Восприятие определяется как процесс социальной перцепции: Высшее образование БГПУ

Содержание

Социальное и личное восприятие — Психологос

Фильм «Я и другие»

​​​​​​​Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями: «Я, — сказал Иван Петрович, — вижу так, как я хочу!» Личное восприятие чаще называют осмыслением ситуации.

Развитому социальному восприятию мешает эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека.

Психологи, работающие в области социального восприятия изучают, как воздействие окружающих людей влияет на наше восприятие ситуации и этих же людей.

Мир социального восприятия

В результате социального научения дети узнают, что такое страшное, а что радостное, что достойно уважения, а что презрения, кто дурак и чем дурак отличается от лоха. Детям скоро начинают видеть в месте, где они родились, не просто свой пыльный двор и качели, а — Родину, а больших людей рядом с собой воспринимать как родителей, как старших, как близких, как друзей. Или не начинают это видеть, если их к такому восприятию не приучили. См.→

Чего бояться, что нужно видеть как страшное, что будет проинтерпретировано как страшное — дети усваивают в результате социального научения. См.→

Механизмы социального восприятия (социальной перцепции)

Механизмы социальной перцепции:

  • идентификация

Мы в других видим то, что находится в нас самих. Смотри Идентификация

  • каузальная атрибуция

Мы во многом видим в другом человеке то, что о нем сами надумали и ему приписали. Смотри Каузальная атрибуция

  • рефлексия

То, как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей.

Смотри Рефлексия

Эффекты социального восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия — эффекты стереотипизации, роли, присутствия, ожидания и пр. Эффекты социального восприятия — одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия. Смотри Эффекты социального восприятия

Развитие социального восприятия

Развитие восприятия: это скорее врожденный или скорее социально обусловленный процесс?

Огромна роль врожденного: ребенок с рождения знает о мире уже очень много. При этом дальнейшее развитие восприятия — не спокойное разворачивание того, что уже заложено изнутри, и не формирование нового извне. Это в первую очередь результат собственной активности ребенка. Сколько наактивничал — настолько и развился. Впрочем, способствовать развитию активности ребенка взрослые вполне могут. См.→

31. Понятие социальной перцепции.

Структура социальной перцепции. Этапы социальной перцепции.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики.

Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Структура социальной перцепции:

наблюдатель (тот, кто воспринимает)

наблюдаемый (тот, кого воспринимают)

ситуация (контекст) процесса восприятия.

Этапы социальной перцепции:

1. Наблюдатель воспринимает внешний облик и поведение наблюдаемого и определенным образом оценивает их.

2. Наблюдатель интерпретирует поведение наблюдаемого, т. е. строит гипотезы об особенностях его личности и о мотивах поведения, на основе собственных выводов формирует собственное эмоциональное отношение к наблюдаемому (нравится – не нравится).

3. Наблюдатель прогнозирует дальнейшее поведение наблюдаемого.

4. Наблюдатель определяет стратегию собственного поведения в отношении наблюдаемого.

32. Феномен каузальной атрибуции. Механизм стереотипизации. Важнейшие механизмы понимания человека человеком: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания намерений, чувств, мыслей, качеств личности другому человеку в условиях дефицита информации с целью дать причинное объяснение поведения этого человека. С явлением каузальной атрибуции связана специфика восприятия человека человеком. Стремясь объяснить себе самому поведение другого человека, субъект может приписать ему мотивы и интересы, которыми тот (другой) на самом деле руководствовался. А может истолковать поведение другого человека превратно. В этом случае говорят об ошибках атрибуции.

Процесс приписывания осуществляется двумя путями: на основе собственного жизненного опыта и на основе социальных стереотипов, присущих человеку как представителю определенной социальной группы. Феномен каузальной атрибуции ярко проявился в следующем психологическом эксперименте. Двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека. В первом случае экспериментатор его представил как видного ученого, во втором – как преступника. Предлагалось дать его характеристику, исходя из особенностей его наружности. Первая группа испытуемых (вариант информации “видный ученый”) сообщила, что на фотографии – умный, добрый, отзывчивый, напряженно работающий, целеустремленный человек. Вторая группа (вариант “преступник”) утверждала, что на фотографии – жесткий, решительный, коварный, злой и беспощадный человек.

Заметим, что одна и та же деталь портрета разными группами интерпретировалась по-разному. Например, глаза в одном случае были охарактеризованы как ласковые и умные, в другом – как злые и беспощадные.

В данном эксперименте проявились стереотипные представления о преступниках и ученых, характерные для массового сознания.

Завершая разговор о каузальной атрибуции, отметим, что атрибуции неизбежны, это механизм социальной адаптации человека к меняющемуся миру. Чтобы избежать опасных ошибок атрибуции в личностном общении, необходимо освоить механизмы понимания другого человека.

Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей.

Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной. Стереотипы позволяют отдельному человеку и группе создавать и поддерживать положительный образ самих себя. В этом заключается польза стереотипов. Стереотипы оправданы в определенной мере в межгрупповом взаимодействии и ролевом взаимодействии субъектов.

Но перенос стереотипов в ситуацию межличностного общения приводит к его разрушению. Стереотип ожидания является реально действующим фактором педагогического процесса. Это связано с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учителя, но весьма активно и в его поведении.

Идентификация – это уподобление себя другому, способность поставить себя на место другого, “влезть в его шкуру”, посмотреть на ситуацию его глазами и понять его состояние, настроение, отношение к миру и к себе. Из сказанного очевидно, что идентификация предполагает временный отказ от собственного “я”. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Способность к идентификации не является врожденной. Она формируется прижизненно. Сензитивным, т. е. наиболее благоприятным, периодом является дошкольный возраст, а уникальным средством – сюжетно-ролевая игра.

Эмпатия – это способность эмоционально откликаться на проблемы и состояния другого человека, проникать в его переживания.

Механизмы эмпатии и идентификации во многом сходны: в том и другом случае присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на ситуацию его глазами. Различие же заключается в том, что идентификация предполагает рациональное постижение другого, а эмпатия – эмоциональное. Кроме того, идентификация связана с временным отказом от своего “я”, эмпатия же не предполагает этого.

Рефлексия – это способность посмотреть на себя глазами другого и оценить себя (свое поведение) с точки зрения другого. Глядя на себя глазами других людей, субъект познает не только себя, но и жизненные принципы, ценности, интересы своих партнеров по общению, тех, кто представлен в его внутреннем мире.

Чем шире круг общения человека, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и о других.

Способность к социальной рефлексии начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Наиболее интенсивно этот процесс идет в подростковом возрасте.

Аттракция – механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему. Аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни.

Определение социального восприятия в психологии.

(существительное)

часть восприятия, позволяющая людям понимать других в их социальном мире и позволяющая человеку делать выводы и прогнозы о личности и поведении других

  • Социальное восприятие

    • Социальное восприятие — это вид восприятия , который позволяет понимать других людей, социальные сигналы и невербальные сигналы в их окружении.
    • В области социальной психологии исследователи, как правило, сосредотачиваются на социальном восприятии , которое является разновидностью восприятия , которое позволяет людям понимать других людей, социальных сигналов и невербальных сигналов в их среда .
    • Этот тип восприятия обрабатывается посредством социального познания или мыслительного процесса, используемого для понимания и интерпретации социальных взаимодействий.
    • Тест на осознание социальных выводов — это аудиовизуальный тест, предназначенный для клинической оценки социального восприятия .
    • Опишите, как восприятие связано с процессом социального познания.
  • Введение в социальную психологию и социальное восприятие

    • Социальная психология фокусируется на важности индивидуальных или социальных влияний на человека восприятие окружающего мира.
    • Социальное Восприятие позволяет людям делать суждения и формировать впечатления о других людях.
    • Социальные восприятия могут влиять на поведение и отношение человека.
    • Сюда входят такие области, как социальное восприятие , социальное взаимодействие и социальное влияние (включая доверие, власть и убеждение).
    • Существует большой интерес к тому, как восприятие и мысли, а также социальные сигналы влияют на индивидуальное поведение в этой области.
  • Влияние культуры на восприятие

    • Однако на наше восприятие наших эмоций влияет культура.
    • Две теории социального восприятия — это теория атрибуции и социальная теория сравнения.
    • Мотивационные факторы также влияют восприятия как положительно, так и отрицательно.
    • Чувства, которые у нас есть, влияют на наше восприятие мест, ситуаций, людей, объектов и т. д.
    • Приведите примеры того, как эмоции, цели и культура влияют на наше восприятие
  • Значение социальной поддержки в борьбе со стрессом

    • Социальная поддержка, восприятие или реальность заботы или помощи со стороны других людей жизненно важны для успешного управления стрессом.
    • Социальная поддержка — это восприятие или реальность того, что о человеке заботятся, ему помогают другие и он является членом поддерживающей социальной сети.
    • Социальная поддержка настолько важна, что социальная изоляция может привести к депрессии, тревоге и другим негативным эмоциям.
    • Термин « социальная преодоление» относится к человеку, ищущему социальной поддержки в состоянии стресса.
    • Относительный аспект заключается в том, что индивидуум восприятие социальной поддержки основано на дополнительных факторах, таких как их собственные эмоции, чувства по отношению к другому человеку и интерпретации их разговоров.
  • Социальная психология

    • Социальная психология изучает людей в социальном контексте и исследует, как ситуационные переменные влияют на поведение.
    • Социальная психология обычно объясняет поведение человека как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций.
    • Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы влиять на поведение.
    • Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации.
    • Эта область также занимается распространенными когнитивными предубеждениями, такими как фундаментальная ошибка атрибуции, предубеждение деятеля-наблюдателя, предвзятость в корыстных целях и гипотеза справедливого мира, которые влияют на наше поведение и наши восприятий событий.
  • Определение «нормального» и «ненормального»

    • Представления о «нормальном» и «ненормальном» в значительной степени формируются социальными стандартами и могут иметь глубокие социальные разветвления.
    • В смежной теме самостигматизация — это когда кто-то усваивает негативное восприятие обществом себя или людей, которые, по его мнению, похожи на них: они начинают верить или опасаются, что другие поверят, что негативные ярлыки и 0012 восприятия верны.
    • Тревога по поводу восприятия других и социальных последствий, которые сопровождаются ярлыком психического заболевания, часто удерживает людей от обращения за помощью в любом терапевтическом, семейном, социальном или фармакологическом контексте.
    • Социальная изоляция .
    • Искаженное восприятие заболеваемости психическими заболеваниями.
  • Социальное познание

    • Из-за этого большое внимание уделяется обработке информации: как люди обрабатывают информацию об окружающих их людях и как это влияет на их собственное восприятие мира?
    • Точно так же известная теория социального познания представляет собой социальную теорию -схем.
    • В социальном познании значимость — это степень, в которой конкретный социальный объект выделяется по сравнению с другими социальными объектами в ситуации.
    • Социальные психологи все больше интересуются влиянием культуры на социальное познание.
    • Исследования показали, что культура влияет на социальное познание и другими способами.
  • Интерпретация

    • Интерпретация, завершающая стадия восприятия , представляет собой субъективный процесс, посредством которого мы репрезентируем и понимаем стимулы.
    • В стадии интерпретации восприятие , мы придаем значение стимулам.
    • Именно на этом заключительном этапе процесса восприятия люди наиболее непосредственно проявляют свои субъективные представления об окружающем мире.
    • Этнографические исследования показывают, что существуют культурные различия в социальном понимании, интерпретации и реакции на поведение и эмоции.
    • Объяснить факторы, влияющие на интерпретацию, третий этап процесса восприятия
  • Организация

    • Организация — это этап процесса восприятия , на котором мы мысленно упорядочиваем стимулы в осмысленные и понятные паттерны.
    • Гештальт-психология пытается понять законы нашей способности приобретать и поддерживать осмысленные восприятия в явно хаотичном мире.
    • Закон замкнутости объясняет, что наше восприятие будет завершать незавершенные объекты, такие как линии логотипа IBM.
    • Мы разрабатываем схемы восприятия, чтобы систематизировать впечатления о людях на основе их внешности, социальных ролей, взаимодействия или других черт; эти схемы затем влияют на то, как мы воспринимаем другие вещи в мире.
    • Хотя наша склонность группировать стимулы вместе помогает нам быстро и эффективно организовывать свои ощущения, она также может привести к ошибочному восприятию .
  • Введение в шизофрению и психоз

    • Шизофрения — это психотическое расстройство, при котором мысли, восприятия и поведение человека теряют связь с реальностью.
    • Шизофрения — это психологическое расстройство, характеризующееся серьезными нарушениями мышления, восприятия, эмоций и поведения.
    • Шизофрения считается расстройством психоза, при котором мысли, восприятие и поведение человека нарушены до такой степени, что он не может нормально функционировать в жизни.
    • Расстройства поведения могут включать ухудшение социального функционирования, такое как социальное отчуждение, пренебрежение собой или пренебрежение к окружающей среде.
    • Основным лечением шизофрении являются нейролептики, часто в сочетании с психологической и социальной поддержкой.

Фундаментальное объяснение социального восприятия с примерами

Социальное восприятие относится к изучению формирования впечатлений, мнений или выводов о других людях или группах. Понятие социального восприятия можно лучше понять с помощью некоторых примеров.

Имплицитная теория личности

Она признает наши предубеждения, несмотря на ограниченную информацию о неизвестных людях.

Насколько сильны наши глаза в формировании мнений в нашем сознании о других людях, скажем, о наших новых соседях? Вам может быть интересно, какое отношение глаза имеют к мнению о новом соседе! Вы не ошибаетесь, но и не правы. Наше мнение или, альтернативно, наше поведение с нашими соседями, как в этом примере, является предметом изучения.

Пожалуйста, не обращайте внимания на хорошие или плохие (моральные) аспекты нашего мыслительного процесса, но попробуйте подумать о том, как мы приходим к таким выводам, как «эта семья кажется немного причудливой», или «их дети, кажется, чрезмерно изнежены», или «только отец кажется вежливым, остальные все грубые»… и т.д. И мы гордо хвастаемся тем, что определяем их как «фамильные черты», ничего о них не зная.

Итак, давайте попробуем понять, что представляет собой эта концепция социального восприятия.

Определение социального восприятия

Это способность людей создавать впечатление о других или формировать суждение о других людях или группах. Выводы о человеке из определенных наблюдений также могут подпадать под социальное восприятие.

Значение

Осмысление окружающего мира — главная задача разума, которую мы учимся и совершенствуем по мере взросления. Мы интерпретируем окружающий мир, формируя категории и используя причинно-следственные связи. Этот процесс не всегда может быть рациональным или логичным, поскольку чтение доступной информации является субъективной задачей.

Мы обрабатываем новую информацию (в любой форме), которую получаем, на основе информации, уже имеющейся в нашем окружении. Наши прежние убеждения, наше отношение к определенному событию или группе и наше текущее настроение — все вместе формирует наше восприятие окружающего. Определенные предвзятые представления существуют как часть нашей личности, нашей социальной жизни, нашего воспитания и любого другого источника социальной идентичности.

Теория атрибуции

Идея социального восприятия основывается прежде всего на качестве атрибуции. Это помогает нам понять, как и почему люди ведут себя так, а не иначе. Рассуждение — простейшая форма атрибуции. Теория касается того, как люди используют информацию для объяснения причиненных событий.

Интересно вернуться к любому случаю или представить себе тот, где мы сталкиваемся с человеком или группой людей, которых мы не знаем. Это может быть любой пол, любой цвет кожи, любое финансовое положение, любая национальность и любой возраст. Что мы наблюдаем до, во время и после того, как разговариваем с ними. Вот список определенных деталей, которые либо бросаются в глаза (или ухо), либо целенаправленно наблюдаются и замечаются нами. Конечно, этот список может быть бесконечным, учитывая бесчисленное множество направлений, по которым может вести нас наш разум.

Внешний вид : Стиль одежды или некоторые грубые наблюдения, например, выглядит человек красиво или нет и т. д.

Вербальное общение : Голос, тон, используемые слова, диалект и грамматика.

Невербальная коммуникация : Язык тела, выражение лица, жесты, зрительный контакт, поза тела, походка и т. д.

Все или некоторые из этих деталей помогают нам судить о человеке или группе перед нами . Хотя понятие социального восприятия в большей степени применимо к первоначальным впечатлениям о людях, оно также достигает кульминации в твердом мнении, формирующемся постепенно. Люди могут легко догадаться об отношении, чувствах или убеждениях других.

Определение или понимание концепции социального восприятия становится проще, если мы сравним взрослых и детей. То, как дети рассуждают о том или ином событии или поведении человека, совершенно отличается от того, как на это смотрят взрослые. Во взрослом возрасте в сознании человека существуют определенные заранее определенные представления, которые естественным образом заставляют его или ее думать и воспринимать кого-то или что-то определенным образом. На детей никакие подобные представления не влияют, и они приписывают поведение других или любое конкретное событие ситуативному.

Примеры социального восприятия

– Гендерный стереотип, наблюдаемый в разных культурах, заключается в том, что женщины более терпеливы, чувствительны, заботливы, эмоциональны или готовы помочь.

— Ассоциация определенной расы с определенными чертами поведения. Или классифицировать людей по национальному признаку: американцы — умные, итальянцы — творческие, немцы — пунктуальные, японцы — вежливые и так далее.

– Религиозное разнообразие в мире также является прочной основой для развития устойчивых социальных представлений. Не обязательно предубеждение, но даже концепция ингрупп или предпочтительного отношения к людям определенного религиозного происхождения является еще одним подходящим примером.

– Тревожные или застенчивые люди часто думают, что другие говорят о них или критикуют их, хотя на самом деле это может быть не так.

– Многие считают красивых людей хорошими (или добрыми и дружелюбными). Это известно как Halo Effect .

– У нас также есть много личных воспоминаний, которые могут хорошо подойти в качестве примера социального восприятия. Возможно, мы сначала неправильно оценили нашу любимую школьную учительницу как «плохого человека» только потому, что она настаивала на дисциплине.

Улыбка часто служит важным фактором, определяющим социальное восприятие. На любой светской встрече люди часто склонны приближаться к людям, которые улыбаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *