понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Виды внимания:
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.
Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.
Развитие и формирование внимания
Два вида развития внимания: 1) естественное; 2) искусственное. Выготский: Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных механизмов, организованное протекание его рефлексов по принципу доминанты. В доминантом нервном процессе заложены органические основы внимания.
Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд стимулов-средств, с помощью которых он далее управляет собственным вниманием. Такими стимулами-средствами могут быть конкретные предметы, жесты-указания, слова-указания. Все эти средства выполняют роль внешних опор, которые сначала предлагаются ребенку взрослым, затем используются им в общении со взрослым для направления его внимания на нужный ребенку объект, а потом становятся внутренними средствами управления ребенком собственным вниманием, обеспечивая тем самым его управляемость или произвольность.
Исходя из того, что социальные отношения образуют основу как отдельно взятой психической функции, так и их систем, Л.С.Выготский рассматривал и генезис внимания. В этом процессе он выделил четыре стадии.
Первая стадия связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением и сознанием ребенка, направляя реализацию его натуральных, непроизвольных функций, в том числе непроизвольного внимания. Такими средствами являются прежде всего указательный палец и речевое сопровождение указательного жеста взрослого человека. Л.С.Выготский отмечает, что именно указание стоит в начале управления вниманием, и замечательно, что человек создал себе как бы особый орган произвольного внимания в указательном пальце, получивший в большинстве языков свое название от этой функции. Поэтому историю произвольного внимания, подчеркивает он, следует начинать с истории указательного пальца. Очевидно, что действие на этой стадии является интерпсихическим, то есть действием между людьми, осуществляющимся во внешнем плане.
Для второй стадии характерно, что сам ребенок становится субъектом, использующим данное ему психологическое орудие для управления поведением и сознанием другого человека. С помощью собственного указательного пальца и соответствующего речевого сопровождения он обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Действие управления продолжает существовать во внешнем плане как действие интерпсихическое.
На третьей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления сознанием и поведением, которые другие люди применяли к нему, а он – по отношению к ним. Такое действие протекает все еще во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка, но обращено им на самого себя.
Уж е на третьей стадии начинается интериоризация действия управления вниманием, которая приобретает законченный вид на четвертой стадии. Действие управления ребенком своим вниманием становится собственно внутренним действием, осуществляющимся в опоре на психический образ и внутренню речь.
Таким образом, Л.С.Выготский показал, что развитие произвольного внимания как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций: первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества между людьми и лишь впоследствии становятся внутренними психическими функциями самого ребенка.
📖 Основные виды внимания, Глава XII. Внимание. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л. Страница 100. Читать онлайн
При изучении внимания необходимо различать два основных уровня или вида его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определённые предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.
От непроизвольного внимания отличают произвольное. Сам термин одиозен. Он как будто создан для того, чтобы олицетворять наихудшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм извне действующих духовных сил. Но высшие формы человеческого внимания так же мало произвольны, как и низшие; они в такой же мере, как и эти последние, подчинены определяющим их закономерностям, но закономерности эти иные. Так называемое «произвольное» внимание — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотёком, стихийно, под властью извне действующих сил.
Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер.
Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное как активное (У. Джемс). Первое направляют независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями объектом, оно включает и элементы пассивности.
Психология bookap
Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учёт этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет существенное значение, как теоретическое, так и практическое, для правильной организации работы, в частности учебной.
Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем они могут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдалённости тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности, благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному. В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания.
При всём очень существенном различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать и внешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция; в реальном трудовом процессе обычно заключено их единство и взаимопереход. Используя это, нужно в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное, и, с другой, формируя интересы учащихся, а также делая интересной саму учебную работу, переводить произвольное внимание учащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.
В психологической литературе Э. Титченер отметил уже переход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил ещё о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию.
Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома; удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении задачи мы также продолжаем быть внимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание, это вторичное внимание. Но существует ещё третья стадия развития: она является, по Титченеру, возвращением к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаёмся ей, и в скором времени проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании». «Трудности преодолены, конкуренты устранены, и рассеянность исчезла». «Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становится сложным, именно в случаях колебания, размышления он достигает очень высокой степени сложности. Наконец он снова упрощается».
Однако эта третья стадия не является возвращением к первой. Она представляет всё же разновидность произвольного внимания, хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определённую задачу. Именно это а не наличие большего или меньшего усилия является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания, сознательного, регулируемого.
Какие бывают типы внимания в психологии
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 7 августа 2022 г.
- Категория должности: общая психология/магистр психологии
Внимание в психологии определяется как процесс, посредством которого мы выбираем определенные объекты или стимулы из нашего окружения и фокусируемся на них. Наше внимание имеет ограниченную способность воспринимать стимулы. количество объектов, на которые человек может обратить внимание при кратковременном воздействии, называется объемом внимания или объемом восприятия . Различные виды внимания изучаются в психологии и обладают следующими свойствами:
- Концентрация: сосредоточение внимания на определенных вещах или объектах с одновременным исключением других.
- Настороженность: относится к «готовности человека» справляться со стимулами, которые появляются перед ним/ней.
- Поиск: при поиске мы ищем конкретную вещь, предмет или человека среди группы вещей, предметов или людей. Например, когда вы идете покупать яблоко на рынке, вы ищете одну конкретную вещь в целом ряде вещей.
Ниже приведены три основных типа внимания, изучаемых в психологии:
- Избирательное внимание:
- Постоянное внимание
- Распределенное внимание
Избирательное внимание
Способность нашего внимания одновременно получать и обрабатывать информацию ограничена. Поэтому в какой-то момент мы обращаем внимание только на несколько раздражителей, присутствующих в нашем окружении. Вот где проявляется избирательное внимание. Избирательное внимание в основном связано с выбором ограниченного числа стимулов из большого количества стимулов, заданных в нашей среде. Это ограниченное количество стимулов затем обрабатывается в нашей системе.
Факторы, влияющие на избирательное внимание
Существует несколько факторов, определяющих выбор стимулов, а именно: внешние и внутренние факторы.
- Внешние факторы: относятся к характеристикам раздражителей, таким как размер, интенсивность и движение. Исследователи показали, что большие, яркие и движущиеся объекты легче привлекают наше внимание, чем маленькие, темные и неподвижные объекты. Точно так же человеческие фотографии с большей вероятностью привлекут больше внимания, чем фотографии неодушевленных предметов.
- Внутренние факторы: те, которые находятся внутри человека и могут быть двух типов: когнитивные и мотивационные. Когнитивные факторы включают отношение, интерес и подготовительную установку. Стимулы, которые кажутся интересными, легко воспринимаются. Точно так же готовность заставляет человека с готовностью обращать внимание на одни виды стимулов и не обращать внимания на другие.
Факторы мотивации связаны с нашими биологическими или социальными потребностями. Например, когда мы голодны, мы замечаем даже слабый запах еды.
Устойчивое внимание
Устойчивое внимание или бдительность относится к нашей способности удерживать внимание на определенных раздражителях в течение более длительного времени. Другими словами, устойчивое внимание в основном связано с концентрацией.
Факторы, влияющие на устойчивое внимание
Исследования выявили несколько факторов, способствующих или препятствующих устойчивому вниманию. Они следующие:
- Сенсорная модальность: Сенсорная модальность — это аспект стимула или то, что воспринимается после а стимул . К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах. Исследования показали, что слуховые стимулы способствуют удержанию внимания лучше, чем визуальные стимулы.
- Четкость стимулов: Четкость стимулов — еще один фактор устойчивого внимания. Стимулы, которые являются интенсивными и длительными, облегчают устойчивое внимание и приводят к лучшей производительности.
- Временная неопределенность: Когда стимулы появляются через равные промежутки времени, они воспринимаются лучше, чем когда они возникают через нерегулярные промежутки времени.
- Пространственная неопределенность: Пространственная неопределенность — это отсутствие знаний о географическом положении объекта. Стимулы, которые появляются в фиксированных местах, воспринимаются лучше, чем те, которые появляются в случайных местах.
Распределенное внимание
Распределенное внимание — это способность нашего мозга одновременно реагировать на два разных стимула из окружающей среды. Это внимание действительно важно, поскольку оно помогает нам быть более эффективными в нашей повседневной жизни. Вы, должно быть, видели примеры разделения внимания каждый день в своей жизни, например, когда люди ведут машину и разговаривают с другом по телефону, надевают солнцезащитные очки или слушают музыку. Однако у разделенного внимания есть свои ограничения; это возможно только с деятельностью, для которой у человека есть практика. При разделенном внимании люди уделяют больше внимания одним видам деятельности, чем другим, даже если часть внимания уделяется другим видам деятельности.
Распределение внимания происходит только при выполнении хорошо отработанных задач, потому что они становятся почти автоматическими и требуют меньше внимания для выполнения, чем новые или мало отработанные задачи.
Автоматическая обработка имеет три основные характеристики:
- Происходит без намерения
- Происходит бессознательно
- Включает незначительные мыслительные процессы или вообще не включает их . Количество объектов, на которые можно обратить внимание одним взглядом, используется для проектирования номеров мотоциклов и автомобилей, чтобы сотрудники ГИБДД могли их легко заметить в случае нарушения правил дорожного движения. Кроме того, многие дети не учатся в школе из-за проблем с вниманием, это расстройство называется СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Трудности с поддержанием внимания являются центральной чертой этого расстройства и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Теги: внимание, виды внимания
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Четыре различных типа внимания
Мы живем во все более занятом мире, где множество источников информации и стимуляции конкурируют за наше внимание. Это означает, что овладение различными типами внимания имеет решающее значение, когда речь идет о понимании человеческого поведения и оптимальной работе.
Но как и почему мы вообще внимательны? Давайте обсудим, что такое внимание, и рассмотрим четыре различных типа внимания и почему они важны.
Что такое внимание?
В статье «Как психологи определяют внимание» оно определяется следующим образом:
«Внимание позволяет вам «отключиться» от информации, ощущений и восприятий, которые не имеют значения в данный момент, и вместо этого сосредоточить свою энергию на важная информация».
Следовательно, его можно определить как акт сосредоточения внимания на конкретном объекте, человеке или деятельности в нашем непосредственном окружении за счет других объектов или информации. Таким образом, наше внимание всегда предвзято. Продолжительность нашего внимания не всегда одинакова на протяжении всей нашей жизни. Нам достаточно взглянуть на то, как развивается ребенок, чтобы понять, что мы учимся сосредотачиваться по мере взросления.
Став взрослыми, мы можем сосредоточиться по-разному. Понимание человеческого поведения и различных типов внимания может помочь нам учиться и лучше взаимодействовать с другими.
Четыре различных типа внимания
Мы определим четыре различных типа внимания: устойчивый, разделенный, избирательный и исполнительный. Это не единственные типы, но мы также подробно расскажем о том, почему понимание каждого из них так важно.
1. Устойчивое внимание
Устойчивое внимание означает сосредоточение внимания на человеке, задаче или действии в течение определенного времени или до завершения соответствующего разговора, задания или действия. Например, мы учимся оттачивать этот тип внимания в школе, общаясь с другими учениками и учителями. Другой пример — когда мы учимся, изучая и записывая тесты и экзамены.
Другой родственный тип известен как сфокусированное внимание, которое предполагает способность быстро реагировать на внешние раздражители, такие как громкие звуки. Как вы понимаете, это составляет важную часть способности выживать и реагировать на изменения в вашей среде.
2. Распределенное внимание
Это включает в себя попытку сосредоточиться на многих различных разговорах, задачах и действиях одновременно, что также известно как многозадачность. Хотя это обычная практика, она редко бывает эффективной, так как у нас есть столько энергии, сколько нужно посвятить каждой задаче.
С этим связано переменное внимание. Это похоже на многозадачность, но предполагает плавный переход от одной задачи к другой, а не разделение вашего внимания.
3. Избирательное внимание
Избирательное внимание предполагает возможность сосредоточиться на конкретной задаче, одновременно блокируя любой фоновый шум или раздражители. Это может быть сложным навыком, в зависимости от вашего уровня чувствительности, но это ценный инструмент для работы в шумном мире!
Например, вы можете читать книгу, когда вокруг вас громкий фоновый шум. Однако это также может относиться к отказу от внутренних стимулов, таких как мысли.
4. Управляющее внимание
Управляющее внимание похоже на избирательное внимание, поскольку оно включает в себя способность блокировать отвлекающие факторы и сосредоточиться на конкретной задаче. Однако разница в том, что этот способ сосредоточения также предполагает безжалостную расстановку приоритетов и сосредоточение внимания только на действиях, которые помогут достичь определенной цели.
Например, управляющий директор компании не может следить за всем, что происходит, но он может заблокировать все сотни получаемых электронных писем и посвятить себя выполнению важнейших задач дня.
Почему понимание внимания важно?
Мы рассмотрели четыре типа внимания и затронули некоторые из них. Это даст вам некоторое представление о том, как мы обрабатываем информацию и взаимодействуем с окружающей средой.
Но какое отношение это имеет к нашей повседневной жизни? В области прикладной психологии эти знания могут помочь нам определить, какие навыки нам нужно освоить, и как оптимально функционировать как в социальной, так и в деловой среде.
Например, многозадачность может работать в определенных ситуациях, когда задачи не являются критическими или ограниченными по времени. Но если вы пытаетесь выполнять многозадачность на ответственной работе, вы можете оказаться полностью перегруженным. Чтобы противостоять этому, вы можете узнать больше о том, как отточить свои навыки устойчивого и исполнительного внимания.
Узнайте о человеческом поведении с помощью SACAP Global
В SACAP Global мы предлагаем специализированные краткие курсы, которые формируют многогранные навыки в области прикладной психологии. Один из наших самых популярных кратких курсов «Факторы, влияющие на поведение человека» исследует, как мы сосредотачиваемся и обрабатываем информацию и стимулы в окружающей среде.