Воля определяется как: Воля. Физиологические основы воли, развитие волевых качеств — Logoprofy.ru

Содержание

6.1. Воля как психологическая категория. Основы музыкальной психологии

6.1. Воля как психологическая категория

Успех в любой деятельности, в том числе музыкально-познавательной, определяют не только, а порой и не столько способности и благоприятные жизненные обстоятельства, но и волевые качества человека, его стремление к цели, настойчивость в ее достижении несмотря на встречающиеся трудности. Поэтому феномен воли как характерологического качества человека, способствующего преодолению им трудностей, требует отдельного рассмотрения.

Воля представляет собой особую форму ориентировки субъекта в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля выделяется как особая форма душевной жизни, поскольку представляет новый способ решения задач об общем направлении поведения в специфически человеческих ситуациях (П. Я. Гальперин) [1. С. 138].

Любая деятельность определяется ее целью. В случае возникновения внутреннего конфликта между желаемой целью, с одной стороны, и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми связана ее реализация – с другой, действия человека по достижению этой цели принимают

волевой характер.

Волевой акт имеет двойственную интеллектуально-эмоциональную природу и представляет собой действие во взаимосвязи со способом его регуляции.

Воля формируется в потребностях по мере их осознания. Будучи связано с потребностями, волевое действие не вытекает непосредственно из них. Оно всегда опосредовано работой сознания – осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. Таким образом, волевая деятельность исходит из побуждений, источником которых являются потребности и интересы человека; направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходными побуждениями; совершается на основе сознательного регулирования [6. С. 589-590].

Человек, способный к совершению волевого акта, должен вначале выделить себя из природы, противопоставить себя предметному миру; обрести свободу по отношению к непосредственному данному, с тем чтобы иметь возможность его изменить. Воля связана с

самосознанием личности, то есть способностью осознать свое «я», выделить его из окружающего мира, оценить себя с позиций других людей.

Понятие воли также связано с понятием свободы: человек, совершающий волевые действия, всегда имеет выбор, он свободен принять и реализовать то или иное решение в результате собственного выбора. В то же время понятие свободы связано с понятием ответственности. Свобода волевого акта, выражающаяся в его независимости от импульсов непосредственной ситуации, не означает, что поведение человека не детерминировано его непосредственным окружением. Волевое действие опосредуется через сознание личности (С. Л. Рубинштейн).

Волевые побуждения человека складываются в борьбе двух полярных тенденций: тенденции

долженствования и тенденции влечения. Первая выражает, как правило, общественные интересы, вторая – личностные. Соотношение этих тенденций внутри личности складывается по-разному: у одних они вступают в жесточайший конфликт, у других – практически совпадают. Должное выступает как общезначимый моральный компонент личностной воли индивида, которая может принимать общественно значимое как личностно значимое полностью или частично, а может не принимать совсем. Из противоборства этих побуждений в их различных сочетаниях вытекает извечная внутренняя борьба между тем, что человек должен делать, и тем, что он хочет делать.

Здесь на первый план выходит проблема содержания воли (ее моральный аспект). Волевое действие может иметь направленность, совпадающую с общезначимыми нравственными нормами, или, напротив, противоречащую им. В первом случае мы говорим о положительно направленном волевом поведении, приносящем объективную пользу. Во втором – даже очень волевая личность оценивается общественным мнением негативно; чем более волевое поведение она демонстрирует, тем больше разрушений может совершить.

Воля тесно связана с воображением. Необходимость в волевом действии возникает, как правило, в том случае, если имеет место столкновение реального побуждения (человек хочет отдохнуть) и воображаемого, как правило, социально заданного (ему необходимо заниматься на музыкальном инструменте). Воображение рисует человеку социальную ситуацию, возникающую в том случае, если он не позанимается или, напротив, позанимается, и он принимает решение о действиях, противоречащих в настоящий момент его реальному побуждению, то есть совершает волевой акт.

Волевое действие может реализовываться в простых и сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленное на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом. Сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий.

Для сложного волевого акта характерно то, что между импульсом и действием вклинивается сложный сознательный процесс. Действию предшествует осознание его мотивов и учет последствий, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана осуществления. Волевой акт превращается в сложный многофазовый процесс. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные фазы сложного волевого акта: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение. Господствующее значение имеют первая и последняя фазы [6. С.

594-595].

Первая фаза включает побуждение, выражающееся в стремлении, которое переходит в желание. Желание, в свою очередь, переходит в волевой акт, когда возникает состояние, которое психологи характеризуют «неуклюжим словом “хотение”» (С. Л. Рубинштейн). Хотение здесь – это устремленность не на сам желанный предмет, а на овладение им, достижение цели. Каждое из этих состояний – стремление, желание, хотение – выражает внутренне противоречивое состояние недостатка, беспокойства, страдания и вместе с тем напряжения, которое образует побуждение к действию.

Вторая фаза включает противоречия, их борьбу, нередко раздвоение мотивов. Необходимость учесть возможные последствия достижения цели может на этой стадии превращать волевой процесс в интеллектуальный.

Принятие решения (третья фаза) протекает по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в особый акт (принятие решения заключено в свернутом виде в осознании цели). Иногда решение наступает как бы само собой, будучи полным разрешением борьбы мотивов.

Бывает и так, что каждый из мотивов сохраняется, но решение производится в пользу одного из них в силу подчинения ему других. Такое решение и следующее за ним исполнение сопровождаются чувством ярко выраженного усилия.

Способность человека к совершению усилия очень важна, но все же усилие не является основным признаком волевого акта. Волевой акт, произведенный без усилия (решение первого типа, когда все мотивы не противоречат друг другу и слиты в одном устремлении), имеет особую силу.

Принятие решения осуществляется разными тактиками. Импульсивные и уверенные в себе натуры отдают решение во власть обстоятельств; это объясняется их уверенностью в том, что они сумеют справиться с любой ситуацией, в которую их «вынесут» обстоятельства. Нерешительные люди часто намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение обстоятельств само принесет им нужный результат. И те, и другие часто облегчают принятие решения тем, что приурочивают его к внешним, не связанным с ситуацией обстоятельствам.

Несмотря на все трудности принятия решения и важность этого этапа, завершающей фазой, непосредственно приносящей результат, является исполнение. Исполнение решения требует изменения действительности. Психологическое рассмотрение волевого процесса включает изучение как намерений, борьбы мотивов и т. д. – то есть того, что происходит в психике человека до реализации им волевых решений, – так и реальных действий, того, что происходит в процессе изменения действительности в соответствии с волевым решением.

Волевое действие является, как правило, сложным по структуре и включает: готовность, намерение, план, собственно волевой акт. В сложных волевых действиях планирование само по себе включает систему действий. План может быть подробным и схематичным, гибким и негибким. Последнее особенно важно: жесткое волевое следование плану в изменяющихся обстоятельствах способно принести вред результату деятельности.

Волевые процессы являются в целом сложными процессами, включающими интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальные и эмоциональные процессы в волевом поведении выступают, по определению С. Л. Рубинштейна, в «специфическом синтезе» [6. С. 602].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 4. Воля

Глава 4. Воля 1Вполне вероятно, что первые опыты на себе привели к желанному результату. Коль скоро многие ребята сумели заинтересоваться, научиться управлять временем, то почему бы не могло получиться и у вас?Но, может быть, не хватило сил взяться за дело? Или подкосила

6. ВОЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. ВОЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Воля как психологическая категория Успех в любой деятельности, в том числе музыкально-познавательной, определяют не только, а порой и не столько способности и благоприятные жизненные обстоятельства, но и волевые качества человека,

Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе В психологии существуют два представления о возрасте. Первый физический возраст характеризует жизнь ребенка в годах, прошедших со дня его рождения. Второй психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе Учебная мотивация: ее роль и значение при поступлении ребенка в школу. Возрастные особенности психологической готовности к школе. О важности школьного обучения многие родители задумываются чуть ли не с момента рождения

2. Конфликт как основная категория конфликтологии

2. Конфликт как основная категория конфликтологии 2.1. Понятие конфликта Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе

Категория возраста в психологии развития

Категория возраста в психологии развития Центральной категорией для наук, изучающих развитие человека, является понятие возраста. Л. С. Выготский считал проблему возраста и возрастной периодизации ключевой для всех вопросов общественной практики. Периодизация

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Способность различать себя и других в самосознании делает возможным осознание себя и как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений. У ребенка появляется осознание своего социального Я.

Психологическая природа кризиса отрочества

Психологическая природа кризиса отрочества В отечественной психологии фиксируются как совпадающие, так и различающиеся точки зрения на природу кризиса отрочества, на закономерности и механизмы развития в этом возрасте. Л. С. Выготский первым указал на возникновение

I.

2. Отношение как эстетическая категория

I.2. Отношение как эстетическая категория Философская наука определяет категорию «эстетическое отношение» как духовную связь субъекта с объектом, основанную на незаинтересованном отношении к данному объекту и сопровождаемую чувством глубокого духовного

1.2.1. Гештальт-психологическая традиция (теория психологической дифференциации Г. Уиткина)

1.2.1. Гештальт-психологическая традиция (теория психологической дифференциации Г. Уиткина) В работах Г. Уиткина понятие когнитивного стиля формировалось в рамках гештальт-психологических представлений о поле и поведении в поле. По отношению к разным людям фактор влияния

Глава 2 Психологическая характеристика основных когнитивных стилей

Глава 2 Психологическая характеристика основных когнитивных стилей В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Прежде всего остановимся на описании тех когнитивных стилей, которые

На все воля божья

На все воля божья Я уже говорила, что творческий подход требует доверия. Чтобы ребенок вам доверял, нужно уменьшить контроль. Но мы же родители, мы же отвечаем за все, разве не так? Нет, не за все. Мы принимаем решения, слушаем детей и действуем так, как нам кажется разумным.

§ 4.1.1. История развития понятия «воля». Подходы к исследованию воли

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 4.1.1. История развития понятия «воля». Подходы к исследованию воли

  Психология как наука исследует различные психические образования, в их числе и волю. Но некоторые понятия вводились в психологию не как обозначения каких-то реальностей, а как теоретические конструкты, призванные объяснить то или иное явление. Это свойственно не только психологии. Например, в физике в свое время было введено понятие теплорода как свойства, объясняющего способность горения физического тела. Иногда при этом находился реальный аналог, как ген в биологии или атом в физике. Но часто объяснительное понятие начинает жить само по себе. Источник таких заблуждений кроется в пренебрежении историей науки. Относительно воли следует помнить, что данное понятие введено, потому что существуют реальные психические явления волевой регуляции поведения, а задача психологии — найти тот или иной механизм (или механизмы), который обеспечивает волевую регуляцию.
  Теоретический и методологический интерес к проблеме воли объясняется связью волевой регуляции с формированием личности. Проблема воли имеет многовековую историю, но в психологии понятие воли было оттеснено на периферию, и оно не входило в число основных понятий психологии в XX веке. За рубежом в 30-е годы велись интенсивные теоретические и экспериментальные исследования, затем наблюдался резкий спад интереса. Даже отсутствовала глава, посвященная воле, в учебниках психологии. Сейчас происходит возрождение исследований воли.
  В нашей стране эти вопросы также разработаны слабо. Однако осознается необходимость и практическая значимость таких исследований, что прежде всего связано с тем, что психология все больше обращается к человеческому фактору, а волевая регуляция оказывается значимой для многих видов профессиональной деятельности и для общественно активного поведения. Воля изучается и другими науками, так проблема свободы воли, ответственности — это предмет и юридических наук, и философии, и физиологии. Но при этом следует помнить, что совпадение понятий наблюдается лишь частичное.
  Прежде чем выделять психологическое содержание понятия воли, обратимся к истории.
  Е. П. Ильин отмечает, что античный мир и средневековье не знали воли в ее современном понимании. Для того времени воспевали идеал мудреца. Правила поведения соответствовали разумным началам природы, правилам логики. Понятие воли было объяснительным. Оно было необходимо для объяснения человеческих действий, которые порождены не желаниями человека, а его разумом. Наиболее разработано это понятие было в сочинениях Аристотеля. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительной силой, Аристотель искал ту силу, которая инициирует этические поступки человека, т.е. когда человек действует так не потому, что так хочет, а потому, что так надо. Аристотель связал проблему воли с проблемой придания побудительности предмету действия. А при необходимости — снижения побудительности.
  Аристотель называет произвольными действиями или поступками такие, которые осуществляются по решению человека. Также в концепции Аристотеля воля определяет не только запуск произвольных действий, но и их выбор и регуляцию, хотя главной задачей воли он видел все же объяснение побуждения. Итак, первая парадигма — воля в контексте порождения действия.
  Это предполагает связь с функцией побуждения, следовательно, здесь мы наблюдаем зарождение мотивационного подхода к пониманию воли.
  Этот подход впоследствии был расширен. Воля понималась как выбор или разрешение конфликта мотивов. Франкл В., анализируя природу человеческого поведения, отмечает, что человеческое поведение определяется не физическими причинами, которые, несомненно, влияют на него, а прежде всего субъективными основаниями.
  В мотивационном подходе предполагается, что мотивы и цели определяют поведение человека. Но была и другая точка зрения. Например, Эпикур говорил о ничем не детерминированном свободном выборе поведения. В философии это направление получило название волюнтаризм. Это признание воли особой надприродной силой. Согласно этой точке зрения, волевые акты ничем не определяются, более того, они сами определяют психические процессы. Представители-философы — Шопенгауэр и Гартман, которые объявили волю космическим принципом, от которого берут начало все психические проявления. Т.е. в крайнем проявлении волюнтаризм утверждает независимость человеческой воли от окружающей действительности. В конце XIX — начале XX века волюнтаризм проник в психологию. Но были и противники — и среди психологов, и среди философов. Например, Спиноза, Кант.
  Против волюнтаризма выступали и физиологи, которые рассматривали волевое поведение как рефлекторно детерминированное. Впервые это положение встречается у И. М. Сеченова в работе «Рефлексы головного мозга» 1863 г. О теории Сеченова говорят также как о естественнонаучной теории психического регулирования. Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего — открытие центрального торможения), исследователь выдвинул предположение о том, что все акты психической жизни — по структуре рефлекторны. Рефлекс трактуется не как механический ответ на внешний стимул, а как согласование движения с чувством, ощущениями, которые выступают сигналами. Даже мотивы долга рассматривались Сеченовым как рефлексы, которые начинаются с чувственного возбуждения, а не по велению абстрактной воли. А это означает, что причинность поведения материальна, п.ч. материальны и вызывающие ее сигналы. Сеченов выделял не только физиологические механизмы воли, но и психологические. Но впоследствии многое из его взглядов было утеряно, а поведение человека вновь стало рассматриваться как машинообразное. Сеченов предвосхитил понятие обратной связи и положил начало регулятивному подходу к исследованию воли, в котором воля понимается как процесс, который регулирует психические функции, подстраивает их соответственно задаче. Этот подход также нашел продолжение в работах современных авторов. В. К. Калин дает следующее определение воли: «Волевая регуляция … есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности, создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирование этой активности в нужном направлении.». К регулятивному подходу также можно отнести и те теории, в которых воля рассматривается как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей.
  В волюнтаризме отстаивалось понимание воли как самостоятельной проблемы, привлекалось внимание к проблеме «свободы выбора». Указанные моменты можно оценить как позитивные.
  Некоторые философы и психологи сводили проблему воли к проблеме свободного выбора. Так американский психолог У. Джемс считал главной функцией воли принятие решения о действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения. Конкурирующая идея тормозит переход представления о движении в действие, необходим выбор и принятие решения. Выбор осуществляется на основе интереса, он направляет внимание на объект. Таким образом, волевое усилие состоит в направлении человеком своего сознания на объект и сосредоточения на нем внимания. Сам У. Джемс причислял себя к волюнтаристам, считал волю самостоятельной силой души.
  Уже из этого краткого исторического экскурса видно, что можно выделить различные подходы к пониманию воли:
  • рефлекторный;
  • подход «свободного выбора»;
  • мотивационный;
  • регулятивный.
  Обратите внимание, что невозможно отнести взгляды того или иного автора однозначно к одному только подходу, так как большинством исследователей высказывались различные идеи, что позволяет рассматривать их с различных позиций. Можно также сделать вывод, что понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www.txtb.ru

Вилла Определение и значение | Dictionary.com

  • Игры
  • Рекомендуемые
  • Поп-культура
  • Советы по написанию

Лучшие определенияПримеры

[ wil-uh ]


существительное

  1. женское имя, форма имени Вильгельмина.

Words Near Willa

  • Wilkes Land
  • Wilkins
  • Wilkinsburg
  • Wilkinson
  • will
  • Вилла
  • воля
  • Уилларт
  • Уилламетт
  • Уиллард
  • вызов

Dictionary.com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать Willa в предложении

  • Сообщение Вот где двухлетняя финансовая платформа Willa находит творческих фрилансеров, влиятельных лиц, на которых можно ориентироваться впервые появился на Digiday.

    Вот где двухлетняя финансовая платформа Willa находит креативных фрилансеров и влиятельных лиц, на которых можно ориентироваться | Кристина Монллос | 13 июля 2022 г. | День

  • Наполовину связанный, я предпочитаю верить, что Вилла так много пила во время свадьбы только из-за энтузиазма по поводу своей помолвки.

    Куда может уйти преемственность после финала 3 сезона | Эндрю Р. Чоу | 13 декабря 2021 г. | Time

  • Его последующая попытка стать следующим великим бродвейским магнатом также испарилась, поскольку пьеса его сопровождающей, ставшей девушкой Уиллы , разбомбила так сильно, что она выбросила iPad в море.

    Единственная информация о наследниках, которая вам нужна перед началом 3-го сезона | Эндрю Р. Чоу | 12 октября 2021 г. | Время

  • Они удалили ядро ​​яйцеклетки и заменили его ядром одной из клеток Виллы .

    Было клонировано первое исчезающее американское животное | Ванесса Бейтс Рамирес | 19 февраля 2021 г. | Центр Сингулярности

  • Он отметил, что у него трое детей — Вилла , Таллула и Коннер.

    «Думаю, я убиваю удовольствие»: Филип Сеймур Хоффман размышляет о своих детях и о жизни и смерти | Тим Тиман | 3 июня 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • Мы часто шутим, что Вилла была не столько именем, сколько предзнаменованием.

    Моя дочь властная, но не называйте ее так | Салли Кон | 12 марта 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Однажды, когда Вилле было три года, через несколько месяцев после Рождества, она ела леденец.

    Моя дочь властная, но не называйте ее так | Салли Кон | 12 марта 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

  • Вилла — удивительно умный, забавный, проницательный и привлекательный маленький ребенок.

    Моя дочь властная, но не называйте ее так | Салли Кон | 12 марта 2014 г. | THE DAILY BEAST

  • Поклонники бренда, получившего название « Willa Girls», хвалят ее продукцию в социальных сетях.

    Познакомьтесь с Уиллой Досс, 12-летней красавицей-магнатом, стоящей за линией средств по уходу за кожей Willa | Лиззи Крокер | 6 августа 2012 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ

  • Звук слова « Willa , «Даже с начальным« W », привлеченным вниманием мисс Арабиль.

    Эдинбургский журнал Блэквуда — Том 57, № 351, январь 1845 г. | Различные

  • Следующее утро, Willa и Дэн Моррисси.

    Пятый ас | Дуглас Грант

  • «Я буду в восторге», Вилла сделала паузу, глядя на него с легким недоумением.

    Пятый ас | Дуглас Грант

    90 004
  • Через мгновение, однако, по узкой лестнице зашуршал шелк, и Вошла Вилла .

    Пятый туз | Дуглас Грант

  • Уилла , конечно, останется с нами, — с глубоким чувством сказала Рипли Холстед.

    Пятый туз | Douglas Grant

определение в кембриджском словаре английского языка

will модальный глагол (БУДУЩЕЕ)