СУГГЕСТИЯ И ВНУШЕНИЕ. Тайные возможности человека
СУГГЕСТИЯ И ВНУШЕНИЕ
Суггестия – это феномен, лежащий в основе сложноорганизованных общекосмических информационных процессов. Так как физическая природа проявленного и непроявленного Космоса – это информация, то суггестия есть высшее состояние наиболее высокоорганизованной и развитой космической материи.
Суггестию следует понимать как общекосмический феномен всеобщей взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности любого пространственно-временного проявления материи с любой другой пространственно-временной точкой Вселенной. Поскольку материя существует только в виде изменяющегося процесса, то плотность и сложность именно информационных процессов и определяет уровень развития материи, то есть ее конкретную форму и способ существования.
На уровне столь высоко организованного способа существования материи, как феномен человека, во Вселенной появляется и наиболее сложный вид высокоорганизованной общекосмической суггестии, то есть общекосмического информационного взаимодействия – феномен внушения.
В известном смысле, если сильно упростить вышесказанное, то можно говорить об отношениях между отдельным сознанием и постепенно все более себя осознающей Вселенной или, как говорит Ведическая древнерусская традиция, об отношениях „человек – Бог“ („индивидуальное“ и „всеобщее“).
Так как в этой работе мы исследуем резервные возможности мозга человека, то в дальнейшем мы, в основном, будем говорить о проявлении феномена общекосмической суггестии только на уровне человека, то есть будем исследовать только феномен „внушение“.
Закон внушения, понимаемый в философском смысле как закон всемирного отражения, является одним из основных законов Вселенной. Материя при переходе в проявленное состояние начинает свое существование в мире форм с поиска устойчивого информационного взаимодействия со всеми объектами Вселенной. Частным случаем этого общего закона является взаимодействие человека со Вселенной, со всеми ее объектами и субъектами. Как всякий атом Вселенной оказывает влияние на человека через механизм „суггестии“, так и любой человек влияет на каждый атом Вселенной через механизм „внушения“.
Таким образом, каждый человек постоянно находится под прямым или косвенным (опосредованным) воздействием других объектов и субъектов, то есть все люди постоянно подвержены прямой общекосмической суггестии и многочисленным частным внушениям от других людей, прямым и опосредованным. Можно говорить, что каждый человек днем и ночью как бы загипнотизирован реальностью, взаимодействует с ней в силу своего объективного существования.
В обычной обстановке на человека сильнее воздействуют внешняя и внутренняя среда и в меньшей степени – Космос. Но в измененных по специальной психотехнике СОСТОЯНИЯХ мозга, ОТКЛЮЧИВШИСЬ ОТ ВЛИЯНИЯ близкой среды, можно хорошо прочувствовать общекосмическую суггестию – космическое внушение. В нашей Вселенной только человек может освободиться от закона всемирного внушения.
Упрощая некоторые положения, можно сказать, что человек испытывает внушения со стороны окружающей среды (леса, море, небо, погода, обстоятельства жизни, люди, друзья, врачи), окружающих предметов (камни, телевизор, утюг, потолок, ковер, обувь), собственных мыслей, настроения и т. д.
С учетом тематики нашей книги рассмотрим коротко некоторые закономерности внушающего воздействия одного человека на другого.
Наиболее эффективным является мысленное силовое внушение через бессознательное. В этом случае сознание обучающего и ученика переводится в особый режим работы по специальной психотехнике, которая рассматривается в разделе о телепатии. В случаях, когда ученик или группа слушателей не владеют необходимой психотехникой, следует при помощи специальных приемов психологического воздействия добиться у них заторможенного, максимально суженного сознания. Такое сознание достигается при СК. Наличие суженного сознания отмечается у астеников, у некоторых глубоко религиозных и суеверных людей, у лиц, ослабленных соматическими заболеваниями и др., а также у лиц, находящихся в удобной, располагающей ко сну позе, особенно если усилить эффект вызыванием чувства глубокого внутреннего покоя и умиротворения, приятной тяжести и тепла во всем теле, спокойного дыхания, сопровождаемого мерным звуком, утомлением глаз и т.
Технической основой внушения является умело выстроенная игра на развитом воображении и чувстве веры, поэтому внушаемость выше у тех, кто живо и активно включается в предлагаемую игру и старательно разыгрывает предлагаемую роль. Благодаря эмоциональной поддержке воображение разыгрывается настолько, что легко удается внушить установку на любой психофизиологический сдвиг в работе организма отдельного человека или целой группы людей. От развитости воображения зависят достоверность и качество внушения, особенно если оно обеспечено устойчивым вниманием, достаточно хорошо работающей памятью и необходимым некритическим уровнем восприятия.
Внушение эффективнее, когда оно имеет эмоционально-смысловую насыщенность и сопровождается соответствующей мимикой, жестами и интонацией. Причем ключевые слова внушающий должен произносить четче, резче, напряженнее, эмоционально насыщеннее и обязательно в повелительной форме.
Классическим примером эффективного внушения может служить манера древнерусских жрецов произносить заклинания.
Непрямое внушение с отставным эффектом сильнее прямого, если внушаемые представления или действия не встречают сопротивления или даже поддерживаются и усиливаются учеником благодаря его опыту.
Поэтому косвенное внушение с отставным эффектом, к тому же потенцированное по ходу ожидания результата подтверждающими воздействиями, очень эффективно. Так например, если ученик знает, что при помощи магнита можно снять боль в коленном суставе, то внушение типа „сейчас я прикладываю к колену лечебный магнит, и через 2 мин он снимет боль“ срабатывает лучше, чем внушение „сейчас я сосчитаю до 5, и боль в колене пройдет“. Таким образом, надо снижать порог противодействия, используя психологические приемы, незаметно включающие в игру с целенаправленным сценарием личность конкретного ученика (его взгляды, опыт и мироощущение), как бы подыгрывая ему.
Внушаемость выше у детей в возрасте 6-12 лет, особенно у девочек, причем внушающее воздействие будет сильнее, если оно усилено уже имеющимися представлениями. При этом следует отметить, что внушаемость будет повышена к тем представлениям, которые приняты или желательны для данного ученика. И, кроме того, чем полезнее и более ожидаема внушаемая информация, тем авторитетнее для ученика личность обучающего.
Природа феномена внушаемости лежит в предсо-циальной жизни древнего человека (архантропа), который унаследовал свою биологическую зависимость от стадного чувства и чувства автоматического подчинения более опытному вожаку в стаде предлюдей, которые жили обычно по 20–30 особей с жестко установленным вожаком.
Усиливает внушаемость вера и могущество тех или иных воздействий или вера в могущество лица, осуществляющего эти воздействия. Поэтому предварительная демонстрация „чудесных“ явлений значительно усиливает веру в ожидаемое внушение.
Повышают степень вербального внушения и соответствующие прикосновения к ученику – пожатия, поглаживания, легкий массаж и др. Последовательная, целенаправленная многократность воздействий также способствует повышенной внушаемости.
Действенности внушения служит придание внушаемой информации оттенка сугубой фактичности и подлинности, для чего постоянно делаются ссылки на авторитеты, печать, телевидение, приводятся яркие, убедительные факты, сообщаются фамилии, адреса и т. д.
Замечено, что внушаемость повышается в состоянии эмоционального возбуждения и страстного ожидания чуда. Чем выше вера и доверие, тем сильнее внушаемость. Внушение через чувства сильнее, чем через логические умозаключения.
Внушение намного эффективнее, когда воздействие оказывают не на одного человека, а на большую массу людей. Причем, если аудитория собралась не в первый раз и эмоционально возбуждена, то внушение более действенно. Таким образом, внушаемость в группе повышается, и чем больше группа, тем лучше, так как начинают работать взаимовнушаемость и подражание, особенно если в группу внедрены „специальные“ люди. В большой массе людей происходит психологическое заражение, причем признаки внушаемых ощущений ярче, когда именно однородные ожидания достигают крайнего напряжения. При коллективном внушении внушаемость отдельного человека часто больше зависит от реакции коллектива на оказываемые воздействия, чем от его собственных психофизиологических способностей. Общность однородных переживаний большинства людей в аудитории обладает сильным дополнительным внушающим зарядом, причем психическое заражение усиливается, если оно переплетается с подражанием, особенно когда аудитория сама становится участником опытов. Сила внушения в этом случае увеличивается за счет естественного проявления различных телесных явлений – пульсации сосудов в височных областях, сердцебиения, ощущения жжения в кистях рук, тепло магнитного поля и т. д., особенно если внушающий специально указывает на эти признаки, как подтверждающие цель внушения.
Повышает внушаемость аудитории и специально подстроенный „неумный вопрос-сомнение“, и убедительный „умный ответ“ с фактической демонстрацией 100 % доказательства, а также привнесение в психотехнику внушения элементов тайны или чуда. Так, иногда сообщение о мистических, чудесных фактах биографии и родословной внушающего лица усиливает его воздействие на аудиторию.
Правильное построение информации, позволяющее лучше ее понимать и усваивать, повышает ее внушающий эффект.
Часто успех внушения во многом зависит от профессиональной подготовки, личности и поведения внушающего лица, а также от присутствия в аудитории доброжелательных, хорошо внушаемых, эмоциональных зрителей, поэтому при необходимости надо осуществлять перестройку подсознательных установок зрителей с целью повышения их готовности и желания к восприятию внушаемой информации, так как предварительная установка имеет огромное значение для достижения успеха. Таким образом, от внушающего лица требуется понимание аудитории, ее особенностей, необходимо хорошо ощущать контакт, отлично владеть техникой внушения, быть уверенным во всем – в голосе, манерах, жестах, движении, действиях и т. д. СК-специалисту необходимо умение быть и выглядеть искренним, но при этом соблюдая определенную дистанцию.
Необходимо заметить, что внушаемость можно потенцировать специальными внушениями с постэффектом. Часто ее удается усилить психоэнергетической активностью и намеренным подавлением психологического сопротивления аудитории; эта техника является психоэнергетической и относится к разделу силовой (высшей) психотехники, так как построена не на законе внушения.
При индивидуальном внушении для повышения эффективности можно изучить ощущения, которые испытывает ученик, и вызывать в дальнейшем их у него специально, причем внушение будет сильнее, если целенаправленно изменять сознание, активизируя бессознательное. Это достигается настойчивым вызыванием повторяющихся представлений иллюзорного феномена, в результате чего возникает обострение чувствительности и памяти, что повышает силу внушаемых представлений.
Повышению внушаемости способствуют мечтательность, установка на последующий рассказ о происходящем, а также пассивный тип воображения, так как в этом случае все противоречащие желаниям доводы разума тормозятся или полностью устраняются эмоциями. Усиливает внушение использование психотехники и приемов успешного образования условных рефлексов.
Особое внимание хочется обратить на существование особого сверхвнушаемого состояния, иногда называемого „очарованием“.
Возникает оно при специальном настрое на ожидаемый суггестивный сеанс или при неожиданном воздействии, или когда сознание и внимание человека чем-то сильно заторможены или сужены, например внимательным чтением книги, т. е. когда имеется предварительная устойчивая концентрация суженого сознания, резко снижающая порог критического восприятия информации. У человека в состоянии сверхвнушаемости или „очарования“ могут наблюдаться спонтанные или произвольно вызванные гипнотизером провалы памяти и сознания, когда „очарованный“ действует автоматически, не понимая, что делает, и не помня о некоторых своих действиях.
Аналогичные „очарованию“ состояния могут возникать у людей во время массовых иллюзий и галлюцинаций, а также в так называемых „аффективных“ состояниях – во время стихийных бедствий, катастроф, пожара, сильного страха или гнева, религиозного экстаза, „строительства демократического общества“ и т. д.
Итак, внушаемость, как считал и Бехтерев, есть явление, свойственное всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека и основано на прямом или опосредованном влиянии слова и других внушенных психических импульсов на ход мыслительных процессов, на действия и поступки, а также на все другие многочисленные физиологические и психические функции организма.
В современной медицине под внушением понимают подачу информации, воспринимаемую без критической оценки и оказывающую императивное влияние на течение нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.
Внушение – это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному но механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность внушенных установок (Д.Узнадзе).
Любое внушение должно обязательно быть уверенным, максимально искренним л правдивым. Любые признаки неуверенного внушения полностью снимают весь внушаемый эффект.
Содержание внушения всегда социально детерминировано, так как оно определяется идеологией, моралью и общественной ситуацией того общества, в котором находятся все участники процесса внушения. Человек – существо общественное, а не только социально-биологическое, поэтому следует обязательно знать общественные, политические и иные взгляды, симпатии и антипатии внушаемого лица, чтобы не вызвать психологическое сопротивление, повышение активности сознания и, как следствие, полный выход из состояния суженного сознания, то есть состояния повышенной внушаемости.
Поэтому многие СК-специалисты вообще избегают в беседе с внушаемым личных оценок общественной ситуации, вопросов политики, экономики, нравственности и т. д. Но в любом случае следует помнить о влиянии социального окружения внушаемого, так как в случае отставного внушенного эффекта его результативность будет во многом определяться контрвнушаю-щей ситуацией среды обитания внушаемого, и в случае обнаружения „помех“ СК-специалист обязан предпринять необходимые меры.
В момент любого общения, как прямого, так и опосредованного, возникают четыре сложнейших психофизиологических процесса – внушение, согласие, сопротивление и контрвнушение. Как мы уже говорили, внушение – это абсолютное некритическое восприятие информации прямо в подсознательные структуры мозга. Согласие – это способность внушаемого в моменты активных вспышек сознания согласиться с внушением. То есть в те моменты общения внушение не проникает прямо в подсознание внушаемого, и для обработки воспринимаемой информации у внушаемого включаются и активизируются ранее суженные зоны сознания, возникает временный режим активного нормального восприятия, и тогда мозг внушаемого, в основном, реагирует только на логические умозаключения и эмоциональный фон общения. В этом случае верификационный и, следовательно, результативный эффект внушения зависит от того, согласится или не согласится внушаемый с истинностью и доказательностью приводимой аргументации.
В случае, если СК-специалист не знаком с психотехникой рациональной психотерапии и методом „психоаналитического“ убеждения, то у внушаемого происходит процесс активации деятельности всей коры головного мозга, и он полностью выходит из состояния суженного сознания. То есть возникает обычное нормальное критическое восприятие любой информации, и таким образом возникает реальная угроза срыва всего процесса внушения.
Сопротивление – это существующая у каждого человека биологическая способность к устойчивому поддержанию и сохранению так называемого „психофизиологического гомеостаза“. Здесь речь идет о том, что в процессе восприятия информации у каждого человека существует определенный биологический порог, предохраняющий организм от засорения избыточной, повреждающей и неверной информацией. Это то, что СК-специалисты называют „психологическим сопротивлением“ или „психологическим барьером“ человека, которые надо обязательно преодолеть, если вы хотите что-то кому-то внушить.
Контрвнушение – это объективно существующие свойства личности, которые в процессе любого общения стремятся осознанно или неосознанно влиять на процесс общения с целью влияния на партнера по общению. Это естественное свойство личности в норме позволяет сохранять личность в социуме. Но у очень многих людей контрвнушаемость развита настолько, что они всегда, в любой обстановке и при любых обстоятельствах, стараются навязать и внедрить в сознание своего партнера по общению только свои мысли, идеи, аргументы и т. д., при этом совершенно игнорируя ту информацию, которую пытается навязать противник. Иногда такие люди, как правило, склонные к лидерству и навязыванию своих мыслей всем и каждому, причем в любом удобном случае (как только найдут свободные уши), в процессе общения могут игнорировать не только любую важную для себя информацию, но и действовать явно во вред себе, лишь бы „навязать свое“. Люди с сильной, почти патологической, контр-внушаемой „зацикленностью“ часто встречаются среди различных религиозных сектантов-фанатиков, среди экстрасенсов-психотерапевтов, среди убежденных коммунистов и демократов, среди идейных экстравертов разных специальностей и др.
Как правило, активность таких людей постоянно направлена „во вне“, то есть они все пытаются переделать, причем по-своему. В явлении психологического сопротивления и контрвнушаемости выделяют четыре составляющих: физиологическую, эмоциональную, волевую и неосознаваемую. О физиологической составляющей я уже говорил, здесь речь идет о естественном биологическом барьере по механизмам гомеостаза. А вот эмоциональная составляющая очень интересна. Оказывается, что сопротивление и контрвнушаемость (то есть желание сохранить свои убеждения и навязать их собеседнику) на 60 % (В.М.Кандыба, 1983) зависят именно от эмоциональной составляющей, а именно: на сколько симпатичны или несимпатичны друг другу участники общения. С древних времен люди научились использовать эту закономерность, например, участником „общения“ подставляли красивую девушку без комплексов, и „противник“ не мог „сопротивляться“. Или, например, еще более сильный способ снижения эмоциональной устойчивости личности и автоматического появления чувства взаимной симпатии – совместный прием алкоголя.
Выпили вместе…, и все „вопросы“ решаются, в том числе и те, с которыми „противник“ никак ранее не соглашался. И наоборот, можно загубить любые переговоры, если „партнер“ вызывает явную антипатию. Поэтому во всем мире при общении принято улыбаться, следить за своей привлекательностью, внешностью и как-то стараться понравиться, иначе никакие другие последующие аргументы не сработают.
Но самой сильной эмоциональной „зажигательной смесью“ является совместное использование обоих стресс-факторов – „девушки“ и „вина“; редко кто сопротивляется такому аргументу.
История знает немало тому примеров, когда великие императоры, цари, полководцы, мудрецы и т. д. не устояли перед такого рода „аргументами“ и проигрывали „вещи“, о которых потом могли сильно сожалеть и которые каким-либо другим способом, включая пытки (!) добиться от них было невозможно… Умные, сильные, опытные – а „проигрывали“. А уж если „симпатия“ перерастет в „любовь“, или выпивка „выполнена“ несколько раз, то с „противником“ можно делать вообще все, что угодно…
Волевая контрвнушаемость действует на сознательном уровне психики и выражается в анализе внушаемой информации, сопоставлении ее со своими установками, социальным и иным опытом, убеждениями, взглядами, принципами, возрастными особенностями психики, характером, темпераментом, волевым тонусом и др.
Неосознаваемое сопротивление и контрвнушаемость вызываются неосознанными чувствами исходного сомнения, недоверия и критичности, изначально присущими участникам „общения“ как свободным личностям (подчеркиваю, свободным!), и которые начинают действовать автоматически в той или иной степени выраженности.
Групповое сопротивление и контрвнушаемость во многом зависят от состава группы, степени единства ее целей, установок, мотивов, эмоционального фона, интересов, уровня образования, уровня исходной внушаемости, чувства симпатии к выступающему и его высказываемым мыслям, общего социального фона и т. д. Например, если общий социальный фон социума негативен, то любая группа людей к любому выступающему будет заранее относиться чуть более скептично, чуть более критично и т. д., поэтому выступающий сразу должен стать на сторону социальных взглядов аудитории, иначе весь последующий материал аудиторией не будет воспринят, и наоборот, если в аудитории нет единства социальных взглядов, то нельзя категорически их касаться вообще…
Иногда специалисты выделяют общую и специальную контрвнушаемость. Общая контрвнушаемость основывается на критичности и „сопротивлении“ в отношении общей внешней информации и общих внешних воздействий. Она отличается широким диапазоном проявлений, но, как правило, небольшой степенью и интенсивностью проявлений. А специальная контрвнушаемость имеет более узкую сферу действий, вплоть до „установки“ на конкретного человека (врача) или предварительной негативной установки на конкретную информацию. Так как „сопротивление“ и готовность „оспаривать“ какую-то конкретную информацию могут быть слишком велики, то „партнер“ обязательно (!) должен „согласиться“ с этой „установкой противника“, но зато выиграть всю „программу“.
Продолжая исследование факторов, влияющих на эффективность процесса внушения, следует сказать несколько слов о таком важном факторе, как вера. Вера это способность многих людей воспринимать определенную информацию и почти все, что с ней связано, как абсолютно достоверную и истинную, без всяких сомнений и трезвого логического анализа. Например, некоторые люди ВРПЯТ в бога, некоторые верят в науку, некоторые верят в разные вымыслы, например, в духов, телепатию, левитацию, посмертное существование, энергетических вампиров, инопланетян и т. д. Термином „вера“ обозначают также непоколебимую уверенность некоторых людей в истинность какого-то их личного опыта или научного вывода, или неизбежного наступления какого-то события или явления и т. д. Так вот, в этих случаях для успеха внушения следует „подыграть“ на вере человека, и только в этом случае можно будет добиться успешной цели внушения. Кроме того, опытные гипнотизеры давно заметили, что на свете существуют просто очень легковерные люди, которые верят всему, даже таким невероятным чудесам, как „коммунизм“, „рыночная экономика“, „помощь Запада“, „второе пришествие Христа“… В науке это известно как „эффект американского антрепренера Барнума“, который говорил: „Ежеминутно на Земле рождается один простофиля, готовый верить во все, что ему непонятно или малоизвестно“.
Например, психолог Стагнер раздал 68-и начальникам отделов кадров разных крупных фирм характеристики, которые, якобы, составила на каждого его исследовательская группа. На самом деле Стагнер всем 68 человекам раздал абсолютно одинаковые характеристики, которые он составил из общих фраз разных гороскопов. Затем Стагнер попросил всех участников семинара оценить верность данных им характеристик, используя пять оценок: „поразительно верно“, „довольно верно“, „серединка на половинку“, „скорее, ошибочно“, „совершенно неверно“. Так вот, „эффект Барнума“ (легковерность) заключается в том, что 35 % испытуемых в опыте Стагнера сочли, что их психологические портреты написаны „поразительно верно“; 40 % —„довольно верно“;
20 % – „серединка на половинку“; 5 % – „скорее ошибочно“, и никто, ни один человек (!) не счел характеристику „совершенно неверной“. А ведь в эксперименте участвовали люди, опытные в оценке личных качеств, а если взять обычных людей, то проценты „легковерия“ будут еще выше.
В опыте Стагнера две фразы завоевали доверие 90 % испытуемых. Вот они:
1. Вы предпочитаете некоторое разнообразие в жизни, определенную степень перемен и начинаете скучать, если вас ущемляют различными ограничения ми и строгими правилами.
2. Хотя у вас есть некоторые личные недостатки вы, как правило, умеете с ними бороться.
Наоборот, наиболее неверными оказались фразы:
1. В вашей сексуальной жизни не обходится без проблем.
2. Ваши надежды бывают довольно нереалистичными.
Стагнер делает вывод, что „эффект Барнума“ (легковерие) лучше срабатывает на положительных и приятных для внушаемого утверждениях.
Легковерными могут быть и мужчины, и женщины, особенно в „смутные времена рыночной морали“, когда появляется много людей несчастных, запуганных, неуверенных в завтрашнем дне, находящихся в состоянии социальной неопределенности и готовых верить хоть кому, лишь, бы он предлагал что-то „хорошее“, не требующее личных усилий, „приятное“… и „эффект Барнума“ наверняка сработает. Кстати, потом очень трудно избавиться от внушенной информации, а иногда и невозможно. Несмотря на обнаруженный обман эти люди не только не возмущаются тем, что их обманули, а, наоборот, будут даже бороться за того, кто их обманул, считая, что они действительно сделали то, о чем говорили и что обещали, хотя все реальные объективные факты против. Но на веру этих легковерных людей никакие реальные факты совершенно (подчеркиваю, совершенно!) не влияют, в этом-то и заключается „эффект Барнума“. Последнее время некоторые исследователи указывают на влияние космических факторов на психику и внушаемость человека.
Утверждается, что расположение планет влияет на солнечную активность, которая, в свою очередь, влияет на магнитное и другие поля Земли и человека. Это влияние порождает в организме отдельного человека и во всем обществе достаточно устойчивые космобиологические циклические процессы и ритмы. Это перекликается с утверждениями древних ученых, что внушаемость большинства людей резко повышается в дни „солнечных бурь“, в полнолуние, ровно в 24°°, с 0 часов до 4 часов, в момент захода и восхода Солнцами т. д. Поэтому разные древние обряды, праздники и действия имели астрономическую привязку, то есть выполнялись в определенные дни, которые выбирались из „астрономических соображений“. Но я, лично, такого рода исследований о связи внушаемости с астрономической ситуацией не проводил, поэтому мне трудно однозначно высказаться на эту тему, так как вопрос этот очень сложный и объемный.
Русские ученые (Бехтерев, Павлов и др.) о механизмах внушения пишут следующее:
Внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека… Слова гипнотизера концентрируют по общефизиологическому закону раздражение в определенной зоне коры головного мозга гипнотика, одновременно развивая процесс общего торможения остальных зон коры. Тем самым исключается какое-либо конкурирующее воздействие всех других наличных и старых следов раздражений.
Отсюда большая, почти неодолимая сила внушения как раздражителя во время гипноза и некоторое время после, него. Слово и потом, после гипноза, оказывает свое действие, оставаясь независимым от других раздражителей, неприкосновенным для них, так как никак с ними не связано… Поэтому внушением в гипнозе можно вызвать в человеке много самых разнообразных действий, направленных как на внешний, так и на внутренний мир человека…
Внушаемость призвана повышать приспособляемость организма к меняющимся условиям существования и является одним из механизмов программирования состояния и поведения человека. На основе внушаемости организм получает возможность строить программу поведения с учетом не только индивидуального опыта, но и воспринимаемого пассивного опыта других индивидов и группы в целом. У истоков этого свойства организма лежит филогенетически закрепленный рефлекс подражания. У человека он осуществляется как на основе информации от органов чувств, так и на основе информации, содержащейся в словах. Поэтому внушение, в отличие от убеждения, проникает в психическую среду без активного внимания, входя без особой переработки непосредственно в общую сферу и укрепляясь здесь, как всякий предмет пассивного восприятия. Внушение и убеждение различаются тем, что если убеждение сопровождается неизбежным верификационным анализом, то внушение входит в сознание, минуя мозговые верифицирующие аналитические центры…
При более или менее длительном внушении сна обязательно наступает гипнотическое состояние в его парадоксальной форме, при которой именно слабые раздражители являются доминирующими и могут вызывать сильный эффект у внушаемого…
Внушение есть концентрированное раздражение определенного района больших полушарий в форме определенного раздражения, ощущения или следа его представления, то вызванное эмоцией, т. е. раздражением из подкорки, то произведенное экстренно извне, то произведенное посредством внутренних связей, ассоциаций, – раздражение, получившее преобладающее, незаконное и неодолимое значение. Если сновидение есть следовое и притом большей частью давнее раздражение, то внушение есть раздражение наличное. Даже гипноз представляет меньшую степень торможения, чем сон, следовательно, внушение вдвойне по раздражающей силе больше сновидения. И, наконец, внушение как раздражение – коротко, изолированно и цельно, а потому и сильно; сновидение обыкновенно представляет цепь разнообразных и противоположных следовых раздражений.
Явления внушения, самовнушения и взаимовнушения широко распространены и наблюдаются у всех людей с детских лет.
Маленьким детям свойственно восприятие без критической переработки, и в этом возрасте это биологически целесообразно. Лишь в дальнейшем, по мере накопления ими жизненного опыта и развития логических способностей, воспринимаемое начинает подвергаться ими критической переработке. Дети, по мнению Л.Толстого, всегда находятся, и, тем более, чем моложе, в том состоянии, которое называют легкой степенью гипноза. И учатся, и воспитываются дети благодаря именно этому состоянию.
Так что учатся и воспитываются всегда только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно.
Внушение эффективно, когда у внушаемого затруднена возможность верификации информации, например, при неожиданности сообщения, а также в тех случаях, когда недостаточно развиты или ослаблены критические способности: при астении, суженном сознании, в гипнозе и др. Поэтому мы наблюдаем повышенную внушаемость у лиц суеверных, отсталых, истощенных, наркоманов, больных импотенцией, астени-зированных соматогенными заболеваниями или психогенными воздействиями, у некоторых психопатов, находящихся в состоянии аффекта, и др.
Внушающее влияние раздражителя будет сильнее, если вызываемое им действие усилится уже имеющимися представлениями.
Таким образом, внушаемость может оказаться избирательно повышенной лишь в отношении определенного круга представлений. – Внушение, производимое действием или каким-либо процессом, называют реальным внушением. Если же внушающее лицо пользуется речью, то говорят о словесном или вербальном внушении.
Различают внушение прямое и косвенное. При прямом внушении осуществляется непосредственное влияние речью на внушаемого.
Прямое внушение может реализовываться либо непосредственно вслед за приказом, либо при условии действия добавочного раздражителя (становящегося условно-рефлекторным благодаря произведенному внушению), после произнесенного внушения и действия заданного раздражителя. При прямом внушении внушаемый всегда четко понимает и определяет источник информации, то есть хорошо понимает, кто ему говорит. А вот в глубоком пассивном СК или во сне наступает вначале частичная, а затем, по мере развития глубины СК, и полная амнезия (забывание) самого акта восприятия речи и источника речи. Гипнотику кажется, что наступившее действие является самостоятельно спонтанно возникшим явлением, мотивы которого ему не ясны.
При косвенном (или опосредованном) внушении воздействие на внушаемого осуществляется не прямо, а опосредованно, через добавочный раздражитель, наделяемый новым информационным значением благодаря выполненному прямому внушению со ссылкой на этот добавочный раздражитель. Например, внушаемому говорят, что он избавится через 10 минут от головной боли всегда, когда примет одну таблетку предлагаемого „лекарства“. Человек берет от врача лекарство и идет домой, а если у него через несколько дней заболит голова, то он принимает данное ему „лекарство“ (плацебо), и голова через 10 минут действительно перестает болеть. Это и есть действие косвенного внушения, которое следует строить так, чтобы представления внушаемого совпадали с выполняемым внушением. Следует заметить, что выписывание рецепта лекарства без внушающего разъяснения его действия значительно снижает его эффективность.
А теперь рассмотрим вопросы внушения и внушаемости в СК.
Внушаемость – это степень восприимчивости к внушению, определяемая способностью подчиниться внушающему воздействию.
Противоположное внушаемости свойство – это критический анализ. Внушаемость – это готовность изменить свое поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь предложению, которое может исходить от любого человека, группы людей или иных прямых или опосредованных суггесторов.
При этом внушаемый не отдает себе ясного отчета в анализе ситуации. Подчиняясь внушению, он продолжает считать свой образ действия как бы результатом собственной инициативы и собственного решения.
Внушаемость зависит от особенностей внутренней и внешней среды внушаемого и является изменчивой характеристикой личности индивида, зависящей от состояния психофизиологии внушаемого в данный момент и величины внешних суггестирующих факторов.
К числу свойств личности, коррелирующих с феноменом внушаемости, следует отнести: впечатлительность, покорность, доверчивость, слабость аналитического и логического мышления, развитое воображение, медленный темп психической деятельности, низкую самооценку, неуверенность, неопределенность, чувство собственной неполноценности, робость, стеснительность, тревожность, повышенную эмоциональность, экстра-вертивность, подавленность и угнетенность, склонность к мистицизму, религиозность, восторженность, искренность, стремление к новым впечатлениям и авантюрность, одиночество, повышенную сексуальность, влюбчивость, истеричность, чувство опасности и незащищенности, коммуникабельность, сенсорный голод и т. д.
Повышенной внушаемости способствуют и определенные психофизиологические состояния, а именно:
1. Пассивное состояние сознания, отсутствие активной мыслительной деятельности.
2. Наличие СК или иных видов нормальных или патологических изменений или суженных психофизиологических состояний.
3. Просоночные состояния и сон (в активной фазе).
4. Длительное отсутствие нормальных сенсорных раздражителей (у спелеологов, полярников, рыбаков, космонавтов и др.) „сенсорный голод“
5. Глубокое психологическое состояние умиротворенности, внутреннего покоя.
6. Мышечная релаксация (локальная и общая).
7. Эмоциональный стресс (положительный или отрицательный).
8. Состояния эмоциональной эйфории и экстаза (религиозного, творческого, мистического и т. д.).
9. Состояния легкого эмоционального возбуждения или эмоционального утомления.
10. Комфортная, удобная поза, помогающая состоянию внутренней комфортности и гармонии.
Повышению внушаемости способствует и ряд внешних обстоятельств:
1. Мягкая, приятная, негромкая музыка.
2. Отсутствие иной, кроме внушения, информации.
3. Мягкое полутемное фиолетовое освещение.
4. Наличие в воздухе небольшого количества трансгенных ароматов.
5. Внушительный и авторитетный вид и голос внушающего.
6. Ситуация полной неосведомленности и некомпетентности для внушаемого в обсуждаемой информации.
7. Неопределенность самой ситуации.
8. Внезапное действие суггестивных факторов с дефицитом времени для принятия решений (например, паника).
9. Разнополость и привлекательность участников внушения, особенно СК-специалиста, который выполняет внушение.
10. Привлечение к совместному „обсуждению“ и других легковнушаемых лиц, которые своим поведением способствовали бы успеху внушения.
11. Совместный с внушаемым прием алкоголя или пищи. Или хотя бы совместное участие в каком-либо мероприятии, эмоционально положительно окрашенном.
12. Многократное касание тела внушаемого, особенно кистей его рук, головы, плеч, талии (можно в танце).
13. Прямой взгляд в глаза внушаемого.
14. Уверенное „игровое“ поведение внушающего.
15. Выраженная превосходящая физическая и нервная сила внушающего.
16. Профессионализм и общая эрудиция внушающего.
17. Безвыходность положения внушаемого.
18. Удобное время суток для внушения (вечер, ночь).
19. Использование внушающим направленных магнитных полей, „расшатывающих“ психику и волевые качества внушаемого.
20. Использование внушающим направленных электромагнитных излучений СВЧ 5–7 мм диапазона, изменяющих исходную внушаемость человека или группы людей.
21. Использование внушающим направленных электростатических полей, вызывающих ощущение непреодолимого страха, почти безумия, и делающих психику человека сверхуправляемой и податливой любым командам.
22. Использование внушающим незаметных жидких (испаряющихся), аэрозольных и воздушных на правленных психотропных препаратов, вызывающих у внушаемого на заданное время (например, на время беседы) резкое сужение сознания, выключение памяти и самосознания и делающих процесс внушения на 100 % эффективным и безопасным, с незаметным для внушаемого возвращением его психики в норму через заданное внушающим время.
23. Применение по отношению к внушаемому специальных процедур, резко „ломающих“ его волю и вызывающих особое сверхсуггестивное состояние сознания (длительное лишение сна, двигательная фиксация и сенсорная изоляция, уколы специальными препаратами и т. д.).
Кроме вышеперечисленных существует очень много самых разных факторов, использование которых влияет на внушаемость.
Каждый человек в определенных жизненных ситуациях может оказаться внушаемым, кроме того, я уже ранее отметил, что естественная внушаемость любого человека все время разная в ЗАВИСИМОСТИ от состояния эмоций, состояния дознания, состояния соматики, состояния психофизиологии, времени суток, времени года, окружающих обстоятельств и т. д. Внушаемость – это естественное нормальное свойство человеческой психики, но вот гипервнушаемость или сверхвнушаемость дезорганизует поведение человека и может приносить некоторые неудобства. Например, мне трудно общаться со многими „экстрасенсами“, „магами“, „психотерапевтами“ и т. д., так как они производят впечатление „странных“ каких-то людей, неадекватно ведущих себя и „что попало“ говорящих. Причем самые хитрые или умные из них все равно как-то действуют во вред себе, хотя неплохо могут обмануть кого угодно, но в итоге все равно вредят себе. У меня много такого рода „учеников“, что-то хитрят вокруг меня, что-то выгадывают, какие-то деньги, а главное, учиться у меня не могут. В результате – время проходит, они стали богатыми, но профессионально ничему не научились, а научились у меня только организовывать курсы, лекции, шоу и т. д., как будто в этом и есть обучение профессии гипнотизера или СК-терапевта. И вот ситуация – и сотой доли своих профессиональных знаний передать никому не удалось. Нет ученика, который бы захотел освоить именно профессию гипнотизера, а не умение хорошо зарабатывать.
Такая же проблема с учениками возникла и у отца и, насколько мне известно, у большинства крупных ученых с мировым именем.
Деньги – это большой искуситель, и редко кому удается его преодолеть, остановиться на достигнутом материальном благополучии и полностью сосредоточиться на любимой профессии. Ну что ж, думаю, что все-таки дождусь своего ученика и сумею передать ему многие секреты моей профессии, о которых в книге не напишешь…
Итак, если рассмотреть снижение внушаемости в зависимости от состояния здоровья, то эта цепочка выглядит так: истерики, соматически больные, здоровые, больные неврозами, психопатические личности, психически больные, хулиганы (члены КПСС и демократы).
А теперь рассмотрим внушаемость и вопросы восприимчивости СК.
Разные люди по-разному реагируют на их погружение в СК. Одни люди входят в СК медленно и неглубоко, а другие – быстро и глубоко. Есть люди, которые ведут себя недисциплинированно, разговаривают, открывают глаза, говорят, что ничего не чувствуют, что, мол, с ними ничего не происходит. Бывают просто психически больные люди, и тогда, как и в случае с хулиганами, СК не возникает.
Итак, по СК-восприимчивости все люди делятся на шесть категорий.
1. Невосприимчивые – 10 %.
2. Медленно восприимчивые – 3–5 %.
3. Нормально восприимчивые – 80 %.
4. Быстро восприимчивые – 5-15 %.
5. Чудесно восприимчивые – 1–3 %.
6. Парадоксально восприимчивые – 5-10 %.
Элемент СК-техники „всплытие правой руки“ является одновременно и тестом – контрольным упражнением, по которому можно определить степень СК-внушаемости (или СК-восприимчивости).
Тест „всплытие руки“ впервые создал и применил мой отец в 1967 году, поэтому этот тест во всем мире называется „Тест Кандыбы“.
Это самый лучший и самый наглядный тест и одновременно элемент техники, позволяющий определить качество СК и индивидуальные психофизиологические особенности реагирования человека на СК. Раньше, до изобретения моим отцом этого теста, все гипнотизеры чаще всего пользовались тестами „сжатие пальцев рук“, „падение вперед или назад“, „запах“ и др.
Итак, что нам говорит тест. СК-специалист просит пациента сесть с ровной спиной и положить руки на бедра ладонями вниз или вверх (как удобнее пациенту), приказывает закрыть глаза и наблюдать, как правая рука сама начинает шевелиться и „всплывать“ вверх. Если рука не „всплывает“, а пациент открывает глаза и разговаривает, то он считается невосприимчивым к СК, таких людей около 10 %. Если же пациент сидит молча и послушно, но рука не становится легкой и не „всплывает“, а наоборот, наливается тяжестью и кровью (что видно по набухшим сосудам кисти и их легкому покраснению), то такой тип реакции классифицируется как парадоксально восприимчивый (тормозной или гипнотический), таких людей бывает до 10 %. Если рука не сразу и очень медленно, но все-таки слегка „всплывает“, то такой тип реакции называется медленно восприимчивым, и таких людей встречается до 5 %.
Если же рука за первые 5 секунд плавно „всплывает“ на 20–25 см от бедер, то такая реакция считается нормальной, и таких людей большинство, 80 % и больше, в зависимости от состава публики. Но встречаются и люди, у которых руки быстро поднимаются над головой, таких людей бывает до 15 %. Некоторые же люди при одном взгляде на СК специалиста оказываются в СК-2, то есть в глубоком трансе с открытыми глазами. Они что-то говорят или делают, но полностью подчиняются всему, что скажет СК-специалист. Они галлюцинируют, говорят странные слова и странно себя ведут. Таких людей мало, всего 1–3 %, но по отношению именно к этим людям удаются разные чудеса и трюки, в том числе и феномен мгновенного чудесного исцеления от любого заболевания от единого взгляда или прикосновения или вообще без всякой видимой причины.
Из области таинственного, Глава девятнадцатая. Способность человеческого духа воспринимать внушения, Глава 19 — протоиерей Григорий Дьяченко
протоиерей Григорий Дьяченко
Из области таинственного
Часть 1, Глава 18Часть 1, Глава 20
Скачать
Оригинал: pdf31Мб
Направление внимания определяется двумя группами причин; с одной стороны, внешними впечатлениями, передаваемыми органами чувств, с другой – внутренним содержанием сознания, представлениями, проникнутыми сильными чувствами. В первом случае говорят, что внимание привлекается невольно, во втором – что оно направляется на данные представления по произволу самого лица. При обыкновенных условиях, а, следовательно, в обыденной жизни, оба фактора всегда действуют попеременно. Иногда внимание наше помимо воли привлекается внешними раздражениями, иногда же мы по произволу направляем его на свои собственные мысли или наблюдения и углубляемся в них. Опыт доказывает нам, что в этом отношении существует большая индивидуальная разница. Одни очень мало владеют своим вниманием, и потому оно у них привлекается внешними раздражениями, – так бывает у детей, у дикарей. Произвольное направление внимания всегда зависит от содержимого сознания индивидуума, т. е. от состава мыслей и чувств, которые дают вниманию то или иное желательное направление. Чем менее данных для этого в содержании сознания, тем менее может быть речи и о произвольном управлении вниманием. У ребёнка вся деятельность внимания непроизвольна; если ребёнок заплачет о чём-нибудь, то не перестаёт до полного утомления, или пока его внимание не перейдёт на другие предметы. В содержании своего собственного сознания ребёнок не находит материала для подавления аффекта. Если же извне явится представление противоположного характера, то он не может сохранить существующего настроения, и плач сейчас же перейдёт в смех. По мере развития ребёнка и обогащения его сознания, способность произвольного управления вниманием увеличивается. Наибольшую противоположность ребёнку мы имеем в зрелом, образованном и рассудительном человеке, внимание которого только изредка поглощается внешними раздражениями и то только в тех случаях, когда эти последние слишком сильны, или когда он допускает это по своему желанию.
Чем меньше власть человека над его вниманием и чем чаще и сильнее им завладевают внешние впечатления, тем больше его «восприимчивость к внушению». Внушением же называется внешнее раздражение, вторгающееся в сознание и с особой силой приковывающее к себе внимание. Таким образом, дикари и дети особенно восприимчивы к внушению, т. е. особенно чувствительны к раздражениям, идущим из внешнего мира. Чем, напротив, богаче и разнообразнее содержание духовной жизни человека, тем менее влияния имеют на него внушения со стороны. Итак, способность воспринимать внушения есть нормальная способность, более или менее присущая всякому человеку. Так как произвольное управление вниманием требует волевого акта, а непроизвольное сосредоточение его происходит без усилия со стороны индивидуума, то всегда бывает легче отдаться во власть внешних влияний, т. е. подвергнуться внушению. Вследствие этого восприимчивость к внушению у детей развита в высшей степени; с течением лет она уменьшается, но никогда не покидает человека вполне.
Из всего сказанного о внушении мы легко можем понять и самое его действие. Если внимание приковано к какому-нибудь одному представлению, то ничто не проникает в сознание извне, кроме того, что прочно ассоциировано с этим представлением; таковыми могут быть другие представления, движения, или органические изменения. Поэтому внушение может иметь последствием возникновение определённых состояний сознания, или вызывает соответственные движения и поступки или, наконец, изменения в организме. Тот или другой эффект зависит от природы внушения. Впоследствии мы увидим, при каких обстоятельствах наблюдается то или другое действие, а теперь необходимо исследовать факторы, так или иначе влияющие на способность воспринимать внушения.
Каждый человек, не живущий в полном одиночестве, испытывает наибольшее воздействие на все свои мысли и дела со стороны других людей, поэтому способность к восприятию внушений всего яснее выражается при сношениях с людьми, что, конечно, не исключает влияния и других природных явлений.
Проходя в жаркий летний день мимо прозрачного ключа, и слыша его журчание, мы, наверное, почувствуем жажду, хотя бы перед тем и не думали о питье. В этом случае, вид ключа действует как внушение и побуждает нас к известным действиям или, по крайней мере, рождает известные желания. Головокружение, испытываемое многими лицами на большой высоте, есть также следствие внушения; вид пропасти возбуждает представление о падении в неё и может сделать его настолько интенсивным, что на самом деле повлечёт прыжок с высоты, поэтому поэты недаром говорят о «влекущей силе бездны». Всего отчётливее это чувство выражается там, где нет перил; проход по узкому карнизу над пропастью для многих совершенно невозможен. Если же на высоте груди человека протянут шнурок, хотя бы настолько слабый, что он не может выдержать тяжести человеческого тела, то головокружение исчезает; шнурок действует как контр-внушение, вызывая чувство безопасности.
Втягивающая сила бездны делается почти неодолимой, если следить глазами за падающим предметом; такое действие, например, обнаруживается при наблюдении больших водопадов. В очень интересной работе – «Внушение и гипнотизм в психологии народов» (Лейпциг, 1894) – Столль пишет о Ниагарском водопаде: – «вид огромной массы воды, низвергающейся беспрерывно с отвесной скалы в пучину, действует на многие умы, как чрезвычайно сильное внушение, так что только большим усилием воли они удерживаются от желания спрыгнуть в поток и унестись с ним в бездну»… Одна швейцарка, с которой я разговаривал об этом предмете, уверяла меня, что чарующая власть водопада подействовала на неё при его посещении так сильно, что её спутник – мужчина только силой удержал её от безумного прыжка. Эти примеры и многие другие подобные доказывают, что и явления природы могут действовать как внушение.
Однако всего сильнее и чаще внушения исходят от людей, частью через поступки, частью посредством слова (пример заразителен). Значение человеческой речи на том именно и основано, что она более чем что-либо другое, даёт возможность влиять на поступки и мысли других людей и давать им определённое направление. «Речь получила своё развитие специально для того, чтобы служить средством внушения», – пишет Столль. Способность воспринимать внушения, как показывает опыт, колеблется в весьма широких размерах у разных лиц и по отношению к разным лицам: от одних внушение принимается легко, другие оказываются совершенно бессильными, что, главным образом, зависит от чувств, которые мы к ним питаем. Всякие проникнутые сильными аффектами представления имеют свойство привлекать к себе внимание. Человек, бывши свидетелем какого-нибудь неприятного происшествия, весьма долго не может отделаться от тяжёлого чувства, и многие говорят о нём до тех пор, пока это чувство совершенно не притупится. Когда мы наблюдаем тот факт, что остроумное слово в течение нескольких дней обходит весь город, то это явление имеет подобную же причину: всякий, кто его слышит, не может удержаться, чтобы не рассказывать его дальше до тех пор, пока оно ему самому не надоест. Поэтому же и люди, сильно затрагивающие наши чувства, способны производить на нас сильное внушение, тогда как другие не имеют никакого влияния. Впрочем, не все чувства действуют в этом случае одинаково. Так как предрасположение к восприятию внушения зависит от непроизвольного прикрепления нашего внимания, то именно те ощущения, которые привлекают к себе внимание, усиливают восприимчивость к внушению, тогда как она, напротив, понижается ощущениями, отталкивающими нас от данного человека. Желание и уговоры «любезных» или любимых нами людей легко производят впечатления на наши мысли и чувства, тогда как те же воздействия совершенно теряют значение, если они исходят от лиц неприятных или нам несимпатичных. Таким образом, любовь повышает впечатлительность к внушению, а нерасположение действует обратно. В том же направлении, т. е. повышая восприимчивость к внушению, действует доверие, уважение и страх.
Если мы получаем совет от лица, которому доверяем, то это ощущение доверия привлекает на себя наше внимание и непосредственно определяет наши мысли и поступки. Если же этот самый совет дан нам лицом сомнительным, то мы подвергаем его критике и следуем ему только тогда, когда сами убедимся в его правильности, да и то не всегда. Доверие располагает нас к немедленному исполнению совета, т. е. повышает способность воспринимать внушения. В таком же направлении действует чувство уважения, например, подчинённого к начальнику, младшего к старшему и т. д. Если привычка повиноваться уже раз установилась, то послушание невольно является и там, где высшее лицо ничего не приказывает. Везде, где замешано чувство почтения, например, у детей к родителям и учителям, у прислуги к господам и т. п., восприимчивость к внушению различным образом повышена. И не только прямые приказания и советы, но и поступки действуют в качестве внушения. На этом основано значение примера. Наклонность и стремление к подражанию существует не только у детей, недаром говорится: «каков пастырь, таковы и пасомые». По обращению служащих, например, в конторе, всегда можно заранее предсказать, как отнесётся к ним хозяин. Пример так же легко заражает, как самая заразительная бацилла. И как против известной болезни делаются прививки той же болезненной материи, так же и пример может действовать устрашающим образом. На этом, однако, сходство останавливается: иммунитет достигается посредством прививки ослабленных разводок; напротив, для того чтобы устрашить, пример должен быть усилен, доведён до карикатуры.
Из всех аффектов страх, может быть, у всего более повышает восприимчивость к внушению. Если мы кого-нибудь боимся, т. е. ожидаем от него чего-нибудь неприятного, то наше внимание напряжённо следит за всеми его действиями, чтобы своевременно уклониться от последствий его неприязненного отношения. Ввиду такого постоянного и сильного влияния его на наши мысли и поступки, всякое малейшее действие его имеет силу внушения, и человек должен обладать большой самостоятельностью и самообладанием, чтобы отбросить всякое предвзятое мнение и подозрение относительно особы, которой он боится; редкие исключения только подтверждают правило. Очевидно, что тот, кого мы боимся, обладает известной силой для вреда или пользы, – без этого его нечего было бы и бояться. Но для возможности внушения совершенно безразлично, обладает ли устрашающее лицо действительно этой силой, или она существует только в нашем воображении. На этом факте основано то могущество, которым обладали во все времена колдуны и прорицатели. Приписываемые им силы были вполне фантастичны, и вся реальная власть их заключалась в высокоразвитой способности делать неотразимые внушения. При моих волшебных опытах я имел случай испытать, с каким почтением, не свободным даже от примеси страха, относились к моим действиям даже образованные люди. У молодых дам я мог вызывать частичную каталепсию, только взяв их за руку и смотря на них в упор. Когда я предлагал им отнять руку, то это оказывалось неисполнимым; рука была как бы парализована.
Под влиянием страха, внушение может принять совершенно непредвиденное направление, вызвав эффект совершенно противоположный задуманному. Такое явление называется обратным внушением. Всего чаще примеры такого рода мы видим при запрещениях. Мысль о запрещённом до такой степени завладевает вниманием, что у субъектов, склонных к внушению, переходит в неудержимую потребность нарушить запрещение332.
Приведу пример из своего детства. 11-летним мальчиком я имел учителя, вид которого внушал мне такое отвращение, какого я не испытывал никогда в жизни; кроме всего прочего у него были такие «острые» глаза, что они невольно приковывали к себе моё внимание. Однажды, к концу урока он вдруг прервал объяснения и строго приказал тому, кто щелкал языком, прекратить это занятие, так как он не выносит этого звука. Я был совершенно неповинен в этом, потому что вид учителя так устрашал меня, что я сидел, ни жив, ни мёртв. Однако внушение подействовало. Опасаясь, чтобы как-нибудь не произвести запрещённого звука, я все силы ума сосредоточил на акте проглатывания слюны, которое при нормальных условиях совершается рефлекторно. Я так усиленно старался подавить всякое движение глотания, что рот переполнялся слюной, и, будучи принуждён, наконец, проглотить её, я громко щёлкнул языком. Конечно, меня наказали, но зато всякий раз в присутствии этого учителя я испытывал страшное стеснение при глотательных движениях. Это типический пример обратного внушения.
Запрещение вызывает как раз запрещённое действие в силу повышения восприимчивости к внушению, обусловленного страхом. Аналогично с доверием к кому-либо действует и убеждение в правильности известного воззрения. Каждая вера, каждое глубокое убеждение, безразлично в какой-либо области: религиозной, философской, политической, ведёт к тому, что всё, совпадающее с нею без дальнейших рассуждений считается истинным, всё противоречащее ложным. Такой эффект зависит от чувств, возбуждаемых в нас согласием или несогласием, т. е. чувств удовольствия или неудовольствия. Эти чувства у большинства людей служат почти всегда единственным доказательством истины какого-нибудь положения. Завладев вниманием человека, эти чувства непосредственно входят в его сознание и получают влияние на его мысли и поступки; от противоположных представлений внимание отстраняется, вследствие внушаемого ими неприятного чувства. Другими словами, определённое верование или убеждение повышает способность к восприятию всякого внушения, которое с нею совпадает, в то же время, уменьшая её по отношению ко всему противоположному. Так называемое пристрастие есть не что иное, как известное выражение подобных психических отношений; оно есть, так сказать, их интеллектуальное следствие. Если мы пристрастны к чему-нибудь, то мы замечаем лишь то, что совпадает с нашим мнением, и будем игнорировать противоположные факты.
Усиление восприимчивости к внушению, обусловленное известным верованием, влечёт за собой ещё другие интересные явления. Опыт учит нас, что внушения, воспринятые при таком повышенном предрасположении, могут влиять не только на мысли и поступки данного лица, но и на все его физические и духовные функции. Наблюдательная деятельность органов изменяет свой характер, воспоминания перестраиваются, мысли получают новые направления, совершаются поступки, совершенно несогласные с нормальным характером субъекта, физиологические функции изменяются, в известных, конечно, границах, даже болезни могут быть вызваны или излечены и т. д. Пример такого рода мы уже имели при описании обратного внушения. Все перечисленные явления, обыкновенно, вызываются воздействием других людей и могут быть вызваны извне, со стороны, но они могут быть также вызваны внутренней психической работой данного лица и носят тогда название самовнушений. Последние также возможны только на почве повышенной восприимчивости к внушению, являющейся следствием известной веры или убеждения.
Как пример, опишем одно из «симпатических» средств, употребляемых против бородавок: бородавку натирают красной полевой улиткой и последнюю накалывают на шип растения. Когда улитка высохнет и свалится, отваливается и бородавка. Средство это очень употребительно в Цюрихском кантоне, в Ирландии и кое-где в Германии. Сок улитки не имеет никаких целебных свойств, ещё меньше, конечно, может иметь значения смерть несчастного животного, но, а если это средство применяется с твёрдой верой в него, то, под влиянием самовнушения, бородавка, на самом деле, исчезает. Следовательно, здесь, как и в очень многих случаях, деятельная сила есть вера.
Если одновременно будут действовать несколько факторов, увеличивающих восприимчивость к внушению, то она может достигнуть громадных размеров. Это, например, бывает, когда одно лицо, пользующееся полным доверием другого, побуждает его к известным действиям, согласным с его собственным верованием. Вера и доверие настолько повышают восприимчивость к внушению, что, действуя вместе, могут повести к необыкновенным результатам. Все мы знаем, какие, в самом деле, чудесные действия как хорошие, так и худые, совершаются опытными наставниками, учителями и т. д., умеющими заслужить доверие своих воспитанников.
Столль приводит много таких примеров. Вот один из самых поразительных: «В Англии некоторый чувственный фанатик, Генри Джемс Прайс, до того отуманил своих последовательниц, что имел возможность в основанном им «Храме любви» (Агапемоне), при полном собрании верующих, лишит невинности красивую девушку, мисс П. , причём он заранее объявил, что во имя Бога сделает женой прекрасную деву и совершит это не в страхе и стыде, не в скрытом месте, при запертых дверях, а среди дня, при полном собрании верующих обоих полов, Невероятная церемония была, действительно, исполнена». Комментарии излишни, однако такой факт далеко не единичен в истории религиозных сект. Всякий нормальный человек должен понять, какое неизмеримо сильное внушение должен был производить Прайс и его учение на мысли и чувства всей общины, чтобы заставить верующих присутствовать при подобной церемонии.
Этот потрясающий пример не только доказывает всю силу внушения, но указывает нам на тот новый факт, что очень многие люди одновременно могут получить внушение в одинаковом направлении. Такие «массовые» внушения в истории человеческого рода играли, конечно, не малую роль. Первый и пятый крестовые походы представляют собой, несомненно, результат массового внушения, что ясно видно из каждого сколько-нибудь обстоятельного изложения их возникновения. Как исходная точка суеверий, массовое внушение имеет также большое значение, его можно найти везде в основе тех случаев, когда многие люди имеют одни и те же галлюцинации. К сожалению, явление массового внушения ещё очень мало разъяснено, вследствие трудности применить к нему метод экспериментального исследования. В своём небольшом, но интересном сочинении «Psichologue des foules» (Париж, 1895), Лебон историческим путём доказал, что толпа всегда более склонна к внушению, чем отдельные люди333. (См. «Историю суеверий и волшебства» д-ра Леманна, М. 1890 г., выпуск 9, стр. 527–533).
* * *
332
Крайне важное замечание для воспитателей.
333
Не будь в человеческой душе способности воспринимать внушения у педагогов, законодателей, пророков и посланников Божьих, – не было бы духовных основ для насаждения в человеческих обществах правил, законов, повелений. А без них не было бы никакого прогресса ни в умственном, ни социально-экономическом, ни религиозно-нравственном отношении. Таким образом, эта способность весьма ценна. Злоупотребление ею ничего не говорит против неё, потому что злоупотреблять всем можно. Г. Д-ко.
Часть 1, Глава 18Часть 1, Глава 20
Источник: Из области таинственного : простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. / сост. Дьяченко Г.М. — Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1900. — 784 с.
«Верите ли вы в силу самовнушения? Если да, то приведите примеры из жизни, когда это вам действительно помогло?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообщества
ПсихологияФилософия+3
Bento Naklo
·
4,8 K
Ответить1УточнитьМакс Ильин
Психология
7,2 K
Радикальный психолог. Публицист, спикер, переводчик. Участник Совета Секции РЭПТ при АКПП · 26 нояб 2018 · b17.ru/id119653
В силу рода занятий, таки верую 🙂 Но хочу сделать пару замечаний, вместо приведения случаев.
Первое: самовнушением занимаются абсолютно все. Это не какой-то специальный навык (хотя его можно развивать и в этом плане), это просто особенность того, что ведущим способом мышления человека является внутренняя речь.
Второе: к сожалению, у человека есть способность внушать себе вещи, не соответствующие действительности, и даже потенциально в реальности не осуществимые. Например, перфекционизм — вера не просто в то, что «я должен делать безупречно», но и в саму возможность такого идеального исполнения.
То есть речь о том, что чаще всего психологическая помощь — это не внушение чего-то, а контр-внушение: избавление от бредовых (в широком смысле) верований, которые клиент себе систематически вгоняет в мозг.
Третье: те случаи, когда внушения имеют терапевтический эффект — объясняются именно тем, что внушает человек себе то, что является правдой (но он пока что в правду не очень верит).
Скажем, тревожный в социальных ситуациях человек может ходить знакомиться, периодически разгоняя себя внушениями «Отошьют, ничего страшного, не скончаюсь и даже несильно огорчусь» и другими на эту тему.
Ведь это правда, так оно и есть — от отказов в общении люди не погибают, несмотря ни на какую панику. И со временем — когда внушаемые идеи уже получают опытное закрепление, такой персонаж свою проблему может решить.
Примерно так, с профессиональной перспективы.
Подлечить нервишки за пару недель без медикаментов и привыкания — можно. Пишите.
Перейти на b17.ru/id119653Комментировать ответ…Комментировать…
Солнечный позитив…
435
Я журналист, писатель, психолог, сценарист. · 23 окт 2020
Да. Я верю в силу самовнушения. Но понимаете ли Вы о чем спрашиваете? Дело в том, что существуют технологии аутотреннинга, которые базируются на самовнушении. Есть технологии самомотивации, которые частично используют самовнушение. Есть люди, внушаемые и самовнушаемые, которые безо всяких техник, без участия в тренингах внушают себе что угодно и верят в это. Есть люди… Читать далее
Жизнь продолжается…
29 октября 2020
Самовнушение — вещь, которая порой помогает жить, а порой мешает. На его основе созданы техники аутотренинга.
Комментировать ответ…Комментировать…
Ailuna Moon
61
Витающая в облаках · 27 нояб 2018
У меня был довольно-таки банальный случай когда я продолжительное время убивалась от расставания с любимым человеком. Каждый день ломала голову «позвонит-не позвонит?» ну и попалось мне видео о том как использовать силу мысли чтобы человек вспомнил о Вас и напомнил о себе. Попробовала, чем черт не шутит и через несколько дней он позвонил мне и просил прощения. Хотя с… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Leonida Zelenina
61
Копирайтер, редактор специальной литературы. · 24 мая 2020
Да, в самовнушение я верю, тем более что у меня имелся случай в этом убедиться лично. Я получила желаемый результат, но, как говорится, были нюансы. Итак, все по порядку. Мой вопрос, с которым я пришла в группу аутотренинга, был довольно специфический: меня раздражал ненормированный график работы моего мужа. Скажу сразу, поводов к сомнениям муж мне не давал; был со мной… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Илья
47
изобретатель(три патента), учусь играть на гармошке, учу немецкий язык, послал о себе… · 17 июл 2020
Примерно в 2008 г. мне сломали руку в двух местах. В г. Кургане в институте имени » Илизарова» налаживали на руку аппарат. За один раз осколки соединить не удалось, сделали рентген и начали соединять по новому, и кончилась анестезия! Так-как руку под спицы сверлили дрелью, да делали операцию врачи стажёры лет им примерно 35. было больно! Просил их, что-бы оставили… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
33 Синонимы слова ВСТРЕЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Тезаурус Мерриам-Вебстер
существительное
Сохранить слововарианта: также встречные предложения
множественное число встречных предложений
как в встречных предложений , встречных предложений
- встречных предложений,
- встречных предложений
- offers,
- proffers,
- proposals,
- propositions,
- suggestions
- feelers,
- overtures
- motions
- advancements,
- nominations,
- recommendations
- предложений,
- презентаций,
- представлений,
- представлений,
- тендеров
- мероприятий,
- Games,
- Планы заземления,
- макеты,
- Линии,
- Планы,
- Графики,
- Проекты,
- Стратегии,
- Systems
См. определение в словаре
Поделитесь встречными предложениями
Публикуйте больше слов для встречных предложений на Facebook Поделитесь другими словами для контрпредложений в Твиттере
встречное предложение
встречные предложения
встречный иск
Просмотреть другие записи рядомПроцитировать эту запись
«Контрпредложения». Merriam-Webster.com Thesaurus , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/countersuggestions. По состоянию на 8 октября 2022 г.
Стиль: MLA
Merriam-Webster.com Thesaurus, Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/countersuggestions. По состоянию на 8 октября 2022 г.»> MLA Merriam-Webster.com Тезаурус, с.в. «countersuggestions», по состоянию на 8 октября 2022 г., https://www.merriam-webster.com/thesaurus/countersuggestions.»>Chicago Тезаурус Merriam-Webster.com. Получено 8 октября 2022 г. с https://www.merriam-webster.com/thesaurus/countersuggestions»>APA. Merriam-Webster.com Thesaurus, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/countersuggestions. По состоянию на 08.10.2022.»> Merriam-Webster
СЛОВО ДНЯ
шпиль
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Проверьте свой словарный запас
Странные привычки и причуды
- Что из следующего лучше всего описывает легко раздражающегося человека?
- кричащий поверхностный
- раздражительный общительный
Проверьте свой визуальный словарный запас, ответив на 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Слова в игре
«Дундерхед» и другие «приятные» способы сказать «глупый»
На примере некоторых очень умных щенков
10 слов из географических названий
Бикини, бурбон и бадминтон заняли первые места
«Гордость»: слово, которое превратилось из порока в силу
Вы гордитесь Прайдом?
Когда впервые были использованы слова?
Найдите любой год, чтобы узнать
Спросите у редакторов
Буквально
Как использовать слово, которое (буквально) приводит некоторых людей в. ..
«Все интенсивные цели» или «Все намерения и цели»?
Мы намерены разобраться
Лэй против лжи
Редактор Эмили Брюстер разъясняет разницу.
горячий беспорядок
«Публика в беспорядке»
Игра слов
Мегавикторина «Назови эту вещь»: Vol. 2
Проверьте свой визуальный словарный запас!
Пройди тест
Любимые новые слова в словаре
Повысьте свой словарный запас с помощью этих новых слов. ..
Пройдите тест
Назовите эту вещь
Проверьте свой визуальный словарный запас с помощью наших 10 вопросов…
Пройдите тест
Орфографическая викторина
Сможете ли вы превзойти прошлых победителей национального конкурса Spelli…
Примите участие в викторине
Внесение предложений и ответ на них
Встроить Поделиться
Делать предложения и отвечать на них
от VOA
В настоящее время нет доступных медиа-источников
0:00 0:06:57 0:00
Представьте, что вы не видели хорошего друга уже месяц. Во время телефонного звонка ваша подруга говорит вам, что хотела бы собраться вместе на ужин, но не может придумать, в какой ресторан пойти. Итак, вы предлагаете идею.
Послушайте короткий разговор :
Я бы хотел поужинать в пятницу, но не знаю где.
Как насчет того, чтобы пойти в Chez Philip?
Отличная идея! Я не был там больше года.
Фраза Как насчет — это один из распространенных способов сделать дружеское предложение на английском языке. Сделать предложение означает предложить кому-то идею или план для размышления.
Вы, вероятно, уже знаете несколько способов делать предложения на английском языке, используя такие слова, как could или should .
Но в этой программе Everyday Grammar мы поговорим об общих фразах, которые вы можете использовать для дружеских предложений. Мы используем многие из этих фраз в вопросительной форме.
Как насчет…?Давайте для начала немного поговорим о фразе Как насчет.
Когда вы задаете вопрос, используя Как насчет того, вы спрашиваете кого-то, согласны ли они с тем, что вы предлагаете.
Есть две конструкции для использования этой фразы. Первый:
Как насчет + подлежащее + простая форма глагола
Давайте еще раз послушаем первый пример:
Как насчет того, чтобы пойти в Chez Philip?
В этом примере подлежащее we , а глагол go .
Вторая структура для использования Как насчет :
Как насчет + герундия
Слушайте:
Как насчет того, чтобы пойти в Chez Philip?
В этом примере субъект по-прежнему мы , хотя прямо не указано. Вместо темы подразумевается . И , идущее , является герундийной формой глагола , идущего .
Вы также можете использовать How about + герундий, чтобы предложить действие, в котором вы не участвуете. Например:
Как насчет создания группы для изучающих английский язык?
А как насчет…?Фраза А как насчет очень похожа на Как насчет.
Вы можете заменить фразу How about + герундий на What about + герундий , чтобы выразить тот же смысл. Например:
Как насчет похода в Chez Philip?
Однако фраза What about + герундий менее распространена в американском английском, чем в других типах английского языка.
Изучающие английский язык заметят, что носители английского языка часто пропускают и подлежащее, и глагол, когда мы используем 9.0009 Как насчет и Как насчет сделать предложения. Послушайте:
Как насчет Чеза Филипа?
А Чез Филип?
Почему бы и нет..?Почему бы и нет очень похож на Как насчет и А как насчет . Разница здесь в том, что мы задаем вопрос, используя отрицательный .
Структура: Почему бы и нет + подлежащее + простая форма глагола
Давайте снова послушаем наш пример, но на этот раз с Почему бы и нет :
Почему бы нам не пойти в Chez Philip?
Почему бы и нет. .?Почему бы и нет тоже использует отрицательное нет. Но эта фраза немного отличается от других фраз. Он обычно используется, чтобы сделать более общие предложения. Рекламодатели часто используют Почему бы не для продажи товаров или услуг.
Структура Why not + форма простого глагола
Слушайте:
Почему бы не побаловать себя отпуском на Карибах?
В этом примере субъект вы , но прямо не указано. И глагол лечить .
Должны ли…?Использование Shall — еще один способ сделать предложение. Тем не менее, это звучит намного более формально и более распространено в британском английском, чем в американском английском.
Структура: should + подлежащее + форма простого глагола
Например:
Пойдем в Chez Philip?
Одно замечание при использовании Shall для внесения предложений: он используется только с субъектами I и we . Мы бы не сказали: Должны ли вы предложить идею.
Давайте…Иногда предложения выражаются в утверждениях вместо вопросов, например, во фразе Давайте .
Давайте это сокращение для слов давайте . Он используется, чтобы сказать кому-то, что вы хотите с ним сделать.
Структура Let’s + простая форма глагола
Слушайте:
Поехали в Chez Philip!
В этом предложении подлежащее us .
Итак, как вы отвечаете на дружеские предложения? Вы можете либо принять , либо отклонить .
ПринятиеНесколько фраз для принятия предложения:
Хорошая идея!
Звучит хорошо/отлично.
Отлично!
Спасибо! Я бы хотел.
Вот несколько фраз для отказа от предложения:
Я бы предпочел …
Это хорошая идея, но…
Я не уверен.
Когда вы отклоняете предложение, вы можете вежливо предложить что-то еще. Например:
Не уверен. Chez Philip не мой фаворит. Как насчет бесстрашных фермеров?
Предложение и ответ на предложения на английском языке требует практики . Но это одна из самых забавных вещей, которые вы можете сделать с одноклассником, другом или членом семьи.
Вы также можете попрактиковаться в нашем разделе комментариев. Попробуйте использовать несколько фраз, которые вы выучили сегодня, чтобы сделать дружеское предложение.
Я Элис Брайант.
Элис Брайант написала этот рассказ для VOA Learning English. Джордж Гроу был редактором.
_____________________________________________________________
разговор – n . неформальный разговор с участием двух человек или небольшой группы людей
герундий – n . английское существительное, образованное от глагола добавлением -ing
подразумевает — v . выражать что-либо, не говоря и не показывая этого явно
отрицательное – сущ. слово или утверждение, означающее «нет» или выражающее отрицание или отказ
формальное – прил . подходит для серьезной или официальной речи и письма
предпочитает – v . любить что-то больше, чем что-то другое
сокращение – n . действие или процесс уменьшения чего-либо или уменьшения
снижение – v . вежливо сказать «нет» чему-либо
вежливо – прил. . наличие или демонстрация хороших манер или уважения к другим людям
практика – v . делать что-то снова и снова, чтобы стать лучше в этом
встречное предложение [также встречное предложение] синоним | Словарь синонимов английского языка
1
ADV против, в зависимости от, наоборот, наоборот, наоборот, в непосредственной близости от
2
прил. , напротив, напротив
3
VB Ответ, Hit Back, Meet, Overtiate, Offset, Parry, Respat, Respond, Retaliate, Return, Hard Off
Antonyms
, Adv
. параллельный, аналогичный
vb принять, уступить, сдаться, взять, уступить
Английский словарь Коллинза — английские синонимы и тезаурус  
Смотрите также:
подсчет, страна, противодействие, подделка
Collaborative Dictionary Английский тезаурус
» Просмотреть все результаты |
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…) |
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником.