Вильгельм вундт эксперименты: самые громкие психологические эксперименты — Naked Science

семь слов доктора Вундта — Чему не учат в школе

Почему в рекламных блоках используется не более девяти смысловых единиц, хорошо запоминаются телефоны без префикса, а в веб-дизайне хорошим тоном считается не включать в основное меню сайта слишком много разделов? Все дело в числе семь, которое играет важнейшую роль в жизни человечества. И, кстати, при этом никакой магии – сплошная наука.

Ведь эта самая семерка стала одним из первых результатов первых настоящих экспериментов молодой науки психологии.

Еще 150 лет для изучения такого понятия, как «душа» или «сознания» предполагалось всего лишь несколько инструментов. Либо обратить сознание на себя, фактически предаваясь медитации, либо рассуждать на эту тему. Так продолжалось до тех пор, пока на научную сцену не вышел ординарный профессор Лейпцигского университета Вильгельм Вундт. Этот человек решил применить к психологии главный прием естественных наук – эксперимент.

Надо сказать, что Вундт был даже по тем временам скучным и очень «правильным» человеком. В его жизни все было упорядочено – и работа, и личная жизнь. По воспоминаниям его жены Софи, он все время придерживался точного распорядка. Утром – писал, днем посещал cотрудников и лаборатории (не более 10 минут на каждого), затем – прогулка и лекция, вечером – прием гостей, музицирование и разговоры о политике.

Но именно эта упорядоченность позволила ему столь же методично перевести психологию на экспериментальные рельсы.

Лаборатория Вундта

Первые психологические эксперименты зрелищностью не отличались. Скажем прямо, для современного человека они показались бы откровенно скучными. Представьте себе типичный кабинет Лейпцигского университета. 1879 год. На столе стоит самый обычный метроном, он же практически первый психологический прибор, перед ним сидит человек. При помощи такого нехитрого прибора Вундт исследует свойства сознания. Вундт старался измерить объем сознания (как он сам писал). Его интересовало, сколько простых, «элементарных» впечатлений может уместиться в сознании одновременно.
Испытуемым в первой психологической лаборатории с небольшим промежутком предъявлялись два одинаковых ряда звуков и предлагалось определить, одинаковые ли это были звуки? Считать стимулы запрещалось – их надо было просто слушать и воспринимать каждый ряд целостно.
Оказалось, что удары метронома воспринимались, как разные звуки – наподобие тиканья часов: “тик-так”. Хотя, конечно, никакого “тик” и “так” этот прибор не издавал – все его щелчки были одинаковыми. Но Вундт объяснил это феноменом “ритмичности” сознания – тенденции к образованию групп из отдельных элементов.

А если звуки можно было организовать хотя бы в пары, то испытуемые могли сравнить между собой ряды, состоящие, в среднем, из 8 пар. Если количество пар оказывалось больше, ряды звуков переставали восприниматься, как единое целое. Вундт решил, что это и есть предельный объем сознания.
Кстати, в его последующих опытах выяснилось, что если звуки могли группироваться и дальше, то человек способен воспринимать, как целостный ряд, пять тактов по восемь звуков.
Именно этот факт натолкнул Вундта на мысль о том, что сознание способно организовывать информацию в более крупные единицы. По мнению профессора, благодаря этому человек способен понимать речь: предложения, состоящие из слов, которые, в свою очередь, состоят из отдельных звуков, непроизвольно воспринимаются, как единое целое. Кстати, именно поэтому, как выяснилось, гораздо легче учить стихотворения, нерифмованная часть которых (половина строфы) умещается в семь-восемь слов.
Лаборатория Вундта в скором времени превратилась в первый в мире институт экспериментальной психологии, а его студенты успешно создавали психологические лаборатории не только в Европе, но и за океаном. Наибольшую популярность при жизни он приобрел, как ни странно, в России. Именно на русском языке вышло больше всего переводов Вундта, а в 1912 году в Москве появилась точная копия его лаборатории.

Кстати, написал Вундт удивительно много. За 68 лет научной деятельности он написал 53 735 страниц – больше двух печатных страниц в день. Видимо, детская мечта стать знаменитым писателем не прошла даром.

Писатетем он не стал, зато стал классиком психологической науки и основателем экспериментальной психологии c огромной прижизненной славой (в честь него еще при жизни назвали астероид 635 Вундтия). А ныне благодаря ему современные студенты-первокурсники психфаков во всем мире начинают обучение по предмету “История психологии” с попыток понять, что же делал этот странный мужик с метрономом.

Исследователи не оставили в покое «объем сознания», описанный Вундтом. Сейчас та область сознания, где удерживается оперативная информация, принято называть кратковременной памятью.
Спросите, причем тут семерка, если речь до сих пор шла о сплошных восьмерках? В 1956 году свет увидела статья Джорджа Миллера «Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию», в которой он еще раз подтвердил результаты опытов Вундта. А заодно и уточнил их, подсчитав объем кратковременной памяти. На долгие годы это число стало своеобразной константой: 7, плюс-минус 2. И благодаря Миллеру открытие Вундта стали использовать на практике рекламщики, копирайтеры, дизайнеры интерфейсов… «Не более семи слов в рекламном слогане, не более семи элементов в презентации»… Плюс-минус два, и внимание такого невнимательного человечества вам гарантировано.

Текст написан замечательным медицинским журналистом Снежаной Шабановой в соавторстве с одним из авторов блога для журнала «Вокруг света».

2.2.1. Структуралистское направление (структурная школа)

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.2.1. Структуралистское направление (структурная школа)

  Психология как наука родилась в конце 19 веке, как дитя философии и экспериментальной физиологии.
  Датой рождения психологии как самостоятельной науки считается 1879 г., когда немецкий учёный Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию и начал производить опыты с человеком методом интроспекции — т. е. самонаблюдения. Психология пошла путём естественных наук, т. е. стала проводить эксперименты. А развитие науки как естественной начинается в тот день, когда философская дискуссия перестаёт быть единственным способом познания и уступает место точным и систематическим наблюдениям, а главное — эксперименту. Из науки теоретической психология превратилась в науку экспериментальную.

  Именно в 1879 г. психология отделилась от философии, так же, как ранее, в XVII веке химия и физика, а в XVIII веке — физиология.
  Успехи физики и химии, объяснявшиеся применяемым ими методом расчленения вещества на составные элементы, подтолкнули Вундта использовать такой же метод в психологии.
  Сознание было разбито на психические структуры, т. е. простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов, а также установить связи между ними и выявить законы этих связей. «Психология — это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралисткий подход или структурная школа, структурное направление.
  Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом — зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами её находится область, содержания которой неотчётливы, смутны, не расчленены — это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной (с участием воли), так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объём. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.
  Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть ещё и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда — удовольствие и напряжение, страх — неудовольствие и напряжение.
  Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания.
И к тому же эти элементы у разных людей оказались разными. Испытуемым в лаборатории показывали различные стимулы: картинки, звуки, запахи. И просили описать каждого то, что он чувствует. Выяснилось, что описания стимулов у разных людей были разными. То, что одному испытуемому казалось ярким, громким, приятным, другому — тусклым, тихим, неприятным. Одного красный цвет возбуждал, другого — шокировал и раздражал. Кроме того, в разные дни недели описания одних и тех стимулов у одного и того же человека тоже были разными! Т. е. ощущения неодинаковы, непостоянны и изменчивы. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать, и метод интроспекции как научный отошёл в историю.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www. txtb.ru

Человеческий интеллект: Вильгельм Вундт

 

  Интерактивный Карта | Алфавитный указатель | Индекс периода времени

Интерактивный Карта       

Алфавитный Индекс       

Время Индекс периода       

Горячий Темы       


Карта — PDF       


Как цитировать этот сайт

Сделать вклад

ссылки

Авторы

Комментарии


Вильгельм Вундт

(1832-1920)


Немецкий философ и психолог

Влияния

  • Студент:
  • Под влиянием:
  • Ученики: Дж.
    М. Кеттелл, Титченер, Копьеносец
  • Под влиянием:
  • Период времени: Великие школы

Образование

  • Тюбингенский университет (1851)
  • Гейдельбергский университет (доктор медицины, 1856 г.)

Карьера

  • Приват-доцент физиологии (1857-1864)
  • Профессор индуктивной философии Цюрихского университета (1874 г.)
  • Профессор индуктивной философии Лейпцигского университета (1875-1917)
  • Создал первую в мире экспериментальную лабораторию в области психологии, Институт экспериментальной психологии (1879 г.))

Основные вклады

  • Часто упоминается как «Отец экспериментальной психологии» и «Основатель современной психологии»

Идеи и интересы

Вундт основал первую в мире лабораторию, посвященную экспериментальным психология. Эта лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересовался в психологии, сначала для немецких философов и студентов-психологов, затем для американских и британских студентов.

Все последующие психологические лаборатории в первые годы своего существования были тесно связаны с моделью Вундта.

Революционный подход Вундта к психологическим экспериментам психологическое исследование из области философии и естественных наук и начал использовать физиологические экспериментальные методы в лаборатории. Для Вундта сущностью всех тотальных приспособлений организма была психофизическая процесс, органическая реакция, опосредованная как физиологическими, так и психологический. Он был пионером концепции констатации ментальных событий в отношении к объективно познаваемым и измеримым стимулам и реакциям. Вундт воспринимал психология как часть сложной философии, где разум рассматривается как деятельность, а не вещество. Основная психическая деятельность обозначалась Вундта как «апперцепции».

Физиологическая психология занималась процессом возбуждения от раздражения органов чувств, через чувствительные нейроны к нижним и высшие мозговые центры, а от этих центров к мышцам. Параллельно с этим процессом шли события душевной жизни, познаваемые посредством интроспекции. Самоанализ стал для Вундта основным инструментом экспериментальной психологии. В издании Вундта 1893 г. физиологической психологии , он опубликовал «трехмерная теория чувств»: чувства классифицировались как приятные или неприятным, напряженным или расслабленным, возбужденным или подавленным. Данное чувство может быть одновременно комбинацией одной из каждой из категорий.

Метод самоанализа Вундта не остался основным инструментом психологические эксперименты начала 1920-х гг. Его величайший вклад должен был показать, что психология может быть полноценной экспериментальной наукой. Его влияние на развитие психологии как науки было огромно. Несмотря на плохое зрения, Вундт, по оценкам, опубликовал 53 000 страниц, достаточно для хранения полной библиотеки.

Как отмечалось выше, главной заботой многих ранних психологов, таких как Вундт и Фехнер, был с измерением сил сенсорных дискриминация, вытекающая из теории и методологии психофизики, наука о количественных отношениях между физическими величинами и ощущения. Этот интерес к измерениям привел Вундта к разработке того, что будет основой для шкалы интеллекта Бине. Бине разработал шкала, в которой конкретные задачи напрямую соотносились с разными уровнями способностей или умственного возраста. Однако Бине не предполагал, что каждый задача будет точно и достоверно соответствовать определенному ментальному уровню. По мере развития шкалы Бине счел необходимым использовать ряд задач на каждом уровне для определения умственного возраста. На данный момент задача определения умственный возраст человека напоминал один из психофизических методов разработан Вундтом для определения уровня чувствительности человека к слабые стимулы или небольшие физические различия в стимулах.

Publications

  • Vorlesungen uber die Menschen und Tier-Seele (1863 г., английский перевод, Лекции по психологии человека и животных, 1896 г.)
  • Grundzuge der physiologeschen Psychologie (1874 г., английский перевод, Принципы физиологической психологии, 1904).
  • Philosophische Studien, первый журнал по психологии (1871 г.)
  • Volkerpsychologie (социальная психология), (10 томов, 1911-1920)

Каталожные номера: 3, 10, 37

Изображение предоставлено Национальной медицинской библиотекой


Главная | Интерактивный Карта | Алфавитный указатель | Время Индекс периода
Горячие темы | Карта — PDF | ссылки | Авторы | Комментарии

За дополнительной информацией обращайтесь по телефону
Вопросы по содержанию: д-р Джонатан Plucker (jplucker AT jhu.edu)
Технические вопросы: Технический содиректор (intelltheory AT gmail.com)
Copyright © 2016

Последнее изменение: 29 апреля 2018 г.

Вильгельм Вундт :: Отец психологии

Вильгельм Вундт (полное имя Вильгельм Максимилиан Вундт ) жил с 1832 по 1920 год. Он был немецким ученым, которого первым назвали психологом.

На протяжении всей своей жизни Вильгельм Вундт был плодовитым писателем и ученым, который пытался поставить психологию на прочную научную основу, и чья новаторская работа в области так называемой экспериментальной психологии сыграла решающую роль в развитии современной когнитивной психологии.

Вундту также приписывают основание первой лаборатории психологии, наряду с первой школой психологической мысли, чья книга 1873 года Принципы физиологической психологии заслуживает особого внимания.

Обзор Вундта и его творчества

Вильгельм Вундт (1832-1920) был первым в истории психологом, отцом современной психологии, основателем экспериментальной психологии и выполнил новаторскую работу в области когнитивной психологии.

Вильгельм Вундт получил образование физиолога и обладает обширными знаниями в области анатомии и физиологии человека и животных. Это формальное обучение важно, потому что оно сильно повлияло на отношение и процесс его более поздних психологических исследований, которые в основном были сосредоточены на интенсивном изучении сознания посредством времени реакции, сенсорных процессов и восприятия .

Однако его сочинения были столь же разнообразны, сколь обширны. В ходе своих исследований он охватил широкий спектр физиологии, включая физиологию человека и животных. Он также изучал яды, видение, спиритуализм, гипноз, историю и политику. [3] Хотя пока эти темы кажутся , а в некоторых случаях являются независимыми от , даже здесь мы можем обнаружить, что все они были непосредственно связаны с человеком и человеческим опытом и, таким образом, связаны с психологией. Что, как я полагаю, мы можем предположить, было и его собственной верой, поскольку он не считал себя междисциплинарным ученым и мыслителем.

За время своей академической карьеры его записи составили «энциклопедические фолианты», документирующие его исследования в области философии, логики, лингвистики, этики и религии. Интересно, что они тоже попадают в ту же общую категорию, что и относящиеся к человеку и к психологии, как предполагалось выше, что, возможно, доказывает его стремление к полному и всестороннему пониманию всего, что конкретно относится к человеческому разуму и внутреннему опыту. За всю его жизнь общая сумма его сочинений составила около 53 000 страниц, или 100 больших (около 500 страниц) книг. [3]

В качестве преподавателя лично подготовил 186 аспирантов, 116 из которых прошли психологическое обучение. Так что непосредственно из него, его лаборатории и его революционной работы он повлиял и даже породил целое поколение психологов, и даже психологию как интеллектуальную дисциплину.

В Лейпцигском университете в Германии он открыл Институт экспериментальной психологии , который является первой лабораторией психологических исследований (в то время ему было около 47 лет). Стиль исследования, проводимого в Институт экспериментальной психологии на практике и процедурах работал в качестве модели для последующих психологических лабораторий. Тем самым ставя Вильгельма Вундта основоположником экспериментальной психологии и психологии в целом, поскольку это событие часто считают началом современной психологии.

Лаборатория стала центром академической дисциплины, привлекая со временем немецких философов и студентов-психологов, а также английских и американских ученых. Кроме того, благодаря характеру его исследований и направленности его работы (мысль, эмоция, восприятие, воля) от него мы также можем проследить корни когнитивной психологии.

Психологические эксперименты Вундта

Личное понимание психологии

Вильгельм Вундт стремился как можно более непосредственно изучить и понять сознание, в конечном итоге выведя теорию разума или сознания , хотя термин, который использовал сам Вундт, был более общее обозначение внутреннего опыта .

Он считал, что описание сознания является целью психологии. Не понять что есть само сознание (которого мы до сих пор не понимаем), но понять сложные отношения между опытом наших чувств и классификацией, организацией и пониманием информации наших чувств как восприятия .

Но более того, он стремился понять сложную взаимосвязь восприятия с волей и волей (источник нашего вдохновения и решимости совершить действие), мотивация (привлечение или отвращение к чему-либо и наше желание действовать в соответствии с этим притяжением и отталкиванием), эмоция (которая не нуждается в определении), а также познание (наша способность концептуализировать, учиться и понимать с помощью мысли) .

Он считал, что можно спланировать строгие эксперименты, чтобы понять взаимосвязь между этими различными аспектами человеческого существа и человеческим опытом, однако он знал, что экспериментальный подход ограничен. Тем не менее, благодаря своим неустанным усилиям, он применил зарождающуюся научную строгость естественных наук, которая дала плоды в его время благодаря более ранним работам физиков и математиков, таких как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и Рене Декарт, к изучение психологии. При этом он установил дисциплину, отличную от чистого изучения тела, физиологии.

Он знал, что психологию нельзя свести к физиологии, что разум есть нечто большее, чем тело, отличное от него, и что понимание различных психических процессов эмоций, восприятия, воли, мотивации и познания и их взаимосвязи нельзя понять, просто поняв, как работает само тело. Это так же верно сегодня, как и тогда. Он также крайне подозрительно относился к любой идее о бессознательном , особенно в его способности мотивировать человеческое поведение и давать образы и идеи.

Экспериментальная работа

Руководствуясь своим опытом в области физиологии, он разработал свой экспериментальный подход к психологии, стремясь получить доступ к миру внутреннего опыта/разума посредством физиологии. Другими словами, он получил доступ к индивидуальному восприятию через органы чувств человека, обучая своих субъектов сообщать ему о своих внутренних переживаниях и реакциях на различные стимулы настолько объективно, насколько это возможно.

Вундт считал, что само сознание может существенно ответить на наши вопросы о его структуре и составных частях с помощью тщательно определенных экспериментов. Не то, чтобы сознание каким-то образом обращалось к нам напрямую, но эмоциональные и когнитивные реакции в уме, возникающие в результате процесса восприятия, помогли бы нам понять структуру разума.

Он полагал, что подопытный может подвергаться внешним раздражителям от различных аппаратов, которые могут вызывать предопределенные реакции внутреннего опыта , таким образом давая нам информацию о составляющих компонентах сознания.

Метод, разработанный Вильгельмом Вундтом в качестве ментальной техники, сопровождающей его экспериментальные протоколы, назывался Selbstbeobachtung . Selbstbeobachtung буквально переводится как «самонаблюдение», более известное как самоанализ (буквально означает внутреннее восприятие ).

Эта техника интроспекции , описанная Вундтом, была такой же строгой, как и остальная часть его работы. Это требовало интенсивных тренировок, во время которых обучаемого приучали немедленно реагировать на любые мысли и чувства, возникающие в результате повторяющихся внешних раздражителей. Их нужно было давать без фильтрации, без анализа.

Его эксперименты проводились в форме тренированного субъекта, изолированного в одной комнате, обычно с наблюдающим психологом в соседней комнате. Обучаемого подвергали внешнему раздражителю, например импульсам света или звуку метронома, и просили сообщить, что произошло в течение 9 минут. 0177 внутреннее переживание или сознание , или, возможно, он понял бы это больше по линии определения «как сознание отреагировало на раздражитель».

Было высказано предположение, что повторяющиеся стимулы вызывают у индивидуума повторяющиеся переживания, которые могли бы кое-что сказать о структуре и природе сознания, если бы были обнаружены сходных паттернов в качестве ответов на определенные стимулы, которые позволили бы нам делать общие состояния людей и разум. Техника selbstbeobachtung (самоанализ) позволял испытуемым сообщать о своих мыслях и чувствах, независимо от интерпретации или предыдущих экспериментов, то есть о том, что они думали и чувствовали во время последнего сеанса. Идея состоит в том, чтобы устранить ошибки в наблюдении внутреннего опыта (мысли или чувства) из-за искажения, вызванного интерпретацией между опытом и вербализацией.

Он хотел разделить разум на составные элементы, тем самым исследуя такие темы, как познание, эмоции и воля. Почти как если бы он искал источник и зарождение реакции на окружающую среду в уме. Самое первое появление сознательного осознания в ответ на раздражители и сопровождающие его специфические мысли и эмоции.

Хотя, в конце концов, это не было полностью успешным, поскольку люди, как правило, имели широкий спектр ответов на один и тот же стимул. Тот факт, что стимулы приводили к тому, что испытуемые сообщали о чувствах, образах и ощущениях, которые так сильно отличались друг от друга, указывает на то, что не существовало когерентной структуры сознания, которую можно было бы обнаружить таким образом. Во всяком случае, это доказывает субъективность восприятия, не давая никаких конкретных данных о самом сознании.

В своей лаборатории он также проводит эксперименты по времени реакции. Субъект находился в изоляции в комнате и получал такие раздражители, как свет, звук или изображение, и ему давали указание нажать кнопку в тот момент, когда он воспринимал раздражители и был в состоянии реагировать на них. Аппарат измерял время реакции с точностью до 1/1000 секунды (1 мс).

Вильгельм Вундт и структурализм

Школа психологии, основанная Вундтом, со временем стала известна как структурализм и является первой психологической школой. В то время как сам Вильгельм Вундт установил основополагающие принципы, теории и экспериментальные протоколы, ставшие структурализмом, именно его ученик Эдвард Титченер расширил основу Вундта, развивая изощренность его идей и донося их до более широкой аудитории.

Основная идея структурализма заключается в том, что разум представляет собой совокупность жизненного опыта человека, и что если психолог сможет разложить разум/сознание на составные элементы, то у каждого человека будут уникальные процессы рассуждений и принятия решений. можно было понять.

Эта теория, кажется, идентифицирует сознание или внутренний опыт почти как своего рода машину с определенными частями с различными функциями, которые должны реагировать на раздражители определенным, заранее определенным образом. И что, как только будет понят один аспект человеческого разума, можно будет также определить его отношение к различным другим областям психики. Затем, если бы были поняты основные элементы разума вместе с правилами их взаимодействия, тогда мы могли бы теоретически понять или деконструировать каждую мысль, импульс, действие или поведение, чем человек мог бы предпринять, поняв части и их отношение к целому.

Под влиянием Эдварда Титченера структурализм сосредоточился на трех основных понятиях: ощущение, образ (идея или мысль), и привязанность (чувство) , которые считались основными аспектами сознания/ внутренний опыт. В том, что мы можем испытывать ощущения, нам могут быть представлены идеи или образы в нашем уме, и у нас есть чувства.

Хотя структурализм не интересовался значением того, что мы думали или чувствовали, или причинами, почему, но вместо этого почти полностью отошел от таких соображений. Вместо этого он решил сосредоточиться почти исключительно на механизме (как я описал выше, понимать части и отношения к целому), полагая, что описание внутреннего опыта было единственной важной величиной для понимания.

Излишне говорить, что среди других психологов эти идеи встретили значительную оппозицию, которая продвинула дисциплину вперед с рядом возникающих контртеорий и школ. Структурализм оказал небольшое влияние в Соединенных Штатах.

Вклад Вильгельма Вундта в психологию

Методы Вундта вместе со школой структурализма не получили продолжения после смерти Эдварда Титченера в 1927 году (всего через 7 лет после смерти его наставника). Уже тогда Вильгельм Вундт оказал глубокое и общепризнанное влияние на дисциплину психологии.

Его вклад утвердил психологию как научную дисциплину и провел новаторское исследование, необходимое для объективного и беспристрастного рассмотрения этого весьма субъективного предмета. Действительно, в обзоре 1991 года, опубликованном в рецензируемом журнале American Psychologist , он был признан самым выдающимся психологом 29 американскими историками психологии, а Уильям Джеймс и Зигмунд Фрейд заняли второе место. [5]

Что бы вы ни говорили о нем или его идеях, он был настоящим ученым в том, что искал объективную истину. Его исследования проводились в контролируемых условиях, и Вундт всегда стремился к объективности своего экспериментального подхода. Иронично, учитывая, насколько субъективна его дисциплина по своей природе, а также в высшей степени субъективный характер результатов.

Ведь невозможно подтвердить чувства, идеи (образы) и восприятия человека, не говоря уже о правдивости того, что он говорит, что он видел или чувствовал. В отличие от физического проявления мысли и чувства – человеческое поведение – внутренний опыт сам по себе является ненаблюдаемой величиной.

Величайшим вкладом Вильгельма Вундта в психологию были, пожалуй, психологические школы, возникшие из оппозиции и несогласия с некоторыми его собственными идеями и подходами, и основанная им школа структурализма.

Дополнительная литература

  1. Психология | Openstax
  2. Вильгельм Вундт | Сол А. Маклеод | 2008 [http://www.simplepsychology.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *