методика, поэтапная схема рисования дерева и прочее
Сказочные сюжеты в рисовании дают прекрасную возможность для развития детской фантазии, воображения, творческого мышления. Сказка рождается в детском сознании, ребёнок погружается в увлекательный мир, придумывая что-то новое, и на бумаге рождается волшебное изображение, отражающее не только художественное мастерство и изобразительный навык, а ещё и детские волшебные идеи. Рисунок на сказочный сюжет — это шедевр разума и вымысла, художественного вкуса и воображения, умения и фантасмагории. Учите детей мечтать, придумывать и рисовать.
Развитие детей среднего возраста средствами рисования
В возрасте 4–5 лет у дошкольников начинает формироваться эстетическое отношение к миру, они начинают понимать красоту природных явлений, интерьера, внешности. На этом этапе развития и педагог, и родители должны воспитывать художественный вкус, знакомить с искусством, учить не только рассматривать иллюстрации, картины, скульптуры, свои работы, но и оценивать их с позиции правильной передачи формы, цветовой палитры, настроения, характерных черт.
Организация системы обучения рисованию
В системе обучения должна присутствовать преемственность. Это означает, что прежде, чем приступать к рисованию или лепке каких-либо предметов, дети должны иметь базовые знания о них, которые они получают на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках во время наблюдения за природными явлениями (снегом, дождём, росой, ветром) и объектами (почвой, деревьями, цветами, травами, птицами, насекомыми). Таким образом, ранее полученные знания помогут детям лучше передать изображение, его особенности, характер. Кроме того, изобразительная деятельность способствует развитию художественного вкуса и мастерства, гармонично развивая личность ребёнка.
В среднем дошкольном возрасте дети делают первые шаги в составлении и продумывании композиции. Сначала воспитатель предлагает разные варианты сюжетных композиций, постепенно вводя в работы детей отдельные элементы, которые бы украшали изображение и создавали целостность образа. В процессе приобретения навыка составления композиции, дети начинают самостоятельно располагать части рисунка, аппликации на листе бумаги, продумывать детали, которые могли бы украсить их работу. Всё это развивает воображение и творческое мышление ребят.
Техники рисования и дополнительные виды изобразительной деятельности
На занятиях по рисованию можно использовать традиционные техники рисования с помощью цветных карандашей, восковых мелков, гуаши, акварельных красок. Можно сочетать средства рисования: акварель и восковые мелки. Из нетрадиционных техник интересным может быть пальчиковое рисование, кляксография, тычкование.
Тема «Сказочное дерево» позволяет развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, то есть наряду с рисованием, воспитатель может задействовать лепку, например, на тему «Дары сказочного дерева», и аппликацию на тему «Из какой сказки наше дерево?», «На сказочном дереве выросли фрукты и овощи». Многое зависит и от фантазии педагога, потому что увлечь детей в мир творчества, научить их творить, может только человек с богатым внутренним миром и педагогической искрой.
Педагог может предложить индивидуальные задания детям, которые проявляют особый интерес и способности к рисованию. Например, нарисовать сказочное дерево с необычными плодами, используя нетрадиционные техники рисования (штампование, пальчиковое рисование), с разноцветными листьями (цветные отпечатки натуральных листьев деревьев или кустарников). Увлекательным должна показаться детям идея использования манки, когда вдруг в сказочном зимнем лесу выросло такое дерево, или цветного песка, с помощью которого можно сделать фактурными дары сказочного дерева. Такого рода задания превращают учебное занятие в настоящий творческий процесс, а ребята чувствуют себя художниками.
Тематика коллективных и индивидуальных композиций
Тема рисования сказочного дерева изучается после освоения тем по рисованию «Нарисуй картинку про лето», «На яблоне поспели яблоки», «Красивые цветы», по лепке «Яблоки и ягоды», «Большие и маленькие морковки», «Овощи и фрукты». Таким образом, дети уже имеют представление о том, как изображать дерево, различные овощи и фрукты, ягоды, которые могут быть плодами сказочного дерева. В тематическом планировании обсуждаемая тема намечена на октябрь, то есть начало учебного года. Дети ещё не готовы к сложным композиционным решениям. Воспитатель может предложить нарисовать некоторые сказочные детали, например, травку, цветы необычных расцветок и форм. Однако в конце года, когда дети уже владеют разными техниками рисования кистью, в том числе нетрадиционными техниками рисования, то можно говорить об усложнении сюжетной и композиционных линиях.
Примером могут послужить следующие идеи:
- «Волшебный сад», где растут яблони с золотыми яблоками, цветут цветы необычайной красоты. Можно использовать технику пальчикового рисования для изображения яблок.
- «Райские птицы» – в центре большого листа бумаги нарисовано дерево, на котором дети размещают нарисованных и вырезанных сказочных птиц.
- «В гостях у сказки». Рисование по сказке «12 месяцев». В сказочном зимнем лесу в один миг зацвели цветы, распустились деревья. Можно работать в небольших подгруппах с индивидуальными заданиями.
- «Сказочное дерево из детских ладошек». В центре листа нарисовано дерево, дети отпечатками разноцветных ладошек изображают чудо-листочки.
- «Как на нашей ёлке выросли подарки». Дети рисуют и вырезают подарки (игрушки, коробки с бантами, конфеты, мандарины), потом размещают их на ёлке, нарисованной воспитателем.
Игровая мотивация
В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация. В качестве мотивирующего начала можно использовать чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево» с показом иллюстраций, беседу с детьми о том, какое дерево называется сказочным и почему. Кроме того, педагогическая смекалка и фантазия могут помочь воспитателю самому придумать сказку о волшебном саде или сказочном лесе. Воспитатель вместе с детьми может пофантазировать о том, что необычного может вырасти на сказочных деревьях.
Практические советы по составлению конспекта занятия по рисованию в средней группе
При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:
- Предварительная работа (2–3 минуты)
- Основная часть (10–13 минут)
- Физкультминутка (1–2 минуты)
- Заключительная часть (подведение итогов) (2 минуты)
О.Н. Мищук. Занятие по рисованию на тему «Сказочные деревья для Незнайки из Цветочного города»
Авторский конспект занятия по рисованию в средней группе
Создайте сказку в жизни ребёнка, и она разбудит волшебные струны его души.
Поэтапное описание схемы выполнения работы
Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов рисования сказочного дерева:
- Дети кладут альбомный лист вертикально.
- Дерево состоит из ствола и ветвей. Рисовать начинают сверху кончиком кисточки, и так как ствол расширяется внизу, то постепенно, приближаясь к основанию ствола, кладём кисточку плашмя. Кисточку нужно вести не отрываясь.
- Рисуем ветки, основные и дополнительные. Основные ветви отходят от ствола. Направляем их вверх, можно делать их слегка изогнутыми. На основных ветвях растут тоненькие веточки, направлять их можно в разные стороны от основных ветвей.
- Цветы рисовать можно в разных техниках — примакиванием, тычкованием — в зависимости от замысла детей.
Этапы рисования дерева
Картинки для показа детям
Иллюстрации к сказке «Приключения Незнайки и его друзей»
Сказочные деревья
Фотогалерея детских работ
Умение увлечь ребёнка является приоритетной задачей педагога. Сказочные уводит детское воображение в придуманный мир, который ребёнок пытается обогатить своим опытом и умело перенести на бумагу. Использование педагогом правильного сочетания классических и нетрадиционных техник рисования ведёт к развитию не только изобразительного мастерства, но и прививает интерес к рисованию, раскрытию детской индивидуальности и скрытых талантов. Творите вместе с детьми, творите ради детей.
shkolabuduschego.ru
Конспект творческого занятия по изобразительному искусству на тему «Волшебное дерево».
Конспект творческого занятия по изобразительному искусству
«Волшебное дерево».
Тип занятия: комбинированное, с использованием технологии развивающего обучения.
Цель занятия: создавать условия для формирования у детей чувства цвета,
фактурности, объемности, композиции.
Задачи: Учить детей рисовать и создавать образ красками без кисти.
Развивать образное мышление, чувство композиции, эстетические способности.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Доставить детям радость от творчества.
Нетрадиционные техники: рисование ладошкой и пальчиками.
Форма проведения: урок творчества.
Оборудование: гуашь разноцветная в баночках, разведенная в тарелочке с водой, поролоновые губки, салфетки для рук.
Ход занятия:
1. Организационная часть:
— приветствие детей и гостей;
— проверка посещаемости;
— сообщение темы и цели занятия;
— проверка подготовки необходимых материалов.
2. Основная часть:
Педагог: Ребята, а вы когда-нибудь замечали, что деревья похожи на людей?
Ствол у дерева — туловище у человека, руки у человека — у дерева ветви, у человека пальцы- у дерева листочки.
Сегодня по дороге к вам я увидела дерево. Оно склонило свои веточки к самой земле. Когда я подошла к нему и прикоснулась к нему руками, оно заговорило вдруг со мной человеческим голосом. Знаете ли вы, о чем говорят деревья? (послушать версии детей) Деревья говорят о том, что им нужна помощь людей: их нужно поливать, когда жара, нужно беречь их: не ломать их ветви, не губить их кору. Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят деревья? (Версии детей) Вот, оказывается, сколько пользы приносят деревья! Давайте нарисуем целый лес! Пусть приносит пользу всем-всем. И вот сегодня мы сами нарисуем волшебное дерево. Рисовать мы будем не кисточкой, а вашими пальчиками и ладошками. Посмотрите, как это делается, прежде чем приступить к работе, педагог напоминает детям технику безопасности при работе с красками.
1. Сначала рисуем ствол, (рисование пальчиками)
2.Рисуем веточки, прикладывая ладошку к стволу.
3.Листочки рисуем с помощью примакивания( рисование пальчиками).
4.Чтение стихотворения А.М. Таниной « Про дерево».
Я на дерево залез
И попал в волшебный лес.
Всё зеленое вокруг.
Все едят, ползут, поют!
Вот жучок жует листок,
Крылья сушит мотылек,
Вот сердитая пчела
Меда в лапки набрала.
Вот назойливая мушка Брюшком мне щекочет ушко.
Вот стрекозка полетела-
До меня ей нету дела…
Как же здорово вокруг!
Вы не бойтесь! Я ваш друг!
Выполнение работы.
Используя приемы индивидуальной и фронтальной работы, педагог отмечает характерные решения. Если кто-то затрудняется в выполнении работы, педагог помогает.
3. Заключительная часть.
Педагог: Посмотрите, ребята, какой замечательный лес получился у нас! А теперь давайте послушаем, о чем говорят наши деревья между собой. Что вы услышали? Давайте будем всегда слушать о чем говорит с нами природа. Давайте будем ее любить и беречь! Педагог подводит итог занятия и предлагает убрать детям рабочие места.
infourok.ru
Занятие по ИЗО деятельности «Волшебное дерево»
Открытое занятие по рисованию в подготовительной группе
Тема: «Волшебное дерево»
ГБОУ Школа 1360
Составила и провела Аюбова Р.Ю.
Программное содержание:
-Учить детей рисовать листья разных пород деревьев, узнавать и называть их;
-Учить раскрашивать осенние листья гуашью, используя способ вливания одного цвета в другой;
-Продолжать знакомство с картинами художников-пейзажистов;
-Знакомить детей с репродукциями осенних пейзажей И.И. Левитана, И.И. Шишкина;
-Учить выражать свой замысел в рисунке;
-Доводить свой замысел до конца.
-Развивать творческую активность, самостоятельность.
Материалы:
Репродукции картин с осенними пейзажами, гуашь, кисти, листы большого формата, природный материал(листья разных пород), салфетки, непроливайки, салфетки влажные.
Репродукции: Левитан «Золотая осень» и «Октябрь», М. Иваненко. «Осенняя мелодия»
Ход занятия.
Педагог заходит в группу с пышным букетом из осенних листьев. И загадывает загадку:
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)
После этих слов воспитатель подбрасывает букет вверх.
Пед: Ребята, как называется пора, когда листья желтеют и падают на землю(опадают). Дети отвечают: ЛИСТОПАД!
Да, ребята, наступила самая красивая пора осени.
…Листья, словно бабочки,
Кружатся, порхают,И крыльцо, и лавочку
Листья осыпают…
Листопад, листопад
Засыпает старый сад!
После этого педагог предлагает детям внимательно рассмотреть репродукции картин с осенними пейзажами. Педагог по ходу задает детям вопросы(что нарисовано на картине, в каких цветах написана картина, что вы чувствуете глядя на картину, какое настроение хотел передать художник(Радостное настроение. Радует солнце, яркие краски. Грустно -скоро наступят холода, начнутся дожди).
Пед: Мимо такой красоты невозможно пройти! Кругом волшебная красота! А какие виды деревьев вы знаете?(береза, дуб, клен, тополь, липа, ива, рябина, осина, сосна, ель…)
Ребята, а вы любите собирать букеты из листьев осенних? (ДА!)
Разминка.
Вот пришли мы в лес осенний (шагаем на месте)
Белки прыгаю по веткам (прыжки с ноги на ногу)
Забираются нередко
Высоко, высоко! (прыжки на двух ногах)
Ветер дует нам в лицо (набираем воздух и сильно дуем)
Закачалось деревцо (руки вверх, наклоны в стороны)
Ветер тише-тише-тише (дети медленно садятся)
Деревцо все выше-выше (дети поднимаются и тянутся вверх)
Зашумела под ногами желтая листва,
Ну, присели, все собрали… рисовать пора.
Жаль, что опавшие листья стоят недолго, быстро высыхают, свертываются по краям, теряя свою яркую окраску. Но если листья положить под стекло, в книгу, то они будут радовать вас долго.
А я нашла для вас другой выход! Будем сегодня рисовать необычным способом(оттиск). Мы будем рисовать не кисточками, а с помощью настоящих листьев. Но сначала нам надо тонировать лист бумаги. После этого темной краской мы нарисуем большую ветку дерева. Выберите любой лист, и с негладкой стороны раскрашиваем его. Теперь аккуратно кладем краской на наш большой лист и прижимаем ладошкой. После этого можно убрать листик и посмотреть на его яркий отпечаток. Можно использовать один и тот же лист несколько раз, а можно использовать разные листочки.
Дети с любовью выполняют задание. Педагог подходит к каждому ребенку и поддерживает его, одобряя и восхищаясь его работой.
В заключение педагог хвалит всех детей за великолепную творческую работу.
Пед: Как красиво у вас получается. Такие яркие листья на ваших веточках. Давайте теперь соберем одно большое дерево. Я нарисовала створ, а вы разные веточки с разными листьями. Смотрите, какое яркое, большое и волшебное дерево у нас получилось.
По дороге домой вы можете собрать свои букеты и с родителями нарисовать свое семейное дерево.
infourok.ru
Конспект занятия «Волшебное дерево».
Интегрированное занятие в старшей группе «Волшебное дерево».
Задачи:
— обобщение представлений о деревьях и развитии деревьев;
— углубление представлений о деревьях: у них есть корень, ствол, ветки, листья;
-познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности;
— вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами;
— развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
Ход занятия:
Звучит музыка Вивальди «Времена года. Осень»
— Ребята, а скажите какое сейчас время года?
— Правильно осень!
— Какие изменения в природе произошли с приходом осени?
— Скажите — что происходит с деревьями осенью?
— Какие деревья вам знакомы? (Сосна, ель, береза, дуб) (Показ)
— А вы знаете, какую пользу приносят деревья? (Деревья очищают воздух, спиленное дерево – это строительный материал: делают доски, мебель, игрушки, бумагу.) (Показ)
— Как вы думаете, человек может помочь деревьям? (Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, весной вместе со взрослыми сажать молодые деревья.) (Показ)
Игра «Собери дерево»
— Давайте соберем дерево и полюбуемся, какое оно красивое.
Надо будет прикреплять части дерева. Нарисован только ствол.
— Назовите часть дерева, которая находится под землей.
— Зачем дереву корни? (Они удерживают дерево, чтобы оно не падало. С помощью корней дерево питается.) (Дети прикрепляют корни к дереву.)
— Какие части дерева я вам показываю? (Ветки) Прикрепляются ветки.
По стволу и веткам вода из почвы идет к листочкам.
— Что растет на ветках? (На ветках растут листья) Прикрепляются листочки. Это крона дерева.
А еще листья выделяют кислород, которым мы с вами дышим.
— Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (оно дышит, питается, растет)
А теперь отдохнем.
Физкультминутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Рисование кляксография с использование ватных палочек.
— Дети, вы верите в волшебство?
Сейчас мы с вами будем волшебниками, а палочка для коктейля будет волшебной палочкой.
Я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге — да не просто рисовать, а выдувать рисунок.
Мы нарисуем волшебное дерево. Сначала разведем на палитре желтую, красную, зеленую гуашь, добавим воду.
— Какой цвет получился? (Коричневый)
С помощью кисти ставим кляксу там, где будет начинается ствол дерева. Трубочкой раздуваем краску в разных направлениях.
Листочки нарисуем ватными палочками.
-Каким цветом будем выполнять листочки? (Желтыми, красными)
-Приступаем к работе.
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Осень. Часть 2 (Адажио мольто).
— Молодцы! Какие замечательные деревья получились.
— Я предлагаю устроить выставку, потому что такие шедевры все должны увидеть! Согласны?
— Работы выставляются на постановочный планшет.
— Вот какая красота у нас получилась! Поздравляю, вы освоили новый способ рисования кляксами! Молодцы! Вы настоящие художники!
Итог занятия.
— Какие моменты вам больше запомнились?
— Скажите, что нового узнали на занятии?
— Чему научились?
infourok.ru