Как воспитывать детей: кнутом или пряником?
Главная
Родителям
Как воспитывать ребенка?
Как воспитывать детей: кнутом или пряником?
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
- личность ребенка
Рождаясь, младенец является для окружающих эталоном чистоты и невинности. Но по мере взросления у него формируется самосознание, ребенок выражает свое мнение и свои желания (часто не совпадающие с мнением и желанием родителей), проявляет самостоятельность и порой шалит.
В стремлении воспитать свое чадо молодые родители интуитивно прибегают к методу кнута или пряника – действуют путем наказания или поощрения. За провинность ребенка наказывают физически – ставят в угол или запрещают смотреть мультики, гулять с друзьями и так далее.
Так как же правильно воспитывать ребенка: кнутом ил пряником? Для этого рассмотрим подробнее каждый метод.
Метод кнута
К физическому воздействию на ребенка (шлепки, ремень, подзатыльник) в случае непослушания прибегают многие родители. Этим они хотят наказать его за невыполнение какого-либо указания или за проступок. Теоретически этот способ может быть достаточно действенным. Возможно, ваш отпрыск, пусть даже совсем маленький, перестанет совершать тот или иной нежелательный поступок, боясь боли, лишения и запретов.
Схема действия данного метода и его эффективность сопоставима со способом приучения котенка к туалету путем тыканья его носом в лоток, например, когда он справляет нужду в неположенном месте. Прибегая к методу физического наказания, вы фактически дрессируете ребенка. Но будет ли это положительно сказываться на его психике и поведении? Нет! Любые физические наказания негативно влияют на личность ребенка.
В нем развивается ненависть, злоба, агрессия и недоверие по отношению к родителям. Малыш может стать подавленным, стеснительным, боязливым, замкнутым и неспособным выражать свое мнение.Особенно нежелательно такое обращение с детьми чувствительными. Поэтому родителям важно научится договариваться с ребенком, а не воздействовать на него силой. Когда малыш что-либо делает не так, стоит предупредить его: «Ты будешь наказан, если не перестанешь толкать сестренку!». Ребенок будет предупрежден и задумается над своим поведением. Если же желаемого эффекта не последовало, можно прибегнуть к другим методам наказания (скажем, лишить его вечернего просмотра мультфильма), но ни в коем случае не наказывать физически – путем болевого воздействия. Помните, жестокое обращение с детьми недопустимо.
Каждому ребенку важно понимать, почему родители ему что-то не разрешают. О том, почему взрослым стоит устанавливать правила для детей, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Как воспитать счастливого ребенка».
Метод пряника
Такой подход предусматривает, что детей обязательно поощряют за желаемое поведение, заслуги, помощь или выполнение поручения. В этом случае важно не приучить ребенка делать что-то хорошее только за вознаграждение (шоколад, мультик и так далее). Важно гордится чадом и любить безо всяких причин. Такое отношение родителей к ребенку формирует доверие, любовь, высокую самооценку и, конечно, желание вести себя должным образом без расчета получить награду.
Однако, применяя только метод поощрения, воспитать гармоничную личность невозможно. Некоторые родители слишком опекают своего малыша, всячески балуют его и не наказывают за провинности. Такой ребенок может вырасти эгоистом, неспособным отвечать за свои поступки. Дети, привыкшие к постоянному потаканию и поощрениям, растут в ощущении полной безнаказанности. Кроме того, они практически лишены возможности мыслить и действовать самостоятельно, привыкнув к опеке и чрезмерной заботе родных и близких.
Из чего рождается инфантильность и в каком возрасте ребенку надо начинать передоверять ответственность за себя самого и за свои поступки, чтобы в дальнейшем он не стал инфантильным взрослым? Рассказывает практикующий психотерапевт Марк Евгеньевич Сандомирский.
Золотая середина
Чтобы гармонично воспитывать своего малыша, не испортить его характер и не сломать в нем личность, детские психологи рекомендуют применять различные подходы. Конечно, необходимо поощрять ребенка, а за серьезные проступки придется прибегнуть к определенным (нефизическим) методам наказания. Но самое главное – найти золотую середину. Важно говорить с малышом, объясняя как можно и как нельзя себя вести в тех или иных ситуациях. Нужно уметь договариваться с ним и обязательно анализировать те или иные аспекты его поведения.
Не закрывайте глаза на нежелательное поведение и не воспринимайте как само собой разумеющиеся заслуги вашего ребенка. В зависимости от вашей реакции он делает вывод о том, что хорошо, а что плохо. Именно таким образом, постепенно, он выстроит собственную систему ценностей, основываясь на том, что прививают ему родители.
Юлия Киретова,
педагог-психолог
МБУ СОШ №26, д/с «Тополёк»,
г. Тольятти
Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, как для родителя, и определить правильную стратегию взаимоотношений со своим ребенком.
Ваш стиль воспитания
насколько это эффективно при воспитании детей
Объяснять своим детям, что такое хорошо, и что такое плохо рано или поздно приходится практически всем родителям. Очень часто при этом используется метод кнута и пряника, основанный на наказании и поощрении за соответствующие поступки. Насколько это эффективно, и каким должно быть соотношение «кнутов» и «пряников» при воспитании детей?
Система наказаний и поощрений как одна из основ человеческой цивилизации
Система наказаний и поощрений является одной из основ человеческой цивилизации. Всех нас в течение жизни поощряют за хорошую работу и хорошие поступки, и наказывают, если мы совершаем что-то плохое. Только если в детстве нас награждают похвалами, сладостями и походом в цирк, а наказывают временным лишением любимых игрушек или подзатыльниками, то во взрослой жизни для этого используются денежные премии, различные материальные и нематериальные ценности, полиция, судебная система и исправительно-трудовые учреждения.
Приучать к законам поощрения инаказания, действующим в человеческом обществе, нас начинают с самых ранних лет, объясняя в общих чертах и подробностях, что такое хорошо,и что такое плохо. Потом, когда мы вырастаем и становимся родителями, мы передаем это знание своим детям. Но так ли актуален метод «кнута» и «пряника» в современном мире?
Это больше похоже на дрессировку, чем на воспитание
Метод кнута и пряника вряд ли можно назвать идеальным средством воспитания детей. Скорее, это похоже на некую дрессировку,в результате которой они приучаются делать что-то позитивное, и не делать негативное для того, чтобы получить «премию» или избежать наказания, а не в результате осознанного выбора. Реально ли воспитать гармоничную, независимую личность под страхом наказания, даже если оно чередуется с «сахарными пряниками»? Можно ли насильно сделать человека хорошим, или он должен сам все понять, и сделать свой выбор?
Если использовать только «кнут»
К сожалению, подобное еще встречается в современном мире. Некоторые родители считают, что правильно воспитать детей можно только с помощью «кнута» (вернее, ремня), запугивания и физических наказаний.Естественно, превращение семьи в исправительно-трудовую колонию ничем хорошим не заканчивается. Ребенок, воспитанный под гнетом страха и физической болис большой долей вероятности вырастет озлобленным, как на родителей, так и на весь мир, забитым,агрессивным, замкнутым и жестоким.Это будет потенциальный преступник из числа «недолюбленных» детей.
Вряд ли он будет обладать способностью мыслить свободно и независимо, и отличаться особой креативностью, хотя, конечно, возможны исключения. В любом случае, ни о каком доверии и дружбе с родителями при использовании этого метода говорить не приходиться. Ребенок будет копить злость на родителей и, когда немного повзрослеет, может им и отомстить.
Когда все-таки нужно немного «кнута»
Применять небольшие дозы «кнута» следует только в крайних случаях. Во всех остальных случаях достаточно ограничиться разъяснительными беседами. Если ребенок действительно совершит что-то плохое (например, обидит девочку в классе и т.д.) то можно подумать о введении против него определенных санкций. Это совсем не обязательно должны быть угрозы и «кнут».Гораздо более действенным методом наказания для современных детей, чем запугивания и подзатыльники, может стать лишение компьютера и Интернета на неделю, месяц и т.д.
Пусть это будет лишь легкая «приправа» к «пряникам»
В любом случае сто раз подумайте, прежде чем взяться за ремень, «кнут» и другое орудие насилия над детьми. Так ли уж провинился ваш ребенок? И являетесь ли вы сами образцово-показательной личностью, чтобы кого-то наказывать? Или вы просто бьете своего ребенка по инерции, потому что вас самого в детстве колотили? Подумайте, можно ли с помощью страха, угроз и физического насилия воспитать полноценную личность.
Эффективность метода «кнута» весьма сомнительна, поскольку ребенок не будет совершать плохие поступки не потому, что будет осознавать их неправильность, а из-за страха получить физическое или моральное наказание. Для того, чтобы ребенок по-настоящему боялся что-то не сделать, в семье придется установить настоящий тоталитарный режим, что вряд ли скажется положительно на взаимоотношениях родителей и детей. Поэтому, если «кнут» и нужен в воспитании детей, то в минимальных дозах. Пусть это будет лишь легкая «приправа» к «пряникам».
Наказание за ошибки – это самая большая ошибка
Ни в коем случае не нужно внедрять систему наказаний в процессе обучения ребенка чему-либо. Наказание за ошибки – это самая большая ошибка в воспитании детей. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения. Если их не совершать, невозможно создать что-то интересное и необычное. Именно из-за того, что сначала родители, а потом и школьная система воспитывают у детей страх перед ошибками, мир страдает от нехватки креативных людей с хорошо развитым творческим воображением.
Если использовать только «пряник»
С помощью одних только «пряников» и «зефиров» тоже вряд ли получится воспитать полноценную, гармоничную личность, так же как и при диете, основанной на одних только сладостях, невозможно дать организму все необходимые для его жизнедеятельности питательные вещества.
При такой дрессировке ребенок приучиться совершать хорошие поступки только в том случае, если за этим последует определенное вознаграждение. Лучше уж дарить детям подарки без особого повода и на праздники, чем приучать их к товарно-денежным отношениям с родителями, при которых они будут «хорошими» только ради денег и различных семейных привилегий. Гораздо важнее материального поощрения за правильное поведение может оказаться поддержка ребенка во всех его позитивных начинаниях, даже если они очень далеки от жизненных интересов родителей.
Можно обойтись и без этого
Естественно, метод «кнута» и «пряника» подходит не для всех детей. Каждый ребенок обладает сугубо индивидуальными особенностями, и кому-то действительно нужны наказания и поощрения, а кому-то — просветительские беседы. Кто-то окажется настолько умным, что при достижении сознательного возраста сам все поймет без какой-либо дрессировки.
Когда ребенок станет достаточно взрослым, чтобы осознавать то, что он делает, ему нужно предоставить свободу выбора, чтобы он совершал хорошие поступки, и старался избегать плохих по собственной воле без какого-либо принуждения со стороны системы «кнута» и «пряника».
Сделать эффективным процесс понимания ребенком того, что такое хорошо, и что такое плохо можно и без «кнута» и «пряника». Для этого нужно постоянно вести с ним большую культурно-просветительскую работу, используя собственный пример и лучшие образцы мировой литературы и кинематографа. Конечно, это гораздо сложнее, чем дать ребенку подзатыльник или вручить денежную премию за хороший поступок. Но кто сказал, что воспитание детей – это просто?
На примере лучших образцов мирового искусства, объясните ребенку, когда он достигнет сознательного возраста, что обижать слабых – это плохо, что помогать им,и защищать их – это хорошо, и т. д.Этот метод гораздо лучше будет способствовать воспитанию свободной, независимой, гармоничной личности, чем «кнуты», «пряники и другие орудия системы наказаний и поощрений.
Эффективен ли метод кнута и пряника для взрослых студентов? – Новости для адъюнкт-факультета нации
доктора Брюса Джонсона
Рассмотрим, как начинается процесс обучения для студентов. Как правило, когда студенты начинают свои программы на получение степени, они надеются получить хорошие оценки, полезные навыки и соответствующие знания. Плата за обучение гарантирует зачисление в класс, и учащиеся получают подразумеваемые результаты, ожидаемые от их участия в этом классе. Напротив, преподаватели ожидают, что учащиеся будут соблюдать академические правила, работать в меру своих способностей и соблюдать определенные требования класса, включая сроки завершения учебных мероприятий.
Для студентов оценки служат индикатором их успехов в классе, символом их достижений и неудач, а также записью их статуса в программе получения степени. Я слышал, как многие студенты заявляли, что их основная цель в классе состояла в том, чтобы заработать то, что они называют «хорошими оценками», даже если они не полностью осознают, что для них является хорошей оценкой. Когда учащиеся не получают хороших оценок или минимума, ожидаемого преподавателями и/или школой, преподаватели могут попытаться подтолкнуть их — либо с помощью позитивных методов мотивации, таких как коучинг и наставничество, либо с помощью негативных методов мотивации, включая угрозы и унижение. расположение.
Я обнаружил, что многие преподаватели размахивают пряником перед своими учениками с помощью косвенных методов, таких как возможность получить более высокую оценку, поскольку «пятерка» может служить показателем максимальной успеваемости в школе. Могут быть предоставлены стимулы для повышения успеваемости, включая дополнительное время или разрешение на повторную отправку письменного задания, как средство поощрения учащихся к лучшей успеваемости.
Мой вопрос заключается в том, должно ли преподавание в высших учебных заведениях быть сосредоточено на том прянике, которым мы размахиваем перед студентами, чтобы они лучше успевали, или следует больше внимания уделять тому, что мотивирует каждого отдельного студента работать в меру своих способностей. ? Другими словами, должны ли мы что-то размахивать перед учениками, чтобы служить источником мотивации?
Что такое метод кнута и пряника?
Я полагаю, что большинство людей понимают, что значит размахивать перед учениками морковкой, чтобы мотивировать их. Фраза на самом деле основана на сказке о методе мотивации животного, и пока морковка висит перед ним, палка используется для подталкивания животного. Морковь служит наградой, а кнут используется в качестве поощрения и наказания за несоблюдение.
Этот подход до сих пор используется на рабочем месте, даже подсознательно руководителями, как метод мотивации сотрудников. Морковь или поощрения могут включать продвижение по службе, повышение заработной платы, различные задания, и этот список можно продолжить. Используемая палка или наказание за недостижение определенных целей или уровней производительности может включать понижение в должности или потерю работы. Угроза такого характера может служить мощным мотиватором, даже если суть такого подхода негативна и вызывает стресс.
Метод кнута и пряника в высшем образовании
Если вы не уверены в использовании этого подхода в высшем образовании, рассмотрите следующий пример. Вы даете обратную связь по письменному заданию, и теперь это половина пути в классе. Что касается одного учащегося, вы считаете, что он не соответствует критериям для задания и, что более важно, он либо не приложил достаточно усилий, либо не оправдал ваших ожиданий, либо не полностью реализовал свой потенциал. Следует отметить, что ваши представления об учениках формируются в зависимости от того, как вы относитесь к ним и их потенциалу. Другими словами, я стараюсь видеть в своих учениках людей с разным уровнем успеваемости, а это значит, что некоторые из них будут дальше, чем другие. Напротив, преподаватели, которые считают, что у них недостаточно времени, чтобы познакомиться со своими учениками по отдельности, могут рассматривать класс в целом и устанавливать ожидания в отношении общего уровня успеваемости, на котором должны быть все ученики для этого конкретного момента в классе. .
Возвращаясь к приведенному примеру, мой вопрос к вам таков: вознаграждаете ли вы попытку, предпринятую учеником, или вы наказываете этого ученика за то, что вы считаете недостатком усилий? Как тренер факультета, я общался со многими преподавателями, которые считают, что все студенты должны быть высокоэффективными и получать высшие оценки, независимо от их образования и предыдущих занятий. Когда учащиеся не могут оправдать это ожидание, создается впечатление, что этим учащимся либо все равно, они не пытаются, либо они не читают и не применяют предоставленную обратную связь. Ответ инструктора состоит в том, чтобы помахать пряником (поощрение) и использовать кнут, чтобы попытаться изменить необходимое поведение учащихся.
Актуальность для обучения взрослых
Многие преподаватели, особенно те, кто преподает в традиционных классах колледжа, придерживаются мнения, что инструкторы контролируют ситуацию, и студенты должны подчиняться. Это укрепляет уверенность учащихся в том, что они не контролируют свои результаты, и поэтому многие считают, что оценки находятся вне их контроля. Я видел, как многие ученики прекращали попытки к тому времени, когда их зачисляли в класс, который я преподавал, просто потому, что они не могли установить связь между приложенными ими усилиями и результатами или оценками, полученными на предыдущих занятиях. Другими словами, хотя они считали, что все делают «правильно», они все равно получали «плохие» оценки.
В основе процесса обучения взрослых лежит мотивация. Существует столько же степеней мотивации, сколько и типов учащихся, и нереально ожидать, что все учащиеся будут работать на одном уровне. Я узнал, что поведение взрослых учеников не меняется и не изменится навсегда в результате принудительного подчинения. Однако со временем поведение изменится, когда преподаватель наладит связь со своими учениками и установит с ними чувство взаимопонимания. Я призываю инструкторов думать не только о подвешивании пряника, но и пытаться влиять на поведение, и не всегда с помощью поощрений.
От поощрения-пряника к связи
Для инструкторов важно создавать условия, способствующие обучению, осознавая (и признавая), что все учащиеся способны учиться. Что еще более важно, некоторые студенты постепенно раскрывают свой потенциал, в то время как другие развиваются гораздо быстрее. Мой подход к обучению с самого начала сменился с поощрений или пряников на студентов. Я хочу наладить связи со студентами и развивать с ними продуктивные отношения, даже когда я веду онлайн-класс и мне нужно учитывать фактор расстояния.
Я призываю студентов пробовать и приветствую творческий риск. Я учу студентов воспринимать то, что они называют неудачами, как ценный урок. Я поощряю их участие в процессе обучения, побуждаю их к нестандартному мышлению во время дискуссий и учу их тому, что их усилия действительно влияют на получаемые результаты. Я понимаю, что такой подход не всегда легко реализовать, когда управление классом требует много времени, и это особенно верно для адъюнкт-инструкторов. Тем не менее, это может стать отношением и частью увлекательной учебной практики. Я призываю инструкторов включить его в свою философию преподавания, чтобы они работали над его внедрением.
У каждого преподавателя должна быть хорошо продуманная философия преподавания, поскольку она определяет его действия и даже реакцию на учеников и условия в классе. Фокус на студенте, а не на методе кнута и пряника, приводит к смещению точки зрения от того, чтобы смотреть в первую очередь на недостатки учащихся и видеть их сильные стороны, а также их потенциал для обучения. Это отношение отвлечения внимания от их недостатка к смыслу в процессе обучения, а также переход от наблюдения за всем классом к рассмотрению учеников по отдельности. Я надеюсь, что это вдохновит вас на переоценку и пересмотр того, как учить ваших учеников, и на поиск новых методов поощрения их лучших результатов.
Доктор Дж. является автором книги «Приступая к делу: Пособие для адъюнкт-преподавателей, преподающих бизнес».
внештатные преподаватели, студенты колледжей, инструкторы, работающие неполный рабочий день
Как мотивировать студентов без кнута и пряника
Традиционная мотивация и вовлеченность учащихся сводились к тому, чтобы предлагать учащимся «пряник» или вознаграждение за желаемое поведение и «кнут» или негативные последствия за нежелательное поведение.
Традиционная мотивация и вовлеченность учащихся сводились к тому, чтобы предлагать учащимся «пряник» или вознаграждение за желаемое поведение и «кнут» или негативные последствия за нежелательное поведение. Хотя это может быть полезным и эффективным инструментом во многих ситуациях в классе, это не настоящая игра, в которую мы должны играть исключительно.
Мотивация и вовлеченность учащихся — это игра внутренней мотивации. Конечная мотивация исходит изнутри, когда наш разум, тело и сердце согласовываются во время обучения. В этом пространстве наши ученики чувствуют, как искра любопытства, творчества и взаимопонимания полностью оживает внутри них.
Это настоящее волшебство в образовании – помочь нашим ученикам активизировать свою собственную свободу действий, чтобы они могли быть и стать лучшими версиями самих себя благодаря своему образовательному опыту.
Как сказал Дэниел Пинк, автор бестселлера «Драйв : удивительная правда о том, что мотивирует нас », в своем выступлении на конференции TED в 2009 г. « Загадка мотивации
»: «Если вы хотите участия, себя -направление работает лучше ».Обучение осознанности предлагает несколько очень практичных и междисциплинарных подходов, которые помогают учащимся зажечь свой внутренний мир, осознать ограничивающие убеждения и избавиться от них, а также подключиться к своей собственной деятельности, чтобы учащиеся чувствовали себя способными занять место водителя в своем собственном учебном процессе.
На повседневном уровне это выглядит как выполнение четырех (4) практик осознанности в течение дня в классе. Эти практики являются самостоятельными (находящимися под нашим контролем), помогают учащимся активизировать свою собственную свободу действий (вера в то, что вы имеете влияние на свои слова, мысли и действия) и, в конечном счете, помогают нашим учащимся обнаружить, что возможно в их учебном процессе.
Доступ к телу и разуму («Сильное тело, сильный разум»)
Дайте учащимся время осознанно двигаться и снимать стресс, в том числе эмоциональное переполнение и умственную усталость, из своего тела.
Я был свидетелем того, как сотни, если не тысячи студентов говорили, что они не могут что-то сделать или у них ничего не получается, а затем практиковали сложную позу баланса йоги, доступную для класса, с правильным руководством по установке на рост, испытывали мгновенная трансформация внутреннего убеждения, изменяющая сценарий в их собственном сознании с «Я не могу» на «Я могу это сделать, посмотри на меня, Я МОГУ СДЕЛАТЬ это!».
Они могут применить это энергетическое открытие и кинестетическое обучение к чему-то более когнитивно требовательному с отличными результатами. Это сила доступа тела к разуму.
Вы помогаете учащимся получить доступ к своей внутренней силе, предоставляя им возможность исследовать возможности своего тела и применять полученные знания к своему разуму, выполняя более сложные когнитивные задачи.
Дайте учащимся время осознанно подвигаться и избавиться от стресса, в том числе эмоционального перенапряжения и умственной усталости.Intention
Intention — это мощная система, помогающая учащимся получить желаемые результаты от обучения. Подумайте об этом так: «Какого результата я хочу от этого учебного опыта?» Помочь учащимся высказаться в том, какой желаемый результат они хотят получить в рамках того или иного контента, — это мощное противоядие от кризиса критического мышления, который возникает только при обучении, основанном на тестировании.
Intention — это мощная система, помогающая учащимся получить желаемые результаты от обучения.Внимание
Наше внимание захвачено в технологическом мире, и очень важно помочь нашим ученикам научиться концентрировать свое внимание для оптимального обучения и достижения желаемых целей. Один простой способ сделать это — добавить осознанную дыхательную практику, которая включает в себя счет, например, дыхание 3–5 (медленно вдыхайте, считая до трех, и медленно выдыхая, считая в обратном порядке от пяти). Вы можете включить это до, во время и после урока.
Наше внимание захватили в технологическом мире, и очень важно помочь нашим ученикам научиться концентрировать свое внимание для оптимального обучения и достижения желаемых целей.Аффирмация или позитивный разговор с самим собой
Слова, которые мы говорим себе, могут создать или разрушить все возможное в нашей жизни, включая наш опыт обучения. Помогая учащимся научиться говорить утвердительно про себя (положительный разговор с самим собой) либо как способ оптимизировать свое обучение, либо помочь им повысить устойчивость в трудные моменты академического обучения, перепрограммировать их собственные ограничивающие убеждения и открыть резервуар усиленного обучения. .
Используйте аффирмации несколько раз в день, чтобы помочь учащимся отточить свои навыки внутреннего разговора и помочь им создать вдохновляющие убеждения о себе.
Мы становимся тем, во что верим, поэтому помощь нашим ученикам в изменении этого внутреннего нарратива является ключом к мотивации и вовлеченности учащихся, а также к успеху на протяжении всей жизни.
Слова, которые мы говорим себе, могут создать или разрушить все возможное в нашей жизни, включая наш опыт обучения.Re-Frame
Задача — это часть процесса обучения, роста и развития. Без надлежащих инструментов в такие моменты это может победить и лишить нас мотивации и стремления продолжать учиться и расти. Войдите в силу инструмента «re-frame». Мы можем помочь учащимся переформулировать ошибки и неудачи как невероятные возможности для обучения, когда навыки и поведение, необходимые для достижения успеха в любом конкретном предмете, могут быть изучены в ходе испытания, которое, возможно, было не так доступно учащемуся до испытания.
Метод кнута и пряника имеет свое место в процессе обучения. Однако конечная цель стимулирования мотивации и вовлеченности учащихся заключается не в соблюдении требований, а в свободе и расширении. Это происходит от того, что мы помогаем нашим ученикам получить доступ к месту внутри себя, чтобы они могли постоянно вдыхать жизнь, чтобы стать сильным человеком, распространяющим свою особую искру и магию в мире.