Воспитание активности детей: Воспитание активности: формы, методы, средства

Содержание

Формирование познавательной активности детей в процессе реализации проектной деятельности с активным вовлечением родителей.

Программа материала
Оглавление:
В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» большое значение отводится воспитанию у ребёнка — дошкольника семейных нравственных ценностей, моральных устоев гражданина, соблюдению им отечественных традиций и государственных праздников:

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды

отражается солнце, так в  детях отражается

нравственная чистота матери и отца».

/В. А. Сухомлинский/

В Федеральном законе № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ» сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (статья 44, п.1)

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

    обеспечить получение детьми общего образования;
    соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность. (ст. 44, п. 4).

В Приказе Минобрнауки России от 17.

10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» большое значение отводится воспитанию у ребёнка — дошкольника семейных нравственных ценностей, моральных устоев гражданина, соблюдению им отечественных традиций и государственных праздников:

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Познавательно – речевое направление:

    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
    ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.» (ст. 4.6)

Надо сказать, что дошкольный возраст  — самый благоприятный для формирования познавательной активности у детей. Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в окружающем его мире: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста  в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Знаю по опыту, что, становясь выпускниками дошкольных учреждений, дети очень мало знают о своей семье, о жизни бабушек и дедушек, не знают домашнего адреса, памятных и исторических мест в родном городе, государственных символов своей страны и др. Ознакомление детей с понятиями «семья — город — страна» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.

Руководствуясь этим, я — воспитатель средней группы «Три медведя» МКДОУ № 19 «Малышок» решила запустить проект под названием «Мой мир — моя семья».

Изначально целью проекта стало формирование нравственных ценностей ребёнка, как гражданина своей страны. Немаловажное значение при реализации этой цели имело развитие связной речи ребёнка на материале семейных фотографий, фотографий столицы и родного города.  В процессе пополнения предметно-развивающей среды, подбора методической литературы, работы с родителями (анкетирование и создание фотоальбомов) мы пришли к выводу, что цели и задачи задуманного проекта должны быть глубже, шире и охватывать познавательную деятельность детей совместно с педагогами и родителями. Участие родителей в образовательном процессе группы и ДОУ при этом должно иметь не принудительный, а добровольный характер, т. к.  прежде всего для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения — семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Проект рассчитан на 3 года. В зависимости от взросления детей и уровня повышения их познавательной активности данный проект было решено разделить на 3 цикла: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна» (средняя группа, старшая и подготовительная группа соответственно).

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, родному городу, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании недостаточно материала, касающегося окружения ребёнка.  Мало кто из детей знает историю родной страны, своего города, создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое народные и семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка и др.  появилась идея создать проект «Мой мир — моя семья», который  поможет детям понять значимость этих понятий, воспитать у детей любовь и уважение к Родине, родному городу, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта: создание организационно-педагогических условий формирования у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, стране, семье.

Задачи проекта:

    Содействовать улучшению детско-родительских взаимоотношений в семье, используя традиционные и нетрадиционные формы с родителями, семейный досуг.
    Воспитывать у детей любовь и уважение к родному городу, его жителям, членам семьи, показать ценность каждой семьи для  человека и города, в котором он живёт, учить  проявлять заботу о родных людях.
    Познакомить детей с главными сведениями о нашей Родине, дать им знания, необходимые будущим первоклассникам.
    Повысить  общий  культурный уровень семьи, формировать и укреплять традиции рода.
    Обогащать словарный запас детей  через песни, стихотворения, монологи, диалоги о Родине; формировать чувство гордости за Родину, за наш народ, за свою семью; развивать связную речь.
    Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Задачи на текущий год в работе по теме «Моя семья»:

    Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
    Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи.
    Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи.
    Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.

Семья — это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.

«Семья — это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше.

Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни» /В.М. Песков/.

Если   начать формировать  ценностные представления о семье с младшего дошкольного возраста, то  ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.

Формы организации проекта:

    НОД и беседы по циклам «Это Я», «Моя семья», «Мой дом», «Город, в котором я живу».
    Родительские собрания.
    Консультации для родителей и педагогов.
    Выставки детских и семейных рисунков, фотовыставки.
    Сюжетно-ролевые игры.
    Создание фотоальбома.
    Анкетирование родителей.
    Приглашение родителей к сотрудничеству.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

    Анкетирование родителей по проблеме.
    Определение цели и задач.
    Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический)

    Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о  родной стране, городе, семье.
    Родительские собрания.
    Разработка консультаций.
    Выставки детских рисунков, фотовыставки.
    Создание фотоальбомов «Мой мир – моя семья».
    Чтение художественной литературы.
    Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и группы.

III этап-заключительный

    Обработка результатов по реализации проекта по данной теме.
    Родительское собрание.
    Презентация проекта «Моя семья».
    Составление портфолио дошкольника.

Вид проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Реализация проекта: долгосрочный.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

    Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
    Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.
    Разобщенность между семьей и детским садом.

Ожидаемые результаты:

    воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
    знание истории своей семьи, семейных традиций и праздников,
    повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей,
    установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.

План реализации проекта в разных видах деятельности (см. приложение).

Воспитатели – детям:

Познавательные :

Цикл «Это Я»

«Я и моя семья», «Моя любимая игрушка», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Полезные и вредные продукты».

Цикл «Моя семья»

«Я и моя семья», «Моя мама», «В гости к бабушке», «Профессии наших мам и пап», «Мы живём в России».

Цикл «Мой дом»

«Мой дом», «Домашние питомцы», «Путешествие по родному городу», «Наш Байкал».

Чтение художественной литературы:

    Чтение русских народных сказок «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Колосок», «Снегурочка» и др. 
    Чтение рассказов о семье Л. Пантелеев «Трус», М. Пришвин «Ребята и утята»,  Л.Толстой «Старый дед и внучек», К.Ушинский «Косточка»  и др .
    Чтение стихов Е. Благининой, А. Барто, В. Степанова. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» 
    Пословицы о маме и семье: Нет милее дружка, чем родная матушка.
    От солнышка – тепло, от мамочки – добро. В гостях хорошо, а дома лучше.
    В дружной семье и в холод тепло. Вся семья вместе, так и душа на месте и др.

Беседы:

«Я и мои друзья», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома и презентации), «Как мы отдыхаем»,«Я и моё здоровье».

Театрализация по сказкам

«Репка», «Колобок»,  «Лисичка со скалочкой» и др.     

Дети – родителям:

Рисование «Моя семья», «Дом, который построил Я», «Сувенир с Байкала» (на камнях) и др.

Лепка «Домик для моих друзей».

Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул).

Конструирование «Мамины косички», «Гараж для папиной машины», «Дома на моей улице».

Аппликация «Подарок к 8 марта», «Открытка папе».

Воспитатели – родителям:

Консультации для родителей «История моей семьи», «Что должны знать родители о ФГОС ДО» и др.

Фотовыставки

«От солнышка – тепло, от мамочки — добро», «Все парни с нашего двора», «Девочки – модницы», «На весеннем празднике» и др.

Буклет «Советы и рекомендации по проектной деятельности для родителей»

Родители —  детям (группе):

    Оформление фотоальбома «Моя семья».
    Пополнение мини музея Открытки.
    Участие в оформлении выставки поделок к осенней ярмарке, в новогоднем оформлении, Дню Космонавтики и др.
    Конструирование мебели из спичечных коробков.
    Конструирование домиков для моей семьи.
    Рисование «Портрет моей семьи», «Приметы времён года» и др.
    Оформление участка снежными постройками и малыми формами.
    Изготовление дидактических игр.
    Участие в тематических выставках ДОУ на осеннюю тему, к  Новому году, Дню Матери, Дню защитника Отечества и др.

Структура работы:

На подготовительном этапе было проведено анкетирование среди родителей, целями которого явились выявление проблем, мешающих  установлению тесного сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка и определение модели совместного сотрудничества с родителями в ходе образовательного процесса в группе и реализации проектной деятельности. (см. справка по итогам анкетирования).

Анкетирование показало, что далеко не все родители готовы к сотрудничеству с педагогами, некоторые родители не считали нужным способствовать развитию у ребёнка любознательных качеств в процессе реализации проекта, считая, что данный материал слишком сложен для понимания их ребёнка.

Следующей ступенью в проектной деятельности стало создание родителями фотоальбома о семье ребёнка, родном городе, стране. На сегодняшний день такие фотоальбомы изготовили 12 семей, что составляет 54% от списочного состава группы, и ещё 4 фотоальбома на стадии завершения. Такие фотоальбомы очень помогли детям на познавательных занятиях, в совместной деятельности и даже в сюжетно-ролевых играх. Дети, чьи родители приготовили альбомы первыми, с удовольствием рассказывали о членах своей семьи, совместном отдыхе, семейных праздниках, показывали фотографии и таким образом, стимулировали других родителей на изготовление своего фотоальбома. (см. диск, папка «фотоальбомы»).

На II этапе происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели проекта (НОД, чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде рисунков, фотовыставок и альбомов, поделок,  совместная деятельность детей и взрослых).

    Система непосредственно – образовательной деятельности строилась по принципу  «от простого к сложному» и поначалу строилась на материалах фотоальбома.   Занятия  проходили с применением технологии интегрирования детских видов деятельности, таких, как игра,  рисование, лепка, конструирование, домашнее задание. Такая интеграция позволяет формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Особый интерес у детей вызвали подготовленные к занятиям презентации «Профессии наших мам», «Шелехов», «Моя Россия», где на экране дети узнавали своих родных, знакомые места в городе, а также получали информацию о жизни семей своих друзей, таким образом, расширяя свои представления об окружающем их мире.
    Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

После рассказывания русских народных сказок, и особенно сказок о жизни и отношениях героев в семье воспитатели учили детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, сравнивать с положением вещей в реальной жизни. По мотивам «семейных» сказок, таких, как «Репка», «Колосок», «Лисичка со скалочкой» и др. наши дети ставили кукольный и настольный спектакли, драматизацию. (см. диск, папка «Драматизация») Итоговым мероприятием по изучению русских народных сказок стала литературная викторина. Иллюстрировали данное мероприятие родители, подготовив красочные рисунки и аппликации по сюжетам многих народных сказок.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности ребёнка, а также его познавательного развития и образной речи представляют малые формы фольклора, к каким относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки,  потешки, а также считалки, пальчиковая гимнастика и многое другое. В течение года дети знакомились с данными жанрами художественной литературы, с их помощью  учились эмоционально выразить поощрение, высказать порицание, осудить неверное или грубое действие, и конечно же, познавали исторически сложившийся житейско — бытовой опыт народа, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы.

Свои впечатления в ходе реализации проекта дети отображали в продуктивной деятельности. Они рисовали плакаты «Береги природу», рисунки «Моя семья», «Дом, который построил Я» вместе с родителями из спичечных коробочек изготавливали мебель для своей семьи, конструировали из строительного материала «двухэтажные, трехэтажные дома», «гаражи» и др.  Родители, в свою очередь, изготовили макеты домов для киндер человечков, делали аппликации и поделки по лексическим темам и др., рисовали рисунки «Наша семья», приносили раскраски и книги. Организация выставок и фотовыставок проводилась с активным привлечением родителей, которые приносили для оформления фотографии, предлагали свои творческие идеи. К праздникам 23 февраля и 8 марта дети приготовили оригинальные открытки для пап и мам.

    Активное участие многие родители приняли в пополнении предметно – развивающей среды группы. Руками родителей был практически полностью обновлён уголок театрализации (театральные атрибуты, маски, ширма для кукольного театра, русские сарафаны и рубашки, деревянный и бумажный театр по сюжетам русских народных и авторских сказок. В группе появился мини – музей Открытки, созданный при помощи материалов, принесённых родителями.  Создание музея стало средством для реализации задач музейной педагогики, а также приблизило наших детей к пониманию многих российских народных и государственных праздников, воспитывало их в соблюдении обычая поздравлять с праздниками своих родных и близких. Материалы музея собраны по альбомам, обозначающим праздничные даты (Новый год, день рождения, День защитников Отечества, 8 Марта и т. д.) Большая часть родителей постоянно принимает участие в выставках поделок к уже  традиционным  осенней ярмарке и новогоднему празднику.
    Кроме этого, многие родители участвовали в воспитательно — образовательном процессе группы, выполняя рекомендации педагогов по лексическим темам и темам проекта. Таким образом, группа пополнилась макетами по темам «Космос», «Аквариум» «Деревенский двор», «Мой дворик», фигурками лесных животных, различными рисунками, аппликациями, поделками.
    В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формируются в привычной для них обстановке. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято, действовать по уже сложившимся правилам. Сюжетно-ролевая игра развивает духовные и физические силы ребенка; его речь, внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и, конечно,  познавательную активность.  Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Установлению доброжелательных отношений между детьми способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых: родителей, педагогов, работников детсада. В процессе реализации проектной деятельности дети строили взаимоотношения в игре на основе опыта, полученного в семье. Картотека сюжетно – ролевых игр, собранная в течение года, строилась на основе наблюдений за игрой в самостоятельной деятельности детей. Силами родителей были пополнены игровые атрибуты некоторых игр, таких как «Магазин» (кошельки, калькуляторы, кассовый аппарат и др.), «Больница» (сшиты халаты, принесены коробочки и флакончики от лекарств), «Дом» (сшиты постельные принадлежности для кукол, отремонтированы кукольные кроватки и коляска.

Педагоги всячески поддерживали интерес родителей к деятельности по проекту. Кроме  уже указанных рекомендаций по лексическим темам, родителям давались консультации, как групповые, так и индивидуальные, буклет «Советы и рекомендации по проектной деятельности» на родительском собрании, посвящённому подведению итогов проектной деятельности,  родители делились друг с другом накопленным  опытом и тем, как изменилось познавательное развитие их ребёнка в процессе реализации проекта.

На заключительном этапе проектной деятельности подведены промежуточные итоги, с которыми первыми ознакомились родители на родительском собрании. Отзывы о нашей совместной работе, полученные от них, самые благоприятные и оптимистично настраивают нас на дальнейшую работу по проекту. Конечное анкетирование родителей также показало, что многие из них пересмотрели своё отношение к совместному сотрудничеству педагогов и воспитателей и готовы к этому в дальнейшем. Многие родители отмечают, что работа по проекту многому научила их ребёнка в познавательном развитии,  научила его больше  и чаще общаться  со взрослыми и сверстниками, социализировала его в обществе, а главное, научила его заботиться о своих близких, понимать их, любить свой дом, свой город.

Результаты работы таковы:

Дети:

    накопление  представлений  о семье, своей родословной, о традициях и обычаях своей семьи;
    осознание  собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни  и пробуждение чувства радости и гордости за свою семью;
    проявление  благодарности, заботливости и внимания к родителям и старшему поколению семьи;
    желание отразить свои чувства   в художественно-творческой деятельности.

Родители:

    возрождение и сохранение семейных традиций;
    активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ,  в познавательной и художественно-творческой деятельности группы;
    проявление позиции  активных  участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

Педагоги:

    содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
    разработка  комплекса занятий для  дошкольников по теме: «Я и моя семья»;
    разработка консультативно-практического  материала для родителей.

Список литературы, рекомендуемой для педагогов и родителей

    Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей». Управление ДОУ 2002. №4.
    Арнаутова Е.П. «Педагог и семья». М., 2001 г.
    Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 1997 г.
    Данилина Т.А. и др. «Интеграция работы ДОУ с семьей». Управление ДОУ. 2002. №4.
    Дуброва В. П. «Теоретико-методические основы взаимодействия д/с и семьи». Учеб. пособие. Минск, 1997 г.
    Зверева О.Л. «Д/с и семья: первые годы революции и современность». Управление ДОУ. 2002. №4.
    Зверева О.Л. «Конкурс знатоков педагогических секретов». «Дошкольное воспитание». 1997. №10.
    Зверева О.Л. «Методическая помощь воспитателя в подготовке к общению с родителями». Управление ДОУ. 2002. №4.
    Зверева О.Л., Ганичева А.Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 2000.
    Зверева О.Л. «Вместе с семьей». Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2004 г.
    Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями ДОУ». М., 2005 г.
    Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 1999 г.
    Митрошина Н.П. «Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений С.-Петербурга», 2001 г.
    Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М., 1990 г.
    Петровский В. А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. «Учимся общаться с ребенком». М., 1993 г. 17. Под ред. Спиваковской А.С. «Популярная психология для родителей». 1997 г.
    Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Красницкая Г.И. «Практикум по дошкольной педагогике». М., 1999 г.
    Руководство для воспитателей д/с «Учимся общаться с ребенком». М., 1993 г.
    Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника». М., 1997 г.
    Чиркова Т.И. «Психологическая служба в д/с». учебное пособие по психологии развития. М., 2000 г.
    Эриксон Э. «Детство и общество». СПб., 1996 г.

Рассказать друзьям:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от нас взрослых, окружающих ребенка. Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

На первых ступенях развития ребёнка личный опыт – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.

Считаю, что для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую мелодию. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

В качестве ситуаций для развития познавательной активности я использую разнообразные формы увеличения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста, а конкретнее познавательные (развивающие) игры.

Так как игровая деятельность – это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

С целью формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста я провожу ряд развивающих игр, направленных на развитие познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Летает, прыгает, плавает», «Неоконченный рисунок», «Дорисуй картину», «О чем рассказала музыка», а также на формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность, познавательная самостоятельность, инициативность. Это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Да – нет», «Загадай, я отгадаю», «Что за птица?», «Что за животное?» и др.).

Следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Результативны игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Четвертый лишний», «Нужно – не нужно», «Кому что нужно?» и др.).

Интересны детям игры, требующие от них умения отличать реальные явления от нереальных, учу детей делать правильные умозаключения, понимать юмор («Придумай небылицы», «Бывает – не бывает»). Такие игры требует большого умственного напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, запоминать алогизмы и рассказывать о них.

С желанием участвуют дети в играх, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Испорченный телефон», «Кто позвал?».)

Для эффективности работы в данном направлении обязательно учитываю требования:

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность заключается в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко использую такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).

2. Создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и так далее.

Развивающие игры я провожу как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в свободное время.

На опыте я убедилась, что в игре дети работают без особого напряжения, а общий эмоциональный фон добавляет уверенности, даёт возможность спокойно сосредоточиться на данном в игровой форме учебном задании, на способах использования новых знаний в знакомых и новых условиях, что способствует повышению познавательной активности детей.

Большое значение в работе по данному направлению я уделяю проектной деятельности, так как проекты предоставляют детям возможность приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Кроме этого, метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического плана, в основе которого лежит проблема.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Для этого я стремлюсь:

1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности мы оборудовали в группе «Центр экспериментирования» (или «Детская лаборатория»).

Реализуя проекты, я учитываю то, что проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

– видеть проблемы;

– ставить вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперименты;

– делать умозаключения и выводы;

– структурировать материал;

– готовить собственные мини-доклады;

– объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Непосредственно образовательную деятельность в этой программе я выстраиваю так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.

На опыте я убедилась, что правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Чтобы добиться положительного результата в работе, я ориентируюсь на показатели познавательной активности дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

7. Качество знаний и умений.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Использование перечисленных выше средств педагогического воздействия позволили мне повысить уровень развития познавательной активности моих воспитанников.

Сравнительный анализ результатов развития познавательной активности воспитанников:

Уровни

 

Возраст

Количество детей в группе

 

Низкий

 

Средний

 

Высокий

Вторая младшая группа

20

15

5

Средняя группа

20

2

12

6

А это значит, методы моей работы выбраны правильно, что предполагает возможность продолжения работы в данном направлении и ориентирует меня на новые, более высокие результаты.

Литература:

1. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста.// Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб.: Союз, 2007. – 599 с.

2. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.

4. Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.

5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.

Более 700 обучающих занятий для детей [Практические занятия] Для всех возрастов

Играй и учись! Вот почему мы любим создавать и курировать лучшие обучающие мероприятия для детей. Практическое обучение помогает детям понять, запомнить и обработать… о, и это весело!

Отложите учебник и займитесь практическим обучением в игре! Здесь, в блоге о мероприятиях для детей, мы большие чемпионы по веселью. Мы знаем, что когда дети узнают что-то с помощью занятия или поделки, они будут помнить это дольше, более полно обрабатывать и получать больше удовольствия.

Учитесь, играя, выбирая из более чем 700 обучающих занятий для детей!

Развивающие занятия для детей

Многие из наших учебных занятий используются в классе и на уроках домашнего обучения, но не останавливайтесь на достигнутом! Это просто весело. Они идеально подходят для занятий после школы, в дождливый день или «мама, мне скучно»!

Чтению, письму, STEM, естественным наукам и многим другим вещам можно научиться в игре.

Еще интереснее то, что дети разных возрастов могут учиться и играть вместе.

Чтение для детей

Исследуйте книги, читайте и играйте в игры! Научиться читать — невероятно важный навык для детей, который может показаться сложным для многих детей. У нас есть занятия по чтению, игры в чтение и советы по чтению, чтобы облегчить приобретение навыков чтения. Чтение — это весело, и открытие приключений для детей является ключом к развитию их уровня чтения.

Ознакомьтесь со всеми нашими занятиями по чтению: Чтение для детей

У вас есть любимая книга? Или хотите изучить чтение за пределами страниц? Ознакомьтесь с более чем 40 ресурсами по книгам для детей!

Учим цвета, буквы, цифры и многое другое

Эти важные дошкольные навыки помогут в будущем добиться успеха в школе и являются фундаментом многих уроков. Вот несколько ресурсов для обучения детей цветам, буквам, цифрам и многому другому…

  • Более 140 способов выучить цвета
  • Найдите способы выучить числа с помощью математических заданий для детей
  • 155+ Алфавит для детей – занятия, игры и поделки на каждую букву алфавита!
  • Занятия для дошкольников – более 1200 забавных занятий с дошкольником
  • идей для детского сада — почти тысяча увлекательных способов играть и учиться, включая рабочие листы для детского сада.

Игры с папками с файлами

Игры с папками с файлами идеально подходят для детей и для них, потому что они объединяют все развлечения в одном месте… в папке с файлами! А поскольку они находятся в папке с файлами, их легко сохранить для дальнейшего изучения. Учителя, школьники и родители используют игры с папками с файлами, чтобы создавать образовательные занятия для детей.

Учебный центр для детей по буквам алфавита

У каждой буквы есть учебный центр здесь, в Блоге деятельности для детей, посвященный рабочим листам, написанию слов, видению слов, поделкам и занятиям… и многому другому!

  • Буква А
  • Буква В
  • Письмо С
  • Письмо D
  • Письмо Е
  • Письмо F
  • Буква G
  • Буква H
  • Письмо I
  • Письмо J
  • Письмо К
  • Буква Л
  • Буква М
  • Письмо N
  • Письмо О
  • Письмо Р
  • Письмо Q
  • Письмо R
  • Буква S
  • Буква Т
  • Буква U
  • Письмо V
  • Буква W
  • Письмо Х
  • Буква Y
  • Буква Z

Наши лучшие развивающие занятия для детей

  • Лучшие рабочие тетради для дошкольников.
  • Программа летнего чтения Barnes and Noble, которая нам очень нравится.
  • книг «Улица Сезам» <– большой список бесплатных онлайн-книг для детей.
  • Ностальгический книжный клуб, который продолжает работать… Вы зарегистрировались в школьном книжном клубе для своих детей или студентов?

Продолжайте просматривать сотни увлекательных способов, которыми вы и ваш ребенок можете учиться вместе с помощью практических обучающих игр…

 

Конец содержимого

Конец содержимого

20 лучших обучающих занятий для детей, которые можно делать дома

Подсолнечник Word Family

Полка Happy Tot

Дети, которые только учатся читать, могут исследовать различные звуковые комбинации с подсолнухом из семейства слов. Напишите окончания слов на лепестках, заполните центр бумажной тарелки всеми буквами алфавита, затем дайте детям покрутить и прочитать результаты.

Получить учебник на Happy Tot Shelf0002 Во многих классах ученики создают диорамы Солнечной системы, но как насчет карт других небесных тел? В этом упражнении используются ершики для труб и бусины, чтобы дать детям практический способ узнать, как звезды соединяются, образуя различные созвездия.

Получить учебник на сайте 123 Homeschool 4 Me »

Хроматография Цветы

Семья на паровой тяге

Это научный эксперимент, который превращается в то, что вы хотели бы разместить на столе. Нарисуйте маркерами полоски на кофейных фильтрах, затем сложите их треугольниками и окуните заостренный конец в воду; вода будет подниматься по фильтру и разделять маркер на разные пигменты, создавая прикольный узор на фильтре в форме цветка.

Получить учебник на Steam Powered Family L

Если вы тренируете словарный запас, выйдите за рамки заурядных карточек с ремесленной головоломкой на соответствие палочек. Вы можете подбирать слова по классам и добавлять больше пар по мере того, как ваши дети станут лучше читать.

Получить учебник на сайте And Next Comes L »

LEGO Coding Maze

Research Parent

Вам не нужны экраны или приложения, чтобы показать детям основы программирования. Соберите простой лабиринт LEGO и дайте детям команды, чтобы минифигурка прошла через него. Лабиринты и концепции могут усложняться по мере взросления ребенка.

Получить учебник (а также распечатываемые команды и шаблоны лабиринтов) у родителей-исследователей »

Backyard Treasure Hunt

Life Over C’s

Один из способов отточить навыки чтения карт? Спрячьте сокровище на заднем дворе и попросите детей найти его по карте. Еще лучше, если они могут что-то скрывать от вас и сами рисовать карту.

Получить учебник на сайте Life Over C’s0007 Teach Beside Me

Эти красивые цветы не только помогут детям визуализировать свои дроби, но и научат их эквивалентам: например, две восьмые лепестка будут такого же размера, как одна четвертая лепестка. Не любите цветы? Попробуйте кусочки пиццы.

Получить учебник на Teach Beside Me »

Буквы мелом на тротуаре

Багги и Бадди

Заставьте их мозги и тела работать одновременно! Перескакивайте с буквы на букву, чтобы произносить разные слова.

Получить учебник на Buggy and Buddy »

Колесо декодера

Dabbles and Babbles

Готовы к шпионским миссиям? Легкое колесо декодера позволяет детям писать и расшифровывать секретные сообщения. Оттуда вы можете перейти к другим типам кодов или рассказать о том, как криптография использовалась в истории.

Получить учебник на Dabbles and Babbles »

Реклама – Продолжить чтение ниже

Игра на запоминание слов/определений

Дневник не очень слабого учителя

Практикуйте два навыка одновременно: напишите новые словарные слова на одной карточке, определения на другой, а затем сыграйте в традиционную игру на запоминание. Вы также можете сделать это с синонимами и антонимами.

Получить учебник в дневнике не очень слабого учителя »

Эксперимент по смешиванию цветов

Лучшие идеи для детей

Классический эксперимент с уксусом и пищевой содой становится еще более увлекательным, когда в микс. В дополнение к использованию пипетки или бастера, чтобы сделать больше «взрывов», дети также могут увидеть, что происходит, когда сочетаются разные цвета.

Получите руководство на сайте «Лучшие идеи для детей» »

Математическая игра Pop Top

Класс Крофта

Эту игру очень просто настроить: наклейте математические уравнения на верхнюю часть крышки от бутылки и напишите ответы внутри . Затем, если ученик правильно ответит на математический факт, он сохранит первое место. Если нет, он остается в куче. Побеждает игрок с наибольшим количеством крышек в конце игры!

Получить учебник в Crofts’ Classroom »

Реклама — Продолжить чтение ниже

Карта историй

Кэти Берд

Если дети вырастут и станут писателями, полезно знать, как складываются истории. Карта-история позволяет им разделить книгу на части. Они могут либо сделать один для сказок, которые они хорошо знают (что-то вроде «Златовласка и три медведя»), либо использовать их в качестве наброска для оригинального творения.

Получить учебник в «Дереве обучения миссис Берд» »

Фигурки из зефира

Научи рядом со мной

Восхитительный урок геометрии. Вы можете использовать мини-зефир и зубочистки (или маленькие стержни кренделя) для создания различных фигур. По мере того, как дети становятся более продвинутыми, они могут переходить от 2D к 3D-творениям.

Получить руководство на Teach Beside Me »

Драгоценный камень с двоичным кодом

Mama Smiles

Еще одно занятие, связанное с кодированием, для которого не требуется экран. В этом ремесле используются разноцветные бусины для представления единиц и нулей в двоичных числах. Дети могут преобразовывать буквы в двоичные числа и «кодировать» свои имена в виде ожерелий или браслетов.

Получить учебник на сайте Mama Smiles »

Реклама — продолжить чтение ниже

Криминалистика отпечатков пальцев

Мариса ЛаСкала

Судебная экспертиза 101: Оставьте отпечаток пальца на стакане для питья — это помогает, если ваши пальцы немного жирные, поэтому вечер пиццы — идеальное время, чтобы попробовать это — а затем пусть ваши дети используют муку и кисть для «пыли». стекло для отпечатков. Вы даже можете попытаться «снять» отпечаток пальца с помощью скотча и перенести его на плотную бумагу. Вы можете рассказать об общих закономерностях, обнаруженных в отпечатках пальцев, и о том, как отпечатки используются правоохранительными органами.

Семейный флаг

JGI/Daniel Grill//Getty Images

Скажите своим детям, что они станут вексиллогами — звучит очень впечатляюще! Вексиллология — это изучение флагов, поэтому поговорим о символах на флагах разных стран и о том, что они обозначают. Затем они могут разработать свой собственный флаг — показать им рекомендации Североамериканской вексиллологической ассоциации «Хороший флаг, плохой флаг» — или вы можете собраться вместе и создать флаг для своей семьи.

Умственная математика

План урока Дива

Самое замечательное в этом занятии то, что дети могут выполнять его самостоятельно, когда у них есть несколько минут (например, в машине): Напишите серию математических задач на палочках для рукоделия, чтобы дать детям возможность попрактиковаться в математике в уме. Посмотрите, сколько палочек они могут пройти за определенный период времени.

Получить учебник на сайте Lesson Plan Diva »

Реклама – Продолжить чтение ниже

Звездные кристаллы

Один маленький проект

Выращивая кристаллы в растворе буры, дети могут изучать науку и делать новое украшение для своих комнат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *