Воображение психология: его разновидности, функции и механизмы, физиологические основы работы воображения

Психология воображения | Диплом по психологии

Перейти к содержимому

Понятие воображения

Воображение – это один из психических процессов человека, сущность которого заключается в создании новых образов, представлений и идей на основе прошлого индивидуального опыта и личностных особенностей человека.

Специфические характеристики воображения

  1. Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
  2. Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
  3. Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.

Механизмы воображения

  1. Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
  2. Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
  3. Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
  4. Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.

Виды воображения

  1. Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение.
    1. Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
    2. В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
  2. Пассивное (непроизвольное) воображение – в отличие от активного (произвольного) воображения, происходит без участия волевого контроля, не направлено на реальное решение проблемы. Его сущность заключается в отвлечении от конфликта, от затруднительной ситуации. Пассивное воображение разделяется на пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.
    1. Пассивное преднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
    2. Пассивное непреднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются сновидения и галлюцинации. Это филогенетически наиболее ранний вид воображения.

Определение воображения, его виды

19.08.2012

Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы. Образы фантазии формируются с участием других познавательных процессов. В то же время воображение, благодаря своей роли в целеполагании, обусловливает их протекание.

Чем сложнее предмет, тем в большей степени в его восприятии участвует воображение. Восприятие произведений изобразительного или музыкального искусства без воображения практически невозможно. Взаимосвязь воображения и мышления хорошо проявляется в проблемной ситуации. После анализа условий и требований творческой задачи, как мы уже отмечали, выдвигается гипотеза — она всегда возникает на основе целостного (нового!) образа ситуации. Проверяется же гипотеза прежде всего средствами логического мышления.

Но вот гипотеза не подтвердилась. Снова активизируется воображение, появляется новое предположение и т.д. — до тех пор, пока очередная гипотеза не будет признана соответствующей условиям и требованиям задачи. Воображение особенно активно участвует в познавательном процессе тогда, когда степень неопределенности ситуации велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат». Формирование образов воображения соотносится с понятием «мысленное конструирование».

Виды воображение различаются на пассивные и активные. Непреднамеренное пассивное воображение включается при ослабленной активности сознания, во сне, в полудремотном состоянии, при расстройствах сознания. Хороший пример — галлюцинации. Преднамеренные формы пассивного воображения называют грезами. Это недейственные проявления фантазии, это создание образов, замыслов, программ, которые заведомо не будут воплощены в жизнь. Все люди время от времени грезят о чем-то заманчивом и привлекательном.

Но если человек слишком подвластен грезам, то он «создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни».

Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Первое проявляется в формировании субъективно новых образов по историческим описаниям, художественным текстам, географическим материалам, житейским диалогам и т.д. Ученик, слушающий рассказ учителя на уроке, приобретает знания о странах, в которых он никогда не был, о давно ушедших эпохах и событиях, о литературных героях. Следователь по показаниям очевидцев и другим данным воссоздает картину преступления, рабочий по двум проекциям чертежа быстро строит объемный образ детали. Все это примеры, относящиеся к воссоздающему воображению.

Просмотр телевизионной экранизации литературного произведения в каком-то отношении всегда полезен. Но если иметь в виду развитие воображения, то такой просмотр полезнее после чтения произведения, ибо в этом случае предоставляется интересная возможность сопоставить результаты собственного воссоздающего воображения с версией авторов экранизации.

В творческом воображении субъективная новизна образа выше, чем в воссоздающем. Нередко эта новизна становится вместе с тем и объективной, в том смысле, что образ означает новизну для группы людей, для некоторого сообщества, для человечества. Таковыми оказываются образы, опредмеченные в произведениях искусства, изобретениях, научных теориях. С психологической же точки зрения важна именно новизна образа для субъекта. Тут и разрешение проблемной ситуации школьником, детское изобразительное, техническое, музыкальное творчество.

Ключевые слова: Воображение

Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология

Материалы по теме

Операции воображения

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Является ли воображение самостоятельным психическим процессом?

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Свойства воображения

Воображение и личность

Штейнмец А.Э., Общая психология

Возрастные особенности воображения

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Воображение

Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

Маклаков А. Г. — Общая психология

Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Психология Аристотеля > Воображение (Стэнфордская философская энциклопедия)

Аристотель иногда признает в качестве отдельной способности наравне с восприятие и разум, воображение ( фантазия ) ( De Anima iii 3, 414b33–415a3).

Хотя он не обсуждает это в длину, или даже охарактеризовать его каким-либо подробным образом, Аристотель прилагает все усилия, чтобы отличить его как от восприятия, так и от восприятия. разум. В кратком обсуждении, посвященном воображению ( De Anima III 3), Аристотель определяет его как «то, в силу чего образ возникает в нас» ( De Anima iii 3, 428aa1–2), где это, очевидно, дает широкий спектр применения к деятельности связаны с мыслями, снами и воспоминаниями. Аристотель, однако, в основном касается различения воображения от восприятия и ума. Он отличает его от восприятия по целому ряду признаков, в том числе: (i) воображение создает образы, когда нет восприятия, как в мечты; (ii) у некоторых низших животных отсутствует воображение, хотя у них есть восприятие, которое показывает, что воображение и восприятие даже не соэкстенсивный; и (iii) восприятие, как утверждает Аристотель, всегда верно, тогда как воображение может быть ложным, ложным даже в фантастических способы (
De Anima
iii 3, 428a5–16). Он также отрицает, что воображение может быть отождествлено с разумом или верой, или любой их комбинацией. веры и восприятия ( De Anima iii 3, 428a16–b10), даже хотя это происходит через чувственное восприятие ( De Anima iii 3, 429а1–2; De Insomniis 1, 459a17). Предложение, таким образом, что воображение — это способность человека и большинства других животных, которая производит, хранит и вспоминает образы, используемые в различных когнитивных деятельности, включая те, которые мотивируют и направляют действие ( Де Anima iii 3, 429a4–7, De Memoria 1, 450a22–25).

Поскольку он склонен трактовать воображение пиктографически ( De Анима iii 3, 429a2–4; ср.

Де Сенсу 1, 437a3–17; 3, 439b6), Аристотель, по-видимому, рассматривает образы, используемые в познавательных целях. процессов как представлений, лучше всего мыслимых на модели копий или подобия внешних предметов. Это у него общего со многими другие эмпирически ориентированные когнитивные психологи. Обычно он будет предположить в этом ключе, что мысль требует образов, как генетически и в то же время, так что «всякий раз, когда кто-либо созерцает, он обязательно в то же время созерцает в образах» ( Де Анима III 8, 432а8-9, 431а16-17; Де Мемориа 1, 449b31–450a1). Его предложения в этом направлении могут показаться неудачными, поскольку для широкого круга мыслей, образов, истолковываемых естественно и узко, как графические изображения, кажутся ненужными или даже явно не имеющий отношения. (Трудно понять, например, какой образ соответствует думал
что герундий делает неуклюжий синтаксис
— еще меньше Ясно, какие основания могли заставить согласиться с тем, что какой-то образ или другие должен сопровождать ). Однако, возможно, его замечания должны быть умеренным признанием того, что Аристотель допускает существование бог, деятельность которого исчерпывается мышлением, но чье мышление правдоподобно не считается образным ( Метафизика xii 7,1072b26–30). Если это так, то Аристотель не мог принять тезис что для любого эпизода мысли t необходимо t есть или направлен на изобразительное изображение. Тем не менее, Аристотель явно ожидает образы, истолкованные таким образом, чтобы играть центральную или даже незаменимую роль в человеческое познание.

8 типов воображения

21.3k

Просмотров

FacebookTwitterПодписаться

by Персонал TeachThought

Воображение имеет решающее значение для инноваций и обучения, но что именно?

Доктор Мюррей Хантер из Университета Малайзии Перлис объясняет, что воображение частично связано с заполнением пробелов в наших знаниях.

«Воображение — это способность образовывать мысленные образы, фонологические отрывки, аналогии или рассказы о чем-то, что не воспринимается нашими органами чувств. Воображение является проявлением нашей памяти и позволяет нам тщательно изучить наше прошлое и построить гипотетические сценарии будущего, которых еще нет, но они могут существовать.

Воображение также дает нам возможность смотреть на вещи с другой точки зрения и сопереживать другим. Воображение расширяет наш опыт и мысли, позволяя строить собственное мировоззрение, снижающее наше чувство неуверенности. Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в наших знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые придают смысл двусмысленности ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, когда информации не хватает, что является важной функцией нашего управления памятью. Это отчасти объясняет, почему люди по-разному реагируют на то, что они видят, из-за уникальных интерпретаций, которые они делают на основе разных предшествующих знаний и опыта. Воображение позволяет нам создавать новые значения из когнитивных сигналов или стимулов в окружающей среде, что иногда может привести к новым открытиям».

См. также 27 идей для учащихся, которые заканчивают работу раньше срока

И, как объясняет доктор Хантер, это не всегда сознательный процесс.

«Недавние исследования показали, что мозг периодически смещает фазовую синхронизацию во время сознания человека10, когда активируются нейронные сети, и этих коротких периодов может быть достаточно, чтобы доминирующее левое полушарие уступило место правому полушарию, позволяя человеку видеть окружающую среду. , проблема или вопрос с новой точки зрения».

Ниже д-р Хантер предложил восемь типов воображения, которые мы используем ежедневно.

8 типов воображения

1. Эффективное воображение объединяет информацию для синергии новых концепций и идей.

2. интеллектуальное (или конструктивное) воображение0023

3. Образная фантазия Воображение  создает и развивает рассказы, картины, стихи, театральные постановки, эзотерическое построение и т. д. кадр и ссылка.

5. Стратегическое воображение  касается видения  того, что могло бы быть , способности распознавать и оценивать возможности, превращая их в ментальные сценарии…

6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *