Презентация обществознание 6 класс «Человек познаёт мир»
В чем смысл рассказа?
Однажды к великому философу Сократу пришли сограждане и сказали:
Сократ! Жрица из Дельфийского оракула назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!
В чем смысл рассказа?
На что Сократ ответил:
Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого.
Человек познаёт мир
Цель урока:
Сформировать представления учащихся о многообразии познавательных возможностях человека.
О чем ты узнаешь Что такое самосознание? На что ты способен?
На какие вопросы ответишь
- Зачем человек познаёт себя?
- Влияет ли самооценка на поведение человека?
- Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?
- Каждый из нас талантлив? Как это узнать?
- Как найти дело по душе?
ПЛАН:
1. Познание мира.
2. Что такое самосознание.
3. На что ты способен.
4. Учимся узнавать и оценивать себя.
Большинство судят о людях по их личинам, чем они кажутся, и лишь не многие бывают в состоянии отличить кажущееся от действительного. Никколо Макиавелли
Прослушайте стихотворения Татьяны Боковой «Липучка-почемучка».
Мама все моя умеет,
Все на свете знает!
— Почему кусают осы? — Спрашиваю прямо.
И на ВСЕ мои вопросы
Отвечает мама.
Скажет мне, откуда с неба
Снег зимой берется.
Почему буханка хлеба
Из муки печется?
Почему собака лает?
Что во сне приснится?
Почему сосулька тает
И дрожат ресницы?
Почему на небе тучка,
А в лесу — лужайка?
Для чего дети задают столько вопросов? Вели ли вы себя в детстве таким образом?
Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА, А ОНА — ВСЕЗНАЙКА!
Какие вопросы чаще всего задают люди?
Что это такое?
Для чего это?
Почему? Зачем?
ПОЗНАЮТ
Любознательные
люди
мир
ПОЗНАНИЕ – это процесс мыслительной деятельности, направленный на получение нового знания об окружающем мире.
Как человек познает мир?
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Через органы чувств:
-ощущения,
-восприятие
(целостный
образ мира или его
части) – чувственное познание
Язык, речь(называются
предметы, описываются
их свойства и
признаки)
Познает мир
Суждения,
умозаключения
Формулирует вопросы,
выводы, теории – рациональное познание
Истина
Две стороны познания
СУБЪЕКТ
- Человек
- Общество
ОБЪЕКТ
- Предмет
- Мир
- Человек
I. Как мы познаем мир?
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Попытка повторить
действия
взрослых
Приобретение опыта
практических
действий
Первые навыки
нравственного
поведения
I. Как мы познаем мир?
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приобретение
знаний о мире
и о себе
Приобретение
практических
умений
Осознание своего
места в мире
I. Как мы познаем мир?
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Расширяет
представление о
труде
Помогает понять
мотивы труда
Помогает в поиске
занятий
I. Как мы познаем мир?
ОБЩЕНИЕ
Получение новой
важной
информации
Поиск ответов на
волнующие
Помогает стать
лучше
II. Как мы познаем себя?
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон
II. Как мы познаем себя?
САМОСОЗНАНИЕ –
сознание, направленное на самого себя
САМООЦЕНКА –
оценка человеком
самого себя
Познание мира тесно связано с познанием человеком самого себя.
ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ — это изучение человеком своих способностей (что умею) и возможностей (что могу сделать), поиск деятельности, которая будет им соответствовать.
Познание самого себя является важной потребностью человека
Познание человеком самого себя
Исследование своих
Понимание себя как
Изучение себя как
возможностей и
Части природы,
Части общества, группы
выявление
Способностей, поиск
(осознание своего
того вида деятельности,
духовного и
своих биологических
нравственного «Я»)
особенностей
который в наибольшей
и потребностей
мере будет им
соответствовать
Что значит познать самого себя?
УЧИМСЯ ПОЗНАВАТЬ СЕБЯ
ПОПРОБУЙ В ПЯТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОТВЕТИТЬ
НА ЭТОТ ВОПРОС
КАКОВЫ МОИ
Я
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
И ПОТРЕБНОСТИ
ЧАСТЬ ПРИРОДЫ
Я
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
«МНЕ НРАВИТСЯ ВО МНЕ…. »
«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ВО МНЕ…»
«МНЕ НРАВИТСЯ В МОЕМ СОСЕДЕ…»
«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ В МОЕМ СОСЕДЕ»
СОВПАДАЕТ ЛИ
МОЕ МНЕНИЕ О СЕБЕ
С МНЕНИЕМ
ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА
ЗАПОЛНИ СХЕМУ
Я
КАКИЕ У МЕНЯ
ЕСТЬ
СПОСОБНОСТИ
МОИ СПОСОБНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Я МОГУ…
Я НЕ МОГУ…
ХОЧУ УМЕТЬ…
II. Как мы познаем себя?
САМОСОЗНАНИЕ –
сознание, направленное на самого себя
дает возможность
понять, что ты
правильно
можешь делать
общаться с
окружающими
осознать свои
сильные и
слабые стороны
помогает оценить
поступки:
«Я защищаю
слабых»
практические
физические
моральные
качества:
умения:
качеств:
«Я сильный»
«Я могу шить»
«Я не лгу»
Этапы самопознания
Пассивная фаза
Активная фаза
3-8 мес.
12-15 лет
познание направлено на внешний окружающий мир,
Фаза падения
20-30 лет
познание своего Я эпизодичес-кое
большее внимание уделяется внешнему виду, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке
активности
60-70 лет
внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации
конец жизни
мудрец — считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное
САМООЦЕНКА – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Посмотри на рисунки Марины и Владимира. У кого из них низкая самооценка , а у кого — высокая ?
Рисунок Марины Рисунок Владимира
Марина и Владимир изобразили себя на ступеньках лестницы вместе с другими ребятами. Марина поставила себя на нижнюю ступеньку, а Владимир на верхнюю. Самооценка Марины занижена, а Владимира – завышена.
Рисунок Марины
Рисунок Владимира
Мысленно разместите на ступеньках лестницы себя и своих друзей. Объясни свой выбор.
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ—
надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону «семью мудрецами».
- Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
- Синь очей утративший во мгле,
- Эту жизнь прожил я словно кстати,
- Заодно с другими на земле.
С. Есенин
Познание мира и себя
- Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который будет им соответствовать и помогать ему реализоваться как личность. Осознавая свои способности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.
Задатки
- Врожденные особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей
Способности
- Свойства личности, являющиеся условием успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности
Способности
- Способности — индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
- Человек обладает огромными способностями, главное уметь ими воспользоваться и развивать их.
Талант
- Присущие от рождения определенные или выдающиеся способности и умения, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.
Гениальность
- Высшая степень творческих проявлений и способностей личности.
Гении и таланты
Жил на свете человек
Михаил
Васильевич
Ломоносов
Работа с учебником
Продолжите список правил, которые помогут вам лучше узнать себя
- Прислушиваться к мнению друзей.
- Давать оценки своим поступкам.
Спорят два шестиклассника: один утверждает, что себя узнать сложнее всего. А другой возражает: самопознание – это самое простое. Кто же себя не знает?!
Кого бы вы поддержали в этом споре и почему?
САМОСОЗНАНИЕ
Познать
свои сильные и слабые стороны
Перспективы деятельности
Взаимоотношения с людьми
Отношение людей к тебе
Самосознание
Для правильной самооценки важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать одни и освобождаться от других.
Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой.
Читаем «Что такое самооценка»
- Напишите 3-5 предложений о себе, начиная со слова «Я…», например: «Я хороший ученик».
- Нарисуйте лестницу из 4-5 ступеней. Разместите на этой лестнице себя и своих друзей.
Александр Александрович Дейнека «Будущие лётчики»
Ответьте на вопросы:
- Почему художник дал такое название картине?
- О чём мечтают друзья, глядя на небо?
- Может ли их мечта осуществиться?
- Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?
Запишите свое имя на листе бумаги и на каждую букву своего имени запишите прилагательное: какой вы?
Самосознание- обращенность на себя, способность сознавать себя.
Тренинг «Немного о себе»
Продолжи предложенные предложения.
• Больше всего я люблю…
• Я хотел бы…
• Я хотел бы быть…
• Я чувствую себя счастливым, когда…
• Я надеюсь, что когда-нибудь…
• Я хотел бы быть более…
• Мне очень грустно, когда…
• Я хочу познакомиться с…
• Я хотел бы больше узнать о…
У каждого человека есть сильные стороны — это то, что человек ценит и любит в себе.
А есть и слабые стороны , которые не дают уверенности, но от которых человек хочет избавиться.
Заполните таблицу.
Мои сильные стороны
Мои слабые стороны
Я хочу изменить в себе
“ Психологический тип в общении”
Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.
1. Я легко сближаюсь с людьми.
2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
3. Я разговорчивый человек.
4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.
7. Мне удается оживить скучную компанию.
8. Я говорю быстро.
9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.
1-12 баллов. Интроверт . Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.
13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.
25-36 баллов . Экстраверт. Словоохотливый , общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.
Тест «Знаешь ли ты себя»
Ответь на вопросы теста.
Подсчитай баллы.
И узнай на сколько ты знаешь самого себя.
1.Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли ты объяснить себе, почему выбор именно таков?
А. Да Б . Трудно сказать В . Нет
2.Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе?
А . Да Б . Трудно сказать В . Нет
3. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить?
А . Были Б. Не помню В . Не были
4.Если время вернуть назад, то вчерашний день:
А . Прожил бы точно также Б . Многое сделал бы лучше
В . Не считаю нужным об этом думать
5. Можешь ли ты предсказать, как поступишь в сложной ситуации?
А . Да Б. Нет В. Трудно сказать
6. Хорошо ли ты знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад?
А . Знаю Б . Не знаю В . Не задумывался
7. Задумываешься ли ты , какие изменения могут произойти в тебе завтра?
А . Задумываюсь Б Не задумываюсь В . Над этим мне предстоит подумать
8.Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру?
А . Трудно Б Не трудно В. Не знаю
9. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности?
А. Знаю Б . Не знаю В. Не задумывался
10. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих?
А . Знаю Б . Не знаю В. Не уверен
11.Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого похож?
А. Смог Б. Не смог В. Не задумывался
1
А
2б
2
Б
2б
3
В
1б
4
0б
1б
0б
0б
5
1б
1б
2б
6
2б
2б
7
2б
0б
0б
2б
8
1б
0б
1б
9
0б
0б
10
2б
1б
2б
2б
11
1б
0б
2б
1б
0б
0б
1б
1б
- 16 и более очков – ты себя знаешь достаточно хорошо.
- 10 – 16 – следует более глубоко изучить свои качества.
- Менее 10 очков – изучение самого себя следует начать немедленно, так как промедление приведёт к нежелательным результатам.
Закрепление:
- Зачем человек познаёт себя?
- Влияет ли самооценка на поведение человека?
- Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?
Проверь себя Рабочая тетрадь. стр. 9, Задание № 5. Выбери верные утверждения, отметь их знаком «+»
Если я оцениваю себя (свои поступки, свой характер и т. п.), то это самооценка
Можно верно оценить любого человека с первого взгляда. Ведь как известно встречают по одёжке
Чужое мнение о человеке всегда верно. Ведь со стороны виднее. Всегда нужно соглашаться с большинством в оценке качеств человека
При встрече с незнакомым человеком мы стараемся оценить его по внешним признакам, поступкам. Наше мнение не всегда бывает верно
Задание №7. стр. 10 Какое утверждение верно?
А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».
Б. Познавая себя, мы познаём мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Домашнее задание:
1. Прочитать §2.
2. Выполнить задание в рабочей тетради
Как школа и окружение влияют на самооценку детей с дислексией
«Я чувствовал себя хуже среднего идиота», — вспоминал в интервью «Мелу» Евгений Гришковец: в школе у него была дислексия. И это не единичный случай: таких детей нередко унижают учителя и сверстники, их особенность называют выдумкой, обсуждают за спиной. Лус Рельо, PhD в области компьютерных наук, всю жизнь живет с дислексией. Она основала центр помощи для людей с этой особенностью и написала книгу «Поговорим о дислексии» — публикуем отрывок из нее.
Можно дать следующее определение самооценки: суждение человека о самом себе, о важности своей личности. Самооценка является оценочным компонентом Я-концепции. Я-концепция — более широкий термин, обозначающий представления человека о самом себе — включает когнитивные, поведенческие, эмоциональные и оценочные аспекты (Hewitt 2009). Люди, испытывающие сложности с обучением чтению, базовому навыку в школьной программе, обычно страдают от негативных эмоциональных последствий, связанных с низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности (Toppelberg, Shapiro 2000).
«Международная классификация болезней» (МКБ-10) называет эмоциональные проблемы, низкую самооценку и сложности в отношениях с товарищами в качестве общих характеристик дислексии (Organización Mundial de la Salud 1992). «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» также включает психопатологические причины в список проблем, связанных с трудностями обучения чтению (American Psychiatric Association 2013). Тревожность является наиболее часто регистрируемым психопатологическим расстройством у людей, испытывающих специфические трудности при обучении (Riddick 2009). Например, в исследовании Нельсона и Харвуда зафиксированы клинически значимые уровни тревожности у детей с дислексией (Nelson, Harwood 2011).
Хиншоу утверждает, что социальные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются дети с дислексией, являются следствием дислексии, а не ее причиной (Hinshaw 1992). Именно наличие дислексии заставляет ребенка испытывать чувство стыда за то, что он не может правильно выполнить задания. Часто он думает, что родители считают его неспособным, учителя — ленивым, а товарищи по школе — глупым и что в этом виноват он сам.
Опыт неудач и снижение самооценки отрицательно сказываются на Я-концепции
Ребенок испытывает чувство собственной несостоятельности, и, если ему не оказать необходимую помощь, отрицательные эмоции будут укореняться в нем всё больше.
В итоге теряется самоуважение и возникают проблемы, связанные с самооценкой, особенно когда речь идет об академической неуспеваемости (Thomson 1996). В результате различных исследований было установлено, что дети с дислексией имеют заниженную самооценку в школе (Polychroni, Koukoura, Anagnostu 2006) и страдают от комплекса неполноценности, особенно когда им приходится использовать специальные когнитивные функции, в которых они чувствуют себя «слабыми» (Cohen 1986).
Американские психологи Кавал и Форнесс, специалисты в области эмоциональных расстройств у детей, установили, что у ребенка с дислексией наблюдается более высокий уровень стресса и тревожности и более низкая самооценка по сравнению с детьми без дислексии (Kavale, Forness 1996). Последняя является результатом влияния различных факторов: академической неуспеваемости, часто отрицательного отношения со стороны окружающих, проблем с общением и чувства стыда за то, что ты не такой, как все, что и подтверждается общественным мнением.
Особенно тесная зависимость самооценки от школьной ситуации наблюдается у детей в возрасте от 6 до 11 лет (Tsurumaki, Sato, Nihei 2009). Уровень развития Я-концепции является как бы фильтром, с помощью которого ребенок оценивает свое и чужое поведение. Сравнение с товарищами значит очень много, поэтому неудачи в учебе у детей с дислексией отрицательно сказываются на их Я-концепции и порождают чувство вины и низкую мотивацию. Макналти проинтервьюировала 12 взрослых людей с дислексией. Она задавала им вопрос об их школьных годах, и оказалось, что все участники опроса, у которых были трудности с учебой, воспринимавшиеся как травма, имели низкую самооценку (McNulty 2003).
Иллюстрация: helenreveur / shutterstockДругое исследование показывает, что дети в возрасте от 8 до 12 лет, испытывавшие небольшие трудности при обучении чтению, чувствовали себя более несчастными, менее уверенными в школе, а их уровень тревожности был выше, чем у всех остальных детей. Родители подтвердили, что все показатели самооценки их детей были ниже, чем у одноклассников, не имевших специфических сложностей с обучением (Casey, Levy, Brown, Brooks-Gunn 1992). Подобные проблемы, связанные с тревожностью, были и у студентов высших учебных заведений, которым был выставлен диагноз «дислексия». Это указывает на то, что данные нарушения с возрастом могли бы только усугубиться (Carroll, Iles 2006).
Однако другие исследователи придерживаются противоположного мнения. Например, Кристин Свердвик Хейерванг и ее коллеги установили, что дети с дислексией и без нее в возрасте от 10 до 12 лет не отличаются друг от друга c точки зрения осознания ими самими симптомов низкой самооценки. Тем не менее и родители, и учителя подтвердили, что дети с дислексией имеют больше проблем с поведением, чем дети без нее (Heiervang, Lund, Stevenson, Hugdahl 2001). В других исследованиях также не подтверждалось наличие разницы в самооценке среди студентов с дислексией и без нее (Lamm, Epstein 1992; Miller, Hynd, Miller 2005).
С другой стороны, Хеллендорн и Руджсснарс в Голландии взяли интервью у 27 взрослых людей с дислексией. Участники опроса поделились воспоминаниями о школьных годах, в большинстве своем негативными, хотя отношения в семье они оценивали в основном положительно, и рассказали о поддержке, которую получали от близких. На основании собранных ответов исследователи пришли к выводу, что, вероятнее всего, дети с дислексией больше страдают от низкой самооценки в школе, чем в окружающей их жизненной среде в целом (Hellendoorm, Ruijssenaars 2000).
Фредериксон и Якобс выявили различный тип самооценки у детей с дислексией и без нее (по 20 человек в каждой группе) с точки зрения академических навыков, социальной адаптации, спортивных навыков, внешности, поведения и самооценки в целом. Анализ результатов исследования показал, что дети с дислексией имели более низкие показатели академической успеваемости, чем их товарищи без дислексии. Однако ученые не обнаружили существенной разницы между двумя группами по другим параметрам (Frederickson, Jacobs 2001).
Данные результаты свидетельствуют о том, что дислексия может быть связана с определенным аспектом самооценки (академические навыки) и не затрагивает самовосприятия в целом. В новом исследовании Новиты сравниваются уровни тревожности и самооценки детей с дислексией и без нее. В нем участвовали 124 школьника в возрасте от 8 до 11 лет. Был измерен коэффициент их интеллекта, проверены способности к чтению и письму (эти данные использовались как контрольные параметры). Оказалось, что у детей с дислексией наблюдаются проблемы с тревожностью и самооценкой в специфическом контексте — школьном. Их общая самооценка и уровень тревожности не затронуты (Novita 2016).
Подводя итог, можно сказать, что люди с дислексией в большей степени страдают от проблем с самооценкой, хотя они и возникают только в школе и не касаются других сфер жизни.
Иллюстрация: helenreveur / shutterstockКак повысить самооценку у детей с дислексией
Родители и непосредственное окружение детей с дислексией могут помочь им повысить самооценку. Ниже пойдет речь о нескольких исследованиях, посвященных тому, как этого добиться.
Поддержка, исходящая от важных для ребенка людей, очень много значит. Недавнее исследование, проведенное Шеху и коллегами, подтвердило, что здоровые социальные отношения положительно влияют на уровень самооценки у детей с дислексией, повышая его (Shehu, Zhilla, Dervishi 2015). В то же время нездоровые социальные отношения связаны с более низким уровнем самооценки у таких детей. Окружение, которое включает семью, учителей, друзей и так далее, может способствовать снижению самооценки двумя способами: наказаниями, включающими оскорбительные слова, или исключением ребенка из мероприятий, от которых он получает удовольствие, что тоже действует как репрессивный механизм. Всё это порождает в маленьком человеке ощущение, что он «не такой», «не так хорош», как остальные дети (Settle, Milich 1999). В заключение ученые отмечают, что здоровые социальные отношения и поддержка окружающих положительно влияют на уровень самооценки людей с дислексией.
Тренинг социальных навыков
Ноори, ученая из Ирана, и ее коллеги изучили, насколько эффективно воздействует тренинг социальных навыков на уровень самооценки и Я-концепции у студентов с дислексией. В исследовании участвовали 24 студента третьего и четвертого курсов Университета в Реште (Иран), распределенные по двум группам: контрольной и экспериментальной (Noori, Zahra, Movalleli, Karimi 2014). Для сбора данных были использованы шкала дислексии Карами Ноори и Моради, шкала интеллекта Векслера для детей, опросник самооценки Куперсмита и опросник самооценки Бека. (См. соответственно: Karami Noori, Moradi, Akbari Zaradkhaneh, Zahedian 2008; Wechsler 1974; Coopersmith 1967; Beck, Steer, Brown 1996.)
Программа обучения социальным навыкам в экспериментальной группе состояла из восьми занятий и заняла два месяца. Тренинг социальных навыков значительно повлиял на все аспекты самооценки и самоконцепции, кроме морального. Полученные результаты могут использоваться в клинической практике для предупреждения психических расстройств и повышения самооценки и самоконцепции. Авторы считают, что тренинг социальных навыков может улучшить оба аспекта у детей с дислексией.
Личностные характеристики
Греческие ученые в недавнем исследовании постарались определить, оказывают ли воздействие личностные качества на самооценку у подростков с дислексией (Tsitsas 2017). Сначала диагностика личности была проведена с помощью «Личностного опросника для детей и подростков» (Battle 1992), в то время как уровень самооценки измерялся с помощью «Опросника самооценки, свободной от культурного контента». В исследовании принимали участие 86 подростков в возрасте от 11 до 14 лет с диагнозом «дислексия». Результаты показали, что две из личностных характеристик — настойчивость 349 и общительность — играют важную роль в самооценке детей с дислексией.
В описательной части исследования резюмировалось, что участники с высоким уровнем общительности и умением управлять ситуацией и конфликтами (высокая толерантность к неопределенности) демонстрируют высокий уровень самооценки. В заключение можно сказать, что тренинг этих личностных качеств способствовал бы повышению самооценки у детей с дислексией.
Тренинг родителей
Австралийские психологи Брок и Шут провели исследование, в котором участвовали 57 матерей детей в возрасте от 6 до 12 лет с дислексией и другими проблемами с обучением (Brock, Shute 2001). Испытуемые были произвольно поделены на две группы: тренинг навыков психологической адаптации (32 матери) и контрольная группа (25 матерей). Навыки, или стратегии, психологической адаптации (англ. coping strategies) — это совокупность когнитивных и поведенческих стратегий, которые человек использует, чтобы справиться с ситуацией, когда требования — внутренние или внешние — превышают его ресурсы (Lazarus, Folkman 1984).
До и после исследования матери-участницы дополнили список воспитательных мер, стрессовых ситуаций, стратегий психологической адаптации и поведения, а также эмоциональных проблем ребенка. До тренинга испытуемые сообщили о высоком уровне стресса, связанном со школой и другими сферами жизни их детей.
После тренинга было зарегистрировано значительное снижение уровня стресса, изолированности и чувства собственной вины и большего эмоционального сближения (привязанности) с ребенком. Также наблюдалось значительное сокращение проблем, касающихся поведения ребенка (экстернализации поведения) и плохого настроения. Тем не менее интернализация поведения ребенка сохранила высокий уровень: почти половина родителей сообщила об эмоциональных проблемах детей (замкнутость, соматические жалобы, тревожность и депрессия). Исходя из полученных данных, авторы программы рекомендуют проводить семейные тренинги психологической адаптации, чтобы избежать эмоционального стресса как у детей с трудностями обучения, так и у их родителей.
Вы прочитали отрывок из книги Лус Рельо «Поговорим о дислексии: Личный опыт и научные исследования». Издательство «Олимп-Бизнес», 2021.
Изображение на обложке: karaliova / shutterstock
Самооценка учащихся начальных, средних и старших классов
Если учащиеся страдают от низкой самооценки, это может повлиять на все в их жизни, от общения с другими до решения академических задач. Это может уменьшить их желание учиться как в краткосрочной перспективе, так и на протяжении всей жизни. Однако положительная самооценка может иметь совершенно противоположный эффект. Вот почему педагогу важно знать, как помочь учащемуся с низкой самооценкой стать более уверенным в себе человеком.
Важность самооценки для учащихся
Поскольку самооценка и успеваемость учащихся напрямую связаны, педагоги могут недооценивать важность самооценки для учащихся. Исследования показали, что существует заметная положительная связь между самооценкой и успеваемостью. Полученные данные показали, что положительная самооценка является фактором, определяющим академическую успеваемость всех учащихся, независимо от пола. Учащиеся с высокой самооценкой, как правило, лучше учились в школе.
Если родитель или педагог не знает, как повысить самооценку учащегося, испытывающего затруднения, то занятия — отличный способ начать. Повышение самооценки у учащихся может быть знакомо не всем учителям, но эффективным методом является использование упражнений, которым легко следовать.
Самооценка
Низкая самооценка может проявляться по-разному, включая заметный уход от других, самокритику, признаки регрессии или легкое прекращение курения. Однако наличие одного или двух признаков низкой самооценки не обязательно указывает на наличие проблемы. Поведение может быть связано с психическим заболеванием или с негативным мировоззрением, а не с позитивным.
Проблемы с самооценкой у учащихся начальной и средней школы
Полезно знать, на что обращать внимание при выяснении того, испытывают ли учащиеся низкую самооценку.
Признаки низкой самооценки у учащихся начальной и средней школы
У учащихся с низкой самооценкой могут проявляться многочисленные признаки, в том числе: в смущении
Причины низкой самооценки у учащихся начальной и средней школы
Может возникнуть низкая самооценка у учащихся в начале через повседневные ситуации или тревожный опыт. Причины низкой самооценки включают:
- Отсутствие постоянной родительской поддержки
- Чувство, что никто не может помочь им в учебе
- Запугивание со стороны одноклассников или учеников старшего возраста
- В какой-то момент с ними случился травмирующий опыт
- Не ощущение, что их навыки могут соответствовать навыкам других учеников
Как низкая самооценка может повлиять на учеников начальной и средней школы
Годы Низкая самооценка может повлиять на развитие детей младшего возраста и объяснить трудности в более позднем возрасте. Вот несколько способов, которыми низкая самооценка может проявиться в жизни молодого человека:
- Повышенная вероятность обращения к наркотикам и алкоголю
- Отсутствие мотивации на протяжении всей жизни
- Проблемы с установлением и поддержанием отношений
- Тревога и депрессия могут сопровождать их на протяжении многих лет
- Неспособность добиваться целей и соглашаться на меньшее, чем лучшее
Проблемы с самооценкой у старшеклассников
Учитывая, что подростковый возраст в самом разгаре и приближается этап взрослой жизни, понятно, почему у старшеклассников может наблюдаться низкая самооценка.
Признаки низкой самооценки у старшеклассников
Старшая школа напрямую ведет к поступлению в колледж и/или к работе, поэтому низкая самооценка в течение этих четырех лет может сильно повлиять на будущее учащегося. Вот несколько основных признаков низкой самооценки, которые могут присутствовать у старшеклассников:
- Постоянное указание пальцем на других за ошибки
- Отсутствие интереса как дома, так и в школе
- Постоянный негатив
- Чувство, что всем наплевать
- Постоянное чувство беспокойства или грусти
Причины низкой самооценки у старшеклассников
Может быть несколько причин, по которым ученик средней школы борется с низкой самооценкой. Часто кажется, что это идет рука об руку с подростковым возрастом.
- К сожалению, издевательства довольно распространены в старшей школе и могут сильно повлиять на ученика на долгие годы.
- Домашнее насилие может привести к низкой самооценке на всю жизнь.
- Смена школы в старших классах может быть травмирующим событием, приводящим к проблемам с уверенностью.
- Расстройства настроения с непредсказуемыми гормонами.
- Неподдерживающая семья может вызвать чувство никчемности.
Как низкая самооценка может повлиять на учащихся старших классов
Эффект низкой самооценки может значительно замедлить подростковый возраст учащегося. Это может вызвать:
- Раннее употребление алкоголя и проблемы с наркотиками
- Отсутствие интереса к получению образования
- Плохая самооценка
- Негативность
- Проблемы в поддержании отношений
Занятия, повышающие самооценку
Самостоятельные занятия могут со временем повысить самооценку учащегося. Для этого нужно больше, чем просто сказать ученику ободряющие слова о том, как он должен чувствовать себя лучше. Благодаря действиям разум перестраивается с помощью одного упражнения за раз, и ученик развивает самооценку, как если бы он был мышцей. Как педагог, у вас есть возможность помочь ученикам повысить их самооценку, проводя их через эти упражнения. виды деятельности.
Занятия по повышению самооценки для учащихся начальных классов
Ниже перечислены шесть упражнений, которые учащиеся начальных классов могут использовать для повышения самооценки. Будь то школьный консультант, занимающийся тем или иным квалифицированным специалистом, эти занятия по повышению самооценки для учащихся начальной школы могут помочь улучшить их психическое здоровье.
1. Упражнение «Я есть»
Попросите учащихся наклеить на лист бумаги свою маленькую фотографию. Вокруг картинки они должны написать слова, которые их описывают, как положительные, так и отрицательные. Затем попросите их написать положительные слова, которые говорят о них другие люди. После этого учащийся может обсудить, как каждый относится к ним.
2. Их деятельность «Победы в жизни»
Ребенок должен перечислить на листе бумаги все, в чем он преуспел в жизни, чем он очень гордится. Это привлечет его внимание ко всем его существующим достижениям. . Чтобы продолжить эту деятельность, они могут записать все, в чем они хотели бы преуспеть в жизни позже.
3. «Я боюсь…» Занятие
Дети должны записать то, что они в настоящее время боятся делать. Это может быть выход на спортивную команду, сон в темноте или даже снятие рубашки в бассейне. Затем проанализируйте, что произошло бы, если бы они действительно сделали это. Может быть полезно привнести в это отношение «ну и что». Если они вышли за футбольную команду, что в этом такого, если они не лучшие в команде?
4. Деятельность на доверие
Это имеет большое значение для самооценки ребенка, когда он понимает, что кто-то доверяет ему достаточно, чтобы попросить его что-то сделать. Дайте ученику задание, которое он должен выполнять каждый день. Это может быть как организация библиотеки в классе, так и обучение другого ребенка какому-либо предмету.
5. Упражнение «Положительное перефразирование»
В этом упражнении ребенок перефразирует свое утверждение-вызов в положительное утверждение. Это может быть что-то вроде замены «Мне трудно заводить друзей» на «Я большой друг для тех, кто мне небезразличен». Другим примером может быть замена «Я плохо играю в баскетбол» на «Я изо всех сил стараюсь во всех видах спорта, и в некоторых из них у меня получается лучше, чем в других».
6. Игры на повышение самооценки для учащихся начальной школы
Взрослые могут повысить самооценку ребенка, превратив это в игру. Например, с помощью всего лишь пары игральных костей ученик может выбросить число пять, а затем должен сказать о себе пять хороших вещей. Еще одна игра для самоуважения: дети бросают друг другу мяч и просят их сказать что-нибудь хорошее о человеке, который его поймает.
Занятия по повышению самооценки для учащихся средней школы
Средняя школа часто является временем, когда дети начинают разделяться на социальные группы. Для некоторых студентов это прекрасное время, чтобы жить. Для других не очень. Вот шесть упражнений для повышения самооценки для учащихся средней школы, которые способствуют уверенности в себе у детей.
1. «Какими должны быть хорошие черты?» Упражнение
В этом упражнении учащимся средней школы предлагается записать положительные черты учащихся. После создания списка учитель и ученик обсуждают и анализируют, какие из них у них уже есть и как они могут добавить другие, которых у них нет.
2. «Хорошее приходит с плохим» Упражнение
Есть что сказать о том, как найти серебряную подкладку в негативах в жизни. Эта деятельность помогает учащимся осознать, что негатив можно превратить в позитив. Например, учащийся может получить все тройки в своем табеле успеваемости. Положительным моментом является то, что на этот раз они будут усерднее учиться, чтобы получить более высокие оценки.
3. «Проведение интервью в классе» Задание
Учащиеся с низкой самооценкой, кажется, думают, что у других детей нет тех же проблем, с которыми они сталкиваются. Это собеседование позволит им увидеть уникальность каждого из нас. Объедините студентов в пары и попросите их взять интервью друг у друга о своей жизни. Они должны спросить учащихся о том, что им нравится и не нравится, о семейных проблемах, а также о самых счастливых и самых грустных моментах. По крайней мере, они смогут общаться и общаться с другими людьми, с которыми они, возможно, не взаимодействовали в любой другой ситуации.
4. Задание «Напиши письмо самому себе в прошлое»
Это задание позволит учащимся подумать о том, что они хотели бы изменить в прошлом, чтобы сделать будущее лучше. Например, ученица может написать, что ей хотелось бы, чтобы она лучше относилась к своему брату. Взрослый, проводящий это занятие, может указать, что еще не поздно и что он может изменить свое поведение.
5.
Задание «Что я хотел бы изменить в будущем»Это задание чем-то похоже на предыдущее, но больше фокусируется на том, как изменить будущее в положительную сторону. Например, одна вещь, которую ученик может захотеть изменить, — это усерднее стараться подружиться с другими. Когда ученик понимает, что он вносит необходимые изменения, его самооценка повышается. Примечание. Важно, чтобы взрослый не предлагал эти изменения. В этом процессе ученик должен придумать свое.
6. Упражнение «Запиши конечную цель»
Это упражнение для самооценки создано, чтобы напомнить учащимся, что важно не только то, как они начали, но и то, как они могут улучшить ситуацию и двигаться к цели. Если они смогут творить и работать над достижением образовательных и социальных целей, они начнут лучше относиться к себе, вместо того чтобы постоянно думать о плохом.
Занятия по повышению самооценки для старшеклассников
Бывают ли для учащихся более трудные времена, чем в старшей школе? С гормональными изменениями и растущим давлением, чтобы получить хорошие оценки и вписаться в общество, неудивительно, что подростки борются с низкой самооценкой. Вместо того, чтобы позволить им стать жертвой потери уверенности, вот шесть упражнений для повышения самооценки у старшеклассников.
1. Задание «Что мне в себе нравится»
Учитель дает учащимся каталожные карточки и предлагает им перечислить все, что им нравится в себе на данный момент. Это покажет им, что, возможно, в данный момент все не так уж безнадежно.
2. «Как я буду совершенствоваться дальше?» Упражнение
На обратной стороне той же карточки учащийся должен перечислить, что он хотел бы улучшить в себе. С одной стороны карты это их положительные стороны прямо сейчас, а с другой стороны — то, что они захотят улучшить. Они должны держать эту карточку с собой, чтобы напомнить им о том, кто они и кем они хотят быть.
3. Занятие в классе «Три вещи, которые нравятся в вас другим»
Каждый ученик в классе должен анонимно записать три вещи, которые ему нравятся в другом ученике, на каталожной карточке. В конце занятия у каждого ученика будет 20 или более каталожных карточек с позитивом на каждой из них. Это прольет свет на позитивные вещи, которые другие видят в них, некоторые из которых они не осознавали раньше!
4. «Что самое худшее и самое лучшее, что может случиться?» Деятельность
Это действие происходит на каталожной карточке. Студенты с низкой самооценкой не умеют рисковать в жизни. Они могут не пригласить на свидание человека, в которого влюблены. Они могут не попробовать себя в школьном спектакле, потому что это может смущать. В этом упражнении учащийся записывает самое худшее, что может случиться, если он воспользуется этим шансом. На другой стороне каталожной карточки учащиеся записывают наилучший сценарий для каждой возможности. Например, человек может согласиться пойти с ним на свидание, и это может положить начало настоящим отношениям. Или, возможно, они поймут, что любят театр и хотят заниматься им дальше. Эта деятельность покажет им, что риск стоит вознаграждения.
5. Упражнение «Ежедневная постановка целей на неделю»
В начале недели попросите учащихся записать одно дело, которое они хотели бы выполнить каждый день. Есть что-то волшебное, что происходит, когда цели записываются на бумаге для всеобщего обозрения. Самооценка учащегося будет продолжать расти по мере того, как каждая цель будет принята и достигнута. Напомните учащимся, что цель должна быть измеримой и достижимой.
Как GoGuardian может помочь вам выявить и помочь учащимся с низкой самооценкой
Иногда низкая самооценка может вызвать у учащегося мысли о причинении себе вреда. GoGuardian создала Beacon, инструмент предотвращения самоубийств, который может помочь школам определить, какие учащиеся могут подвергаться высокому риску. Созданный с помощью специалистов в области психического здоровья, Beacon может отслеживать устройства Chromebook и Window и предупреждать школьных специалистов, когда активность учащегося в Интернете может вызвать беспокойство.
Доктор Кен Шор: Студент с низкой самооценкой
Самооценка студента оказывает значительное влияние почти на все, что он делает: на то, как он участвует в деятельности, справляется с трудностями и взаимодействует с другими. Самооценка также может иметь заметное влияние на успеваемость. Низкая самооценка может уменьшить желание учащегося учиться, его способность концентрироваться и его готовность идти на риск. Положительная самооценка, с другой стороны, является одним из строительных блоков успеха в школе; он обеспечивает прочную основу для обучения.
Трудность в работе с детьми с низкой самооценкой состоит в том, чтобы восстановить их веру в себя, чтобы они стойко справлялись с трудностями в учебе. Однако вам не нужна официальная программа для повышения самооценки. Педагоги формируют самооценку каждый день, в ходе обычного взаимодействия со своими учениками.
Хотя вы не можете научить ученицу чувствовать себя хорошо, вы можете воспитать ее самооценку посредством постоянного процесса поощрения и поддержки. По сути, это означает выражение признательности за то, что она делает хорошо, выражение уверенности в том, что она улучшится в тех областях, в которых у нее не все получается, и адаптация обучения, чтобы она могла добиться успеха.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ
Похвалите ученика конкретным и искренним образом. Студенты являются экспертами в том, чтобы отличить искренний отзыв от пустых комплиментов. Они учатся отвергать расплывчатые слова похвалы как неискренние и, возможно, даже фальшивые. С другой стороны, комментарии, предполагающие вдумчивую оценку их работы, имеют для них большое значение. С этой целью сообщите учащейся в конкретных терминах, что вам нравится в ее работе или поведении. Если она продвигается медленно, хвалите ее за маленькие шаги вперед. Если вы чувствуете, что ей неудобно, когда ее хвалят в присутствии одноклассников, скажите ей об этом наедине или в записке.
Покажите учащемуся вещественные доказательства прогресса. Очень важно выражать уверенность в способностях учащегося; Однако одних воодушевляющих разговоров может быть недостаточно. Помогите учащемуся оценить его собственное улучшение, указав на конкретные признаки роста — возможно, записав устное чтение в начале года и сравнив его с более поздним исполнением, показав свои работы, сделанные в начале года, и сравнив их с более поздними. контрольные работы, или демонстрируя, что математические задачи, с которыми она боролась в течение первого периода оценки, теперь даются ей легко. Вы также можете попросить ученицу положить в коробку каталожные карточки с правописанием или чтением слов, которые она освоила.
Продемонстрируйте свои достижения. Вы можете прочитать одно из сочинений ученицы классу, вывесить ее работы на доске объявлений, попросить ее продемонстрировать, как решить математическую задачу, или, в случае учащейся английского языка, пригласить ее выступить перед классом на своем языке. родной язык. Если у ученицы есть особое хобби или интерес, предложите ей поговорить об этом с классом. Если необходимо, попросите ее заранее отрепетировать свое выступление.
Помогите учащемуся почувствовать себя важным в классе. Вы можете поручить ученице важную работу в классе или найти способы, которыми она может помочь другим. Скажите ей, что возлагаете на нее ответственность, потому что уверены, что она справится. Например: попросите учащегося позаботиться о классном кролике, доставить деньги на обед в офис, собрать домашнюю работу, помочь другому учащемуся решить проблему с компьютером, прочитать вслух школьные утренние объявления, ответить на школьный телефон, пока секретарь обедает, или воспитать ученика младших классов.
Вовлеките ученицу в разговор о ее интересах. Учащийся может повысить самооценку благодаря участию в деятельности, которая ему небезразлична. Каждый день находите несколько минут, чтобы поговорить с ней о ее любимых увлечениях, спорте, телевизионных программах или музыкальных группах. При необходимости спросите у ее родителей информацию, необходимую вам для разговора с ней. Предложите учащейся пути более глубокого изучения своих интересов. Вы можете даже принести книгу или предмет из дома, связанный с одним из ее интересов.
Помогите ученику справиться с трудностями. Если учащийся сталкивается с трудностями в учебе, помогите ему осознать, что неудачи — это нормальная часть обучения и что каждый в какой-то момент испытывает разочарование или разочарование. Вы могли бы сказать ей, что Линкольн проиграл семь выборов, прежде чем был избран президентом Соединенных Штатов, или что Бэйб Рут вычеркнул 1330 раз за свою карьеру. Признайте разочарование ученицы, а затем помогите ей разработать стратегии улучшения. Выразите свою уверенность в том, что при упорной работе и вашей поддержке она, скорее всего, добьется успеха.
Поощряйте чувство принадлежности. Учащиеся с низкой самооценкой часто изолированы от одноклассников. Вы можете поощрять участие учащегося в жизни других, находя способы интегрировать его в мероприятия, которые происходят как в школе, так и за ее пределами. Вы можете организовать групповое мероприятие, в котором она будет участвовать. Или попросите пару дружелюбных и понимающих студентов провести с ней время во время перемены или обеда. Если учащиеся объединяются для занятий в классе, назначьте учащемуся доброго и спокойного партнера. Вы также можете побудить родителей учащегося организовать дополнительные социальные контакты с одноклассниками, возможно, предложив им потенциальных товарищей по играм.
Информируйте родителей об успехах их ребенка. Учителя быстро сообщают родителям, когда у их ребенка возникают проблемы. Они не так усердно уведомляют родителей об успехах своего ребенка. Подумайте о том, чтобы отправить домой записку или позвонить родителям, когда их ребенок сделает что-то примечательное. Скажите ученику, что вы это делаете. Этот жест может занять всего пару минут, но он может скрасить день ученика и вызвать положительную реакцию родителей на их ребенка.
|