Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий: Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий

Содержание

Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий

К чувственному познанию, то есть к перцептивным процессам помимо ощущения относят и процессы восприятия, являющиеся более сложными, комплексными.

Восприятие – это наглядно-образное отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

В отличие от ощущений в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме результатов ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Восприятие органически связано с рядом других психических процессов и образований, с иными видами психической деятельности. Восприятие (как процесс и как результат) органически включает в себя, в частности, прошлый опыт, память человека (в том числе и в аспекте общечеловеческого, социально-исторического опыта), установки личности.

Например, учитель неодинаково воспринимается каждым учеником и совсем по-иному — инспектором, присутствующим на этом уроке. Или, скажем, наличие установки, предварительного настроя, направленности на что-либо может существенно предопределять результаты восприятия (воздействия общественного мнения, торговой рекламы, интересов личности и пр.). Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает конкретное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия, понимания формируемого чувственного образа. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

Человеческое восприятие, как и всякий другой вид психической деятельности, неразрывно связано с эмоциями и чувствами личности, т.е. перцептивная деятельность всегда в той или иной мере пристрастна. Его высокая эмоциональная окрашенность особенно характерна для детского возраста. Сколько неподдельной радости, например, в восприятии ребенком животных или цветов, как заразительны и красочны детские рассказы о непосредственных впечатлениях! Да и для взрослого человека одни и те же предметы (скажем, привычные вещи домашнего обихода) выступают самыми разными сторонами в зависимости от тех или иных эмоциональных состояний личности.

Влияние эмоций заметно при восприятии произведений искусства, где эмоциональные связи и воздействия являются основным каналом, реализующим «волшебную силу искусства». В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Понятие восприятия неотделимо также от действия и деятельности. Как и ощущение, восприятие не является пассивным отпечатком объективного мира. Это определенное преобразование мира, происходящее в результате особой познавательной деятельности. У новорожденного, конечно, нет подобных перцептивных действий; младенец обучается действиям, которые вначале представлены как действия внешние, ручные, предметно-манипулятивные. Только впоследствии они становятся собственно перцептивными действиями по обследованию воспринимаемых предметов и явлений, по сопоставлению образца и оригинала*.

Таким образом, восприятие как процесс (как система перцептивных действий) и как результат (осознанный образ целостного предмета или явления) представляет собой сложный конгломерат психических процессов, состояний и свойств. В конечном счете вся психическая жизнь субъекта, вся личность в ее взаимоотношениях со средой преломляется и проявляется в восприятии.

* См.: Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.,1967; Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. М, 1976.

Отражение, осуществленное в процессе восприятия, выполняет сигнальную функцию. Вместе с тем образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения.

Восприятие – процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.

Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад в развитие научных представлений о восприятии был внесен философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX в. представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, форма) зародилась в Германии (представители М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин) и оказала большое влияние на психологические исследования первой половины нашего столетия во многих европейских странах. Эта психология находилась под большим влиянием физики и математики, поэтому все сложные психические явления разлагала на элементарные, стремясь из их сочетания вывести законы формирования сложного целого. Представители этого направления психологии утверждали о существовании и функционировании сложных, целостных систем, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. Главной задачей исследований было выяснение структуры связей элементов целостного. По этой причине данное направление иногда называют «структурной психологией», а слово «гештальт» в одном из переводов на русский язык трактуется как структура.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей разных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Его физиологической основой является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, то есть не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из них является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, обусловливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности.

В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому его процесс рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.

И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему.

Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий — Студопедия

Поделись  

К чувственному познанию, то есть к перцептивным процессам помимо ощущения относят и процессы восприятия, являющиеся более сложными, комплексными.

Восприятие – это наглядно-образное отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

В отличие от ощущений в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме результатов ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Восприятие органически связано с рядом других психических процессов и образований, с иными видами психической деятельности. Восприятие (как процесс и как результат) органически включает в себя, в частности, прошлый опыт, память человека (в том числе и в аспекте общечеловеческого, социально-исторического опыта), установки личности. Например, учитель неодинаково воспринимается каждым учеником и совсем по-иному — инспектором, присутствующим на этом уроке. Или, скажем, наличие установки, предварительного настроя, направленности на что-либо может существенно предопределять результаты восприятия (воздействия общественного мнения, торговой рекламы, интересов личности и пр.). Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает конкретное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия, понимания формируемого чувственного образа. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

Человеческое восприятие, как и всякий другой вид психической деятельности, неразрывно связано с эмоциями и чувствами личности, т. е. перцептивная деятельность всегда в той или иной мере пристрастна. Его высокая эмоциональная окрашенность особенно характерна для детского возраста. Сколько неподдельной радости, например, в восприятии ребенком животных или цветов, как заразительны и красочны детские рассказы о непосредственных впечатлениях! Да и для взрослого человека одни и те же предметы (скажем, привычные вещи домашнего обихода) выступают самыми разными сторонами в зависимости от тех или иных эмоциональных состояний личности. Влияние эмоций заметно при восприятии произведений искусства, где эмоциональные связи и воздействия являются основным каналом, реализующим «волшебную силу искусства». В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Понятие восприятия неотделимо также от действия и деятельности. Как и ощущение, восприятие не является пассивным отпечатком объективного мира. Это определенное преобразование мира, происходящее в результате особой познавательной деятельности. У новорожденного, конечно, нет подобных перцептивных действий; младенец обучается действиям, которые вначале представлены как действия внешние, ручные, предметно-манипулятивные. Только впоследствии они становятся собственно перцептивными действиями по обследованию воспринимаемых предметов и явлений, по сопоставлению образца и оригинала*. Таким образом, восприятие как процесс (как система перцептивных действий) и как результат (осознанный образ целостного предмета или явления) представляет собой сложный конгломерат психических процессов, состояний и свойств. В конечном счете вся психическая жизнь субъекта, вся личность в ее взаимоотношениях со средой преломляется и проявляется в восприятии.

* См.: Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.,1967; Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. М, 1976.

Отражение, осуществленное в процессе восприятия, выполняет сигнальную функцию. Вместе с тем образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения.

Восприятие – процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.

Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад в развитие научных представлений о восприятии был внесен философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX в. представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, форма) зародилась в Германии (представители М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин) и оказала большое влияние на психологические исследования первой половины нашего столетия во многих европейских странах. Эта психология находилась под большим влиянием физики и математики, поэтому все сложные психические явления разлагала на элементарные, стремясь из их сочетания вывести законы формирования сложного целого. Представители этого направления психологии утверждали о существовании и функционировании сложных, целостных систем, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. Главной задачей исследований было выяснение структуры связей элементов целостного. По этой причине данное направление иногда называют «структурной психологией», а слово «гештальт» в одном из переводов на русский язык трактуется как структура.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей разных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Его физиологической основой является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, то есть не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из них является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, обусловливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности.

В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т. д.). Поэтому его процесс рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.

И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему.



Часть вторая: что такое восприятие и внимание

Как наше внимание к событиям и их восприятие влияет на наш опыт и действия? В этой части руководства мы исследуем природу восприятия и внимания и то, как они влияют на поведение и результаты деятельности. Формирование понимания того, как эти когнитивные процессы работают и влияют на производительность, является явным преимуществом как для исполнителя, так и для его тренера. Хотя «восприятие» и «внимание» в значительной степени игнорируются бихевиористскими идеями мотивации и действия, начиная с XIX в.50-х гг., придается большее значение когнитивным теориям человеческого поведения. Здесь мы исследуем когнитивные функции восприятия и внимания и изучим, как они играют ключевую роль в выполнении элитного выступления.

Пользователи Содержание


Введение

Что такое восприятие и что такое внимание? Можно ли их активировать по желанию? Говорил ли вам когда-нибудь ваш тренер или начальник или, может быть, вы сами: : «Эй, да ладно, это важно, обратите внимание!» Давайте сосредоточимся сейчас. Как именно этого добиться? Настройкой какой структуры и на что именно требуется ориентироваться? Вы вообще контролируете свою способность фокусироваться? Рассмотрим, например, ситуацию с полевой спортивной игрой; следует ли вам сосредоточиться на игроке, которого вы маркируете, или на определенном месте на поле? Или вам следует сосредоточиться на текущей игре или на аспекте вашей игры, возможно, на навыке? Попытка сфокусироваться, возможно, невозможна. Реальность дела такова, что это указание, даже если оно будет дано вами самому себе, вероятно, заставит вас задуматься о том, что вы делаете неправильно. Возникает отвлечение, и начинается спираль вниз.

Джон Кремер из Pure Sport говорит, что приказы обращать внимание не имеют смысла. Другими словами, если вы хотите быть эффективными, получаемые (и отдаваемые) инструкции должны быть осмысленными и специфичными для конкретной задачи. Эти вещи должны быть незамедлительными и под нашим контролем. Там, где их нет, менее чем оптимальные результаты не за горами. Один из способов интерпретации инструкции — сосредоточиться на компонентах навыка. Но это может быть вредным, потому что часто вызывает беспокойство по поводу производительности и ненужный стресс — паралич анализа. Вместо этого выполнение навыка должно быть автоматическим и свободным от внутренних и внешних отвлекающих факторов (Кремер и Моран, 2012).

Сосредоточиться и привлечь внимание не обязательно легко, как щелкнуть выключателем. Во многих случаях процесс является автоматическим, его неустанно практикуют в контролируемых условиях, а в других требуется процессно-ориентированное мышление. На этом уроке мы обсудим эти системы мышления и их фундаментальные строительные блоки; познание, восприятие и внимание. Мы исследуем оперативные компоненты, участвующие в том, как исполнители читают, обрабатывают и реагируют на информацию об окружающей среде. При этом вы можете лучше понять свои реакции, поведенческие реакции и результаты работы.

Позже в этом уроке мы также рассмотрим угрозу отвлечения внимания и то, как можно победить в этой постоянной борьбе за то, чтобы оставаться на месте, применяя практические приемы для эффективной концентрации. Чтобы заниматься бизнесом, спортом, искусством или музыкой, наука психология понимает, что все эти конструкции работают. Независимо от того, являетесь ли вы профессионалом или новичком, развитие личного понимания наверняка поможет вам в вашей собственной работе.

Научитесь применять психологические навыки, необходимые для раскрытия вашего творческого потенциала и достижения успеха, которого вы заслуживаете.

Закажите бесплатный сеанс

Две системы мышления

Рассмотрим следующий сценарий. вы садитесь за ужин со своей семьей, и ваш супруг сталкивает пустой стакан с края стола. Вы случайно смотрите в их сторону и видите, как падает стекло, поэтому вы протягиваете руку и ловите его, даже не задумываясь. Все вздыхают с облегчением. Прежде чем сесть за ужин, нужно спланировать, подготовить и приготовить еду. Этот процесс был структурированным и методичным и, вероятно, следовал ранее установленной схеме. Говорят, что в этих двух сценариях действуют отдельные системы мозга. Выдающийся психолог и лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман в своей книге «Думай быстро и медленно» называет их «Системой 1» и «Системой 2» (Kahneman, 2011).

Согласно Канеману, Система 1 работает быстро и автоматически. Он работает без сознательных усилий или произвольного контроля и позволил вам поймать падающее стекло в приведенном выше примере. Система 2, с другой стороны, распределяет внимание на задачи по мере необходимости и позволяет вам реорганизовать стол для вашего гостя. Сознательный выбор, свобода действий и усилие концентрации обычно ассоциируются с Системой 2. Система 1 быстрая и сложная. Система 2 медленная и методичная. Система 1 может реагировать на отскок мяча от игрового поля, Система 2 может решить, куда на поле бежать. Система 1 может определить по тону голоса покупателя, что он еще не добился продажи, а Система 2 тщательно планирует стратегию продаж.

Скоростная Система 1 имеет доступ к нашему врожденному и отрепетированному репертуару навыков, доступных в любой момент по мере необходимости. Пешеходная система 2 позволяет нам думать и планировать, прилагать усилия и подавлять автоматические реакции. Однако во всех этих внимательных реакциях на условия окружающей среды есть ограничения. Например, вы не можете перемещаться по оживленной автомагистрали, читая книгу. Рывок 80 кг во время непринужденной беседы для большинства из нас невозможен, и вы не можете припарковать машину в узком месте, разговаривая по телефону.

Система 1 и Система 2 — это средства, с помощью которых мы можем понять два режима мышления. Суть в том, что у сознательного внимания есть предел, и мы должны знать, где он находится для нас, иначе неудача будет нашим постоянным спутником. Канеман говорит, что по мере того, как мы становимся опытными в выполнении задачи, потребность в когнитивной энергии снижается. Мозг настроен на эффективность, и действует «закон наименьшего усилия». Канеман говорит, что в экономике усилий усилия — это затраты, а приобретение навыков определяется балансом усилий и затрат. Последовательность текста, напечатанного разборчивым шрифтом, повторяющееся звуковое сообщение или последовательность олимпийских упражнений, выполняемых изо дня в день, будут быстро обрабатываться мозгом. Система 1 может позаботиться об этих действиях. Но новый материал, незнакомое задание или знакомое, выполненное в стрессовых условиях, требуют Системы 2.

Метод Канемана для размышлений и рассуждений о разуме прост, но он основан на десятилетиях глубокого изучения основных систем познания. Короче говоря, Система 1 действует автоматически и бессознательно. Система 2 сознательна, методична и взвешенна. Возможно, наиболее важно помнить исполнителям, что Система 2 может обучать Систему 1.

Строительные блоки производительности

Некоторые среды исполнения, такие как игровое поле или сцена, требуют высокого уровня когнитивной обработки и мгновенной реакции. Другие ситуации, такие как покерный стол или шахматная доска, менее интенсивны физически, но не менее требовательны к когнитивным способностям. Вне зависимости от сферы деятельности, в работе обнаруживаются одни и те же фундаментальные психологические процессы. В следующем разделе мы рассмотрим когнитивные процессы восприятия и внимания, характерные для всех областей человеческой деятельности.

Что такое познание?

Люди — это организмы, распознающие образы. Мы ориентируемся в нашем мире и манипулируем им, распознавая модели данных в нашем окружении, обрабатываем информацию и вырабатываем ряд физиологических и психологических реакций. Двигатель этих реакций — центральная нервная система (ЦНС), о которой мы говорили в первом уроке. Психологи назвали эти реакции «функциями высшего порядка», которые состоят из внимания, восприятия, эмоций, языка, обучения и памяти. Исполнительные функции, такие как планирование, принятие решений, постановка целей, решение проблем и творчество, также являются чертами познания. Эти сознательные и методичные когнитивные процессы связаны с префронтальной корой. В сложных условиях, таких как быстро меняющееся рабочее место или спортивная площадка, хирургический театр или военные маневры, эффективное когнитивное действие имеет решающее значение.

Как много вы знаете о своих психических процессах и контролируете их? Думаете ли вы о своих мыслях и чувствах и направляете ли их на достижение поставленных вами целей? Психологи называют этот феномен мышления о мышлении, познанием более высокого порядка или метапознанием. Она состоит из знаний исполнителя, способностей контроля и контроля. Метакогнитивное знание называется вашим декларативным знанием того, как вы — исполнитель, поставленная задача и стратегии, которые вы используете, взаимодействуют между собой. С другой стороны, метакогнитивные навыки относятся к вашим процедурным знаниям о ваших способностях к обучению и решению проблем. Хотя, возможно, это немного абстрактно, полезно составить представление об этих лежащих в основе процессах по мере продвижения в вашей работе.

Количество когнитивных теорий производительности исчисляется сотнями, и многие из них не применялись к параметрам производительности (Raab, 2017). Действительно, те теории, которые были успешно применены к производительности, различаются по релевантности в зависимости от области применения. Составные элементы производительности, изложенные здесь и более подробно в текстах, на которые ссылаются повсюду, различаются по своему весу в зависимости от конкретных ситуаций, задач и качеств исполнителя. Однако, без сомнения, для работы в бизнесе, спорте, искусстве или музыке все эти конструкции имеют значение. Теперь мы рассмотрим два из них; восприятия и внимания.

Что такое восприятие?

Восприятие является частью системы обработки информации человеческого организма. Это сложное явление, которое посредством сенсорных входов обеспечивает мозговые процессы более высокого порядка, такие как выбор действий и принятие решений (Raab, 2016). Экологический взгляд на восприятие предполагает, возможно, слишком упрощенно, что это прямое получение организмом данного стимула из окружающей среды. Перспектива гештальта предполагает, что восприятие — это нечто большее, чем сумма его сенсорных входных частей. Традиционно психология проводит четкую границу между восходящими сенсорными входами и нисходящими когнитивными действиями. Независимо от системы отсчета, в исполнении очевидно, что восприятие является критическим аспектом, и наши чувства являются важными входными данными. Можно сказать, что они работают параллельно, хотя, возможно, это тоже не совсем точно.

Восприятие и результирующая когнитивная реакция, согласно Магиллу в Motor Learning & Control, представляют собой сложный процесс, включающий внутренние физиологические состояния и память, лежащий в основе преднамеренных движений, которые служат определенной цели (Magill, 2011).

Рассмотрим, например, полет теннисного мяча, когда вы бросаете его своему противнику. Их визуальные и слуховые чувства работают вместе, чтобы отобразить полет мяча, а затем координировать движения руки и кисти, чтобы вернуть мяч. Чем сложнее и быстрее полет мяча, тем искуснее должен быть принимающий, чтобы предвидеть его прибытие. Удар ракеткой по теннисному мячу кажется простым. Это то, чему ребенок может научиться, и через некоторое время он может стать опытным. Однако описать, как это происходит, и воссоздать эти, казалось бы, простые процессы (для человека) непросто. У роботов, например, есть проблемы с выполнением этих задач.

Парадигма восприятия окклюзии

Возвращаясь к нашему примеру с теннисом, как наша зрительная система направляет и координирует движения, чтобы мы могли вернуть теннисный мяч? Если мяч движется к вам со скоростью, вы чувствуете, что размер мяча увеличивается, а его положение в пространстве меняется. Ваша система восприятия будет предсказывать, когда мяч прилетит, используя так называемую «переменную времени до контакта» (Lee, 1980). Если мяч находится далеко и летит по кривой, как при ударе по теннисному мячу с верхним вращением, ваша система восприятия должна вычислить, где вы должны быть, чтобы вернуть мяч.

Совершить подачу в теннисе со скоростью сто миль в час по праву должно быть практически невозможно, однако профессиональные теннисисты делают это регулярно. Разница между профессиональными и любительскими теннисистами сводится к так называемым «сигналам восприятия» (Bilalic, 2017). Парадигма окклюзии — это экспериментальная мера, которая исследует способность спортсмена воспринимать и предвидеть условия. В исследованиях окклюзии опытных теннисистов по сравнению с новичками Абернерти и Рассел (1987) обнаружил, что, хотя и эксперты, и новички получают сигналы восприятия от положения ракетки соперника, эксперты также воспринимают сигналы от тела своего противника, а новички этого не делают. Опытные исполнители готовят свою двигательную последовательность еще до того, как их противник ударит по мячу.

Опытные исполнители могут воспринимать условия, недоступные обычным людям, и буквально предсказывать будущее. Исследование McDowell (2011) показало, что Криштиану Роналду, пожалуй, величайший футболист мира, может поразить цель даже в темноте. В кабинете мяч был передан Роналду, после чего свет выключился. Инфракрасные камеры зафиксировали его идеальные удары, хотя он не мог видеть мяч. Ему хватило первых секунд, чтобы осознать и подготовиться к контакту с мячом. Такова высоконастроенная природа его способностей восприятия.

Мерим Билалич в своей книге «Нейронаука опыта» (2017) говорит, что опытные исполнители отличаются от новичков тем, что у них точно настроены системы восприятия и внимания, которые собирают наиболее важную информацию из окружающей среды. Они известны как перцептивно-когнитивные навыки, и новички недостаточно обучены. Они не могут достаточно дифференцироваться, чтобы конкурировать. Билалич говорит, что взаимодействие между системами восприятия и внимания является результатом повышенного уровня приобретенных предметно-специфических знаний, хранящихся в долговременной памяти (ДВП).

Как было показано выше в исследовании с участием Роналду, зрительная система высококвалифицированных исполнителей способна предсказывать будущие события и заполнять пробелы в сенсорных данных. Этот процесс может регулироваться опытом, знаниями и ожиданиями исполнителя (Cotterill, 2017). Другими словами, по мере того, как вы совершенствуете свои навыки посредством целенаправленной и осознанной практики, вы тренируете свои системы восприятия для работы со слепыми. Вы буквально становитесь единым целым с процессом.

Что такое внимание?

Внимание как в психологическом, так и в повседневном плане — это конструкция, которая помогает нам понять, как сосредоточены усилия. Маргарет Мэтлин в книге «Познание» (2002) предположила, что внимание — это «концентрация умственных усилий» и обязательный компонент элитной человеческой деятельности. У опытного исполнителя в динамичных ситуациях с высокими ставками внимание работает на автопилоте. И они знают, что если попытаются сфокусировать свое внимание на более чем одной задаче, требующей больших усилий, то могут потерпеть неудачу. Даниэль Канеман говорит, что мы можем выполнять несколько задач одновременно только в том случае, если они легкие (Kahneman, 2011). Внимание кажется конечным, но как только оно было в достаточной степени направлено на данную задачу в течение определенного периода времени, эта задача может быть запрограммирована в долговременную память и воспроизведена без такой же степени усилий.

Рассмотрим недавнее неврологическое исследование бразильского футболиста Неймара-младшего, проведенное Naito & Hirose (2014). В ходе исследования активность мозга Неймара отслеживалась во время выполнения простых задач на внимание и сравнивалась с таковой у других профессиональных футболистов, футболистов-любителей и пловцов. Исследование показало, что область мозга, связанная с движением правой ноги, была у Неймара менее активной, чем у других участников. Это указывало на то, что его уровень приобретения навыков был намного выше для этого простого движения по сравнению со степенью автоматизации, которой он достиг в своем виде спорта. Чем более автоматизирован навык, тем меньше умственных усилий и внимания требуется для его выполнения.

Возможно, одна из самых известных иллюстраций избирательной и ограниченной природы внимания — это работа Кристофера Шабри и Дэниела Дж. Саймонса (2010) и их эксперимент с невидимой гориллой. В эксперименте участников просят посмотреть короткое видео, где шесть человек (трое в белых футболках и трое в черных футболках) передают друг другу баскетбольные мячи. Во время просмотра они должны молча подсчитывать количество проходов, сделанных людьми в белых футболках. В какой-то момент видео мужчина в костюме гориллы выходит в центр действия, смотрит в камеру и бьет ее в грудь, а затем уходит. Всего горилла провела на экране девять секунд. Исследователи обнаружили, что половина участников скучала по горилле.

Общепризнано, что внимание состоит из четырех основных измерений. Концентрация — это способность человека демонстрировать умственные усилия при выполнении наиболее важных задач в любой момент времени. Избирательное восприятие — это умственный навык, который позволяет нам различать или «приближать» информацию, относящуюся только к текущей задаче, и игнорировать отвлекающие факторы. Умственное разделение времени — это способность, приобретаемая опытными исполнителями, уделять достаточное внимание двум или более задачам и выполнять их одинаково хорошо. Наконец, Бдительность — это способность исполнителя направлять внимание и реагировать по мере необходимости на случайные раздражители в течение заданного периода времени.

Load Theory of Attention

Исследователи восприятия и внимания признают, что наше окружение содержит слишком много информации, чтобы мы могли зарегистрировать ее всю или даже больше, чем это возможно для человека. Мы бы просто не справились. Поэтому считается, что внимание сфокусировано и избирательно, как мы видели выше. Исследования также признают связь между вниманием и памятью, обработкой информации и способностями. Классическое психологическое исследование показало, что выполнение второстепенной задачи во время кодирования в памяти основной задачи ухудшает память. Существует то, что было названо «издержкой двойной задачи» (Баддели, 19 лет).84). Кодирование в память или изучение новой задачи требует больших ресурсов, тогда как после успешного кодирования извлечение может быть автоматическим.

Нагрузка Теория внимания — это средство, с помощью которого мы можем понять человеческую способность к вниманию и памяти (мы более подробно рассмотрим роль памяти в производительности позже, в четвертом уроке). С точки зрения производительности это относится к тому, как вы изучаете и сохраняете как простые, так и сложные навыки и способности в работе и спорте. Теория предполагает, что ограниченная рабочая память доступна для обработки выборочной информации, а большая долговременная память используется для хранения знаний, полученных ранее (Sweller, 2011). Он состоит из всего, от изученных фактов до сложных, полноценных концепций и процедур, связанных с производительностью.

Основное допущение теории нагрузки состоит в том, что ваши системы обработки восприятия могут стать «избирательными», то есть они смогут различать ценную и неценную информацию, когда вы достигнете пределов своих способностей к вниманию и восприятию. Если вы выполняете сложную задачу на пике производительности, вы проигнорируете ненужную информацию. Вы буквально станете слепы к неконкретной информации, как мы наблюдали ранее в эксперименте с гориллой, и будете готовы к раннему выявлению сигналов производительности. Напротив, если задача требует мало внимания и способности к восприятию, оставшаяся способность может быть направлена ​​на не относящуюся к делу информацию. Другими словами, может начаться отвлечение.

Развитие эффективной концентрации

Отвлечение — враг оптимальной работы, поэтому первоочередной задачей является развитие эффективного внимания, сосредоточенности и концентрации. В соответствии с требованиями задачи включаются исполнительные функции (сверху вниз) и неисполнительные функции (снизу вверх), и эти функции могут быть не на сто процентов под нашим контролем. Антонио Дамасио в своей книге «Ошибка Декарта» говорит, что люди — не машины, и мы испытываем эмоциональные состояния, которые влияют на наши когнитивные способности как положительно, так и отрицательно (Дамасио, 19 лет).96). Такие теории, как теория контроля внимания (Айзенк, Деракшан, Сантос и Кальво, 2007 г.) и Теория реинвестирования (Мастерс и Максвелл, 2008 г.), пытаются объяснить, почему производительность может быть нарушена, и предполагают, что виноваты сосредоточенность на себе или отвлечение внимания. .

Гипердоступность объясняет явление, при котором мысли, которые мы хотим подавить, приходят в голову легче, чем мысли, на которых мы хотим сосредоточиться. Это особенно вероятно в условиях когнитивной нагрузки, поскольку сознательное внимание и сосредоточенность требуют умственной энергии. Когда мы устаем, чувствуем давление или беспокоимся, у нас снижается способность контролировать свои мысли. В условиях стресса срабатывает вегетативная нервная система, и мы можем потерять способность направлять свое внимание.

В какой-то момент своей карьеры мы все сталкивались с падением производительности. Большую часть времени мы не уверены, как это произошло — мы были так хорошо подготовлены. Ну, возможно, нет. В разгар неоптимальной работы или после того, как мы обдумываем это, самое важное, что нужно сделать, — это взять на себя личную ответственность. Это не означает, что мы должны самокритиковать и корить себя. Вместо этого мы должны научиться беспристрастно справляться с разочарованием. Мы должны научиться быть добрыми к себе, но мы не должны позволять себе сорваться с крючка, винить в этом обстоятельства или других причастных.

5 принципов эффективной концентрации

Доктор Эдди О’Коннор в своем курсе «Психология производительности» говорит, что есть пять принципов эффективного внимания, над которыми вы должны постоянно работать, чтобы подготовиться к требованиям высокой производительности.

  1. Вы должны приложить сознательное усилие. Вы не можете полагаться на то, что фокус и концентрация придут случайно, потому что это требует определенных усилий и энергии. Присоединение к определенному распорядку поможет.
  2. Во время практики выполняйте по одной задаче за раз. Многозадачность мертва и, откровенно говоря, контрпродуктивна. Как мы обсуждали ранее, сознательное внимание является конечным компонентом познания, и чрезмерное распыление себя приводит к субоптимальным результатам. Только когда мы довели задачу до совершенства, ее можно выполнять без сознательного внимания.
  3. Думайте и говорите о том, что вы хотите испытать на представлении, а не о том, чего вы не хотите. Эта предпосылка исходит из исследований Flow 9.0012 состояния. Когда то, что мы думаем, и то, что мы делаем, находится в унисон, тогда мало места для отвлечения внимания.
  4. Обращайте внимание только на те элементы исполнения, которые находятся под вашим контролем. Вы можете влиять на них, но не можете контролировать их или других людей. Попытка сделать это отвлекает вас и отвлекает внимание от игры.
  5. Посещение важной встречи по продажам, собеседования при приеме на работу или финала чемпионата обязательно вызовет нервозность. Когда вы нервничаете, сосредоточьте свое внимание на внешнем — на предстоящей игре. Когда наше сердце сильно бьется и наши ладони становятся потными, естественно обратить внимание внутрь себя и стать застенчивым. Мы становимся сверхбдительными и боязливыми. Поэтому вместо этого сосредоточьтесь на специфике задачи и выполняйте ее.
Заключение и загрузка

Познание и составляющие его конструкции являются важными факторами оптимальной работы человека. Понимание их и того, как они сочетаются друг с другом, может помочь вам усовершенствовать процесс обучения, улучшить результаты и достичь поставленных целей. В уроке мы описали процесс, посредством которого вы воспринимаете информацию из среды исполнения и сосредотачиваете свое внимание на том, что имеет значение. В следующих уроках мы изучим дополнительные аспекты познания, такие как творчество, решение проблем, память и принятие решений, и узнаем, как эта информация вызывает действие.

Загрузить этот урок

< К оглавлению

Следующий урок >

Восприятие действия с точки зрения обычного кодирования | Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия тела

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия телаКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия телаКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

van der Wel, Robrecht P. R.D., Natalie Sebanz и Günther Knoblich,

«Восприятие действия с точки зрения общего кодирования»

,

в Керри Джонсон и Мэгги Шиффрар (ред.)

,

Люди, наблюдающие: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия тела

, Oxford Series in Визуальное познание

(

2012;

Online Edn,

Oxford Academic

, 24 января 2013

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195393705.0007.0007,

703.0007,

703,0007,

703,0007,

703,0007,

.0007.0007,

703,0007,

.0007,

.0007,

703,0007,

703.0002 по состоянию на 27 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия телаКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия телаКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе представлен обзор данных, свидетельствующих о том, что восприятие действия зависит от взаимодействия перцептивных и двигательных процессов, и обсуждаются последствия такой связи восприятия и действия. Существование системы зеркальных нейронов, влияние двигательных навыков на восприятие действия и влияние двигательных ограничений на восприятие действия обсуждаются в поддержку общей гипотезы кодирования. Соединение систем восприятия и действия также позволяет наблюдателям точно предсказывать действия других и отличать действия, порожденные самим собой, от действий, порожденных другими.

Ключевые слова: восприятие действия, общее кодирование, связь восприятия-действия, воплощенное восприятие, идеомоторный принцип, теория симуляции, перцептивное предсказание, кинематика, экспертиза, слуховое восприятие, закон Фиттса, степенной закон двух третей, агентность

Предмет

Когнитивная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Вход через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *