6.1. Воля как психологическая категория. Основы музыкальной психологии
6.1. Воля как психологическая категория
Успех в любой деятельности, в том числе музыкально-познавательной, определяют не только, а порой и не столько способности и благоприятные жизненные обстоятельства, но и волевые качества человека, его стремление к цели, настойчивость в ее достижении несмотря на встречающиеся трудности. Поэтому феномен воли как характерологического качества человека, способствующего преодолению им трудностей, требует отдельного рассмотрения.
Воля представляет собой особую форму ориентировки субъекта в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля выделяется как особая форма душевной жизни, поскольку представляет новый способ решения задач об общем направлении поведения в специфически человеческих ситуациях (П. Я. Гальперин) [1. С. 138].
Любая деятельность определяется ее целью. В случае возникновения внутреннего конфликта между желаемой целью, с одной стороны, и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми связана ее реализация – с другой, действия человека по достижению этой цели принимают
Волевой акт имеет двойственную интеллектуально-эмоциональную природу и представляет собой действие во взаимосвязи со способом его регуляции.
Воля формируется в потребностях по мере их осознания. Будучи связано с потребностями, волевое действие не вытекает непосредственно из них. Оно всегда опосредовано работой сознания – осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. Таким образом, волевая деятельность исходит из побуждений, источником которых являются потребности и интересы человека; направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходными побуждениями; совершается на основе сознательного регулирования [6. С. 589-590].
Человек, способный к совершению волевого акта, должен вначале выделить себя из природы, противопоставить себя предметному миру; обрести свободу по отношению к непосредственному данному, с тем чтобы иметь возможность его изменить. Воля связана с самосознанием личности, то есть способностью осознать свое «я», выделить его из окружающего мира, оценить себя с позиций других людей.
Понятие воли также связано с понятием свободы: человек, совершающий волевые действия, всегда имеет выбор, он свободен принять и реализовать то или иное решение в результате собственного выбора. В то же время понятие свободы связано с понятием ответственности. Свобода волевого акта, выражающаяся в его независимости от импульсов непосредственной ситуации, не означает, что поведение человека не детерминировано его непосредственным окружением. Волевое действие опосредуется через сознание личности (С. Л. Рубинштейн).
Волевые побуждения человека складываются в борьбе двух полярных тенденций: тенденции
Здесь на первый план выходит проблема содержания воли (ее моральный аспект). Волевое действие может иметь направленность, совпадающую с общезначимыми нравственными нормами, или, напротив, противоречащую им. В первом случае мы говорим о положительно направленном волевом поведении, приносящем объективную пользу. Во втором – даже очень волевая личность оценивается общественным мнением негативно; чем более волевое поведение она демонстрирует, тем больше разрушений может совершить.
Воля тесно связана с воображением. Необходимость в волевом действии возникает, как правило, в том случае, если имеет место столкновение реального побуждения (человек хочет отдохнуть) и воображаемого, как правило, социально заданного (ему необходимо заниматься на музыкальном инструменте). Воображение рисует человеку социальную ситуацию, возникающую в том случае, если он не позанимается или, напротив, позанимается, и он принимает решение о действиях, противоречащих в настоящий момент его реальному побуждению, то есть совершает волевой акт.
Волевое действие может реализовываться в простых и сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленное на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом. Сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий.
Для сложного волевого акта характерно то, что между импульсом и действием вклинивается сложный сознательный процесс. Действию предшествует осознание его мотивов и учет последствий, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана осуществления. Волевой акт превращается в сложный многофазовый процесс. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные фазы сложного волевого акта: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение. Господствующее значение имеют первая и последняя фазы [6. С.
594-595].Первая фаза включает побуждение, выражающееся в стремлении, которое переходит в желание. Желание, в свою очередь, переходит в волевой акт, когда возникает состояние, которое психологи характеризуют «неуклюжим словом “хотение”» (С. Л. Рубинштейн). Хотение здесь – это устремленность не на сам желанный предмет, а на овладение им, достижение цели. Каждое из этих состояний – стремление, желание, хотение – выражает внутренне противоречивое состояние недостатка, беспокойства, страдания и вместе с тем напряжения, которое образует побуждение к действию.
Вторая фаза включает противоречия, их борьбу, нередко раздвоение мотивов. Необходимость учесть возможные последствия достижения цели может на этой стадии превращать волевой процесс в интеллектуальный.
Принятие решения (третья фаза) протекает по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в особый акт (принятие решения заключено в свернутом виде в осознании цели). Иногда решение наступает как бы само собой, будучи полным разрешением борьбы мотивов.
Способность человека к совершению усилия очень важна, но все же усилие не является основным признаком волевого акта. Волевой акт, произведенный без усилия (решение первого типа, когда все мотивы не противоречат друг другу и слиты в одном устремлении), имеет особую силу.
Принятие решения осуществляется разными тактиками. Импульсивные и уверенные в себе натуры отдают решение во власть обстоятельств; это объясняется их уверенностью в том, что они сумеют справиться с любой ситуацией, в которую их «вынесут» обстоятельства. Нерешительные люди часто намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение обстоятельств само принесет им нужный результат. И те, и другие часто облегчают принятие решения тем, что приурочивают его к внешним, не связанным с ситуацией обстоятельствам.
Несмотря на все трудности принятия решения и важность этого этапа, завершающей фазой, непосредственно приносящей результат, является исполнение. Исполнение решения требует изменения действительности. Психологическое рассмотрение волевого процесса включает изучение как намерений, борьбы мотивов и т. д. – то есть того, что происходит в психике человека до реализации им волевых решений, – так и реальных действий, того, что происходит в процессе изменения действительности в соответствии с волевым решением.
Волевое действие является, как правило, сложным по структуре и включает: готовность, намерение, план, собственно волевой акт. В сложных волевых действиях планирование само по себе включает систему действий. План может быть подробным и схематичным, гибким и негибким. Последнее особенно важно: жесткое волевое следование плану в изменяющихся обстоятельствах способно принести вред результату деятельности.
Волевые процессы являются в целом сложными процессами, включающими интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальные и эмоциональные процессы в волевом поведении выступают, по определению С. Л. Рубинштейна, в «специфическом синтезе» [6. С. 602].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 4. Воля
Глава 4. Воля 1Вполне вероятно, что первые опыты на себе привели к желанному результату. Коль скоро многие ребята сумели заинтересоваться, научиться управлять временем, то почему бы не могло получиться и у вас?Но, может быть, не хватило сил взяться за дело? Или подкосила
6. ВОЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6. ВОЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Воля как психологическая категория Успех в любой деятельности, в том числе музыкально-познавательной, определяют не только, а порой и не столько способности и благоприятные жизненные обстоятельства, но и волевые качества человека,
Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к школе В психологии существуют два представления о возрасте. Первый физический возраст характеризует жизнь ребенка в годах, прошедших со дня его рождения. Второй психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность ребенка к школе Учебная мотивация: ее роль и значение при поступлении ребенка в школу. Возрастные особенности психологической готовности к школе. О важности школьного обучения многие родители задумываются чуть ли не с момента рождения
2. Конфликт как основная категория конфликтологии
2. Конфликт как основная категория конфликтологии 2.1. Понятие конфликта Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе
Категория возраста в психологии развития
Категория возраста в психологии развития Центральной категорией для наук, изучающих развитие человека, является понятие возраста. Л. С. Выготский считал проблему возраста и возрастной периодизации ключевой для всех вопросов общественной практики. Периодизация
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Способность различать себя и других в самосознании делает возможным осознание себя и как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений. У ребенка появляется осознание своего социального Я.
Психологическая природа кризиса отрочества
Психологическая природа кризиса отрочества В отечественной психологии фиксируются как совпадающие, так и различающиеся точки зрения на природу кризиса отрочества, на закономерности и механизмы развития в этом возрасте. Л. С. Выготский первым указал на возникновение
I.
2. Отношение как эстетическая категорияI.2. Отношение как эстетическая категория Философская наука определяет категорию «эстетическое отношение» как духовную связь субъекта с объектом, основанную на незаинтересованном отношении к данному объекту и сопровождаемую чувством глубокого духовного
1.2.1. Гештальт-психологическая традиция (теория психологической дифференциации Г. Уиткина)
1.2.1. Гештальт-психологическая традиция (теория психологической дифференциации Г. Уиткина) В работах Г. Уиткина понятие когнитивного стиля формировалось в рамках гештальт-психологических представлений о поле и поведении в поле. По отношению к разным людям фактор влияния
Глава 2 Психологическая характеристика основных когнитивных стилей
Глава 2 Психологическая характеристика основных когнитивных стилей В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Прежде всего остановимся на описании тех когнитивных стилей, которые
На все воля божья
На все воля божья Я уже говорила, что творческий подход требует доверия. Чтобы ребенок вам доверял, нужно уменьшить контроль. Но мы же родители, мы же отвечаем за все, разве не так? Нет, не за все. Мы принимаем решения, слушаем детей и действуем так, как нам кажется разумным.
Перечень всех учебных материаловГосударство и правоДемография История Международные отношения Педагогика Политические науки Психология Религиоведение Социология |
§ 4.1.1. История развития понятия «воля». Подходы к исследованию воли Психология как наука исследует различные психические образования, в их числе и волю. Но некоторые понятия вводились в психологию не как обозначения каких-то реальностей, а как теоретические конструкты, призванные объяснить то или иное явление. Это свойственно не только психологии. Например, в физике в свое время было введено понятие теплорода как свойства, объясняющего способность горения физического тела. Иногда при этом находился реальный аналог, как ген в биологии или атом в физике. Но часто объяснительное понятие начинает жить само по себе. Источник таких заблуждений кроется в пренебрежении историей науки. Относительно воли следует помнить, что данное понятие введено, потому что существуют реальные психические явления волевой регуляции поведения, а задача психологии — найти тот или иной механизм (или механизмы), который обеспечивает волевую регуляцию.
|
||||
© www.txtb.ru |
Вилла Определение и значение | Dictionary.com
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
Лучшие определенияПримеры
[ wil-uh ]
существительное
женское имя, форма имени Вильгельмина.
Words Near Willa
- Wilkes Land
- Wilkins
- Wilkinsburg
- Wilkinson
- will
- Вилла
- воля
- Уилларт
- Уилламетт
- Уиллард
- вызов
Dictionary.com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Как использовать Willa в предложении
Сообщение Вот где двухлетняя финансовая платформа Willa находит творческих фрилансеров, влиятельных лиц, на которых можно ориентироваться впервые появился на Digiday.
Вот где двухлетняя финансовая платформа Willa находит креативных фрилансеров и влиятельных лиц, на которых можно ориентироваться | Кристина Монллос | 13 июля 2022 г. | День
Наполовину связанный, я предпочитаю верить, что Вилла так много пила во время свадьбы только из-за энтузиазма по поводу своей помолвки.
Куда может уйти преемственность после финала 3 сезона | Эндрю Р. Чоу | 13 декабря 2021 г. | Time
Его последующая попытка стать следующим великим бродвейским магнатом также испарилась, поскольку пьеса его сопровождающей, ставшей девушкой Уиллы , разбомбила так сильно, что она выбросила iPad в море.
Единственная информация о наследниках, которая вам нужна перед началом 3-го сезона | Эндрю Р. Чоу | 12 октября 2021 г. | Время
Они удалили ядро яйцеклетки и заменили его ядром одной из клеток Виллы .
Было клонировано первое исчезающее американское животное | Ванесса Бейтс Рамирес | 19 февраля 2021 г. | Центр Сингулярности
Он отметил, что у него трое детей — Вилла , Таллула и Коннер.
«Думаю, я убиваю удовольствие»: Филип Сеймур Хоффман размышляет о своих детях и о жизни и смерти | Тим Тиман | 3 июня 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ
Мы часто шутим, что Вилла была не столько именем, сколько предзнаменованием.
Моя дочь властная, но не называйте ее так | Салли Кон | 12 марта 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Однажды, когда Вилле было три года, через несколько месяцев после Рождества, она ела леденец.
Моя дочь властная, но не называйте ее так | Салли Кон | 12 марта 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Вилла — удивительно умный, забавный, проницательный и привлекательный маленький ребенок.
Моя дочь властная, но не называйте ее так | Салли Кон | 12 марта 2014 г. | THE DAILY BEAST
Поклонники бренда, получившего название « Willa Girls», хвалят ее продукцию в социальных сетях.
Познакомьтесь с Уиллой Досс, 12-летней красавицей-магнатом, стоящей за линией средств по уходу за кожей Willa | Лиззи Крокер | 6 августа 2012 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ
Звук слова « Willa , «Даже с начальным« W », привлеченным вниманием мисс Арабиль.
Эдинбургский журнал Блэквуда — Том 57, № 351, январь 1845 г. | Различные
Следующее утро, Willa и Дэн Моррисси.
Пятый ас | Дуглас Грант
«Я буду в восторге», Вилла сделала паузу, глядя на него с легким недоумением.
Пятый ас | Дуглас Грант
90 004Через мгновение, однако, по узкой лестнице зашуршал шелк, и Вошла Вилла .
Пятый туз | Дуглас Грант
— Уилла , конечно, останется с нами, — с глубоким чувством сказала Рипли Холстед.
Пятый туз | Douglas Grant
определение в кембриджском словаре английского языка
will модальный глагол (БУДУЩЕЕ)
SMART Vocabulary: родственные слова и фразымодальный глагол will (МОЖЕТ/ЖЕЛАЕТ)
A1 (также буду)используется для разговора о том, что кто-то или что-то может или хочет сделать:
Я вас подвезу.
Спросите Габриэлу, возьмет ли она их.
Я просил ее, но она не придет.
Машина не заводится.
Этой лазаньей можно накормить шесть человек.
SMART Vocabulary: родственные слова и фразымодальный глагол will (ЗАПРОС)
A2раньше просила кого-то что-то сделать:
Вы дадите мне ее адрес?
Ты отдашь это Тони, когда увидишь его, пожалуйста?
(также ‘ll)используется как вежливый способ пригласить кого-то сделать что-то или предложить кому-то что-то:
Не присоединишься ли ты к нам на чашечку кофе, Эви?
Вы ненадолго зайдете?
Не хочешь ли торта, Чарли?
SMART Vocabulary: родственные слова и фразымодальный глагол will (ЕСЛИ)
Если он снова опоздает, я очень рассержусь.
Я подожду с Кристофером, если его матери не будет дома, когда ты уйдешь.
SMART Vocabulary: родственные слова и фразымодальный глагол will (ВЕРОЯТНЫЙ)
(также будет)используется для обозначения того, что вероятно:
Это будет Скотт у двери.
С ним будет его мать.
Как вы все знаете, день выборов на следующей неделе.
Больше примеровМеньше примеров- Вы уже слышали о планах на следующую неделю.
- Возможно, у вас уже есть планы на выходные.
- Это будет Тони по телефону.
- Как вы уже догадались, мы с Дэвидом помолвлены.
- Вы поймете, что дела идут не очень хорошо.
модальный глагол will (ЗАКАЗ)
SMART Vocabulary: родственные слова и фразымодальный глагол will (ВСЕГДА)
SMART Vocabulary: родственные слова и фразы ГрамматикаСобираетесь или будете?
Will часто используется в том же значении, что и go to. Will используется, когда мы говорим о чем-то с абсолютной уверенностью. Be going to используется, когда мы хотим подчеркнуть наше решение или свидетельство в настоящем: …Воля и должен: форма
Воля и должен — модальные глаголы. Они используются с основной формой основного глагола (Они пойдут; я спрошу ее). Shall используется только для обозначения будущего времени с I и We и является более формальным, чем will. …Воля и должен: использует
Мы используем волю и должен, чтобы делать предсказания и констатировать факты о будущем: …Will
Will стоит первым в глагольной фразе в утверждении (после подлежащего и перед другим глаголом). Его часто сокращают до ’ll в неформальных ситуациях: …Will: форма
Will стоит на первом месте в глагольной фразе в утверждении (после подлежащего и перед другим глаголом). Его часто сокращают до ’ll в неформальных ситуациях: …Воля: использует
Одним из основных применений слова воля является обращение к вещам в будущем, которые мы считаем определенными: …Will и will
Мы используем will для обозначения всех людей, но часто используем will для I и We.