Воспитание агрессивных детей: Агрессивный ребенок: советы психолога по борьбе с детской агрессией, причины агрессии у детей

Содержание

8 опасностей, которые влияют на проявление детьми агрессии

Все мамы и папы рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением детей. Детская агрессия – явление неизбежное, ведь когда-то она нужна была ребенку для того, чтобы выжить. В ходе эволюции в арсенал средств выживания наших предков природа добавила разум и речь, с помощью которых можно решить множество проблем. Однако агрессия никуда не делась и продолжает «приходить на помощь» человеку в экстремальных ситуациях.


Ребенок может научиться контролировать свои эмоции и состояния с помощью взрослых, начиная с 3-4 лет, но полный доступ к контролю над аффектом он получит только к 18-20 годам. Только к этому возрасту окончательно созревает префронтальная кора – участок мозга, который отвечает за способность сохранять уравновешенное состояние и управлять эмоциями.


Запретить ребенку проявлять агрессию мы не можем – у него просто нет для этого возможностей.

Но научить малыша замещать агрессивные действия безопасными для него и окружающих и усовершенствовать стиль воспитания так, чтобы агрессия была сведена к минимуму, по силам любому родителю. При условии, конечно, что агрессия не является патологической, то есть вызванной проблемами со здоровьем: неврологическими, психическими, эндокринными нарушениями. В этих случаях лучшим выходом будет обращение за помощью к специалистам: педиатрам, неврологам, эндокринологам, психиатрам, психологам. Здоровую, природную агрессию можно свести практически к нулю, если из системы родительского, семейного воспитания исключить некоторые ситуации, о которых и пойдет речь в данной статье.

Возможно, вам уже хочется спросить, почему мы собираемся обсуждать именно семейное воспитание и промахи родителей. А как же детский сад? А школа? Увы, от ошибок никто не застрахован, но с рождения ребенка и до начала подросткового возраста самыми важными, значимыми, ключевыми фигурами для ребенка являются именно родители.

Именно они как наиболее авторитетные для него люди своим примером могут дать гораздо больше возможностей для самоконтроля и управления эмоциями, чем все, кто занимается воспитанием вне семьи.

Итак, что же мы, родители, делаем такого, что наши дети проявляют агрессию или испытывают на себе агрессию окружающих? Какие опасности могут возникать на нашем пути?

Опасность 1: ссориться при ребенке

Мы выясняем отношения между собой, с родными, друзьями, соседями, коллегами при детях. Для ребенка страшнее всего, конечно, когда ссорятся мама и папа. Последствия психологических травм, которые получают дети, ставшие свидетелями родительских разборок, могут быть ужасными. Если самые близкие и значимые люди кричат друг на друга или занимаются рукоприкладством, ребенок приходит к выводу: добиваться своих целей с помощью агрессии можно. Родительская манера поведения будет усвоена и использована им в детсадовской или школьной жизни. Многие дети, вырастая, обещают себе никогда так не делать в собственной семье, но становятся точными копиями родителей, заставляя уже своих детей проходить те же самые круги ада, которые прошли когда-то сами.

Что делать?

  • Находить такое место и время для споров, чтобы ребенку не приходилось невольно в этом участвовать.
  • Если малыш все же увидел ссору, спокойно поговорить с ним о событии: «Ты сегодня увидел нашу с мамой ссору, мы сожалеем об этом. Извини, что так получилось, ты в этом не виноват. Мы обязательно помиримся и будем решать наши проблемы мирным путем. Мы тебя очень любим, нам жаль, что мы расстроили тебя!»

Опасность 2: игнорировать любое поведение

Мы не оцениваем хорошие и плохие поступки ребенка, относимся к его делам и заботам холодно и безразлично. «Делай что хочешь», «Иди, займись чем-нибудь», «Отстань, мне некогда, играй сам», – такие фразы, увы, ведут не к самостоятельности, а к неврозу. Ориентиры, что хорошо, а что плохо, не возникнут у детей сами собой, но зато снизится самооценка, появится чувство ненужности, заброшенности и желание постоянно проверять, как отреагирует взрослый на этот раз. Если ребенок не усвоил, что за плохим поступком следует наказание или хотя бы анализ ситуации, такое поведение будет повторяться вновь и вновь, в том числе и акты агрессии.

Что делать?

  • Интересоваться, как прошел день, что ребенок делал, что нового узнал, какие проблемы возникали.
  • Если поиграть или пообщаться с ребенком некогда, то можно дать конкретную инструкцию, чем ему заняться: «К сожалению, мне нужно доделать отчет, и я не могу пока с тобой поиграть. Почитай книгу, которую мы с тобой читаем перед сном, и, когда я закончу работу, ты мне расскажешь, что же там было дальше, мне очень интересно». Постепенно ребенок начинает осознавать границы дозволенного и понимать, что ему делать, когда родители заняты. И у него отпадает желание тестировать терпение окружающих с помощью агрессии.
  • Использовать позитивное подкрепление – похвалы, награды, подарки. Они сигнализируют ребенку, что такие поступки надо повторять. Применение одних только наказаний, без поощрений, приведет к тому, что ребенок станет лживым и мстительным. Когда же вы не замечаете хорошие поступки, вы тем самым обесцениваете их, и ребенок теряет к ним мотивацию.
  • Хвалить и награждать за хорошие поступки, конструктивно критиковать и наказывать – за плохие. В качестве наказания можно использовать такие меры, как отказ в просмотре фильма или мультика, лишение гаджетов на день-два или прогулок, также можно попросить ребенка извиниться.

Как критиковать конструктивно? Обсуждать сам поступок, а не ребенка, намечать, как исправить ситуацию или не допустить ее в будущем. Например, так: «Я понимаю, что у тебя было много домашних заданий, но я просила тебя вынести мусор. Ты этого не сделал, прошу тебя сделать это завтра. Надеюсь, что завтра все будет в порядке, люблю тебя!»


Опасность 3: провоцировать тактильный голод

Наше тело активно реагирует на все испытываемые нами эмоции: мы трясемся от злости, сжимаемся в комок от страха, краснеем от стеснения.

Тело может надолго запечатлеть все наши пережитые чувства, проблемы, огорчения. Поэтому очень важно давать ему ощущения тепла, комфорта, защищенности. Это можно делать через прикосновения: поглаживания, объятия, поцелуи. Мамины поцелуи и объятия снимают боль, успокаивают, дают понять, где проходит граница между телом и окружающим миром. Чем младше ребенок, тем больше ему требуется объятий и поцелуев. Иногда дети ведут себя агрессивно, бьют других, чтобы ударили в ответ, так они добиваются хоть какого-то телесного контакта.

Что делать?

  • Обнимать, целовать, ласкать своих детей – то есть не допускать тактильного голода. Из-за него люди становятся замкнутыми, тревожными, готовыми к нападению, так как любая мелочь выводит их из состояния равновесия. Благодаря вашим прикосновениям дети учатся выражать свои эмоции, показывать свое отношение, учатся любить.
  • Говорить ребенку о своей любви к нему. Бытовые заботы (накормить, одеть, уложить спать, помочь с гигиеническими процедурами) дети за проявление любви не считают! Без ласки детская душа ожесточается, ребенок может вырасти грубым и жестоким.

Опасность 4: нарушать режим дня

Ребенок растет, развивается – и это огромная работа, которую выполняет его организм. Следовательно, отдых и наличие свободного времени для игр и занятий по душе чрезвычайно важны. Мы же забываем про соблюдение детьми распорядка дня, берем их с собой на «взрослые» вечерние мероприятия или посиделки, чрезмерно загружаем занятиями в кружках и секциях.

На утро, после похода в гости с родителями или после дня, переполненного посещением репетиторов, спортивных секций, музыкальной школы, художественной студии, не выспавшийся школьник приходит в класс в состоянии стресса. Биологический ритм сбит, организм включает оборонительную реакцию на стресс – и организму не важно, чем именно этот стресс вызван. И вот уже в соседа по парте полетела скомканная бумажка, однокласснику поставлена подножка, на призыв учителя к порядку высказаны грубые слова. При этом ребенок и сам не понимает, чем вызвана его агрессия.

Что делать?

  • Соблюдать режим дня: младшие школьники и дошколята должны спать 10 часов ночью, последние – еще и 1,5-2 часа днем, а подросткам обычно достаточно 8-9 часов ночного сна.
  • Выбирать кружки и секции, исходя из интересов самого ребенка и предоставляя личное время для игр, общения с друзьями, прогулок. Безусловно, оставлять все время свободным тоже нельзя. Дополнительное образование – хорошее средство профилактики агрессии, но только в том случае, если ребенку в кружках и секциях нравится, и они не вытеснили из его жизни все остальное. Если не хотите получить протест в виде потасовок и прогулов в школе, пристрастия к табаку и алкоголю, дайте ребенку возможность заниматься тем, что ему по душе.

Опасность 5: допускать бесконтрольное использование гаджетов

Уставая на работе и закрутившись в череде бесчисленных домашних дел, мы перестаем контролировать, сколько времени наши дети проводят наедине с гаджетами, что именно они ищут и смотрят на просторах Всемирной паутины. А в паутине ребенок может увязнуть прочно. И здесь контента, провоцирующего агрессию, предостаточно: от мультгероев, крушащих все подряд на своем пути, для самых маленьких – до сект и групп смерти для подростков.


Проводя часы и дни в Интернете, ребенок постепенно перестает отличать реальный мир от виртуального, погружается в бесконечные компьютерные игры, где он видит только нарисованные мультяшные лица, общается исключительно с несуществующими персонажами. Все это препятствует процессу социализации, вхождению в общество, так как навыки общения и поведения среди людей, а также распознавания эмоций и правильного на них реагирования не только не развиваются, но и могут быть практически полностью утрачены.


Сцены насилия, призывы к самоубийству или к расправе над одноклассниками, предложения попробовать «расслабиться» с помощью запрещенных веществ – все это поджидает детей и подростков в Интернете. Иллюзия анонимности и безнаказанности тоже делает свое черное дело: ребенок перестает отличать добро от зла, теряет жизненные ориентиры, переселяется в мир «стрелялок» и «догонялок». Он может перенести сценарий игры или фильма в свою школьную и детсадовскую жизнь и в соответствии с этим сценарием вести себя как агрессор. А уж как устает детский организм от постоянного просиживания перед экраном!

Что делать?

  • Ограничивать время общения с гаджетами: отводим на это не более, чем 1-1,5 часа дважды в неделю.
  • Отслеживать контент, которым интересуется ваш ребенок.
  • Поставьте на его планшет или ноутбук развивающие и обучающие игры, покажите, что они вам тоже интересны, поиграйте вместе хоть немного. Предлагайте книги, пазлы, конструкторы, наборы для рукоделия, настольные игры, кинетический песок, пластилин, игрушки – то есть то, что даст импульс к развитию и поможет приобрести полезные навыки, расширит и обогатит представления об окружающем мире.
  • Если ребенок все же добрался до программ, содержащих сцены насилия и жестокости, обсудите с ним это. Он должен знать, что вы это осуждаете и не принимаете.

Опасность 6: лишать самостоятельности

Мы слишком много делаем за ребенка и вместо него. А ведь дать ребенку возможность научиться, получить полезные навыки, чтобы в случае необходимости он смог существовать автономно – вот истинное проявление родительской любви. В настоящее время многие дети приходят в первый класс, не умея одеваться, пользоваться столовыми приборами, приводить в порядок свое рабочее место. Ребенок, не овладевший к школе необходимыми навыками самообслуживания, рискует стать объектом насмешек для одноклассников, которые уже многое делают самостоятельно. И тогда придется либо терпеть унижения, либо защищаться с помощью ответной агрессии. Поэтому лучше не пытайтесь оградить дошкольника от всех проблем, а покажите, как можно с ними справляться.

Что делать?

  • Прививать ребенку полезные умения и навыки, обучать его самообслуживанию и помощи по дому. Помнить, что домашний труд может быть не наказанием, а поощрением: «Если сделаешь вовремя уроки, я разрешу тебе помочь мне с приготовлением ужина».
  • Больше доверяйте, поручайте, спрашивайте с ребенка. Не делайте его полностью зависимым от вас, дайте возможность нести ответственность за порученное дело, а значит взрослеть.

Опасность 7: быть слишком строгим или опекающим

К сожалению, мы не всегда соблюдаем баланс, «золотую середину» в методах воспитания. Чрезмерно строгое, жесткое воспитание также «взрывоопасно», как и попустительское, опекающее, балующее. В первом случае агрессия – это восстание ребенка против игнорирования его интересов. Он будет всеми силами стараться вырваться из-под жесткого прессинга, нарушить все установленные правила и запреты. Во втором – агрессия возникает из-за того, что ребенка не приучили учитывать мнение окружающих: он ориентируется только на удовлетворение собственных желаний и не привык, чтобы ему отказывали. Сам он в этом случае ничего не может – только отдавать указания, кому и что за него сделать. А те, кто не готов подчиниться по-хорошему, выполнят все после «боя».

Что делать?

Исходить из того, что наилучшая позиция в общении с ребенком – это позиция заботливой «альфы»:

  • Давать полезные навыки, обучать всему, что пригодится во взрослой жизни;
  • Быть готовым к сепарации ребенка (его обособлению от родителей), признавать и принимать его автономию;
  • Обсуждать с детьми правила поведения и запреты, устанавливать и соблюдать семейные традиции;
  • Интересоваться делами и мнением ребенка;
  • Уважать его права, не посягать на личное время и пространство (например, стучаться, прежде чем войти в комнату сына или дочери).

Опасность 8: забывать о развитии эмоционального интеллекта

Мы обучаем ребенка чтению, письму, рисованию, но всегда ли мы учим его понимать и распознавать эмоции – свои и окружающих? Во время психологических консультаций нередко даже взрослые клиенты не могут назвать чувства, которые кипят в душе, выразить словами свои эмоции. Но как человек может контролировать свои эмоции, если он их не может даже назвать? Как мы можем работать над проживанием гнева, если обратившийся за консультацией к психологу даже не понимает, что именно сейчас испытывает?

Такие люди (их называют «алекситимиками») часто жалуются на чувство внутренней опустошенности, на серую, однообразную, скучную жизнь. Они не могут найти поводов для радости – ведь для этого сначала надо понять, что такое радость! И, конечно же, они не задумываются над тем, что причиняют окружающим, когда вдруг – по совершенно пустяковому поводу – могут накричать, накинуться с кулаками, зарыдать, убежать, хлопнув дверью. После прогорания конфликта алекситимики искренне не понимают, почему их реакция была такой бурной.

Что делать?

  • Называть эмоции, которые испытывает ребенок: «Я понимаю, ты сейчас злишься…», «Я вижу, как ты рад…», «Мне жаль, что ты испытал страх от…»
  • Обсуждать, как выглядят проявления эмоций, какие при этом бывают выражения лица, позы, жесты. Вечером можно вспомнить об эмоциях дня: «Что ты почувствовал, когда в спектакле на сцену выскочил волк?»
  • Рисовать эмоции: «Нарисуй, что ты сейчас чувствуешь», «Помнишь, мы вчера ходили в зоопарк, и ты был очень рад увидеть жирафа? Как ты думаешь, какого цвета радость? Давай ее нарисуем».
  • Помнить, что детям в силу незрелости их нервной системы сложно проговаривать свои эмоции в серьезной беседе, а в игре это делать намного легче.

Игра «Путеводитель по эмоциям» для всей семьи. Один участник игры называет ситуацию, а остальные показывают карточку с названием той эмоции, которая у них ассоциируется с данным событием. Например, папа говорит: «На дом задали выучить стихотворение», мама показывает карточку «радость», вспомнив, как получила приз на конкурсе чтецов, а сын показал карточку «злость». После того, как все показали свои карточки, необходимо обсудить, почему это событие вызвало такие эмоции. И тогда сын расскажет, что он не понял, как надо учить стихи, пытался сделать это самостоятельно, но не смог и злился.


Мы рассмотрели основные и самые часто встречающиеся сложности в семейном воспитании, наметили основные пути их преодоления. Надеюсь, статья оказалась для вас полезной. Пожелаем друг другу успехов в нашем нелегком, но таком интересном деле семейного воспитания!

Автор статьи: Берлянд Юлия Борисовна,
психолог-консультант, клинический психолог,
старший научный сотрудник
Института воспитания РАО


Файл:&nbsp

1.49 Мб

8 опасностей семейного воспитания. Памятка.pdf

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК: РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Родителей настораживает поведение их ребенка: злость, драчливость, всплески агрессии, постоянные замечания взрослых, дети которых контактируют с их сыном или дочерью, и ситуация с каждым днем осложняется.

Родители в недоумении: непонятна причина формирования такого характера, где взялась необузданность и агрессия, что в этих случаях делать?

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.

Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью.

Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.

Выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:

1.Особенности врожденного темперамента и нервной системы.

2.Неполное или неправильное воспитание.

3.Неуверенность в себе, вызванная постоянным страхом или стрессами.

4.Проявление агрессии в окружающей среде ребенка (семья, детский коллектив).

5.Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.

Отмечается проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны. Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.

Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.

ВИДЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Психологи рекомендуют родителям,  у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научиться предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная, к какому из видов относится данное проявление, проще анализировать и взять ситуацию под контроль. Существует пять основных видов проявления агрессии у детей, начиная с раннего возраста:

  • Физическая агрессия. Прямая – когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно; косвенная – используется разрушение каких-либо материальных или духовных ценностей; символическая – неприличные жесты, мимика, словесные угрозы.
  • Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
  • Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
  • Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним их раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.

Отмечается развитие еще одного вида детской агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.

ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА НА РАННЕЙ СТАДИИ

Начиная с младенческого возраста родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточенно что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда. Ошибка, причем весьма распространенная, заключается в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка.

Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале жизни сложно обмануть взрослых, он сам еще учится жить и для психолога определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда.

Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности ребенка. Важно определить  какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, бояться. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы.

Анализируя поведение ребенка, психолог даже на ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонения в психике.

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК: ПОМОГАЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ГНЕВ

Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. То, что придется исключить при ребенке «разбор полетов»: не использовать в разговоре сарказм, крики, исключить семейные скандалы, очень существенно, но далеко не все.

Телевидение часто демонстрирует всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить.

Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании.

Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз.

Если ребенку правильно объяснить на примере других детей, что драться, кусаться, ругаться – это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепится агрессивное поведение как что-то нехорошее. Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение.

Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной.

Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: психологи предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Лучшими родителями могут быть только подготовленные родители: специальные курсы, литература, видеоуроки, можно и нужно использовать все, чтобы исключить ошибки в общении с ребенком.

 Главной из ошибок родителей, которые связывают гнев и раздражение ребенка, является конечно агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата.

От ребенка нельзя требовать выполнять все беспрекословно и в том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним.

Ребенок будет исполнителен, но это может вызвать в его психике бунт и способствовать развитию агрессии. Доверие родителей, любовь и спокойный микроклимат в семье, вот основные факторы, которые служат основой развития нормальной психики у детей.

ЧТО РЕКОМЕНДУЮТ ПСИХОЛОГИ

Ребенок является продолжением нас и очень важно, чтоб он прошел свой путь без повторов ошибок родителей. Родители не должны искать легких путей для воспитания своих детей: терпение, усидчивость, правильные действия в конечном результате сторицей вознаградятся.

  • Должны исключаться из поведения агрессивность, наказания должны быть в такой форме, чтобы ребенок чувствовал не боль, а желание исправиться.
  • Наказывая ребенка, не нужно стремиться унизить его.
  • Приучать его сдерживать агрессивность, контролировать его, демонстрируя на личном примере.
  • Дать возможность ребенку «спустить пар», после конфликтной ситуации в процессе игры или другим способом.

Если семья столкнулась с детской агрессией, то следует набраться терпения и попробовать что-то изменить, причем не только в самом ребенке, сколько в себе. Изменив свое отношение к малышу, можно изменить и его реакцию.

Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет — ресурсов

5 стратегий эффективного воспитания детей. бить, пинать или кусать; вспыльчивые порывы, уничтожающие собственность; хладнокровное издевательство; словесные атаки; попытки контролировать других с помощью угроз или насилия.

Что отталкивает детей?

В некоторых случаях дети раздражаются, потому что их раздражает проблема, которая для них слишком серьезна. Они еще не научились контролировать свои импульсы или разрешать конфликты социально приемлемыми способами.

В других случаях дети могут бороться с особыми трудностями, такими как стрессовые жизненные события, проблемы с регулированием эмоций, дефицит внимания, симптомы аутизма или гиперактивность.

Тем не менее, во всех случаях — даже если у детей диагностированы серьезные расстройства поведения — взрослые могут иметь сильное влияние.

Люди не рождаются с программами, которые заставляют их реагировать на мир враждебно. У всех нас есть способность вести себя агрессивно. Делаем мы это или нет, зависит от того, как мы воспринимаем мир.

Агрессивные тенденции формируются условиями окружающей среды — давлением, угрозами, возможностями и последствиями, с которыми сталкиваются дети. Изменяя эти условия, мы можем улучшить поведение и изменить ход развития.

Это не означает, что вы виноваты в том, что ваш ребенок капризничает. Генетические факторы повышают риск возникновения проблем у некоторых детей (Luningham et al 2020). А на агрессию у детей влияют силы внешней среды вне дома. Сверстники, учителя, соседи, сообщения СМИ, идеология и культурные факторы — все это играет роль.

Но какие бы факторы ни подвергали ребенка риску, в исходе нет ничего неизбежного. Когда лица, осуществляющие уход, получают необходимую им помощь, они могут оказать существенное влияние.

Рандомизированные контролируемые исследования показывают, что агрессивные дети меняют траекторию, когда родители получают практическое обучение и моральную поддержку (Furlong et al 2013; Piquero et al 2009; Shellby and Shaw 2015; Waller et al 2013; Maaskant et al 2017; Scrool et al. 2017).

Вмешательства работают отчасти потому, что родители учатся определенным приемам борьбы с агрессией. Но они также работают, потому что родители учатся менять свое мировоззрение.

Борьба с проблемами поведения ребенка вызывает стресс и деморализует. Это подрывает вашу устойчивость, ваше чувство оптимизма, компетентность и добрую волю. Это может изменить отношения между родителями и детьми деструктивным образом и заставить вас думать о своем ребенке так, что это подорвет вашу способность справляться с ситуацией.

А контрпродуктивные мысли подпитывают конфликт и усугубляют проблемы с поведением.

Замените эти токсичные мыслительные привычки позитивными, конструктивными мыслями о решении проблем, и вы сможете остановить плохое поведение до того, как оно проявится (Dittman et al 2016; Furlong et al 2013; Shellby and Shaw 2014).

Таким образом, независимо от того, переживают ли дети «ужасные двойки» или борются с более сложными проблемами, мы должны мужественно: с правильными инструментами мы можем изменить ситуацию.

Вот научно обоснованные советы по преодолению агрессии у детей, представленные в двух частях. Первая часть касается корректировки вашего мировоззрения как родителя. Вторая часть (ссылка здесь) содержит практические советы, которые помогут детям преодолеть свои агрессивные импульсы.

Советы по поддержанию уверенного и конструктивного мировоззрения

1. Не принимайте близко к сердцу.


Когда ваш ребенок не выполняет просьбу, легко почувствовать неуважение. Легко почувствовать себя мишенью, когда ваш ребенок впадает в ярость. Но эти эмоциональные реакции, какими бы естественными они ни были, ошибочны.

Во-первых, дети не обрабатывают эмоции и информацию так, как это делают взрослые (см. ниже). Если ваш ребенок очень мал, он многого не понимает в своих собственных чувствах, не говоря уже о ваших. Если ваш ребенок старше, все еще вероятно, что плохое поведение вашего ребенка отражает импульсивность или некомпетентность, а не злой умысел.

Во-вторых, исследования показывают, что наши пессимистические социальные убеждения — склонность приписывать враждебные намерения там, где их нет, — могут стать самоисполняющимся пророчеством. Люди, предполагающие худшее, склонны провоцировать негативное поведение других. А родители, выдвигающие враждебные атрибуции, могут в конечном итоге создать те самые проблемы, которые они хотят решить.

В одном исследовании у матерей, которые враждебно отзывались о своих малышах, через три с половиной года чаще рождались дети с проблемами агрессивного поведения. Эта связь между материнскими убеждениями и агрессией у детей оставалась значимой даже после того, как исследователи учли ранее существовавшие детские трудности, а также негативное родительское поведение, которое, как правило, сопровождает враждебные атрибуции (Healy et al 2015).

Напоминание себе не принимать это на свой счет не только хорошо для вашего настроения. Это хорошо для ваших отношений и для долгосрочного развития вашего ребенка.

2. Получите реалистичные ожидания относительно способности вашего ребенка следовать правилам и выполнять просьбы.


Маленькие дети меньше концентрируют внимание и легко отвлекаются. Им требуется больше времени для обработки словесных инструкций. Как я объяснял в другом месте, объем их рабочей памяти — огромное количество вещей, которые они могут удерживать в памяти в любой момент, — более ограничен.

Изучение новой информации и адаптация к изменению правил или процедур могут занять больше времени, чем вы думаете (Lee et al 2015). Маленьким детям требуется больше практики, чем детям старшего возраста, а детям старшего возраста нужно больше практики, чем взрослым (Йим и др., 2013).

Поэтому, когда мы даем указания, мы не должны ожидать, что маленькие дети будут реагировать быстро и эффективно. Они работают медленнее, и им труднее переключаться с одного вида деятельности на другой. Им нужно, чтобы мы давали им четкие и простые указания, а затем давали им дополнительное время, необходимое для переключения передач.

Дети постарше могут справиться с большей сложностью и скоростью, но их объем внимания, объем рабочей памяти, контроль импульсов и навыки переключения между задачами все еще развиваются.

Подстраиваясь под темп и способности вашего ребенка и терпеливо и спокойно напоминая ему, вы превращаете задачу в задачу, для решения которой у него есть оборудование. И ваш ребенок получит социальное и эмоциональное вознаграждение за сотрудничество — важнейший опыт для его долгосрочного развития. Вы вкладываете больше времени, но это вложение, которое окупится.

3. Получите реалистичные ожидания относительно развития эмпатии и доброты.


В детстве дети все еще узнают об эмоциях — как регулировать свое настроение и читать мысли других. Зависимые, неопытные и уязвимые дети младшего возраста легче поддаются угрозам и поэтому с большей вероятностью сосредоточатся на защите своих интересов (Li et al 2013).

Дети постарше тоже могут реагировать таким образом, если воспринимают мир враждебным или несправедливым. А некоторые дети находятся в физиологическом невыгодном положении. У них есть возможность узнавать о социальных сигналах, но их мозг не вознаграждает их за это так сильно (Дэвис и др., 2011; Сепета и др., 2012). Как следствие, дети менее склонны учиться самостоятельно. Им нужна наша помощь.

Таким образом, хотя поведение детей может показаться эгоистичным, это не означает, что они неисправимо эгоцентричны. Как я объясняю в других статьях Parenting Science, дети демонстрируют способность к сочувствию и доброте с самого раннего возраста. На самом деле даже младенцы, кажется, болеет за аутсайдера.

Когда дети не проявляют заботы о других, часто это происходит потому, что они иначе воспринимают ситуацию или не умеют контролировать свои импульсы. Им нужны возможности учиться — развивая с нами надежные отношения; говорить о своих чувствах и эмоциональных сигналах окружающих; и наблюдение за положительными образцами для подражания, и взросление в среде, которая вознаграждает самоконтроль и сотрудничество.

Если вам нужна помощь в развитии эмпатии, прочтите эту статью о «тренировке эмоций» и эти советы, основанные на фактических данных.

4. Сосредоточьтесь на поддержании позитивных отношений.

Если ваш ребенок продолжает плохо себя вести, вы можете счесть важным отвечать на каждое оскорбление критикой, угрозами или наказанием. Но действительно ли это хорошая идея? В итоге вы получите отношения родитель-ребенок, которые в основном характеризуются негативным обменом.

Это мрачный исход, к тому же контрпродуктивный. Исследования показывают, что дети с большей вероятностью овладевают желаемыми социальными навыками, когда мы даем им положительную обратную связь за правильный выбор, а не угрозы и наказания за неправильный поступок.

Более того, негативная диета может сделать детей более непослушными. Негативное воспитание может привести к нисходящей спирали плохого поведения, наказания, возмездия, еще большего наказания и еще большего плохого поведения (Cavell et al 2013). Физические наказания особенно нежелательны. Когда родители применяют физические наказания, проблемы с агрессивным поведением детей, как правило, усугубляются (Heilmann et al 2021).

Как сохранить спокойствие и оптимизм? Это нелегко, особенно если ваш ребенок застрял в «режиме неповиновения». Вам понадобится социальная поддержка и, возможно, профессиональное руководство. Исследования показывают, что терапевты, специально обученные работе с агрессией у детей, могут помочь уменьшить стресс и улучшить поведение.

Одним из подходов, используемых на международном уровне, является так называемая «Орегонская модель» обучения родителей управлению (Scrool et al 2016; Kjøbli et al 2016; Maaskant et al 2017; Thijssen et al 2017). Благодаря еженедельным занятиям коучингом и ролевым играм родители учатся эффективно устанавливать ограничения, развивать сотрудничество, конструктивно улаживать споры и наполнять повседневную жизнь приятными и любящими занятиями.

Но первым шагом является реорганизация ваших приоритетов (Cavell et al 2013). Поддержание позитивных отношений важнее, чем преследование каждой неудачи. Иногда вам нужно выбирать сражения. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с моими советами по обращению с агрессией у детей, а также с этими полезными советами для родителей.

5. Не жертвуйте своим психологическим благополучием!

Сталкиваться с агрессией очень сложно, а стресс причиняет боль. Это делает нас больными, затуманивает наше мышление и портит отношения. Как я объясняю в другом месте, стресс заразен: даже маленькие дети улавливают наше плохое настроение. А когда родители испытывают стресс, это подливает масла в огонь: проблемы с поведением их детей, как правило, усугубляются. Подробнее об этом читайте в моей статье «Стресс у родителей: почему это важно и что мы можем сделать, чтобы избавиться от него».

Таким образом, забота о собственном благополучии не должна быть запоздалой мыслью, роскошью, которую следует откладывать до тех пор, пока проблемы с поведением вашего ребенка не улучшатся. Это насущный вопрос, центральный игрок кризиса.

Для получения информации о тактиках борьбы со стрессом, основанных на фактических данных, см.

Ваш терапевт или врач может порекомендовать вам принять участие в научно обоснованной группе поддержки родителей, такой как Triple P («Программа позитивного воспитания»). Как отмечалось выше, такие программы имеют положительный опыт (Furlong et al 2013).

Далее: Как разрядить вызывающее поведение и агрессию у детей

Для получения дополнительной информации о том, как справляться с деструктивным поведением и агрессией у детей, см. вторую часть этого руководства, в которой представлены советы по устранению проблем с деструктивным и агрессивным поведением. Кроме того, ознакомьтесь со следующими статьями Parenting Science, посвященными развитию навыков сотрудничества и саморегуляции:

  • Методы позитивного воспитания
  • Обучение самоконтролю
  • Обучение эмпатии
  • Коррекция поведения: как помочь детям учиться на своих ошибках
  • Развитие дошкольных социальных навыков
  • Авторитетное воспитание

Ссылки: Агрессия у детей

Кавелл Т. А., Харрист А.В. и Дель Веккио Т. 2013. Работа с родителями агрессивных детей: десять принципов и роль авторитетного воспитания. В Р. Е. Ларзелере, А. С. Моррис и А. Х. Харрист (ред.): Авторитетное воспитание: синтез заботы и дисциплины для оптимального развития ребенка. Американская психологическая ассоциация.

Dittman CK, Farruggia SP, Keown LJ и Sanders MR. 2016. Борьба с непослушанием: оценка краткого вмешательства родителей в отношении маленьких детей, демонстрирующих проблемы с непослушанием. Детская психиатрия Хум Дев. 47(1):102-12.

Дэвис М.С., Дапретто М., Сигман М., Сепета Л. и Букхаймер С.Ю. 2011. Нейронные основы обработки взгляда и эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра. Brain Behav. 1(1):1-11.

Додж К.А., Мэлоун П.С., Лэнсфорд Дж.Е., Сорбринг Э., Скиннер А.Т., Тапанья С., Тирадо Л.М., Зелли А., Алампай Л.П., Аль-Хассан С.М., Баккини Д., Бомби А.С., Борнштейн М.Х., Чанг Л., Дитер-Декард К. , Di Giunta L, Oburu P, and Pastorelli C. 2015. Враждебная атрибуционная предвзятость и агрессивное поведение в глобальном контексте. Proc Natl Acad Sci U S A. 112(30):9310-5.

Ферлонг М., Макгиллоуэй С., Байуотер Т., Хатчингс Дж., Смит С.М., Доннелли М. 2013. Кокрановский обзор: поведенческие и когнитивно-поведенческие групповые программы воспитания детей в возрасте от 3 до 12 лет с ранним началом проблем поведения (Обзор ). Здоровье ребенка на основе Evid. 8(2):318-692.

Хили С.Дж., Мюррей Л., Купер П.Дж., Хьюз С., Халлиган С.Л. 2015. Продольное исследование влияния матери на развитие у ребенка враждебных атрибуций и агрессии. J Clin Child Adolesc Psychol. 44(1):80-92.

Heilmann A, Mehay A, Watt RG, Kelly Y, Durrant JE, van Turnhout J, Gershoff ET. 2021. Физические наказания и последствия для детей: описательный обзор проспективных исследований. Ланцет. 398 (10297): 355-364.

Kjøbli J, Zachrisson HD, Bjørnebekk G. 2016. Три рандомизированных исследования эффективности – один вопрос: можно ли изменить бездушно-бесчувственные черты у детей? J Clin Child Adolesc Psychol. 30:1-8.

Lee HW, Lo YH, Li KH, Sung WS, Juan CH. 2015. Взаимосвязь развития реакции торможения и интеллекта у детей дошкольного возраста. Фронт Псих. 6:802.

Li Y, Li H, Decety J и Lee K. 2013. Стихийное бедствие меняет альтруистическое пожертвование детей. Психологическая наука 24(9):1686–95.

Luningham JM, Hendriks AM, Krapohl E, Fung Ip H, van Beijsterveldt CEM, Lundström S, Vuoksimaa E, Korhonen T, Lichtenstein P, Plomin R, Pulkkinen L, Rose RJ, Kaprio J, Bartels M, Boomsma DI, Lubke ГХ. 2020. Согласование поведенческих результатов между исследованиями, оценщиками и странами: применение к генетическому анализу агрессии в ACTION Consortium. J Детская психологическая психиатрия. 16 января 2020 г. doi: 10.1111/jcpp.13188. [Epub перед печатью]

Мааскант А.М., ван Рой Ф.Б., Овербик Г.Дж., Оорт Ф.Дж., Арнц М., Германнс JMA. 2017. Эффекты PMTO в приемных семьях с детьми с проблемами поведения: рандомизированное контролируемое исследование. J Child Fam Stud. 26(2):523-539.

Пикеро А.Р., Фаррингтон Д.П., Уэльс, округ Колумбия, Тремблей Р. и Дженнингс В.Г. 2009. Влияние ранних семейных/родительских программ обучения на антиобщественное поведение и правонарушения. Журнал экспериментальной криминологии. 5(2): 83-120

Provençal N, Мэтью Дж. Судерман, Фрэнк Витаро, Моше Шиф, Ричард Э. Тремблей. 2013. Хроническая физическая агрессия в детстве связана с уровнями цитокинов у взрослых в плазме. ПЛОС ОДИН 8 (7): e69481

Родригес Л. и Фейг Л.А. 2013. Хроническая социальная нестабильность вызывает тревогу и неполноценные социальные взаимодействия между поколениями. Biological Psychiatry 73(1): 44–53

Romero E, Richards MH, Harrison PR, Garbarino J, Mozley M. 2015. Роль соседства в развитии агрессии среди городской афроамериканской молодежи: многоуровневый анализ. Am J Community Psychol. 2015 сен; 56 (1-2): 156-69.

Schoorl J, van Rijn S, de Wied M, van Goozen SHM, Swaab H. 2017. Нейробиологические реакции на стресс предсказывают агрессию у мальчиков с оппозиционно-вызывающим расстройством/расстройством поведения: 1-летнее последующее интервенционное исследование. Европейская детская подростковая психиатрия. 26(7):805-813

Сепета Л., Цучия Н., Дэвис М.С., Сигман М., Букхеймер С.Ю. и Дапретто М. 2012. Аномальная обработка социального вознаграждения при аутизме, определяемая реакцией зрачков на счастливые лица. Дж Нейродев Расстройство. 4(1):17. дои: 10.1186/1866-1955-4-17.

Шеллеби Э.К. и Шоу Д.С. 2014. Результаты родительских вмешательств при проблемах с поведением детей: обзор дифференциальной эффективности. Детская психиатрия Хум Дев. 45(5):628-45.

Тийссен Дж., Винк Г., Мурис П., де Руитер К. 2017. Эффективность модели обучения родителей управлению в штате Орегон у клинически направленных детей с экстернализирующим поведением в Нидерландах. Детская психиатрия Хум Дев. 48(1):136-150.

Уоллер Р., Гарднер Ф. и Хайд Л.В. 2013. Какова связь между воспитанием детей, бездушными и бесчувственными чертами и антиобщественным поведением молодежи? Систематический обзор доказательств. Clin Psychol Rev. 33(4):593-608.

Waters SF, West TV, Berry Mendes W. 2014. Заражение стрессом: физиологическая ковариация между матерями и младенцами. Психологические науки. 25(4): 934–942.

Йегер Д.С., Миу А.С., Пауэрс Дж. и Двек С.С. 2013. Неявные теории личности и атрибуции враждебных намерений: метаанализ, эксперимент и лонгитюдное вмешательство. Детский Дев. 84(5):1651-67.

Йегер Д.С., Пурди-Вонс В., Гарсия Дж., Апфель Н., Пебли П., Мастер А., Хессерт В., Уильямс М. и Коэн, Г.Л. 2014. Разорвать порочный круг недоверия: мудрые меры для обеспечения критической обратной связи через расовые различия. Журнал экспериментальной психологии: Общие 143: 804-824.

Йим Х., Деннис С.Дж., Слуцкий В.М. 2013. Развитие эпизодической памяти: элементы, контексты и отношения. Психологические науки. 24(11):2163-72.

Кредиты изображений для «Агрессии у детей»:

изображение стрессовой матери от Alexeg84 / istock

Изображение девочки и плюшевого мишки / istock

Содержание раздела «Агрессия у детей» последнее изменение 10/2017

Управление гневом для детей и как справиться с гневом

Когда ребенок, даже маленький, тает и становится агрессивным, они могут представлять серьезную опасность для себя и других, включая родителей, братьев и сестер.

Нередко дети, которым трудно совладать со своими эмоциями, теряют контроль и направляют свои переживания на воспитателя, кричат ​​и ругаются, бросают опасные предметы, бьются и кусаются. Это может быть страшным, стрессовым опытом для вас и вашего ребенка. Дети часто жалеют себя после того, как вымотались и успокоились.

Что же делать?

Полезно сначала понять, что поведение — это общение. Ребенок, который настолько подавлен, что начинает ругаться, — это ребенок, страдающий от стресса. У них нет умения управлять своими чувствами и выражать их более зрелым способом. Им может не хватать языка, импульсивного контроля или способности решать проблемы.

Иногда родители считают такое взрывное поведение манипулятивным. Но дети, которые набрасываются, обычно не могут справиться с разочарованием или гневом более эффективным способом, например, говоря и выясняя, как добиться того, чего они хотят.

Тем не менее, от того, как вы реагируете, когда ребенок набрасывается, зависит, будет ли он продолжать реагировать на стресс таким же образом, или же он научится лучше справляться со своими чувствами, чтобы они не переполняли его. Некоторые указатели:

  • Сохраняйте спокойствие. Столкнувшись с разъяренным ребенком, легко потерять контроль над собой и начать кричать на него. Но когда вы кричите, у вас меньше шансов до них достучаться. Вместо этого вы только сделаете их более агрессивными и вызывающими. Как бы тяжело это ни было, если вы сможете оставаться спокойным и контролировать свои эмоции, вы сможете стать образцом для своего ребенка и научить его делать то же самое.
  • Не поддавайтесь. Не поощряйте их продолжать такое поведение, соглашаясь на то, что они хотят, чтобы это прекратилось.
  • Похвалите за соответствующее поведение. Когда они успокоятся, похвалите их за то, что они взяли себя в руки. И когда они попытаются выразить свои чувства устно, спокойно или попытаются найти компромисс в области разногласий, похвалите их за эти усилия.
  • Помогите им попрактиковаться в решении проблем. Когда ваш ребенок не расстроен, самое время помочь ему попробовать выразить свои чувства и найти решение конфликта, прежде чем он перерастет в агрессивные вспышки. Вы можете спросить их, как они себя чувствуют и как, по их мнению, вы можете решить проблему.
  • Тайм-ауты и системы вознаграждений. Тайм-ауты для ненасильственного поведения могут хорошо работать с детьми младше 7 или 8 лет. Если ребенок слишком взрослый для тайм-аутов, вы можете перейти к системе положительного подкрепления за соответствующее поведение — баллы или жетоны за то, что он хочет.
  • Избегайте триггеров. Васко Лопес, психиатр, клинический психолог, говорит, что большинство детей, у которых частые нервные срывы, делают это в очень предсказуемое время, например, во время выполнения домашних заданий, перед сном или когда пора прекращать играть, будь то LEGO или Xbox. Триггера обычно просят сделать что-то, что ему не нравится, или перестать делать то, что ему нравится . Предупреждения о времени («мы собираемся через 10 минут»), разбивка задач на одношаговые инструкции («сначала надень обувь») и подготовка ребенка к ситуациям («пожалуйста, попросите выйти из Бабушкин стол») могут помочь избежать нервного срыва.

Что за истерика?

То, как вы реагируете на истерику, также зависит от ее серьезности. Первое правило борьбы с ненасильственными истериками — игнорировать их как можно чаще, поскольку даже негативное внимание, например, призыв к ребенку прекратить, может быть воодушевляющим.

Но когда ребенок приступает к физическим нагрузкам, игнорировать его не рекомендуется, так как это может причинить вред другим людям, а также вашему ребенку. В этой ситуации доктор Лопес советует поместить ребенка в безопасную среду, которая не дает ему доступа к вам или любым другим потенциальным вознаграждениям.

Если ребенок маленький (обычно 7 лет или младше), попробуйте посадить его на стул для тайм-аута. Если он не хочет оставаться в кресле, отведите его в резервную зону, где он сможет успокоиться сам, без посторонних в комнате. Опять же, для того, чтобы этот подход сработал, в этом районе не должно быть никаких игрушек или игр, которые могли бы сделать его полезным.

Ваш ребенок должен оставаться в этой комнате в течение одной минуты и должен успокоиться, прежде чем его выпустят. Затем они должны вернуться к стулу на перерыв. «Это дает вашему ребенку немедленное и постоянное последствие за его агрессию и лишает его доступа к подкрепляющим вещам в его окружении», — объясняет доктор Лопес.

Если у вас есть ребенок старшего возраста, который ведет себя агрессивно, и вы не можете отнести его в изолированное место, чтобы успокоить, доктор Лопес советует удалиться от него. Это гарантирует, что они не получат от вас никакого внимания или подкрепления, и обеспечит вашу безопасность. В крайних случаях может потребоваться позвонить по номеру 911, чтобы обеспечить вашу безопасность и безопасность вашего ребенка.

Помощь в поведенческих техниках

Если ваш ребенок часто капризничает — настолько, что это часто пугает вас и мешает вашей семье — важно получить профессиональную помощь. Существуют хорошие методы поведенческой терапии, которые могут помочь вам и вашему ребенку преодолеть агрессию, снять стресс и улучшить ваши отношения. Вы можете научиться методам более эффективного управления их поведением, а они могут научиться обуздывать разрушительное поведение и наслаждаться гораздо более позитивными отношениями с вами.

  • Терапия взаимодействия родителей и детей. Было показано, что PCIT очень полезен для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Родитель и ребенок вместе выполняют комплекс упражнений, в то время как терапевт тренирует родителей через наушники-вкладыши. Вы узнаете, как уделять больше внимания положительному поведению вашего ребенка, игнорировать незначительные проступки и обеспечивать последовательные последствия для негативного и агрессивного поведения, сохраняя при этом спокойствие.
  • Обучение родителей. 900:25 ПМТ обучает тем же техникам, что и ПКИТ, хотя терапевт обычно работает с родителями, а не с ребенком.
  • Совместные и упреждающие решения. CPS — это программа, основанная на идее о том, что взрывное или разрушительное поведение является результатом отстающих навыков, а не, скажем, попыткой привлечь внимание или проверить пределы. Идея состоит в том, чтобы научить детей навыкам, которых им не хватает, чтобы реагировать на ситуацию более эффективно, чем закатывать истерику.

Выяснение взрывного поведения

Истерики и нервные срывы вызывают особую тревогу, когда они происходят чаще, интенсивнее или выходят за пределы возраста, в котором они ожидаются с точки зрения развития, — эти ужасные двойки в дошкольном возрасте. По мере взросления ребенка агрессия становится все более опасной и для вас, и для ребенка. И это может стать для них большой проблемой в школе и с друзьями.

Если у вашего ребенка наблюдается склонность к агрессии, это может быть связано с основной проблемой, требующей лечения. Некоторые возможные причины агрессивного поведения включают в себя:

  • СДВГ: Дети с СДВГ легко расстраиваются, особенно в определенных ситуациях, например, когда они должны делать домашнее задание или ложиться спать.
  • Беспокойство : Тревожный ребенок может скрывать свои беспокойства, а затем вспылить, когда требования в школе или дома оказывают на него давление, с которым он не может справиться. Часто ребенок, который «держится вместе» в школе, теряет ее с одним или обоими родителями.
  • Недиагностированная неспособность к обучению: Если ваш ребенок постоянно ведет себя в школе или во время выполнения домашних заданий, это может быть связано с тем, что работа для него очень тяжелая.
  • Проблемы с сенсорной обработкой : У некоторых детей возникают проблемы с обработкой информации, которую они получают через органы чувств. Такие вещи, как слишком много шума, толпы людей и даже «колючая» одежда, могут вызвать у них беспокойство, дискомфорт или подавленность. Это может привести к действиям, которые оставят вас в недоумении, включая агрессию.
  • Аутизм: Дети всех возрастных категорий часто склонны к серьезным нервным срывам, когда они расстроены или сталкиваются с неожиданными переменами. У них также часто возникают сенсорные проблемы, которые вызывают у них тревогу и возбуждение.

Учитывая, что существует множество возможных причин эмоциональных вспышек и агрессии, точный диагноз является ключом к получению необходимой помощи. Можно начать с педиатра. Они могут исключить медицинские причины, а затем направить вас к специалисту. Обученный, опытный детский психолог или психиатр может помочь определить, какие основные проблемы присутствуют, если таковые имеются.

Когда поведенческих планов недостаточно

Профессионалы соглашаются, чем младше вы можете лечить ребенка, тем лучше. Но как насчет детей старшего возраста и даже детей младшего возраста, которые настолько опасны для себя и других, что поведенческих техник недостаточно, чтобы защитить их и окружающих?

  • Лекарства. Лекарства от основных состояний, таких как СДВГ и тревога, могут сделать вашего ребенка более доступным и обучаемым. Детей с экстремальными проблемами поведения часто лечат антипсихотическими препаратами, такими как риспердал или абилифай. Но эти лекарства должны сочетаться с поведенческими методами.
  • Задерживает. На самом деле обучение родителей может включать в себя обучение тому, как использовать безопасные приемы для вашего ребенка, чтобы вы могли уберечь и его, и себя от опасности.
  • Жилые помещения. Детям с экстремальным поведением может потребоваться провести время в стационарном лечебном учреждении, иногда, но не всегда, в больнице. Там они получают поведенческое и, скорее всего, медикаментозное лечение. Терапевтические школы-интернаты обеспечивают последовательность и структуру круглосуточно, семь дней в неделю. Цель состоит в том, чтобы ребенок усвоил самоконтроль, чтобы он мог вернуться домой с более подходящим поведением по отношению к вам и миру в целом.
  • Дневной курс лечения. На дневном лечении ребенок с серьезными поведенческими проблемами живет дома, но посещает школу со строгим планом поведения. В таких школах должен быть обученный персонал, готовый безопасно справляться с кризисными ситуациями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *