Структура волевого действия
3.10.2014Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление достичь ее;
- осознание ряда возможностей достижения цели;
- появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
- борьба мотивов и выбор;
- принятие одной из возможностей в качестве решения;
- осуществление принятого решения.
Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда, сопровождается борьбой мотивов в сложном действии.
Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор.
Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.Этап «осознания ряда возможностей достижения цели» — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возмож-ными результатами.
На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.
Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.
Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.
Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия:
- первое — это достижение конкретной цели;
- второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме |
---|
Развитие, условия воспитания и нарушения воли … |
Сложные волевые действия Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Воспитание воли Теплов Б.М., Психология |
Воля как форма активности личности … |
Волевая терапия Ранка Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Общее представление о воле Ефимова Н.С., Основы общей психологии |
Патология на уровне интеллектуальной компоненты волевого акта . .. |
Теории воли Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Урок-лекция по теме «Воля»
Тема 2.9. Воля
План
1. Понятие о воле и волевых действиях
2. Структура волевого действия
3. Волевые качества личности
1. Понятие о воле и волевых действиях
Внешние препятствия — это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т. д.
Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам.
Воля — психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.
В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. В научной психологии это явление рассматривается как более сложное и неоднозначное.
Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и прилагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.
Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.
Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.
Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий и трудностей при достижении цели требует так называемого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности.
Однако воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, — писал А.С. Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».
Итак, воля — это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.
2. Структура волевого действия
Волевое действие имеет следующую структуру.
1. Постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. Важно осознание доступности цели. Постановка целей, которых данный человек не в силах достичь, создает привычку не доводить начатое дело до конца. Однако легкодоступные цели не развивают воли, не вырабатывают умения бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Цели действия должны быть доступны человеку, но требовать больших усилий для их достижения.
Для правильной оценки волевого действия необходимо знать и мотивы (побуждения), которые определили постановку данной цели, побудили человека действовать. Каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). Деятельность может быть одна и та же, и результаты одинаковы, а мотивы могут быть различны.
При постановке цели человек взвешивает многие мотивы, которые могут соответствовать или не соответствовать цели. Происходит так называемая «борьба» мотивов. Это может быть борьба мотивов одного уровня (одинаково хочется вечером пойти в кино и театр, одинаково хочется после окончания школы приобрести профессию шофера и монтажника) и
Борьба мотивов в волевом действии — это нередко борьба между чувством долга и противоречащими долгу побуждениями. Воля и проявляется в умении заставить себя сделать то, что диктует чувство долга, подавив противоречащие долгу побуждения. Когда речь идет о том, делать ли то, что надо, или то, что хочется, следует отдавать предпочтение мотиву «надо».
Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти купаться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьезного усилия воли. Определение цели заканчивается принятием решения — действовать так, а не иначе и действие реализуется.
2. Следующей ступенью волевого действия является мысленное планирование — как и с помощью каких средств добиться поставленной цели.
При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов.
Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.
3. Последней ступенью в волевом действии является исполнение, совершение действия.
На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не претворять в жизнь.
Исполнение может иметь двоякую форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок).
Когда, например, ученик воздерживается от подсказки (а ему очень хочется подсказать товарищу), от желания грубо ответить старшему, волевое действие выражается в подавлении действия.
Если человек отходит от принятой цели, то он проявляет недостаток воли. Разумеется, в тех случаях, когда меняются обстоятельства, возникают какие-то новые условия и выполнение ранее принятого решения становится нерациональным, необходим сознательный отказ от принятого решения. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство.
Результатом волевого действия является достижение цели. Завершается волевое действие его оценкой: человек оценивает избранные им способы достижения цели, затраченные усилия и делает соответствующие выводы для будущего.
3. Волевые качества личности
Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления. К волевым качествам относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность.
Целеустремленность — это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. Из этой перспективной цели исходят частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается.
Самостоятельность — подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Однако это не значит, что он отвергает всякое чужое мнение. Самостоятельный человек всегда готов рассмотреть чужие советы и указания, оценить их и, если они разумны, принять их. В тех же случаях, когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, когда наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, обнаруживается отрицательное качество воли — негативизм. Негативист не обладает самостоятельностью воли. Стремясь во что бы то ни стало действовать наперекор чужим советам, отклоняя всякие,
в том числе и разумные, указания со стороны, он зачастую поступает даже вопреки собственным взглядам и убеждениям.
Противоположное негативизму, но тоже отрицательное качество воли — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им в случае надобности, принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные. И внушаемость, и негативизм — выражения слабоволия, так как в обоих случаях человек не может подчинить свои действия доводам разума, в обоих случаях действует, слепо принимая или так же слепо отвергая чужие влияния.
Решительность — это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с некоторым риском.
Нерешительные люди либо поспешно и торопливо принимают решение, не успев обдумать его, либо опаздывают своевременно принять решение.
Следствием обоснованности решений является их устойчивость. Нерешительный же человек не уверен в правильности своего решения. Он постоянно пересматривает, откладывает, отменяет принятое решение. Необходимый признак решительности — энергичный переход к выполнению решения. Нерешительный же человек, даже приняв решение, не может заставить себя приступить к его осуществлению, цепляясь иногда за каждую возможность отложить свои действия, убеждая себя в том, что с исполнением решения можно повременить.
Решительность, наконец, предполагает способность быстро задержать или вообще прекратить выполнение . принятого решения, если этого требуют новые обстоятельства.
Настойчивость — это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. При неудачах настойчивый человек не падает духом, а, наоборот, проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость особенно проявляется при трудной, скучной, тяжелой работе.
От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Если настойчивый человек стремится к цели, положительный характер которой ясен, то упрямый преследует неразумные цели. Упрямец часто сознает, что он не прав, понимает, что его действия нецелесообразны, но продолжает отстаивать ошибочную точку зрения, руководствуясь желанием во что бы то ни стало сделать по-своему, настоять на своем. Упрямство лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в состоянии побороть себя, не в состоянии отказаться от действий, ошибочность которых часто понимает сам.
Выдержка (самообладание) есть способность постоянно контролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах. Выдержанный человек вынослив и терпелив. Он способен в случае нужды стойко переносить лишения, причиняющие ему неудобства, переносить боль, задерживать, когда это надо, удовлетворение своих потребностей (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.).
Противоположное отрицательное качество – импульсивность (от латинского слова <импульсус> — толчок, побуждение) — склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.
Мужество и смелость — это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств — готовность к выполнению опасных действий.
Противоположное отрицательное качество-трусость. Страх за себя, за свою жизнь руководит действиями трусливого человека, который вследствие этого легко может изменить своему долгу.
Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять определенные обязательства и правила.
Что такое воля? | SpringerLink
Что такое воля?
Скачать PDF
Скачать PDF
- Редакция
- Опубликовано:
- Патрик Хаггард 1 и
- Хакван Лау 2
Экспериментальное исследование мозга том 229 , страницы 285–287 (2013 г.)Процитировать эту статью
8652 Доступ
9 цитирований
1 Альтметрика
Детали показателей
Воля относится к способности людей и других животных инициировать действия, основанные на внутреннем решении и мотивации, а не на внешней стимуляции. Кажется невероятным, что 20 лет назад в этом журнале или другом журнале в той же области мог появиться специальный выпуск о волеизъявлении. Долгий бихевиористский период, который доминировал в размышлениях о мозге и поведении в середине двадцатого века, не имел места для внутренних состояний и процессов, а воля по определению является внутренним процессом. Последовавший когнитивистский период также любопытно умалчивал о волеизъявлении. Тем не менее добровольное действие лежит в основе большинства представлений о человеческой природе. Общество предполагает, что люди являются автономными агентами, выбирающими и инициирующими свои собственные действия и, таким образом, берущими на себя ответственность за то, что они делают. Нейронаука хранила молчание или даже скептическое отношение к этой ключевой особенности человеческой биологии и человеческого опыта.
Научные прорывы, позволяющие изучать волю
Что же тогда вызвало недавний взрыв научного интереса к волеизъявлению? На наш взгляд, две научные разработки сыграли ключевую роль. Во-первых, это важность измерения воли. Здесь решающий шаг был сделан Бенджамином Либетом, который адаптировал методы ментальной хронометрии немецкой психофизики девятнадцатого века для изучения того, когда люди испытывают чувство сознательного намерения, которое может сопровождать некоторые произвольные действия. Это положило начало живой традиции экспериментальной работы по изучению взаимосвязи между мозговой активностью и сознательным волевым опытом. Нейронные корреляты сознательной воли продолжают активно исследоваться, как показывают несколько статей в этом специальном выпуске. Возможно, самым важным наследием этой традиции было понимание того, что воля может быть просто разновидностью сознательного опыта, аналогичного зрительному осознанию или эмоциональным состояниям. Если сознательную волю можно измерить, она должна быть доступна для тех же видов психофизиологического исследования, что и другие состояния. Вторым ключевым событием стала идентификация специфического механизма мозга у животных и человека, который может лежать в основе воли. Корнхубер и его коллеги зафиксировали «потенциал готовности», предшествующий произвольным действиям и исходящий из лобной коры. Серия исследований повреждений у приматов, проведенная Пассингемом и его коллегами, продемонстрировала ключевую роль медиальной лобной коры во внутренних действиях, в отличие от реакций на внешние раздражители. Отдельные записи в медиальной лобной коре приматов, проведенные Танджи и его коллегами, выявили нейроны, которые, по-видимому, кодируют целые последовательности действий, хранящиеся в долговременной памяти, и воспроизводятся как цепочка отдельных движений в отсутствие каких-либо внешних сигналов. В совокупности эти разработки подтвердили роль конкретных лобных и префронтальных областей в гибком стратегическом контроле сложного поведения. Такие открытия способствуют нашему пониманию связи между мыслью и действием, лежащей в основе воли. Сочетание измерения и механизма сделало волю экспериментальным, научным вопросом, а не чисто философским.
Разрушение воли
В этом специальном выпуске показано, как нейробиологи, психологи-экспериментаторы и другие специалисты подошли к решению этой экспериментальной задачи. Какая общая картина воли возникает? Научное изучение воли, по-видимому, находится на ранней стадии, когда требуется много данных, и трудно выделить общие теоретические течения. Здесь мы сделаем лишь несколько общих замечаний, чтобы выделить два подхода в современной литературе, которые кажутся нам особенно продуктивными. Один важный подход разложил волю на отдельный набор компонентов. На наш взгляд, четыре ключевых компонента воли включают вознаграждение, память, генеративность и торможение. Принятие решений, основанное на вознаграждении, предполагает, что поведенческий выбор основан на ожиданиях вознаграждения, руководствуясь предыдущим подкреплением. Роль памяти в произвольном действии заметно игнорировалась, возможно, потому, что ее трудно изучать экологически обоснованным способом. Выбор действия часто основан на сохраненной информации о том, что человек только что сделал, или о том, что произошло в предыдущих случаях в аналогичных контекстах. Таким образом, в отсутствие прямых внешних инструкций память о предыдущем опыте играет решающую роль в принятии решения о действии. Генеративность относится к тенденции инициировать и производить поведение. Эта концепция может потребоваться для объяснения того, почему действия происходят в первую очередь. Это тесно связано с континуумом нервной возбудимости, от гипокинетической до гиперкинетической, что постулируется в неврологии двигательных расстройств и в нейропсихиатрии. Эту концепцию можно легко расширить от двигательной генеративности до когнитивной генеративности. Психологи различают исследовательское, инновационное поведение и эксплуататорское, стереотипное поведение. Давняя традиция связывать волю со способностью к случайности основывается на способности генерировать инновационное поведение. Последним и спорным компонентом воли является способность подавлять действие. Несколько аккаунтов пытались заменить «свободную волю» на «свободную волю». Некоторые из них связаны с неправдоподобным дуализмом, в котором считается, что форма сознательной причинности, каким-то образом независимая от мозга, обеспечивает окончательное право вето на действие. Фактически, последние несколько десятилетий нейропсихологических исследований последовательно демонстрировали важность тормозящего контроля поведения лобными долями. Ингибирование сложно изучать, в основном потому, что оно не приводит к поведенческим результатам. Тем не менее, растущий объем исследований, посвященных торможению действия, начинает обеспечивать механистическое понимание самоконтроля.
Воля как процесс: взгляды снизу вверх или сверху вниз
Альтернативный способ рассмотрения воли делает акцент на процессе , а не на компонентах. В литературе можно выделить два сильно расходящихся взгляда на волевые процессы. Согласно восходящему взгляду, произвольные действия — это просто результат колебания уровней нервной активности в двигательной системе. Эта точка зрения отвергает концепции причинных триггеров или решений, предшествующих добровольным действиям. Вместо этого действия происходят, когда случайное блуждание нейронной активности пересекает некую точку невозврата или моторный порог. С этой точки зрения наши произвольные действия происходят с нами, а не мы их вызываем. Например, Schurger et al. недавно утверждали, что потенциал готовности не является причиной произвольного действия, а просто является следствием случайной нейронной активации, которая время от времени приводит двигательную систему к порогу выхода. Рассказы о волеизъявлении «снизу вверх» должны объяснить, почему нейронная активация колеблется. Нейронный шум, присущий двигательной системе, является одной из возможных причин. Другой может быть специальная схема, реализующая обсуждаемый выше компонент генеративности. Подходы «снизу вверх» должны либо признать, что добровольное действие не является действительно добровольным, а просто случайным, либо должны дать дополнительный отчет, чтобы отличить волю от случайности. Одна возможность основана на форме «свободы воли». Эта точка зрения допускает автоматическую генерацию импульсов действия, но предполагает, что форма нисходящего тормозящего контроля может предотвратить запуск двигательной активности нежелательными импульсами. В качестве альтернативы, какой-то в настоящее время неизвестный механизм может регулировать пороговый уровень, при котором случайные нейронные колебания запускают двигательную активность. С этой точки зрения воля в первую очередь не предполагает выбора что делать, но установка уровня критерия для когда и будет ли это произойдет. Интересно, что недавняя работа в области метапознания предполагает, что установление критериев играет очень общую роль в управлении сознательным опытом. Мы предполагаем, что подобные метакогнитивные процессы потенциально могут способствовать сознательному опыту намерения и контроля, который сопровождает некоторые произвольные действия.
Нисходящее описание процессов произвольного действия знакомо психологам и неврологам, интересующимся исполнительной функцией. Классические когнитивные модели контролируемых процессов и контролирующего внимания можно легко преобразовать в модели произвольного действия. Большинство таких моделей начинаются с определенного стимула, который служит входом в модель, тогда как произвольные действия «генерируются внутри». В случае произвольного действия компонент вознаграждения и мотивации может быть заменен на обучение или стимул. Модели исполнительной функции, как правило, иерархичны и подчеркивают надзорный контроль. Кроме того, они часто избегают решения проблем сознания, хотя исполнительные процессы обычно сопровождаются сознательным опытом. По этим двум причинам нисходящие модели волевых процессов рискуют оказаться гомункулярными или даже дуалистическими. Ясно, что воля может включать в себя смесь восходящих и нисходящих процессов. Мы надеемся, что будущие исследования в этой области будут все чаще использовать модели процессов.
Подводя итог, можно сказать, что воля как научная тема достигает зрелости. По этим причинам мы подготовили специальный выпуск, основанный на открытом конкурсе экспериментальных статей и серии приглашенных обзоров экспертов. Experimental Brain Research — идеальное место для этого снимка текущих исследований, поскольку в нем опубликовано множество первичных статей, которые способствовали развитию этой области. Мы благодарны всем авторам, которые внесли свой вклад в свою работу, особенно тем, кто работал над обзором литературы по волеизъявлению. Мы также хотим поблагодарить редакционную и производственную команды, которые сделали этот процесс возможным.
Информация об авторе
Авторы и организации
Институт когнитивной неврологии, Университетский колледж Лондона, Лондон, Великобритания
Патрик Хаггард
Факультет психологии, Колумбийский университет , Нью-Йорк, США
Хакван Лау
- Патрик Хаггард
Посмотреть публикации автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия
- Hakwan Lau
Посмотреть публикации автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Автор, ответственный за переписку
Патрик Хаггард.
Права и разрешения
Перепечатка и разрешения
Об этой статье
Воля | Психология Вики | Фэндом
в: Мотивация
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)
Воля или воля — это познавательный процесс, посредством которого человек принимает решение и совершает определенные действия. Оно определяется как целенаправленное стремление и является одной из основных психологических функций человека (другими являются привязанность [аффект или чувство], мотивация [цели и ожидания] и познание [мышление]). Волевые процессы можно применять сознательно, а со временем их можно автоматизировать как привычки. Большинство современных концепций воли рассматривают ее как автоматизирующийся процесс управления действиями (см., например, Хекхаузена и Кюля; Голлвитцера; Корно и Канфера).
Сила воли — разговорный термин, а воля — научный термин для обозначения одного и того же состояния воли; а именно, «выборное предпочтение». Когда мы «решили» (как мы говорим) о какой-либо вещи, т. е. имеем определенное состояние выбора относительно нее, это состояние называется имманентным волением; когда мы совершаем какой-либо конкретный акт выбора, этот акт называется эманантной, исполнительной или императивной волей. Когда имманентное или установившееся состояние выбора контролирует или управляет рядом действий, мы называем это состояние преобладающей волей; в то время как мы называем подчиненными волениями те частные акты выбора, которые приводят в действие объект, искомый управляющей или «преобладающей волей».
В «Модели человеческой деятельности» Гэри Килхофнера воля является одной из трех подсистем, воздействующих на человеческое поведение. В рамках этой модели воля рассматривает ценности, интересы и убеждения человека о собственной эффективности и личных способностях.
В книге Хайке Бруха и Сумантры Гхошал «Предвзятость к действию» обсуждается разница между силой воли и мотивацией. При этом авторы используют термин воля как синоним силы воли и кратко описывают теории Нарцисса Аха и Курта Левина. В то время как Левин утверждает, что мотивация и воля — одно и то же, авторы утверждают, что Ах рассуждает иначе.
По мнению авторов, Ах утверждает, что существует некий порог — когда желание лежит ниже этого порога, это просто мотивация, а когда желание переходит этот порог, оно становится волей. На этом примере авторы указывают на разницу в уровнях приверженности индивидов задачам, измеряя ее по шкале намерений — от мотивации до воли. Современные работы о роли воли в контроле импульсов (например, Куль и Хекхаузен) и в образовании (например, Корно) также проводят это различие. Модель Корно связывает волю с процессами саморегулируемого обучения.
Сила воли — это концепция, которая ошибочно предполагает, что мы находимся под рациональным контролем, и ее уменьшение приводит к отсутствию силы воли. Дело в том, что мы обращаем нашу рациональность на службу нашим импульсам или желаниям и иногда обладаем большой силой воли, преследуя их. Таким образом, алкоголик может быть очень хитрым в достижении своей решимости выпить и может проявить большую силу воли для достижения этой цели.
В другие моменты он может разумно осознавать, что такое поведение разрушает его жизнь и стоит ему всего, что ему дорого, и может решить на время отказаться от него. Именно тогда наблюдатель делает вывод, что сила воли является ключом к успеху, и при достаточной воле он останется при своем обещании. Однако в другой момент может стать важным другое побуждение, и он посвящает свою волю и свою рациональность удовлетворению этого побуждения.
Ошибка наблюдателя состоит в том, что он предполагает, что человек — разумное существо, и что воля должна служить этой рациональности.