Влияние социальной сферы на экономическую: Влияние социального управления на экономическую сферу российского общества

Влияние смены правительства на экономическую и политическую жизнь Казахстана

21 февраля 2019 г. правительство Казахстана было отправлено в отставку указом президента страны. По заявлению Н. Назарбаева, причиной этого события стала неспособность кабинета министров провести запланированную модернизацию и принять радикальные меры для дальнейшего развития экономики. Во-первых, не были созданы условия для увеличения доли малого и среднего бизнеса. Кроме того, не были решены проблемы в банковской и правоохранительной сферах. При этом главной проблемой оказалось снижение уровня качества жизни населения.

Власти Казахстана смогли мобилизоваться при обострении негативных общественных настроений и разрастании недовольства социума и предложить широкомасштабную программу социальной защиты и частичной перестройки экономического курса для выполнения поставленных задач. Более того, изысканы средства на программу, выполнение которой должно привести и к оживлению внутреннего рынка страны.

Хотя большое кадровое обновление правительства и региональных лидеров не произошло, сегодня можно наблюдать постепенное усиление правящей партии как основного модератора и контролера выполнения представленной президентом программы действий. Это должно способствовать внутриэлитной стабилизации и позволить подготовиться как к транзиту власти, так и к возможным сложностям в экономике Казахстана в будущем.


21 февраля 2019 г. правительство Казахстана было отправлено в отставку указом президента страны. По заявлению Н. Назарбаева, причиной этого события стала неспособность кабинета министров провести запланированную модернизацию и принять радикальные меры для дальнейшего развития экономики. Во-первых, не были созданы условия для увеличения доли малого и среднего бизнеса. Кроме того, не были решены проблемы в банковской и правоохранительной сферах. При этом главной проблемой оказалось снижение уровня качества жизни населения.

В 2017 г.

Казахстан вошел в список экономически свободных стран, составленный американским фондом Heritage Fund. Экономика государства растет стабильно, но не быстро. Так, ВВП в 2017–2018 гг. рос по 4,1% в год. Хоть это и не 1–2‰ роста в кризисные годы, но такие темпы роста абсолютно не сравнимы с ростом ВВП страны в первое десятилетие XXI в. (9–13‰ в год).

Экономика Казахстана обладает некоторыми особенностями. Рост ВВП основан на добывающей промышленности — добычи нефти, черных и цветных металлов, урана и т.д. Индекс физического объема горнодобывающей промышленности и разработки карьеров в 2018 г. вырос по отношению к 1991 г. (год получения Казахстаном независимости) на 266,8%, а тот же показатель в обрабатывающей промышленности не достиг уровня 1991 г. и составил 98,1%. Сырьевая модель экономики порождает спрос на рабочую силу в низкоэффективном секторе услуг с существенной долей госсектора и отсталом сельском хозяйстве. Именно эти сферы экономики обеспечивают работой порядка 70% населения.

Жанар Тулитдинова:
Казахстан в ЕАЭС к 2025 году

Соответственно, доходы большой части населения страны остаются низкими. Хотя уровень бедности в Казахстане, по словам бывшего министра труда и соцзащиты М. Абылкасымовой, сократился с 34,6% в 1996 г. до 4,7% по итогам первого полугодия 2018 г., доходы населения падают. По данным инвесткомпании Halyk Finance, в 2015–2017 гг. реальные зарплаты населения сократились на 3%, тогда как реальный экономический рост превысил 6%. Прожиточный минимум хоть и рос в тенге, однако в долларовом выражении последние несколько лет — сокращался. Если в пиковом 2013 г. он составлял 116,93 долл., то в 2018 г. — лишь 78,5 долл. В прошлом году резко вырос процент населения, имеющего доход ниже прожиточного уровня. Если в 2013–2017 гг. он не превышал 2,9%, то за три квартала 2018 г. он составил 4,6%. Это вызывает постепенное нарастание социальной напряженности. Именно поэтому встал вопрос усиления социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения.

По мнению казахстанских экспертов, перед новым правительством однозначно встанут несколько серьезных вопросов. Во-первых, необходимо обеспечение «качественного экономического роста» с возможным пересмотром модели экономического роста, усилением кредитования Национальным банком обрабатывающей промышленности, доступным кредитованием малого и среднего бизнеса. Во-вторых, возникнет необходимость начать работу над повышением эффективности системы государственного управления для сокращения недоверия к бюрократии и в первую очередь к МВД. В-третьих, нужна реформа социальной политики. Причем речь идет как о пенсионной и жилищной компоненте, так и о социальной поддержке граждан, прежде всего — многодетных семей. Наконец, необходимо изменение политики развития регионов, в первую очередь с точки зрения доступности рабочих мест.

При этом изменения в новом правительстве незначительны — обновление произошло лишь на треть (6 человек из 18-ти). Из шести новых министров двое работали в тех же ведомствах в качестве заместителей министра, четыре — ранее работали в обозначенных областях. Это говорит о слабых возможностях ротации управленческих кадров и существовании проблем в кадровом потенциале республики.

Была проведена и некоторая реструктуризация министерств. Основные изменения затронули вопросы пропаганды и внутренней политики. В регионы, социальная ситуация в которых представляется наиболее напряженной, назначены новые акимы (губернаторы). Так, в густонаселенную Туркестанскую область с преобладающим в структуре экономики сельским хозяйством был назначен У. Шукеев. В Актюбинской области, где также заменен глава (О. Уразалин), проблемы, скорее, не экономического, а социокультурного и религиозного плана. О продуманности назначений говорит тот факт, что новые акимы не только являются выходцами из этих регионов, но и имеют опыт работы в них.

27 февраля прошел съезд правящей партии «Нур Отан», на котором президент Н. Назарбаев озвучил программу дальнейших действий. Основной акцент был сделан именно на повышении уровня социальной защиты населения. «Мы должны не снижать расходы на развитие и помогать нуждающимся. В текущем году на социальную сферу направлено более 45% от всех расходов республиканского бюджета. В то же время у нас обозначились определенные диспропорции и ряд проблемных точек в социальном блоке. В этой связи я принял решение о выделении средств из Национального фонда на повышение качества жизни и благосостояния наших граждан», — сказал глава государства.

Фактически представленная на съезде президентом программа — это многоуровневая система социальной адаптации слабозащищенных слоев общества. Повышены адресные социальные выплаты, выплаты многодетным семьям, родителям детей-инвалидов и родителям-опекунам. Важно то, что речь идет не только о повышении социальных пособий, но и о создании рабочих мест и в целом жилищной и производственной инфраструктуры.

Серьезный акцент сделан на сельском населении и жителях окраин крупнейших городов, куда идет активное переселение внутренних мигрантов. Правительству поручено разработать предложения по реализации специального проекта «Ауыл — ел бесігі» («Село — колыбель страны») и обеспечить его финансирование. В селах предлагается создавать точки роста, улучшать дороги для упрощения трудовой мобильности и ведения бизнеса. Государство будет давать людям гранты и кредиты для ведения своего дела.

Говоря о развитии страны, президент отметил, что оно должно быть основано на обновленных региональных стандартах качества жизни. Приоритетами выступают обеспечение доступа всех жителей страны к чистой питьевой воде и проведение масштабной газификации. «Нур Отан» должен запустить партийный проект «Қутты мекен» («Благодатный край») с акцентом на развитии инженерной и социальной инфраструктуры страны.

Александр Воробьев:
Курс России в Центральной Азии: между Ташкентом и Астаной

Учитывая высокую мобильность населения и внутреннюю миграцию, предполагается строительство социального и арендного жилья (порядка 40 тыс.

квартир). Не обойдены вниманием многодетные семьи и семьи с детьми инвалидами, покупающие свое жилье. Для них будут разработаны льготные механизмы предоставления жилищных займов под 2–3‰ годовых по системе жилстройсбережений.

Еще одной группой населения, которую намерено поддержать государство, стали бюджетники, занятые в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и сельского хозяйства. С 1 июля 2019 г. повышение их зарплаты составит до 30%. К этой же категории были отнесены и низовые работники исполнительных органов, непосредственно работающие с гражданами на районном и областном уровнях. Их зарплаты поднимут в среднем на 25%.

Отдельные меры должны быть предприняты в развитии сферы здравоохранения и образования. Акцент сделан на развитие высшего и специального образования в регионах — в каждой области должны работать как минимум один продвинутый вуз и десять современных колледжей. Критерием эффективности работы учебных заведений становится трудоустройство выпускников.

Расходы на службу общественного здравоохранения и первичную медико-санитарную помощь должны быть увеличены с 40 до 60% от общего объема финансирования здравоохранения.

Проведение всех заявленных мер рассчитано на три года, во всяком случае, финансирование определено именно на этот срок. На их реализацию в ближайшие три года из бюджета дополнительно будет выделено более 2 трлн тенге (порядка 5,8 млрд долл. [1]). По мнению президента, эти средства должны быть изысканы за счет кардинального улучшения таможенного администрирования и оптимизации бюджетных расходов. Другим источником выполнения программы станет Национальный фонд, из которого дополнительно предполагается выделить 1,350 трлн тенге (порядка 3,9 млрд долл. [2]) в течение 2019–2021 гг. При этом будет усилен партийный контроль расходования бюджетных средств.

Таким образом, власти Казахстана смогли мобилизоваться при обострении негативных общественных настроений и разрастании недовольства социума и предложить широкомасштабную программу социальной защиты и частичной перестройки экономического курса для выполнения поставленных задач. Более того, изысканы средства на программу, выполнение которой должно привести и к оживлению внутреннего рынка страны.

Хотя большое кадровое обновление правительства и региональных лидеров не произошло, сегодня можно наблюдать постепенное усиление правящей партии как основного модератора и контролера выполнения представленной президентом программы действий. Это должно способствовать внутриэлитной стабилизации и позволить подготовиться как к транзиту власти, так и к возможным сложностям в экономике Казахстана в будущем.

1. Посчитано автором по среднегодовому обменному курсу доллара на 2018 г.


Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Конференция ВНИИ труда «Экономика социальной сферы

22.03.2022

Конференция ВНИИ труда «Экономика социальной сферы — трансформация и пути развития»

Социальная политика

18 марта 2022 года на площадке Санкт-Петербургского международного форума труда состоялась Международная конференция «Экономика социальной сферы — трансформация и пути развития».

Конференция была организована ВНИИ труда при участии и поддержке Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Модератором выступила директор Центра подготовки научных кадров ВНИИ труда Елена Вашаломидзе. С приветственным словом к участникам обратился Юрий Воронин — Главный финансовый уполномоченный Российской Федерации, заведующий Центром правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Он отметил необходимость возвращения к «активному научному дискурсу в социально-трудовой сфере» и роль в этом ВНИИ труда, как авторитетного научного учреждения, «площадки, где присутствует правильный социальный акцент». Он также отметил актуальный выбор темы конференции.

«Экономическая сфера определяет социальную инфраструктуру, позволяет понимать, откуда проистекают вызовы в социальной сфере. Они все имеют экономическую и трудовую подоплеку», — сказал эксперт.

 При этом все более возрастает значение социальных гарантий на случай старости, безработицы, утери трудоспособности и т. д. Этим и другим темам были посвящены выступления участников.

На конференции выступали:
Воронин Юрий Викторович,
 к.э.н., Заслуженный юрист РФ, Главный финансовый уполномоченный РФ, заведующий Центром правового обеспечения социально-экономических реформ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ — Трансформация и пути развития современных пенсионных систем

Цыганов Александр Андреевич, д.э.н., профессор, директор департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации» — Проблемы доверия к частным институтам социальной сферы

Романов Андрей Александрович, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института проблем социально-экономической статистики Федеральной службы государственной статистики — Трансформация и пути развития социальной статистики


Есаулкова Татьяна Станиславовна, д. э.н., генеральный директор ООО «СДК «Гарант» — Перспективы развития социальных институтов в финансовой сфере


Кириллова Надежда Викторовна, д.э.н., профессор, заместитель руководителя департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации — Социальный аспект коммерческого страхования


Антонова Галина Васильевна, ведущий научный сотрудник Отдела рынка труда ВНИИ труда, Пашкова Светлана Егоровна — старший научный сотрудник Отдела рынка труда ВНИИ труда — Возможности и условия внедрения страховых принципов защиты от безработицы в Российской Федерации


Сафонов Александр Львович – д.э.н., профессор Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ; научный консультант Центра подготовки научных кадров ВНИИ труда — Эволюция рынка труда и ее влияние на систему социального страхования


Нуруддинова Адиба Газиевна, начальник управления социального анализа, статистики и Международных рейтингов Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан — Рынок труда Узбекистана: влияние пандемии и основные направления трансформации


Буянова Марина Олеговна, д. ю.н., профессор Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ — Проблемы формирования величины МРОТ


Камнева Елена Владимировна, к.пс.н., доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ — Оценка мер поддержки по сферам жизнедеятельности лицами предпенсионного возраста


Дождиков Константин Владимирович, со-основатель и руководитель направления АНО ДПО «ИСАР», член наблюдательного совета ассоциации «Гильдия экспертов финансового рынка» — Проект нового профессионального стандарта «Специалист по управлению рисками»: современные тенденции в подготовке и развитии в профессии риск-менеджмента


Угодников Константин Владимирович, консультант АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» — Принципы оценки эффективности пенсионных систем в практике международных организаций

Mapping the Impact of Online Information on the Social Sphere — Research Explorer The University of Manchester

Debbie Keeling, Angus Laing

Результаты исследования: вклад в конференцию › Другое

Язык оригинала Английский
Статус публикации Опубликовано — 1 марта 2010 г.
Событие Картирование влияния онлайн-информации на политическую, экономическую и социальную сферы — Google, UK
Продолжительность: 1 марта 2010 г. → 1 марта 2010 г.
Город Google, Великобритания
Период 03.01.10 → 03.01.10
  • АПА
  • Автор
  • БИБТЕКС
  • Гарвард
  • Стандарт
  • РИС
  • Ванкувер

Килинг, Д. , и Лэнг, А. (2010). Картирование влияния онлайн-информации на социальную сферу . Картирование влияния онлайн-информации на политическую, экономическую и социальную сферы, Google, Великобритания.

Килинг, Дебби ; Лэнг, Ангус. / Картирование влияния онлайн — информации на социальную сферу . Картирование влияния онлайн-информации на политическую, экономическую и социальную сферы, Google, Великобритания.

@conference{27f939f9288040e0af5db1802a3e2954,

title = «Карта влияния онлайн-информации на социальную сферу»,

author = «Debbie Keeling and Angus Laing»,

year = «20 10»,

месяц = ​​март,

день = «1»,

language = «English»,

note = «Отображение влияния онлайн-информации на политическую, экономическую и социальную сферы; дата конференции: с 03.01.2010 по 03.01.2010»,

}

Keeling, D & Laing, A 2010, ‘Ma pping the Impact of Online Information on the Social Sphere», Mapping the Impact of Online Information on the Policy, Economic and Social Sphere, Google, UK, 03. 01.10 — 03.01.10.

Картирование влияния онлайн-информации на социальную сферу. / Килинг, Дебби; Лэнг, Ангус.
2010. Картирование влияния онлайн-информации на политическую, экономическую и социальную сферы, Google, Великобритания.

Результат исследования: Вклад в конференцию › Другое

TY — CONF

T1 — Картирование влияния онлайн-информации на социальную сферу

AU — Keeling, Debbie

AU — Laing, Angus

P Y — 2010/3/1

Y1 — 2010/3/1

M3 — Другое

T2 — Картирование влияния онлайн-информации на политическую, экономическую и социальную сферы

Y2 — с 1 марта 2010 г. по 1 марта 2010 г.

ER —

Особенности будущего: как цифровизация влияет на социальную сферу и экономику

Никто не будет отрицать, что эволюция компьютеров и сетей обработки данных приведет и уже привела к существенным изменениям в нашем обществе — с точки зрения социальной структуры, искусства и науки. Такие изменения нельзя планировать заранее, они происходят как естественная реакция общества на новые возможности ИТ.

В обществе, как и в любой другой сложнейшей системе, предсказать такие изменения достаточно сложно. Это можно было увидеть в темах, обсуждавшихся в футурологии и научной фантастике около 50 лет назад, где они предвосхищали развитие ядерной энергетики, космических полетов, управления погодой и сложных вычислений. Но не информационные технологии, миниатюризация и глобальная связанность.
Поэтому было бы разумно обратить внимание на некоторые особенности ИТ, которые уже возникли, но еще не оказали непосредственного влияния на наше общество. С другой стороны, может быть, они уже начинают влиять на нашу жизнь, но в малой и почти незаметной степени.


Концентрация внимания

Первый и самый существенный момент — значительное снижение концентрации внимания. Легкость, с которой мы можем получить доступ к новой информации, особенности человеческого разума как машины обратной связи и подкрепление полезного поведения привели к тому, что мы стали отдавать предпочтение небольшим порциям или «фрагментам» информации. Нам становится все труднее сосредоточить свое внимание на более длительной работе или учебе или любом большом количестве взаимосвязанных данных. Это становится все более и более очевидным с каждым новым поколением, постепенно, но бесповоротно.

Было бы неправильно обвинять социальные сети, журналистов или кого-то еще. Конечно, нет. Наоборот, это характеристика мозга, заложенная в его конструкцию, или (в терминах IT) это «баг», который проявляется при определенных внешних условиях. Мы не можем исправить эту ошибку сейчас, но должны научиться жить с ней и учитывать ее при планировании образования, работы или исследований.


Повышенная специализация

Близка к этому возрастающая специализация и отсутствие энциклопедических знаний. Мы уже полагаемся на внешний поиск и классификации информации; научные исследования почти на 100% основаны на компьютерах и Интернете.

Мир постоянно меняется благодаря техническому прогрессу. Общество становится сильнее, но каждый человек становится физически слабее. Наука развивается, но каждый человек становится немного более «глупым», полагаясь больше на внешние знания (компьютер), чем на свой мозг.

Глобальная связанность и зависимость от компьютеров также приносят некоторые положительные результаты. Например, это делает оборудование более доступным для ученых. Теперь нет необходимости в вашем физическом присутствии в месте проведения экспериментов. Команда может быть распределена по разным странам и континентам. Более того, присутствие человека во многих научных экспериментах (если не во всех) станет совершенно ненужным. Эксперименты можно проводить в местах, до которых люди еще не добрались или не могут добраться физически.

Если компьютеры могут контролировать или проводить эксперименты, то они также могут создавать новые знания с помощью экспертных систем или искусственного интеллекта. Однако такие «новые» знания будут логически необъяснимы для человека. Мы еще не очень хорошо понимаем, как работает человеческий мозг, но большинство ученых согласны с тем, что есть большая автономная часть (подсознание), которая генерирует новые знания, и другая часть (разум), которая дает логические объяснения этим новым знаниям. Он также структурирует и упрощает его для будущего использования.

Большинство современных систем ИИ пытаются имитировать работу подсознания, тогда как другая часть — структурирующая и упрощающая для человеческого восприятия — до сих пор ускользает от реализации. При этом не совсем ясно, сможет ли он работать как система «для человеческого восприятия» или будет структурировать информацию так, чтобы она была «понятна» другим компьютерам (не людям).

Перефразируя Артура Кларка, американского писателя-фантаста и футуролога, можно сказать, что любое достаточно развитое знание неотличимо от магии. Конечно, для сложных областей знаний это уже как-то верно, но для компьютерных знаний это будет неотличимо от магии для всего человечества.

Например, в настоящее время мы не можем логически (то есть с помощью правил и уравнений) объяснить прогнозы погоды, сделанные нейронными сетями на основе текущих и прошлых данных. Кроме того, даже в более простой области: в большинстве случаев мы не можем «объяснить» решения скоринговой машины, которая прогнозирует кредитные риски на основе исторических данных о клиентах банка. Мы получаем вывод, но «рационального объяснения» нет.
Если посмотреть на текущие ИТ-проекты и проанализировать их связь с обществом, то можно отметить следующие тенденции.

Все больше коммуникаций происходит по цифровым каналам во всех сферах. От личного общения и игр до медицины, взаимодействия с органами государственной власти и наукой. Операторы мобильной и кабельной связи постепенно трансформируются в провайдеров доступа к единой единой сети: они займут либо новую нишу (как, например, компании, строящие и эксплуатирующие автомобильные дороги), либо найдут новые способы взаимодействия с другими сегментами – розничной торговлей, логистикой, индустрией развлечений, государственными органами и т. д.


Цифровизация связи

Цифровизация коммуникаций приведет к полной идентификации всех вовлеченных агентов, как организаций, так и людей. Анонимность как таковая скоро исчезнет практически полностью, потому что в ней заинтересованы и бизнес, и государство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *