Воображение в психологии свойства: Свойства воображения

Свойства воображения

В рамках современной психологической науки личность понимается как экзистенция, наделенная свободой выбора и творческим потенциалом. Реализация творческого потенциала, творческое преобразование окружающей социально-природной среды невозможно без воображения.

Подходы к пониманию сущности воображения как психологического феномена

Как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, мотивировано личностными потребностями, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение представляет собой познавательный процесс, результатом которого выступает опосредованная репрезентация реальности. Воображение ориентировано на создание новых знаний путем переработки прошлого личностного опыта. В качестве опосредствующих материалов отражения действительности выступают представления, образы восприятия.

Воображения тесно связано с мыслительной деятельностью: оба процесса являются средством опосредованного познания мира, однако, если мышление оперирует понятиями и суждениями, воображение осуществляется в образной форме, в виде рельефных представлений. Конкретные образы, созданные воображением личности, раскрывают отвлеченные теоретические мысли, идеи, концепции.

Существенным отличием воображения от мыслительной деятельности является высокая степень неопределенности результатов, невозможность подвергнуть исходные данные точному анализу, изучению.

Определение 1

Таким образом, воображение представляет собой психический процесс создания нового знания в форме образов, представлений, идей, включающий предвидение конечных результатов предметной деятельности и обеспечивающий создание поведенческой стратегии в случаях, когда проблемная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности.

Свойства воображения как психологического процесса

Своеобразие воображения как психического феномена заключается в следующем:

  1. Воображение по своей сути представляет собой мысленный выход за пределы непосредственного восприятия личности;
  2. Воображение предвосхищает будущее, содержит в себе видение результата деятельности;
  3. Воображение позволяет «оживить» то, что было раннее.

Функции воображения

Основными функциями воображения как психологического процесса выступают следующие:

  1. Репрезентация действительности в форме образов в психике человека – благодаря воображению во внутреннем психическом плане личности в виде ярких образов отражается окружающая действительность;
  2. Регуляция деятельности личности – оказавшись в проблематичной ситуации, посредством использования воображения личность осуществляет планирование собственных поведенческих стратегий, направленных на достижение желаемого результата;
  3. Управление эмоциональными состояниями. Воображение используется в различных направлениях практической психологии для управления эмоциональным состоянием личности, оказания эффективной психологической поддержки, оптимизации внутреннего состояния индивидуума, гармонизации взаимоотношений, взаимодействия с социально-природной средой.

Виды воображения

По степени выраженности активности в современной психологии выделяют пассивное и активное воображение.

Определение 2

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не находят своего отражения в практической деятельности.

Образы, созданные пассивным воображением, называют грезами, фантазиями. Их возникновение не связано с волей человека. Следует отметить, что преобладание фантазий в жизни человека может привести к отрыву от реальности, уходу личности в выдуманный мир, что приводит к возникновению трудностей в социальном и психическом развитии человека.

Определение 3

Активное воображение всегда связано с реализацией конкретной практической деятельности, направлено преимущественно вовне, характеризуется целенаправленностью, определяется волевыми усилиями, поддается волевому контролю.

Таким образом, воображение представляет собой психологический процесс, без которого представляется невозможной реализация любой практической деятельности, достижение определенных результатов, решение практических задач.

Свойства воображения

28. 04.2011

Осуществляя трудовую деятельность, человек должен постоянно прогнозировать возможные результаты и творчески перестраивать поведенческие модели для более эффективного приспособления к действительности. В основе творческого компонента лежит воображение. Воображение — это способность человека к созданию новых, не существовавших ранее образов. Воображение основано на умении замечать свойства предметов, компоновать их в новые образы, перестраивать композиционно, создавать принципиально новые образы под предполагаемые свойства. Воображение дает человеку возможность мысленно отойти от действительности, представить ранее воспринимаемое и новых сочетаниях и связях, оно обеспечивает предвосхищение результата деятельности.

Воображение выполняет следующие необходимые для реализации деятельности функции:

  • создает образ-цель, т.е. предвосхищаемый результат деятельности;
  • участвует в формировании программы поведения в ситуации неопределенности;
  • обеспечивает виртуальную деятельность: продуцирует образы, заменяющие деятельность, личностно необходимую, но объективно невозможную;
  • позволяет создавать образы объектов и ситуаций, которые непосредственно не воспринимались субъектом и даны в описании.

Для реализации указанных функций воображение располагает набором специфических механизмов.
В основе воображения лежат функциональные и операциональные механизмы восприятия, памяти и мышления. Основная роль мышления заключается в преобразовании памяти текущей ситуации в принципиально новую. Отражение действительности в этом случае происходит в новых, непривычных сочетаниях.

Воображение бывает активным и пассивным.
Активное воображение имеет форму творческого или воссоздающего процесса, пассивное — выступает в виде преднамеренного или непреднамеренного явления.

Активное воображение предполагает создание образов, воплощающихся в новых и ценных продуктах. Основной признак пассивного воображения выражается в создании образов, не претворяющихся в жизнь. Однако процесс воображения не обязательно сразу заканчивается результатом. Например, идея о взаимосвязи элементов по атомной массе реализовалась у Д. Менделеева в «Периодическую таблицу» по прошествии многих лет.

Различают следующие механизмы создания образов воображения:

  • агглютинация обеспечивает создание образа воображения путем соединения деталей различных объектов, не соединяемых в реальности;
  • аналогия — механизм, сущность которого заключается в создании нового образа по сходству с уже имеющимся;
  • акцентировка — ее суть состоит в выделении, подчеркивании части, детали в предмете или ситуации;
  • типизация — суть заключается в создании нового образа, типичного относительно какой-то категории.

Воображение в трудовой деятельности обеспечивает психологическую основу творчества. Практически любую трудовую деятельность можно отнести к одной из точек оси активизации воображения: с одной стороны, бледность, скудность, ограниченность образов воображения; с другой — яркость, оригинальность, плодотворность этих образов.

При изучении творческой деятельности приемы творческого воображения объединяются с творческим мышлением. Творческое воображение характеризуется продуктивностью, при его активизации создаются принципиально новые образы, идеи, продукты. Воображение предвосхищает любую идею и изобретение, начиная от создания примитивной ложки и кончая космическим кораблем или компьютером.

Гораздо шире в трудовой деятельности используется создающее воображение. Осознание работником цели своей деятельности как потенциального желаемого результата обеспечивается именно воссоздающим воображением. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения (закройщица, диспетчер и т.д.).

Основным механизмом воображения является анализ-синтез. Вначале человек анализирует информацию, распределяя ее по отдельным блокам (кирпичикам), а затем синтезирует ее в новые схемы, «склеивая» новые образы и идеи.

Ключевые слова: Воображение

Материалы по теме

Операции воображения

Григорович Л. А., Педагогика и психология

Является ли мечта видом воображения?

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Определение воображения, его виды

Штейнмец А.Э., Общая психология

Является ли воображение самостоятельным психическим процессом?

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Воображение

Воображение и личность

Штейнмец А.Э., Общая психология

Возрастные особенности воображения

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Воображение – Лаборатория голодного разума

Когда мы начали изучать воображение, мы столкнулись с двумя загадочными проблемами.

Во-первых, все, кого мы спрашивали, говорили, что у них есть какое-то воображение. Увы, всестороннего психологического теста для измерения и описания воображения не существовало.

Вторым сюрпризом было то, что все, с кем мы разговаривали, говорили, что в принципе считают воображение хорошей вещью. Но никто толком не знал, для чего.

Последние два года мы пытались решить оба парадокса, и нам кажется, что мы нашли некоторые *предварительные* ответы. Во-первых, мы разработали серию тестов, оценивающих индивидуальные различия в воображении. С другой стороны, мы провели эти тесты для различных групп — студентов, матерей, работающих взрослых — чтобы увидеть, предсказывает ли воображение конкретные результаты или поведение. Но начнем с самого начала… что такое воображение?

Воображение – это тенденция создавать мысленные представления объектов, идей и ощущений, а также идей, которые одновременно не воспринимаются органами чувств. Воображение варьируется от воссоздания в уме изображений реальностей, которые мы ранее видели или переживали, до создания образов заново, независимо от предыдущего фактического сенсорного ввода. Это внутреннее, стабильное измерение индивидуальных различий, которое находится на пересечении интеллекта — нашей способности создавать мысленные представления — и личности — нашей типичной тенденции создавать мысленные представления.

Батарея тестов imQ

Наша батарея тестов воображения включает два типа тестов. Первый — явный: это тесты, которые оценивают аспекты вашей личности или характера, о которых знают люди. Мы себя хорошо знаем, и если меня спросят, люблю ли я мечтать, я могу дать квалифицированный ответ. Однако не все части нашей индивидуальности доступны нам через самоанализ. Дело не в том, что мы не хотим видеть какие-то вещи о себе (хотя это тоже случается), а в том, что мы не знаем себя полностью. В психологии характеристики, недоступные для самонаблюдения, оцениваются с помощью имплицитных тестов, которые пытаются выявить подсознательные мотивы или автоматические ассоциации в памяти.

Для оценки выраженного воображения мы разработали шкалу вовлеченности воображения и поведения (IBES). Этот тест фиксирует индивидуальные различия в типичном повседневном образном поведении, например, в мечтах или игре с идеями в уме. Тест включает в себя семь областей воображаемого поведения.

Чтобы оценить неявную ассоциацию, мы создали Тест условного мышления на любопытство (CRT-C). Погодите, почему любопытство, а не воображение? Причина в том, что любопытство является частью более широкого конструктивного пространства воображения. В частности, любопытство описывает индивидуальные различия в склонности к поиску нового опыта, начиная от возможностей интеллектуального обучения и заканчивая сенсорными исследованиями внутри и вне собственного разума.

Для сравнения, воображение относится к созданию мысленных представлений о нашем опыте, поэтому любопытство и воображение идут рука об руку.


Вот одна из наших статей о том, как оценивать воображение.

Для чего нужно воображение?

Воображение, вероятно, связано со многими видами поведения, например, насколько вы креативны или как часто у вас возникают исключительные сенсорные переживания. В Hungry Mind Lab нас особенно радует один поведенческий результат: успехи в обучении.

Люди различаются по своей способности к обучению: некоторые из нас умнее и обладают большими способностями к рассуждениям, чем другие. Люди также различаются по типу и объему знаний, которые они накапливают — некоторые из нас знают больше, чем другие. Наши различия в знаниях, однако, лишь частично являются функцией наших различий в наших способностях к рассуждениям.

Многие другие факторы играют роль в обучении, например мотивация и интерес, но нас больше всего интересует личность. В частности, нас интересуют инвестиционные черты личности, которые определяют, где, когда и как люди применяют и вкладывают свои мыслительные способности для накопления знаний. Идея о том, что личностные черты влияют на обучение, также известна как инвестиционная теория интеллекта взрослых.

Мы хотели проверить, является ли воображение чертой личности инвестора. Мы пригласили чуть более 200 британских студентов посетить нашу лабораторию на 3 недели и показать нам, как они учились. Каждую неделю мы просили студентов изучать сложный научный текст: на первой неделе текст был посвящен кубинскому ракетному кризису; на второй неделе речь шла о CRISPR; а на третьей неделе они прочитали о пузыре доткомов. Мы попросили их изучить тексты как можно лучше, потому что позже они должны были отвечать на тесты с несколькими вариантами ответов в стиле экзамена по текстам. Затем мы проверили, было ли воображение учащихся связано с тем, насколько хорошо они справились с экзаменационными вопросами.

Мы обнаружили небольшую положительную связь между воображением и успеваемостью, предполагая, что воображение действительно может быть чертой инвестиционной личности. Поскольку воображение помогает переводить опыт в концептуальные знания, оно может быть ключевой переменной для обучения. Более сильным было предсказание открытости к опыту, черты, связанной с воображением, к обучению. Вы можете прочитать статью о том, что мы нашли здесь.

Чикагская школа теории медиа

Воображение считается «силой разума», «творческой способностью разума», самим «умом», когда он используется, и «процессом» разума, используемым для мышления, замыслы, замыслы, запоминание [см. память, (2)], создание, фантазирование и формирование мнения. Термин воображение происходит от латинского глагола 9.0048 imaginari означает « изобразить себя». Это корневое определение термина указывает на саморефлексивное свойство воображения, подчеркивая воображение как частную сферу. Как средство, воображение представляет собой мир, в котором мысли и образы встраиваются в разум, чтобы «сформировать ментальное представление о том, чего на самом деле нет в наших чувствах». В смысле слова как процесса воображение является формой посредничества между тем, что считается «экстернализованной» реальностью [см. реальность, (2)] и интернализированным человеком (в отношении Мановича и Лакана). Этот термин рассматривается «часто в том смысле, что (ментальная) концепция не соответствует реальности вещей». Наконец, воображение — это термин, который используется в средствах массовой информации, когда «внутреннее» частное воображение представляется как публичное или выражается в медиа-форме, такой как фильм или технология виртуальной реальности.

Концепция воображения бросает вызов нашему пониманию того, что мы считаем личным и по сути гуманистическим. Воображение бросает вызов технологиям, чтобы исследовать, на что способны средства массовой информации: как далеко внутрь человека могут распространяться средства массовой информации, и как далеко за пределы человека человек может вывести то, что считается его интернализованным «я»? Могут ли эти процессы трансмутироваться через медиа, и если да, то какие? Можно ли закодировать воображение? Используют ли технологии воображение в своих продуктивных и инновационных возможностях? Или воображение есть только человеческая способность? Если второе, то в какой степени медиатехнологии могут имитировать образные функции и/или выражения? И если медиатехнологии могут имитировать «продукты» воображения, в чем существенная разница между «обладанием» воображением и созданием качеств воображения?

У Аристотеля воображение заполняет пробел между «образами» и «идеями», подразумевая, что рациональное мышление осуществляется в форме образов, которые сохраняются и комбинируются в воображении. Таким образом, воображение подразумевается как реальное пространство или среда в сознании человека, и в этом пространстве оно способно комбинировать образы и идеи, чтобы выполнять работу разума.

Кант понимал воображение как нечто «репродуктивное» из-за его основы в данном или опытном знании, которое необходимо воспроизвести, чтобы «ускорить» доказательство, постулируемое чувствами. Например, человек должен использовать свои способности воображения, чтобы дедуктивно прийти к выводу, что даже если он не может видеть все стороны куба, на который смотрит, у куба шесть сторон. Ибо, судя по опыту зрителя, у куба действительно есть шесть граней. Если бы он взял куб и исследовал его, он бы увидел и отметил это как факт, наблюдаемый его органами чувств. Однако, поскольку зритель обладает способностями своего репродуктивного воображения, ему не нужно полагаться на свои чувства. Таким образом, если реальность можно наблюдать с помощью органов чувств, воображение обращается к определенной ничейной территории между наблюдаемым «истинным» или «реальным» и тем, что считается полностью «вымышленным» или «ложным». ярлык. Воображение в этом смысле восполняет то, что, по всей вероятности, могло бы наблюдаться органами чувств, и постигает ощущение действительности, основанное на опыте доказательства его чувств, без проведенного доказательства.

Кант и Кольридж в среде романтизма утверждали, что воображение обеспечивает «трансцендентальный синтез, объединяющий наш опыт [мира] в единое связное целое» (Философская энциклопедия, 136). Этот романтический и духовный смысл слова уступает место пониманию воображения как средства, обеспечивающего связность личности.

На стадии зеркала у Лакана восприятие ребенком Воображаемого является важной стадией распознавания того, что реально, а что нереально. Если воображаемое — это отраженный образ ребенка в зеркале, то, вероятно, воображение — это умственная способность интегрировать этот «представленный» образ в переживания ребенка самого себя в мире. Согласно лакановскому разделению Символического, Реального и Воображаемого, реальное есть то, что сопротивляется репрезентации. Если воображение является контрапунктом воспринимаемой реальности, Лакан подразумевает, что Воображаемое на самом деле является репрезентативным. Это представление есть зеркало.

Далее, по Сартру, искусство есть выражение как самого воображения, так и высшей «истины», постигаемой воображением. Фильм и, в частности, виртуальная реальность пытались доказать эту идею. Обе формы используют смешанные средства для создания представленной версии воспринимаемой реальности. Таким образом, подобно воображению, обе формы пытаются выразить версию реальности, вызывающую «ментальную концепцию», выходящую за пределы того, что можно наблюдать органами чувств. Среда кино, как говорят, пытается «удерживать зеркало», как на стадии зеркала, к воспринимаемой реальности. Это означает, что реальность представлена, если не отражена, на киноэкране. Фильм сфабрикован, как воображение и его творческие силы, где нет граммофонной записи. Граммофон улавливает «сырой или реальный материал», не отредактированный дизайнером. Для Киттлера фильм представляет собой контраст с этой «настоящей» записью: «Бросьте трюки и монтаж, замедленное движение и таймлапс только переводят технологии в желания аудитории. Как фантазмы наших обманутых глаз, разрезы представляют непрерывность и регулярность движения. Фотография и художественный фильм соответствуют друг другу, как реальное и воображаемое» (Киттлер, 119).). Таким образом, фильм считается «фантазмом образов», который создает воображаемую реальность, представляющую «высшую истину» Сартра и романтиков, переживаемую в частном воображении.

Фильм не только представляет публике версию воображения в форме средств массовой информации, но также предполагает ассоциативную способность воображения, восходящую к аристотелевской концепции воображения в когнитивном мышлении. Фильм вызывает ассоциации, которые создаются в индивидуальном воображении с помощью различных кинематографических приемов: монтажа, нарезки, монтажа, сращивания сцен. Манович развивает этот эффект, когда пишет о взаимодействии с различными формами медиа. Он объясняет, что медиа-взаимодействие слишком часто забывает элемент «психологического взаимодействия», присутствующий в большинстве классических и современных форм искусства. Он приводит примеры: «эллипсы в литературном повествовании, недостающие детали предметов в изобразительном искусстве, театральные и живописные приемы, используемые для оркестрации внимания зрителя». 56). Таким образом, в кино абстракция формы требует от зрителя воображения для создания связного видения произведения. Таким образом, монтаж требует от зрителя установления ассоциативных связей между изображениями, что требует работы воображения.

Кино и другие средства массовой информации имитируют или моделируют ассоциативные свойства воображения. Говорят, что то же свойство фильма, которое представляет ассоциативный процесс, происходящий в воображении, можно увидеть и в макете веб-страницы в Интернете. В гиперссылке, как и в монтаже, веб-страница представляет собой структуру, в которой у зрителя обозначены когнитивные ассоциации. Таким образом, пользователь может кликнуть по изображению и перейти к словесному пояснению или наоборот. Если эта ассоциация является свойством воображения, то это указывает на то, что воображение работает в смешанной технике. Манович поясняет, что «психологические процессы заполнения, формирования гипотезы, припоминания и идентификации, которые необходимы нам для понимания вообще любого текста или изображения, ошибочно отождествляются с объективно существующей структурой интерактивных связей» (Манович, 56). ).

Манович далее исследует это понятие, ссылаясь на Альтюссера, когда он говорит: «Нас просят принять структуру чужого разума за нашу собственную» (Манович, 61). В эстетической теории утверждается, что воображение на самом деле является не продуктивным организмом, а скорее отзывчивым; тот, который должен реагировать на внешние раздражители. Согласно этой позиции, воображение представляет собой порождающую способность, которая требует активации «извне себя», «не имея собственной интенциональности, но имея интенции, навязанные ей требованиями ее активатора» (9). 0048 Энциклопедия эстетики , 479). Кажется, что эта активация исходит от чего-то, что воспринимается в «реальном» мире или, возможно, в опосредованном мире. Так, в кино, где представлено чужое воображение, индивидуума просят отождествиться с ним, как со своим собственным.

Как в кино, так и в виртуальной реальности исторически существовало опасение, что среда возьмет на себя человеческие свойства воображения. Вслед за Киттлером Манович цитирует Мюнстербург в Фильм: Психологическое исследование , «сущность фильма заключается в его способности воспроизводить или объективировать различные психические функции на экране». Кроме того, «Эйзенштейн предположил, что фильм можно использовать для экстернализации и контроля мышления» (Манович, 58). Тенденция экстернализации человеческого разума проявилась в создании технологий виртуальной реальности, в которых смоделированный мир, по-видимому, активируется простой силой мысли и воображения пользователя: «Пионер виртуальной реальности Джарон Ланьер считал технологию виртуальной реальности способной полностью объективировать — лучше. тем не менее, прозрачно сливаясь с психическими процессами, утверждая, что виртуальная реальность может захватить человеческую память, не различая внутренние психические функции, события , и процессы, и внешне предъявляемые образы» (Манович, 58 лет). Это, конечно, идеальная коммуникация — превзойти наши романтические представления о непревзойденном воображении или человечности с помощью технологий.

Кэтрин Пердью
Зима 2003

ЦИТИРОВАННЫЕ РАБОТЫ

OED онлайн

Язык психоанализа . ЛаПланш, Жан. В.В. Norton & Co. NY, NY, 1973.

Философская энциклопедия . Том. 3 Эдвардс, Пол, изд. Macmillan, Inc.  NY, NY, 1967.

Энциклопедия эстетики . Том. 2 Келли, Майкл, изд. Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 1998.

Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики . Премингер, Алекс, изд. Princeton University Press, Принстон, Нью-Джерси, 1965, 1974.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *