Воспитательные ограничения: Ограничения и запреты как воспитательная мера

Содержание

Ограничения и запреты как воспитательная мера

Ближе к трем годам перед родителями встает задача установления правил, запретов и ограничений для ребенка. Но что именно нужно запрещать, в какой форме, и какими должны быть последствия нарушения запретов? Набор запретов в каждой семье свой, но важно понимать некоторые принципы, соблюдая которые, мы сможем сделать наши воспитательные усилия более эффективными, а ребенок будет воспринимать ограничения менее болезненно.

В первую очередь это вопрос безопасности: дети могут нечаянно навредить себе в силу своей неопытности. К тому же запреты — важная часть воспитательного процесса: дети с правильным пониманием своих и чужих «можно» и «нельзя» в будущем реже страдают от зависимостей и легче выстраивают общение с другими людьми.

Многие родители придерживаются стандартной схемы установления границ, в которой четко разделяется хорошее и плохое поведение ребенка и соответствующая этим двум случаям реакция. Сделал хорошо — похвала, сделал плохо — наказание. При этом некоторые родители даже не объясняют ребенку, почему его наказали, считая, что он должен сам понять, какой именно поступок спровоцировал такую реакцию.

Такой подход сегодня считается неэффективным и даже вредным: ребенок, не понимающий, за что он получил наказание, начинает испытывать постоянный страх перед собственными действиями, а это грозит ему серьезными психологическими проблемами. У некоторых детей появляется еще и злость на родителей, которые наказывают его, по его мнению, без причины.

Как найти баланс между «можно» и «нельзя», чтобы ребенок при этом понял обоснованность запретов и, главное, соблюдал их?

Четыре цветовые зоны

Ограничения обязательно присутствуют в жизни ребенка. Без них он не может почувствовать себя в безопасности, не уверен в том, что взрослые смогут защитить его от него самого. Чтобы ребенку было легче понять наши запреты, можно разделить все ситуации на четыре цветовые зоны.

  1. В зеленую зону попадает все то, что ребенок может делать по собственному желанию и выбору (например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить).
  2. Желтая зона включает те действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Например, он может решить, в каком порядке делать задания, но закончить должен к 8 часам вечера. Можно гулять на площадке в любом месте, но не убегать за ее пределы. Именно в этой зоне ребенок постепенно приучается к внутренней дисциплине. Родитель вначале помогает ребенку быть осмотрительным и учиться контролировать себя с помощью норм и правил, которые установлены в семье. 
  3. Оранжевая зона — те случаи, когда ребенок оказывается в стрессовой ситуации. Здесь важно объяснить, что разрешение (лечь спать в комнате родителей, подольше посмотреть телевизор, не чистить зубы перед сном) оправдано только исключительными обстоятельствами. Обычно дети хорошо понимают подобные ограничения: например, после долгого отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребенку разрешают не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти в детский сад).
  4. Красная зона — действия, которые запрещены в любых обстоятельствах. Здесь не может быть никаких исключений (например, нельзя кусаться, играть с огнем, выбегать на проезжую часть, причинять боль животным).

Какие запреты работают?

Запреты должны соответствовать возрасту ребенка

Двухлетний малыш может не понять, почему, например, нельзя погладить бездомную собаку на улице, а вот к трем-четырем годам объяснение этого запрета будет ему понятно. Поэтому наказывать ребенка за то, чего он еще в силу возраста не может понять, просто бессмысленно. Считается, что до трехлетнего возраста устанавливать ограничения непродуктивно: совсем маленькие дети еще не улавливают причинно-следственную связь между своим поведением и его последствиями.

Ограничения никогда не должны затрагивать права ребенка

За плохое поведение ребенку можно ограничить доступ к привилегиям, но не к правам. Все дети имеют неотъемлемое право на еду, воду, родительскую любовь, свободу передвижения и другие базовые вещи, а вот доступ к телевизору или планшету — уже привилегия. Можно оставить ребенка на пару дней без десерта или походов в гости к друзьям, но никто не имеет права заставлять его голодать или запирать в комнате — это незаконно.

Общее правило — наказывать ребенка, лишая его хорошего, а не делая ему плохо. Чтобы это правило можно было применять, старайтесь создать запас хороших семейных традиций и праздников (например, в выходной мама печет пирог, один раз в неделю вечером все идут на прогулку или читают книжки).

Устанавливая запрет, всегда спрашивайте себя, действительно ли в этом есть необходимость

Некоторым родителям проще запретить ребенку что-то просто потому, что так им самим будет спокойнее. Например, маме не хочется, чтобы ребенок испачкал или порвал хорошую одежду, и она запрещает ему играть в догонялки или лезть на дерево. Или, опасаясь, что ребенок сломает дорогую игрушку, она не разрешает давать ее поиграть другим детям. Такие запреты могут привести к тому, что малыш будет либо слушаться и при этом совершенно не доверять родителям, либо отстаивать свои интересы с помощью агрессии.

Наказание должно быть только за сознательное нарушение ребенком запрета, который он понимает

Если малыш тянется руками к розетке, но мама никогда ему не говорила, что это опасно, наказывать ребенка не нужно. Лучше спокойно отвести его от опасного места и объяснить, чем чреват такой поступок и почему так делать нельзя. Если ребенок устроил драку в детском саду, первоочередной мерой должно быть не наказание, а объяснение, почему его поступок считается плохим, что именно он сделал не так. Наказание же должно последовать лишь тогда, когда малыш, несмотря на разъяснение родителей и установленный запрет, снова сделает по-своему.

Как добиться выполнения запретов?

Устанавливая запреты, нужно обязательно объяснять свою мотивацию

Почему нельзя переходить дорогу на красный свет, поднимать на улице конфеты, уходить с незнакомыми людьми, совать пальцы в розетку, отнимать игрушки у сверстников — каждый из этих пунктов нужно объяснять детям простым и понятным языком.

Произносите запрет дружественно-разъяснительным тоном, а не как приказ

Запрет, высказанный сердито, властно или грубо, воспринимается тяжелее. Объяснение должно быть коротким, и произносить его нужно один раз, причем лучше в безличной форме. Например: «Конфеты мы едим после обеда» вместо «Положи конфету сейчас же!» или «Делать больно другим людям нельзя» вместо «Прекрати немедленно дергать дергать Машу за волосы!»

Обращайте внимание на хорошее поведение чаще, чем на плохое

Малыш помог по дому, нарисовал красивый рисунок в садике, сделал собственными руками открытку на день рождения бабушки, научился говорить «спасибо» и «пожалуйста», поделился новыми игрушками — все это, несомненно, стоит вашего внимания. Обращайте на это внимание, хвалите как можно чаще, говорите ему, что любите или просто обнимайте.

Если родители ругают ребенка за каждое нарушение запрета, но при этом не обращают внимания на его старания и достижения, он постоянно будет чувствовать себя виноватым, нелюбимым и плохим, что приведет к реальным проблемам с самооценкой. Вдобавок его поведение будет становиться еще хуже — ведь родительское внимание нужно каждому ребенку. И если для того, чтобы тебе уделили время, надо сделать что-то плохое, малыш усвоит это правило и будет стараться изо всех сил.

Устанавливая запреты, согласовывайте их со всеми членами семьи

Если, к примеру, мама не разрешает есть мороженое на улице, а бабушка, наоборот, покупает его малышу на прогулке со словами «маме мы об этом не расскажем», у ребенка не сформируется стереотип правильного поведения. То же самое происходит, если мама не разрешает ребенку смотреть телевизор перед сном или есть сладости до обеда, а отец не считает это запретом и в ее отсутствие не отказывает малышу в просьбе посмотреть еще один мультфильм или съесть шоколадку.

В большинстве подобных случаев дети начинают понимать, что с разными людьми можно вести себя по-разному, и быстро учатся получать от этого выгоду, что может плохо сказаться на их поведении в будущем. К примеру, ребенок будет считать, что нарушение запрета тогда, когда никто не видит, не приведет к плохим последствиям, а значит можно нарушать его, не опасаясь наказания. Поэтому запреты должны быть едиными и следить за их соблюдением ребенком должны все члены семьи.

Будьте последовательны

Правила в стиле «нельзя, но иногда можно» не работают и, опять же, плохо влияют на поведение. В книге «Между „можно“ и „нельзя“: как установить границы для ребенка» детский психолог Катрин Дюмонтей-Кремер советует родителям: «Принятые правила могут быть пересмотрены, но они никогда не обсуждаются на ходу. Единственное, чем вы можете помочь ребенку в такой ситуации, — внимательно выслушать и показать, что понимаете его чувства. Ведь вы говорите „нет“ не для того, чтобы его травмировать, а по не зависящим от него обстоятельствам».

Если ваш запрет — некие общественные нормы поведения, автор советует родителям знакомить с ними ребенка: показывайте ему выдержки из документов и правил, которые вывешены в общественных местах или транспорте, рассказывайте, что в любой стране существуют законы, которые нельзя нарушать. А еще последовательность — это собственный пример родителей, соблюдающих общепринятые правила.

Время от времени корректируйте список ограничений

Не забывайте о том, что по мере взросления ребенка некоторые запреты останутся в силе, а некоторые не только можно, но и нужно будет отменить — или добавить новые. Главное, что нужно помнить при установлении границ — они должны обеспечивать его безопасность, формировать принципы правильного поведения и социальные навыки, а не превращать его жизнь в череду сплошных запретов, провоцируя этим страх самостоятельности.

        

Источники:

Портал для родителей RaisingChildren

Портал «Я — родитель»

Сайт профессиональных психологов b17.ru

Формирование единого образовательного и воспитательного пространства обсудили на Всероссийском педагогическом конгрессе

Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения России», нацеленный на обсуждение процесса формирования единого пространства педагогического образования, стартовал в Москве.


Конгресс открыло пленарное заседание, в котором приняли участие ведущие эксперты в сфере образования. В их числе и ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета Александр Коротков.

«Говоря о развитии образования, нельзя не говорить о подготовке учителя. Образование готовит будущие поколения, поэтому задачи решает всегда сложные, перспективные, всегда должно смотреть на шаг вперед. Сегодня наши задачи – это технологический суверенитет, воспитание, развитие подрастающего поколения в духе традиционных ценностей, и все это имеет самое серьезное влияние на повседневный труд учительства», – отметила в приветственном слове заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева.

Одной из центральных тем пленарного заседания стало формирование единой образовательной и воспитательной экосистемы в стране, ее значимость отметил в своем выступлении директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Алексей Благинин: «Мы живем в очень непростые, но весьма интересные времена: стремительная трансформация во всех сферах, новые глобальные вызовы, ограничения, и первостепенными становятся задачи сохранения технологического, мировоззренческого, научно-экономического суверенитета нашей страны, а значит, и отечественной системы образования. Фундаментальным условием для формирования суверенной системы образования является создание целостной и единой образовательной и воспитательной экосистемы, объединяющей все субъекты: школу, колледжи, вузы, федеральные и региональные органы власти. Именно педагогические вузы могут и должны стать движущей силой этой экосистемы, наполняя ее идеями и квалифицированными кадрами».

Ректор Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин подчеркнул: «Невозможно двигаться вперед без серьезной связки школ, колледжей, университетов, институтов повышения квалификации и таких сущностей, как психолого-педагогические классы, школы при педагогических университетах, а также без связки содержания образования, которое есть в педагогических вузах, требований к содержанию образования в школах и содержания программ повышения квалификации. Единые принципы: логичность, преемственность, поступательность наших действий и, конечно же, объединение ресурсов – позволяют выходить на уровень нового качества образования.

В рамках Педагогического конгресса прошла научно-практическая конференция «От научных исследований к образовательной политике», в ходе которой обсуждались современные методические решения в системе образования, цифровая трансформация образования, актуальные модели подготовки педагогических кадров, а также взаимодействие педагогических вузов и региональной системы образования. Работа дискуссионных методических площадок была нацелена на трансляцию наиболее эффективных подходов и практик в подготовке и повышении квалификации педагогов.

С материалами конгресса можно ознакомиться на сайте Академии Минпросвещения России.

Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения России» проводится Академией Минпросвещения России 7–9 декабря по инициативе и при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Пресс-центр ВГСПУ ([email protected])

Подразделения: 

Ректорат

4 Законы, сформировавшие специальное образование в США

По данным Национального центра статистики образования (NCES), около семи миллионов учащихся в возрасте от 3 до 21 года получают услуги специального образования в США — 14 процентов всех учащиеся общеобразовательных школ. Поскольку учащиеся специального образования имеют особые потребности, они полагаются на учебную среду, адаптированную для них. Имея это в виду, школы нашей страны на протяжении многих лет совершенствовали свои подходы к обучению учащихся с особыми потребностями.

Одним из заметных изменений стал переход к более инклюзивной структуре классной комнаты, которая позволяет таким учащимся учиться в общеобразовательной среде вместе со своими сверстниками. Это означает, что не только учителя специального образования должны хорошо разбираться в законах и постановлениях, касающихся учащихся с особыми потребностями, — все учителя должны иметь четкое представление о законах и правилах специального образования.

Чтобы помочь вам быть в курсе, мы выделили четыре закона, которые помогли сохранить права учащихся с особыми потребностями на образование.

4 Законы о специальном образовании, которые помогли сформировать школьную систему США

Знакомство с этими законами поможет вам лучше понять, как развивалось специальное образование с течением времени.

1. Закон об образовании для всех детей-инвалидов

Первоначально принятый в 1975 году Закон об образовании для всех детей-инвалидов (EHA), часто называемый публичным законом 94-142, требует, чтобы все государственные школы, получающие финансирование из федерального бюджета, доступ к образованию для детей с физическими и/или умственными недостатками. Это проложило путь к специальному образованию, как мы его знаем сегодня. До 1975, только несколько небольших округов предоставили образование учащимся с ограниченными возможностями в США. Чтобы сегодня получить федеральное финансирование специального образования, штаты должны соблюдать закон.

В дополнение к обеспечению равного доступа к учащимся с особыми потребностями, EHA обязало государственные школы оценивать детей с ограниченными возможностями и создавать индивидуальные образовательные планы, которые будут точно имитировать образовательный опыт учащихся без инвалидности, но при этом учитывать их уникальные потребности.

По сути, EHA был принят для достижения четырех ключевых целей:

  • Чтобы обеспечить доступность услуг специального образования для детей, которые в них нуждаются
  • Чтобы гарантировать, что решения об услугах для учащихся с ограниченными возможностями будут справедливыми и надлежащими
  • Установить особые требования к управлению и аудиту для специального образования
  • Предоставление федеральных средств для помощи штатам в обучении учащихся с ограниченными возможностями

2. Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями

То, что было известно как EHA, в конечном итоге стало Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) в 1990. IDEA обеспечивает следующие шесть основных элементов:

  • Государственные школы обязаны создавать Индивидуальную программу обучения (IEP) для каждого учащегося, имеющего право на получение услуг специального образования. IEP должны быть разработаны таким образом, чтобы удовлетворять уникальные образовательные потребности этого ребенка в подходящей среде с наименьшими ограничениями.

     

  • В максимально возможной степени IDEA гарантирует, что всем учащимся будет предоставлена ​​возможность учиться в Наименее ограничительная среда (LRE) — инклюзивная классная среда, в которой учащийся с особыми потребностями может добиться наибольшего академического успеха.

     

  • Бесплатное надлежащее государственное образование (FAPE) — это право на образование, которое гарантирует, что образование и сопутствующие услуги предназначены для удовлетворения индивидуальных потребностей лиц с ограниченными возможностями так же адекватно, как и потребностей людей без инвалидности.

     

  • IDEA включает набор процедурных гарантий , предназначенный для защиты прав детей с ограниченными возможностями и их семей, а также для обеспечения того, чтобы все учащиеся с особыми потребностями получали FAPE. Гарантии включают в себя возможность для родителей просмотреть полную информацию об образовании своего ребенка, право родителей запросить независимую оценку образования и многое другое.

     

  • IDEA обеспечивает использование соответствующих процессов оценки . Это сводит к минимуму количество ошибочных идентификаций, предоставляет множество инструментов и стратегий оценки, запрещает использование какой-либо одной оценки в качестве единственного критерия и обеспечивает защиту от мер оценки, которые носят расовый или культурный характер.

     

  • Перекрестное сотрудничество является ключом к получению учащимся образования, необходимого для достижения успеха. IDEA позволяет родителям, учителям, школьным психологам и другим заинтересованным сторонам работать в тандеме при разработке IEP, определении надлежащего LRE и обсуждении других важных соображений для каждого учащегося.

Проще говоря, IDEA заменила EHA, чтобы больше внимания уделять отдельному учащемуся, а не его состоянию.

3. Закон об ассистивных технологиях

Первоначально принятый в 1998 г., Закон об ассистивных технологиях был повторно утвержден в 2004 г. Он предоставляет ассистивные технологии лицам с ограниченными возможностями, чтобы они могли более полно участвовать в образовании, трудоустройстве и повседневной деятельности на равных с другими людей в своих сообществах. Поскольку технологии играют все более важную роль в нашей жизни — от бизнес-функций до предоставления образования — они влияют на людей с ограниченными возможностями не меньше, чем на остальных граждан США.

В соответствии с законодательством каждый штат США получает грант для финансирования программ закона об ассистивных технологиях (ATAP), которые предоставляют услуги инвалидам на протяжении всей их жизни. 56 ATAP, созданных в соответствии с законом, представляют собой место, куда пользователи могут приходить для демонстрации продуктов, выдавать недорогие кредиты на свои покупки и получать информацию об этих продуктах.

Закон о вспомогательных технологиях от 2004 г. устанавливает основной набор программных услуг для повышения согласованности по всей стране. В результате не менее 60 процентов средств, которые получает программа вспомогательных технологий каждого штата, должны поддерживать следующее:

  • Деятельность по государственному финансированию
  • Программы повторного использования устройств
  • Программы кредитования устройств
  • Демонстрационные программы устройства

4. Закон о защите детей-инвалидов

В то время как EHA предписывало всем государственным школам, получающим финансовую поддержку от федерального правительства, предоставлять учащимся с особыми потребностями недискриминационный доступ ко всем образовательным программам, Закон о защите детей-инвалидов (HCPA) 1986 г. создан для введения в действие положений, не охваченных EHA. Например, EHA напрямую не касается возмещения судебных издержек, доступных для родителей, выигравших судебные процессы, основанные на нарушениях положений EHA.

HCPA возник после решения Верховного суда США по делу Smith v. Robinson 1984 года. Было обнаружено, что существующие механизмы обеспечения прав инвалидов не учитывают, как, когда и/или где должны быть урегулированы судебные издержки.

HCPA внес поправки в EHA, чтобы разрешить присуждение разумных гонораров адвокатов, расходов и издержек родителям или опекунам ребенка или подростка с ограниченными возможностями, которые являются выигравшей стороной в гражданском иске о защите права ребенка на FAPE.

Защищайте достоинство учащихся с ограниченными возможностями

Изучая некоторые из основных законов о специальном образовании, которые определяют, как мы размещаем учащихся с особыми потребностями, вы можете захотеть принять участие. Независимо от того, есть ли у вас уже некоторый опыт работы в классе или вы только начинаете, возможно, вы сейчас пытаетесь решить, есть ли у вас все необходимое, чтобы стать учителем специального образования.

Если это так, то самое время изучить эту область — нехватка учителей в нашей стране особенно сильно ударила по специальному образованию. Чтобы помочь вам определить, подходите ли вы для этой преподавательской должности, стоит изучить наиболее востребованные черты, которые работодатели ищут в квалифицированных учителях специального образования. Узнайте больше, прочитав нашу статью « 5 признаков того, что вы преуспеете в обучении учащихся с особыми потребностями .

 

 

Законодательные ограничения свободы чтения, обучения и преподавания

  1. Библиотека Принстонского университета
  2. Монографические отчеты и статьи (общедоступные)

Пожалуйста, используйте этот идентификатор для цитирования или ссылки на этот элемент: http://arks.princeton.edu/ark:/88435/dsp01f4752k89D

Название: Образовательные зара и штат — США
Расовые отношения — Обучение и преподавание — США — Законодательство
Государственные школы — Учебные программы — Цензура — США
Академическая свобода — США
Преподавание, свобода — США
Issue Date:  2021
Publisher:  PEN America
Place of Publication:  New York
Description:  Between January and September 2021, 24 legislatures across the Соединенные Штаты представили 54 отдельных законопроекта, направленных на ограничение преподавания и обучения в школах K-12, высших учебных заведениях, а также в государственных агентствах и учреждениях. Большинство этих законопроектов нацелены на обсуждение расы, расизма, гендера и американской истории, запрещая ряд «запрещенных» или «вызывающих разногласия» концепций (включая то, что законодатели называют «критической расовой теорией») для учителей и инструкторов, работающих в K-12. школы, государственные университеты и рабочие места. Эти законопроекты, по-видимому, предназначены для того, чтобы охладить академические и образовательные дискуссии и навязать правительству диктат в отношении преподавания и обучения. Вкратце: это воспитательные приказы о кляпе. В этом отчете мы сосредоточили свое внимание на законодательстве на уровне штатов, поскольку правительства штатов имеют первичную власть над государственным образованием. Однако формулировки многих из этих законопроектов также появлялись в других местах: в законопроектах и ​​предложениях, вносимых на федеральном уровне, в другие государственные органы и в местные школьные советы. Наряду с аналогичными волнами законов, ограничивающих право голоса и протеста, эти цензурные законопроекты отражают более масштабную и тревожную антидемократическую тенденцию в политике США, когда законодатели используют правительственный механизм в попытках ограничить возможность американцев выражать свое мнение, особенно для того, чтобы блокировать выражение идей или настроений, против которых выступают законодатели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *