Вклад в психологию сократ: 4. Вклад Сократа в психологическую науку. Психологические аспекты учения Платона.

Античная психология. Софисты и Сократ

К 4 в. до н.э. в греческом обществе ощущалась настоятельная потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, занявших высокие политические должности в выборных греческих республиках, но не имевших хорошего начального образования. При этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте, арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логично мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели — преимущественно философы — обучали не только философии, но и психологии, риторике, т.е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли

«учителями мудрости» — софистами.

Наиболее известными представителями этой школы были Протагор (ок. 490-420 гг. до н.э.) и его ученик Горгий (ок. 483-375 гг. до н. э.). С их точки зрения, способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое суждение. За свои выступления, в которых они публично демонстрировали это умение, и за уроки софисты стали получать значительные суммы денег, что отличало их от большинства других ученых.

Можно сказать, что их деятельность положила начало платному обучению науке.

Умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи получило название софистики. Доказывая значимость личного мнения конкретного человека и его приоритетность над другими убеждениями, Протагор высказал знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Исходя из этого, он и говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, невозможности выработать общие для всех понятия, в том числе понятия добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного человека, другой может оценивать как зло.

В то же время Протагор говорил о том, что с точки зрения общества существуют понятия блага и зла, хорошего и плохого поведения. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздействуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. При этом целью такого воздействия было не только совершенствование человека с точки зрения объективных критериев нравственности, но и

поиск оптимальных путей адаптации к тем социальным условиям, в которых человек живет. С точки зрения Протагора, естественное развитие души ребенка, без целенаправленного социального воздействия на него, не может помочь ему в такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервые поставлен вопрос о том, какие условия оптимальны для формирования социально активной и адаптированной личности. Протагор пришел к выводу, что с точки зрения социальной адаптации наиболее важным является именно внешнее влияние, которое заключается в обучении людей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из значительных условий такого воздействия как раз и было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в правоте собственной точки зрения. Поэтому именно обучение приемам ораторского искусства Протагор считал главным в тех уроках, которые давали софисты. Эту точку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и Рима, а потому
владение ораторским искусством считалось одним из главных критериев одаренности.
Способность к красноречию давала возможность более активно участвовать в общественной жизни, помогала добиться более высокого статусного места. Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению и упражнению человек может стать более нравственным и более гражданственным.

Примерно с 3 в. до н. э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека.

На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ. В это время ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.

Начиная с Сократа человек осознается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее.


Сократ (470 — 399 гг. до н. э.).


По Сократу ничего важнее исследования именно человека, его души быть не может.

Божественный разум, по Сократу, является единственной причиной всех явлений. Из положения о несводимости общего к единичным проявлениям Сократ пришел к пренебрежению единичным и признанию объективности общего.

Сократ связывал нравственность с поведением человека, говоря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ был вынужден связать нравственность с разумом, подчеркивая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо показать людям разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение.

Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя. Таким образом, Сократ пришел к важнейшему положению своей теории, к переносу исследовательского интереса с окружающей действительности на человека, выразившемуся в известном изречении Сократа: «Познай самого себя».

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении о природе вещей может познать и передать другим. Важность этой мысли объясняется острой полемикой Сократа с софистами, которые отрицали наличие абсолютной для всех истины, подчеркивая относительность наших представлений о мире, добре и зле. Против положения софистов о субъективности и относительности истины, их мнения о том, что «человек есть мера всех вещей», и выступал Сократ. В своей теории, в разрабатываемых концепциях познания и этики, он стремился доказать, что в любом знании, несмотря на его относительность, есть зерно истины, общей для всех, тем более это касается истины нравственной.

Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться от одного человека к другому, Сократ

одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом.

Сократ утверждал, что знание — это понятие о предмете. Достижение знания есть определенное действие, имеющее частную цель. Однако есть общая для всех знаний цель — понимание высшего блага, которое одновременно является и высшей истиной. Конечный источник всех действий — это формирование и развитие самого разума, который, в свою очередь, вырабатывает новые общие понятия.

Однако абсолютное знание хотя и существует объективно, но не может быть дано человеку в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что имеются в душе каждого, т. е.,

по мнению Сократа, истина существует в душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает этого. Причем развивать это существующее в душе знание должен сам человек, а собеседник (учитель) только помогает ему в этом процессе. Фактически речь идет о том, что бессознательное знание, которое до определенной поры дремлет в душе, необходимо сделать осознанным, а потому активно и сознательно управляющим поведением.

Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешним побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение. Сократ одним из первых психологов поднял вопрос о необходимости разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека.

Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания.

Этот метод, открытый Сократом и применявшийся им в его размышлениях, его знаменитая диалектика, получил название метода сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых ученика подводят к определенному знанию. Сократ никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное — привести человека к самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, которыми Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, как неправильное допущение рождает противоречия и, следовательно, необходимость выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников, заключалось в том, что

всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно выводиться. Сам Сократ говорил о себе, что он является «акушером мысли», помогая человеку самому прийти к правильной идее, найти, «родить» ее в своей собственной душе.

Разрушая ходячие представления, которые люди повторяют без достаточного понимания, Сократ настаивал на возможности точного знания нравственных добродетелей, доказывал, что истинное благо человека состоит не в удовлетворении случайных желаний, а в жизни сообразно с добродетелью. За свои проповеди он был обвинен в том, что подрывает веру в богов и развращает юношество, и приговорен афинским судом к смертной казни. Обвинение было ложное, но он не стал оправдываться. Деятельность Сократа увенчалась его доблестной смертью. Составленная Платоном от лица Сократа «Апология» (защитительная речь) воссоздает образ бесстрашного мудреца, свободного от страха, всецело преданного истине.

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно — как нечто, отличное от тела. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Она — разум, который является началом божественным. Он защищал бессмертие души.

Именно Сократ впервые подошел к душе прежде всего как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Он говорил о том, что душа — это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам.

Считал, что естественные законы не могут быть полностью распространены на человека, который подчиняется и другим законам, законам разума.

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату — самосовершенствованию человека, в образовании которого он выделял две ступени: изучение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов. О его взглядах нам известно из трех основных источников — комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и сочинений Платона.

Сократ заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью человека.

Источник:
А.Н. Ждан История психологии
Т.Д. Марцинковская История психологии

Демокрит, Сократ, Платон — История психологии (Психология)

Лекция 4 (27.09.10)

Демокрит (470 – 370 до н. э.)

Основатель материалистического подхода, детерминизма, нет беспричинных явлений, все явления происходят благодаря механическому соударению атомов. Случайность – это непознанные события, причин которых мы не знаем.

Все в мире состоит из атомов. Это неизменные, невозникающие, неизменные единицы. Даже боги – скопления огненных атомов. Демокрит больше говорил об огне, как о энергетической составляющей.

Человек тоже состоит из атомов. Самые «превлегированные» атомы образуют его душу. Поскольку душа состоит из атомов, она смертна. Со смертью тела душа рассеивается в пространстве. Душа связана с телом, стареет вместе с ним.

С дыханием человек втягивает в себя частицы своей души, и выдыхает их также. Представитель панпсихизма – все имеет душу. Болезнь – изменение пропорций атомов. В органах чувств атомы ближе расположены к поверхности, чем в других органах (легкие и тяжелые атомы). Мозг позволяет познавать мир. Страсти живут в сердце, чувственные вожделения – в печени.

Говорит о наличии первичных и вторичных качеств. Первичные – объективные – тяжесть, плотность и др. Вторичные – необъективные, например, запах, цвет. Именно вторичные свойства – это продукт соединения атомов. Вкус может быть разный.

Первым дифференцирует ощущения и восприятия, говоря о зрении. С одной стороны, мы ощущаем цвета (ощущение), с другой – целостные образы (восприятие). Первым описал целостность восприятия. Образы отражают структурные свойства соединений атомов.

Выделяет два уровня познания – чувственное (темное, не совсем достоверное) и рациональное (мышление, оно более тонкое, позволяет постичь истину).

Материалист, все состоит из атомов, все имеет причину, процесс познания включает и ощущения, и восприятие, и мышление.

Сократ

Все его труды передавались из уст в уста, книг не осталял.

Благодаря постулатам Сократа запустился механизм философского мышления. Сам процесс взаимодействия с коллегами – режим «вопрос – ответ». Сократ его стимулировал для формирования ясного, четкого сознания. Сама форма «познай самого себя» запускала процесс рефлексии, анализ собственных ценностей, убеждений, установок.

Главная тема Сократа – обращение к своему внутреннему миру. Многие школы в дальнейшем пошли в своем направлении. Например, циники тоже ссылались на Сократа, мотивируя тем, что Сократ ориентировал их на самих себя. Ориентация на себя – единственно верная.

Платон (428г. до н. э. – 348 г.)

Ученик Сократа. Его часто представляют как антагониста для Демокрита. У Платона – идеалистическое учение. Основное – не мир материи, мир вещей, а мир идей. Первична идея, вторична материя. Причина существования вещей – в идее. Идея исходит сверху в мир вещей. Любые вещи имеют идеальный аналог. Идеи познаваемы, а вещи темны и неистинны.

За каждым явлением предметного материального мира стоит идея.

Характеристики идей:

Идея – истинное бытие, сущность, парадигма вещей (а не взгляды и понятия!)

Идея безотносительно к человеку, его мышлению , но при этом они предписаны (заданы) человеку

Идеи вечны, неизменны, постоянны, лишены временных характеристик, выключены из потока качественного изменения.

Идеи безобразны, бестелесны, не выражены в категориях числа, пространства, времени.

Будучи бестелесны, идеи чувственно не воспринимаемы. Они умопостигаемы. Они образуют целостную, иерархически построенную систему, где низшие идеи подчинены высшим, вплоть до идеи единого (это высшая идея, первооснова).

Мир состоит из:

— бытия, или мира идей,

— небытия, это материальный мир, созданный Богом из четырех стихий и

— мира чувственных вещей (это середина между бытием и небытием), в этом мире бытие взаимодействует с небытием.

Окружающий нас мир состоит из тусклых, искаженных образов бессмертных идей. Высшая идея – идея блага – составляет мировую душу. А вторая мировая душа – это идея Зла. Добро и Зло дают начало всему. Человеческая душа – тоже часть мировой души.

Души существуют у звезд, планет, животных. Душа призвана властвовать и управлять телом. Душа и тело антагонисты. Душа бессмертна, тело смертно. Душа не зависит от тела, после смерти тела она переселяется в другие тела.

Этический постулат Платона: бегство от телесного. Душа должна бежать от тела, уходить от чувственного и телесного и уходить в мир идей.

Как представлен процесс познания у Платона

Познание, осуществляемое органами чувств, неистинное, но оно помогает телу выживать. Истинное познание – это познание идей. Чтобы познать, органы чувств нам не нужны. Нам нужна интуиция. Через нее начинается процесс познания идей. Истину знает душа до рождения человека, но как только она соединяется с телом (человек рождается), душа забывает истину. Заметил, что маленькие дети могут говорить глобальные вещи, поскольку их душа еще несет отпечаток истинных знаний. Взрослея, человек живет уже знаниями, которые получает через тело. Только мудрецы способны познавать истинное знание.

После смерти тела душа выходит из него. Она может встретить новое тело, а может вознестись в мир идей и там существовать, потом опять встретиться с новым телом. Тело – временное прибежище.

Строение души:

1) высшая, разумная часть

2) низшая, благородная часть (эмоции, желания, стремления, мотивы)

3) нижняя, вожделеющая (потребности, влечения, трудно управляемы страсти)

Эти три части души есть у каждого человека, но пропорции разные. В зависимости от того, какая пропорция доминирует, человек занимает определенное положение в обществе. Если доминирует часть 1, то это мудрецы, правители. Часть 2 доминирует у воинов, героев. А люди, занимающиеся низкоквалифицированным трудом и рабы – доминирует часть 3.

Труд «О государстве». Это хороший трактат не только по элементам политики, но и по социальной психологии. Говорил о том, что у греков больше благородной души, у народов Востока – вожделеющей.

Чувственное познание пассивно, мышление активно. Высшая форма познания – интуиция.

Аристотель (384 – 322 г. до н. э.)

Основоположник и психологии (психологических научных идей), и вообще научно-философских представлений о человек и о мире. Его основной труд «О душе». Душа – предмет психологического знания. Объект исследования душевных явлений – организм. Тело и душа находятся в целостном единстве. Само понятие организм предполагает рассмотрение человека в контексте взаимодействия со средой, с миром.

То есть душа и тело – не враждующие полюса, а между ними гармония. Душа – активное начало, тело – субстанция. Душа – сущность, если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение. То есть душа – функция, реализация тела. У души нет самостоятельной субстанции, поэтому как тело не может существовать без души, так и душа не может существовать без тела.

Создает монистическое учение о единстве души и тела. Исходным в его концепции – человек. Душа – ресурс для жизни человека. Поскольку душа бестелесна, она не может быть разделена на части. Поэтому он говорит не об элементах души, а о функциях души.

Три основных функции души:

1) вегетативная, связанная с дыханием и жизнью. Представлена у растений. Способна ощущать.

2) Чувственно-двигательная или активная функция. Представлена у животных. Способна двигаться и чувствовать.

3) Разумная функция души. Присуща только человеку. Способна мыслить.

Процесс познания

У души есть важная функция – ощущающая. Попытался предложить свою теорию ощущений и восприятий. Основные компоненты восприятия:

— объект, находящийся вне человека

— органы чувств

— промежуточные среды, которые находятся между объектом восприятия и органом чувств, они преобразуют качества объекта

— общее чувствилище – это познающее качество объекта, находится в самом человеке, расположено в ГМ

Особая область психических образов – фантазии. Они представлены в памяти и воображении. Возникают без воздействия объектов.

Ощущения и восприятия – базовые формы познания. Мышление – высшая. А память помогает познанию осуществляться.

Аристотель – автор особого состояния сознания – катарсиса. Это познание с чувственными страстями. Особое состояние, когда человек приходит к решению быстро и неожиданно, и этот процесс сопровождается яркими, позитивными чувствами.

Характер человека формируется в процессе его жизни, в процессе упражнений различного рода. Придает много смысла принципу причинности. Особенно выделяет целевую причину – то, ради чего совершается действие.

Является основоположником логики. Ввел триаду: понятие, суждение, умозаключение. И первая посылка, вторая посылка, умозаключение (этапы логического процесса).

ДВА ЭТАПА АНТИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ:

— собственно основатели школ

— эллинистическая мысль, продолжение развития тех или иных идей. Например, патетики – продолжатели идей Аристотеля. Стоицизм продолжал идеи Гераклита. Эпикурейцы – идеи Демокрита. Платонисты – идеи Платона. Скептицизм, цинизм. На границе – патристики (христианство и античность).

Основные школы

Стоики

Возникла в 4 в. до н. э. Основатели – Зенон, Хризип. Рассматривали космос как состоящий их бесчисленных модификаций огненного воздуха – пневмы. Душа тоже состоит из пневмы. Этический постулат стоиков – человек должен жить согласно логосу (основной закон, судьба). Стоики – детерминисты. Возвеличивали разум. Человек не достигает счастья, поскольку не знает, из чего оно состоит. Аффекты возникают из-за неправильной деятельности ума. Нужно больше думать, нежели чувствовать. Удовольствия и страдания – ложные суждения о настоящем, страх – ложное суждение о будущем.

Занимались внутренней и внешней речью, развивали логику, идеи познания. Аффекты – это болезнь. Только разум способен регулировать поведение. Стоицизм объяснялся тем временем. Стоики призывали всех мужественно смотреть в лицо судьбе, держаться до последнего, стараться приносить благо себе и окружающим.

Эпикур и эпикурейцы

Жил в конце 4 в. до н. э. Опирался на идеи Демокрита, связанными с атомами. Но в противовес идеям Демокрита, говорил, что атомы могут отклоняться от своего жесткого пути. Допускал представление о случайности (это когда атомы отклоняются от своего пути). Когда атом отклоняется от своего привычного пути, формируется новое. Отклонения – путь появления качественных изменений. Живое тело и душа состоят из атомов. Смерть не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, ее нет, когда она есть, нас уже нет.

Эпикурейцы были ориентированы на мораль, размышляли о путях достижения человека. Но если стоики говорили, что нужно держаться разума, ориентироваться не только на себя, но на других (труд, служение), то эпикурейцы говорили, что нужно позаботиться о себе, устраниться от общественных дел. Это позволяет избежать тревог и страхов, и испытать наслаждение.

Гиппократ

Герофил и Гален

Герофил изучал строение организма, включая ГМ. Различия между чувствительными и двигательными нервами.

Гален (2 в. до н. э.) доказал зависимость организма от НС. Первичным в аффективных состояниях являются изменения в организме, психические состояния вторичны

Плотин

Представитель школы Платона. Пошел дальше учителя. Душа абсолютна нематериальна, телесность отвергается. Теория порождения мира – первопричина всего – нус, или ум. Является единым, рождается сам из себя, внутри его идет дифференцировка идей. Идеи рождают душу и затем начинают уже встречаться с миром бытия. Человек живет на границе бытия и небытия, но больше связан с небытием. Душа происходит из мировой души. Вторая ее направленность – на чувственный мир. Третья направленность – на себя. Плотин первым заговорил о самосознании, рефлексии.

Киники или циники

В поисках свободы человек должен освободиться от всего, что ему мешает, стать самодостаточным. Также человек должен освободиться от стыда. Невежество и негативизм – тоже символ независимости. Нельзя стыдиться отправлять свои истинные потребности.

Диоген – яркий представитель. Жил в бочке. Его рацион был скуден, жил подаянием, ходил без одежды. Отказался даже от ложки, ел пригорошней (как маленький ребенок).

Лекция «3. Зарождение современных теорий культуры» также может быть Вам полезна.

Киники отрицали браки. Брак – это зависимость, обществом одобряемая жизнедеятельность. Детей у них было много. У киников было понятие добродетели. Но они должны быть связаны с желанием самого киника, не должно идти против воли. При этом эти дела должны быть действительно добрыми. Мудрость кинийцев – жить «здесь и сейчас», реализовывать свои потребности, в том числе и делать добрые дела.

Приоритет природы, человек – часть природы. Этика – индивидуалистическая. Общество налагает чуждые и враждебные обязанности.

Скептики

Были агностиками. Предлагали тезисы и антитезисы. Скептик никогда не забывает о том, что дедукция – не предполагает нового знания. Дедукция не доказывает собственных утверждений. Невозможно понять, истинны предпосылки или нет. Любому суждению можно противопоставить равное по силе противоположное суждение.

Августин

Находился на границе античности и Средневековья.

Сократ | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.

  • Метод Сократа
  • Сократовские вопросы в терапии

Сократ ([греч. Σωκράτης, неизменно англизированный как sɔkɹətiːz, Sǒcratēs ; 470 г. до н.э. | 470–3 99 г. до н.э.) был древнегреческим философом, заложившим основы западной философии. .

Говорят, что он афинянин, но описан как приговоренный к смерти афинским судом, который признал его виновным в нечестии и развращении афинской молодежи своими учениями. Те, кто дает отчет, говорят, что он решил умереть, выпив болиголов, хотя ему была предоставлена ​​​​возможность отправиться в изгнание, поскольку он считал, что изгнание еще больше опозорит соглашение, которое он добровольно заключил, чтобы соблюдать законы Афин, и что он не лучше преподавания в других городах.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Испытание и смерть
  • 3 Философия
    • 3.1 Метод Сократа
    • 3. 2 Философские убеждения
      • 3.2.1 Знания
      • 3.2.2 Достоинство
      • 3.2.3 Политика
      • 3.2.4 Мистицизм
  • 4 драматурга-сатирика
  • 5 Источники прозы
    • 5.1 Диалоги Сократа
  • 6 См. также
  • 7 Дополнительная литература и внешние ссылки
  • 8 Сноски

Жизнь

Большая часть того, что сейчас известно о Сократе, получена из информации, которая повторяется из различных современных источников: диалоги, написанные Платоном, одним из учеников Сократа; произведения Ксенофонта], одного из его современников; и сочинения Аристофана и Аристотеля. Все, что Сократ написал сам, не сохранилось. Кроме того, рассказ Аристофана о Сократе на самом деле является сатирической атакой на философов и не претендует на то, чтобы быть фактическим описанием событий из жизни Сократа. Еще одна сложность связана с древнегреческой традицией ученых, приписывающих свои идеи, теории и иногда даже личные качества своим наставникам, традиции, которой, по-видимому, следовал Платон. Габриэле Джаннантони в своем монументальном 1991 работа Socratis et Socraticorum Reliquiae , попытки собрать все обрывки свидетельств о Сократе, включая материалы, приписываемые Эсхину Сократику, Антисфену и ряду других, предположительно знавших его.

Согласно свидетельствам древности, отцом Сократа был скульптор Софрониск, а матерью Фенарет — повивальная бабка. Сократ женился на Ксантиппе, которая родила ему троих сыновей — Лампрокла, Софрониска и Менексена, которые были совсем молоды на момент его смерти. Традиционно считается, что Ксантиппа была вспыльчивой ругательницей, в основном из-за ее характеристики Ксенофонтом.

Непонятно, как Сократ зарабатывал на жизнь. Согласно « Симпозиуму » Ксенофонта , Сократ сказал, что посвящает себя только тому, что он считает самым важным искусством или занятием: обсуждению философии. Хотя он унаследовал деньги после смерти отца, маловероятно, что их хватило бы, чтобы удержать его надолго. Ксенофонт и Аристофан соответственно изображают Сократа как принимающего плату за преподавание и руководство софистической школой с Херефонтом, в то время как в 9 Платона0029 Симпозиум Сократ явно отрицает получение оплаты за обучение. Возможно, Сократ полагался на щедрость богатых и влиятельных друзей, таких как Критон.

Такие персонажи, как Алкивиад — имя одного из друзей Сократа — в диалогах указывают на то, что Сократ служил в афинской армии во время Пелопоннесской войны. Платон Симпозиум указывает, что он также был награжден за храбрость. Говорят, что в одном случае Сократ остался на поле битвы, чтобы защитить Алкивиада, вероятно, спасая ему жизнь; Затем он добивался признания Алкивиада, а не принимал свое собственное. Также утверждается, что он проявлял большую выносливость во время этих военных кампаний, например, зимой ходил без обуви или пальто.

Испытание и смерть

Файл:Socratesdeath.jpg

Смерть Сократа Жак-Луи Давид (1787).

Сократ жил во время перехода от расцвета Афинской империи к ее упадку после поражения от Спарты и ее союзников в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от унизительного поражения, афинский общественный суд был побужден тремя видными общественными деятелями судить Сократа за нечестие и развращение афинской молодежи. Это было время в культуре, когда греки думали, что боги и богини связаны с защитой определенных городов. Афины, например, названы в честь богини-покровительницы Афины. Поражение Афин в Пелопоннесской войне было истолковано как осуждение Афины города за неблагочестие. Последнее, в чем нуждались Афины, так это в еще большем наказании от Афины за одного человека, подстрекающего своих граждан задавать вопросы ей или другим богам. В Извинение]] , Сократ настаивает на том, что это ложное обвинение.

Согласно версии его защитной речи, представленной в Апологии Платона , жизнь Сократа как «овода» Афин началась, когда его друг Херефонт спросил оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил отрицательно. Сократ, истолковав это как загадку, отправился на поиски людей, которые были бы мудрее его. Он расспросил афинян об их знаниях о добре, красоте и добродетели. Обнаружив, что они ничего не знают, но полагая, что сами знают много, Сократ пришел к заключению, что он мудр только в той мере, в какой он0029 знал, что ничего не знает. Превосходящий интеллект Сократа заставил выдающихся афинян, которых он публично допрашивал, выглядеть глупо, что настроило их против него и привело к обвинениям в правонарушениях.

Тем не менее, он был признан виновным по предъявленным обвинениям и приговорен к смертной казни, выпив чашку болиголова. Сократ отклонил мольбы своих учеников о попытке побега из тюрьмы, выпил болиголов и умер в компании своих друзей. Согласно Федону , Сократ умер спокойно, стойко перенося приговор. Римский философ Сенека пытался подражать смерти Сократа от болиголова, когда император Нерон заставил его совершить самоубийство.

Согласно Ксенофонту и Платону, у Сократа была возможность бежать, так как его последователи смогли подкупить тюремных охранников. После побега Сократу пришлось бы бежать из Афин. На картине «Смерть Сократа» под смертным ложем находится плитка, которую многие считают аварийным люком. Как становится ясно из диалога Критон , Сократ отказался бежать даже для того, чтобы избежать приведения в исполнение своего смертного приговора. Сознательно согласившись жить по законам города, он косвенно подверг себя возможности быть обвиненным в преступлениях его гражданами и осужденным его присяжными. Поступить иначе означало бы, что он разорвал свой «контракт» с государством и тем самым нанес ему ущерб, что противоречило сократовскому принципу.

Философия

Портрет Сократа, римский мрамор, Лувр

Платонизм

Платонический идеализм
Платонический реализм
Средний платонизм
Неоплатонизм
Статьи о неоплатонизме
Платоническая эпистемология
Метод Сократа
Сократический диалог
Теория форм
Платоновское учение о воспоминании
Физические лица
Платон
Сократ
Обсуждения произведений Платона
Диалоги Платона
Платоновская метафора солнца
Аналогия разделенной линии
Аллегория пещеры

Это ящик: просмотреть • говорить • редактировать

Метод Сократа

См. основную статью: Метод Сократа

Возможно, его самым важным вкладом в западную] мысль является его диалектический (ответ на вопрос вопросом) метод исследования , известный как Сократов Метод или метод elenchos , который он в основном применял для изучения ключевых моральных понятий, таких как Добро и Справедливость. Впервые он был описан Платоном в 9 в.0029 Сократовские диалоги . По этой причине Сократа обычно не считают отцом ни политической философии, ни этики, ни моральной философии. В этом методе задается ряд вопросов, чтобы помочь человеку или группе определить их лежащие в основе убеждения и степень их знаний. Метод Сократа — это отрицательный метод исключения гипотез, в котором лучшие гипотезы находятся путем последовательного выявления и устранения тех, которые приводят к противоречиям. Он был разработан, чтобы заставить человека проверить свои собственные убеждения и обоснованность таких убеждений. На самом деле, Сократ однажды сказал: «Я знаю, что вы мне не поверите, но высшая форма человеческого совершенства — это задавать вопросы себе и другим». [ необходима ссылка ]

Философские убеждения

Детализация философских убеждений Сократа – дело непростое; поскольку он сам ничего не писал, мы должны полагаться на (иногда) противоречивые сообщения Ксенофонта и Платона. Продолжаются споры (см. Также проблему Сократа ) относительно того, во что именно верил Сократ, в отличие от Платона, и мало конкретных доказательств при разграничении этих двух. Некоторые утверждают, что у Сократа не было определенного набора верований, и он стремился только исследовать; длинные теории, которые он дает в Республика считаются мыслями Платона. Другие утверждают, что у него действительно были свои теории и убеждения, но существует много споров по поводу того, какими они могли быть, из-за сложности отделения Сократа от Платона и сложности интерпретации даже драматических произведений о Сократе. Следовательно, отличить философские взгляды Сократа от взглядов Платона и Ксенофонта нелегко, и следует помнить, что то, что приписывается Сократу, может более точно отражать конкретные интересы этих писателей.

Судя по диалогам, у Сократа было всего два учителя: Продик, грамматик, и Диотима, жрица из Мантинеи, которая научила его эросу , или любви. Его знание других современных мыслителей, таких как Парменид и Анаксагор, видно из ряда диалогов, и исторические источники часто включают их обоих как учителей Сократа. Джон Бернет утверждал, что его главным учителем был анаксагроянин Архелай, но его идеи были такими, какими их описал Платон; Эрик А. Хэвлок, с другой стороны, считал связь Сократа с анаксагорейцами свидетельством философского отделения Платона от Сократа. Самого Аполлона можно считать одним из его учителей, как утверждает Сократ (в платоновской Апология ), что его привычка к постоянным разговорам была послушанием Богу. Подробнее о божественном знаке см. ниже.

Знание

Кажется, Сократ часто говорил, что его мудрость ограничивается осознанием собственного невежества. Сократ, возможно, полагал, что проступок был следствием невежества, что те, кто поступил неправильно, не знали лучшего. Единственное, о знании которого Сократ постоянно заявлял, было «искусство любви», которое он связывал с понятием «любви к мудрости», то есть с философией. На самом деле он никогда не претендовал на то, чтобы быть мудрым, только для того, чтобы понять путь, по которому должен идти любящий мудрость. Спорный вопрос, верил ли Сократ, что люди (в отличие от богов, таких как Аполлон) действительно могут стать мудрыми. С одной стороны, он проводил четкую грань между человеческим невежеством и идеальным знанием; с другой стороны, Платона Симпозиум (Речь Диотимы) и Республика (Аллегория Пещеры) описывают метод восхождения к мудрости.

В платоновском « Теэтете » (150а) Сократ сравнивает себя с настоящим сватом (προμνηστικός), в отличие от сводника (προᾰγωγός). Это различие отражено в « Симпозиуме » Ксенофонта (3.20), где Сократ шутит о своей уверенности в том, что сможет разбогатеть, если решит заняться искусством сводничества. Со своей стороны, как собеседник-философ, он ведет своего собеседника к более ясному пониманию мудрости, хотя утверждает, что сам не является учителем («Апология»). Его роль, утверждает он, правильнее понимать как аналогию акушерка (μαῖα). Сократ объясняет, что он сам лишен теорий, но знает, как породить чужие теории и определить, достойны ли они или просто «ветряные яйца». Возможно, важно то, что он указывает, что акушерки бесплодны из-за возраста, а женщины, которые никогда не рожали, не могут стать акушерками; по-настоящему бесплодная женщина не имела бы опыта или знаний о рождении и не смогла бы отделить достойных младенцев от тех, которых следует оставить на склоне холма, чтобы их выставили напоказ. Чтобы судить об этом, акушерка должна иметь опыт и знание того, о чем она судит.

Добродетель

Сократ считал, что лучший образ жизни для людей — сосредоточиться на саморазвитии, а не на погоне за материальными благами. (Гросс 2). Он всегда предлагал другим попытаться больше сосредоточиться на дружбе и чувстве истинной общности, поскольку Сократ считал, что это лучший способ для людей расти вместе как народ. Его действия соответствовали этому: в конце концов, Сократ принял свой смертный приговор, когда большинство думало, что он просто покинет Афины, поскольку он чувствовал, что не может убежать или пойти против воли своей общины; как и выше, его репутация за доблесть на поле боя была безупречной.

Идея о том, что люди обладают определенными добродетелями, составляла общую нить в учениях Сократа. Эти добродетели представляли собой наиболее важные качества, которыми должен обладать человек, главными из которых были философские или интеллектуальные добродетели. Сократ подчеркивал, что «добродетель была самым ценным из всех владений; идеальная жизнь была проведена в поисках Добра. Истина лежит под сенью существования, и что задача философа — показать остальным, как мало они знают на самом деле». .» (Соломон 44)

В конечном счете добродетель относится к форме Добра; по-настоящему быть хорошим, а не просто действовать с «правильным мнением»; нужно познать неизменное Добро в себе самом. В Республике он описывает «разделительную линию», континуум от невежества к знанию с Добром поверх всего этого; только в верхней части этой строки мы находим истинное добро и знание такового.

Политика

Часто утверждают, что Сократ считал, что «идеалы принадлежат миру, который может понять только мудрый человек», что делало философа единственным человеком, способным управлять другими. Согласно рассказу Платона, Сократ никоим образом не скрывал своих конкретных взглядов на правительство. Он открыто возражал против демократии, царившей в Афинах во время его взрослой жизни. Это была не только афинская демократия: Сократ возражал против любой формы правления, которая не соответствовала его идеалу совершенной республики во главе с философами (Соломон 49).), а афинское правительство было далеко от этого. В последние годы жизни Сократа Афины постоянно менялись из-за политических потрясений. В конце концов демократия была свергнута хунтой, известной как Тридцать тиранов, во главе с родственником Платона Критием, учеником Сократа. Тираны правили около года, прежде чем афинская демократия была восстановлена, после чего она объявила амнистию за все недавние события. Четыре года спустя он заставил замолчать голос Сократа.

Этот аргумент часто отвергают, и этот вопрос является одним из самых больших философских споров при попытке определить, во что именно верил Сократ. Самым сильным аргументом тех, кто утверждает, что Сократ на самом деле не верил в идею царей-философов, является постоянный отказ Сократа заниматься политикой или участвовать в правительстве любого рода; он часто заявлял, что не может заниматься другими делами или указывать людям, как жить, когда сам еще не понимает. Философ только это, любовник мудрости, а на самом деле не мудрый. Принятие Сократом его смертного приговора после его осуждения Буле (Древняя Греция) (Сенат) также может поддержать эту точку зрения. Часто утверждают, что многие антидемократические наклонности исходят от Платона, который так и не смог преодолеть отвращение к тому, что сделали с его учителем. В любом случае ясно, что Сократ считал правление Тридцати тиранов не менее нежелательным, чем демократия; Когда его призвали к ним для помощи в аресте афинянина, Сократ отказался и чудом избежал смерти до того, как тираны были свергнуты. Однако он выполнил свои обязанность служить притащение когда суд над группой генералов руководил катастрофической морской кампанией; даже тогда он сохранял бескомпромиссную позицию, будучи одним из тех, кто отказался действовать в порядке, не поддерживаемом законами, несмотря на сильное давление. [1] Судя по его действиям, он считал правление Тридцати Тиранов менее законным, чем правление демократического сената, приговорившего его к смерти. Он умер в компании своих друзей и учеников.

Мистицизм

Читая диалоги Платона, Сократ часто проявляет мистическую сторону, обсуждая реинкарнацию и мистические религии; однако обычно это приписывают Платону. Тем не менее, это нельзя сбрасывать со счетов, поскольку мы не можем быть уверены в различиях между Платоном и Сократом; кроме того, кажется, что в работах Ксенофонта есть некоторые следствия. В кульминации философского пути, как обсуждалось в платоновских симпозиумах и Республика , человек приходит к Морю Красоты или к созерцанию формы Добра в опыте, похожем на мистическое откровение; только тогда можно стать мудрым. (В Симпозиуме Сократ приписывает свою речь о философском пути своему учителю, жрице Диотиме, которая даже не уверена, способен ли Сократ достичь высших тайн). В Meno он ссылается на Элевсинские мистерии, говоря Мено, что он лучше поймет ответы Сократа, если только сможет остаться на посвящения на следующей неделе.

Возможно, самым интересным аспектом этого является то, что Сократ полагался на то, что греки называли его «демоническим знаком», голос, который Сократ слышал только тогда, когда Сократ собирался совершить ошибку. Именно этот знак помешал Сократу войти в политику. В Федре нам говорят, что Сократ считал это формой «божественного безумия», своего рода безумием, которое является даром богов и дает нам поэзию, мистицизм, любовь и даже саму философию. В свою очередь, знак часто принимают за то, что мы бы назвали «интуицией»; однако характеристика Сократом этого явления как «демонического» предполагает, что его происхождение божественно, таинственно и не зависит от его собственных мыслей.

Драматурги-сатирики

Он заметно высмеивался в комедии Аристофана «Облака» , поставленной, когда Сократу было за сорок; он сказал на суде (в версии Платона), что на смех театра было труднее ответить, чем на аргументы его обвинителей. Сократ также высмеивается в пьесе Аристофана 9.0029 The Birds за его грязность, связанную с причудой Laconizing; также в пьесах Каллиаса, Евполиса и Телеклида. Во всех них Сократа и софистов критиковали за «моральные опасности, присущие современной мысли и литературе».

Прозаические источники

Платон, Ксенофонт и Аристотель являются основными источниками исторического Сократа; однако Ксенофонт и Платон были непосредственными учениками Сократа и, по-видимому, идеализируют его; однако они написали единственные дошедшие до нас непрерывные описания Сократа. Аристотель часто, но мимоходом упоминает Сократа в своих трудах.

Диалоги Сократа

См. основную статью: Диалоги Сократа

Диалоги Сократа представляют собой серию диалогов, написанных Платоном и Ксенофонтом в форме дискуссий между Сократом и другие люди его времени, или как обсуждение между последователями Сократа его концепций. Платоновский Федон является примером этой последней категории. Хотя его Извинение представляет собой монолог Сократа, он обычно группируется с диалогами.

Апология утверждает, что это запись реальной речи, которую Сократ произнес в свою защиту на суде. В афинской системе присяжных извинения состоят из трех частей: речи, за которой следует контроценка, а затем несколько заключительных слов. «Извинение» — это транслитерация, а не перевод греческого apologia , что означает «защита»; в этом смысле оно не является апологетическим согласно нашему современному использованию этого термина.

Платон обычно не вкладывает свои идеи в уста конкретного говорящего; он позволяет идеям появляться с помощью сократовского метода под руководством Сократа. В большинстве диалогов Сократ в той или иной мере применяет этот метод, но нигде так полно, как в 9-м диалоге.0029 Евтифрон . В этом диалоге Сократ и Евтифрон проходят через несколько итераций уточнения ответа на вопрос Сократа: «… Что такое благочестивое и что такое нечестивое?»

В диалогах Платона обучение предстает как процесс запоминания. Душа до своего воплощения в теле находилась в царстве Идей. Там он видел вещи такими, какие они есть на самом деле, а не бледными тенями или копиями, которые мы видим на Земле. С помощью процесса вопрошания душу можно заставить вспомнить идеи в их чистой форме, тем самым принося мудрость.

Специально для сочинений Платона, относящихся к Сократу, не всегда ясно, какие идеи, выдвинутые Сократом (или его друзьями), на самом деле принадлежали Сократу, а какие из них могли быть новыми дополнениями или разработками Платона — это известно как сократовское проблема. Как правило, ранние произведения Платона считаются близкими духу Сократа, тогда как более поздние произведения, в том числе Федон , считаются, возможно, продуктами разработок Платона.

См. также

  • Сократ , симфоническая драма Эрика Сати.
  • О понятии иронии с постоянной ссылкой на Сократа , трактат о Сократе и сократической иронии Сёрена Кьеркегора.

Дополнительная литература и внешние ссылки

  • Апология Сократа, Платон. http://en.wikisource.org/wiki/Апология
  • Брюэлл, Кристофер (1999). О сократовском образовании: введение в краткие платонические диалоги . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд.

Брюэлл, Кристофер (1994), «О политической философии Платона». Обзор политики 56: 261-82. Энтони Готтлиб назвал его мучеником и святым философии (Monk & Raphael, 2000).

  • Греческая философия: Сократ
  • Электронные тексты
  • Project Gutenberg о Сократе, среди прочего:
    • Диалоги Платона (см. также статьи Википедии о диалогах Платона)
    • Сочинения Ксенофонта, такие как Мемораблиа и Хелленика .
    • Сатирические пьесы Аристофана
    • Сочинения Аристотеля
    • Вольтер Сократ
    • Вторая история Менона; продолжение диалога Сократа с Меноном, в котором мальчик доказывает иррациональность корня 2 (анонимный автор)
  • Бесплатная аудиокнига диалога Сократа Евтифрон в LibriVox
  • SocraticMethod.net — Портал исследования метода Сократа
  • Введение в греческую философию , JV Luce, Thames & Hudson, NY, l992.
  • Введение в философию , Жак Маритен
  • Греческие философы — Сократ, Платон и Аристотель , C. C.W. Taylor, RM Hare, and Jonathan Barnes, Oxford University Press, NY, 1998.
  • Тейлор, CCW (2001). Сократ: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Цитаты Сократа
  • Ричард Робинсон, Ранняя диалектика Платона , 2-е издание (Clarendon Press, Oxford, 1953). Ч. 2: Эленх Гл. 3: Эленх: Прямое и косвенное
  • Стэнфордская энциклопедия философии — Сократ (2005)
  • Биография Сократа

Сноски

  1. ↑ Каган, Дональд. Падение Афинской империи. Первый. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1987.
  • ar:سقراط

ast:Sócrates бн: সক্রেটিস ба:Сократ бс: Сократ бг:Сократ ca: Сократ cs: Сократес да: Сократ де: Сократ et: Сократ эл:Σωκράτης es: Сократ Эо: Сократо eu: Сократ fa:سقراط фр: Сократ ga:Сокрайтеас ko:소크라테스 час:Сократ ку: Сократ ID:Сократ иа: Сократ это:Сократес он: סוקרטס ка: სოკრატე sw: Сократ ла: Сократ lt: Сократас hu: Сократеш мк:Сократ мс: Сократ nl: Сократ нет: Сократ nn: Сократ пс: سقراط nds: Сократ pt: Сократ Ро: Сократ ru:Сократ простой:Сократ ск: Сократ sl:Сократ ср:Сократ ш: Сократ fi: Сократ sv: Сократ та: சாக்கிரட்டீஸ் th:โสกราตีส vi: Сократ Великобритания:Сократ ва: Сократ zh:苏格拉底

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

▷ 14 вкладов Сократа на всю жизнь

Сократ был одним из самых важных философы истории, мастер Платона и существенная фигура в объединение греческой философии. Говорят, что он ходил по площадям Афин, вызывая дискуссии, чтобы увидеть, действительно ли люди знали, что они говоря о. По сути, знаменитая «сократовская ирония» заключалась в расспрашивая людей, а затем разоблачая несоответствие их утверждений.

Его цитата «Я знайте, что я ничего не знаю», — заключает свою мысль . Он хотел, чтобы люди размышлять и выходить из невежества, открываясь новым идеям и бросая вызов всем известный факт. Он думал, что все предосудительно, а мудрости нет. заключаются в накоплении знаний, а в пересмотре того, что уже известно построить еще одно более твердое знание.

Он сказал, что «Человек наука больше занимается уничтожением ошибок, чем открытием истины», и применил такие же рассуждения к обществу, поэтому неудивительно, что его Нонконформистская позиция привела к тому, что его приговорили к смертной казни за «нападение на демократия».

1. Высший уровень знания – созерцание. Удивление — это начало мудрость.

Сократ хотел, чтобы мы абсолютно ничего не брали за предоставлено и подвергнуто сомнению все. Этот философ считал самым могущественным Слово во вселенной — «Почему?» Когда мы начинаем сомневаться во всем мы всегда считали само собой разумеющимся, наше восприятие мира меняется, мы движемся на более высокие уровни самопознания.

2. только правда мудрость  это зная, что вы ничего не знаете.

Для Сократа мудрость — это не цель, которую нужно достичь, а путь к путешествию. Те, кто не осознают своего невежества, даже не берутся за на этом пути они ограничивают себя и довольствуются тем, что знают. На Наоборот, признание невежества и задавание вопросов — единственный способ расти. и открывать новые горизонты.

3. Иногда ставить стены вверх не держать человек аут, но до см.  кто заботится о достаточно, чтобы сломать 90 185 их вниз .

Для Сократа дружба была чем-то таким Ценно то, что его нужно было культивировать с терпением. Мы должны выбирать наших друзей мудро и позволить тем, кто действительно стоит, пройти в наш внутренний круг. В на самом деле, он также говорил, что «друзей подобны деньгам, прежде чем они нам понадобятся, мы должны узнать их цену».

4. способ получить хороший репутация — это  стремиться быть тем, вы желаете  выглядеть.

В обществе, где внешний вид становится все более важно и где многие ведут «счастливую» двойную жизнь в социальных сети, которая имеет мало или вообще ничего общего с их реальностью, эта фраза Сократ ценнее, чем когда-либо. Это о том, чтобы стать твоей лучшей версией, быть аутентичным и немного улучшаться каждый день.

5. Секрет перемен заключается в том, чтобы сосредоточить всю свою энергию не на борьбе со старым, а на на построении нового.

Многие люди застревают в страданиях, потому что они не могут смириться со своим прошлым. Однако мы можем измениться только тогда, когда сможем смотреть в будущее. Этой цитатой Сократ призывает нас перестать тратить энергию на вину и взаимные обвинения в вещах, которые мы не можем решить, и учимся сосредотачиваться эту энергию на построение будущего, которого мы хотим.

6. Ложь побеждает в трюках, но правда побеждает в игре.

Рано или поздно ложь раскрывается. Единственный ложь, которую не раскрыли, это то, что не сказано, поэтому всегда лучше придерживаться правды. Помните, что во многих случаях одна ложь приводит к другой, поэтому что создаются сложные ситуации, из которых будет практически невозможно выйти.

7. Хорошо начать — это не мало, но даже не много.

Первый шаг не приведет вас туда, куда вы хотите идти, но это уносит вас от того, где вы находитесь. Нет сомнения, что первый шаг важен, но Сократ предупреждает нас, чтобы мы продолжали идти. Если мы этого не сделаем, мы остаться на полпути, с усталостью пути и разбитыми мечтами о том, что мы не смеем идти.

8. Жизнь без экзамена недостойна того, чтобы ее прожить.

Сократ говорил о важности изучения себя, сохраняя при этом критическое отношение к своим действиям. Философ считал, что нам следует беспокоиться о росте, потому что в конечном счете цель жизни должна состоять в том, чтобы стать лучшим человеком, которым мы можем быть. И мы не можем достичь этого, если мы не будем заниматься самоанализом.

9. Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать.

Эта цитата Сократа очень интересна, потому что обращает внимание на необходимость для каждого человека учиться самостоятельно и достигать его собственные выводы. Это также предупреждает нас о том, что во многих случаях, помогая и делая вид, что делаем добро, мы лишаем людей способности мыслить, решать, идти своим путем и совершать свои ошибки, которые станут основой обучение.

10. Сильные умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, слабые умы обсуждают людей.

В ходе обсуждения мы должны следить за тем, чтобы эмоции под контролем, чтобы обсуждать только идеи. Когда дебаты продолжаются на личном уровне или на ценности других людей, мы полностью утратили способ.

11. Каждое действие имеет свое удовольствие и свою цену.

Все в жизни имеет свою цену. Это иллюзия делать вид, что у тебя есть все, не давая ничего взамен. Чем раньше мы предположим, тем охотнее мы будем оценивать, насколько высока цена некоторых вещей. справедливо или мы готовы заплатить его.

12. Зависть — язва души

Зависть разъедает медленно, мешая страдающему от наслаждения своей жизнью, потому что он слишком погружен в себя, сравнивая себя с жизнь, которую несут другие, вместо того, чтобы чувствовать благодарность за свою собственную. Фактически, зависть это как пить яд в надежде, что другой человек умрет потому что на самом деле ущерб несут только завистники.

13. Если вы не получаете желаемого, вы страдаете; если ты получаешь то, чего не хочешь, ты страдаешь; даже когда вы получаете именно то, что хотите, вы все равно страдаете, потому что не можете удержать это навсегда. Ваш ум — это ваше затруднительное положение. Он хочет быть свободным от изменений. Свободный от боли, свободный от обязательств жизни и смерти. Но изменение — это закон, и никакое притворство не изменит эту реальность.

Мы видим реальность такими, какие мы есть, через наше ожидания, а это означает, что во многих случаях страдание или счастье самопровоцированный. Вот почему Сократ выступал за то, чтобы мы научились познавать себя лучше и принимать изменения как часть естественного течения жизни.

14. Тот, кто не доволен тем, что имеет, не будет доволен тем, что он хотел бы иметь.

Сократ говорил о потребности быть удовлетворенным и счастливы здесь и сейчас, не откладывая счастья на то, что могло бы приходи в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *