако столь же верно и то, что оба стремятся к этому лишь затем, чтобы иметь возможность вести такую жизнь, какую они считают осмысленной, осуществить смысл своей жизни!

О любви

Любовь можно определить как возможность сказать кому-то «ты» и еще сказать ему «да». Иными словами, это способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности и неповторимости, однако понять в нем не только его суть и конкретность, но и его ценность, его необходимость.

Нам бы, наверное, пришлось признать, что причиной всех его несчастий являемся мы сами! Мы должны оценивать себе подобных с чрезвычайной осторожностью и прежде всего никогда не позволять себе давать какие-либо моральные оценки, касающиеся нравственной ценности того или иного человеческого существа.

О смысле

Смысл нельзя дать, его нужно найти. Совесть — это орган смысла. Пусть даже совесть держит человека в неизвестности относительно того, постиг ли он смысл своей жизни, такая «неизвестность» не освобождает его от «риска» повиноваться своей совести или по крайней мере прислушиваться к ее голосу.

О психотерапии

Ни один психиатр и ни один психотерапевт не может указать больному, в чем заключается смысл. Он вправе, однако, утверждать, что жизнь имеет смысл и даже, более того, что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах благодаря возможности найти смысл даже в страдании.

О времени

У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия. Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты.

В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации. В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь.

Уникальный смысл сегодня — это универсальная ценность завтра.

О развитии

Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле: он может и ему постоянно приходится двигаться по земле! Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет.

Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, — именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.

Человек — это компьютер, но одновременно он нечто бесконечно большее, чем компьютер, большее в ином измерении. Если спроецировать человека на плоскости биологии и психологии, он отображается в них так, что эти проекции противоречат друг другу. Быть человеком — значит выходить за пределы самого себя.

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Гуманистическое направление в идеях А. Маслоу,К. Роджерса и В. Франкла

Реформирование системы образования в нашей стране в духе демократизации и гуманизации коснулось преподавания всех учебных предметов. Ярким примером тому служит внедрение в учебно-воспитательный процесс авторского образовательного проекта первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой «Самопознание». Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости — Любовь, а секрет счастья — в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Вся структура урока самопознания пронизана идеей гуманизма. Нельзя сказать, что гуманистическая психология и гуманизм как убеждение суть одно и то же, но гуманистическая психология осуществляет важный вклад в гуманизм практический. Она подчёркивает важность опыта полной человеческой жизни — раскрытия человеческих возможностей, креативности и наделения жизни смыслом. Всё это способствует самопознанию, открытости и свободе, сознанию своих границ и возможностей, личностной цельности, приятию самого себя и других. По мнению психологов- гуманистов, высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей основе добры. Цель психологии — понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека «испытуемым» значит унизить его достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека.

Соответственно, личность человека рассматривается в таких аспектах:

  1. человек — это не набор составляющих, а целостная личность;
  2. каждая личность уникальна, поэтому правильнее подходить к каждому конкретному случаю с точки зрения его индивидуальности.  Исходя из этого представления, статистические обобщения не имеют смысла;
  3. человеческая жизнь — это единый процесс бытия и становления человека;
  4. человек — активное существо, которому необходимо развитие;
  5. главная психологическая реальность — это переживания человека;
  6. человек может руководствоваться своими принципами и ценностями, что помогает ему быть в определенной степени независимым от внешних причин.

В гуманистическом движении заняли центральное место взгляды Карла Роджерса, Абрахама Маслоу и Виктора Франкла.

Абрахам Маслоу — видный американский психолог. Именно под его руководством в среде персонологов возникло понятие «гуманистическая психология», как обозначение нового, альтернативного психоанализу и бихевиоризму подходу к человеку, названного «третьей силой». Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу.

Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека. Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу — теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации. В видении А. Маслоу гуманистическая психология исходит из установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей.
Подчеркивал радикальные отличия человека от животного, утверждал, что человек обладает такими идеально-духовными качествами, отсутствующими у животных, как идеалы, ценности, разнообразные человеческие чувства (любовь, юмор, вина и пр.).

По мнению Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Среди важнейших свойств человеческой природы, одно из основных мест занимает способность к творчеству, которая ведет к самовыражению личности. А. Маслоу по-новому видит соотношение нормы и патологии, которое он интерпретировал понятиями «метапотребности» и «метапатология». Метапотребности — это стремление к ценностям бытия: истине, красоте, совершенству, всесторонности, самоактуализации. «Их подавление порождает определенный тип патологии, — пишет А. Маслоу, — которой я дал название метапатологии. Это заболевания души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям».

Он много размышлял о непреходящей ценности человека с его чувствами, переживаниями, умениями видеть и творить красоту. Он не отделял эмоции от разума и считал невозможным существование одного без другого, был убежден, что человек не должен быть ни куклой, ни машиной, ни рабом, ни господином, а должен иметь право на свое уникальное «я».

Карл Роджерс — американский психолог, крупнейший представитель гуманистической психологии. Его называют учителем гуманизма. В школе как малоспособный подвергался унижениям со стороны учителей, но это только укрепило его в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому труду. Работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Верил, что всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образовав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, превратившийся в крупнейший исследовательский центр, существует до сих пор, хотя сам К.

Роджерс умер в 1987 г. В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, — убежденностью в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим.
Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.

Виктор Франкл — один из величайших духовных учителей человечества в XX веке. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни. Актуальность идей Виктора Франкла определяется уникальной встречей масштабной личности с обстоятельствами места, времени и образа действия, которые придали этим идеям столь громкий резонанс. Почти посередине через его жизнь проходит разлом, обозначенный датами 1942-1945. Это годы пребывания Франкла в нацистских концлагерях, нечеловеческого существования с мизерной вероятностью остаться в живых.

Почти всю свою жизнь он прожил в Вене — в самом центре Европы, почти что в эпицентре нескольких революций и двух мировых войн и поблизости от линии фронта сорокалетней холодной войны. Виктор Франкл испытал на себе весь трагизм столетия, прошел все испытания и остался Человеком с большой буквы, проверив на себе действенность собственной теории и доказав, что в человека стоит верить. Наиболее яркая черта экзистенциального анализа и логотерапии Франкла — гуманизм, характерный в равной мере для составных частей его теории: учения о стремлении человека к смыслу, о смысле жизни индивидуума и о свободе воли. Логотерапия основана на идее, что поиск и реализация смысла жизни являются у человека врожденными, в случае неудачи такого поиска человек ощущает фрустрацию как следствие экзистенциального вакуума; смысл может быть связан с творческим трудом, с отношением к другому человеку или к своей собственной судьбе. В практике логотерапии ключевую роль играет вопрос о том, как искать и найти смысл своей жизни, так как создать его произвольно невозможно.
Однако недостаточно найти смысл жизни, его необходимо реализовать, и это тоже не простой и не автоматический процесс.

Франкл вводит категорию «сверхсмысла», то есть смысла того целого — Вселенной, истории, бытия, — в рамках которого реализуется смысл человеческой жизни. Франкл считает, что «сверхсмысл» непознаваем и не зависит от индивидуума. C невозможностью познать «сверхсмысл» необходимо мириться, но это не значит, что нельзя найти смысл индивидуальной жизни.

В поисках и реализации смысла своей жизни человек, даже тогда, когда его свобода ограничена, остается свободным благодаря ценностям, которые даруют ему способность к самотрансценденции и к самоотстранению. Цель свободы человека состоит в свободном принятии ответственности за решения, определяющие его судьбу, в противном случае свобода вырождается в произвол.

В каждом человеке Франкл видит творца в ходе всей своей жизни творящего собственную судьбу, свое развитие и свою духовность, а его поступки подразделяет на три разновидности:

  1. созидающие духовность и способствующие росту и развитию духовной личности;
  2. деструктивно влияющие на духовность;
  3. нейтральные к духовному росту.

Личный опыт автора в роли узника в фашистском концлагере, описанный в книге «Сказать жизни «Да», демонстрирует истинность его подхода. Именно тогда В. Франкл пришел к пониманию того, что даже в самых трудных и ужасных условиях существует возможность оставаться человеком, превосходя сложившиеся обстоятельства — в этом поможет осознавание наличия смысла в своей жизни.

Таким образом, гуманистическое направление А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла рассматривает человека как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту, как гармоническую личность, которая пытается достичь вершины личностного развития. Для такого человека характерно постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Идеи этих психологов- гуманистов предполагают развитие духовных и нравственных качеств, способствующих формированию у человека совести, гражданственности и человеколюбия. Исходя из этого, мы видим неразрывную связь между идеями психологов — гуманистов и задачами проекта нравственно — духовного образования «Самопознание». И то, и другое обладает бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым.

 

Литература:

  1. Программа по самопознанию. Алматы, ННПООЦ «Бобек», Институт гармоничного развития человека, 2009.
  2. Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. M., 1986.
  3. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. / Психология личности. Сборник, M., МГУ, 1982.
  4. Хьелл Л.. Зиглер Д. // Теории личности. Основные положения, исследования и применения. / СПб.: Питер Пресс, 1997.
  5. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. M., 1982 г.

О Викторе Франкле | GLE UK

ПУБЛИКАЦИИ

Экзистенциальный анализ — БЫТЬ СОБОЙ

Лондон, Англия — Facebook Live

организована Юлией Морозовой

Составлены Бет Дейли и Кари-Энн Тор 90 005

от EA Canada, примечания когорты 1 и Альфрида Семинар Лэнгле (Ванкувер, 2014)

 

Быть собой и понимать истерическую личность — это способность существовать как автономная и уникальная личность и блоки, которые могут этому помешать.

СКАЧАТЬ PDF

ВЕНСКАЯ ШКОЛА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ И УТВЕРЖДЕНИЕ ЖИЗНИ Альфрид Лэнгле

Венский тип экзистенциального анализа можно охарактеризовать как феноменологическую и личностно-ориентированную психотерапию (во многом приближающуюся к теории Карла Роджерса). Слово «существование» лежит в основе экзистенциального анализа. Существование, с нашей точки зрения, означает то, что можно просто назвать «целостной» жизнью.

СКАЧАТЬ PDF

Экзистенциальные фундаментальные мотивы

Альфрид Лэнгле

Поскольку мотивация — это «движение воли» человека, необходимо рассмотреть структуру воли. Воля как выражение свободы человека рассматривается в экзистенциальном анализе как стержень бытия человека. Сама личность рассматривается как диалогическая по своей сути, что порождает диалогическое понятие свободы или воли и мотивации. Линии таких диалогов можно найти в мотивации и выстроить фундаментальную структуру любой мотивации: связь с миром, со своей жизнью, со своим бытием, со смыслом. Таким образом, эти измерения существования обеспечивают концептуальную основу для мотивации.

СКАЧАТЬ PDF

Практическое применение Личностного Экзистенциального Анализа

В этой беседе обсуждаются методы, используемые для активации подлинной личной воли (свободы) и ответственности. Он включает определение трех шагов, реализованных в этом методе, и практическое применение.

СКАЧАТЬ PDF

Экзистенциально-аналитические методы лечения тревоги

Три части экзистенциального анализа рассматриваются в трех статьях психологов из Канадского экзистенциального анализа и Западного университета Тринити, Канада.

СКАЧАТЬ PDF

От логотерапии Виктора Франкла к экзистенциально-аналитической психотерапии

В этой статье рассматриваются центральные или ключевые концепции логотерапии. В нем рассказывается об истории логотерапии, ее влиянии и ее постепенном повороте к экзистенциальному анализу.

СКАЧАТЬ PDF

Экзистенциальные фундаментальные мотивы, структурирующие мотивационный процесс

В этой статье рассматривается мотивационный процесс, от «Воли к смыслу» Франкла до современных поисков смысла. В нем также подробно рассказывается о четырех основных условиях полноценного существования.

СКАЧАТЬ PDF

Метод улавливания смысла

Есть четыре шага, которые ведут к улавливанию смысла. Методы доктора Альфрида Лэнгле изложены в этой короткой статье. Действия, функции и последствия изложены здесь.

СКАЧАТЬ PDF

Поиск смысла и утверждение жизни

В данной статье исследуется обзор и цель Венского экзистенциального анализа. Это рассматривается с точки зрения теории мотивации, на практике и, наконец, путем описания ее влияния в тематическом исследовании. В нем делается вывод о том, как логотерапия Франкла была расширена GLE-International.

СКАЧАТЬ PDF

Что мы ищем, когда ищем смысл?

В этой статье делается попытка понять и ответить на вопросы о философском и психологическом понимании значения. Исследуется поиск смысла и сам вопрос смысла разбивается на отдельные пункты.

СКАЧАТЬ PDF

Поиск смысла и духовная сторона психологического здоровья

В этом документе Бритт-Мари Сайкс говорит о человеческом существовании и о том, как оно рассматривается с экзистенциально-аналитической точки зрения. Она смотрит на это с пяти точек зрения, прежде чем перейти к более подробному рассмотрению этих точек в рамках феноменологического подхода.

СКАЧАТЬ PDF

Процесс диагностики в экзистенциальном анализе

Основные этапы диагностики разбиты на этапы и диаграммы. Важность шести различимых этапов диагностики подробно описана перед обзором процесса.

СКАЧАТЬ PDF

Виктор Франкл — защитник человечества

В этой статье, посвященной 100-летию со дня рождения Виктора Франкла, Журнал гуманистической психологии дает представление о происхождении и мотивах этого человека, страданиях и несправедливости, с которыми он столкнулся а также его деятельность как ученого и защитника.

СКАЧАТЬ PDF

Эмоциональность: экзистенциально-аналитическое понимание и практика

В этом обширном документе анализируется связь между экзистенциальным анализом и эмоциональностью. Существует экзистенциальная релевантность эмоциональности; его теория разбивается до того, как взгляд на терапевтические аспекты работы с эмоциональностью исследуется в рамках трех тем.

СКАЧАТЬ PDF

Обновление гуманизма в европейской психотерапии: разработки и приложения

Гуманизм претерпел обновление в современном обществе. В этой статье рассматривается, как она повлияла на другие школы психотерапии, проблемы, с которыми она столкнулась при ассимиляции, и ее актуальность в современной философской и феноменологической практике.

СКАЧАТЬ PDF

Феноменология в психотерапевтической практике

Внутреннее согласие и диалогический обмен как основа личности — это два способа, которыми мы можем рассматривать свою жизнь как жизнь «для чего-то». Благодаря пониманию, смыслу, отзывчивости и т. д. мы можем начать смотреть на внутренний и внешний диалог, который в конечном итоге приведет к подлинной встрече.

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Шкала существования

Шкала существования — это новый подход к оценке способности находить смысл жизни. В ее основе лежит антропологическая теория Франкла, которая разбита на четырехуровневую модель процесса. В этой статье будут рассмотрены результаты теста.

СКАЧАТЬ PDF

ПОДПИСАТЬСЯ

Вы подписаны!

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШУ РАССЫЛКУ

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ

О Викторе Франкле | GLE UK

Виктор Франкл был австрийским неврологом и психиатром, пережившим Холокост.

Франкл был основателем логотерапии, формы экзистенциального анализа, «Третьей венской школы психотерапии». Его книга-бестселлер «Человек в поисках смысла» (опубликована под другим названием в 1959 году: «От лагеря смерти к экзистенциализму» и первоначально опубликована в 1946 году под названием «Trotzdem Ja Zum Leben Sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager», что означает «Тем не менее, скажи «Да». к жизни: психолог переживает концентрационный лагерь) рассказывает о своем опыте заключенного концлагеря , который привел его к открытию важности поиска смысла во всех формах существования, даже самых жестоких, и, таким образом, причины продолжать жить.

Франкл стал одной из ключевых фигур в экзистенциальной терапии и выдающимся источником вдохновения для психологов-гуманистов 0002

Франкл — Я сломался Моя шея, но это меня не сломало

Поиск смысла в трудные времена (Интервью с доктором Виктором Франклом)

Поиск смысла жизни сегодня с Виктором Франклом

Henry Abramson» data-hook=»title»> Кем был Виктор Франкл? Еврейская биография как история Д-р Генри Абрамсон

Интервью Виктора Франкла Шуллера 90

ЛЕКЦИИ ДР. ВИКТОР ФРАНКЛ

УЗНАТЬ О КУРСЕ

НАЧАТЬ ЗАЯВКУ

Frankl Video

ПУБЛИКАЦИИ

Доктор и душа, 

9 0002 (первоначально назывался Ärztliche Seelsorge), Random House, 1955.

ПОЛУЧИТЬ КНИГУ

Психотерапия и экзистенциализм.

Избранные статьи по логотерапии, Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1967.

ПОЛУЧИТЬ КНИГУ

Воля к смыслу. Основы и применение логотерапии,

Новая американская библиотека, Нью-Йорк, 1988

ПОЛУЧИТЕ КНИГУ

Неслышимый крик о значении. Психотерапия и гуманизм, 

Simon & Schuster, Нью-Йорк, 2011

ПОЛУЧИТЬ КНИГУ

Воспоминания Виктора Франкла: автобиография.

Basic Books, Кембридж, Массачусетс, 2000 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *