Воспитание характера: Воспитание характера

Содержание

Воспитание характера

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

1 Воспитание характера ребенка

2 Развитие характера

3 Основы воспитания характера

4 Условия воспитания характера

4.1 Похожие темы:

Воспитание характера ребенка

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

Развитие характера

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, отряда, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Основы воспитания характера

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках.

Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать своего рода «гимнастику поведения», закрепление правильных форм поведения.

Условия воспитания характера

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость.

На воспитание характера влияют литература и искусство. В книгах, фильмах, спектаклях даны примеры того, как чувствует и действует человек, ярко обрисованы черты его характера. Образы литературных героев и их поведение часто служат для ребенка своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

То, что делают родители, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как родитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Если родитель настойчив в борьбе с трудностями, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче добиваться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Раздражительность, невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность родителя окажут отрицательное влияние на ребенка.

Значительное место занимают, этические, или моральные, беседы. Их цель — формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Все это тем более необходимо, что у некоторых детей имеются неправильные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных представлений (ложное понимание дружбы и товарищества, смелости, настойчивости и т. д.). В более старшем возрасте один из путей формирования характера — самовоспитание.

Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности ребенка и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не привести его к самомнению, зазнайству.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены в ответ на тот или иной поступок ребенка. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, родитель легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать характер ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить его индивидуальность. Изучение ребенка — сравнительно длительный процесс. Нужно вести краткие записи наблюдений, собирая разнообразные материалы о деятельности и поведении ребенка, о его отношении к труду, к окружающим людям, товарищам, к самому себе. Только хорошее знание ребенка позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

§ 3. Формирование характера и пути его воспитания

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изме¬няется в практической Деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Еще И. М. Сеченов утверждал, что в харак¬тере человека лишь 1/1000 зависит от природы человека и 999/1000 — от окружающей его среды. Можно не соглашаться с таким соотношением природного и социального в формировании характера, да и сам И. М. Сеченов, видимо, не придавал именно этим цифрам особого значения. Но он абсолютно прав в том, что социальные факторы в формировании характера играют неиз¬меримо более важную роль, чем биологические.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характе¬ра, начинает складываться привычный образ поведения, опреде¬ленные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте фор¬мируются прежде всего в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступ¬ной дошкольнику трудовой, деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

Под влиянием требований родителей и воспитателей, их лич¬ного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины.
С поступлением в школу начинается новый этап формирова¬ния характера. Ребенок сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, це¬леустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.
Исключительно важную роль в формиро-вании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллекти¬визм.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подрост¬ков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в учебной и обществен¬ной деятельности уже гораздо больше начинает руководство¬ваться мотивами общественного порядка, в частности чувством долга.
Очень большое значение для формирования характера имеет труд подростка в школьных мастерских, на пришкольном участке, в учебно-производственных объединениях, а также общественно полезный труд по озеленению, охране природы и т. д. Именно в процессе коллективного труда развиваются лучшие черты направ¬ленности и воли личности.
Велика роль пионерской, а у старших подростков и комсомоль¬ской организаций в формировании характера. Активное участие в работе пионерской, а затем комсомольской организации повы¬шает у учащихся требовательность к себе, развивает целеустрем¬ленность, дисциплинированность, инициативу, настойчивость.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевос¬питать и которым нельзя было бы привить определенные положи¬тельные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившие¬ся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимое условие воспитания характера — формирование коммунистических убеждений и идеалов, которыми определяется направленность человека, его жизненные цели, моральные уста¬новки. Ими люди руководствуются в своих поступках.
Задача формирования убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых Могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой дея¬тельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт пра¬вильного поведения.
А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать «гим¬настику поведения», закреплять правильные формы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются,’ какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не ставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить му¬жество: пусть это будет защита слабых ребят от драчунов, мужественное признание правды или даже прогулка поздно ве¬чером в темном лесу. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшее средство воспитания характера — труд. В серьез¬ном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустрем¬ленность, коллективизм, настойчивость.
Трудно переоценить в воспитании характера роль единого, тесно спаянного, здорового и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейной направленностью, объединен¬ного общей целью, согласованностью и организованностью дейст¬вий. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, серьезные требования коллектива играют важную воспитывающую роль. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от самомнения, зазнайства.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитате¬ля. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче добиваться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Раздражительность педагога, его невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность окажут отрицательное влияние па школьника.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку, желая сформировать у него правильные моральные представления и понятия. Все это тем более необходимо, что у некоторых учени¬ков имеются неправильные идеи, предубеждения и заблуждения (ложное понимание дружбы и товарищества, смелости, настой¬чивости и т. д.).
Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки.
В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не развивать его самомнения, зазнайства. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом индивидуальных осо¬бенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучать индивидуальность ученика (повторите гл. I §4).

Вопросы для повторения

1. Дайте определение характера. Чем характер отличается от темпера¬мента?
2. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера людей?
3. Как классифицируют черты характера? В чем значение волевых качеств характера?
4. Как формируется характер человека? Можно ли переделывать и изме¬нять характер? Каковы пути воспитания характера?

Практические задания

1. Понаблюдайте за проявлениями характера у детей старшего дошколь¬ного возраста или школьников, обратив внимание на отношение их к кол¬лективу, труду и самим себе в тех или иных видах деятельности (в игре, учебной деятельности, на уроках труда, физической культуры). Составьте характеристику одного учащегося и наметьте воспитательные мероприятия по дальнейшему формированию положительных черт его характера и иско¬ренению отрицательных.


2. В результате изучения курса общей психологии попытайтесь составить характеристику самого себя. Укажите положительные стороны своей личности и определенные недостатки характера, поведения. Составьте программу само¬воспитания, рассчитанную на весь срок пребывания в педучилище, и в даль¬нейшем регулярно контролируйте ее выполнение Хорошо, если такой контроль у вас с товарищами будет взаимным.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Воспитание характера в школе — профессор Константин Петрович Победоносцев

Отделять ученье или науку от воспитания – пагубный предрассудок, в который ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Само ученье, какими бы ни были его программы, не достигает своей цели, если в нем умственное образование не сливается с нравственным. Только тот умеет учить, у кого в мысли и то, и другое нераздельно. Хорошо учить – значит помогать образованию добрых навыков и затруднять образование дурных навыков, а эти навыки, нераздельно и умственные и нравственные, один без другого немыслимы. Напрасно предполагают иные, что знание дается посредством сообщения и усвоения фактов, – это необходимо, но одно это еще недостаточно для приобретения знания. Знание должно иметь цельность, и в этом смысле оно одинаково потребно для всех, хотя усовершенствование его зависит в особенности от свойств и потребностей каждого.

Воспитательное образование человека не имеет предела: нет и не бывает человека, доросшего до совершенства, и все достигнутые человеком успехи служат лишь показателем того, чем он может стать. Идеал совершенства, какой ставит перед нами религия, недостижим: мы можем только стремиться к нему последовательным ростом от силы в силу, таков закон бытия и существа нашего.

Этим определяется задача воспитателя. Он должен сообщать своему питомцу побуждения, открывающие ему возможность безграничного усовершенствования, сообщать способность и силу идти вперед, независимо от внешних обстоятельств и от материальной поддержки. Но доводя своего питомца до этой цели путем внимательной дисциплины, он должен соразмерять его силу, дабы не налагать на него прежде времени такое бремя, которое он еще не в состоянии понести.

Каждый человек с детства сам по себе растет действием природных сил своих. Положитесь на них и оставьте его расти, говорят одни. Не полагайтесь на них, старательно учите его, говорят другие. Истину надо искать между этими крайностями. Воспитатель должен действовать, но беда, если он забудет, что главным деятелем воспитания должен быть сам питомец. Без его участия пропадет все дело воспитания.

Иные философы склонны думать, что душа ребенка подобна листу белой бумаги, на которой воспитатель может писать, что ему угодно, и что в этом состоит главное орудие воспитания. Такие философы думают, что всякое знание происходит прямо от чувственных представлений и все умственные процессы суть не что иное, как видоизменение и совокупление ощущений, – стало быть, с самого начала надо действовать на воспитанника рассуждением: в таком случае само ощущение служит основой рассуждения, для которого нет иной опоры. В этом методе почти не остается места самодеятельности ученика: вся работа принадлежит учителю. Ученик представляется способным к представлению идей, пока превышающих его познавательную способность, и память его обременяется работой в надежде на то, что приобретаемые этим путем «знания» сами собой усвоятся уму бессознательным умственным процессом. С другой стороны, постоянное обращение к ощущению ослабляет деятельность внимания и не оставляет места размышлению; отсюда в образовании характера происходит обычная в наше время у многих наклонность к легкомыслию и в действиях, и в словах человека.

Каковы бы ни были природные свойства воспитанника и свойства семейной и общественной среды, из которой он вышел, долг воспитателя – возбудить в нем самодейственную жизненную силу и утвердить в нем сознание, что он может и должен сам содействовать своему духовному росту во всякое время: и теперь, и тогда, когда не будет около него учителей и воспитателей. Для этого необходимо прежде всего сообщать и прививать ему добрые навыки и способность умножать их впоследствии. Привычка делать в свое время все, что требуется добрым побуждением, образует мало-помалу такую дисциплину побуждений и поступков, что правое дело становится проще и естественнее неправого.

Первое условие для воспитания добрых навыков есть порядок – порядок каждого в отдельности и целого класса. Сознательно установленный порядок должен быть таков, чтобы при нем облегчалось приобретение добрых навыков и затруднялось приобретение дурных навыков – в этом и смысл дисциплины.

Великое дело – навык: в нем существенная соблюдательная (консервативная) сила для природы человеческой и для человеческого общества. Одного инстинкта мало для предохранительной цели: инстинкт есть слепое, бессознательное побуждение, вызываемое потребностью физической природы, и действие его минутное. Но навык, хотя и получает напоследок свойство автоматическое, в самом начале своем держится по сознанию и требует усилия воли.

Добрые навыки утверждаются практикой, а дурные искореняются сокращением случайных к ним поводов: итак, дело воспитателя – умножать поводы к доброму навыку, возбуждая его и поощряя; для воспитания доброго навыка требуется чистая атмосфера и доброе питание, чтобы навыком приучалась и утверждалась воля, к добру направленная. Если вглядеться в корень и порока, и добродетели, окажется, что и добродетель, и порок – тоже навыки, мало-помалу приобретающие жизненную и творческую силу.

Как же должен действовать учитель?

Прежде всего, ему надо помнить, что навыки возникают на почве физических, материальных отношений. Необходимо, чтобы в нервах ученика произошло соответственное изменение. Что с первого раза дается с трудом, становится трудно в другой раз и в третий, и потому не следует смущаться учителю, когда не удаются ему сначала все усилия с учеником или даже с целым классом, только нельзя ему забывать о физической обстановке, посреди которой навык должен утвердиться. Для того, чтобы приучить учеников к чистоте и опрятности, необходимо обставить их опрятно и светло; разве можно достигнуть этого в грязной, невычищенной, без порядка заваленной классной комнате? Так, посредством видимой обстановки учитель устраивает в школе атмосферу, благоприятную для дисциплины, для того, чтобы каждому стало легко вступить в нее.

Сначала удобно утвердить порядок в мелочах, приучить учеников, чтобы они и в мелочах умели управлять собой, то есть держать дисциплину. Тогда у же, когда они приобрели этот навык, учитель может положиться на свободу их во многом; тогда уже, например, дав задачу целому классу, он оставляет его в уверенности, что каждый справится с ней самостоятельно. Но и тут главное, за чем надо следить и чем надобно пользоваться, – это стремление ученика к самостоятельности. Сознание своей силы, чувство удовлетворения тем, что сам сделал, чего сам достиг, – это самое сильное воспитательное средство: это сознание побуждает идти вперед, совершенствоваться. Всякое новое умственное усилие более или менее тягостно, и в школьной жизни ученик часто встречается с трудной, неприятной работой, для которой требуется усилие воли. Всеми такими случаями учитель должен пользоваться, наблюдая, чтобы усилие воли не ослабевало и укреплялось частой практикой. Иначе может ослабеть самодеятельность и застынет в механическом навыке. Вот почему трудно бывает справляться с детьми, которые выросли дома в строгой дисциплине и в механическом послушании, не оставлявшем места развитию и усилиям воли. И в школе не приводит к добру такая система одной лишь внешней дисциплины, строгое соблюдение которой считается главным признаком доброго поведения.

Ход развития может быть выражен в трех словах, означающих его ступени: попробую – сделал – пойду дальше. Первая ступень – сделать усилие. К усилию побуждает трудность. Ощущение трудности неприятно. Надо преодолеть его усилием. Дисциплина возбуждает ученика сделать усилие, чтобы достигнуть цели, то есть сделать, что нужно. Наградой усилия будет, во-первых, успех, во-вторых, облегчение дальнейших усилий: ученик идет вперед, а конечным результатом будет качественное преобразование в характере ученика. В смысле физиологическом преобразуется все нервное его настроение из ненормального в нормальное и постоянное.

В людях взрослых часто видим неумение держать себя в обществе, грубость речей и приемов, проявление эгоизма. Это происходит большей частью не столько от особенных свойств природных, сколько от невоспитанности. Вот почему на этот важный предмет должно быть обращено внимание воспитателя добрых навыков. Он должен примечать ранние проявления грубости и эгоизма, останавливая их, но в то же время, пользуясь всеми случаями, в которых ученик приучается сдерживать себя. Малые дети не должны грубо драться и щипаться, за столом должны сидеть в порядке и т[ому] п[одобное]. Когда подрастут, надобно, чтобы в них развивалось понятие об общих интересах, о чести и обязанностях целого класса. Для этого полезен существующий во многих школах обычай возлагать на самих учеников разумную и ответственную заботу о нуждах целого класса и уход за порядком в классе, в его обстановке и принадлежностях, в занятиях, развлечениях, играх и т[ому] п[одобном]. Этой цели служит учреждение наблюдателей, инспекторов, старших, старост и т[ому] п[одобного]. Надобно помнить, что каждый из учеников станет когда-нибудь в свое время гражданином с участием в делах общественных, и школа должна приучить его так, чтобы он со временем и в таком важном деле руководствовался не личным интересом и самолюбием, чтобы он учился понимать, что истинная свобода состоит совсем не в своеволии, а, напротив, для того чтобы свободой пользовались все; необходимы для всех твердые правила о том, что следует делать и чего нельзя делать, от чего следует воздерживаться.

Великое дело приучить детей к правдивости. Корни лжи скрываются глубоко в натуре каждого ребенка: у одного они более упорны, у другого – менее, ибо не у всякого натура здоровая и ум здравый. В борьбе с ложью надобно действовать и на ум, и на сердце. Прежде всего, необходима воспитателю самая строгая справедливость в отношении к ученикам, она должна вызвать в каждом соответственное сознание правды. Источником лжи в каждом отдельном случае служит почти всегда побуждение эгоизма или себялюбия – желание выгоды, желание избежать наказания или горького сознания своей вины. Воспитатель должен приступать к лечению этой лжи, но крайне осторожно, и тем осторожнее, чем малолетнее виновный. Ни страхом, ни строгим приказом нельзя вылечить эту болезнь. Боже избави настаивать на испорченности ребенка, обращаясь к нему, как к негодяю, это значит испортить все дело. Можно только мало-помалу завоевать ум и сердце ребенка, ввести его в область правды. Всего надежнее будить в нем чувство достоинства и к этому чувству обращаться. Идеал для ребенка – быть большим человеком: надобно, чтобы он понял, как этот идеал искажается и разрушается ложью.

И в преподавании необходимо учителю соблюдать умственную правду. Всякое дело умственной работы в классе должно быть в виду всех таким, каково оно есть в действительности. Разрешается ли задача, составляется ли грамматическая конструкция, пишется ли сочинение или сказывается урок, не следует допускать, чтобы дело несделанное получило вид сделанного, неведение казалось достаточным знанием, ходячее слово без определенного значения принималось без сознания и объяснения. И учитель должен смотреть за собою, когда дает объяснение или ответ на вопросы ученика, чтобы мысль его и слово его были ясные и не туманные; сам он должен учиться, приготовляясь к уроку. Все ученье пропало даром, если ученик не вынес из него привычку к добросовестности и аккуратности в работе, привычку продумывать все, что он делает, привычку употреблять слова в истинном, точном их значении. В этом отношении учитель должен служить примером; авторитет его поколеблен, если ученики замечают, что сам он шарлатанит в уроках. Умный учитель, когда сознает сам, что в решении, например, задачи или в иной работе нет у него твердого умения, пользуется этим случаем для того, чтобы приобщить ученика к уяснению предмета, чтобы вместе с ним найти выход из затруднения, этим оживляется интерес и укрепляется в ученике сознание плодотворности добросовестного труда.

Всякое учение должно быть проникнуто нравственным началом, но воспитывать нравственное чувство одними наставлениями – невозможное и фальшивое дело. Французские педагоги делают из нравственности учебный предмет; вводят у себя учебники нравственности, возводят нравственное учение в систему; система устанавливает категории нравственности с объяснением иногда отрицательных явлений по предметам, о которых ученик не имеет еще в жизни понятия. Такое учение может приносить только вред, а не пользу. Можно представить отвлеченные черты той или иной добродетели, правило доброго поведения, но к чему послужит это правило, когда вместе с ним нет готового случая применить это правило к жизни? Образование характера совершается последовательно медленным ходом, а юный, незрелый ум не в состоянии живо и действенно усвоить себе отвлеченное понятие или отвлеченный образ. Учитель в состоянии иногда одушевить этим образом молодого человека, возбудить горячее его сочувствие, но это будет лишь впечатление, и, повторяясь, может породить одну лишь сентиментальность, если жизнь и обстановка не даст ученику готовых случаев испытать себя и правило на деле. Одна умственная или воображаемая добродетель ничего не стоит и производит лишь самообольщение. Справедливо замечают, что, когда ум чрезмерно занят отвлеченностями и образами, нередко ослабляется вместе с тем энергия воли.

Часто повторяемые наставления и запреты, как бы ни были убедительны и строги, мало приносят пользы, а от повторения теряют всякую силу. Но школьная жизнь представляет учителю, можно сказать, на каждом шагу готовые случаи возбудить ученика вовремя сказанным словом, для того чтобы воспитать в нем влечение к добру и отвращение от зла…

Особенной внимательности требуют награды и наказания. В действительной жизни, на рынке дел человеческих всякая деятельность служит ареной для состязания об успехах и наградах, и чем больше стремящихся к тому и другому, тем живее и ревностнее состязание. Самые крупные награды достигаются усиленной борьбой одного против остальных соперников. В малом виде школьной жизни отражается то же явление. Соперничество в погоне за почестями, за славой служит главной пружиной всякой деятельности и сильным двигателем успехов в науке и искусстве. Но в применении к школе развитие подобного соперничества ведет к нежелательным последствиям. Оно возбуждает и поддерживает в ученике желание добыть для себя лично то, что другим не достается, и мешает развитию желательного расположения быть приятным для всех тех, чьим мнением дорожить надо. Мы привыкаем измерять свое достоинство тем, что мы в состоянии сделать, но эта мера обманчива: правая мера достоинства – во внутреннем человеке, а та мера, если преобладает, способна вносить в жизнь и отношения чувства необщительные – тщеславие и зависть. Здравому смыслу и бдительности воспитателя предлежит уравновешивать по возможности эти течения. С малыми детьми особенно требуется осторожность в распределении наград, и во всяком случае достоинство должно принадлежать не столько совершенному делу, сколько добросовестному старанию: не столь важно дело, сколько свойство делания. Чрезмерная погоня за школьными наградами может гибельно отразиться на дальнейшем развитии молодых людей и в будущей деятельности их превратится в страсть к похвалам, наградам и отличиям. Из всех видов награды самый лучший, самый действенный – это слово одобрения, вовремя сказанное добрым и рассудительным наставником. Но самой существенной и самой естественной наградой дела служит всякому деятелю чувство удовлетворения совершенным делом или работой. Если наставник сумел довести своих питомцев до живого ощущения своих успехов, движение вперед обеспечено. Когда делатель заинтересован в усовершенствовании своего дела и делает его добросовестно и может сказать себе сознательно: «хорошо сделано», – это ему своя награда, которую можно назвать творческим сознанием совершенного.

Здравая дисциплина не может обходиться без наказаний. Но как в наградах, так и в наказаниях наставник должен быть крайне бережлив и рассудителен. Школа, где сыплются наказания, – нехорошая, нездоровая школа. У малых детей ощущения сосредоточены главным образом в сфере физической природы, и для них ощутительнее всего материальная сторона и наград, и наказаний. Но по мере их возрастания эта сторона теряет свое значение, и надежнее становится и для того, и для другого обращаться к воображению, симпатиям и рассудку. В здравой школьной организации самым чувствительным наказанием должно служить чувство осуждения и порицания со стороны наставника и товарищей.

В умственной области движение и развитие мысли совершается посредством ассоциации идей. Мысль таится в душе, доколе не коснется ее и не приведет ее в движение другая мысль, внушаемая тем или другим явлением. То же самое происходит в области нравственных ощущений: возбужденная мысль, приходя в движение, ищет выразиться в видимости, в действии. Где только сошлись два-три человека вместе, начинается взаимное внушение и воздействие и совершается непрерывно. Нередко случается, что человек, приглядываясь к приемам и способам дурных и преступных действий, сам к тому же склоняется; но и склонность к добру подчиняется такому же закону внушения и восприимчивости и тесно связана со свойственным более или менее каждому стремлением к подражательности. Вникая в это свойство, мы видим, что оно действует во многих случаях автоматическим побуждением, в начале – даже без участия воли. В этом смысле подражательность можно считать источником и двигателем человеческих учреждений, нравов и обычаев всякого рода, и то, что ею возбуждено и в ней утвердилось, трудно бывает впоследствии искоренить или излечить действием разумного рассуждения или воли и в области умственной, и в области нравственных ощущений и понятий.

Есть, неоспоримо, какая-то скрытая внутренняя сила, которая возбуждает в душе человека сочувственное движение при виде действия человеческого или человека действующего и захватывает воображение. Это свойство должен иметь в виду воспитатель в своих отношениях к ученикам: живое слово учителя, живой пример его – вот главные пути внушения, которыми он действует на ученика, возбуждая в нем деятельную силу, воспитывает волю его добрыми побуждениями и навыками, утверждает в уме его живые идеи и понятия. Свойство сильного характера состоит в способности управлять людьми, то есть в способности внушения, в способности вызывать и оживлять в них сочувствие и подражательность. Итак, долг учителя, прежде всего, зорко смотреть за собой: весь образ действия его в обращении с учениками имеет, в авторитетном его положении, внушительную силу. И надобно еще помнить, что всякий человек в действиях своих имеет заднюю мысль о том, как его понимают и чего от него ожидают, – очень важно сознание, что ждут от него доброго, а не дурного. Если ученику по привычке твердят все одно, что он негодный, что он злой и т[ому] п[одобное], и он, приучаясь к этой мысли, становится негодным.

Воспитатель тем увереннее может положиться на ученика своего, чем увереннее ученик, что воспитатель относится к нему с доверием. Напротив того, постоянное недоверие, подозрительность, частое повторение выговоров, наставлений, запретов, может повести к деморализации ученика и к ослаблению в нем деятельной силы.

Говоря о внушениях, нельзя забывать о том, каким могучим орудием внушения служит, особенно в наше время, литература, как книжная, так и газетная. У всякого образуется ныне характер под сильным воздействием чтения: завладевая воображением, идеи и представления, выхваченные из книг, мало-помалу действуют на всю нервную организацию. Вот почему воспитатель не может и не должен быть равнодушен к содержанию и характеру книг, которые бывают в руках его учеников.

материалов для обучения персонажей и учебных программ SEL, мероприятий, уроков и многого другого!

перейти к содержанию

Почему важно воспитывать характер?

Сосредоточение внимания на четырех аспектах характера:

Нравственный характер

Качества, которые помогают нам быть лучшими в себе, включая надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботу и гражданственность.

Символ исполнения

Качества, которые помогают нам делать нашу работу наилучшим образом, включая самодисциплину, трудолюбие, организованность и уверенность.

Интеллектуальный характер

Навыки и качества, необходимые для мотивированного и преданного ученика, критического мышления и творческого решения проблем, включая любознательность, интеллектуальную автономию, скромность и непредубежденность.

Гражданский характер

Навыки и качества, необходимые для того, чтобы быть этичным, заинтересованным гражданином, который демонстрирует лидерство, командную работу, вежливость и создает позитивные изменения в своем сообществе.

Достигает роста в:

Учеба

Студенты станут мотивированными и преданными учениками, способными к самостоятельному руководству и поиску мудрости. У них будет мышление роста, они будут критически мыслить и творчески решать проблемы, понимать и применять знания, демонстрировать интеллектуальную целостность и решать сложные проблемы. Затем эти навыки переходят из академического контекста в области карьеры.

Социально-эмоциональное обучение (SEL)

Учащиеся смогут продемонстрировать самосознание, самоуправление, ответственное принятие решений, социальную осведомленность и навыки взаимоотношений. Студенты, которые развивают социально-эмоциональные компетенции, готовы работать с другими в своей академической, личной и профессиональной жизни.

Гражданство/Лидерство/Служение

Учащиеся могут использовать свои навыки критического мышления и решения проблем, а также свои социально-эмоциональные компетенции, чтобы быть этическими, заинтересованными гражданами и лидерами, которые служат своей школе, семье, работе и обществу. как заслуживающий доверия, уважительный, ответственный, справедливый и заботливый проводник изменений.

Мы предлагаем множество выдающихся семинаров по повышению квалификации. Динамический ХАРАКТЕР СЧИТАЕТСЯ! инструкторы проводят каждый из следующих интерактивных семинаров по повышению квалификации в формате полдня или целого дня.

12 основных ценностей и навыков: Шесть столпов характера® (надежность, уважение, ответственность, справедливость, забота и гражданственность) являются основой ЧИТАНИЯ ХАРАКТЕРА! мастерские. Мы адаптируем вашу мастерскую под ваши нужды.

Выберите один из следующих вариантов:



  • Знакомство с СЧИТАЕМЫМИ ХАРАКТЕРАМИ!
  • Повышение вовлеченности родителей
  • Управление стрессом
  • И многое другое!


См.

полный список наших мастерских.

СИМВОЛ СЧИТАЕТСЯ! использует свои Шесть столпов характера: надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботу и гражданство в качестве основополагающей стратегии, используя подход TEAM и включая другие передовые методы воспитания характера.

Узнать больше.

СИМВОЛ СЧИТАЕТСЯ! предлагает множество выдающихся мастер-классов по профессиональному развитию. Динамический ХАРАКТЕР СЧИТАЕТСЯ! инструкторы проводят каждый из следующих интерактивных семинаров по повышению квалификации в формате полдня или целого дня. Мы адаптируем вашу мастерскую под ваши нужды.

Узнать больше.

Ознакомьтесь с нашими бесплатными планами уроков по обучению персонажей K-12! Уроки доступны для поиска по уровню обучения и Six Pillar. Также доступны ресурсы для семей.

Узнать больше.

Наш интернет-магазин предлагает широкий выбор ресурсов для обучения характеру, учебных материалов SEL и информационных материалов. Материалы также доступны на испанском языке.

Узнать больше.

Программа ESSENTIALS, разработанная для педагогов, работающих с молодежью средних и старших классов, представляет собой основанную на исследованиях программу, направленную на развитие десяти важнейших компетенций, необходимых для успеха в учебе, внеклассных занятиях, работе и за ее пределами. Модули соответствуют Шести столпам характера и основным компетенциям социально-эмоционального обучения (SEL) CASEL: самоуправлению, самосознанию, социальной осведомленности, навыкам взаимоотношений и ответственному принятию решений.

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о ESSENTIALS

СЧИТАЕТСЯ ПЕРСОНАЖЕЙ! Социально-эмоциональные результаты

Школы, участвующие в СЧИТАЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ! отмечают положительные результаты в успеваемости, социальных и эмоциональных навыках, школьном климате и развитии характера.

Количество словесных перепалок снизилось на 68%.
– Риверсайд Брукфилд Хай, Иллинойс

88% учителей говорят, что учащиеся чувствуют себя в большей эмоциональной и физической безопасности благодаря СЧЕТУ ХАРАКТЕРОВ!
– Пуэрто-Рико

Посмотреть другие результаты.

«ПЕРСОНАЖ СЧИТАЕТСЯ! такая неотъемлемая часть того, что мы демонстрируем здесь, в начальной школе Норт-Пайк. Мы были рады предложить обучение нескольким нашим новым преподавателям, чтобы они могли лучше погрузиться в наш СЧЕТЧИК ПЕРСОНАЖЕЙ! общая программа.

Мы с нетерпением ждем возможности поделиться «Руководством для родителей по воспитанию хорошего характера» на нашем родительском вечере. Наш преподавательский состав видит разницу, которую мы можем изменить в жизни маленького ребенка, разделяя ценности СЧЕТА ХАРАКТЕРА! ежедневно с каждым учеником, доверенным нашей заботе».

     Вайнона Дайкс
     Начальная школа North Pike
     Summit, MS

Основные моменты школы: Начальная школа Харви Остина (Буффало, Нью-Йорк)

Что такое воспитание характера? — Программы магистратуры для преподавателей

Что такое воспитание характера?

По словам автора образования Томаса Лаконы, цель образования — «помочь людям стать умными и помочь им стать хорошими». Как преподаватели, мы тратим большую часть времени на то, чтобы сделать учащихся умнее. Нам также нужно потратить время на то, чтобы сделать их лучше.

Воспитание характера — это процесс, посредством которого люди учатся взаимодействовать с обществом, обычно посредством обучения основным добродетелям, таким как мужество, справедливость и мудрость. Чувства, мысли и действия работают вместе, чтобы сформировать характер. Воспитание характера — это процесс обучения учащихся тому, как преобразовать эти чувства, мысли и действия в просоциальное поведение.

Воспитание характера может быть отдельной учебной программой или частью более крупной школьной инициативы, такой как Вмешательство и поддержка позитивного поведения (PBIS). Неудивительно, что он более эффективен, когда он интегрирован в учебную программу и другие школьные инициативы.

Воспитание характера — это поддержка уровня 1, то есть ее следует предлагать всем учащимся, а не только тем, у кого отсутствует характер. Тем не менее, некоторым учащимся может потребоваться дальнейшее вмешательство в воспитание характера.

Важность воспитания характера

Воспитание характера всегда было важным, но со временем его актуальность менялась. В восемнадцатом веке лидеры нашей новой нации понимали, что демократия требует добродетельных граждан, способных ответственно пользоваться своими правами. Поскольку большинство населения нашей страны составляли христиане-протестанты, Библия была основным источником воспитания характера. Воспитание характера преподавалось через призму религиозной морали.

По мере того, как все больше иммигрантов прибывало из преимущественно католических стран, возникли разногласия по поводу правильного исходного материала для обучения хорошему характеру. Именно здесь светские тексты, такие как McGuffey Readers, предлагали основанные на ценностях инструкции, применимые к более разнообразному населению.

Когда американцы в 1960-х годах начали подвергать сомнению традиционные структуры власти, в американских школах перестали воспитывать характеры. Отчасти это связано с ростом морального релятивизма, более плюралистическим обществом и неправильным представлением о том, что обучение характеру означает обучение религии. К концу 1970-х годов воспитание характера сводилось к обучению навыкам мышления, а не к обучению учащихся конкретным ценностям.

В 1980-х годах воспитание характера возродилось благодаря «войне с наркотиками» и стремлению уменьшить насилие. В очередной раз школам было предложено предлагать прямое обучение воспитанию характера.

С тех пор мы прошли полный круг обучения ребенка в целом. Инициатива Whole Child поощряет всеобъемлющее образование, которое направлено на удовлетворение потребностей учащихся в том, чтобы быть «здоровыми, безопасными, вовлеченными, поддерживаемыми и бросающими вызов».

Сегодняшняя учебная программа воспитания характера делает упор на социально-эмоциональное обучение (SEL). Согласно организации Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning (CASEL), SEL — это «процесс способности идентифицировать и управлять своими эмоциями, ставить и достигать позитивные цели, чувствовать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, и принимать ответственные решения».

Как школьные руководители, мы должны стремиться предлагать развитие характера как часть социально-эмоционального подхода к обучению, который направлен на ребенка в целом.

Как реализовать программы воспитания характера в вашей школе

Начните с конца в уме

Начните с определения ожиданий от вашей программы. Решите со своей командой руководителей зданий (BLT), чего вы ожидаете от учащихся, и четко объясните эти ожидания всем в здании.

Share Leadership

Велика вероятность, что у вас есть учитель или группа учителей, увлеченных воспитанием характера. Разделите лидерство с этими людьми и работайте над тем, чтобы заручиться поддержкой учителей.

Акцент на отношениях

Исследование за исследованием показывает, что учащиеся лучше учатся и ведут себя лучше по отношению к людям, с которыми у них хорошие отношения. Не иначе обстоит дело и с воспитанием характера.

Сделайте это ежедневным ритуалом

Включайте прямое обучение в воспитание характера КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Во что бы то ни стало организуйте классную комнату или консультационный период, который будет собираться ежедневно. Ежедневное взаимодействие также способствует построению отношений, что так важно для формирования характера. Еженедельные видеообъявления, посвященные обучению персонажей, позволяют вам, как руководителю здания, задавать тон всему зданию. Ежедневное перечисление школьных ожиданий также является постоянным напоминанием о школьных ценностях.

Сделайте это во всем здании

Как правило, каждый ученик должен участвовать в одной и той же программе воспитания персонажей в одно и то же время. Это позволяет установить согласованный язык окружающих персонажей, что облегчает общение среди населения здания. Это также позволяет вести более содержательные дискуссии со студентами.

Оставайтесь гибкими

Даже если вы выберете отличную программу воспитания персонажей, иногда вам придется немного отклониться от плана. Пока это отвечает интересам учащихся, вы находитесь в безопасности.

Идеи и занятия для класса, игры, плюсы и минусы

Как гласит старая африканская пословица, «чтобы вырастить ребенка, нужна деревня». Независимо от того, являетесь ли вы учителем, родителем или просто членом своего сообщества, это звучит очень правдоподобно, потому что дети наблюдают и учатся на поведении и действиях всех окружающих, а не только своих родителей.

Хотите верьте, хотите нет, но каждый в нашем обществе является учителем, когда дело касается характера. В конце концов, дети не растут в вакууме; каждый может повлиять на вашего ребенка. Тем не менее, на протяжении многих лет велось много споров о том, следует ли включать воспитание характера в школьный день. Многие считают, что учить детей принципам и морали — это исключительно работа родителей, в то время как другие очень громко заявляют о том, что многие ученики происходят из неблагополучных семей, иногда с родителями, которые не в состоянии предоставить такое руководство. Итак, каков ответ? Может ли добавление этого, казалось бы, дополнительного аспекта к учебному плану способствовать уже поставленным целям обучения?

Давайте подробнее рассмотрим определение воспитания характера и рассмотрим его преимущества в классе. Ниже вы найдете конкретные стратегии включения уроков характера в свои планы уроков.

Что такое воспитание характера и зачем оно нужно?

Не заблуждайтесь: независимо от того, что говорят другие, когда они делятся своим личным мнением по теме, поддержка развития характера всегда была центральной целью и намерением нашей системы образования, начиная с Бенджамина Франклина. Согласно Министерству образования США, воспитание характера — это «… процесс обучения, который позволяет учащимся и взрослым в школьном сообществе понимать, заботиться и действовать в соответствии с основными этическими ценностями, такими как уважение, справедливость, гражданская добродетель и гражданство, а также ответственность за себя и других». Это означает, что как школьные сообщества, а также как отдельные родители или учителя, мы несем ответственность за то, чтобы научить учащихся уважению, ответственности и гражданским ценностям, необходимым для того, чтобы дети выросли заботливыми членами нашего общества.

Adsense-контейнер

Storytime-рекламный контейнер

Несмотря на то, что упомянутый выше акцент обрисовывает в общих чертах представление о том, что цель воспитания характера состоит в воспитании этических взрослых, недостаточно просто давать инструкции дома. Дети должны уметь проявлять уважение задолго до того, как достигнут совершеннолетия. Действительно, обучение учащихся просоциальным чертам характера также приносит пользу обучению и занятиям в школе. Дети должны уметь следовать правилам в классе, проявлять уважение к другим и честно выполнять классную работу.


Приложение Talented and Gifted охватывает множество тем, включая уроки гражданской ответственности и характера! Повысьте качество обучения ваших учеников с помощью увлекательных игр и уроков! Скачайте бесплатно, чтобы попробовать!

Сегодня в школах воспитание характера часто сосредоточено на шести столпах воспитания характера: надежность, уважение, ответственность, справедливость, забота и гражданственность. Многие школьные округа используют эти элементы для реализации общешкольной инициативы по подчеркиванию каждой черты в течение учебного года, особенно в начальных школах. На самом деле, многие округа используют эти элементы для поддержки более широкой системы управления школьной дисциплиной, такой как популярная система позитивного поведенческого вмешательства и поддержки (PBIS).

Итак, теперь, когда мы знаем, что и почему, давайте копнем глубже, чтобы обнаружить конкретные преимущества, а также несколько сомнительных аспектов включения воспитания характера в учебную программу.

Плюсы и минусы воспитания характера 

Как и в случае любой инициативы, когда речь идет о включении большего количества уроков воспитания характера в учебный год, есть некоторые потенциальные недостатки. Некоторые из них могут включать такие аспекты, как: 

  • Отвлечение времени от академических занятий 
  • Некоторые считают, что воспитание характера неэффективно
  • Учителям трудно начинать программы в отсутствие общешкольной инициативы
  • Уроки варьируются от района к району, что делает воспитание характера непоследовательным

 

В целом, самым большим источником дебатов против воспитания характера является теория о том, что оно просто не работает, отнимая критически важное время обучения у учителей и учеников. Тем не менее, многочисленные исследования, такие как это, показывают, что это может улучшить школьную культуру во многих отношениях. Вот некоторые из потенциальных плюсов: 

  • Сокращенные дисциплинарные взыскания
  • Сокращение дисциплинарных взысканий, таких как задержание или отстранение от должности 
  • Менее агрессивное поведение
  • Снижение издевательств над учениками
  • Более позитивная школьная и классная культура

Нам хорошо известно о насилии, происходящем в наших кампусах каждый учебный год. В целом, принимая во внимание как плюсы, так и минусы, нужно только взвесить серьезность пунктов в каждом списке, чтобы сделать вывод, что воспитание характера, даже если оно непоследовательно или несколько неэффективно, имеет огромный потенциал для добрых дел, а с помощью исследований в поддержку это вверх.

Идеи для поддержки воспитания характера в школах

Если вы учитель, вам может быть интересно, какие шаги вы можете предпринять, чтобы включить уроки о характере в свои планы. Для начала попробуйте следующие стратегии: 

Будьте такими взрослыми, какими хотите видеть своих учеников

Хорошо это или плохо, но дети учатся на поведении и действиях каждого. Вот почему так важно моделировать этичное и уважительное поведение для своих учеников. В то время как этическое поведение не подлежит обсуждению для учителя, есть «мелочи», на которые обращают внимание ваши маленькие ученики, когда они взаимодействуют с вами. Например, использование таких слов, как «пожалуйста» и «спасибо», и ожидание того же от детей может иметь большое значение для того, чтобы показать им, как действовать. Признание ошибок и извинения также являются важным уроком. И укрепляя уважение ко всем, включая взрослых и детей, посылайте четкие сообщения об ожиданиях и приличиях. Все это говорит о том, что обязательно моделируйте поведение, которое вы хотите видеть от своих детей.

Установите справедливые и последовательные правила, распорядок и последствия в классе

Большинство педагогов уже знают, что они должны установить последовательные правила и распорядок, когда начинается учебный год. Но вы когда-нибудь знали учителя, который не придерживался своего мнения, когда дело доходило до соблюдения собственных стандартов поведения? Последовательность является ключом к тому, чтобы показать детям, что правила и распорядок должны соблюдаться, а определенное поведение ценится и ожидается.

Используйте тексты наставника, относящиеся к определенной черте характера

Причина, по которой учителя ELA любят книги, заключается в том, что они могут почти все! Учителя начальных классов: посвящайте небольшой отрезок дня или несколько занятий по рассказам в неделю чтению детских книг, в которых подчеркиваются черты характера. Прежде чем выбрать название, придумайте, как бы вы хотели, чтобы ваш класс изучал характер. Например, используйте шесть столпов, упомянутых выше, и изучайте по одному в неделю или месяц. Выберите книгу, которая подчеркивает эту черту, чтобы прочитать и обсудить. Для детей старшего возраста, даже в старших классах, многие классические книги преподают важные уроки, например, типичный учебник для начинающих о хорошем характере Харпер Ли «Убить пересмешника».

Играйте в ролевые игры

Ролевые игры предлагают осмысленное обучение и массу удовольствия! Создавайте реалистичные сценарии и роли и распечатывайте карточки или рабочие листы для детей. Не забудьте включить сценарий для каждой группы учащихся и черты характера, которые будут отображаться для каждого участника. Попросите их разыграть части, создавая диалог для каждой сцены, демонстрируя эти атрибуты. На уровне средней или старшей школы попросите детей создать видеоролики социальной рекламы для черты, которую они изучают.

Проекты общественных работ могут помочь в решении академических задач

Время от времени в сети появляется новость, в которой рассказывается, как класс учителя или тренера получает зачет по физическому воспитанию за выполнение проектов по оказанию помощи пожилым или обездоленным. Это говорит о том, что эти сервисные проекты могут также выполнять академические задачи и обучать студентов гражданской ответственности и обязанностям. В зависимости от уровня обучения и местных ресурсов или возможностей изучите возможности в вашем районе и определите, что ваши ученики могут сделать в рамках проекта, который будет служить их сообществу. Даже при ограниченных возможностях даже такая мелочь, как создание плакатов или отправка поздравительных открыток военнослужащим, дислоцированным за границей, может служить примером уважения и благодарности к тем, кто отдал свою жизнь за всех нас.

Используйте классную систему поощрения/поощрения

Большинство учителей K-3 используют систему поощрения как часть своей системы управления дисциплиной. Но что, если бы награды давали за проявление положительных качеств, таких как доброта или помощь другим? Одна из идей состоит в том, чтобы иметь «шкатулку с сокровищами», где учащиеся могут выбрать небольшую награду после демонстрации заранее определенных положительных качеств. Например, если дети наберут столько баллов за добрые дела, как указано учителем, они могут выбрать награду из коробки. Запаситесь небольшими предметами, которые не обязательно должны быть дорогими! Награды служат мощным стимулом для воплощения в жизнь усвоенных черт характера. Со временем учащиеся уйдут от этих внешних поощрений, научившись ценить целевые качества.


Рассмотрение воспитания характера как важной части учебной программы было одной из самых горячо обсуждаемых тем последнего десятилетия. Одни считают, что нравственности и ценностям нужно обучать исключительно дома, другие считают, что за воспитание ребенка отвечает вся община. Независимо от позиции, неоспоримым фактом является то, что обучение этическим ценностям является одной из целей, поставленных перед нами на национальном уровне.

Районы, школы и отдельные учителя сами решают, сколько и что включить в свои собственные усилия по обучению всего ребенка. Просмотрите идеи, перечисленные выше, и используйте то, что, по вашему мнению, приведет к более активному развитию характера ваших учеников, прокладывая путь к ответственным, заботливым маленьким ученикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *