Восприятие в психологии это: Восприятие — Психологос

ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия

ВОСПРИЯ́ТИЕ, пер­цеп­ция (лат. perceptio), не­по­сред­ст­вен­но-чув­ст­вен­ное от­ра­же­ние ок­ру­жаю­ще­го ми­ра че­ло­ве­ком и жи­вот­ны­ми. Под В. по­ни­ма­ет­ся как сам про­цесс (или со­во­куп­ность пси­хо­фи­зио­ло­гич. про­цес­сов), так и его ре­зуль­тат (образ). В. – од­но из центр. меж­дис­ци­п­ли­нар­ных по­ня­тий фи­лос. тео­рии по­зна­ния, пси­хо­ло­гии, ког­ни­тив­ной нау­ки, ней­ро­фи­зио­ло­гии и сен­сор­ной фи­зио­ло­гии, эс­те­ти­ки, эр­го­но­ми­ки и не­ко­то­рых раз­де­лов ин­фор­ма­ти­ки.

Восприятие в истории философии и психологии

В. трак­то­ва­лось в фи­ло­софии как вид по­зна­ния, от­лич­ный от ощу­ще­ний («ато­мов» В., ото­бра­жаю­щих лишь отд. ка­че­ст­ва вос­при­ни­мае­мо­го ми­ра, та­кие как «хо­лод­но», «свет­ло» и т. п.) и мыш­ле­ния. В цен­тре фи­лос. рас­смот­ре­ния В. бы­ли во­про­сы о спе­ци­фике В. и об ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых с помо­щью ор­га­нов чувств зна­ний. Ил­лю­зии вос­при­ятия и псев­до­вос­прия­тие (сно­ви­де­ния, гал­лю­ци­на­ции) по­слу­жи­ли ос­но­вой для кри­ти­ки чув­ст­вен­но­го по­зна­ния пред­ста­ви­те­ля­ми ра­цио­на­лиз­ма. Г. В. Лейб­ниц опи­сал В. (пер­цеп­цию) как со­стоя­ние не­яс­но­го соз­на­ния, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дя­ще­го под влия­ни­ем вни­ма­ния (ап­пер­цеп­ции) в со­стоя­ние от­чёт­ли­во­го и ос­мыс­лен­но­го осоз­на­ния пред­ме­та. И. Кант по­ка­зал, что на­ми все­гда вос­при­ни­ма­ет­ся не­рас­чле­ни­мое да­лее един­ст­во чув­ст­вен­ных дан­ных и ка­те­го­рий рас­суд­ка; вся­ко­му ак­ту В. пред­ше­ст­ву­ют, как ми­ни­мум, ап­ри­ор­ные ка­тего­рии про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. В фи­лосо­фии эм­пи­риз­ма от­гра­ни­че­ние В. от ощу­ще­ний и от пред­став­ле­ний про­во­ди­лось на ба­зе пред­по­ло­же­ния об объ­е­ди­не­нии ощу­ще­ний в В. и В. в пред­став­ле­ния на ос­но­ве прин­ци­па ас­со­циа­ции (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Для экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний В. боль­шое зна­че­ние име­ло соз­да­ние в сер. 19 в. ме­то­дов из­ме­ре­ния ин­тен­сив­но­сти сен­сор­ных впе­чат­ле­ний Э. Г. Ве­бе­ром и Г. Фех­не­ром (см. Пси­хо­фи­зи­ка), а так­же из­ме­ре­ние ско­ро­сти про­ве­де­ния нерв­но­го раз­дра­же­ния Г.  Гельм­голь­цем и хро­но­мет­рич. опы­ты голл. оф­таль­мо­ло­га Ф. К. Дон­дер­са. Од­но­вре­мен­но про­ис­хо­ди­ло уточ­не­ние ана­то­мо-фи­зио­ло­гич. строе­ния ор­га­нов чувств и центр. моз­говых ме­ха­низ­мов ана­ли­за сен­сор­ных дан­ных разл. мо­даль­но­стей, вы­явив­шее, напр., роль за­ты­лоч­ных от­де­лов ко­ры для про­цес­сов зре­ния и верх­них ви­соч­ных струк­тур для слу­ха (К. Брод­ман).

До­ми­ни­рую­щей тео­ри­ей В. во 2-й пол. 19 в. ста­ла тео­рия бес­соз­на­тель­ных умо­зак­лю­че­ний Г. Гельм­голь­ца, со­глас­но ко­то­рой В. стро­ит­ся по схе­ме ре­ше­ния сил­ло­ги­стич. за­дач: на ос­но­ве зна­ния ти­пич­но­го со­от­но­ше­ния па­ра­мет­ров сти­му­ла и свойств пред­ме­тов (боль­шая по­сыл­ка сил­ло­гиз­ма) и зна­ния па­ра­метров сен­сор­но­го сти­му­ла (ощу­ще­ния – ма­лая по­сыл­ка) де­ла­ет­ся очень бы­ст­рый, не­дос­туп­ный для осоз­на­ния вы­вод о свой­ст­вах пред­ме­тов. Пер­вые на­уч. на­блю­де­ния дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти (дви­же­ний рук, ощу­пы­ваю­щих пред­мет, и дви­же­ний глаз), со­про­во­ж­даю­щей про­цес­сы В. , по­слу­жи­ли ос­но­вой для ран­них ги­по­тез о сен­со­мо­тор­ной ос­но­ве В., вни­ма­ния и соз­на­ния (Н. Н. Лан­ге, Т. Ри­бо, И. М. Се­че­нов).

Восприятие в современной психологии

Но­вый этап изу­че­ния В., на­ча­тый пред­ста­ви­те­ля­ми геш­тальт­пси­хо­ло­гии, оп­ре­де­лял­ся дву­мя по­став­лен­ными К. Коф­фкой во­про­са­ми: «По­че­му мы вос­при­ни­ма­ем мир имен­но та­ким?» и «По­че­му мы вос­при­ни­ма­ем пред­ме­ты, а не про­ме­жут­ки ме­ж­ду ни­ми?». Ге­штальт­пси­хо­ло­ги об­на­ру­жи­ли за­ви­си­мость отд. час­тей вос­при­ни­мае­мой кар­ти­ны от це­ло­го. При уст­ра­не­нии об­ще­го кон­тек­ста В. труд­но­сти вы­зы­ва­ет да­же про­стей­шая за­да­ча зри­тель­ной ло­ка­ли­за­ции: не­под­виж­ный объ­ект в тем­но­те или в го­мо­ген­ном по­ле на­чи­на­ет ка­зать­ся хао­тиче­ски дви­жу­щим­ся (ил­лю­зия ав­то­ки­не­тич. дви­же­ния). На­про­тив, ес­ли при из­ме­не­нии всех час­тей со­хра­ня­ют­ся их струк­тур­ные от­но­ше­ния, то со­хра­ня­ет­ся и В. (так, ме­ло­дия, про­иг­ры­вае­мая в дру­гой то­наль­но­сти, лег­ко уз­на­ёт­ся). При этом мы не толь­ко не за­ме­ча­ем, но ча­ще все­го про­сто не мо­жем оп­ре­де­лить из­ме­не­ния отд. ощу­ще­ний.

Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.

На­ря­ду с це­ло­ст­но­стью для В. ха­рак­тер­на кон­стант­ность – от­но­сит. не­за­ви­си­мость свойств вос­при­ни­мае­мых пред­ме­тов от па­ра­мет­ров сти­му­ля­ции ор­га­нов

чувств. Напр., при уда­ле­нии ви­ди­мо­го объ­ек­та вдвое раз­ме­ры его про­ек­ции на сет­чат­ке так­же умень­ша­ют­ся в два раза, од­на­ко мы про­дол­жа­ем ви­деть его ве­ли­чи­ну не­из­мен­ной. Со­глас­но геш­тальт­тео­рии, ме­ха­низ­мом этой и др. ви­дов кон­стант­но­сти (на­прав­ле­ния, цве­та, фор­мы и т. д.) слу­жат ин­ва­ри­ант­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду вос­при­ни­мае­мы­ми ве­ща­ми и их ок­ру­же­ни­ем, вы­пол­няю­щим функ­цию сис­те­мы от­счё­та.

М. Верт­хай­мер вы­де­лил 6 за­ко­нов «пер­цеп­тив­ной ор­га­ни­за­ции», поз­же объ­е­ди­нён­ные в еди­ный «за­кон пре­гнант­но­сти». Объ­ек­ты, ко­то­рые (1) рас­по­ло­же­ны близ­ко друг к дру­гу, (2) име­ют сход­ные ха­рак­те­ри­сти­ки яр­ко­сти и цве­та, (3) ог­ра­ни­чи­ва­ют не­боль­шую замк­ну­тую и (4) сим­мет­рич­ную об­ласть, (5) ес­те­ст­вен­но про­дол­жа­ют друг дру­га, (6) дви­жут­ся при­мер­но с рав­ной ско­ро­стью в од­ном на­прав­ле­нии, ско­рее бу­дут вос­при­ня­ты как еди­ное це­лое, или как фи­гу­ра, а не как раз­роз­нен­ные эле­мен­ты фо­на.

Кри­ти­ка по­пы­ток вы­ве­де­ния В. из ло­каль­ных ощу­ще­ний бы­ла про­дол­же­на во 2-й пол. 20 в. Дж. Гиб­со­ном и его по­сле­до­ва­те­ля­ми. Гиб­сон опи­сал ком­плекс­ные пе­ре­мен­ные сти­му­ля­ции, спе­ци­фи­ци­рую­щие для под­виж­но­го ор­га­низ­ма объ­ек­тив­ные свой­ст­ва сре­ды, пред­ме­тов и со­бы­тий. Напр., на рис. при­сут­ст­вует т. н. гра­ди­ент ве­ли­чи­ны и плот­но­сти (узор брус­чат­ки и ко­лонн по бо­кам про­хо­да), ко­то­рый в лю­бом ес­теств. окру­же­нии спе­ци­фи­ци­ру­ет глу­би­ну оп­тич. про­стран­ст­ва и обыч­но пре­дос­тав­ля­ет воз­мож­ность для дви­же­ния впе­рёд. В про­цес­се та­ко­го про­дви­же­ния воз­ника­ет ди­на­мический гра­ди­ент, спе­ци­фи­ци­рую­щий ско­рость и на­прав­ле­ние, в ча­ст­но­сти, не­под­виж­ная центр. точ­ка (фо­кус гра­ди­ен­та) со­от­вет­ст­ву­ет на­прав­ле­нию дви­же­ния. Для об­ра­бот­ки от­кры­тых Гиб­со­ном гра­ди­ен­тов не тре­бу­ет­ся умо­зак­лю­че­ний или па­мя­ти, дос­та­точ­но про­стой ре­цеп­ции со­от­вет­ст­вую­щей ин­фор­ма­ции.

Идея ак­тив­но­го об­сле­до­ва­ния ок­ру­же­ния со­дер­жит­ся в пред­ло­жен­ном Дж. Гиб­со­ном по­ня­тии «пер­цеп­тив­ных сис­тем», под ко­то­ры­ми по­ни­ма­ют­ся не толь­ко сен­сор­ные ме­ха­низ­мы той или иной мо­даль­но­сти, но и все­воз­мож­ные дви­же­ния ор­га­нов чувств и ор­га­низ­ма, на­прав­лен­ные на В. внеш­не­го ми­ра. Роль дви­же­ний в В. под­чёр­ки­ва­ет­ся и в тео­рии пер­цеп­тив­ных дей­ст­вий, раз­ви­той рос. пси­хо­ло­га­ми А. В. За­по­рож­цем, В. П. Зин­чен­ко, Б. Ф. Ло­мо­вым. Так, пер­цеп­тив­ные дей­ст­вия с ис­поль­зо­ва­ни­ем кож­ной и сус­тав­но-мы­шеч­ной чув­ст­ви­тель­но­сти пред­по­ла­га­ют разл. ви­ды дви­же­ний: при вос­при­ятии свойств тек­сту­ры по­верх­но­сти пред­ме­та это сколь­зя­щие дви­же­ния паль­цев, твёр­до­сти – дав­ле­ние на по­верх­ность, тем­пе­ра­ту­ры – ста­тич­ный кон­такт, ве­са – под­держ­ка в ла­до­ни без опо­ры, объ­ё­ма – ох­ват, фор­мы – со­че­та­ние ох­ва­ты­ваю­щей под­держ­ки од­ной ру­кой и ощу­пы­ва­ния кон­ту­ров дру­гой.

Со­глас­но У. Найс­се­ру, В. – это ак­тив­ный про­цесс из­вле­че­ния ин­фор­ма­ции из ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, ко­то­рый управ­ля­ет­ся схе­ма­ми В., ие­рар­хи­че­ски увя­зан­ны­ми друг с дру­гом (напр., схе­ма ком­на­ты, до­ма, ули­цы, го­ро­да, ми­ра). А. Н. Ле­он­ть­ев раз­ра­бо­тал пред­став­ле­ние о це­ло­ст­ной схе­ме ре­аль­но­сти – обра­зе ми­ра и о его взаи­мо­дей­ст­вии со схе­мой те­ла субъ­ек­та как о не­об­хо­ди­мом ус­ло­вии вос­при­ятия.

В ря­де на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельм­голь­цем В. рас­смат­ри­ва­лось как про­цесс, по­доб­ный ре­ше­нию ин­тел­лек­ту­аль­ных за­дач и за­ви­ся­щий от раз­ви­тия струк­тур ин­тел­лек­та (Ж. Пиа­же) или осо­бен­но­стей язы­ко­вых струк­тур (Лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти ги­по­те­за). Со­глас­но Дж. Бру­не­ру, В. воз­мож­но бла­го­да­ря про­цес­су ка­те­го­ри­за­ции, не­осоз­на­вае­мо­го ос­мыс­ле­ния и при­ня­тия ре­ше­ния об от­не­се­нии вос­при­ни­мае­мо­го к то­му или ино­му клас­су объ­ек­тов или про­цес­сов, на ос­но­ва­нии со­от­не­се­ния с «пер­цеп­тив­ны­ми эта­ло­на­ми», или ка­те­го­рия­ми.

В ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии бы­ло по­ка­за­но, что В. вклю­ча­ет мно­же­ст­во внутр. ком­по­нен­тов и эта­пов пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, сре­ди ко­то­рых есть как экс­пли­цит­ные, дос­туп­ные соз­на­нию, так и им­пли­цит­ные, бес­соз­на­тель­ные (см. Под­по­ро­го­вое вос­при­ятие). К чис­лу внутр. ком­по­нен­тов В. от­но­сят­ся пер­цеп­тив­ные ожи­да­ния и вни­ма­ние к оп­ре­де­лён­ным ас­пек­там си­туа­ции. Вни­ма­ние, как ра­нее ап­пер­цеп­ция, час­то счи­та­ет­ся фак­то­ром, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ин­те­гра­цию отд. при­зна­ков в об­раз це­ло­ст­но­го пред­ме­та. Ка­ж­дый акт В. ос­тав­ля­ет из­ме­не­ния в разл. звень­ях про­цес­сов пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. Эти из­ме­не­ния им­пли­цит­но влия­ют на В. сле­дую­щей пор­ции све­де­ний («эф­фек­ты прай­мин­га»). Ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти В. от па­мя­ти и пер­цеп­тив­но­го обу­че­ния по­каза­ли, что адап­та­ция к ис­ка­жён­ным ус­ло­ви­ям В., как пра­ви­ло, ока­зы­ва­ет­ся воз­мож­ной толь­ко в ус­ло­ви­ях собств. дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти на­блю­да­те­ля.

Изу­че­ние он­то­ге­не­за че­ло­ве­ка и жи­вот­ных по­зво­ли­ло ус­та­но­вить для мно­гих форм В. (напр., для В. ре­чи) на­личие сен­зи­тив­ных пе­рио­дов в пер­вые го­ды жиз­ни, во вре­мя ко­то­рых по­вы­ша­ет­ся чув­ст­ви­тель­ность к оп­ре­де­лён­ным фак­то­рам сре­ды и про­ис­хо­дит ин­тен­сив­ное пер­цеп­тив­ное нау­че­ние. От­сут­ст­вие взаи­мо­дей­ст­вия с оп­ре­де­лён­ны­ми фак­то­ра­ми сре­ды (напр., от­сут­ст­вие фо­нем /р/ и /л/ в япон. яз.) ве­дёт к вы­па­де­нию со­от­вет­ст­вую­щих пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей. Ис­сле­до­ва­ния по­зна­ват. спо­соб­но­стей в диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии по­ка­за­ли, что па­ра­мет­ры В. и ин­тел­лек­та от­но­си­тель­но не­за­ви­симы друг от дру­га, но их кор­ре­ля­ция су­ще­ст­вен­но уси­ли­ва­ет­ся в на­ча­ле и в кон­це жиз­ни.

Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии

­ Ней­ро­ког­ни­тив­ные ис­сле­до­ва­ния В. про­во­дят­ся на разл. уров­нях ор­га­ни­за­ции: от мо­ле­ку­ляр­ных и ней­рон­ных ме­ха­низ­мов до це­ло­ст­но­го по­ве­де­ния и лич­но­сти. Пер­вич­ные, вто­рич­ные и ас­со­циа­тив­ные (ин­тер­мо­даль­ные) зо­ны ка­ж­дой из сен­сор­ных сис­тем вклю­ча­ют мно­же­ст­во ней­роа­на­то­мич. под­сис­тем, чис­ло ко­то­рых толь­ко в слу­чае кор­ти­каль­ных ме­ха­низ­мов зри­тель­ной сис­те­мы пре­вы­ша­ет 30. Вы­яс­не­ны ней­рон­ные ме­ха­низ­мы зре­ния и слу­ха, обес­пе­чи­ваю­щие В. раз­но­об­раз­ных сен­сор­ных при­зна­ков, та­ких как вы­со­та то­на, ори­ен­та­ция, цвет и т. п. Ие­рар­хич. объ­е­ди­не­ние ин­фор­ма­ции о при­зна­ках по­зво­ля­ет вы­де­лять и иден­ти­фи­ци­ро­вать пред­ме­ты и со­бы­тия (ка­те­го­ри­за­ция), вклю­чать их в кон­текст эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния, на­лич­ных по­треб­но­стей и за­дач. В слу­чае зре­ния та­кое объ­е­ди­не­ние свя­за­но с т. н. вен­траль­ным по­то­ком пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, ко­то­рый ве­дёт от пер­вич­ных и вто­рич­ных зон зри­тель­но­го ана­ли­за в за­ты­лоч­ных об­лас­тях ко­ры к её ниж­не­ви­соч­ным струк­ту­рам. Дру­гой, дор­заль­ный по­ток ве­дёт от за­ты­лоч­ных до­лей (и, воз­мож­но, суб­кор­ти­каль­ных струк­тур) к зад­ним от­де­лам те­мен­ных до­лей и да­лее в лоб­ные об­лас­ти ко­ры и обес­пе­чи­ва­ет бы­ст­рую про­стран­ст­вен­ную ло­ка­ли­за­цию объ­ек­тов, а так­же ре­гу­ли­ру­ет сен­со­мо­тор­ные взаи­мо­дей­ст­вия с ни­ми. Ана­ло­гич­ные дан­ные об ана­то­мо-функ­цио­наль­ном раз­де­ле­нии про­цес­сов ло­ка­ли­за­ции и иден­ти­фи­ка­ции по­лу­че­ны и в от­но­ше­нии ме­ха­низ­мов слу­хо­во­го вос­при­ятия.

Важ­ным мо­мен­том совр. ис­сле­до­ва­ний яв­ля­ет­ся ма­те­ма­тич. мо­де­ли­ро­ва­ние функ­ций В. и реа­ли­за­ция та­ких мо­де­лей с по­мо­щью ком­пь­ю­тер­ных сис­тем рас­по­зна­ва­ния об­ра­зов. Рас­про­стра­нён­ным сред­ст­вом мо­де­ли­ро­ва­ния В. слу­жат т. н. ис­кус­ст­вен­ные ней­рон­ные се­ти, де­мон­ст­ри­рую­щие воз­мож­ность обу­че­ния и по­сте­пен­ной оп­ти­ми­за­ции сво­ей ра­бо­ты.

Прикладное значение исследований восприятия

Зна­ние за­ко­но­мер­но­стей В. иг­ра­ет ре­шаю­щую роль для та­ких об­лас­тей че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как ис­кус­ст­во, ар­хи­тек­ту­ра, ди­зайн, рек­ла­ма, пи­ще­вая и пар­фю­мер­ная пром-сть, ки­но и ин­ду­ст­рия зву­ко­за­пи­си и др. Важ­ное зна­че­ние име­ет ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния эс­те­тич. В. де­тей и под­ро­ст­ков. Де­таль­ное изу­че­ние ме­ха­низ­мов на­ру­ше­ний В. в ре­зуль­та­те за­бо­ле­ва­ний и ло­каль­ных по­ра­же­ний моз­га, ве­ду­щих к аг­но­зии, афа­зии, глу­хо­те, сле­по­те, по­мо­га­ет в раз­ра­бот­ке ме­то­дов кор­рек­ции, уси­ле­ния и про­те­зи­ро­ва­ния сен­сор­ных и пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. К боль­шо­му клас­су при­клад­ных ис­сле­до­ва­ний В. от­но­сят­ся ра­бо­ты по мо­де­ли­ро­ва­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей В., рас­по­зна­ва­нию лиц и эмо­ций. Боль­шое прак­тич. зна­че­ние име­ет соз­да­ние муль­ти­ме­дий­ных ин­фор­мац. сис­тем (напр., для ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний) и сис­тем вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти (напр., раз­ра­бот­ка тре­на­жё­ров, ими­ти­рую­щих ус­ло­вия В. и дей­ст­вия в спец. ви­дах проф. дея­тель­но­сти).

Восприятие | Мир Психологии

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие (англ. perception)

  1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).
  2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином Восприятие обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие).

Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «Восприятие» и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. гештальт-психологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение — как абстракция, как результат «препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. — как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А.Н. Леонтьев).

Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей.

В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное восприятие, слуховое (см. слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В. (см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное Восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т.д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т.д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.

У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза).

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность. Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т.д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т.д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В.

Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.

В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.

В поведении и деятельности человека В. — необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность — основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности Восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания действительности.

См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. Рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (см. Аффект, Эмоции).

Следует различать Восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа

(от лат. perceptio — восприятие) является включенность В. в процессы практической деятельности, общения и научного исследования.

Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.

Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается так называемым «законом перцепции» (Н.

Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным В. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на к-рые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию В. и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации.

С процессами мышления В. сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, восприятие — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Восприятие — психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных. К расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Восприятие — психический процесс отражения в сознании действительности, способствующий формированию субъективного образа объективного мира. Восприятия интегрируются, слагаются из ощущений (см.). Большинство восприятий имеет комплексный характер и закрепляется в сознании посредством ассоциаций (см.). Объем и полнота восприятий зависят от имеющихся жизненного опыта и знаний. К тому же они и обогащают этот опыт, оставаясь в памяти в виде представлений, постепенно преобразуемых в понятия. Восприятие – вторая ступень познания (после ощущений).

Оксфордский толковый словарь по психологии

Восприятие

  1. Собирательно – те процессы, которые дают связность и единство сенсорному входу. Это наиболее общее значение термина, охватывающее всю последовательность событий – от представления физического стимула до феноменологического его переживания. Сюда входят физические, физиологические, неврологические, сенсорные, когнитивные и эмоциональные компоненты. Поэтому этот способ употребления термина должен рассматриваться как включающий многие более специализированные и ограниченные значения, которые приводятся ниже.
  2. осознание органического процесса. Это значение разработано для того, чтобы обратить внимание на восприятие как сознательное событие; фактическое переживание цепи (органических) процессов, задействованной некоторым внешним или внутренним стимулом
  3. Синтез или слияние элементов ощущения. Это использование встречается в структуралистском (1) подходе.
  4. Промежуточная переменная, гипотетическое внутреннее событие, которое возникает непосредственно в результате стимуляции сенсорных рецепторов и на которое оказывают влияние уровень влечения и привычки. Это значение, конечно, принадлежит бихевиоризму.
  5. осознание истинности чего-либо. Этот смысл в значительной степени неспециальный и означает своего рода неявное, интуитивное осознание.
  6. Обозначение области психологии, которая исследует все процессы, обозначенные в вышеупомянутых значениях.

Не удивительно, что полный диапазон коннотаций этого термина охватывает почти каждый аспект психологии, и существующие теории восприятия являются действительно перспективными. В сущности, изучение восприятия всегда начинается с осознания того факта, что то, что воспринимается, не определяется однозначно физической стимуляцией, но, скорее, организованным комплексом, зависящим от множества других факторов. В то время как нет сомнений, что входящий стимул является существенным элементом того, что, в конечном счете, воспринимается, старый структуралистский аргумент, что восприятие строится совершенно независимо от ощущений, сейчас фактически ни кем не признается.

Ниже приводится беглый обзор факторов, определяющих то, что воспринимается; более важные термины подробнее рассматриваются в других статьях этого словаря.

  • а) Внимание. Для того чтобы событие было воспринято, на нем должно быть сосредоточено внимание или оно должно быть замечено. Кроме того, само внимание избирательно, так что обращение внимания на один стимул имеет тенденцию тормозить или подавлять обработку других. См. внимание, феномен вечеринки, обработка информации.
  • б) Константность. Перцептивный мир имеет тенденцию остаться таким же, несмотря на значительные изменения входящей сенсорной информации, Книга, на которую смотрят под каким-то углом, все же воспринимается как прямоугольная, хотя сетчаточное изображение отчетливо трапециевидно. См константность, бессознательный вывод.
  • в) Мотивация. На то, что воспринимается, оказывает влияние мотиваонное состояние; голодные люди видят в неоднозначных стимулах пище; продукты, которых не видят там сытые люди. См. Новый взгляд, перцептивная защита, перцептивная вигильность.
  • г) Организация. Восприятие – не простое соединение сенсорных элементов, оно особым образом организовано в связное целое. См. гештальт и связанные с ним статьи.
  • д) Установка. Когнитивная и/или эмоциональная позиция, имеющаяся по отношению к массиву стимула, сильно воздействует на то, что будет воспринято. См. здесь отношение, установка (2).
  • е) Научение. Здесь имеются две проблемы. Одна связана с вопросом о том, что в восприятии является врожденным, а что приобретенным через опыт; см. дискуссия о наследственности – среда и нативизм. Другая связана: вопросом о том, каким образом научение изменяет восприятие; см. перцептивное научение.
  • ж) Искажение и галлюцинация. Сильные эмоциональные чувства могут значительно искажать восприятие, и галлюцинации могут быть вызваны рядом причин, включая наркотики, недосыпание, сенсорную депривацию, эмоциональный стресс, психоз и т.д. Эти «неправильные восприятия» представляют собой очень интригующую проблему, потому что восприятие, в основном, кажется, исходит скорее «из головы», чем из окружающей среды. См. Галлюцинация.
  • з) Иллюзия. Имеется много обстоятельств, при которых то, что воспринимается, не может быть легко предсказано в результате анализа массива физического стимула. См. Иллюзия.

Имеются, конечно, и другие элементы, входящие в изучение восприятия и оказывающие влияние на перцептивные исследования в других областях психологии. Многие из них обсуждаются в следующих статьях. Другие можно найти по алфавитному порядку определяющего термина.

предметная область термина

ОТДАЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ  — восприятие стимульного объекта через не-которыи посреднический прибор, обычно не используемый для получения такой стимульнои информации, например, восприятие формы объекта исследуемого при помощи палочки с завязанными глазами.

ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ — образное отражение пространственных характеристик внешнего мира — восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Особенно существенное участие принимают анализаторы зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств. Для чувственного различения направлений вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево, по-видимому, необходима асимметрия человеческого тела, ибо в роли отправной точки при восприятии пространства выступает тело самого индивида. В частности, ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формируют восприятие направления вверх-вниз, свидетельствуя об отклонении тела от вертикального положения. За счет работы механизмов зрения пространственного формируется восприятие глубины и дали пространства. Механизмы восприятия пространства более поздни филогенетически по сравнении с механизмами восприятия зрительного, они интегрируют соответственную информацию о пространстве, полученную также от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной систем сенсорных. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию (обнаружение, выявление) движения.

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ: МИКРОГЕНЕЗ (микрогенез зрительного восприятия) — последовательные фазы построения образа зрительного объекта, начиная с пространственной и временной локализации предмета восприятия до выделения в нем частных особенностей.

АЛЬБЕДО, ВОСПРИЯТИЕ — использование коэффициента отраженного света по отношению к падающему как первичный сигнал для восприятия яркости стимулов. Так можно сказать, что альбедо кусочка мела и кусочка угля будут одинаковыми, независимо оттого, усиливается освещение или уменьшается, воспринимаемая яркость обоих предметов останется постоянной. Следовательно, восприятие альбедо – основа константности яркости.

Двойственное ВОСПРИЯТИЕ — феномен, заключающийся в том, что при определенных условиях один и тот же физический стимул одновременно может восприниматься и неречевой (психоакустической), и фонетической (речевой) модальностями.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

«Все знают, что психология — это не настоящая наука»: общественное восприятие психологии и то, как мы можем улучшить наши отношения с политиками, научным сообществом и широкой общественностью

. 2015 сен; 70 (6): 527-42.

doi: 10.1037/a0039405.

Кристофер Дж. Фергюсон 1

принадлежность

  • 1 Университет Стетсона.
  • PMID: 26348335
  • DOI: 10.1037/а0039405

Кристофер Дж. Фергюсон. Я психол. 2015 Сентябрь

. 2015 сен; 70 (6): 527-42.

doi: 10.1037/a0039405.

Автор

Кристофер Дж. Фергюсон 1

принадлежность

  • 1 Университет Стетсона.
  • PMID: 26348335
  • DOI: 10.1037/а0039405

Абстрактный

В недавней основополагающей статье Лилиенфельд (2012) утверждал, что психологическая наука сталкивается с проблемой общественного восприятия, которая была вызвана как общественным неправильным представлением о психологии, так и неспособностью психологического научного сообщества отличить себя от поп-психологии и сомнительных терапевтических практик. Анализ Лилиенфельда представляет собой важный и убедительный синопсис внешних проблем, ограничивающих проникновение психологической науки в общественное знание. Настоящая статья расширяет это, исследуя внутренние проблемы или проблемы психологической науки, которые потенциально ограничивают ее влияние на политиков, других ученых и общественность. Эти проблемы варьируются от кризиса репликации и защитных реакций на него, чрезмерного использования политизированных политических заявлений профессиональными группами защиты интересов, такими как Американская психологическая ассоциация (АПА), и продолжающегося чрезмерного доверия механистическим моделям человеческого поведения. Делается вывод о том, что значительные проблемы возникают из-за тенденции психологической науки чрезмерно сообщать механистические концепции, основанные на слабых и часто невоспроизводимых (или невоспроизводимых) данных, которые не резонируют с повседневным опытом широкой публики или строгостью других научных областей. Утверждается, что путь вперед можно увидеть, с одной стороны, в повышении строгости и прозрачности психологической науки и создании теоретических инноваций, которые лучше признают сложность человеческого опыта. (Запись базы данных PsycINFO

(Запись базы данных PsycINFO (c) 2015 APA, все права защищены).

Похожие статьи

  • Роль предпочитаемых убеждений в скептицизме в отношении психологии.

    Ньюман Л.С., Бакина Д.А., Тан Ю. Ньюман Л.С. и соавт. Я психол. 2012 декабрь; 67 (9): 805-6. doi: 10.1037/a0030536. Я психол. 2012. PMID: 23276080

  • Психология, государственная политика и защита интересов: прошлое, настоящее и будущее.

    Гаррисон EG, ДеЛеон PH, Смедли BD. Гаррисон Э.Г. и др. Я психол. 2017 ноябрь;72(8):737-752. дои: 10.1037/amp0000209. Я психол. 2017. PMID: 29172577

  • Психология по-прежнему остается проблематичной наукой, и общественность это знает.

    Тео Т. Тео Т. Я психол. 2012 дек;67(9):807-8. doi: 10.1037/a0030084. Я психол. 2012. PMID: 23276082

  • Психология, психологи и государственная политика.

    McKnight KM, Sechrest L, McKnight PE. Макнайт К.М. и др. Annu Rev Clin Psychol. 2005;1:557-76. doi: 10.1146/annurev.clinpsy.1.102803.144130. Annu Rev Clin Psychol. 2005. PMID: 17716099 Обзор.

  • Психология должна устать от побед.

    Хеффель Г.Дж. Хэффель Г.Дж. R Soc Open Sci. 2022 22 июня; 9 (6): 220099. doi: 10.1098/rsos.220099. электронная коллекция 2022 июнь. R Soc Open Sci. 2022. PMID: 35754994 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Тревожный звонок для исследования усилий по изменению сексуальной ориентации: комментарий к Sullins (2022).

    Росик Ч. Росик Ч. Arch Sex Behav. 2022 г., 28 ноября. doi: 10.1007/s10508-022-02481-7. Онлайн перед печатью. Arch Sex Behav. 2022. PMID: 36441370 Аннотация недоступна.

  • Удивительно воспроизводимые психологические явления (память) в классе: некоторые доказательства общности из исследований малого N.

    Имам А.А. Имам АА. БМС Психология. 2022 22 ноября; 10 (1): 274. дои: 10.1186/s40359-022-00982-7. БМС Психология. 2022. PMID: 36419180 Бесплатная статья ЧВК.

  • Количественная оценка в экспериментальной психологии и прагматической эпистемологии: противоречие между научным императивом и социальным императивом.

    Гайон Х. Гайон Х. Фронт Псих. 2021 13 января; 11:603617. doi: 10.3389/fpsyg.2020.603617. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2021. PMID: 33519610 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Утверждения о распространенности поведения требуют данных о распространенности поведения.

    Спилман С.П., МакГанн М. Спилман С.П. и др. Фронт Псих. 2020 19 ноя; 11:594675. doi: 10.3389/fpsyg.2020.594675. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 33329258 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • От редакции: Позитивные организационные вмешательства: современные теории, подходы и приложения.

    Ван Зил Л.Э., Ротманн С. ван Зил Л.Э. и соавт. Фронт Псих. 2020 17 нояб.; 11:607053. doi: 10.3389/fpsyg.2020.607053. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 33281691 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Психология визуального восприятия

Анкита ханна

Старший специалист по данным

Опубликовано 28 октября 2018 г.

+ Подписаться

Принято считать, что человеческое зрение — чрезвычайно мощная система обработки информации, облегчающая наше взаимодействие с окружающим миром. Мы знаем, что люди воспринимают данные, но мы не уверены в том, как мы это воспринимаем. Мы знаем, что визуализации представляют данные, которые затем воспринимаются, но как эти визуализации воспринимаются?

Психологи также различают два типа процессов восприятия: восходящая обработка и нисходящая обработка.

Обработка снизу вверх  также известна как обработка, управляемая данными, поскольку восприятие начинается с самого стимула. Обработка осуществляется в одном направлении от сетчатки к зрительной коре, причем каждый последующий этап зрительного пути выполняет все более сложный анализ входных данных.

Обработка сверху вниз  относится к использованию контекстной информации при распознавании образов. Например, понимание сложного почерка легче при чтении полных предложений, чем при чтении отдельных и отдельных слов. Это связано с тем, что значение окружающих слов обеспечивает контекст, помогающий пониманию.

1. Перцептивные гипотезы:

Психологи, такие как Герман фон Гельмгольц и Рихард Грегори, исходят из положения, что внешний мир не может быть непосредственно воспринят из-за скудости информации в изображениях на сетчатке. Поскольку информация не дается напрямую, мы должны интерпретировать сенсорные данные, чтобы конструировать предписания. Изображения интерпретируются на основе сохраненных знаний, полученных в процессе обучения.

Гельмгольц считал, что зрительная система делает «бессознательные выводы», которые он позже назвал «индуктивными выводами». Индукция — это процесс вывода общего заключения из отдельных случаев: если все лебеди, которых мы когда-либо видели, белые, мы делаем вывод, что «все лебеди белые». Это тот же процесс, который используется при формировании научных гипотез. Грегори идет дальше и утверждает, что восприятие представляет собой набор гипотез о мире.

Грегори (1970) и теория обработки сверху вниз

Психолог Ричард Грегори (1970) утверждал, что восприятие является конструктивным процессом, основанным на обработке сверху вниз времени, когда он достигает мозга (по оценкам Грегори, около 90% теряется).

Ричард Грегори предположил, что восприятие включает множество проверок гипотез, чтобы понять смысл информации, представляемой органам чувств. Наше восприятие мира — это гипотезы, основанные на прошлом опыте и сохраненной информации.

Очень маловероятные объекты, как правило, ошибочно принимаются за вероятные объекты

Грегори продемонстрировал это с полой маской лица (см. видео ниже). Такая маска обычно считается нормальной, даже если человек знает и чувствует настоящую маску

2. Цвет:

Существует ли связь между внешним видом объектов и эффективностью их обработки в уме? Было проведено множество исследований, чтобы проверить, может ли цвет влиять на объем памяти человека. Действительно доказано, что люди имеют субъективные предпочтения в отношении определенных типов цветовых отношений, особенно тех, которые гармонируют друг с другом и имеют схожие оттенки (оттенок относится к оттенку цвета, например, ультрамарин, сапфир и темно-синий — все это оттенки синего). ).

  Эксперимент Саноки и Сулмана по соотношению цветов

В исследовании, проведенном Томасом Саноки и Ноем Сулманом в прошлом 2011 году, они выдвинули гипотезу о том, что цвета с похожими оттенками могут помочь сохранить информацию в краткосрочной зрительной памяти человека. Зрительная кратковременная память важна для многих умственных процессов, таких как понимание, творчество и планирование визуализации.

Было проведено четыре набора экспериментальных испытаний с использованием как гармоничных, так и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании наблюдателям предъявляли два набора цветовых шаблонов и просили сравнить их, каждое испытание отличается количеством цветных квадратов для проверки различных требований к емкости кратковременной зрительной памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *