ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия
ВОСПРИЯ́ТИЕ, перцепция (лат. perceptio), непосредственно-чувственное отражение окружающего мира человеком и животными. Под В. понимается как сам процесс (или совокупность психофизиологич. процессов), так и его результат (образ). В. – одно из центр. междисциплинарных понятий филос. теории познания, психологии, когнитивной науки, нейрофизиологии и сенсорной физиологии, эстетики, эргономики и некоторых разделов информатики.
Восприятие в истории философии и психологии
В. трактовалось в философии как вид познания, отличный от ощущений («атомов» В., отображающих лишь отд. качества воспринимаемого мира, такие как «холодно», «светло» и т. п.) и мышления. В центре филос. рассмотрения В. были вопросы о специфике В. и об истинности получаемых с помощью органов чувств знаний. Иллюзии восприятия и псевдовосприятие (сновидения, галлюцинации) послужили основой для критики чувственного познания представителями рационализма. Г. В. Лейбниц описал В. (перцепцию) как состояние неясного сознания, постепенно переходящего под влиянием внимания (апперцепции) в состояние отчётливого и осмысленного осознания предмета. И. Кант показал, что нами всегда воспринимается нерасчленимое далее единство чувственных данных и категорий рассудка; всякому акту В. предшествуют, как минимум, априорные категории пространства и времени. В философии эмпиризма отграничение В. от ощущений и от представлений проводилось на базе предположения об объединении ощущений в В. и В. в представления на основе принципа ассоциации (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Для эксперим. исследований В. большое значение имело создание в сер. 19 в. методов измерения интенсивности сенсорных впечатлений Э. Г. Вебером и Г. Фехнером (см. Психофизика), а также измерение скорости проведения нервного раздражения Г. Гельмгольцем и хронометрич. опыты голл. офтальмолога Ф. К. Дондерса. Одновременно происходило уточнение анатомо-физиологич. строения органов чувств и центр. мозговых механизмов анализа сенсорных данных разл. модальностей, выявившее, напр., роль затылочных отделов коры для процессов зрения и верхних височных структур для слуха (К. Бродман).
Доминирующей теорией В. во 2-й пол. 19 в. стала теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, согласно которой В. строится по схеме решения силлогистич. задач: на основе знания типичного соотношения параметров стимула и свойств предметов (большая посылка силлогизма) и знания параметров сенсорного стимула (ощущения – малая посылка) делается очень быстрый, недоступный для осознания вывод о свойствах предметов. Первые науч. наблюдения двигательной активности (движений рук, ощупывающих предмет, и движений глаз), сопровождающей процессы В. , послужили основой для ранних гипотез о сенсомоторной основе В., внимания и сознания (Н. Н. Ланге, Т. Рибо, И. М. Сеченов).
Восприятие в современной психологии
Новый этап изучения В., начатый представителями гештальтпсихологии, определялся двумя поставленными К. Коффкой вопросами: «Почему мы воспринимаем мир именно таким?» и «Почему мы воспринимаем предметы, а не промежутки между ними?». Гештальтпсихологи обнаружили зависимость отд. частей воспринимаемой картины от целого. При устранении общего контекста В. трудности вызывает даже простейшая задача зрительной локализации: неподвижный объект в темноте или в гомогенном поле начинает казаться хаотически движущимся (иллюзия автокинетич. движения). Напротив, если при изменении всех частей сохраняются их структурные отношения, то сохраняется и В. (так, мелодия, проигрываемая в другой тональности, легко узнаётся). При этом мы не только не замечаем, но чаще всего просто не можем определить изменения отд. ощущений.
Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.
Наряду с целостностью для В. характерна константность – относит. независимость свойств воспринимаемых предметов от параметров стимуляции органов
чувств. Напр., при удалении видимого объекта вдвое размеры его проекции на сетчатке также уменьшаются в два раза, однако мы продолжаем видеть его величину неизменной. Согласно гештальттеории, механизмом этой и др. видов константности (направления, цвета, формы и т. д.) служат инвариантные отношения между воспринимаемыми вещами и их окружением, выполняющим функцию системы отсчёта.
М. Вертхаймер выделил 6 законов «перцептивной организации», позже объединённые в единый «закон прегнантности». Объекты, которые (1) расположены близко друг к другу, (2) имеют сходные характеристики яркости и цвета, (3) ограничивают небольшую замкнутую и (4) симметричную область, (5) естественно продолжают друг друга, (6) движутся примерно с равной скоростью в одном направлении, скорее будут восприняты как единое целое, или как фигура, а не как разрозненные элементы фона.
Критика попыток выведения В. из локальных ощущений была продолжена во 2-й пол. 20 в. Дж. Гибсоном и его последователями. Гибсон описал комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий. Напр., на рис. присутствует т. н. градиент величины и плотности (узор брусчатки и колонн по бокам прохода), который в любом естеств. окружении специфицирует глубину оптич. пространства и обычно предоставляет возможность для движения вперёд. В процессе такого продвижения возникает динамический градиент, специфицирующий скорость и направление, в частности, неподвижная центр. точка (фокус градиента) соответствует направлению движения. Для обработки открытых Гибсоном градиентов не требуется умозаключений или памяти, достаточно простой рецепции соответствующей информации.
Идея активного обследования окружения содержится в предложенном Дж. Гибсоном понятии «перцептивных систем», под которыми понимаются не только сенсорные механизмы той или иной модальности, но и всевозможные движения органов чувств и организма, направленные на В. внешнего мира. Роль движений в В. подчёркивается и в теории перцептивных действий, развитой рос. психологами А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломовым. Так, перцептивные действия с использованием кожной и суставно-мышечной чувствительности предполагают разл. виды движений: при восприятии свойств текстуры поверхности предмета это скользящие движения пальцев, твёрдости – давление на поверхность, температуры – статичный контакт, веса – поддержка в ладони без опоры, объёма – охват, формы – сочетание охватывающей поддержки одной рукой и ощупывания контуров другой.
Согласно У. Найссеру, В. – это активный процесс извлечения информации из окружающего мира, который управляется схемами В., иерархически увязанными друг с другом (напр., схема комнаты, дома, улицы, города, мира). А. Н. Леонтьев разработал представление о целостной схеме реальности – образе мира и о его взаимодействии со схемой тела субъекта как о необходимом условии восприятия.
В ряде направлений психологии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельмгольцем В. рассматривалось как процесс, подобный решению интеллектуальных задач и зависящий от развития структур интеллекта (Ж. Пиаже) или особенностей языковых структур (Лингвистической относительности гипотеза). Согласно Дж. Брунеру, В. возможно благодаря процессу категоризации, неосознаваемого осмысления и принятия решения об отнесении воспринимаемого к тому или иному классу объектов или процессов, на основании соотнесения с «перцептивными эталонами», или категориями.
В когнитивной психологии было показано, что В. включает множество внутр. компонентов и этапов переработки информации, среди которых есть как эксплицитные, доступные сознанию, так и имплицитные, бессознательные (см. Подпороговое восприятие). К числу внутр. компонентов В. относятся перцептивные ожидания и внимание к определённым аспектам ситуации. Внимание, как ранее апперцепция, часто считается фактором, который обеспечивает интеграцию отд. признаков в образ целостного предмета. Каждый акт В. оставляет изменения в разл. звеньях процессов переработки информации. Эти изменения имплицитно влияют на В. следующей порции сведений («эффекты прайминга»). Исследования зависимости В. от памяти и перцептивного обучения показали, что адаптация к искажённым условиям В., как правило, оказывается возможной только в условиях собств. двигательной активности наблюдателя.
Изучение онтогенеза человека и животных позволило установить для многих форм В. (напр., для В. речи) наличие сензитивных периодов в первые годы жизни, во время которых повышается чувствительность к определённым факторам среды и происходит интенсивное перцептивное научение. Отсутствие взаимодействия с определёнными факторами среды (напр., отсутствие фонем /р/ и /л/ в япон. яз.) ведёт к выпадению соответствующих перцептивных возможностей. Исследования познават. способностей в дифференциальной психологии показали, что параметры В. и интеллекта относительно независимы друг от друга, но их корреляция существенно усиливается в начале и в конце жизни.
Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии
Нейрокогнитивные исследования В. проводятся на разл. уровнях организации: от молекулярных и нейронных механизмов до целостного поведения и личности. Первичные, вторичные и ассоциативные (интермодальные) зоны каждой из сенсорных систем включают множество нейроанатомич. подсистем, число которых только в случае кортикальных механизмов зрительной системы превышает 30. Выяснены нейронные механизмы зрения и слуха, обеспечивающие В. разнообразных сенсорных признаков, таких как высота тона, ориентация, цвет и т. п. Иерархич. объединение информации о признаках позволяет выделять и идентифицировать предметы и события (категоризация), включать их в контекст эмоционального состояния, наличных потребностей и задач. В случае зрения такое объединение связано с т. н. вентральным потоком переработки информации, который ведёт от первичных и вторичных зон зрительного анализа в затылочных областях коры к её нижневисочным структурам. Другой, дорзальный поток ведёт от затылочных долей (и, возможно, субкортикальных структур) к задним отделам теменных долей и далее в лобные области коры и обеспечивает быструю пространственную локализацию объектов, а также регулирует сенсомоторные взаимодействия с ними. Аналогичные данные об анатомо-функциональном разделении процессов локализации и идентификации получены и в отношении механизмов слухового восприятия.
Важным моментом совр. исследований является математич. моделирование функций В. и реализация таких моделей с помощью компьютерных систем распознавания образов. Распространённым средством моделирования В. служат т. н. искусственные нейронные сети, демонстрирующие возможность обучения и постепенной оптимизации своей работы.
Прикладное значение исследований восприятия
Знание закономерностей В. играет решающую роль для таких областей человеческой деятельности, как искусство, архитектура, дизайн, реклама, пищевая и парфюмерная пром-сть, кино и индустрия звукозаписи и др. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования эстетич. В. детей и подростков. Детальное изучение механизмов нарушений В. в результате заболеваний и локальных поражений мозга, ведущих к агнозии, афазии, глухоте, слепоте, помогает в разработке методов коррекции, усиления и протезирования сенсорных и перцептивных возможностей человека. К большому классу прикладных исследований В. относятся работы по моделированию индивидуальных особенностей В., распознаванию лиц и эмоций. Большое практич. значение имеет создание мультимедийных информац. систем (напр., для индустрии развлечений) и систем виртуальной реальности (напр., разработка тренажёров, имитирующих условия В. и действия в спец. видах проф. деятельности).
Восприятие | Мир Психологии
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие (англ. perception)
- Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).
- Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином Восприятие обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие).
Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «Восприятие» и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. гештальт-психологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение — как абстракция, как результат «препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. — как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А.Н. Леонтьев).
Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей.
В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное восприятие, слуховое (см. слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В. (см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное Восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т.д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т.д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.
У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза).
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность. Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т.д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.
Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т.д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В.
В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.
В поведении и деятельности человека В. — необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность — основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности Восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания действительности.
См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В.П. Зинченко)Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. Рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (см. Аффект, Эмоции).
Следует различать Восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа
Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.
Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается так называемым «законом перцепции» (Н.
Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным В. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на к-рые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию В. и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации.С процессами мышления В. сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, восприятие — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Восприятие — психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных. К расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Восприятие — психический процесс отражения в сознании действительности, способствующий формированию субъективного образа объективного мира. Восприятия интегрируются, слагаются из ощущений (см.). Большинство восприятий имеет комплексный характер и закрепляется в сознании посредством ассоциаций (см.). Объем и полнота восприятий зависят от имеющихся жизненного опыта и знаний. К тому же они и обогащают этот опыт, оставаясь в памяти в виде представлений, постепенно преобразуемых в понятия. Восприятие – вторая ступень познания (после ощущений).
Оксфордский толковый словарь по психологии
Восприятие
- Собирательно – те процессы, которые дают связность и единство сенсорному входу. Это наиболее общее значение термина, охватывающее всю последовательность событий – от представления физического стимула до феноменологического его переживания. Сюда входят физические, физиологические, неврологические, сенсорные, когнитивные и эмоциональные компоненты. Поэтому этот способ употребления термина должен рассматриваться как включающий многие более специализированные и ограниченные значения, которые приводятся ниже.
- осознание органического процесса. Это значение разработано для того, чтобы обратить внимание на восприятие как сознательное событие; фактическое переживание цепи (органических) процессов, задействованной некоторым внешним или внутренним стимулом
- Синтез или слияние элементов ощущения. Это использование встречается в структуралистском (1) подходе.
- Промежуточная переменная, гипотетическое внутреннее событие, которое возникает непосредственно в результате стимуляции сенсорных рецепторов и на которое оказывают влияние уровень влечения и привычки. Это значение, конечно, принадлежит бихевиоризму.
- осознание истинности чего-либо. Этот смысл в значительной степени неспециальный и означает своего рода неявное, интуитивное осознание.
- Обозначение области психологии, которая исследует все процессы, обозначенные в вышеупомянутых значениях.
Не удивительно, что полный диапазон коннотаций этого термина охватывает почти каждый аспект психологии, и существующие теории восприятия являются действительно перспективными. В сущности, изучение восприятия всегда начинается с осознания того факта, что то, что воспринимается, не определяется однозначно физической стимуляцией, но, скорее, организованным комплексом, зависящим от множества других факторов. В то время как нет сомнений, что входящий стимул является существенным элементом того, что, в конечном счете, воспринимается, старый структуралистский аргумент, что восприятие строится совершенно независимо от ощущений, сейчас фактически ни кем не признается.
Ниже приводится беглый обзор факторов, определяющих то, что воспринимается; более важные термины подробнее рассматриваются в других статьях этого словаря.
- а) Внимание. Для того чтобы событие было воспринято, на нем должно быть сосредоточено внимание или оно должно быть замечено. Кроме того, само внимание избирательно, так что обращение внимания на один стимул имеет тенденцию тормозить или подавлять обработку других. См. внимание, феномен вечеринки, обработка информации.
- б) Константность. Перцептивный мир имеет тенденцию остаться таким же, несмотря на значительные изменения входящей сенсорной информации, Книга, на которую смотрят под каким-то углом, все же воспринимается как прямоугольная, хотя сетчаточное изображение отчетливо трапециевидно. См константность, бессознательный вывод.
- в) Мотивация. На то, что воспринимается, оказывает влияние мотиваонное состояние; голодные люди видят в неоднозначных стимулах пище; продукты, которых не видят там сытые люди. См. Новый взгляд, перцептивная защита, перцептивная вигильность.
- г) Организация. Восприятие – не простое соединение сенсорных элементов, оно особым образом организовано в связное целое. См. гештальт и связанные с ним статьи.
- д) Установка. Когнитивная и/или эмоциональная позиция, имеющаяся по отношению к массиву стимула, сильно воздействует на то, что будет воспринято. См. здесь отношение, установка (2).
- е) Научение. Здесь имеются две проблемы. Одна связана с вопросом о том, что в восприятии является врожденным, а что приобретенным через опыт; см. дискуссия о наследственности – среда и нативизм. Другая связана: вопросом о том, каким образом научение изменяет восприятие; см. перцептивное научение.
- ж) Искажение и галлюцинация. Сильные эмоциональные чувства могут значительно искажать восприятие, и галлюцинации могут быть вызваны рядом причин, включая наркотики, недосыпание, сенсорную депривацию, эмоциональный стресс, психоз и т.д. Эти «неправильные восприятия» представляют собой очень интригующую проблему, потому что восприятие, в основном, кажется, исходит скорее «из головы», чем из окружающей среды. См. Галлюцинация.
- з) Иллюзия. Имеется много обстоятельств, при которых то, что воспринимается, не может быть легко предсказано в результате анализа массива физического стимула. См. Иллюзия.
Имеются, конечно, и другие элементы, входящие в изучение восприятия и оказывающие влияние на перцептивные исследования в других областях психологии. Многие из них обсуждаются в следующих статьях. Другие можно найти по алфавитному порядку определяющего термина.
предметная область термина
ОТДАЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ — восприятие стимульного объекта через не-которыи посреднический прибор, обычно не используемый для получения такой стимульнои информации, например, восприятие формы объекта исследуемого при помощи палочки с завязанными глазами.
ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ — образное отражение пространственных характеристик внешнего мира — восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Особенно существенное участие принимают анализаторы зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств. Для чувственного различения направлений вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево, по-видимому, необходима асимметрия человеческого тела, ибо в роли отправной точки при восприятии пространства выступает тело самого индивида. В частности, ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формируют восприятие направления вверх-вниз, свидетельствуя об отклонении тела от вертикального положения. За счет работы механизмов зрения пространственного формируется восприятие глубины и дали пространства. Механизмы восприятия пространства более поздни филогенетически по сравнении с механизмами восприятия зрительного, они интегрируют соответственную информацию о пространстве, полученную также от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной систем сенсорных. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию (обнаружение, выявление) движения.
ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ: МИКРОГЕНЕЗ (микрогенез зрительного восприятия) — последовательные фазы построения образа зрительного объекта, начиная с пространственной и временной локализации предмета восприятия до выделения в нем частных особенностей.
АЛЬБЕДО, ВОСПРИЯТИЕ — использование коэффициента отраженного света по отношению к падающему как первичный сигнал для восприятия яркости стимулов. Так можно сказать, что альбедо кусочка мела и кусочка угля будут одинаковыми, независимо оттого, усиливается освещение или уменьшается, воспринимаемая яркость обоих предметов останется постоянной. Следовательно, восприятие альбедо – основа константности яркости.
Двойственное ВОСПРИЯТИЕ — феномен, заключающийся в том, что при определенных условиях один и тот же физический стимул одновременно может восприниматься и неречевой (психоакустической), и фонетической (речевой) модальностями.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
«Все знают, что психология — это не настоящая наука»: общественное восприятие психологии и то, как мы можем улучшить наши отношения с политиками, научным сообществом и широкой общественностью
. 2015 сен; 70 (6): 527-42.
doi: 10.1037/a0039405.
Кристофер Дж. Фергюсон 1
принадлежность
- 1 Университет Стетсона.
- PMID: 26348335
- DOI: 10.1037/а0039405
Кристофер Дж. Фергюсон. Я психол. 2015 Сентябрь
. 2015 сен; 70 (6): 527-42.
doi: 10.1037/a0039405.
Автор
Кристофер Дж. Фергюсон 1
принадлежность
- 1 Университет Стетсона.
- PMID: 26348335
- DOI: 10.1037/а0039405
Абстрактный
В недавней основополагающей статье Лилиенфельд (2012) утверждал, что психологическая наука сталкивается с проблемой общественного восприятия, которая была вызвана как общественным неправильным представлением о психологии, так и неспособностью психологического научного сообщества отличить себя от поп-психологии и сомнительных терапевтических практик. Анализ Лилиенфельда представляет собой важный и убедительный синопсис внешних проблем, ограничивающих проникновение психологической науки в общественное знание. Настоящая статья расширяет это, исследуя внутренние проблемы или проблемы психологической науки, которые потенциально ограничивают ее влияние на политиков, других ученых и общественность. Эти проблемы варьируются от кризиса репликации и защитных реакций на него, чрезмерного использования политизированных политических заявлений профессиональными группами защиты интересов, такими как Американская психологическая ассоциация (АПА), и продолжающегося чрезмерного доверия механистическим моделям человеческого поведения. Делается вывод о том, что значительные проблемы возникают из-за тенденции психологической науки чрезмерно сообщать механистические концепции, основанные на слабых и часто невоспроизводимых (или невоспроизводимых) данных, которые не резонируют с повседневным опытом широкой публики или строгостью других научных областей. Утверждается, что путь вперед можно увидеть, с одной стороны, в повышении строгости и прозрачности психологической науки и создании теоретических инноваций, которые лучше признают сложность человеческого опыта. (Запись базы данных PsycINFO
(Запись базы данных PsycINFO (c) 2015 APA, все права защищены).
Похожие статьи
Роль предпочитаемых убеждений в скептицизме в отношении психологии.
Ньюман Л.С., Бакина Д.А., Тан Ю. Ньюман Л.С. и соавт. Я психол. 2012 декабрь; 67 (9): 805-6. doi: 10.1037/a0030536. Я психол. 2012. PMID: 23276080
Психология, государственная политика и защита интересов: прошлое, настоящее и будущее.
Гаррисон EG, ДеЛеон PH, Смедли BD. Гаррисон Э.Г. и др. Я психол. 2017 ноябрь;72(8):737-752. дои: 10.1037/amp0000209. Я психол. 2017. PMID: 29172577
Психология по-прежнему остается проблематичной наукой, и общественность это знает.
Тео Т. Тео Т. Я психол. 2012 дек;67(9):807-8. doi: 10.1037/a0030084. Я психол. 2012. PMID: 23276082
Психология, психологи и государственная политика.
McKnight KM, Sechrest L, McKnight PE. Макнайт К.М. и др. Annu Rev Clin Psychol. 2005;1:557-76. doi: 10.1146/annurev.clinpsy.1.102803.144130. Annu Rev Clin Psychol. 2005. PMID: 17716099 Обзор.
Психология должна устать от побед.
Хеффель Г.Дж. Хэффель Г.Дж. R Soc Open Sci. 2022 22 июня; 9 (6): 220099. doi: 10.1098/rsos.220099. электронная коллекция 2022 июнь. R Soc Open Sci. 2022. PMID: 35754994 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Тревожный звонок для исследования усилий по изменению сексуальной ориентации: комментарий к Sullins (2022).
Росик Ч. Росик Ч. Arch Sex Behav. 2022 г., 28 ноября. doi: 10.1007/s10508-022-02481-7. Онлайн перед печатью. Arch Sex Behav. 2022. PMID: 36441370 Аннотация недоступна.
Удивительно воспроизводимые психологические явления (память) в классе: некоторые доказательства общности из исследований малого N.
Имам А.А. Имам АА. БМС Психология. 2022 22 ноября; 10 (1): 274. дои: 10.1186/s40359-022-00982-7. БМС Психология. 2022. PMID: 36419180 Бесплатная статья ЧВК.
Количественная оценка в экспериментальной психологии и прагматической эпистемологии: противоречие между научным императивом и социальным императивом.
Гайон Х. Гайон Х. Фронт Псих. 2021 13 января; 11:603617. doi: 10.3389/fpsyg.2020.603617. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2021. PMID: 33519610 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
Утверждения о распространенности поведения требуют данных о распространенности поведения.
Спилман С.П., МакГанн М. Спилман С.П. и др. Фронт Псих. 2020 19 ноя; 11:594675. doi: 10.3389/fpsyg.2020.594675. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 33329258 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
От редакции: Позитивные организационные вмешательства: современные теории, подходы и приложения.
Ван Зил Л.Э., Ротманн С. ван Зил Л.Э. и соавт. Фронт Псих. 2020 17 нояб.; 11:607053. doi: 10.3389/fpsyg.2020.607053. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 33281691 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
термины MeSH
Психология визуального восприятия
Анкита ханна
Старший специалист по данным
Опубликовано 28 октября 2018 г.
+ Подписаться
Принято считать, что человеческое зрение — чрезвычайно мощная система обработки информации, облегчающая наше взаимодействие с окружающим миром. Мы знаем, что люди воспринимают данные, но мы не уверены в том, как мы это воспринимаем. Мы знаем, что визуализации представляют данные, которые затем воспринимаются, но как эти визуализации воспринимаются?
Психологи также различают два типа процессов восприятия: восходящая обработка и нисходящая обработка.
Обработка снизу вверх также известна как обработка, управляемая данными, поскольку восприятие начинается с самого стимула. Обработка осуществляется в одном направлении от сетчатки к зрительной коре, причем каждый последующий этап зрительного пути выполняет все более сложный анализ входных данных.
Обработка сверху вниз относится к использованию контекстной информации при распознавании образов. Например, понимание сложного почерка легче при чтении полных предложений, чем при чтении отдельных и отдельных слов. Это связано с тем, что значение окружающих слов обеспечивает контекст, помогающий пониманию.
1. Перцептивные гипотезы:Психологи, такие как Герман фон Гельмгольц и Рихард Грегори, исходят из положения, что внешний мир не может быть непосредственно воспринят из-за скудости информации в изображениях на сетчатке. Поскольку информация не дается напрямую, мы должны интерпретировать сенсорные данные, чтобы конструировать предписания. Изображения интерпретируются на основе сохраненных знаний, полученных в процессе обучения.
Гельмгольц считал, что зрительная система делает «бессознательные выводы», которые он позже назвал «индуктивными выводами». Индукция — это процесс вывода общего заключения из отдельных случаев: если все лебеди, которых мы когда-либо видели, белые, мы делаем вывод, что «все лебеди белые». Это тот же процесс, который используется при формировании научных гипотез. Грегори идет дальше и утверждает, что восприятие представляет собой набор гипотез о мире.
Грегори (1970) и теория обработки сверху вниз
Психолог Ричард Грегори (1970) утверждал, что восприятие является конструктивным процессом, основанным на обработке сверху вниз времени, когда он достигает мозга (по оценкам Грегори, около 90% теряется).
Ричард Грегори предположил, что восприятие включает множество проверок гипотез, чтобы понять смысл информации, представляемой органам чувств. Наше восприятие мира — это гипотезы, основанные на прошлом опыте и сохраненной информации.
Очень маловероятные объекты, как правило, ошибочно принимаются за вероятные объектыГрегори продемонстрировал это с полой маской лица (см. видео ниже). Такая маска обычно считается нормальной, даже если человек знает и чувствует настоящую маску
2. Цвет:Существует ли связь между внешним видом объектов и эффективностью их обработки в уме? Было проведено множество исследований, чтобы проверить, может ли цвет влиять на объем памяти человека. Действительно доказано, что люди имеют субъективные предпочтения в отношении определенных типов цветовых отношений, особенно тех, которые гармонируют друг с другом и имеют схожие оттенки (оттенок относится к оттенку цвета, например, ультрамарин, сапфир и темно-синий — все это оттенки синего). ).
Эксперимент Саноки и Сулмана по соотношению цветов
В исследовании, проведенном Томасом Саноки и Ноем Сулманом в прошлом 2011 году, они выдвинули гипотезу о том, что цвета с похожими оттенками могут помочь сохранить информацию в краткосрочной зрительной памяти человека. Зрительная кратковременная память важна для многих умственных процессов, таких как понимание, творчество и планирование визуализации.
Было проведено четыре набора экспериментальных испытаний с использованием как гармоничных, так и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании наблюдателям предъявляли два набора цветовых шаблонов и просили сравнить их, каждое испытание отличается количеством цветных квадратов для проверки различных требований к емкости кратковременной зрительной памяти.