Восприятие в психологии это: Восприятие — Психологос

Восприятие | Мир Психологии

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие (англ. perception)

  1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).
  2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином Восприятие обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие).

Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «Восприятие» и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. Гештальт-психологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение — как абстракция, как результат «препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. — как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А.Н. Леонтьев).

Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т.

о., Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей.

В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное восприятие, слуховое (см. слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В. (см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное Восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т.д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т.д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.

У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза).

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность. Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т.д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т.д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.

В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.

В поведении и деятельности человека В. — необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность — основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности Восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. Рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (см. Аффект, Эмоции).

Следует различать Восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа

(от лат. perceptio — восприятие) является включенность В. в процессы практической деятельности, общения и научного исследования.

Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.

Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.

В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается так называемым «законом перцепции» (Н.Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным В. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на к-рые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию В. и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации.

С процессами мышления В. сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения.

Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, восприятие — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Восприятие — психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных. К расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Восприятие — психический процесс отражения в сознании действительности, способствующий формированию субъективного образа объективного мира. Восприятия интегрируются, слагаются из ощущений (см.). Большинство восприятий имеет комплексный характер и закрепляется в сознании посредством ассоциаций (см.

). Объем и полнота восприятий зависят от имеющихся жизненного опыта и знаний. К тому же они и обогащают этот опыт, оставаясь в памяти в виде представлений, постепенно преобразуемых в понятия. Восприятие – вторая ступень познания (после ощущений).

Оксфордский толковый словарь по психологии

Восприятие

  1. Собирательно – те процессы, которые дают связность и единство сенсорному входу. Это наиболее общее значение термина, охватывающее всю последовательность событий – от представления физического стимула до феноменологического его переживания. Сюда входят физические, физиологические, неврологические, сенсорные, когнитивные и эмоциональные компоненты. Поэтому этот способ употребления термина должен рассматриваться как включающий многие более специализированные и ограниченные значения, которые приводятся ниже.
  2. осознание органического процесса. Это значение разработано для того, чтобы обратить внимание на восприятие как сознательное событие; фактическое переживание цепи (органических) процессов, задействованной некоторым внешним или внутренним стимулом
  3. Синтез или слияние элементов ощущения. Это использование встречается в структуралистском (1) подходе.
  4. Промежуточная переменная, гипотетическое внутреннее событие, которое возникает непосредственно в результате стимуляции сенсорных рецепторов и на которое оказывают влияние уровень влечения и привычки. Это значение, конечно, принадлежит бихевиоризму.
  5. осознание истинности чего-либо. Этот смысл в значительной степени неспециальный и означает своего рода неявное, интуитивное осознание.
  6. Обозначение области психологии, которая исследует все процессы, обозначенные в вышеупомянутых значениях.

Не удивительно, что полный диапазон коннотаций этого термина охватывает почти каждый аспект психологии, и существующие теории восприятия являются действительно перспективными. В сущности, изучение восприятия всегда начинается с осознания того факта, что то, что воспринимается, не определяется однозначно физической стимуляцией, но, скорее, организованным комплексом, зависящим от множества других факторов. В то время как нет сомнений, что входящий стимул является существенным элементом того, что, в конечном счете, воспринимается, старый структуралистский аргумент, что восприятие строится совершенно независимо от ощущений, сейчас фактически ни кем не признается.

Ниже приводится беглый обзор факторов, определяющих то, что воспринимается; более важные термины подробнее рассматриваются в других статьях этого словаря.

  • а) Внимание. Для того чтобы событие было воспринято, на нем должно быть сосредоточено внимание или оно должно быть замечено. Кроме того, само внимание избирательно, так что обращение внимания на один стимул имеет тенденцию тормозить или подавлять обработку других. См. внимание, феномен вечеринки, обработка информации.
  • б) Константность. Перцептивный мир имеет тенденцию остаться таким же, несмотря на значительные изменения входящей сенсорной информации, Книга, на которую смотрят под каким-то углом, все же воспринимается как прямоугольная, хотя сетчаточное изображение отчетливо трапециевидно. См константность, бессознательный вывод.
  • в) Мотивация. На то, что воспринимается, оказывает влияние мотиваонное состояние; голодные люди видят в неоднозначных стимулах пище; продукты, которых не видят там сытые люди. См. Новый взгляд, перцептивная защита, перцептивная вигильность.
  • г) Организация. Восприятие – не простое соединение сенсорных элементов, оно особым образом организовано в связное целое. См. Гештальт и связанные с ним статьи.
  • д) Установка. Когнитивная и/или эмоциональная позиция, имеющаяся по отношению к массиву стимула, сильно воздействует на то, что будет воспринято. См. здесь отношение, установка (2).
  • е) Научение. Здесь имеются две проблемы. Одна связана с вопросом о том, что в восприятии является врожденным, а что приобретенным через опыт; см. дискуссия о наследственности – среда и нативизм. Другая связана: вопросом о том, каким образом научение изменяет восприятие; см. перцептивное научение.
  • ж) Искажение и галлюцинация. Сильные эмоциональные чувства могут значительно искажать восприятие, и галлюцинации могут быть вызваны рядом причин, включая наркотики, недосыпание, сенсорную депривацию, эмоциональный стресс, психоз и т. д. Эти «неправильные восприятия» представляют собой очень интригующую проблему, потому что восприятие, в основном, кажется, исходит скорее «из головы», чем из окружающей среды. См. Галлюцинация.
  • з) Иллюзия. Имеется много обстоятельств, при которых то, что воспринимается, не может быть легко предсказано в результате анализа массива физического стимула. См. Иллюзия.

Имеются, конечно, и другие элементы, входящие в изучение восприятия и оказывающие влияние на перцептивные исследования в других областях психологии. Многие из них обсуждаются в следующих статьях. Другие можно найти по алфавитному порядку определяющего термина.

предметная область термина

ОТДАЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ  — восприятие стимульного объекта через не-которыи посреднический прибор, обычно не используемый для получения такой стимульнои информации, например, восприятие формы объекта исследуемого при помощи палочки с завязанными глазами.

ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ — образное отражение пространственных характеристик внешнего мира — восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Особенно существенное участие принимают анализаторы зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств. Для чувственного различения направлений вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево, по-видимому, необходима асимметрия человеческого тела, ибо в роли отправной точки при восприятии пространства выступает тело самого индивида. В частности, ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формируют восприятие направления вверх-вниз, свидетельствуя об отклонении тела от вертикального положения. За счет работы механизмов зрения пространственного формируется восприятие глубины и дали пространства. Механизмы восприятия пространства более поздни филогенетически по сравнении с механизмами восприятия зрительного, они интегрируют соответственную информацию о пространстве, полученную также от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной систем сенсорных. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию (обнаружение, выявление) движения.

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ: МИКРОГЕНЕЗ (микрогенез зрительного восприятия) — последовательные фазы построения образа зрительного объекта, начиная с пространственной и временной локализации предмета восприятия до выделения в нем частных особенностей.

АЛЬБЕДО, ВОСПРИЯТИЕ — использование коэффициента отраженного света по отношению к падающему как первичный сигнал для восприятия яркости стимулов. Так можно сказать, что альбедо кусочка мела и кусочка угля будут одинаковыми, независимо оттого, усиливается освещение или уменьшается, воспринимаемая яркость обоих предметов останется постоянной. Следовательно, восприятие альбедо – основа константности яркости.

Двойственное ВОСПРИЯТИЕ — феномен, заключающийся в том, что при определенных условиях один и тот же физический стимул одновременно может восприниматься и неречевой (психоакустической), и фонетической (речевой) модальностями.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

В психологии восприятие — это… Ощущение и восприятие :: SYL.ru

Процесс познания внешнего мира — одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность. На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий. Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.

Ощущение и восприятие: определения понятий

Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств. Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие — это и есть этот заключительный результат. В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.

Пример разницы восприятия и ощущений

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус – сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока – тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами – одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.

Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение – тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.

Роль ощущений

Психологические теории отводят важное место таким элементарным процессам, как ощущения. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся совокупность сложнейших психических процессов. Не только целостное восприятие не могло бы появиться без ощущений, но также и мышление не могло бы функционировать без опыта соприкосновения с внешними объектами, который они предоставляют.

Механизм ощущений

Восприятие — это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект – источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.

Рецепторы

Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.

Соответственно, располагаются они в органах чувств — глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека – голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.

Проводники

Проводниками, или проводящими путями, называются нервные нити, берущие начало в рецепторах и оканчивающиеся в нервных центрах. Задача этих связей – передавать нервные сигналы от рецепторов к центру анализатора.

Центр

Центр анализатора — это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие — за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.

Таковы особенности восприятия внешнего мира – на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.

Число ощущений

Как уже было замечено, всего человек обладает пятью органами чувств. Однако, согласно современной психологии, свойства восприятия состоят не из пяти, как следовало бы ожидать, а из шести ощущений. Дело в том, что моторика, которую исследователи также классифицируют в качестве источника элементарного познания, не является органом чувств. Это ее свойство добавляет в общую копилку ощущений шестое чувство, называемое кинестетическим.

Зрительные ощущения

Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие. В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, — это визуальный контакт. Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция – весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств – пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний. Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.

Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три – черный, белый и серый.

Слуховые ощущения

Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только. Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны. В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.

Кинестетические ощущения

Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность – ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию. Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно. Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.

Осязательные ощущения

Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком. Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия. Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.

Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.

В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.

Вкусовые ощущения

Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.

Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.

Синестезия ощущений

Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия». Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками. К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.

Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, — это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.

Измерение ощущений

В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.

Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.

Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).

Адаптация органов чувств

Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.

Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая — к слуховым и к переживанию боли.

Формирование восприятия

Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей – в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд. Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие — это не просто сумма собранных в пучок ощущений. Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.

Типы и виды восприятия

В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

Предметность и константность восприятия

Предметность и константность — это свойства восприятия, различаемые современными психологами.

Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени. В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения. Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.

Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека. То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар. Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.

Расстройства восприятия

Дисфункция восприятия вызывает сбои в координации и коммуникации субъекта и объекта. До некоторой степени можно намеренно вызвать такое расстройство, используя особенности человеческой психики.

Этим пользуются, например, фокусники, прибегая к помощи различных инструментов, приспособлений и суммы определенных психологических знаний.

Иной путь воздействия на процесс восприятия – принятие психотропных веществ, вызывающих галлюцинации и видения.

Восприятие

Восприятие – это процесс, включающий организацию, идентификацию и интерпретацию сенсорных входных данных с целью представления и понимания окружающей среды. Когда орган чувств стимулируется, рецепторы посылают сигналы в нервную систему для осуществления восприятия.

Компоненты восприятия

По мнению Алана Сакса и Гэри Джонса (2011), существует три компонента восприятия:
1. Воспринимающий. Это относится к человеку, чье сознание сосредоточено на раздражителе и, таким образом, начинает его воспринимать. Есть много факторов, которые могут влиять на восприятие воспринимающего. Три основных фактора включают мотивационное состояние, эмоциональное состояние и опыт. Все эти факторы, особенно мотивация и эмоции, в значительной степени влияют на то, как человек воспринимает ситуацию. Часто он или она может использовать так называемую «защиту восприятия», что означает, что человек воспринимает только то, что он хочет воспринять, даже если раздражитель воздействует на его или ее органы чувств.

2. Цель . Сюда входит объект восприятия. Это что-то или кто-то, кто воспринимается. Количество информации, собранной органами чувств воспринимающего, влияет на интерпретацию и понимание цели.

3. Ситуация. Факторы окружающей среды, время и степень стимуляции также влияют на процесс восприятия. Эти факторы могут привести к тому, что отдельный стимул останется просто стимулом, а не восприятием, подлежащим интерпретации мозгом. Однако иногда неоднозначный стимул может быть преобразован в одно или несколько восприятий. Когда это происходит, происходит процесс, называемый «мультистабильным восприятием».

Закон Вебера-Фехнера

Старейшим количественным законом восприятия и во всей отрасли психологии является Закон Вебера-Фехнера. Закон был предложен Эрнстом Генрихом Вебером (1795–1878), одним из первых исследователей, которые смогли описать физические раздражители в количественном выражении, и Густавом Теодором Фехнером (1801–1887), немецким психологом-экспериментатором. Закон на самом деле представляет собой комбинацию закона Вебера и закона Фехнера. Вебер утверждает, что едва заметная разница (т. Е. Наименьшее измеримое несоответствие между первичным и вторичным уровнем стимула) пропорциональна величине стимула. С математической точки зрения уравнение для закона Вебера выглядит так:
                                                                      k = ΔI/I
Где: k = константа
               I = интенсивность фона
           ΔI = разница между интенсивностью стимула JND и фоновой интенсивностью.
Между тем теория Фехнера утверждает, что субъективное ощущение пропорционально логарифму интенсивности раздражителя. Оно выражается как:
                                                     S = k log I
Где: S = отнесение стимула к психологическому или дискриминационному континууму                        I = величина стимула

Таким образом, этот комбинированный закон представляет взаимосвязь между интенсивностью или степенью физического стимула и его эффектами восприятия в количественных терминах. Например, закон можно использовать для расчета того, насколько громкость радио должна быть уменьшена, прежде чем воспринимающий это заметит.

Полный номер: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страницу.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Статьи по теме

Страницы по теме: 

cim.mcgill.edu

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Воспринимать значит верить | Psychology Today

Источник: Юрий Лукин/Shutterstock

Единственным настоящим путешествием открытий. .. было бы не посещение чужих земель, а обладание другими глазами, созерцание вселенной глазами другого, сотен других, созерцание сотен вселенных, которые созерцает каждый из них, что каждая из них есть. — Марсель Пруст

Восприятие — это все, и оно ошибочно. Большинство из нас ведет свою повседневную жизнь, полагая, что мы видим мир таким, какой он есть. Наш мозг воспринимает объективную реальность, верно? Ну, не совсем. Все, что мы приносим через наши чувства, интерпретируется через фильтр нашего прошлого опыта.

Понимание ощущения и восприятия

Ощущение – это обнаружение физической энергии нашими органами чувств. Наши глаза, рот, язык, нос и кожа передают необработанные данные посредством процесса преобразования, похожего на преобразование физической энергии, такой как звуковые волны, в электрохимическую энергию, понимаемую мозгом. На данный момент информация одинакова от человека к человеку — она беспристрастна.

Чтобы понять человеческое восприятие, вы должны сначала понять, что вся информация сама по себе бессмысленна. — Бо Лото

Несмотря на смелость заявления доктора Лотто, с точки зрения нейробиологии оно верно. Значение применяется ко всему, от самого простого до самого сложного сенсорного ввода. Интерпретация нашим мозгом необработанной сенсорной информации известна как восприятие. Все, что исходит от наших органов чувств, фильтруется через нашу уникальную систему прошлого опыта в мире. Обычно значение, которое мы применяем, является функциональным и адекватным, если не полностью точным, но иногда наше неточное восприятие создает реальные трудности.

Иллюзии восприятия

Существует множество оптических иллюзий, которые ясно показывают, насколько легко наше восприятие может привести нас к неверным выводам. Психолог Роджер Шепард (1990) продемонстрировал, что наше восприятие может быть неточным, на своей знаменитой настольной демонстрации (см. видео ниже), которая ясно показывает, что наш мозг может обмануть нас, заставив нас воспринимать ошибочное представление о реальности даже в отношении простейших вопросов зрительного восприятия.

Бесчисленные примеры иллюзий можно найти в учебниках по психологии или с помощью поиска в Интернете, но это захватывающее видео безошибочно иллюстрирует, как наш прошлый опыт в мире мешает нашему точному восприятию относительно простого сравнения длины линии.

Как наш мозг обманывается? Мы верим, что наша система восприятия создает точные представления об окружающем мире. Однако наши предположения относительно восприятия не подтверждаются доказательствами. Недостаточное понимание того, как мы воспринимаем мир, было первоначально названо наивным реализмом Ли Россом и его коллегами в XIX веке.90-е. Наивный реализм считается теоретической основой многих когнитивных искажений, таких как фундаментальная ошибка атрибуции, эффект ложного консенсуса и слепое пятно предубеждения.

Иллюзии восприятия бесконечно увлекательны и представляют собой микрокосм потенциально ошибочного человеческого восприятия. Когда мы сталкиваемся с этими иллюзиями, мы сначала верим, что видим точное представление реальности, но удивляемся, как легко наш мозг вводит нас в заблуждение.

Межгрупповой конфликт и наивный реализм

Что происходит, когда мы экстраполируем недостатки нашего восприятия на крупномасштабное человеческое взаимодействие? Слишком часто люди застревают, полагая, что их взгляд на мир является объективной реальностью. Это, конечно, приводит к конфликту с другими людьми, которые не согласны, особенно с теми, кого мы считаем частью чужой группы. Наивный реализм приводит нас к выводу, что мы видим мир объективно — и другие тоже. Когда мы сталкиваемся с людьми, которые не согласны с нами по важным вопросам, мы склонны считать их неосведомленными, иррациональными или предвзятыми.

Почему это происходит? Трудно и неудобно противостоять нашему собственному пониманию мира, особенно если мы не осознаем своей склонности к ошибочным интерпретациям реальности. Большинство людей, вероятно, не задумывались о том, что их мнения о мире фильтруются через призму их уникального восприятия, которое в своей основе предвзято и основано на прошлом опыте.

То, как мы воспринимаем мир и важные вопросы, от воспитания до политики, основано на нашем восприятии. Когда мы начинаем понимать, что опыт других людей в мире сильно различается и влияет на то, как они интерпретируют сложные вопросы, мы начинаем лучше понимать другие точки зрения.

Однако, когда мы общаемся с людьми из другого «племени», мы склонны укрепляться в своих представлениях о реальности. Вместо того, чтобы искать точки соприкосновения — что может быть эффективным методом инициирования изменения убеждений, — мы становимся более племенными и отвергаем любую информацию от нашей конкурирующей группы.

Что мы можем сделать?

Поляризация в нашем современном мире широко распространена и, похоже, усиливается. Определение того, как найти общие черты между группами, может показаться невозможным из-за наивного реализма. Удивительно, но исследователи обнаружили простое вмешательство, которое может способствовать лучшему взаимопониманию между членами соперничающих групп.

Доктор Мейтал Насир (2014) и ее коллеги решили эмпирически исследовать, могут ли люди быть более открытыми для рассказов о своих противниках (вне группы) после вмешательства, которое повышает осведомленность о концепции наивного реализма и последствиях в реальном мире.

Исследователи провели свое исследование в контексте израильско-палестинского конфликта, который является примером хорошо известной упорной борьбы. Их цель заключалась в том, чтобы повысить осведомленность о наивном реализме как универсальном когнитивно-психологическом предубеждении, которое побуждает противников придерживаться коллективного нарратива ингруппы и отвергать нарратив чужой группы во время конфликта.

Результаты исследования показали, что вмешательство — краткий текст, описывающий наивный реализм и его последствия — действительно увеличило открытость для нарративов противника, повысив осведомленность членов экспериментальной группы о когнитивных ограничениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *