Воспитание детей психология: 6 советов родителям по воспитанию детей от психолога

Содержание

50 советов из книг по воспитанию детей


Екатерина Ушахина

Воспитывать ребенка хлопотно и радостно одновременно. Все родители знают это не понаслышке. Ловите подборку советов из наших книг по воспитанию. Они помогут стать мудрее и лучше понимать своих детей.

Об эмоциональном воспитании

Эмоциональное воспитание. — Источник.

1. Как сформировать здоровую самооценку

Во-первых, нужно приучить ребенка реалистично оценивать свою ответственность за ситуацию. Во-вторых, добиться того, чтобы объектом самокритики стали его отдельные поступки, а не поведение вообще.

2. Как научить оптимизму

Основу оптимизма составляют вовсе не позитивные фразы, а то, как человек трактует причины происходящего. Дети отчасти перенимают оптимизм и пессимизм у взрослых. Они, как губка, впитывают и то, что вы говорите, и то, как вы говорите. Так что первый способ помочь им — самому научиться справляться с пессимизмом.

Когда вас обуревают эмоции — ребенок это чувствует. Он воспринимает ваш дисплей эмоций, тусклый или ослепительно яркий, как указание, что надо относиться серьезно к тому, на что вы так реагируете. Эмоциональное обучение происходит именно в такой форме. Дети не только воспринимают конкретное содержание ваших поступков, но и усваивают их общий стиль.

3. Как спасти от депрессии

Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения. Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок становится легкой добычей для забияк.

Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более решительными.

4. Как стать ближе с ребенком

Эмоциональное воспитание ребенка — дело непростое. Многим взрослым сложно самим говорить об эмоциях. А ведь задача родителей — научить этому детей. Есть простой способ, который подходит абсолютно всем, — это чтение книг.

Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания. Книги помогают детям узнавать новые слова для разговора о чувствах, в них содержится множество примеров того, как разные люди справляются с порывами гнева, печали, страха.

Как стать ближе с ребенком. — Источник.

5. Как решать детские проблемы

Очень часто взрослым кажется, что детские проблемы — сущие пустяки, на которые не стоит обращать внимание. Например, кто-то обозвал малыша или ребенок волнуется перед первым выступлением с докладом. Вам кажется, что это не повод для переживания, и вы попросту игнорируете детскую проблему. И зря, в итоге малыш остается наедине с собой и замыкается в себе.

Чтобы этого не произошло, старайтесь проявлять больше сочувствия. Если вам сложно это сделать — попробуйте представить похожую ситуацию во взрослом мире. Вспомните, как обычно приходится понервничать перед первым днем на новой работе или как обидно бывает услышать насмешку в свой адрес со стороны коллег.

6. Избегайте чрезмерной критики в отношении ребенка

Многие родители, сами того не осознавая, постепенно разрушают самооценку своих детей. Они делают им ненужные замечания, одергивают, подшучивают или вмешиваются и исправляют, когда ребенок что-то делает и у него не получается с первой попытки. Часто родители навешивают ярлыки на своих детей: «неряха», «неумеха», «вредина». Все это пагубно влияет на ребенка.

Поэтому, если вам свойственно такое поведение, в следующий раз прежде чем что-то сказать или сделать, помните, что ваши слова обращены к маленькому ранимому человеку. Старайтесь меньше критиковать малыша, использовать в общении с ним сарказм. Помните: дети склонны верить родительским словам. Если вы каждый день говорите малышу, что он вредный, он начинает считать себя именно таким. Придираясь к детям, вы постепенно утрачиваете их доверие, а значит и близость с ними.

7. Право на ошибку

Позволяйте своим детям быть самостоятельными, когда они учатся чему-то новому. Не вмешивайтесь и разрешайте им ошибаться.

По заветам Монтессори

По заветам Монтессори. — Источник.

8. Что и как мы говорим

Конечно, дети во многом отличаются от взрослых, но каждый из них — маленькая личность, которая с нами рядом и запоминает на глубинном уровне все картинки, звуки, запахи и прикосновения. Когда мы это понимаем, то более осознанно подходим к тому, какое впечатление производят на ребенка наши действия и слова.

9.  Все родители — нравственные учителя

Наша цель — показать ребенку моральные ценности и научить жить в соответствии с ними. Тогда у малыша разовьется самоуважение. В дальнейшем ему легче будет выстраивать крепкие дружеские отношения. Он будет легок и приятен в общении.

10. Не задавайте глупых вопросов

Постарайтесь никогда не задавать ребенку риторических вопросов вроде: «Сколько раз мне надо это повторять?» Ответ прост: «Я не знаю, папа, сколько раз тебе надо это повторять!» Задавая глупые вопросы, вы услышите глупые ответы.

11. Детское время

В мире малыша время идет медленнее. Подстройтесь под его ритм, останавливайтесь и вместе изучайте то, что его заинтересовала, будь то муравей или необычный цветок. Будьте терпеливы.

12. Горизонт ребенка

Помните, что ребенок воспринимает мир с высоты своего роста, то есть относительно близко к земле. Попробуйте взглянуть на мир его глазами, и вы вновь будете удивляться всему, как он.

Маленькие исследователи. — Источник.

13. Обучение не гонка

Дети учатся в собственном темпе. Как правило, чем больше родители настаивают, тем сильнее малыши сопротивляются. Напористые родители считают своих детей подтверждением своего статуса: если их малыш читает в три года, очевидно, они хорошо справляются со своими обязанностями. Но чего они добьются, если в итоге ребенок начнет молча сопротивляться обучению и учителям?

14. Как стать частью мира взрослых

Как считала Мария Монтессори: «Суть независимости — способность сделать что-то самостоятельно. Этот опыт — не  просто игра. Это настоящая работа, которую дети должны выполнять, чтобы расти». Малыши хотят быть частью мира взрослых. Работа доставляет им такое же удовольствие, как и игра, если им позволяют ею заниматься.

15. Как справиться с детским упрямством

При любой возможности давайте выбрать между двумя одинаково приемлемыми вариантами. «Ты будешь пить воду или томатный сок?» Пустое упрямство можно свести к минимуму, если дать ребенку разумную степень независимости и ответственности, чтобы он чувствовал себя взрослым и важным.

16. Доброта и вежливость

Помните золотое правило семейной жизни писателя-фантаста Роберта Хайнлайна: «Доброта и вежливость более важны между супругами и между родителями и детьми, чем между незнакомыми людьми».

17.  Помните, что ребенок — маленький человек

Он может испугаться, заскучать или почувствовать себе одиноко. Или ему приснится страшный сон. Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его. И тогда вы вскоре сможете безошибочно определять, что он пытается вам сказать.

18. О правилах и строгости

Любой ребенок проверяет строгость правил. Это часть процесса взросления. Зачастую так он выражает чувства, которые не понимает, и по реакции взрослого учится справляться со своими эмоциями.

О воспитании младенцев

Воспитание младенца. — Источник.

19. О детском плаче

Плач — первый язык, на котором изъясняется ребенок. Поворачиваясь спиной к плачущему малышу, мы говорим этим: «Мне нет до тебя дела». Бывает, что оставленные без внимания дети прекращают плакать, но они перестают и радоваться.

20. Волшебные слова

Родители часто задумываются над тем, как научить ребенка хорошим манерам. Здесь действует общий закон: дети учатся тому, что видят. Если вы говорите «пожалуйста» или «спасибо», ваш ребенок научится этому, когда придет время. Не заставляйте его говорить эти слова прежде, чем он будет к этому готов.

21. Режим дня

Все этапы развития ребенка можно заключить в определенные рамки, а жизнь малыша должна быть выстроена по строгому распорядку. Воспитание и развитие младенца должно подчиняться четырем простым действиям: кормление, активность, сон, свободное время для мамы. Именно в таком порядке и ежедневно. Устанавливать такой режим жизни непросто, но только благодаря ему можно правильно воспитывать ребенка.

22. Не бросайтесь к ребенку мгновенно

Если малыш плачет, когда его кладут в кроватку, не бросайтесь к нему мгновенно, не берите на руки сию же секунду. Такие действия формируют зависимость у ребенка. Когда я плачу — приходит мама. В следующий раз он будет плакать даже без причины, просто чтобы привлечь ваше внимание.

Позвольте малышу самому решать первые проблемы. — Источник.

23. Правильное кормление

Некоторые родители превращают кормление в игру, а потом удивляются, почему их дети плохо себя ведут за едой. Если мамы и папы играют в «самолет», например накладывая пищу на ложку, то пусть они не удивляются, когда их ребенок сделает то же самое, но без ложки.

Кроме того, никогда не следует уговаривать детей поесть. Они сделают это, когда проголодаются или когда перед ними поставят тарелку с их любимым блюдом. Но они не будут кушать, если мы попытаемся их накормить уловками или обманом.

24. Музыка в жизни ребенка

В первые годы жизни прослушивание музыки важно для ребенка и становится стимулом к развитию. Пойте ему с рождения. Песенки и колыбельные становятся укоренившимися воспоминаниями раннего детства. Звуки и ритм музыки, играющей в комнате малыша, формируют основу музыкального образования.

25. Никаких хитростей

Многие родители готовы на все, лишь бы малыш уснул. Некоторые ходят по комнате, укачивая ребенка, другие часами возят его в коляске или автомобиле. Это неправильный подход. Ребенок может быстро привыкнуть к такому способу. Потом его будет очень сложно переучить. И это только усугубит проблемы с засыпанием.

На самом деле ваш малыш может засыпать самостоятельно, без вашей помощи. Главное, не использовать никаких хитростей. Просто повторяйте один и тот же ритуал каждый день. Например, перед сном вы держите малыша на руках 10-15 минут, разговариваете с ним, а затем кладете в кроватку и поглаживаете по животику.

26. Бессистемное воспитание

Бессистемным воспитание становится, когда родители непоследовательны и постоянно меняют «правила» для ребенка — например, в одну ночь разрешают забраться к ним в постель, а в другую — оставляют его одного плакать в своей кроватке. Или, столкнувшись с новым поведением ребенка, родители пытаются как можно быстрее решить проблему, например, используют любые средства, чтобы усыпить ребенка.

Быстрые решения ничего не дают. Это все равно что приклеить пластырь на рану, вместо того чтобы дать антибиотик больному и предотвратить болезнь.

Некоторые родители не понимают, как протекает этот процесс. Они продолжают приклеивать пластырь: идут на уступки, задабривают, позволяют ребенку переступать границы, — и, прежде чем они это поймут, их ребенок будет кошмарно себя вести и командовать взрослыми, выдвигая им свои требования.

Итоги бессистемного воспитания. — Источник.

27. Место для сна и режим

Очень важно, чтобы у ребенка (неважно, сколько ему лет) было собственное место для сна. Пусть малыш всегда спит в одном и том же месте. Если он совсем мал, не стоит наполнять комнату слишком яркими и пестрыми предметами, а в кроватку класть игрушки. Когда ребенок подрастет, наоборот, разрешайте ему брать с собой в постель любимую игрушку.

Еще важнее в засыпании — правильный режим дня. Старайтесь организовать для ребенка определенный график, и каждый день делайте все в одно и то же время. Это поможет ребенку воспринимать сон, как определенный ритуал, он будет быстрее и легче засыпать.

28. Научите ребенка уважению к себе

Чтобы построить отношения, основанные на взаимном уважении и внимании друг к другу, важно прислушиваться к себе: чего вы хотите и в чем нуждаетесь в этот момент. Поступая таким образом, вы развиваете в себе самоуважение. Когда вы честно сообщаете ребенку о своих истинных чувствах, он открывает для себя тот факт, что у вас тоже есть потребности.

О творчестве

Творческое воспитание. — Иллюстрация из книги «Творческая мастерская».

29. Творчество и самовыражение

Одна из важнейших функций творчества — дать возможность детям выразить то, что они еще не умеют сказать словами. Можно показать свои чувства, особенно если они неприемлемы (например, злость на взрослого человека), продемонстрировать свои впечатления и эмоции.

30. Нестандартные подходы

Вместо того чтобы дать ребенку две бумажные тарелки, три ватных шарика, пару пуговиц и указания, как все это «правильно» собрать, предоставьте ему различные материалы (например, скотч, краску и холст) и, может быть, предложите, с чего начать («Не хочешь наклеить скотч на холст?» или «Ты будешь использовать большие или маленькие кусочки скотча?»), а затем отойдите в сторону.

31. Как развить творческий потенциал

Конечно, дети способны многому научиться и без посторонней помощи, но, если взрослые будут тщательно подбирать информацию, которой можно поделиться с детьми, и поощрять их к действию, дети узнают и попробуют еще больше разных вещей. Следуя нашим десяти правилам, вы сможете эффективнее устраивать провокации и подбрасывать детям новые идеи.

Правила творческого воспитания. – Иллюстрация из книги «Творческая мастерская».

32. Как разговаривать с детьми об их творчестве

Спрашивая, что здесь нарисовано, вы показываете: вы не  поняли картину. А  вот для ребенка ее смысл очевиден. Он может очень огорчиться и даже решить, что совсем не способен к рисованию. К тому же, если рисунок абстрактный, вы убеждаете ребенка, что у картины обязательно должна быть какая-нибудь тема.

33. Создавайте совместное творческое пространство

Работая бок о бок со своими детьми, вы создаете не только произведения искусства, но и воспоминания. Экспериментируйте, учитесь на своих ошибках, наслаждайтесь проведенным вместе временем и разделяйте гордость созидания. В творчестве есть что-то волшебное.

34. Не бойтесь творческого беспорядка

Когда ваш ребенок в следующий раз захочет порисовать или разбросать вокруг мешок тряпичных мячиков, освободите ему для этого место. С беспорядком придется смириться, но польза, которую он принесет творческому началу вашего ребенка, перевесит любые временные неудобства. Кавардак приходит и уходит, а творческое мышление остается навсегда.

35. Давайте ребенку скучать

Скука — прекрасная вещь. То есть не скука, как таковая, а то, что она с собой несет. Чтобы удовлетворять любопытство, воображать, строить, экспериментировать и исследовать, ребенку необходимо безделье. Пусть это будет час перед ужином или специально отведенное для игр с воображением время в выходные дни — главное, чтобы ребенок столкнулся со скукой и преодолел ее.

36. Относитесь ко всему, как к эксперименту

Привычка к эксперименту — отличная вещь, и вот почему. Эксперимент учит ребенка, что к любой задаче можно подойти с разных сторон. Решая задачи, которые сам поставил, ребенок учится самостоятельно мыслить. Эксперимент напоминает родителям, что они не могут знать всего и  должны учиться вместе со своими детьми. Из духа эксперимента, исследования, раздвигания границ вырастает инновационное мышление.

37. Творческая среда

При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры.

Обычные картонные втулки от бумажных полотенец – отличный материал для творчества.  – Иллюстрация из книги «Творческая мастерская»

38. Творчество как самоцель

Возможно, вы слышали выражение «главное — процесс, а не результат». Оно отлично подходит детям, изучающим художественные материалы. Ценность творчества заключается в исследованиях и открытиях, а не в том, что получается в итоге. Результат обычно интересует взрослых, а  дети, получив полную свободу действий, перестают беспокоиться о своих будущих рисунках и тут же начинают выяснять, как ведут себя материалы, с которыми они работают.

39. Расширяйте горизонты

Предложите детям рисовать пеной для бритья и  гуашью на  картонных коробках, огромной кистью и красками — на доме, дороге или на собственном теле, разбрызгать краску по ватману, раскрасить камни, начертить мелом на тротуаре силуэт, вместо кисточек использовать цветы или еловые ветки.

Детские рисунки. — Источник.

40. Приветствуйте творчество

Если вы хотите повысить уверенность ребенка в себе и укрепить его желание показывать вам свои работы, приветствуйте его попытки сделать это. Скажите ему, как вам нравится то, что он нарисовал или вылепил, особенно если ваши эмоции искренни. Однако не следует хвалить все, что создает ребенок, — он может подумать, что ваше одобрение притворно или что вы ничего не понимаете. Будьте честны.

41. Задавайте открытые вопросы

Когда расспрашиваете ребенка о том, что он делает, вы показываете уважение к нему и его работе. А также узнаете все самое главное. Кроме того, ребенок приучится думать о том, что он делает. Задавайте открытые вопросы. Спросите, например: «Можешь рассказать мне о своем рисунке?»

Такие вопросы могут вызвать новый творческий процесс. Если ребенок ответит: «Это человек», вы сможете предложить варианты, которые помогут ему уточнить свою идею. Например, спросить, ребенок это или взрослый, мальчик или девочка, сколько лет этому человеку, о чем он думает. Что с ним случилось перед тем, как его нарисовали? Что будет дальше? И так далее. Таким образом вы стимулируете воображение своего ребенка.

О развитии интеллекта

Развитие интеллекта. – Источник.

42. Девять видов интеллекта

Согласно теории множественного интеллекта существует девять видов интеллекта — девять разных способов быть умным. Это вербальный интеллект, музыкальный, логический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский.

Теория доказывает, что все люди умны от природы и у каждого из нас развиты определенные грани ума. А оценивать интеллект по IQ-тестам непродуктивно.

43. Никаких ярлыков

Очень часто в нашем обществе на детей навешивают ярлыки: «гиперактивный», с синдромом дефицита внимания и так далее. В подростковом возрасте все они мешают детям верить в себя. Согласно теории множественного интеллекта все эти ярлыки мало что значат. Она помогает понять, что даже если у ребенка есть трудности в каких-то сферах жизни, это вовсе не значит, что ты не станешь успешным.

Например, диагнозы «гиперактивность» и «СДВГ» ставили многим знаменитостям лишь потому, что у них больше всего развит телесный интеллект и им сложно было усидеть за партой. Среди них — актер Джим Керри, спортсмен Майкл Джордан, певец Джастин Тимберлейк и кинорежиссер Стивен Спилберг.

44. Чувства важнее результата

Легионы учителей и родителей изо всех сил стремятся сделать ребенка успешным. Звучит это безобидно, но методы, к которым они прибегают, порой лишают детей чувства собственного достоинства.

Ребенка воспитывают деятельным и активным, даже если он этого не хочет. Главное — показать результат и стать успешным, несмотря ни на что, невзирая на чувства и желания ребенка. Естественно итог такого воспитания — несчастные дети, склонные к депрессии.

45. Проблема как кусок пирога

Автоматические мысли свойственны всем нам и появляются на грани осознания: это мимолетные, едва уловимые формулировки, которые мы проговариваем про себя в течение дня. Несмотря на скоротечность и неуловимость, они порождают огорчение, беспокойство и раздражение. Прежде всего, детей надо научить отслеживать именно их.

Проблема как кусок пирога. – Источник.

Возьмите какую-нибудь неприятность из жизни вашего ребенка. И предложите ему «разрезать её на куски». Каждый кусок — причина, породившая проблему. Такой подход поможет ребенку избавиться от чувства вины.

Ребенок должен понять, злость, огорчение или страх вызывает мысль, и, зафиксировав, «поймав» ее, он сможет изменить свои ощущения.

46. Задира или безвольная жертва

Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения. Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок становится легкой добычей для забияк.

Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более решительными.

О правильном питании

Правильное питание. – Источник.

47. Общайтесь с ребенком

Многие дети любят сладости не только потому, что им нравится их вкус, но и из-за пережитых стрессов и психологических проблем. Они, как и взрослые, пытаются заесть проблемы. А сладости дарят приятные ощущения и вызывают привыкание, и с каждым днем их хочется все больше и больше.

Прежде чем забирать у ребенка очередную конфету, поговорите с ним по душам. И вообще старайтесь больше общаться с ребенком и своевременно решать его проблемы. Возможно, сладости — лишь замена родительской любви и внимания, которых ему так не хватает.

48. Не разрешайте есть перед телевизором и смотреть рекламу

Если вы обратите внимание на рекламу сладостей и напитков по телевизору, то заметите, что дети в ней танцуют, смеются, радуются.

Подтекст простой: «Дети, которые кушают эту еду, счастливы». Этот посыл проникает в подсознание многих взрослых и детей, они попадаются на удочку и начинают думать, что такая еда — это радость. Но не поддавайтесь обману.

49. Откажитесь от фаст-фуда

Прежде чем выходить из дома накормите ребенка чем-нибудь полезным. Если он сыт, то меньше шансов, что он захочет пойти за гамбургером или пончиками.

Всегда берите с собой полезные перекусы, вроде орехов и фруктов. И давайте их ребенку, как только он проголодается. Введите новое правило: ваша семья больше не заходит в кафе, чтобы купить пончики и сладости. Объясните детям, что эти продукты вредят им, мешают расти большими и сильными.

50. Дети следуют вашему примеру

Если мы скажем, что вы и ваш супруг больше всего влияете на то, что едят ваши дети, вы нам поверите? Оказывается, родители отвечают за 72 процента пищи своих детей. Вы любите поесть? Чрезмерно увлекаетесь сладостями? Дети видят, что вы едите и пьете (газировку, мороженое и так далее) и как вы это делаете (быстро проглатываете обед, рассеянно жуете перед телевизором), и подражают вам. Это называется отзеркаливанием.

Научная литература однозначно свидетельствует, что дети многому учатся, наблюдая за вашим пищевым поведением. Чтобы вырастить приверженца здорового питания, важно самим питаться правильно изо дня в день.

По материалам книг для родителей

P. S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Обложка поста: unsplash.com

16 мыслей о воспитании детей

1

Задачи ребенка и родителя

Начнем с главной задачи развития ребенка: он должен разобраться в том, что он собой представляет — что знает и умеет, каковы его предпочтения, убеждения, ценности, черты характера, цели и жизненные ориентиры, — почувствовать себя комфортно в осознании себя и своих особенностей, а затем в согласии с этим жить и действовать. У вас как у родителя задача аналогичная: вам тоже необходимо понять, что представляет собой ваше дитя, спокойно признать существующую данность и в соответствии с ней помочь ему прожить жизнь.

2

Родители-помощники

Всем им нужно одно — родители, близкие или воспитатели, которые знают, как сохранить равновесие между ожиданиями и способностями ребенка, его предпочтениями, убеждениями, ценностями, чертами характера, целями и жизненными ориентирами; которые способны привнести этот баланс в повседневную действительность; которые помогают детям участвовать в решении проблем, влияющих на их жизнь, и которые используют для этого методы, способствующие развитию лучших человеческих задатков.

3

Разобраться в себе

Чтобы быть успешным в реальном мире, ребенок должен знать, чего он хочет. Конечно, давать ему все, что он хочет, просто потому, что таково его желание, — далеко не идеальное решение. Поэтому он должен знать также и о том, каким образом добиваться выполнения своих желаний, учитывая интересы и потребности других. Известный мудрец древности Гиллель говорил: «Если я не сам за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я?» Проблема в том, что Гиллель не оставил нам никаких указаний, как увязать эти два соображения. Тем не менее вы обречены на то, чтобы помочь своему наследнику это сделать.

4

Когда ребенку нужна помощь…

Мучительно видеть, как ваши дети борются с трудностями. Главное — внимательно следить, нуждаются они в помощи для преодоления несовместимости или способны справиться с ней самостоятельно. Ваше родительское мастерство проявится в том, чтό вы станете делать, если ребенку действительно потребуется ваша помощь.

5

Успехи в учебе — не главное

Наименьшее значение имеют успехи в учебе. Ваше ощущение счастья от общения с ребенком в значительной степени зависит от того, насколько совпадают ваши родительские ожидания и результаты, которые вы получаете. Если у вас есть жесткие, заранее заданные представления о том, кем должен быть ваш наследник, велика вероятность, что вы не будете счастливы и довольны тем, что имеете. Если таких жестких представлений нет и вас устраивает, что ваша роль как родителя — адекватно реагировать на тот «материал», которым вы располагаете, поддерживать баланс между влиянием на ребенка и пониманием того, что он собой представляет, освоиться с этой данностью и в соответствии с ней помочь ему жить, тогда, скорее всего, у вас все будет замечательно.

6

Как дети представляют себя

Когда маленькие дети рассуждают о себе, они обычно описывают свою внешность (например, цвет волос) или любимые занятия (к примеру, любимый вид спорта). Дети постарше склонны сравнивать себя с другими. Ребенок радуется тому, какой он талантливый, или расстраивается из-за кажущихся недостатков.

В подростковом возрасте представление о себе обычно сложнее. Подросток более подробно описывает черты своей личности («Я веселый, смотрю на жизнь с оптимизмом, но бывают и грустные моменты»). Многие экспериментируют в попытке самоопределения. При встрече с новыми людьми, знакомстве с новыми идеями они познают мир, развиваются их интересы и взгляды, и все это способствует развитию самоидентичности.

7

О внешности

Когда человеку нравится его внешность, он чувствует себя более уверенно. Комплименты также способствуют повышению уверенности в себе. Однако иногда мы видим со стороны окружающих странные реакции, предвзятое отношение к людям, которые что-то делают иначе, в том числе одеваются. Подросток может легко оказаться в этой ловушке: одеваться так, чтобы нравиться другим людям, а не себе. Лучше всего оставаться самим собой, быть честным во всем, что делаешь, в том числе в том, как ты выглядишь.

8

Три элемента

В основе благоприятного психического состояния — три основных элемента: способность распознавать и контролировать эмоции, практиковать здоровые психические привычки и создавать мощный круг поддержки. Когда все три элемента в наличии, человек может жить полной жизнью, справляясь с любыми трудностями и проблемами, которых всегда хватает.

9

О талантах

Когда человек концентрируется на признании и положительной оценке своих талантов и достижений, это помогает нейтрализовать негативные мысли и чувства («Я хуже других»), перестать сравнивать себя с другими. Все люди разные, у каждого есть свои таланты. Признание этого факта помогает сосредоточить внимание на своих положительных качествах.

10

Общение с близкими

Если подростку кажется, что он не справляется с делами и стрессом, и негативные мысли не уходят, помогает общение с друзьями или родителями. Взгляд со стороны позволяет понять, что на самом деле все не так уж плохо. Человек может опираться на поддержку друзей и родных, когда трудности возникнут в следующий раз.

11

Отношение к себе

Нередко люди лучше относятся к другим, чем к себе. Внутренний диалог — это способ разговора с самим собой. Многие склонны думать о себе негативно. Очень важно, чтобы подросток умел замечать негативный внутренний диалог и заменять его более позитивными и добрыми мыслями. Это придает уверенности в себе и повышает самооценку.

12

Мир эмоций

Удивительно, но бóльшая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций. Они опираются на теории воспитания, где большее внимание уделяется проступкам и игнорируются чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том,чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.

В ходе своих исследований я обнаружил, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Ключ к успешному воспитанию детей стоит искать не в сложных теориях, семейных правилах или запутанных формулах поведения, а в глубочайшем чувстве любви и привязанности к своему ребенку, которое проявляется через сопереживание и понимание. Хорошее воспитание начинается в вашем сердце и продолжается в те моменты, когда ваши дети переживают сильные эмоции: расстраиваются, злятся или испытывают страх. Оно заключается в оказании поддержки тогда, когда это действительно важно.

13

О дисциплине

Эмоциональное воспитание не означает отсутствия дисциплины. На самом деле, когда вы эмоционально близки со своими детьми, вы больше в них вкладываете, а значит, можете оказать на них большее влияние. Ваше положение позволяет вам быть строгим. Если вы видите, что ваши дети делают ошибки или не хотят выполнять какую-то работу, можете сделать им замечание. Вы не боитесь устанавливать границы. Не боитесь сказать,что они вас разочаровали, когда знаете, что они могут сделать лучше. А поскольку между вами существует эмоциональная связь, то они прислушиваются к вашим словам, их интересует ваше мнение и они не хотят вызывать ваше недовольство. Таким образом, эмоциональное воспитание помогает вам мотивировать своих детей и управлять ими.

14

Воспитание — это…

Воспитание — это действительно непросто, и в том числе поэтому мы тратим столько сил, чтобы преодолеть сопротивление детей и заставить их делать то, что требуется. Если не проявить осторожности, это легко станет нашей основной целью. И мы можем незаметно для себя присоединиться к тем людям (а их вокруг немало), кто хвалит детей за покорность и превыше всего ценит кратковременное послушание.

15

О чем говорит игнорирование ребенка

Лишение любви может применяться как угодно и с разной степенью интенсивности. На одном краю спектра находится родитель, который инстинктивно отдаляется от ребенка в ответ на его проступок, ведет себя несколько более холодно и замкнуто, возможно, даже не осознавая этого. На другом краю — взрослый, который прямо заявляет: «Когда ты так делаешь, я тебя не люблю» или «Когда ты так себя ведешь, я не хочу даже находиться рядом с тобой».

Некоторые отказывают в любви, просто переставая замечать ребенка — то есть намеренно его игнорируют. Возможно, они ничего не говорят, но посылают вполне ясное сообщение: «Если ты продолжишь делать то, что мне не нравится, я не буду обращать на тебя внимания. Сделаю вид, что тебя просто не существует. Если хочешь, чтобы я снова увидел тебя, ты должен меня слушаться».

16

Что действительно важно?

Если слишком сложно вообразить, какими станут через много лет ваши дети, подумайте, что действительно важно сегодня. Представьте, что вы на вечеринке по случаю дня рождения или в школе, где учится ваш ребенок. За углом стоят два других родителя, которые не знают, что вы рядом. И вдруг вы понимаете, что они разговаривают… о вашем чаде! Какие слова в подобной ситуации доставили бы вам самое большое удовольствие? Снова задумайтесь на минуту — что вам приятнее всего услышать? Полагаю (и надеюсь), это вряд ли будет следующее: «Подумать только, этот ребенок беспрекословно выполняет все, что ему говорят».

Отсюда ключевой вопрос: не ведем ли мы себя порой так, будто это для нас важнее всего?

Родители и воспитание детей | APS

Родители играют важную роль в воспитании детей, создавая среду и отношения, способствующие их здоровью и развитию.

Родители принимают решения о том, что правильно для их детей и семей, исходя из их уникальных ценностей, обстоятельств и образа жизни.

Родители воспитывают детей не в вакууме, более широкие социальные политики и взгляды напрямую влияют на способность родителей делать выбор, отвечающий наилучшим интересам их детей и семьи.

Точная информация о здоровье и развитии ребенка, конструктивная политика и поддержка семьи и общества помогают родителям принимать более правильные решения в отношении своих детей. Есть много способов быть хорошим родителем.

Ключевые моменты

  • Быть родителем может принести огромную радость и удовлетворение, но сам переход к родительству и воспитанию детей может быть одним из самых напряженных этапов жизни.
  • Многие родители считают, что постоянные требования повседневной жизни вызывают стресс, в том числе балансирование между работой и семьей или отношениями и финансовыми трудностями.
  • Любые значительные изменения в семье, такие как появление нового ребенка или переезд, могут вызвать стресс (а также повысить устойчивость). Потеря работы или разрыв отношений могут быть особенно стрессовыми для семьи.
  • Многие факторы влияют на наш родительский опыт. Это может включать наличие, доступность и качество ухода за детьми, тип сообществ, в которых мы живем, а также гибкость и условия, которые у нас есть на рабочем месте (например, доступ к отпуску по уходу за ребенком, гибкий график работы и постоянная работа).
  • Жизнь в бедности может привести к тому, что взрослые будут слишком напряжены, чтобы быть хорошими родителями. Родители-одиночки, в частности, сталкиваются с проблемами воспитания детей в одиночку, наряду с меньшей финансовой стабильностью, меньшей социальной поддержкой и часто большим количеством стигмы и осуждения.
  • Дискриминация остается проблемой для однополых родителей. Тем не менее исследования показывают, что для детей важнее всего качество родительских отношений, а не структура семьи
  • .
  • Бабушки и дедушки все чаще берут на себя ответственность за своих внуков через формальные и неформальные соглашения, которые могут усложнить отношения.

Обращение за помощью

Если вы чувствуете, что стресс и тревога, связанные с воспитанием детей, мешают вам получать удовольствие от жизни, вам может помочь психолог. Психологи — это высококвалифицированные и квалифицированные специалисты, обладающие навыками эффективного лечения целого ряда проблем психического здоровья. Психолог может помочь вам определить и устранить факторы, которые могут способствовать вашему стрессу.

Психолог также может посоветовать вам другие ресурсы, которые помогут вам чувствовать себя более уверенно, такие как группы поддержки, книги и курсы.

Если ваш врач общей практики направил вас к психологу, вы можете иметь право на льготу Medicare. Подробности узнайте у своего психолога или врача общей практики.

Есть несколько способов получить доступ к психологу. Вы можете:

  • воспользоваться общеавстралийским справочником Find A Psychologist TM или позвонить по телефону 1800 333 497
  • попросите своего врача общей практики или другого медицинского работника направить вас.

Воспитание после разлуки

Информационный лист с советами для родителей о том, как сделать разлуку менее стрессовой для всех заинтересованных сторон, особенно для детей.

Воспитание после разлуки в контексте семейного насилия

Информационный лист с советами для родителей о том, как заботиться о потребностях своих детей в контексте расставания с партнером, применившим насилие.

Найдите психолога™

Доступ к тысячам психологов по всей Австралии

Поиск рядом со мной

Связанный контент

Безопасность детей в Интернете Образ себя у девушек Запугивание ЛГБТКИ+ Воспитание и семья Воспитание после разлуки Воспитание после разлуки в контексте семейного насилия

Внешние ссылки

Сеть «Воспитание детей»

Американская психологическая ассоциация — Ресурсы для родителей

Психология воспитания | Noba

Перейти к основному содержанию
  • Блог
  • Просмотр
  1. Психология воспитания

Лори Вулф

Поиск в этом учебнике

    • 0014
    • Развивающийся родитель

      Марисса Л. Динер

      Этот модуль посвящен родительским обязанностям как задаче развития во взрослом возрасте. Родители берут на себя новые роли по мере того, как развиваются их дети, трансформируя свою идентичность как родителя по мере изменения потребностей их детей в развитии. Основные факторы, влияющие на…

    • Вопрос о природе и воспитании

      Эрик Туркхаймер

      Люди обладают глубокой интуицией в отношении того, что было названо «вопросом о природе и воспитании». Некоторые аспекты нашего поведения выглядят так, как будто они происходят из нашей генетической структуры, в то время как другие кажутся результатом нашего воспитания или нашей собственной тяжелой работы…

    • Почему наука?

      Эдвард Динер

      Научные исследования были одним из величайших двигателей прогресса в истории человечества, и драматические изменения, которые мы наблюдали в прошлом столетии, в первую очередь связаны с научными открытиями — современной медициной, электроникой, автомобилями и реактивными самолетами…

    • Методы исследования в психологии развития

      Анжела Луковски и Хелен Милоевич

      Что младенцы знают о мире, в котором живут, и как они растут и меняются с возрастом? Именно на такие вопросы отвечают ученые-эволюционисты. В этом модуле описываются различные методы исследования, которые используются для …

    • Позитивная психология

      Роберт А. Эммонс

      Представлена ​​краткая история движения позитивной психологии и определены ключевые темы позитивной психологии. Три важные темы позитивной психологии — это благодарность, прощение и смирение. Десять ключевых открытий в этой области…

    • Счастье: наука о субъективном благополучии

      Эдвард Динер

      Субъективное благополучие (СБ) — это научный термин, обозначающий счастье и удовлетворенность жизнью — мышление и ощущение того, что ваша жизнь идет хорошо, не плохо. Ученые полагаются прежде всего на опросы самоотчетов, чтобы оценить счастье людей…

    • Позитивные отношения

      Натаниэль М. Ламберт

      Большинство исследований в области отношений изучали то, что может пойти не так в отношениях (например, конфликты, неверность, насилие со стороны интимного партнера). Я резюмирую многое из того, что было изучено о том, что правильно в отношениях, и…

    • Привязанность на протяжении всей жизни

      Р. Крис Фрэйли

      теории привязанности — теории, призванной объяснить значение близких эмоциональных связей, которые дети развивают со своими опекунами, и значение этих связей для…

    • Социальное и личностное развитие в детстве

      Росс Томпсон

      Социальное и личностное развитие в детстве возникает в результате взаимодействия социальных влияний, биологического созревания и представлений ребенка о социальном мире и о себе. Это взаимодействие проиллюстрировано в обсуждении…

    • Когнитивное развитие в детстве

      Роберт Зиглер

      В этом модуле рассматривается, что такое когнитивное развитие, основные теории о том, как оно происходит, роль природы и воспитания, непрерывное или прерывистое, и как исследования в этой области используются для улучшения образования.

    • Подростковый период

      Дженнифер Лэнсфорд

      Подростковый период начинается с полового созревания и заканчивается переходом во взрослую жизнь (приблизительно в возрасте 10–20 лет). Физические изменения, связанные с половым созреванием, вызываются гормонами. Когнитивные изменения включают улучшения в комплексе и…

    • Сексуальная анатомия и физиология человека

      Дон Лукас и Дженнифер Фокс

      Естественно интересоваться анатомией и физиологией. Знание анатомии и физиологии увеличивает наш потенциал удовольствия, физического и психологического здоровья и удовлетворенности жизнью. Помимо личного любопытства, вдумчивый ди…

    • Психология человеческой сексуальности

      Дон Лукас и Дженнифер Фокс

      Сексуальность является одним из основных побуждений, стоящих за чувствами, мыслями и поведением каждого человека. Он определяет средства биологического воспроизводства, описывает психологические и социологические репрезентации себя и ориентирует аттр…

    • Гендер

      Кристиа Спирс Браун, Дженнифер А.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *